Перспективы Науки и Образования, 2014, №6(12)
РЯК ®И9.9: 378.1: 51—7
О. А. Овсянникова
Статистический анализ факторов, детерминирующих профессиональную компетентность студентов — будущих психологов
На основе выделенных компонент профессиональной компетентности психолога, проводится статистический анализ данных по шкалам: рефлексивности, смысложизненных ориентаций, мотивации к избеганию неудач, мотивации к достижению успеха и эмоционального интеллекта.
Выявленные связи между выделенными компонентами образуют структуру профессиональной компетентности студентов-психологов, которая анализ с позиций факторно-аналитической концепции изучения личности. Наибо связи были выявлены между рефлексивностью и мотивацией к избеганию неуда также между эмоциональным интеллектом и смысложизненным Два выделенных фактора были представлены в виде ст, допускающей проверку на соответствие ее исходным данным^Н^
и индексов соответствия , , RWSE■A бы,
результаты,показывающие,что модель хорошо соотв< нуждается в коррекции.
Ключевые слова: профессионализм, статистический анализ, факторы,
аци
ктурной мод снове Chi-Squc
ным I
лоЖит-елЬные
Эанным и не
ть, психолог, студент, моделирование, ориентации,
Statistical fa professional psycho
Ovsiannikova
ysis which determine the tence of students — future
ected component of professional competence of the psychologist, tistical data analysis of scales: reflexivity ,1ife orientation,motivation to avoid motivation to achieve success and emotional intelligence.
ed relationships were found between the selected components form the ture of professional competence of students-psychologists,which is analyzed from the osition of factor-analytical concept study of personality. The most significant relations were identified between reflexivity and motivation to avoid failure, between emotional intelligence and life orientations.
Two factors were presented in a structural model can be validated for fit with original data. On the basis indexes of fit were received positive results,showing that the model agrees well with the input data and does not need correction.
Keywords: professionalism, competence, psychologist, student, statistical analysis, factors, structure, modeling, guidance,motivation
Введение
'ктуальность исследования определяется тем, что модернизация российской системы образования и включение ее в Болонский процесс требуют подготовки конкурентоспособного, компетентного, социально активного специалиста. Для этого необходимы интегративные исследования и систематизированные знания по определению уровня, не
отдельно взятых видов компонентов профессионализма, а общей основополагающей, целостной структуры, модели профессиональной компетентности. Психологическая практика нуждается в инструментарии исследования целостного взгляда на мастерство будущего специалиста [1, 2]. В данной работе мы лишь попытались объединить и систематизировать имеющиеся знания и провести статистическое исследование, на-
йракленное^на выявление факторов, Щйтермини-рующих уровень профессиональной компетентности у студентов психологов. Бесспорно, еще предстоит психологической общественности выполнить ответственную задачу по созданию культуры исследований в области психологии профессионализма, отвечающей насущным запросам современного общества. Таким образом, актуальность определяется новыми требованиями к качеству результата высшего образования (ФГОС ВПО), необходимостью повышения уровня профессиональной подготовки студентов и необходимостью разработки средств диагностики и анализа профессиональной компетентности в период их обучения в вузе [3-8].
В качестве объекта исследования выступает профессиональная компетентность психолога. Предмет исследования — факторы, детерминирующие уровень профессиональной компетентности студентов-психологов.
Цель исследования: статистический анализ факторов, детерминирующих уровень профессиональной компетентности студентов-психологов.
Задачи исследования:
1. На основе сформированной батареи методик и полученных первичных результатов про вести статистический анализ данных.
2. Осуществить факторный анализ получ ных данных и выявить их структуру
Гипотеза: ■ :по^1шгему»эдредпоЩжению, тай-больший вес имеют факторы эмоционального^ интеллекта и рефлексивности, детерминирующие профессиональную компетентность студеа! тов-психологов.
Контингент: в исследовании приняли участие студенты 4 и 5 курсов очного и заочного отделений психолого-педагогического факультета Воронежского государственного педагогического университета в возрасте от 21 до 45 лет. В итоге количество испытуемых составило 80 человек.
Методы и методики исследования Методика диагностики рефлексивности Карпова [9]; тест смысложизненных адаптированный Д.А. Леонтьевым [ ка диагностики мотивации к избега Т. Элерса [11]; методика диагностики к достижению успеха Т. Элерса диагностики уровня эмо та Н.Холла [12]; методы м^емаГ^ческой статистики: коэффиЦиен-Жкорреляции Пирсона ^13], факторный анализ (метод главных компонент) .-^-лирование![Тэ-19]. дение результатов ботке данных использовалась про-Statistics 19. Результаты, получен-первичной обработке данных, пред-лены в табл.1.
: орие
одиКХ \ '
ональногО интеЛЛУи—J
Таблица 1
статистики по всем методикам
Шкала N Ж^ЧСредрее Стд. отклонение Минимум Максимум
Холл 39,9375 18,36848 -6,00 90,00
Успех ^ хэ 16,5375 3,63507 7,00 24,00
15,4375 5,26715 4,00 25,00
^арЛов Л , * 80 4,5250 1,82094 ,00 10,00
80 106,9875 15,46535 69,00 132,00
ри расчете среднего арифметического по ме-годике Н.Холла, мы брали интегративный показатель. Среднее по группе по методике Н.Холла: 40 + 18, что означает наличие у большинства испытуемых среднего уровня выраженности эмоционального интеллекта. Высокий показатель стандартного отклонения указывает на значимый «размах» в исходных баллах, т.е. в группе были испытуемые, имеющие как очень низкий, так и очень высокий балл по этой методике.
По методике Элерса (16,5 + 4) на успех наблюдается умеренно высокий уровень мотивации, на неудачу (15 + 5) — средний уровень мотивации на неудачу. Стены, полученные по методике рефлексивности Карпова, в основном варьируют от 3 до 7, и они являются индикаторами среднего уровня рефлексивности.
Средний балл по тесту СЖО по шкале «Общий |цоказатель» — 107 + ЩавЙШ норму исйолййовйяись
данные Д.А.Леонтьева - 95,76 ± 16,54 (2000 г., 200 человек, от 18 до 29, женщины). На основе этих данных, делаем вывод, что полученные нами результаты имеют средний уровень выраженности осмысленности жизни у испытуемых.
Результаты, полученные с помощью корреляционного анализа по всем пяти шкалам, представлены в табл. 2.
Наиболее высоко значимые положительные связи наблюдаются между шкалами «СЖО» и «ХОЛЛ» (г = 0,34; р < 0,01); «Успех» и «ХОЛЛ» (г = 0,32; р < 0,01); «Карпов» и «Неудача» (г = 0,32; р < 0,01). На статистически достоверном уровне значимости - «Успех» и «Неудача» (г = 0,26; р < 0,05). Других статистически значимых связей не обнаружено.
Общая факторная структура данных после обработки методом главных компонент с вари-aM5!J^-вращgййi#ФfiQЙcтавЛ®Hа на рис. 1.
Шкала Холл Успех Неудача Карпов СЖО
Холл 1
Успех ,324** ,003 1
Неудача -,146 ,195 ,263* ,019 1
Карпов -,026 ,820 ,205 ,068 ,323** ,003 1
СЖО ,337** ,002 ,087 ,443 -,084 ,459 -,059 ,605 ^
*. Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.). а. Искл. целиком N=80
Рис. 1. График компонент в повернутом пространстве
На рисунке четко видна двухфакторная структура данных, полученная в результате факторизации пяти исходных шкал. Первый фактор (или кластер) образуют шкалы «Карпов» и «Неудача». Мотивация к избеганию неудач здесь тесно коррелирует с рефлексивностью, т.е. с вдумчивостью, взвешенностью решений, самоанализом. Интерпретируем его как «Поиск неудач в себе». Второй фактор образуют шкалы «СЖО» и «Холл». В данной ситуации мы наблюдаем высокий уровень способностей человека осознавать свои эмоции и настрой окружающих сочетающийся с высоким уровнем ставить ¡цели, осмысливать их, достигать. Интерпретируем этот фактор — «Осмысленность к познанию эмоций».
Шкала «Успех» в пространстве находится между двумя факторами. Интерпретировать с
помощью факторов нет смысла, однако стоит учитывать, что она первоначально коррелировала со шкалой «Холл» из первого фактора, со шкалой «Неудача» из второго фактора. Таким образом, выделенные два фактора и промежуточная шкала позволяют нам смоделировать описанные выше связи (см. рис.2), но и требуют статистического обоснования этой модели.
Используя терминологию структурного моделирования [22], кратко опишем полученнуй| модель. Итак, у нас имеется две латентные переменные «Осмысленность к познанию эмоций» и «Поиск неудач в себе» и пять индикаторов. Конструкт «Осмысленность к познанию эмоций» манифестируется двумя индикаторами «Холл» и «СЖО», а конструкт «Поиск неудач в себе» манифестируется — «Карпов» и «Неуда-аа»л|Оба конструкта «косоугольно» манифести-
Рис.3. Расчетная структурная модель
руют наблюдаемую переменную «Успех». Все связи однонаправленные (причинно-следственные), а между конструктами ненаправленные (корреляционные или ковариационные).
На следующем этапе, задача состояла в том, чтобы оценить насколько наша модель соответствует исходным данным. Для оценки такого характера использовался модуль AMOS [23].
Расчетная модель изображена на рис.3.
Проинтерпретируем полученные коэффициенты. Оба фактора между собой не коррелируют — г = -0,18 (р = 0,308). «Осмысленность к познанию эмоций» ^ «Холл» (г = 0,98; р = 0,186); «Осмысленность к познанию эмоций» ^ «СЖО» (г = 0,34; р = 0,016). «Поиск неудач в себе» ^ «Карпов» (г = 0,45; р = 0,024); «По-
иск неуДач^В себИ ^"НеуДячжр (г = 0,7'2рр =
0,062). Видно, что почти все уровни значимости не превышают порог в 0,1, что является приемлемым результатом.
Также были получены индексы соответствия модели исходным данным: CMIN/DF = 0,213 (р = 0,887); GFI = 0,997; CFI = 1,00; RMSEA = 0,000. Они показывают, что модель хорошо соответствует данным и в коррекции она не нуждается.
Заключение Проведенный первичный статистический анализ результатов позволил выявить средний уровень компонентов профессиональной компетентности студентов очного и заочного отделений: эмоционального интеллекта, рефлексии, Щмпатии, ценностных ориентаций, мотивации к успеху и мотивации к избеганию неудач. Студенты-психологи со средним уровнем профессиональной компетентности более ответственны, самостоятельны, умеют организовать совместную работу, общительны.
Корреляционный анализ данных выявил наиболее тесные связи между выделенными компонентами профессиональной компетентности студентов-психологов, в частности между рефлексией и мотивацией к избеганию неудач, а также между эмоциональным интеллектом смысложизненными ориентациями, которые и составили изучаемую структуру компетентност Результаты обработки факторов, шщерми нирующих уровень профессиональной
тентности студентов, позволил выявить сочетание высокой мотивации к избеганию неудач с рассудительностью таких студентов, умением их принимать продуманные решения перед какими-либо действиями. С другой стороны их способности к эмпатии, к способности осознавать эмоции не только окружающих, но и контролировать собственные сочетаются с умением ставить осознанные цели, задачи и достигать их. Эти факторы будут способствовать их успешному профессиональному росту.
Таким образом, предложенный подход к исследованию профессиональной компетентности будущих психологов, является перспективн не только по изучению отдельных компонент профессиональной компетентности, учению целостных более сложны ских и педагогических образо
По результатам тестирования ниях самих выпускников о перспек фессионального становления можно ска большинствоарвдентЬв^К|^1пускник заочного отделения довольны выбранной про-фесси^И^рсновн^^^^тивом выбора профессии у^ольшинстватгудентов-выпускников является получение высшего образования и получение |ре!|ижной профессии. Большая часть из них нно сделали выбор профессии и планируют работать в этой сфере: в организациях, в области здравоохранения и заниматься частной практикой.
каЗать, Что 1к!с^рЧно1 шалнс
ого и
1. Абрамова Г. С. Практичес:
2. Бойченко И.С. Роль профе^ будущих практ
3. Моложавенко А психологаВ^Чро
4. Кручин ин а обуЧЯЦя// Перс'
тапенко Р.
10 11 12
13
14
15
16
17
18
19
20 21
ЛИТЕРАТУРА
гия: Учебник для студентов вузов. М.: Академический Проект, 2001. 480 с. о важных личностных характеристик в формировании самоидентификации перспективы науки и образования. 2014. № 3 (9). С. 45-56. вЖия как технология гуманитаризации послевузовского образования: подготовка педагогов-
ссионального развития // Перспективы науки и образования. 2014. № 3 (9). С. 171-181. ности формирования профессиональной идентичности студентов-психологов в процесса« ктивы науки и образования. 2013. № 2. С. 135-138.
Формирование информационно-математической компетентности студентов гуманитарных ециальностейметодические аспекты // Перспективы науки и образования. 2013. № 4. С. 101-106.
стиа^А.Н. Психолого-педагогическое сопровождение в формировании профессиональной компетентности студвнввв вуза // Перспективы науки и образования. 2013. № 1. С. 61-67. апустин А.Н. Роль статистических методов в деятельности педагогов-психологов, психологов и социальных работников Перспективы науки и образования. 2013. № 5. С. 180-183. Славгородская Е.Л. Психологический анализ педагогической деятельности педагога высшей школы // Перспективы науки и образования. 2014. № 3 (9). С. 114-119.
Карпов А.В. Разработка принципов психологической диагностики интегральных способностей // Способности и деятельность. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1989. С. 28-42. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. M., 1992. 17 с.
Райгородский Д.Я. Психодиагностика персонала. Методика и тесты. М.: Изд-во Бахрам-М, 2007. 560 с.
Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института
Психотерапии, 2002. 490 с.
Остапенко Р.И. Математические основы психологии: учебно-методическое пособие для студентов и аспирантов психологических и педагогических специальностей вузов. Воронеж: ВГПУ, 2010. 76 с.
Остапенко Р.И. Основы структурного моделирования в психологии и педагогике: учебно-методическое пособие для студентов психолого-педагогического факультета. Воронеж: ВГПУ, 2012. 116 с.
Остапенко Р.И. Использование структурных уравнений в моделировании процессов управления образованием // Управление образованием: теория и практика. 2013. № 4 (12). С. 1-8.
Остапенко Р.И. Управление процессом формирования информационно-математической компетентности студенток! вузов посредством самодиагностики // Государственный советник. 2014. № 1 (5). С. 160-164.
Остапенко Р.И. Структурные связи ценностных ориентаций и поведенческого стиля в конфликтной ситуации работников организации // Перспективы науки и образования. 2013. № 1. С. 23-35.
Остапенко Р.И. О корректности применения количественных методов в психолого-педагогических исследованиях // Перспективы науки и образования. 2013. № 3. С. 63-67.
Остапенко Р.И. Краткий обзор и перспективы развития методов структурного моделирования в отечественной науке и практике // Перспективы науки и образования. 2013. № 5. С. 56-59.
Остапенко Р.И. Латентное в социо-гуманитарном знании: понятие и классификация // Современные научные! Исследования и инновации. 2012. № 7 (15). С. 5.
Остапенко Р.И., Остапенко А.И. Использование методов моделирования структурными уравнениями в обдасти!
Перспективы Науки и Образования, 2014, №6(12)
22.
23.
24.
25.
26.
27.
10. 11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
упраlлiниЯ0Dразованием^Pтbсударtтfí¿нн^IЙсовëтяик. 20Ш!№4'''СЯ12-118.
Остапенко Р.И. Структурное моделирование в психологии и педагогике: проШемы науки и образования1 //'Перспективы науки и образования. 2013. № 2. С. 49-60.
Остапенко Р.И. Особенности моделирования латентных изменений с помощью AMOS SPSS // Перспективы науки и образования. 2014. № 1 (7). С. 89-95.
Veraksa N.E., Belolutskaya A.K., Vorobyeva I.I. et al. Structural dialectical approach in psychology: problems and research results Psychology in Russia: State of the Art. Volume 6, Issue 2, 2013, pp. 65-67
Shadrikov V.D. Students's Development in the Learning Process. Psychology in Russia: State of the Art, Vol. 5, 2012, pp.388-404. Karpov A.V. Meta-system Approach as a Methodological Principle of Psychological Research: Psychology in Russia: State of the Art, Vol. 3, 2010, pр. 154-170.
Rozhdestvenskaya N.A. Interpersonal Cognition and Methods of its Development in Future Teachers: Psychology in Russia: State of the Art, Vol. 3, 2010, р^ 528-540.
REFERENCES
Abramova G.S. Prakticheskaia psikhologiia: Uchebnik dlia studentov vuzov [Practical psychology: a Textbook for University! students]. Moscow, Akademicheskii Proekt Publ., 2001. 480 p.
Boichenko I.S. Role of professionally important personal characteristics in shaping the identity of future practical psychologists. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2014, no. 3 (9), pp. 45-56 (in Russian). Molozhavenko A.V. Supervision as technology humanitarization of postgraduate education: training of educational psyd in the process of professional development. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education pp. 171-181 (in Russian).
Kruchinina N.Iu. Peculiarities of formation of professional identity of students-psychologists in training. obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no. 2, pp. 135-138 (in Russian). Ostapenko R.I. Formation of information and mathematical competence of students of humanitaria aspects. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no. 4, pp. 101i#06 (in Kapustin A.N. Psycho-pedagogical support in the formation of professional competence of UniverUfy students. Pfspektivyfiauk i obrazovaniia - Perspectives of science and education. 2013. no. 1. S. 61-67 (in Russian). A. m ж .л I
Kapustin A.N. The role of statistical methods in the work of educational psychologist; Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education. 2013. no. " Slavgorodskaia E.L. Psychological analysis of the pedagogical activity of the t obrazovaniia - Perspectives of science and education. 2014. no. 3 (9). S. 114-Karpov A.V. Razrabotka printsipov psikhologicheskoi diagnostiki in'. nykfí [Development of the principles of psychological diagnostics integ Ushinskogo Publ., 1989. pp. 28-42.
Leont'ev D.A. Metodika izucheniia tsennostnykh orientatsii Raigorodskii D.Ia. Psikhodiagnostikapersonala. Metodik Publ., 2007. 560 p.
Fetiskin N.P. Sotsialno-psikhologicheskaia diagnostika
personality development and small groups]. Ostapenko R.I. Matematicheskie osnovy psikhd i pedagogicheskikh spetsialnostei vuzov^Mat! psychological and pedagogical sp Ostapenko R.I. Osnovy strukturn psikhologo-pedagogicheskogoffskul'teia. | Fund;
uki
social workers. Perspektivy nauki i
sian school.
H I
stei II Sposobnosti i deiatelnost d activities]. YaroHavl, IaGPU im. K. D.
of value orientations]. Moscow, 1992. 17 p. stics staff. Methods and tests]. Moscow, Bakhram-M
of
osti i malykh grupp [Socio-psychological diagnosis oterapii Publ, 2002. 490 p. o-metodicheskoe posobie dlia studentov i aspirantov psikhologicheskikh undations of psychology: textbook for students and postgraduates U Publ., 2010. 76 p.
iia v psikhologii i pedagogike: uchebno-metodicheskoe posobie dlia studentov entals of structural modeling in psychology and pedagogy: teaching manual for
22.
23.
24.
25.
26.
27.
students of psycho-pedagogmarlhgultyikVoronezh, VGPU Publ., 2012. 116 p.
Ostapenko R.I. Usjng!lructUraieqUat¿on modeling processes management education. Upravlenie obrazovaniem: teoriia ipraktika - Managing education:Jheoryandpractice, 2013, no. 4 (12), pp. 1-8 (in Russian).
OstapenkQ^Í^|ManÉginglheFrocess of formation of information and mathematical competence of students through a self-test. GosudarswennyispvfcnikF State Counsellor, 2014, no. 1 (5), pp. 160-164 (in Russian).
imiuc!ufaí relationships of value orientations and behavioral style in a conflict situation of workers of the PersMktivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no. 1, pp. 23-35 (in Russian). .J^ffbout the correctness of the application of quantitative methods in psychological and educational research. auki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no. 3, pp. 63-67 (in Russian). R.I. Overview and prospects of development of methods of structural modeling in domestic science and practice. 'erspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no. 5, pp. 56-59 (in Russian).
'stapenko R.I. Latent in socio-humanitarian knowledge: concept and classification. Sovremennye nauchnye issledovaniia i innovatsii - Modern scientific researches and innovations, 2012, no. 7 (15), p. 5 (in Russian).
Ostapenko R.I., Ostapenko A.I. Using methods of structural equation modeling in management education. Gosudarstvennyi sovetnik - State Counsellor, 2013, no. 4, pp. 112-118 (in Russian).
Ostapenko R.I. Structural modeling in psychology and pedagogy: problems of science and education. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.2, pp. 49-60 (in Russian).
Ostapenko R.I. Features of modeling latent changes using SPSS AMOS. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2014, no. 1 (7), pp. 89-95 (in Russian).
Veraksa N.E., Belolutskaya A.K., Vorobyeva I.I. et al. Structural dialectical approach in psychology: problems and research results. Psychology in Russia: State of the Art. Volume 6, Issue 2, 2013, pp. 65-67
Shadrikov V.D. Students's Development in the Learning Process. Psychology in Russia: State of the Art, Vol. 5, 2012, pp.388-404. Karpov A.V. Meta-system Approach as a Methodological Principle of Psychological Research. Psychology in Russia: State of the Art, Vol. 3, 2010, pp. 154-170.
Rozhdestvenskaya N.A. Interpersonal Cognition and Methods of its Development in Future Teachers. Psychology in Russia: State of the Art, Vol. 3, 2010, pp. 528-540.
Информация об авторе
Овсянникова Ольга Александровна
(Россия, Воронеж) Соискатель кафедры психологии Воронежский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]
Information about the author
Ovsiannikova Ol'ga Aleksandrovna
(Russia, Voronezh) The Applicant of the Department of Psychology Voronezh State Pedagogical University E-mail: [email protected]