Г
СоВетник, 2014
Роман Иванович ОСТАПЕНКО
Кандидат педагогических наук Преподаватель кафедры математики Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е.Ж у к о в с к о г о и Ю.А.Гагарина (Воронеж)
Заместитель директора по науке и инновациям ООО “Экологическая помощь”.
Заместитель председателя общественного ф содействия развитию Воронежской области. E-mail: [email protected]
о н д а
УДК 378.14
Р.И.Остапенко
Управление процессом формирования информационно-математической компетентности студентов вузов посредством самодиагностики
Введено понятие «самодиагностика», которое рассматривается как средство включения студентов в учебно-исследовательскую деятельность и как одно из условий управления процессом по формированию их информационно-математической компетентности. Описан ход практического занятия, проведенного со студентами-психологами по курсу «Математические методы в психологии» с использованием самодиагностики. Автор приходит к выводу о необходимости проведения занятий со студентами в контексте их будущей профессиональной деятельности и при широком практическом применении современного компьютерного программного обеспечения.
Ключевые слова: самодиагностика, самопознание, управление, исследовательская деятельность, математическая компетентность, математическая подготовка студентов, интерактивное обучение, статистический анализ данных, моделирование структурными уравнениями.
R.I.Ostapenko
Managing the process of the formation of information and mathematical competence University students through
self-diagnosis
The concept of «self-test», which is seen as a means of inclusion of students in research and
l psychology» using
the conclusion about the necessity to conduct employment with students in the context of their future professional activity and wide practical application of modern computer software.
Keywords: self-test, self-knowledge, management, research, mathematical competence, mathematical training of students, interactive training, statistical data analysis, structural equation modeling.
*—-у ^необходимость самореализации
у ^ человека в процессе обучения и \У воспитания, реализации его идей
и приобретению личностного опыта деятельности указывает на актуальность рассмотрения роли самодиагностики в педагогической деятельности. Создание условий для актуализации механизмов самопознания и самофор-мирования человека является одной из важнейших задач образовательных учреждений. В процессе преподавания, одним из средств выступает самодиагностика, способствующая включения студентов в учебно-исследовательскую деятельность.
Термин «самодиагностика» отсутствует в научной литературе, но интуитивно близок к понятиям самоизмерения, самоисследования, самоизучения, а в более широком смысле к самопознанию, рефлексии как самоосознанию, познанию себя. В буквальном смысле слова, самодиагностика - это самотестирование с использованием какого-либо педагогического или психологического теста, обладающего признаками кратковременности, простоты и допускающего дальнейшую обработку статистическими методами.
Идея самопонимания и саморазвития является одной из ключевых как в гуманистической, личностно-ориентированной педагогике, так и в педагогической антропологии. Как пишет Б. М. Бим-Бад: «Цель умственного образования - прохождение человеком пути от смутных к ясным понятиям, в частности, к ясному пониманию человеком самого себя. А для этого необходимо снабдить его искусством рефлексии, отслеживания собственных познавательных действий, душевных движений, желаний, отношений и т.д.» [1]. Самопознание понимается как «процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми и т. п.» [8, с.5]. В гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Родждерс) самопознание рассматривается как необходимое условие личностного роста, саморазвития и самоактуализации личности. Самопознание - это средство овладения собственным опытом, наиболее полного использования своих возможностей, способностей в жизни и деятельности либо как средство управления другими людьми [8, с.8].
Принцип актуализации «самости» в личностно-ориентированной педагогической теории нашел свое отражение в работах А. В. Хуторского [19], в частности, в трактовке понятия «индивидуальная образовательная траектория». Индивидуальная образовательная траектория рассматривается как индивидуальный путь каждого учащегося по
самореализации. Под самореализацией понимаются процессы личностного развития и трансляции личностью своего содержания другим людям и культуре через созидательные и коммуникативные процессы [6, с.150]. В итоге каждый учащийся развивает собственные познавательные качества и создает личностно-значимые продукты: гипотезы, исследования и т.д.
Процесс управления индивидуальными учебно-исследовательскими траекториями имеет тесную связь с принципами личностноориентированного образования. В частности, в процессе самодиагностики, обеспечивается возможность субъективного личностного познания учащимися отдельных разделов учебного материала. Самодиагностика, как средство включения студентов в учебно-исследовательскую деятельность и дальнейшему управлению ею, органично согласуется с принципами первичности образовательной продукции учащегося, ситуативности обучения, образовательной рефлексии.
Реализация компетентностного подхода, которая «.. .должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) ...» [18], может также осуществляться в процессе самодиагностики.
В статье рассматриваются особенности управления учебно-исследовательской деятельностью студентов в рамках дисциплины «Математические методы в психологии». Как правило, на занятиях по математической статистике, математике и информатике студенты при решении профессионально-ориентированных задач пользуются взятыми из учебника данными (сконструированными или реальными). На наш взгляд, при использовании математических методов, а также в исследовательской форме деятельности должны принимать активное участие сами студенты: быть как субъектами исследовательской деятельности, так и «объектами» получения исходной информации для анализа данных. Именно здесь самодиагностика выступает как важное средство включения студентов в исследовательскую деятельность и несет в себе элементы интерактивности, самореализации и убедительной силы в необходимости использования математики. Положительным является то, что в процессе совместной работы со студентами открывается огромный простор для фантазии и творчества преподавателя по разработке интересных и эффективных занятий, организации деятельности учащихся [13].
Кратко рассмотрим ход практического занятия на тему «Введение в структурное моделирование» проводимое со студентами-пси-хологами по курсу «Математические методы в психологии» с использованием самодиагностики [10]. Цель занятия: на основе полученных групповых данных, закрепить навыки вычисления коэффициентов корреляции, регрессии и построения структурных схем.
Участникам раздаются бланки методик: а) тест «Исследование тревожности (опросник Спилбергера); б) методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге. В процессе раздачи бланков и ознакомления с методиками, студенты обсуждают с преподавателем возможные связи между такими понятиями как «стрессоу-стойчивость» и «тревожность», «личностная тревожность» и «ситуативная тревожность». Методика Холмса и Раге основана на подсчете различных событий, случившихся с человеком за последний год. Далее преподаватель формулирует рабочую гипотезу о причинноследственной связи между стрессоустойчиво-стью и тревожностью, а именно «чем выше у человека стрессоустойчивость, тем его ниже тревожность или чем ниже стрессоу-стойчивость - тем выше тревожность». Затем
Chi-square/df = 0,301; p = 0,
группе предлагается пройти два теста и, подсчитав собственные результаты, передать их преподавателю для совместного анализа. Полученные данные, группируются и обрабатываются с помощью компьютерной программы, например, Excel или SPSS. Как правило, коэффициенты корреляции между шкалами оказываются статистически значимыми, что позволяет судить о высокой связи уровня тревожности со степенью стресса. В этом случае, подтверждается гипотеза о том, что чем выше степень стресса, который получили студенты за определенный период времени, тем выше их личностная и ситуативная тревожность. Далее, студенты, на основе полученных данных, с помощью модуля AMOS SPSS представляют собственные путевые (причинноследственные) модели и проводят оценку их качества.
Наиболее удачная модель, полученная на основе вышерассмотренной задачи, изображена на рисунке. Показано, что низкая стрессоустойчивость (т.е. большое число событий произошло с человеком) прямо пропорционально связана с ситуативной тревожностью (СТ), которая, в свою очередь, положительно связана с личностной тревожностью (ЛТ).
,Л
'; CFI = 1,000; RMSEA = 0,000
Рис. Путевая модель
Основываясь на значениях критериев, используемых для оценки качества модели [17], т.е. соответствия ее исходным данным (СЫ-square/df; CFI; ЯМБЕА), студенты могут делать вывод о том, какая из моделей обеспечивает лучшее согласие с экспериментальными данными.
Автором статьи был разработан ряд практических упражнений с использованием самодиагностики по темам: «Средние величины», «Дисперсия», «Корреляция» (На основе самодиагностики группы по росту и весу), «Факторный анализ» («Я-реальное, Я-идеальное,
Я-глазами других»), «Многомерное шкалирование» («Моя система ценностных ориентаций»); ролевых игр «Отцы и дети», «Иерархия ценностей как связующее звено» [10, 13].
Разработанные упражнения базируются на принципах ситуативности и интерактивности, которые указывают на построение образовательного процесса, предполагающего самореализацию и самоопределение студентов, открытость, ориентацию на «живое знание» и совместную деятельность.
При реализации занятий с использованием самодиагностики мы пришли к выво-
<^№/
ду, что проведение подобных мероприятий ских и информационных методов в будущей
должно осуществляться при определенных профессиональной деятельности с помощью
условиях, а именно: а) при организации про- компьютерных средств [11, 16].
цесса обучения в контексте будущей профес- Таким образом, самодиагностика являет-
сиональной деятельности; б) при широком ся важным средством включения студентов
практическом применении современных ин- в исследовательскую деятельность и даль-
формационных технологий и программного нейшего управления ею. При проведении
обеспечения. занятий такого типа должны быть заранее
Самодиагностика может рассматривать- спроектированы определенные «траекто-
ся как необходимое условие формирования рии», позволяющие переходить от самодиаг-
математической компетентности, где под ностики к решению профессионально-при-
математической компетентностью будущего кладных задач, а далее к дополнительным
специалиста понимается его способность и исследовательским заданиям (проектам) для
готовность к использованию математиче- самостоятельной работы студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бим-Бад Б. М. Антропологические основы образования [Электронный ресурс]. URL - http://www.bim-bad.ru/ biblioteka/article_full.php?aid=95&binn_rubrik_pl_articles=101 (дата обращения: 4.02.2014).
2. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование. - 2011. - №4. URL: http://technomag.edu.ru/doc/172651.html (дата обращения: 4.02.2014).
3. Капустин А.Н., Остапенко Р.И. Использование Интернет-ресурсов в процессе решения математических задач студентами вузов // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 1 (33). - С. 34.
4. Капустин А.Н. Роль статистических методов в деятельности педагогов-психологов, психологов и социальных работников [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013. № 5. URL: http://pnojournal. wordpress.com/archive (дата обращения: 4.02.2014).
5. Корнеева Л. Интерактивные методы обучения // Высшее образование в России. - 2004. - №12. - С. 105-108.
6. Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А.Маслоу // Вопросы психологии, 1987. - № 3. -С.150-158.
7. Лобанов Ю.И., Колосов Д.Э. Самообразование в условиях информационного общества // Управление образованием: теория и практика, 2012. - № 3(7). - С.93-100.
8. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 256 с.
9. Остапенко Р.И. Латентное в социо-гуманитарном знании: понятие и классификация // Современные научные исследования и инновации. - 2012. - № 7 (15). - С. 5.
10. Остапенко Р.И. Формирование математической компетентности студентов-психологов в условиях самодиагностики по курсу «Математические основы психологии» // Перспективы науки и образования. -2013. - № 6. - С. 91-96.
11. Остапенко Р.И. Методические аспекты формирования информационно-математической компетентности студентов гуманитарных специальностей // Современные научные исследования и инновации. - 2013. - № 5 (25). - С. 29.
12. Остапенко Р.И. Структурное моделирование в науке и образовании: краткий обзор и перспективы развития // Современные научные исследования и инновации. 2013. - № 9 (29). - С. 30.
13. Остапенко Р.И. Самодиагностика как условие формирования математической компетентности студентов психологических специальностей // Современные научные исследования и инновации. 2013. №10(30). С. 44.
14. Остапенко Р.И. Использование структурных уравнений в моделировании процессов управления образованием // Управление образованием: теория и практика. 2013. - № 4 (12). - С. 1-8.
15. Остапенко Р.И., Остапенко А.И. Использование методов моделирования структурными уравнениями в области управления образованием // Государственный советник. - 2013. - № 4. - С. 112-118.
16. Остапенко Р.И. О корректности применения количественных методов в психолого-педагогических исследованиях // Современные научные исследования и инновации. - 2011. - № 3. - С. 6.
17. Остапенко Р.И. Особенности моделирования латентных изменений с помощью AMOS SPSS // Перспективы науки и образования. - 2014. - № 1 (7). - С. 89-95.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 Психология (квалификация (степень) "бакалавр") - (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.05.2011 n 1975). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/3/20111115115246.pdf (дата обращения: 27.10.2013).
19. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001. - 544 с.
20. Остапенко Р.И. Краткий обзор и перспективы развития методов стуктурного моделирования в отечественной науке и практике // Перспективы науки и образования. - 2013. - № 5. - С. 56-59.
21. Остапенко Р.И. Формирование математической компетентности будущих педагогов-психологов: дисс .. канд. пед. наук. - Воронеж, 2009. - 199 с.
REFERENCES
1. Bim-Bad B. M. Antropologicheskie osnovy obrazovaniia [Anthropological basics of education]. Available at: http:// www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=95&binn_rubrik_pl_articles=101 (accessed 30.03.2014).
2. Dvulichanskaia N.N. Interactive methods of training as means of formation of key competencies. Nauka i obrazovanie - Science and education, 2011, no.4. Available at: http://technomag.edu.ru/doc/172651.html (accessed 30.03.2014).
3. Kapustin A.N., Ostapenko R.I. Use of Internet resources in the process of solving mathematical problems students of higher educational institutions. Sovremennye nauchnye issledovaniia i innovatsii - Modern scientific research and innovation, 2014, no.1(33), p. 34 (in Russian).
4. Kapustin A.N. The role of statistical methods in the activity of teachers-psychologists, psychologists and social workers. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.5. Available at: http://pnojournal. wordpress.com/archive (accessed 30 March 2014).
5. Korneeva L. Interactive learning methods. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher education in Russia, 2004, no.12, pp. 105-108 (in Russian).
6. Leont'ev D.A. Development of the idea of self-actualization in the works A. Maslow. Voprosy psikhologii - Questions of psychology, 1987, no.3. pp.150-158 (in Russian).
7. Lobanov Iu.I., Kolosov D.E. Self-education in the information society. Upravlenie obrazovaniem: teoriia i praktika -Education Management: theory and practice, 2012, no.3(7), pp.93-100 (in Russian).
8. Maralov V. G. Osnovy samopoznaniia i samorazvitiia: Ucheb. posobie dlia stud. sred. ped. ucheb, zavedenii [Basics of self-knowledge and self-development: Textbook for students]. Moscow, Akademiia, 2004. 256 p.
9. Ostapenko R.I. Latent in socio-humanitarian knowledge: concepts and classification. Sovremennye nauchnye issledovaniia i innovatsii - Modern scientific research and innovation, 2012, no.7(15), p.5 (in Russian).
10. Ostapenko R.I. Forming of the mathematical competence of students-psychologists in conditions of self-diagnosis in the course "Mathematical basics in psychology". Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.6, p. 91-96 (in Russian).
11. Ostapenko R.I. Methodical aspects of forming of information-mathematical competence of students of humanitarian specialties. Sovremennye nauchnye issledovaniia i innovatsii - Modern scientific research and innovation, 2013, no.5(25), p. 29 (in Russian).
12. Ostapenko R.I. Structural modeling in science and education: overview and perspectives of development. Sovremennye nauchnye issledovaniia i innovatsii - Modern scientific research and innovation, 2013, no.9(29), p.30 (in Russian).
13. Ostapenko R.I. Self-diagnosis as a condition of forming of the mathematical competence of students of psychological specialties. Sovremennye nauchnye issledovaniia i innovatsii - Modern scientific research and innovation, 2013, no.10(30), p. 44 (in Russian).
14. Ostapenko R.I. Using the methods of structural equation modeling in the field of education management. Upravlenie obrazovaniem: teoriia i praktika - Management education: theory and practice, 2013, no.4(12), pp. 1-8 (in Russian).
15. Ostapenko R.I., Ostapenko A.I. Using the methods of structural equation modeling in the field of education management. Gosudarstvennyi sovetnik - State Counsellor, 2013, no.4, pp. 112-118 (in Russian).
16. Ostapenko R.I. About the correctness of the application of quantitative methods in psychological-pedagogical studies. Sovremennye nauchnye issledovaniia i innovatsii - Modern scientific research and innovation, 2011, no.3, p. 6 (in Russian).
17. Ostapenko R.I. Features of modeling of latent changes using AMOS SPSS. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2014, no.1 (7), pp. 89-95 (in Russian).
18. Federal state educational standard of Higher professional education on a direction of preparation 030300 Psychology (qualification (degree) "bachelor") - (in red. of Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of may 31, 2011 n 1975). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/3/20111115115246 .pdf (accessed 30 March 2014).
19. Khutorskoi A.V Sovremennaia didaktika: Uchebnik dlia vuzov [Modern didactics: textbook for high schools]. Saint Petersburg, Piter, 2001. 544 p.
20. Ostapenko R.I. Brief overview and prospects of development of methods of structural modeling in science and practice. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.5, pp.56-59 (in Russian).
21. Ostapenko R.I. Formirovanie matematicheskoi kompetentnosti budushchikh pedagogov-psikhologov: diss .. kand. ped. nauk. [Forming of the mathematical competence of the future teachers-psychologists: Diss .. Cand. Ped. Sciences]. Voronezh, 2009. 199 p.
Информация об авторе:
Остапенко Роман Иванович
(Россия, Воронеж)
Кандидат педагогических наук Преподаватель кафедры математики Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина (Воронеж) E-mail: [email protected]
Information about the author: Ostapenko Roman Ivanovich
(Russia, Voronezh)
Ph.D. in Pedagogy Lecturer of the Department of Mathematics Zhukovsky-Gagarin Air Force Academy E-mail: [email protected]