Научная статья на тему 'Изучение сплоченности военного коллектива с помощью математических методов'

Изучение сплоченности военного коллектива с помощью математических методов Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
955
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЛОЧЕННОСТЬ / ВОЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ / КУРСАНТЫ / СОЦИОМЕТРИЯ / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / ГРАФ / СОЦИОМАТРИЦА / COHESION / MILITARY STAFF / CADETS / SOCIOMETRY / MATHEMATICAL METHODS / GRAPH / SOCIOMATRIX

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Остапенко Роман Иванович, Небольсин Александр Александрович

На основе данных социометрического опроса, проведенного среди курсантов военного вуза, изучается степень сплоченности коллектива. При обработке данных используется программа MS Excel и строится граф взаимных положительных выборов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study cohesion of the military staff with the use of mathematical methods

On the basis of the sociometric poll conducted among the cadets of the military Institute, examines the extent to team unity. Uses MS Excel and graph is built mutual positive elections

Текст научной работы на тему «Изучение сплоченности военного коллектива с помощью математических методов»

УДК 311; 316.6; 51-77

Р. И. Остапенко, А. А. Небольсин

Ызучение сплоченности военного коллектива с помощью математических методов

Qla основе данных социометрического опроса., проведенного среди курсантов военного вуза, изучается степень сплоченности коллектива. с^ри обработке данных используется программа. SxceC и строится граф взаимных положительных выборов

Ключевые слова: сплоченность, военный коллектив, курсанты, социометрия,

математические методы, граф, социоматрица

R. I. Ostapenko, A. A. Nebol'sin

yhe study cohesion oft the mifataZy stafy with the use oft mathematical methods

On the basis oft the sociometzic poCC conducted, among the cadets oft the miCitaZy institute, examines the extent to team unity. Uses SxceC and gZaph is buiCt mutuaC positive

ejections

Keywords: cohesion, miCitaZy stafcfj, cadets, sociometZy, mathematical methods, gZaph, sociomatzix

государства (именно такая идентификация лежит в основе обычных приемов пропаганды). Более существенными оказались параметры, описывающие позицию личности в неформальной воинской группе на уровне подразделения, где особое значение имеет боевое товарищество. Отсюда следует вывод, что передача и исполнение приказов по формальным каналам власти могут быть эффективными лишь при условии, что они будут соответствовать нормам, сложившимся в неформальных воинских группах [2].

Цель работы: изучить степень сплоченности/разобщенности сплоченности военного коллектива.

Задачи:

1. Проведение социометрического опроса;

2. Обработка данных с помощью программы MS Excel;

3. Анализ результатов.

В исследовании приняли участие 30 курсантов, мужчины в возрасте от 18 до 22 лет. Методы исследования: социометрия, графы. Программное обеспечение: MS Excel.

Для сбора информации при социометрическом опросе использовалась социометрическая карточка, которая была роздана всем членам группы (см. Таблицу 1).

Пространство социометрической карточки занято 4 вопросами к респондентам (здесь же оставлено место для их ответов). Обращение в письменной форме помещается на самой карте, но оно также было произнесено и в устной

9B ISSN 2307-2447

настоящее время военно-педагогическое образование как составная часть процесса профессионального становления офицера в военном вузе связано с формированием его систематизированных как военных, так и психолого-педагогических знаний [1]- Исследование социально-психологического климата в военном коллективе, знание как служебных, так и «личных» аспектов трудовых взаимоотношений между подчиненными очень важно для руководителя или начальника группы, курса, факультета и т.д. При решении подобных задач используются математические методы обработки данных, которые благодаря своей абстрактности успешно применяются в других областях, в частности, при анализе социальных процессов. Вышесказанное подчеркивает актуальность выбранной темы работы.

В классических работах под руководством известного социолога П. Лазарсфельда было установлено, что индивидуальное поведение военнослужащих более адекватно описывается не «личными» характеристиками, а групповыми и институциональными контекстами, в том числе родами войск, типами соединений и частей, где проходит службу солдат. Параметры личностной идентификации военнослужащего были соотнесены с параметрами групповых и институциональных структур. При этом исследователям удалось показать относительную несущественность прямой идентификации с тотальными символами военной организации как целого и

Таблица 1

Социометрическая карточка

Ф.И.О.

1. С кем из курсантов группы вы предпочли бы выполнить служебное задание? Укажите не более пяти фамилий (или № по журналу).

1)________________ 2)____________________3)__________________4)__________________5)______

2. С кем из курсантов группы вы не хотели бы выполнять служебное задание? Укажите не более пяти фамилий (или № по журналу).

1)______________ 2)__________________3)________________4)_________________5)_

3. Кого из курсантов своей группы Вы пригласили бы на день рождения? Укажите не более пяти фамилий (или № по журналу).

1)______________ 2)_________________3)________________4)________________5)_

4. Кого из своих коллег Вы пригласили бы на день рождения в последнюю очередь? Укажите не более пяти фамилий (или № по журналу).

1)________________ 2)___________________3)_________________4)__________________5)_________

форме. Полученные выборы были занесены в социоматрицу — квадратную таблицу, в горизонтальных строках которой указываются, кто выбирает, а в вертикальных столбцах — кого выбирают. Объем статьи не позволяет отразить социоматрицы по всем 4 вопросам, поэтому здесь мы ограничимся интерпретацией данных по первому вопросу: «С кем из курсантов группы вы предпочли бы выполнить служебное задание?».

Анализ полученных данных вручную для группы такой численности трудоемок, поэтому все сделанные курсантами выборы были занесены в программу MS Excel, причем, положительные выборы были закодированы числом 1, а отрицательные — 0. После ввода социометрических данных в программу решался ряд возникающих в ходе работы задач, например для того, чтобы подсчитать число взаимных выборов в матрице размерностью 30 х 30, нужно было разработать алгоритм в MS Excel для поиска ненулевых симметричных элементов, стоящих относительно главной диагонали социоматрицы.

Для анализа внутригрупповых отношений использовались групповые математические индексы характеризующие степень развития социально-психологической структуры группы, например индекс групповой сплоченности (пси-

хологической взаимности) рассчитывался по формуле:

X А+

с =——

- 12

где С1г — групповая сплоченность;

’Е(А+) — сумма всех взаимных положительных выборов в группе;

1,(А) — количество всех сделанных выборов в группе.

Су пробегает значения от 0 до 1, причем если все выборы в группе взаимные, то С1р = 1, а если в группе не будет сделано ни одного взаимного выбора, то Су = 0.В нашем случае: Су = 0,15.

Индекс показывает, что 15% всех выборов, сделанных в группе, носят характер взаимности.

Социоматрицу удобно изображать в виде ориентированного графа (орграфа), состоящего из нескольких компонент связности (несвязанных между собой орграфов и невыбранных и невыбравших респондентов). В нашем случае мы изобразили все 13 взаимных положительных выборов в группе, где четко прослеживается лидерство некоторых членов группы (№2 — 4 выбора, №17 — 3 выбора, №10, 24, 13, 14, 23 — 2 выбора), а также траектории взаимного служебного сотрудничества.

Рис. 1. Граф взаимных положительных выборов в группе (номер в кружке соответствует № по списку в журнале)

pnojournal.wordpress.com 99

Математическое моделирование отношений в коллективе с помощью графов позволяет детально "картографировать” малую группу и одной из перспективных задач в этом направлении является разработка методов мо-

делирования процесса движения мировоззренческих компонент от одного члена группы к другому, превращающего взгляды одних и не превращающие взгляды других в групповое мнение.

4.

ЛИТЕРАТУРА

Зибров Г.В., Терещенко А.Г. Военно-педагогическое образование как составная часть военного образования II Вестник ВГУ: серия "Проблемы высшего образования", 2013. - №2. - С.92-96.

Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований [Текст]: учеб. для студ. гуманит. вузов и аспирантов / Г.С. Батыгин. - М.: Ас-пект Пресс, 1995. - 286 с.

Марковская И.М. Социометрические методы в психологии: Учебное пособие. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999.- 46 с. Остапенко Р.И. Латентное в социо-гуманитарном знании: понятие и классификация II Современные научные исследования и инновации, 2012. - №7 (15). - С. 5.

Остапенко Р.И. Формирование математической компетентности студентов-психологов в условиях самодиагностики по курсу «Математические основы психологии» II Перспективы науки и образования, 2013. -№ 6. - С. 91-96.

Остапенко Р.И. Методические аспекты формирования информационно-математической компетентности студентов гуманитарных специальностей II Современные научные исследования и инновации, 2013. - №5 (25). - С. 29.

Остапенко Р.И. Самодиагностика как условие формирования математической компетентности студентов психологических специальностей II Современные научные исследования и инновации, 2013. - № 10 (30). - С. 44. Остапенко Р.И. Структурное моделирование в науке и образовании: краткий обзор и перспективы развития II Современные научные исследования и инновации, 2013. -№9 (29). - С. 30.

Остапенко Р.И. Использование структурных уравнений в моделировании процессов управления образованием II Управление образованием: теория и практика, 2013. - № 4 (12). - С. 1-8.

REFERENCES

Zibrov G.V., Tereshchenko A.G. Military-pedagogical education as an integral part of military education. Vestnik VGU: seriia "Problemy vysshego obrazovaniia" - Vestnik of Voronezh State University: series "Problems of higher education", 2013, no.2, pp.92-96 (in Russian).

Batygin G.S. Lektsii po metodologii sotsiologicheskikh issledovanii [Lectures on methodology of sociological research]. Moscow, Aspekt Press, 1995. 286 p.

Markovskaia I.M. Sotsiometricheskie metody v psikhologii: Uchebnoe posobie [Sociometry methods in psychology: textbook]. Cheliabinsk: Izd-vo IuUrGU, 1999. 46 p.

Ostapenko R.I. Latent in socio-humanitarian knowledge: concepts and classification. Sovremennye nauchnye issledovaniia i innovatsii - Modern scientific research and innovation, 2012, no.7(15), p.5.

Ostapenko R.I. Forming of the mathematical competence of students-psychologists in the conditions of self-diagnosis in the course "Mathematical principles of psychology". Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.6, pp.91-96 (in Russian).

Ostapenko R.I. Methodical aspects of forming of information-mathematical competence of students of humanitarian specialties. Sovremennye nauchnye issledovaniia i innovatsii - Modern scientific research and innovation, 2013, no.5(25), p.29 (in Russian). Ostapenko R.I. Self-test as a condition of forming of the mathematical competence of students of psychological specialties. Sovremennye nauchnye issledovaniia i innovatsii - Modern scientific research and innovation, 2013, no.l0(30), p.44 (in Russian). Ostapenko R.I. Structural modeling in science and education: overview and perspectives of development. Sovremennye nauchnye issledovaniia i innovatsii - Modern scientific research and innovation, 2013, no.9(29), p.30 (in Russian).

Ostapenko R.I. Using structural equation modeling of processes of management education. Upravlenie obrazovaniem: teoriia i praktika - Management education: theory and practice, 2013, no.4(12), pp.1-8 (in Russian).

Информация об авторах Остапенко Роман Иванович

(Россия, Воронеж)

Кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры математики Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю.А.Гагарина (Воронеж) E-mail: ramiro@list.ru

Небольсин Александр Александрович

(Россия, Воронеж)

Курсант

Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю.А.Гагарина (Воронеж)

Information about the authors

Ostapenko Roman Ivanovich

(Russia, Voronezh)

PhD in Pedagogy Lecturer of the Department of Mathematics Zhukovsky-Gagarin Air Force Academy E-mail: ramiro@list.ru

Nebol'sin Aleksandr Aleksandrovich

(Russia, Voronezh)

Cadet Zhukovsky-Gagarin Air Force Academy

1GG ISSN 2307-2447

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.