УДК 3 7 8.1
Г. В. Самусева
Профессиональное самоопределение студентов в условиях компетентностного подхода
В статье раскрыта технология педагогического сопровождения, а также критериальнодиагностический инструментарий профессионального самоопределения студентов в условиях компетентностного подхода в образовании.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, компетентностный подход, профессиональная адаптация, профессиональное становление.
G. V. 8ативеуа
Professional self-determination of students in conditions of a competence approach
The article considers the technology of pedagogical support, and criteria-diagnostic tools of professional self-determination of students in conditions of a competence approach in education.
Keywords: professional self-determination competence approach professional adaptation, professional formation.
условиях преобразований в сфере профессиональной занятости населения, появления конкуренции на рынке труда психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления студентов представляется чрезвычайно перспективным направлением деятельности. В рамках данной проблематики актуальным является подготовка студентов к построению профессиональной карьеры, поскольку образовательные учреждения имеют значительные возможности в реализации практико-ориентированного обучения.
Целью профессионального самоопределения студентов в условия учебных заведений среднего и высшего профессионального уровня является создание специальных условий для формирования успешного профессионального самоопределения, профессионального сознания и трудоустройства обучающихся, оказание помощи в планировании профессиональной карьеры обучающихся [1]. Планирование профессиональной карьеры студентов должно осуществляться комплексно, с привлечением всех участников образовательного процесса (студентов, педагогов, психологов, представителей работодателя).
В условиях компетентностного подхода педагогическую поддержку в профессиональном самоопределении студентов рассматривают не просто как поддержку конкретного профессионального выбора (или последовательной серии
выборов), но и как особую организацию образовательной деятельности, нацеленную на формирование ряда определенных компетенций [25]. Эти компетенции, обозначенные в качестве ожидаемых результатов образования в новых Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования, обеспечивают самостоятельность и ответственность профессионального выбора человека, понимание им смысла и социальной миссии избранной сферы профессиональной деятельности, готовность к профессиональной мобильности и непрерывному образованию и самообразованию [6].
Достижение поставленных целей профессионального самоопределения студентов возможно при проведении мониторинговых исследований, которые позволяют рассматривать процесс планирования профессиональной карьеры студента через призму психолого-педагогического анализа, а результаты мониторинга выступают в качестве информационной основы для принятия управленческих решений и проектирования профессионального роста и карьеры будущих специалистов. В качестве источников и способов получения объективной информации могут быть выбраны следующие методы исследования: анализ особенностей организации образовательного процесса и содержания учебно-методического обеспечения (учебные планы, программы профессиональных практик и др.); наблюдение;
анкетирование; беседы; тестирование; анализ результатов учебно-производственной деятельности студентов; лонгитюдный анализ; математическая и статистическая обработка данных.
В рамках исследования профессионального самоопределения студентов в Воронежском государственном педагогическом университете была проведена диагностика учебной мотивации студентов колледжа пятых курсов физико-математического факультета по методики А.А. Реан и В.А. Якунин (модификация Н.Ц. Бадмаевой), и получены следующие результаты: на первом месте у студентов — коммуникативные мотивы (коммуникативный критерий профессионального становления) — у 98%; на втором месте — профессиональные мотивы (методический критерий профессионального становления) — у 89%; далее по степени сформированное™ у студентов ВГПУ были выявлены мотивы творческой самореализации (исследо-вательско-рефлексивный критерий профессионального становления) — у 83%; на четвертом месте по степени сформированности у студентов расположились учебно-познавательные мотивы (следующие критерии профессиональной
эффективности: овладение основами теории и практики педагогической деятельности и способность осуществлять педагогическую деятельность) — у 68%; далее расположились социальные мотивы (организационно-управленческий критерий профессионального становления) — у 55%; и, наконец, мотивы престижа (мотивационно-ценностный компонент профессионального становления) и мотивы избегания занимают последнее место по степени сформированности у студентов — у 25% и 21% соответственно.
Данная контрольно-оценочная деятельность позволяет предвидеть возможные пути регулирования управлением психолого-педагогическо-го сопровождения студентов, направленные на поддержку и развитие положительных тенденций процесса планирования профессиональной карьеры, а также позволит повысить качество профессионального образования, что, в конечном итоге, приведет к успешной адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности, построению собственной профессиональной карьеры, повышению конкурентоспособности и востребованности выпускников на рынке труда.
1.
2.
10.
11.
12.
ЛИТЕРАТУРА
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев.- М.: Книга по Требованию, 2012. - С.32.
Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов В.В. Сериков // Педагогика, 2003. - № 10. - С. 8-14.
Самусева Г.В. Диагностика готовности учащихся к реализации позиции субъекта учебной деятельности // Перспективы науки и образования, 2013. - №1. - С.14-22.
Самусева Г.В. Проблема становления личностного опыта младших школьников в учебно-воспитательном процессе // Перспективы науки и образования, 2013. - №2. - С.40-48.
Самусева Г.В. Методические рекомендации по использованию критериально-диагностического инструментария для изучения готовности обучающихся к реализации опыта проявления позиции субъекта учебной деятельности // Перспективы науки и образования, 2013. - №6. С.40-48.
Славгородская Е.Л. Активные средства организации учебно-профессиональной деятельности студентов // Перспективы науки и образования, 2013. - №3. - С.96-105.
Малышева Е.М. Развитие воспитательного потенциала семей младших школьников // Перспективы науки и образования, 2013. - №2. - С.145-149.
Матюшенко С.В. Предмет педагогики на современном этапе: эволюция и перспективы // Перспективы науки и образования, 2013. - №5. - С.60-66.
Остапенко Г. С., Самусева Г.В. Психологическая диагностика и психолого-педагогическое сопровождение становления личностного опыта младших школьников // Мир психологии, 2008. - №2. - С.167-172.
Остапенко Г.С., Павлова Е.А. Развитие когнитивно-поведенческих конструктов личности младших школьников на психогимнастических тренировках // Культура физическая и здоровье, 2008. - №5. - С.25-27.
Остапенко Г.С., Козлова Т.А. Профессионально-педагогические компетенции современного учителя в контексте личностно ориентированного образования // Вестник Воронежского государственного технического университета , 2013. - №3-2(9). - С.60-62.
Остапенко Г.С., Капустин А.Н. Психолого-педагогическое сопровождение в формировании профессиональной компетентности студентов педагогического вуза // Мир образования - Образование в мире, 2009. - №1. - С.214-219.
REFERENCES
Leont'ev A.N. Deiatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow, Kniga po Trebovaniiu, 2012. -p.32.
Serikov V.V. Competence-based model: from the idea to the educational program. Pedagogika - Pedagogy, 2003, no.10, pp.8-14 (in Russian).
Samuseva G.V. Diagnosis of readiness of schoolchildren to realization of a position ofthe subject of educational activity. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of Science and Education, 2013, no.1, pp.14-22 (in Russian).
Samuseva G.V Problem of formation of the personality experience of younger schoolchildren in the educational process. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of Science and Education, 2013, no.2, p.40-48 (in Russian).
Samuseva G. V. Diagnostics of readiness of schoolchildren to realization of a position of the subject of educational activity Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of Science and Education, 2013, no.6, p.106-111. (in Russian).
Slavgorodskaia E.L. Powered tools training and organization of students professional. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of Science and Education, 2013, no.3, p.96-105 (in Russian).
Malysheva E.M. The development of educational potential ofthe families ofjunior schoolchildren. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of Science and Education, 2013, no.2, p.145-149 (in Russian).
Matiushenko S.V. The subject at the present stage: evolution and perspectives. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of
1
2
3
4
5
6
7
8
pnojournal.wordpress.com 118
Перспективы Науки и Образования, 2014, №1
Science and Education, 2013, no.5, p.60-66 (in Russian).
9. Ostapenko G.S., Samuseva G.V. Pychological diagnostics and psychological and pedagogical support of the becoming of personal experience of junior high schoolers. Mirpsikhologii - World of psychology, 2008, no.2, pp.167-172 (in Russian).
10. Ostapenko G.S., Pavlova E.A. Development of cognitive-behavioral constructs of the personality of children in primary school on psycho-gymnastic training. Kul'tura fizicheskaia i zdorov'e - Physical culture and health, 2008, no.5, pp.25-27 (in Russian).
11. Ostapenko G.S., Kozlova T.A. Vocational-pedagogical competence of teachers in the context of child-centered education. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta - Vestnik of Voronezh state technical University, 2013, no.3-2(9), pp.60-62 (in Russian).
12. Ostapenko G.S., Kapustin A.N. Psychological and pedagogical support in the formation of professional competence of students of pedagogical institutes. Mir obrazovaniia. Obrazovanie v mire - World of education. Education in the world, 2009, no.l, pp.214-219 (in Russian).
Информация об авторе
Самусева Галина Викторовна
(Россия, Воронеж)
Кандидат педагогических наук. Преподаватель. Воронежский государственный профессионально-педагогический колледж. E-mail: [email protected]
Information about the author
Samuseva Galina Viktorovna
Vocational-Training College. E-mail: [email protected]
Ph.D. in Pedagogy, Lecturer.
(Russia, Voronezh)
Voronezh State