ПОСТРОЕНИЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ПОЛИФОНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н. Ю. Аброскина*,
Московский педагогический государственный университет
Аннотация. В статье разработаны методические принципы построения теоретико-методической модели формирования основ полифонического мышления подростков в классе фортепиано. Предложены метод погружения в историко-эволюционный процесс и адаптированные методы, разработанные применительно к курсам ритмики, сольфеджио, музыкальной литературы. Выявлены причины возникновения трудностей при исполнении полифонических произведений и методы их устранения.
Ключевые слова: мышление, музыкальное мышление, полифоническое мышление, подростковый возраст, фортепианное исполнительство, доклассическая полифоническая клавирная музыка, методические принципы работы над полифоническими произведениями.
Summary. In this article we have developed methodical principles of creating theoretical ^J and methodological model for the formation of basics of polyphonic thinking of teenagers studying the piano class. We suggest the method of «immersions into historical and evolutionary process» as well as adapted methods that were developed in accordance with the classes of rhythmics, solfeggio, musical literature. We tried to find out the reasons ofdifficulties that arise in the time of performing polyphonic compositions. We suggest some ways how to eliminate errors.
Keywords: thinking, musical thinking, polyphonic thinking, adolescent, piano performance, pre-classic polyphonic clavier music, methodical principles for working with polyphonic compositions.
Создание научно-педагогических полнительства в учебных заведениях основ формирования поли- дополнительного образования детей фонического мышления учащихся приобретает особое значение в кон-средствами инструментального ис- тексте современных тенденций в сфере педагогики и музыкального испол-
* Научный руководитель Б. Р. Иофис. нительства.
В теории педагогики музыкального образования накоплен обширный материал, связанный с проблемами музыкального и полифонического мышления, при этом полифоническое мышление рассматривается как вид музыкального мышления, которое, в свою очередь, обладает всеми признаками мышления как психологического феномена.
Психолого-педагогический аспект проблемы мышления рассматривается в работах Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, С. Л. Рубинштейна и др. Проблемам музыкального мышления и его развития посвящены исследования М. Г. Арановского, Б. В. Асафьева, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкин-ского, А. В. Тороповой, Б. Л. Яворского. Базовые положения о полифоническом мышлении и проблемах исполнения многоголосной музыки представлены в работах ведущих отечественных музыкантов-педагогов, исследователей, методистов А. Д. Алексеева, И. А. Браудо, Л. М. Грибановой, Н. П. Калининой, Я. И. Мильштейна, Г. Г. Нейгауза, Е. П. Рожко, С. И. Сав-88 шинского, Г. М. Цыпина, А. П. Щапова, К. И. Южак. Методику развития полифонического мышления младших школьников разработал З. А. Рин-кявичюс.
На практике методическая работа в области развития полифонического мышления учащихся разных возрастных групп средствами инструментального исполнительства в настоящее время представляет собой множество индивидуальных педагогических решений — ярких, талантливых, эффективных, но труднодоступных для повторения другими педагогами. Результаты деятельности преподавателя в этом направлении в значительной
мере определяются такими субъективными факторами, как накопленный педагогический опыт и индивидуальный стиль педагогической деятельности. Но, на наш взгляд, правомерным было бы утверждать, что успешность формирования мотивации к изучению учащимися полифонической музыки, потребности к слушанию, пониманию, а также к умению исполнять её зависит не только от мастерства и опыта педагога. Недостаточная степень теоретического обобщения накопленного опыта в ряде случаев не позволяет преподавателю помочь ребёнку успешно преодолеть трудности при работе с полифонией. Возникает противоречие между актуальными потребностями практики и отсутствием научно обоснованного системного методического обеспечения. Цель данной статьи — выявить основные методические принципы, на которых могла бы базироваться теоретико-методическая модель формирования основ полифонического мышления подростков средствами инструментального исполнительства в учебных заведениях дополнительного образования детей.
Многие выдающиеся учёные, музыканты-исполнители и педагоги отмечают, что полифонический склад мышления в той или иной мере присущ каждому музыканту [6, 7, 10, 12, 13]. Именно этот вид музыкального мышления позволяет исполнителю органично воспринимать архитектонику произведений, в том числе слышать и осознавать закономерности линеарной структуры полифонических сочинений.
«Ничто так не воспитывает слуха, звукового разнообразия, легато, пластичности, как полифония...», — отме-
чал Г. Г. Нейгауз [4, с. 44]. Полифония — одно из важных средств музыкальной композиции и художественной выразительности. Понимание исполнителем элементов музыкальной ткани на основе полифонического мышления имеет принципиальное значение и обретает особую профессиональную функцию в творческой деятельности музыканта.
Безусловно, дети, обучающиеся музыке, должны осваивать жанры полифонической музыки, но вопрос в том, как им это преподнести. Почему так необходимо прежде всего формировать мотивацию к изучению полифонической музыки? На основании проведённой опытной работы мы можем утверждать, что своевременное освоение сложных образно-художественных музыкальных сфер является важным фактором, влияющим на процесс интеллектуального и духовного взросления ребёнка. Задача педагога в связи с этим — расширить, обогатить представления учащегося о музыке, стимулировать формирование его полифонического мышления посредством системы специальных методов.
Младший подростковый возраст, согласно исследованиям психологов [1, 8, 9], является благоприятным периодом, когда возможно и необходимо интенсивно формировать музыкальное и, в частности, полифоническое мышление ребёнка. Как отмечают исследователи в области возрастной педагогики и психологии [1, 8], подростковый возраст — это возраст самоопределения, становления характера, формирования нравственных понятий и принципов, представлений, убеждений, которыми подростки начинают руководствоваться в
своём поведении и которые формируются под влиянием окружающей действительности. Подросток стремится быть взрослым, самостоятельным, независимым, его увлекает яркое, героическое. Полуребёнок-полувзрослый, он связан с детством, но уже перешагнул его порог. В эту пору кипучей энергии и активности формируются иные интересы и стремления, развивается самостоятельность, мышление, критицизм. Наступает время поиска идеала, примера для подражания.
Полифоническая музыка воспринимается учащимися как музыка «взрослая». Это обстоятельство можно использовать для формирования мотивации к переходу от исполнения пьес с песенно-танцевальной жанровой основой, включающих элементы полифонии, к освоению собственно полифонических жанров и форм в произведениях фортепианного репертуара.
Но исполнение полифонических произведений на этом этапе представляется для детей очень трудной задачей. Переменность тематических функций, несовпадение границ по- 89 строений в разных голосах, вуалирование и стирание цезур в каждом голосе, текучесть и непрерывность развития являются имманентными свойствами полифонии, и для художественно полноценного исполнения такой музыки требуется высокий уровень активности всех интеллектуальных ресурсов даже у взрослого музыканта. Многим подросткам задача исполнения полифонического произведения кажется невыполнимой, что обусловлено следующими причинами:
- недостаточностью опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке полифонических жанров;
- отсутствием необходимой музыкально-теоретической подготовки, фрагментарностью и неупорядоченностью знаний в области полифонических жанров и форм;
- недостаточной развитостью умений и навыков, необходимых для исполнения полифонии;
- непониманием подростком межпредметных связей, отсутствием мотивации к применению в музыкально-исполнительской деятельности знаний, умений и навыков, полученных на занятиях по другим музыкальным дисциплинам.
В последние десятилетия в системе дополнительного образования много внимания уделяется проблеме дифференцированного обучения детей с разным уровнем развития музыкальных способностей. В связи с этим актуальным является вопрос о выборе доступного для учащихся вариативного педагогического репертуара, на основе которого возможно эффективное формирование полифонического мышления. В свою очередь, выбор репертуара предопределяет систему 90 методов и приёмов, необходимых для его освоения.
Как известно, вершинным проявлением полифонического мышления считается полифония И. С. Баха. Выход полифонии в его творчестве на новый качественный уровень стал возможен благодаря интонационному синтезу, осуществленному композитором. С одной стороны, он обобщил достижения в области инструментальной музыки всех современных ему национальных школ (немецкой, французской, итальянской, английской). С другой стороны, И. С. Бах реализовал накопленный за столетия (в том числе и в области вокально-хоровой
музыки) потенциал полифонической техники на основе индивидуализированного тематизма с явно выраженными жанровыми признаками, сформированного в процессе становления европейского оперного театра.
При исполнении произведений И. С. Баха ученик должен решать две сложнейшие задачи: освоение фактуры и формообразования в условиях развитой имитационной техники и интерпретация многомерных образов, пронизанных барочной символикой. После Баха, особенно в XX в., создано большое количество полифонических произведений, предназначенных для исполнения детьми. Но в них композиторы отталкиваются от достижений баховской полифонии, добавляя специфические выразительные средства новейшего времени. Соответственно, количество исполнительских задач, стоящих перед учеником, возрастает.
Неудивительно, что внимание педагогов привлекла барочная полифония добаховской эпохи. В этих произведениях присутствуют все основные элементы полифонической техники, но в более простом для детского восприятия контексте. Тематизм представляет собой обобщенное и в некоторой степени унифицированное воплощение основных аффектов. Отсутствует в нём также и какая-либо национальная специфичность. Различия национальных школ (немецкой, французской, итальянской, английской) проявляются в выборе тех или иных полифонических приёмов, количества голосов и тяготении к определённым жанрам.
Из сказанного выше следует, что оптимальной для освоения собственно полифонической техники и раз-
вития полифонического мышления в исполнительском классе является полифония эпохи барокко добаховского периода. Но это утверждение будет справедливым только при условии, что данный репертуар рассматривается не в качестве некоего средства адаптации программы учебной дисциплины, а как инструмент формирования полифонического мышления учащихся.
В зависимости от конкретных целей и задач исследователи предлагают разные варианты трактовки и соотношения категорий полифонии и полифонического мышления. К. И. Южак [15] даёт определение полифонии как системы музыкального мышления, Х. С. Кушнарёв [5] определяет полифонию как форму мышления, а С. И. Савшинский [11] говорит, что полифония — это вид музыкальной речи и, следовательно, вид музыкального мышления. Полифоническое мышление характеризуется большинством исследователей как познавательный процесс, включающий в себя ряд присущих любой интеллектуальной деятельности умственных операций; для осуществления этого процесса требуется специфическая способность. Л. М. Грибанова [2], рассматривая структуру последней, выделяет в сложной способности полифонического мышления специфические аналитические способности, в частности способность проживать имманентное содержание нескольких мелодических линий, их движение, становление как в одновременности, так и каждой из них в отдельности.
А. Б. Давидчик [3] рассматривает полифоническое мышление как осуществляемый на основе комплексной способности процесс, в котором
специфическая интеллектуальная деятельность музыканта направлена на осознание логики мелодического, линеарного движения голосов, типов их взаимодействия в условиях многоголосной фактуры. Исследователь отмечает, что способность к полифоническому мышлению, как и любая другая, формируется в ходе практической деятельности субъекта.
На основании вышеизложенного нами предложено определение полифонического мышления как формы проявления музыкального мышления, включающей в себя основные элементы мыслительной деятельности и признаки: комплексность, музыкальный интеллект, обратимость логических операций — и направленной на осознание интонационной логики линеарного движения голосов и логики ритмотематического взаимодействия голосов в фактуре.
Необходимо учитывать, что развитие полифонического мышления ребёнка осуществляется не только в классе инструментального исполнительства, но и на занятиях по музыкально-теоретическим дисципли- 91 нам, в хоровом классе. Таким образом, существует потенциал межпредметных связей, который часто остается невостребованным.
Для того чтобы перечисленные выше трудности были успешно преодолены, развитие полифонического мышления учащихся должно идти не только путём формирования специальных умений и навыков, приоритетных для педагогики фортепианного исполнительства, но и другими методами. Целесообразно включать в работу методы, разработанные применительно к преподаванию музыкально-теоретических дис-
циплин. Например, преподаватели музыкально-теоретических дисциплин детских школ искусств города Москвы Н. А. Царёва и Н. А. Сорокина [14] предлагают применять для формирования полифонического мышления учащихся технологии игрового и графического моделирования, освоение барочной музыкальной символики через соответствующие эпохе образы изобразительного искусства.
На основе вышеизложенного нами предлагаются методические принципы, на базе которых возможно построение теоретико-методической модели формирования основ полифонического мышления подростков средствами инструментального исполнительства в учебных заведениях дополнительного образования детей.
1. Формирование опыта эмоционально-ценностного отношения подростка к музыке эпохи барокко предусматривает:
- включение в репертуар произведений доклассической полифонии, созданной композиторами немецкой,
92 французской, итальянской, английской школ;
- использование метода «погружения в историко-эволюционный процесс», благодаря которому ученик в своём музыкальном развитии последовательно осваивает этапы эволюционного пути полифонии;
- обучение с учётом особенностей восприятия подростками полифонической музыки и психолого-педагогических факторов в формировании полифонического мышления.
2. Формирование у подростка необходимых знаний, теоретической базы включает в себя:
- организацию работы над учебным материалом с учётом специфики исторического процесса интонационного становления классической полифонии и полифонии И. С. Баха как её вершины;
- последовательное восхождение от изучения основных элементов полифонического письма к освоению многоуровневых образных сфер классической полифонии (реализация принципа «от простого к сложному»).
3. Развитие умений и навыков, необходимых для исполнения полифонии, должно быть направлено:
- на освоение общепринятых в фортепианной педагогике способов работы над полифоническим произведением на основе методик А. Д. Алексеева, И. А. Браудо, А. Г. Каузовой и др.;
- на постановку учебно-творческих задач, требующих умений аналитического восприятия полифонической фактуры и полифонического формообразования.
4. Актуализация системы межпредметных связей происходит с помощью:
- применения на занятиях в классе фортепиано адаптированных методов формирования полифонического мышления учащихся, разработанных применительно к курсам ритмики, сольфеджио и музыкальной литературы;
- комплексного использования литературно-художественных, музыкально-игровых, ассоциативно-образных средств и приёмов, активизирующих мышление учащихся, а также стимулирующих развитие полифонического мышления и, как следствие этого, готовность к исполнению полифонических произведений на музыкальном инструменте;
- применения на занятиях по фортепиано игрового и графического моделирования, поиск ассоциативных связей с изобразительным искусством эпохи барокко.
Задача формирования полифонического мышления учащихся перспективна в плане общего и возможного будущего профессионального развития их личности. Она требует дальнейшего изучения и поиска новых разнообразных форм совершенствования методики работы над полифонией в условиях учреждения дополнительного образования детей.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гальперин П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребёнка. Возрастная и педагогическая психология: Тексты. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.
2. Грибанова Л. М. Активизация продуктивной деятельности студентов как средство развития полифонического мышления (В курсе полифонии на музыкально-педагогическом факультете): Дис. ... канд. пед. наук. — М., 1996.
3. Давидчик А. Б. Формирование полифонического мышления начинающего пианиста: Дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 2008.
4. Кременштейн Б. Л. Педагогика Г. Г. Ней-гауза. — М.: Музыка, 1984.
5. Кушнарёв Х. С. О полифонии. Сборник статей. — М.: Музыка, 1971.
6. Любомудрова Н. А. Методика обучения игре на фортепиано. — М.: Музыка, 1982.
7. Малинковская А. В. Фортепианно-исполнительское интонирование. — М.: Музыка, 1990.
8. Петрушин В. И. Музыкальная психология: Пособие для учащихся и студентов средних и высших музыкальных учебных заведений. — М.: ВЛАДОС, 1997.
9. Проблемы музыкального мышления. Сборник статей / Под ред. М. Г. Аранов-ского. — М.: Музыка, 1974.
10. Ринкявичюс З. А. Воспринимают ли дети полифонию? — Л.: Музыка, 1979.
11. Савшинский С. И. Пианист и его работа. — М.: Классика-XXI, 2002.
12. Теория и методика обучения игре на фортепиано / Под общ. ред. А. Г. Каузовой и А. И. Николаевой. — М.: ВЛАДОС, 2001.
13. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано. — М.: Просвещение, 1984.
14. Игровое и графическое моделирование на уроках слушания музыки и музыкальной литературы в детской школе искусств [Электронный ресурс] / Видеопособие по методике преподавания слушания музыки и музыкальной литературы. Для преподавателей ДМШ и ДШИ. — М.: Кинокомпания «Медиа Милд», 2008. — 1 DVDROM. — Загл. с этикетки диска.
15. Южак К. И. О природе и специфике полифонического мышления. — М.: Музыка, 1975.
93