Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ: МЕТОДЫ ПОДДЕРЖКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ: МЕТОДЫ ПОДДЕРЖКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное самоопределение / стратегии поддержки / методы поддержки / роль образовательного учреждения / выбор профессии / professional self-determination / support strategies / support methods / the role of the educational institution / career choice

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эмилия Игнатьева

Профессиональное самоопределение студентов играет ключевую роль в формировании успешной карьеры и удовлетворенности будущей профессией. Однако этот процесс может быть сложным и требует поддержки и сопровождения со стороны образовательных учреждений. Развивая понимание личных ценностей и способностей, а также учитывая внешние факторы, студенты могут сделать осмысленный выбор и достичь успеха в своей будущей карьере. В данной статье рассматриваются методы и стратегии, которые помогают студентам эффективно определить свои профессиональные цели, а также роль образовательных учреждений в этом процессе, которая заключается в обеспечении доступа к знаниям, опыту и ресурсам, необходимым для успешного выбора и развития карьеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS: SUPPORT AND SUPPORT TECHNIQUES

Students' professional self-determination plays a key role in shaping successful careers and future career satisfaction. However, this process can be complex and requires the support and guidance of educational institutions. By understanding personal values and abilities, as well as considering external factors, students can make important choices and succeed in their future careers. This article examines methods and strategies that help students effectively identify career goals, as well as the role of educational institutions in this process, providing access to the knowledge, experience, and resources necessary for successful career choice and development.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ: МЕТОДЫ ПОДДЕРЖКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ»

ОШ МАМЛЕКЕТТИК УНИВЕРСИТЕТИНИН ЖАРЧЫСЫ. ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ

ВЕСТНИК ОШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ JOURNAL OF OSH STATE UNIVERSITY. PEDAGOGY. PSYCHOLOGY

e-ISSN: 1694-8742

№2(3). 2023, 45-51

УДК: 378.4

DOI: https://doi.org/10.52754/16948742 2(3) 6-2023

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ: МЕТОДЫ ПОДДЕРЖКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ

СТУДЕНТТЕРДИН КЕСИПТИК 03YH 03Y АНЫКТООСУ: КОЛДОО ЖАНА КОШТОО МЕТОДДОРУ

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS: SUPPORT AND SUPPORT TECHNIQUES

Игнатьева Эмилия Анатольевна

Игнатьева Эмилия Анатольевна Ignatieva Emilia Anatolyevna

канд. психол. наук, доцент, Чувашский государственный педагогический университет им.

И. Я. Яковлева

психол. илим. канд., доцент, И. Я. Яковлев атындагы Чуваш мамлекеттик педагогикалыкуниверситеты Cand of Psychology Sciences, Associate Professor, Chuvash State Pedagogical University named after I. Ya. Yakovlev

iehmiliya@yandex. ru ORCID: 0000-0002-4926-5371

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ: МЕТОДЫ ПОДДЕРЖКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ

Аннотация

Профессиональное самоопределение студентов играет ключевую роль в формировании успешной карьеры и удовлетворенности будущей профессией. Однако этот процесс может быть сложным и требует поддержки и сопровождения со стороны образовательных учреждений. Развивая понимание личных ценностей и способностей, а также учитывая внешние факторы, студенты могут сделать осмысленный выбор и достичь успеха в своей будущей карьере. В данной статье рассматриваются методы и стратегии, которые помогают студентам эффективно определить свои профессиональные цели, а также роль образовательных учреждений в этом процессе, которая заключается в обеспечении доступа к знаниям, опыту и ресурсам, необходимым для успешного выбора и развития карьеры.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение; стратегии поддержки; методы поддержки; роль образовательного учреждения; выбор профессии.

Студенттердин кесиптик вЗYн вЗY аныктоосу: колдоо жана коштоо методдору

Аннотация

Студенттердин кесиптик eзYн eзY аныктоосу ийгиликтуу карьерасынын калыптанышында жана келечектеги кесибине канааттануусунда негизги ролду ойнойт. Бирок бул процесс татаал болушу мYмкYн жана билим берYY мекемелеринин колдоосун жана коштоосун талап кылат. Жеке баалуулуктарды жана жендемдерду тYШYHYY аркылуу, ошондой эле тышкы факторлорду эске алуу менен студенттер маанилYY тандоолорду жасап, келечектеги карьерасында ийгиликке жете алышат. Бул макалада студенттерге кесиптик максаттарын натыйжалуу аныктоого жардам берген методдор жана стратегиялар, ошондой эле бул процессте билим берYY мекемелеринин кесипти ийгиликтYY тандоо жана eнYктYPYY YЧYн зарыл болгон билимге, тажрыйбага жана ресурстарга жетYYHY камсыз кылуучу ролу каралат.

Ачкыч свздвр: кесиптик eзYн eзY аныктоо; колдоо стратегиялары; колдоо ыкмалары; билим берYY мекемесинин ролу; кесип тандоо.

Professional self-determination of students: support and support techniques

Abstract

Students' professional self-determination plays a key role in shaping successful careers and future career satisfaction. However, this process can be complex and requires the support and guidance of educational institutions. By understanding personal values and abilities, as well as considering external factors, students can make important choices and succeed in their future careers. This article examines methods and strategies that help students effectively identify career goals, as well as the role of educational institutions in this process, providing access to the knowledge, experience, and resources necessary for successful career choice and development.

Keywords: professional self-determination; support strategies; support methods; the role of the educational institution; career choice.

Введение

Профессиональное самоопределение - это важный этап в жизни каждого человека, который может иметь долгосрочное воздействие на его карьеру, удовлетворение от жизни и личное благополучие. В настоящее время возрастает роль личностных качеств специалистов в трудовой деятельности, их способность удовлетворять требованиям работодателей, ответственности специалистов за принятые решения, проявления инициативности в работе. Поэтому содействие в формировании профессионального самоопределения с помощью соответствующих образовательных программ, носит объективный необходимый характер (Бухнер, 2008).

Вопрос профессионального самоопределения студентов был предметом изучения и исследования многими учеными и психологами как в России, так и за рубежом. Работы Дональда Супер о важности самоопределения и профессионального развития, стали классическими в этой области (Super, 1957).

Линда Готтфредсон, известна своими исследованиями в области профессионального самоопределения и разработкой теории "Теория кругов интересов и деятельности". Она предположила, что выбор карьеры - это процесс, требующий высокого уровня развития когнитивных знаний. В последних версиях своей теории Л. Готтфредсон подробно рассказала о динамическом взаимодействии между генетическими факторами и окружающей средой. Генетические факторы играют решающую роль в формировании основных характеристик человека, таких как интересы, навыки и ценности, но их выражение смягчается воздействием окружающей среды. Несмотря на то, что генетические факторы и окружающая среда играют решающую роль в формировании человека, Л. Готтфредсон утверждала, что человек является активным агентом, который может влиять или формировать свою собственную среду. Следовательно, профессиональное развитие рассматривается как процесс самосоздания, в котором люди ищут собственные пути или ниши, чтобы выразить свои генетические склонности в пределах своей собственной культурной среды (Готтфредсон и др., 1975).

А. И. Зеличенко и А. Г. Шмелев известны своими исследованиями в области профессионального самоопределения и развития. В своих работах выделяют внутренние (собственные мотивы выбора профессии, условия труда и возможность профессиональной реализации) и внешние мотивационные (фактор давления, фактор притяжения-отталкивания, фактор инерции) факторы выбора профессии (Зеличенко, 1987).

А. К. Маркова выделяет составляющие профессионального самоопределения, обеспечивающие становление профессионала (Маркова, 1996). Павлова, Л.Н., Гордеева И.С. считают, что профессиональное самоопределение студентов образовательной организации высшего педагогического образования эффективно функционирует в форме системы педагогического содействия, включающая организационно-педагогические (Павлова, Гордеева, 2020). Эти исследователи и многие другие сделали важные вклады в изучение профессионального самоопределения, его факторов и воздействия на карьерный путь и личное удовлетворение. Их теории и методологии продолжают оказывать влияние на область карьерного и профессионального консультирования.

Обсуждение и результаты исследования

В контексте нашего исследования рассмотрим факторы и роль образовательных

учреждений, влияющие на профессиональное самоопределение студента на примере ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (рис. 1):

Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение

•Личные факторы;

• Социокультурное окружение и влияние семьи;

•Экономические и рыночные факторы;

• Психологические аспекты, включая уровень уверенности и мотивацию.

Рис. 1. Факторы и роль образовательных учреждений, влияющие на профессиональное самоопределение студента

1. Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение:

- Личные факторы: интересы, увлечения, ценности, способности и навыки, самопонимание и социокультурная среда. Важно отметить, что каждый студент индивидуален, и его решение о выборе профессии формируется в результате сложного взаимодействия множества личных факторов.

- Социокультурное окружение и влияние семьи: семейные ожидания, образовательный фон родителей, культурные нормы и ценности. Здесь мы выделяем ответы о выборе профессии от студентов: «Так решили родители», «Я учусь для родителей, чтобы им диплом показать». Кроме того, общественное мнение, стереотипы о профессиях, мнение друзей также относим к данной категории.

- Экономические и рыночные факторы: рыночный спрос на определенные специальности и профессии стимулирует студентов следовать этим направлениям для достижения стабильности и высокого дохода. Например, лидирующую позицию среди направлений подготовки занимает прикладная информатика. С другой стороны, экономические нестабильности или изменения на рынке труда могут заставить студентов пересмотреть свой выбор.

- Психологические аспекты, включая уровень уверенности и мотивацию: к ним мы относим внутренние факторы, такие как интересы, страхи, мотивация и уверенность. Студенты могут склоняться к профессиям, которые соответствуют их увлечениям и способностям, а также учитывать свои личные ценности и жизненные цели. Успехи и неудачи в учебе и работе могут повлиять на их самооценку и уверенность в выбранном направлении. Страх перед неизвестностью или неуверенность в своих способностях также могут создавать препятствия для профессионального самоопределения. В этом случае, поддержка со стороны психологов, кураторов и наставников групп может помочь студентам разрешить внутренние конфликты и принять более осознанные решения относительно выбора профессии.

2. Роль образовательных учреждений

- Образовательные учреждения создают условия для получения практического опыта через программы практик, что помогает студентам лучше понять свои интересы и

Роль образовательных учреждений

• Программы практик;

• Проведение карьерных тренингов и семинаров;

•Менторская поддержка и индивидуальное карьерное консультирование.

Методы и стратегии поддержки

• Самоанализ и самоопределение через методики и техники;

•Изучение рынка труда и требований к профессиям;

•Развитие мягких навыков, таких как коммуникация и решение проблем.

способности. Так, например, в ЧГПУ им. И. Я. Яковлева учебные программы направления подготовки включают:

44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) профиль "Информационные технологии (бизнес-аналитика на базе систем искусственного интеллекта)", включают такие дисциплины и практики как Психология профессионального образования - 4 з.е.;

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили "Технология и информатика": Профессиональное самоопределение школьников - 4 з.е., Технологическая практика, психологические основы профессиональной деятельности - 3 з.е., Профессионально-квалификационная практика - 3 з.е.;

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили "Математика и физика": Технологическая практика, психологические основы профессиональной деятельности - 3 з.е.

Кроме того, наш университет оказывает методическое консультирование и поддержку со стороны профессорско-преподавательского персонала, что помогает студентам осознать свои профессиональные цели и планы.

- Проведение карьерных тренингов и семинаров. В ЧГПУ им. И.Я. Яковлева стали традиционными посещение студентами предприятий, организаций, образовательных учреждений. Дни карьеры, на которые приходят работодатели и рассказывают о специфики и преимуществах своей работы. Интересным и вдохновляющим для студентов во время семинаров, встреч являются кейсы успешного профессионального самоопределения студентов, демонстрирующие, как студенты смогли найти свое призвание и достичь успеха в выбранной области. Например, можно выделить следующие кейсы:

1. Карьерный рост благодаря учебе и стажировке: Студент-программист, благодаря, стажировке в крупной технологической компании во время учебы получил предложение о работе после окончания университета. С течением времени он продвинулся по карьерной лестнице, и стал ведущим разработчиком.

2. Открытие собственного бизнеса: Студент, учась в университете, подавал заявки на стартапы и различного уровня гранты, в итоге, создал собственный бизнес в области информационных технологий. Один из его проектов, специализирующийся на разработке инновационных программных продуктов получил поддержку, и стал успешно развивался в Чувашской Республике.

3. Путь от хобби к профессии: Студент, увлекавшийся фотографией как хобби, решил пройти курсы по профессиональной фотографии во время учебы. Его талант был замечен преподавателями факультета и в медиа студии университета, и после получения диплома он стал успешным фотографом, работающим в сфере фото и видео съемок.

4. Смена профессии: Студент, изначально обучавшийся в области экономики, решил сменить профессию и поступил в педагогический университет. После успешного окончания университета стал прекрасным учителем и принимает активное участие в общественной жизни образовательного учреждения, города и республики.

Эти успешные кейсы иллюстрируют разнообразие путей, которые студенты могут выбирать в процессе профессионального самоопределения.

- Менторская поддержка и индивидуальное карьерное консультирование выражается

через содействие студентам в установлении связей с представителями отрасли и работодателями, что способствует нахождению будущих возможностей трудоустройства.

3. Методы и стратегии поддержки

- Самоанализ и самоопределение через методики и техники. Этот процесс начинается с самоанализа, в ходе которого студенты исследуют себя и свои предпочтения. Они могут провести SWOT-анализ (анализ сильных сторон, слабых сторон, возможностей и угроз) для выявления своих сильных сторон и областей, требующих улучшения. Также они могут рассмотреть свои увлечения, увидеть, что их вдохновляет, и какие профессиональные области соответствуют их интересам.

Самоопределение студентов также включает в себя разговоры с опытными профессионалами в выбранных областях, участие в стажировках и практических занятиях, а также исследование рынка труда. Это помогает студентам лучше понять, какие карьерные возможности доступны и какие навыки и образование им необходимы. В итоге самоанализ и самоопределение студентов позволяют им сделать обоснованный выбор профессии, который соответствует их личным интересам, способностям и ценностям. Этот процесс является важным шагом на пути к успешной карьере и личному удовлетворению.

- Изучение рынка труда и требований к профессиям. Студенты начинают с анализа рынка труда в своей выбранной области. Они исследуют текущие требования к специалистам, востребованные навыки и квалификацию. Это, как правило, включает в себя изучение статистики занятости, прогнозов роста отрасли и перспектив развития профессиональных секторов.

Далее студенты обращают внимание на требования к профессии, такие как образование, сертификации, лицензии и опыт работы. Они проводят сравнительный анализ различных профессиональных путей и рассматривают, какие дополнительные образовательные программы или курсы могут быть полезными.

Помимо технических аспектов, студенты также оценивают культурные и организационные аспекты выбранной профессии. Они исследуют корпоративную культуру, ценности компаний и ожидания работодателей. Это помогает им определить, насколько выбранная профессия соответствует их ценностям и жизненным приоритетам.

Изучение рынка труда и требований к профессии предоставляет студентам информацию, необходимую для принятия обоснованных решений о своей будущей карьере. Оно также позволяет им лучше подготовиться к поиску работы, развитию необходимых навыков и планированию своего профессионального пути.

- Развитие мягких навыков, таких как коммуникация и решение проблем. Выделим некоторые из них:

1. Коммуникация: Умение эффективно общаться с другими людьми, выразить свои мысли и идеи, а также слушать мнения других, помогает студентам лучше понимать требования и ожидания работодателей, что облегчает процесс адаптации к профессии, учитывая социальные аспекты и культурные факторы.

2. Лидерство: Развитие навыков лидерства позволяет студентам активно участвовать в различных проектах и инициативах, что способствует более глубокому пониманию своих интересов и способностей. Лидерство также помогает студентам определить, какие роли и

ответственности им более подходят.

3. Адаптивность: В высококонкурентной и высокотехнологичной среде у студентов необходимо развитие профессиональных гибких навыков управления и взаимодействия, в условиях глобальных метатрендов в программу обучения добавлены такие дисциплины как: анализ больших данных и машинное обучение, цифровые технологии в государственно-муниципальном управлении, сетевые технологии и решения, основанные на технологии blockchain, нейротехнологии и искусственный интеллект, робототехника, технологии виртуальной и дополненной реальностей и т.д. (Игнатьева, 2020).

4. Решение проблем: навык анализа и поиска решений проблем помогает студентам выявить потребности и проблемы в выбранных областях, предложить инновационные решения, что может стать основой в выборе карьеры, связанной с решением конкретных проблем.

Выводы

В заключение отметим, что профессиональное самоопределение студентов — это динамичный процесс, влияющий на их будущую карьеру и личное удовлетворение. Оно зависит от множества факторов, включая личные характеристики студентов, социокультурное окружение, экономические и рыночные условия, а также психологические аспекты. Процесс профессионального самоопределения студентов требует внимания, планирования и поддержки. Образовательные учреждения могут сыграть важную роль в этом процессе, предоставляя студентам необходимые ресурсы и знания для успешного выбора профессии. Эффективное самоопределение помогает студентам построить удовлетворительную и смысловую карьеру, соответствующую их интересам и потенциалу.

Литература

Бухнер, Н. Ю. (2008). Типы профессионального самоопределения студентов вузов: опыт социологического исследования студентов АлтГТУ: дис. ... канд. соц. наук, 161.

Готтфредсон, Г. Д., Холланд, Дж. Л., Готтфредсон, Л. С. (1975). Связь профессиональных устремлений и оценок с реальностью трудоустройства. Журнал профессионального поведения, 135-148.

Зеличенко, А. И., & Шмелев, А. Г. (1987). К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора. Вестник МГУ, 4.

Игнатьева, Э. А. (2020). Гибкие компетенции в организации учебной и внеучебной деятельности педагога. Актуальные проблемы прикладной и школьной информатики: сборник научных статей, 60-63.

Маркова, А.К. (1996). Психология профессионализма. Образование, 308.

Павлова, Л.Н., Гордеева, И.С. (2020). Профессиональное самоопределение студентов: проблемы и практика их решений: практико-ориентированная монография. Библиотека А. Миллера, 143.

Super, D. E. (1957). The Psychology of Careers: An Introduction to Vocational Development. Harper, 362.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.