ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2015. № 3
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ
КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Н.И. Ковалева, Е.Ю. Пряжникова
(филиал Кубанского государственного университета
в г. Славянске-на-Кубани;
Московский городской психолого-педагогический университет;
e-mail: pryazhnikova@yandex.ru)
Рассматривается актуальная проблема профессионального самоопределения старшеклассников из семей мигрантов. Исследование показало, что большинство учащихся в данной группе не готовы к построению и реализации профессионального самоопределения, плохо представляют содержание профессионального обучения в их будущей карьере. Особая роль в решении данной проблемы отводится психолого-педагогическому сопровождению педагогическим коллективом профессионального самоопределения старшеклассников из семей мигрантов.
Ключевые слова: миграционные процессы, педагог, психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения.
В последние десятилетия в Российской Федерации сложилась ситуация, связанная с миграционными процессами, острота которой по совокупности вызванных ею проблем представляет много сложностей и проблем для Российского государства и его субъектов.
Ежедневно в мире множество людей по разным причинам меняют место жительства. По некоторым данным, около ста миллионов проживают вне своей этнической родины [1]. Значительную часть переселенцев составляют вынужденные мигранты. Переезд на новое место жительства и как следствие смена социальной среды — это события, которые сопровождаются изменениями не только во взглядах, но и в формировании новых личностных смыслов, сознательных установок, особенностей поведения и деятельности. Мигранты оторваны от привычного социального окружения — знакомых, друзей, родных. Они не имеют социальных связей, играющих большую роль в адаптации,
в решении актуальных проблем и удовлетворении жизненных потребностей, включая потребность в получении образования [2—4].
Стремительная трансформация миграционной ситуации, заметное изменение этнического состава населения в ряде регионов России в результате масштабных миграционных процессов вызвали рост антимигрантских настроений в обществе, прежде всего в местах наибольшего притока мигрантов, которые часто оказываются в ситуации социальной изоляции, социального отторжения. И это отношение к мигрантам транслируется в учебные заведения, затрагивая детей мигрантов, что не может не отражаться на процессе их школьного обучения и на их установках в отношении послешкольного образования.
Проблемы учащихся из семей мигрантов достаточно многообразны: эмоциональные нарушения, невротические реакции, затрудненная адаптация к новым социокультурным условиям, в первую очередь к школе, нарушения когнитивных процессов [5]. У детей старшего школьного возраста остро стоит проблема профессионального самоопределения. С точки зрения Е.Ю. Пряж-никовой, в целом формирование профессиональных интересов старшеклассников, их личностных качеств, а также развитие способностей, необходимых для успешной самореализации в различных сферах экономики, должно опираться на ряд актуальных психолого-педагогических идей, обеспечивающих высокий методологический уровень профориентационной работы в образовательных учреждениях [6].
С проблемой выбора профессии рано или поздно сталкивается каждый. От этого выбора зависит физическое и психологическое состояние, самочувствие человека в целом. На профессиональное самоопределение воздействует макросреда (общество) и микросреда (родители, детский коллектив, педагоги). Значительное влияние оказывают родители, образцом для подражания является их пример, родительские установки, образ жизни.
Чего лишается человек в ситуации миграции? В первую очередь чувства безопасности. Он испытывает высокий уровень тревожности, попадая в новый коллектив, не умеет приспосабливаться к новым жизненным условиям. Старшеклассник может находиться в ситуации, когда родителям просто нет до него дела в силу их занятости или социальных проблем. Таким образом, встает вопрос о создании условий для развития профессионально-личностного самоопределения старших школьников вне зависимости от семейной ситуации. И здесь особая роль отводится
педагогическим коллективам образовательных учреждений. Непосредственное общение с педагогами школ Краснодарского региона показало, что это сложная, противоречивая и деликатная проблема, с которой они ежедневно сталкиваются. Решение этой проблемы во многом может повлиять на социально-педагогическую ситуацию как в данном регионе, так и в регионах с большим количеством семей-мигрантов. В связи с этим решение проблемы профессионального самоопределения у старшеклассников из семей мигрантов приобретает особую педагогическую значимость и актуальность.
В период 2012—2014 гг. нами было проведено исследование учащихся 9—10-х классов в школах Славянского района Краснодарского края, в исследовании приняли участие 264 старшеклассника. В ходе исследования была использована анкета самоопределения. В частности, нас интересовала ценностно-мо-тивационная сфера старшеклассников из семей мигрантов при выборе профессии.
Полученные результаты исследования показывают, что большинство учащихся данной группы не готовы к профессиональному самоопределению, плохо представляют содержание профессионального обучения в будущей профессиональной деятельности. Предпочтение отдается профессиям, дающим возможность заработать, без учета своих способностей и возможностей (65,6%). В 43,7% случаев учащиеся делают нереалистичный выбор будущей профессии (президент, космонавт, актриса, член сборной по футболу).
Обсуждают проблему выбора профессий с родителями 25% школьников, за помощью к педагогам, психологам обращались 18%. Ничего не могут сказать о своей будущей профессии 57,8% респондентов исследуемой группы. Большинство при достижении проф ессиональных целей рассчитывают на случай (71,8%).
Анализ анкеты показал, что при выборе вида деятельности учащихся данной группы привлекают следующие сферы: обслуживание (42,1%), защита (29,6%), контроль (14%). Остальные выборы были незначительными. Хотят принести пользу обществу 14%. Только 11% отметили выбор профессии как соответствующий возможностям и способностям; 63% старшеклассников не знают, как готовиться к работе по профессии и работать над собой; 42% ориентированы на получение высшего образования, но отмечают недостаток средств на подготовку и обучение в вузе,
указывают на необходимость идти работать, чтобы зарабатывать на жизнь.
При выборе жизненных ценностей как наиболее значимые были отмечены материально обеспеченная жизнь, уверенность в себе и свобода как независимость в поступках и действиях. Результаты диагностики жизненных ценностей (%):
— активная, деятельная жизнь — 1,5;
— здоровье — 6,25;
— интересная работа — 3,1;
— красота природы и искусства — 1,5;
— любовь — 7,8;
— материально обеспеченная жизнь — 25;
— наличие хороших и верных друзей — 9,3;
— уверенность в себе — 21,8;
— познание — 3,1;
— свобода как независимость в поступках и действиях — 11;
— счастливая семейная жизнь — 7,8;
— творчество — 1,5.
75% отметили, что их не устраивает то, как складывается их жизнь, 71,8% респондентов данной группы отметили результат чужих действий, которые от них не зависят, как причину своих неудач.
Сегодня проблема профессионально-личностного самоопределения учащихся, особенно из семей мигрантов, приобретает особую значимость. Руководство этой деятельностью должно быть максимально акцентировано на рассмотрении индивидуально-личностных аспектов, так как область решения этих проблем находится во внутреннем мире подростка, его представлениях о себе, своих возможностях, отношении к миру профессий, об отношении к собственному "Я". В целях эффективного профессионально-личностного самоопределения, способствующего развитию способностей и возможностей, необходимо строить учебно-воспитательную работу с учетом индивидуально-личностных, психологических особенностей и особенностей жизненной ситуации детей из семей мигрантов.
Решению проблемы профессионального самоопределения старшеклассников данной группы может способствовать реализация программы психолого-педагогического сопровождения, которая может быть разработана с учетом конкретного региона страны. Данная программа должна быть ориентирована на фор-
мирование у учащихся из семей мигрантов профессиональных целей в будущем, представления о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, не ущемляя собственного достоинства и достоинства тех людей, которые находятся рядом. Комплексная программа активизации профессионального самоопределения старшеклассников из семей мигрантов, в свою очередь, может иметь положительное влияние на межкультурную коммуникацию педагогов, свободную от предубеждений и предрассудков. Созданная на таких принципах программа будет способствовать формированию правильных атрибуций о личности и поведении людей, создаст условия для конструктивного взаимодействия представителей различных национальностей в образовательном учреждении.
Список литературы
1. Исаева Д. А. К вопросу о соотношении личностной и профессиональной идентичности в юности и ранней взрослости // Казанская наука. 2012. № 9. С. 312—318.
2. Собкин B.C. Старшеклассник в современном мире: Эмпирическое исследование. М.: ЦСО РАО, 2007. 178 с.
3. Солдатова Г., Шайгерова Л., Черкасов П. Проблемы адаптации вынужденных мигрантов в России // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень РОКК. 2000. № 1. С. 9—26.
4. Тюрюканова Е.В., Леденева Л.И. Ориентация детей мигрантов на получение высшего образования // Социологические исследования. 2005. № 4. С. 94—100.
5. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности / Под ред. Г.У Солдатовой. М.: Смысл, 2002. 479 с.
6. Пряжникова Е.Ю. Психология труда: теория и практика. М.: Юрайт, 2012. 520 с.
PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION SENIOR PUPILS FROM MIGRANT FAMILIES
N.I. Kovaleva, E.Yu. Pryazhnikova
Actual problem is considered professional self high school students from migrant families. Research has shown that most students in this group are not ready to build and implement professional self, poorly represent
the content of vocational training in their future careers. A special role in the solution of this problem is the pedagogical collectives of educational institutions.
Key words: migration, educator, psycho-pedagogical support for professional self.
Сведения об авторах
Ковалева Наталья Ивановна — кандидат психологических наук, доцент филиала Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани. Тел.: 8-918-687-36-37; e-mail: kovaleva_nata71@mail.ru
Пряжникова Елена Юрьевна — доктор психологических наук, профессор ФГБОУ ВПО "Московский городской психолого-педагогический университет". Тел.: 8-903-109-91-76; e-mail: e-pryazhnikova@yandex.ru