Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение специалиста в современных реалиях'

Профессиональное самоопределение специалиста в современных реалиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / КОНКУРЕНЦИЯ / РЫНОК ТРУДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якуба А. А.

В статье анализируются проблемы профессионального самоопределения личности в рамках высшей школы. Раскрываются тенденции развития системы высшего образования, противоречия между подготовкой специалистов и требованиями рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение специалиста в современных реалиях»

Несмотря на то, что артикуляция является центральным выразительным средством при исполнении произведений И.С. Баха, ее возможности могут быть раскрыты только во взаимодействии со всеми остальными выразительными средствами: темпом, метроритмом, динамикой, орнаментикой и др. Работа над формированием и совершенствованием норм и способов выразительности в фортепианных классах ДМШ в конечном счете должна быть направлена на организацию исполнительского мышления ученика в соответствии с особенностями содержания и строения баховских клавирных сочинений.

Список литературы:

1. Александров А., Аркадьев М. Музыкальная риторика и некоторые ритмоартикуляционные особенности сочинений И.С. Баха // Музыкальная риторика и фортепианное искусство. Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1989. - Вып. 104.

2. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. - 2-е изд. - Л., 1971. -Кн. 1-2.

3. Бах Ф.Э. Об истинном искусстве игры на клавире. Т. 1. - СПб., 2007.

4. Бодки Э. Интерпретация клавирных произведений И.С. Баха / Пер. и вст. ст. А. Майкапара. - М., 1993.

5. Браудо И.А. Артикуляция (о произношении мелодии). - Л., 1961.

6. Браудо И.А. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. - СПб.: «Композитор-Санкт-Петербург», 2004. - 92 с. - (В помощь педагогу-музыканту).

7. Гаккель Л.Е. Бах: взгляд из 190-х годов // Декабрьские лекции. - М., 1991.

8. Малинковская А.В. Фортепианно-исполнительское интонирование: проблемы интонирования и анализ их работки в метод.-теорет. лит. ХУ-ХХ вв.: Очерки. - М.: Музыка, 1990. - 186 с.

9. Николаева А.И. Стилевой подход в фортепианно-исполнительском классе педагогического вуза как фактор формирования личности ученика-музыканта: монография. - М.: МПГУ 2003. - 252 с.

10. Темченко И.Е., Хитрук А.Ф. Беседы о Бахе. - М.: Изд. дом «Классика - XXI», 2010. - 152 с.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ

© Якуба А.А.*

Национальный фармацевтический университет, Украина, г. Харьков

В статье анализируются проблемы профессионального самоопределения личности в рамках высшей школы. Раскрываются тенденции раз-

* Преподаватель кафедры Философии и социологии.

вития системы высшего образования, противоречия между подготовкой специалистов и требованиями рынка труда.

Ключевые слова высшее образование, студент, профессиональное самоопределение личности, конкуренция, рынок труда.

Актуальность рассмотрения проблем профессионального самоопределения и развития личности возрастает в периоды достаточно радикальных изменений в критериях дифференциации и стратификации общества, возможностей раскрытия карьерного ресурса личности.

Важным вкладом в развитие позитивных линий в исследовании карьерного потенциала выпускников в условиях конкуренции на рынке труда, развитие профессионализма являются работы В.И. Астаховой, В.Г. Городянен-ко, В.А. Журавского, М.Г. Сокурянской, В.Е. Пилипенко и др.

Обязательным условием профессионального развития личности является освоение ею приемов профессионального самосохранения, которое рассматривается как способность личности противостоять негативно складывающейся социально-профессиональной ситуации, максимально актуализировать профессионально-психологический потенциал (в условиях дестабилизации профессиональной жизни), противостоять профессионально-обусловленным кризисам, стагнации, деформациям, а также готовность к профессиональному самоизменению, к коррекции карьерных стратегий и наработке новых тактических приемов реализации карьерного ресурса в соответствии с вызовами трансформирующегося общества. Особое внимание следует уделять также разработке методов и приемов преодоления профессиональных деструкций и кризисных ситуаций, которые неизбежны в профессиональном становлении, особенно в современных условиях усилившейся конкуренции на рынке труда.

Существуют противоречия между качеством подготовки молодых специалистов и требованиями рынка труда, которые проявляются в следующих явлениях:

1. Современная школа пытается формировать социальные, профессиональные ориентации молодежи при выборе специальности.

2. Вуз совершенствует содержание и технологии обучения, но они нередко отстают от реального содержания профессиональной деятельности.

3. Если в вузе доминирует теоретическая подготовка, то практические навыки и умения выпускников не поспевают за востребованностью практических умений и профессионального опыта.

4. Работодатели ориентированы при приеме на работу молодых специалистов - ответственных исполнителей, готовых начать карьеру с низовых ступеней, а для выпускников часто характерна амбициозность, завышенные притязания и нереалистичные ожидания; они нередко стремятся сразу занять руководящие должности и получить высокооплачиваемую работу.

5. Современные компании нуждаются в молодых специалистах с высоким уровнем личностной зрелости, способных к проектной, инновационной деятельности, а выпускники часто демонстрируют личностную незрелость, неготовность к самостоятельной работе, неспособность принять на себя ответственность за принятые решения.

6. Рынок труда требует активности, мобильного и адаптивного поведения молодых специалистов, а у них нередко отмечается инфантильная позиция при трудоустройстве.

7. Трудоустройство в современных условиях требует владения определенными технологиями.

Самоопределившаяся личность - это субъект, осознавший, что он хочет, что он может, что он есть (личностные и физические свойства), и что от него ждет коллектив. В основе понимания каждого вида самоопределения лежит акт сопоставления, определения и последующей реализации человеком себя относительно определенных критериев; в случае профессионального самоопределения - относительно критериев профессионализма.

Как показывает анализ литературы, успешное самоопределение характеризуется:

1. наличием компонентов психологического настоящего, выполняющих функцию саморазвития (самопознания и самореализации) и включающих: сформированное ценностно-смысловое ядро (широкий спектр личностно значимых позитивных ценностей, переживание осмысленности собственной жизни, экзистенциальная ориентация), самореализацию, которая должна носить творческий характер, иметь широкий диапазон областей;

2. наличием компонентов психологического будущего, обеспечивающих смысловую и временную перспективу и включающих: личностное проецирование себя в будущее, когда молодой человек, рассчитывая в основном на собственные силы, видит широкий спектр ценностей будущего в эмоционально привлекательном свете. Выбор профессии существенным образом характеризует смысловое будущее и успешность самоопределения в юношеском возрасте, собственно планирование, характеризующееся, прежде всего позитивным отношением к планированию и наличием планов, представлением о средствах достижения целей, протяженностью во времени. При этом выделяется «двуплановость» личностного самоопределения, которая заключается в том, что оно осуществляется одновременно, с одной стороны, как конкретное определение будущей профессии и планирование жизни, а с другой - как неконкретные поиски смысла своего существования. Потребность в поисковой активности, в самоопределении, в построении жизненных перспектив является важной социальной потребностью возраста [1, 5, 7].

Профессиональное самоопределение рассматривается различными авторами: а) как специальная деятельность в ответ на проблемную ситуацию, как процесс, имеющий собственную динамику и содержание; б) как один из критериев успешности профессионального становления, заключающийся в адекватности профессионального выбора; в) как психологический механизм профессионального развития личности, обеспечивающий разрешение внут-риличностных противоречий и переход на более высокий уровень профессионального самосознания [1, 5, 6].

Основные характеристики личностного самоопределения заключаются в следующем: 1) потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире; 2) самоопределение ориентировано в будущее; 3) личностное самоопределение связано с выбором профессии, но не сводится к нему.

Можно выделить три уровня профессионального самоопределения:

- высокий (сформированность интересов, соответствие личных качеств избранной профессии, твердое убеждение в правильности выбора);

- средний (отсутствие устойчивого интереса, убежденности в правильности выбора);

- низкий (отсутствие интереса, воли, желания достичь высоких результатов, малая активность, оценка себя в плане будущей профессии).

Исследуя взаимосвязь жизненных целей и планов, ценностных ориен-таций молодежи, Е.И. Головаха отмечает негативное влияние несогласованности жизненной перспективы (как целостной картины будущих событий, наделенных социальной ценностью и связанных с индивидуальным смыслом жизни) на особенности протекания процесса профессионального самоопределения [4].

Способом профессионального самоопределения специалиста, результатом соотнесения ценностей и требований профессии с собственным уровнем профессиональных способностей, жизненными и профессиональными ценностями, осознания и принятия им на этой основе собственной профессионально-деятельностной концепции признается его позиция [1, с. 137-145].

Внутренняя позиция субъекта самоопределения выражает готовность к принятию тех или иных ценностей профессии, профессионального окружения, задает потенциальное направление профессионального саморазвития специалиста. В ходе профессионального становления и развития, по мере накопления профессионального опыта, расширения круга освоенных функций, включения в новые отношения, человек становится выразителем и новых профессиональных позиций. Эти позиции специалиста характеризуют не только индивидуально-специфический вариант освоения и исполнения функциональных обязанностей, но и различные ступени его профессиональ-

ного роста. Важной характеристикой проекта деятельности является отражение в нем жизненной позиции личности, исходя из потребностей и интересов, ценностей и мотивов человека как социального субъекта и вместе с тем является продуктом его интеллектуальной деятельности, мысленной моделью будущих процессов.

Критериями сформированное™ готовности к профессиональному самоопределению являются: когнитивный: степень представления об индивидуальных психофизиологических качествах; степень ознакомления с содержанием профессиональной деятельности; степень информированности об общих и специальных профессионально важных качествах личности в данной профессиональной сфере деятельности; мотивационно-ценностный: характер мотивации и активности, осознание личной и общественной значимости будущей профессии, связь интересов с ценностными ориентация-ми, интенсивность эмоциональных переживаний, волевых усилий, внимания; деятельностно-практический: способность соотнесения индивидуальных особенностей и профессиональных требований к профессии, владение основными приемами работы.

Специфическими задачами профессионального самоопределения можно считать следующие: 1) постепенное формирование общей готовности к профессиональному самоопределению и подготовка к будущей трудовой жизни в широком плане; 2) психолого-педагогическая помощь в конкретных профессиональных выборах; 3) психолого-педагогическая помощь в освоении уже выбранной профессии; 4) совершенствование в рамках выполняемой трудовой деятельности в ходе специально организованного повышения квалификации и самообразования; 5) освоение смежных видов профессионального труда, необходимых для более качественного выполнения данной работы.

Профессионализация - целостный непрерывный процесс становления личности специалиста, который начинается с момента выбора и принятия будущей профессии и заканчивается, когда человек прекращает активную трудовую деятельность. Одной из ключевых в теории профессионализации является проблема профессионального самоопределения личности как условия ее самореализации и связанные с ней вопросы соотношения личностного и профессионального развития в становлении специалиста осознание способностей и возможностей в реализации карьерного ресурса. Все перечисленное определяет много стратегических задач в разносторонней деятельности высших учебных заведений. Основная проблема формирования учебной деятельности - это проблема развития и становления личности как субъекта этой деятельности. Опора на способность учащихся к рефлексивному и ответственному поведению, к проектированию и осознанному построению своей познавательной и социальной активности.

Активное участие в социально-значимых формах внеаудиторной работы помогает студентам усовершенствовать профессиональную направлен-

ность мышления. Так, в процессе подготовки воспитательного мероприятия дискуссионного или проблемного характера они нарабатывают такие необходимые навыки, как поиск необходимой информации, ее анализ и синтез, конструирование смыслов, конкретизация структуры мероприятия и планирование деятельности всех приобщенных студентов. Студент непосредственно реализует свои социальные роли и функции управления (анализа, планирования, организации, коррекции, контроля).

Использование различных по уровню и форме типов социальной работы в ВУЗе, при условии наличия и получения всех требований, способствует привитию студентам умения понимать людей, а также определять собственную позицию. В смоделированных ситуациях студенты осваивают технологии общения, учатся учитывать в работе интересы и запросы других людей.

Особенно важным направлением в работе ВУЗа является работа с предприятиями, фирмами, организациями, службами занятости с целью постоянного анализа рынка труда относительно профессий, которые получают студенты конкретного учебного заведения, а также взаимодействие с другими высшими учебными заведениями. Необходимым является оказание юридической и психо лого-педагогической помощи студентам. Для реализации таких мероприятий является создание базы данных относительно личностных и профессиональных достижений студентов, оценки их потенциальных возможностей, а также реальных способностей. Возможно, эффективным в этом контексте было бы определение рейтинга достижений студентов.

При таком подходе студент выступает как носитель социальных, профессиональных и социально-психологических качеств, с другой стороны, как системный элемент, который развивается и который необходимо анализировать в ретроспективном, актуальном и перспективном аспектах, а также как элемент управления со стороны администрации, профессорско-преподавательского состава и социальных работников.

Список литературы:

1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. - М.: Наука, 1988. - С. 137-145.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.

3. Варнавських К.М. Проблеми професшного самовизначення молодi на сучасному етап ринкових перетворень // Педагопка i психолопя. - 2002. -№ 4. - С. 109-115.

4. Головаха Е.И. Жизненная песпектива и профессиональное самоопределение молодежи. - К.: Наукова дума, 1988. - 144 с.

5. Леонтьев Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. -С. 57-66.

6. Подольская Е.А. Ценностные ориентации и проблема активности личности. - Х.: Основа, 1991. - 168 с.

7. Пряжников М. Особиста професшна перспектива // Психолопя. -2004. - № 16. - С.6-8.

8. Сайман Дж. Общество и образование. - М.: Прогресс, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.