ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИКИ В СТРУКТУРЕ ФОРТЕПИАННОЙ КУЛЬТУРЫ (ЭПОХА КЛАВИРИЗМА) Рзаева Ф.И.
Рзаева Фирангиз Имамверди кызы - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра музыки и методики ее преподавания, Азербайджанский государственный педагогический университет, г. Баку, Азербайджанская Республика
Аннотация: в статье отмечается, что с первых дней зарождения профессионального музыкального искусства возникали и совершенствовались процессы воспитания и обучения новых поколений музыкантов. В частности, фортепианного искусства, столь естественно вобравшего в себя эпоху раннего клавиризма. Изучение деятельности представителей европейских клавиатурных школ выявляет, что удельный вес музыкально-педагогической деятельности в их творчестве был довольно ощутим и нёс в себе творческое начало. Ключевые слова: фортепианная культура, педагогика, эпоха клавиризма, воспитание, обучение, органная культура.
УДК 37.012.85
В непрерывной преемственности поколений, в ходе развития человеческого общества, постоянно функционирующей системой представляется сфера воспитания и обучения подрастающего поколения соответствующими кадрами областей деятельности зрелого общества. Естественно возникали и совершенствовались процессы воспитания и обучения новых поколений музыкантов с первых дней зарождения профессионального музыкального искусства. В частности -фортепианного искусства, столь естественно вобравшего в себя эпоху раннего клавиризма. Эпоха Возрождения, органная культура, зарождающаяся клавирная культура, претерпевшая непрерывный процесс эволюции, ассоциирует в сознании человека с ореолом высокой духовной и эстетической культуры европейского многонационального искусства XVI-XVIII вв.
Необходимо отметить, что сегодня слушательский интерес к старинной музыке не только не ослабевает, а постоянно растет с большим духовным совершенствованием симпатии к нему. Каждое последующее поколение генетически несет в себе большой опыт отношения к ней на уровнях понимания и восприятия этой отдаленной культуры. Богатое наследие европейских клавирных школ и представления о них сегодня все еще пополняются шедеврами за счет поисковой исследовательской деятельностью музыкантов.
Детальное изучение деятельности клавиристов выявляет, что удельный вес музыкально-педагогической деятельности в их творчестве был довольно ощутим и нес в себе творческое начало [3]. Именно старые мастера служат нам и сегодня непревзойденными «моделями» маэстро, органично сочетающими в своем творчестве композиторскую, исполнительскую, педагогическую, просветительскую, аналитическую деятельность в области музыкального искусства. Высокие гуманистические и этические идеалы ранней клавирной педагогики содержат фундаментальные основы воспитания и обучения гармонически развитой личности творца. Моральное, этическое, общее и профессиональное органично переплетались в педагогике реформаторов сфер воспитания и обучения. Таких как Пестселоции, Жан-Жак Руссо, Ян Каменский и далее Дистервеца. А также лучших представителей музыкальной педагогики на заре становления профессиональных сфер обучения и воспитания. И никаких формальных преград между разными областями не было. Проистекали процессы взаимообогащения и взаимовлияния.
Если опереться на исследование И.В.Розанова [6], то именно анализ старинных немецких и французских клавирных трактов I половины XVIII века выявляют коренную связь фортепианной педагогики с такими общепедагогическими идеями и принципами дидактики как наглядность, доступность, глубина и четкость представлений.
Теория обучения и в современное время «трудится» над углублением понимания и реализации этих принципов. В эпоху клавирного искусства огромное внимание уделялось возрастным различиям и индивидуальным особенностям воспитывающихся. И сегодня в массовой музыкально -педагогической практике реальное воплощение знаний, умений и навыков в индивидуальном диагностировании процесса воспитания и обучения индивидуума и определение возрастных границ личностного и прфессионального становления является проблемой номер один. Тогда как массовая практика пестрит непрофессионально, неграмотно составленными индивидуальными планами, несовершенством оценочной системы и многим другим. Авторы старинных трактатов (Сен-Ламбер, Хумано, Квантц и другие) невольно впитали в себя передовые идеи выдающихся педагогов-просветителей и мыслителей-философов XVI-XVII веков.
И сегодня большой интерес вызывают методы начального обучения, распространенные в старинной педагогике, опирающиеся на учет возрастных особенностей, внесение элементов игры, тончайшую работу над организацией посадки и первоначальных движений, развитии слуха, музыкального воображения, накопления музыкальных впечатлений еще в донотном периоде обучения и многое другое [7].
В изучении старинной клавирной культуры огромный вклад внесли музыканты -исследователи советского периода: Л.И. Ройзман, А.А. Алексеев, М.С. Друскин и другие. В их трудах привлекает фундаментальность, многоаспектность и достоверность поиска, установка на целостный охват всех уровней культуры -исполнительство, композиторское творчество, социо-культурный фон, сам инструмент и его специфика. В теоретических трактатах вес музыкально -педагогической проблематики высок. Изучение старинных трактатов (такие как «Трансильвания» Дирута, «Искусство игры на клавесине» Ф. Куперена и др.) выявляют какие высокие требования предъявлялись старыми мастерами к исполнителю, к его постоянному труду и в исполнительском плане и в плане мастерства. Проблема озаренности воспитуемого самостоятельно не учитывалась в большинстве из них. Степень специфической музыкальной одаренности считалась необходимым условием для удовлетворения тех высоких требований, которые предъявлялись к музыкальной и технической совершенности исполнения. Лишь у Мишеля Сен-Ламбера встречается суждение о том, что без природной одаренности тщетны «старания нашего разума, как ни старайся - ничему не научишься» [1]. Он же предлагает систему самоанализа в плане самодиагностики собственных возможностей овладения данным видом искусства. Рамо же развивает эту мысль, считая, что хоть дарование и есть подарок природы, но «кто посмеет опираться только на него, оно проявляется лишь в труде и именно труд есть основа любых достижений в искусстве».
Естественно, данные соображения несколько наивно выглядят на фоне фундаментальных исследований по проблеме одаренности (к примеру, возьмем труды Б.М. Теплова). Но и в современное время проблема музыкальной одаренности остается наиактуальнейшей проблемой в структуре музыкознания и ищет ответа за ее пределами, на стыке с физиологией, психологией, нейрофизиологией. Невзирая на огромный современный научный аппарат - отечественный и зарубежный, в частности исследования американских психологов и физиологов по замеру способностей к определенному виду деятельности, диагностирование творческих способностей на сегодня остается невозможным. А острая необходимость в подобном
9
диагностировании все возрастает в силу разрастания сфер профессиональной деятельности, их тонкого дифференцирования, изменений в их социальном статусе в зависимости от нужд общественного производства и потребности к недопущению просчетов в свете профессиональной пригодности.
Целью изучения педагогических воззрений старых мастеров для нас являлось определение роли и места личности педагога в сложном процессе становления музыканта, отношение к проблеме совершенствования педагогического мастерства, осмысление путей воспитания и обучения музыканта-педагога. Вначале же оговоримся, что основной пафос авторов этих трудов направлен на трудности овладения искусством игры на клавире. Личность же, направляющая эти процессы, остается несколько в тени. Да и адресат трактатов скорее музыкант-исполнитель, который с другой стороны, не мыслился изолированно вне остальных всех видов деятельности - композиторской, педагогической, аналитической. Отдельные упоминания о значении педагогического труда находим у Г.С. Лелейна. [1] Он полагал, что зачастую плохое представление является причиной нашего неуспеха. Он же считал, что если кто учится плохо, но только ради собственного удовольствия, то в этом нет беды, но если таковой вздумает в дальнейшем обучать другого, то это сущее несчастье для тех, кто с ним соприкоснется. Тюрк огромное внимание уделял моменту выбора педагога. Потерянными считались годы у слабого, «дешевого» педагога, тогда как «дорогой» и талантливый с теми же задачами «успешно справляется за более короткий срок». Эта мысль далее повторяется на рубеже XIX-XX веков в «Ответах на вопросы о фортепианной игре» И.Гофмана в полной солидарности с предшествующим автором [4]. По его мнению, для педагога совершенно необходимо обладать «тонким вкусом, четким мышлением, скромностью и терпимостью». Хронологически труды Лелейна и Тюрка относятся к тому периоду, когда в Вене и Бонне жил и творил Людвиг Ван Бетховен. Но педагогическая мысль пока работала еще для клавирного исполнительства. Педагогическая инерция была трудно преодолимой. Она и сегодня, к сожалению, такая. Передовые мысли и идеи сохраняют свою значимость во все времена. Огромное внимание уделялось и нравственно-этической стороне педагогического труда, данной идеей пронизаны воззрения старых мастеров.
В трактах мастеров клавирного искусства проблема подготовки, воспитания и обучения музыканта-педагога пока специально не вычленяется в сознании музыканта-клавириста. Здесь есть свои объективные причины - музыкальные профессии не были дифференцированы. Этот процесс начнет зарождаться позже. Количественно музыканты-профессионалы были ограничены по отношению к обществу в целом. Критерий одаренности решал проблему их функционирования и определял потребность в них. Остальные виды деятельности (композиторская, исполнительская, исследовательская) уже тогда перекрывали этот вид деятельности своей большей значимостью в сознании людей. Хотя уже тогда его реальным функционированием и результатами определялось много в судьбах преемственного развития искусства.
Список литературы
1. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства (все части). М. «Музыка», 2016.
415 с.
2. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. «Классика-XXI», 2008.
352 с.
3. Браудо И.А. Об органной и клавирной музыке. Л. «Музыка», 1976. 165 с.
4. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.
«Музыка», 1961. 223 с.
5. ДрускинМ.С. Клавирная музыка. Л. «Музыка», 1974. 786 с.
6. Розанов И.В. Принципы клавирной педагогики и исполнительства Франции и Германии первой половины XVIII века (на материале французских и немецких трактатов). Автореферат на соискание ученой степени кандидата искусств. Л., 1981. 34 с.
7. Кременштейн Б. Педагогика Г.Г.Нейгауза. М. «Музыка», 1984. 88 с.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Абдувахабова М.А.
Абдувахабова Махина Азатовна - старший преподаватель, соискатель,
кафедра теоретических дисциплин английского языка, факультет английского языка 3, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: язык не только создает некий образ мира, но и оказывает действенное влияние на мысли и поступки людей. Языковедческий анализ культурных доминант, прежде всего, предполагает изучение областей, где необходима лингвистическая компетенция, которой соответствуют определенные методики, в первую очередь, наблюдение, эксперимент и контрастивный анализ. Материал исследования набирается путем сплошной выборки лексических и фразеологических единиц, прецедентных текстов из словарей, сборников пословиц и поговорок, текстов художественной литературы, средств массовой информации. Ключевые слова: гендер, методология, методы, критика языка, контент-анализ.
Теоретической базой сначала для феминистской критики языка, а позднее для гендерных исследований послужили основные концепции критической лингвистики, так и некоторые воззрения В. Гумбольдта и его последователей, а также знаменитая гипотеза Сепира-Уорфа или «теория языковой относительности», отчасти вытекающая из идей великого немецкого лингвиста [1, 57]. Так, по мнению Гумбольдта, язык -это некое выражение национального духа, определенный «промежуточный мир», стоящий между мышлением человека и внешним миром; он является той силой, которая превращает мир в идеи, вербализуя и меняя при этом собственно сам мир.
Появляются новые источники анализа: от исследования художественного текста ученые приходят, с одной стороны, к изучению речи профессиональных сообществ, мужчин и женщин, субкультур, малых групп - и с другой - к описанию различных видов институциональной коммуникации, лингводиагностике и многим другим направлениям, цель которых - получение информации о говорящем субъекте.
Смена взгляда на объект потребовала включенности и других методов, к числу которых относятся, в частности, контент-анализ, этнографические методы, нарративная семиотика, критический анализ дискурса.
Контент-анализ - количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Контент-анализ как научный метод начинает широко использоваться с 20-30-х гг. в США. Исследования того времени часто заключались в подсчете площади, занимаемой теми или иными разделами на страницах газет, либо частоты употребления в художественной литературе разных периодов определенных слов, частей речи и др.
Один из основоположников контент-анализа Б. Берельсон дает следующее определение: «Контент-анализ - это исследовательская техника объективного, систематического и количественного описания содержания коммуникаций» [2, 10].