Библиографический список
1. Калашников А.Г. Проблемы политехнического образования: Избранные труды. Москва: Педагогика, 1990.
2. Усова А.В. Проблемы теории и практики обучения в современной школе: избранное. Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2000.
3. Воровщиков С.Г. Достоинства и недостатки перечня универсальных учебных действий Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. XVВсероссийская научно-педагогическая конференция 7-9 ноября 2012 г. Москва: Институт образования человека, 2012. Available at: www. eidos - institute.ru; e-email: into@ eidos - institute.ru
4. Коджаспиров Г.М. Педагогический словарь. Москва: Академия. 2005.
5. Беспалько В.П. Теория учебника: дидактический аспект. Москва: Педагогика, 1988.
6. Изосимов Д.В. Диагностика сформированности обобщенных умений у курсантов военного на производственной практике. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016; 5: 52 - 56.
7. Романовский А.П. Применение геотехнических средств воздушной навигации А.П. Романовский и др. Москва: Воениздат, 1992.
References
1. Kalashnikov A.G. Problemypolitehnicheskogo obrazovaniya: Izbrannye trudy. Moskva: Pedagogika, 1990.
2. Usova A.V. Problemy teorii i praktiki obucheniya v sovremennoj shkole: izbrannoe. Chelyabinsk: Izdatel'stvo ChGPU, 2000.
3. Vorovschikov S.G. Dostoinstva i nedostatki perechnya universal'nyh uchebnyh dejstvij Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta obschego obrazovaniya. XV Vserocsijskaya nauchno-pedagogicheskaya konferenciya 7-9 noyabrya 2012 g. Moskva: Institut obrazovaniya cheloveka, 2012. Available at: www. eidos - institute.ru; e-email: into@ eidos - institute.ru
4. Kodzhaspirov G.M. Pedagogicheskijslovar'. Moskva: Akademiya. 2005.
5. Bespal'ko V.P. Teoriya uchebnika: didakticheskij aspekt. Moskva: Pedagogika, 1988.
6. Izosimov D.V. Diagnostika sformirovannosti obobschennyh umenij u kursantov voennogo na proizvodstvennoj praktike. Vestnik Chelyabinsk-ogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016; 5: 52 - 56.
7. Romanovskij A.P. Primenenie geotehnicheskih sredstv vozdushnojnavigaciiA.P. Romanovskij i dr. Moskva: Voenizdat, 1992.
Статья поступила в редакцию 21.04.17
УДК 378
Ismailova A.N., senior teacher, Baku Music Academy n. a. Uz. Hajibeili (Baku, Azerbayjan), E-mall: [email protected]
FEATURES OF STUDYING POLYPHONY BY PIANISTS-BEGINNERS. The ploblem of studying various kinds of polyphonic texture at primary stages of piano education is investigated in the article. The author finds out that formation of polyphonic performing and perception skills are based on sequential choice of polyphonic repertoire: from simple to more complicated works. Gradually mastering the multifaceted polyphonic texture, the young pianist more naturally proceeds to study the works with elements of folk polyphony created by Azerbaijani composers for children. Acquiring the necessary experience of performing polyphonic texture, the student proceeds to master polyphonic works of Western European and Russian classics, as well as opuses of modern polyphonic literature. In other words, the problem of performance of the polyphonic repertoire by beginners among pianists at primary stages of piano education must be regarded as a special, purposeful task, which can be performed on the basis of the synthesis of national and modern musical traditions.
Key words: polyphonic repertoire, features of study, piano performing tuition.
А.Н. Исмайлова, ст. преп., Бакинская Музыкальная Академия им. Уз. Гаджибейли, г. Баку, Азербайджан,
E-mall: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИФОНИИ НАЧИНАЮЩИМИ ПИАНИСТАМИ
В статье исследуется проблема изучения различных видов полифонической фактуры на начальном этапе фортепианного обучения. Автор считает, что методика формирования навыков полифонического исполнения и восприятия строится на принципе последовательного отбора осваиваемого многоголосного репертуара: от простого, ясного и доступного к не знакомому и более сложному. Постепенно осваивая многоплановость полифонической фактуры, юный пианист более естественно переходит к изучению произведений, созданных азербайджанскими композиторами для детей с элементами народной полифонии. Приобретая необходимый опыт исполнения полифонической фактуры, учащийся приступает к освоению и изучению полифонических произведений западно-европейской и русской классики, а также опусов современной полифонической литературы. Другими словами, проблему начального исполнения полифонического репертуара начинающими пианистами необходимо рассматривать как специальную, целенаправленную задачу, выполнимую на основе синтеза народно-национальных и современных музыкальных традиций.
Ключевые слова: полифонический репертуар, особенности изучения полифонии, фортепианное обучение.
Полифоническая музыка в репертуаре начинающих пианистов является фундаментальной основой всего будущего их развития, так как с первых шагов обучения они осваивает многоголосную специфику рояля и всей фортепианной литературы1. «Потому что этот инструмент является в действительности одним из чудеснейших творений, которые до сих пор создала человеческая душа для проецирования своих высших и индивидуаль-нейших (eigensten) движений. Ибо первичная особенность рояля состоит в том, что он даёт одному лицу «в руки» возможность петь - да именно петь, не только одним, а двумя, тремя, четырьмя, пятью голосами одновременно» [1, с. 160]. Эти особенности обусловливают определённые трудности, связанные, прежде всего, с отсутствием навыков полифонического восприятия, то есть способности «... расчленённо, дифференцированно воспринимать (слышать) и воспроизводить в музыкально-исполнительском действии . несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий.» [2, с. 58]. Именно
эти навыки распределённого слухового внимания необходимы в изучении полифонической фактуры.
Согласно данным психологии, восприятие, внимание и мышление шестилетнего ребёнка однопланово, он способен концентрировать их на каком-либо одном объекте (предмете, голосоведении и т. д.), а навыки многопланового внимания в данный период только начинают формироваться. К сожалению, именно поэтому многие педагоги-пианисты откладывают изучение полифонических произведений на более поздние этапы обучения, ограничивая учебный репертуар начинающего пианиста одноголосной и гомофонной фактурой, которая, как бы подготавливает его к изучению более сложного - полифонического. Однако фортепианно-педагогическая практика констатирует о том, что данный методический подход не вполне обоснован, так как он не облегчает процесс изучения полифонии, а лишь переносит существующие трудности на последующий этап, на котором они фактически вновь возникают. Только полифоническая само-
1 Особенно в фортепианной музыке ХХ столетия, в которой явно наблюдается общая тенденция полифонизации фактуры.
стоятельность голосов способна активизировать распределён-ность слухового внимания, потому, что конкретная способность (в данном случае полифонический слух) развивается только в соответствующей ей деятельности (то есть в исполнении сугубо полифонического репертуара), следовательно, развитие умений и навыков полифонического восприятия возможно лишь на примерах сугубо полифонической фактуры. Практика показывает, что только полифоническая фактура, в которой ясно проявляется линеарная самостоятельность голосов, способствует интенсивному развитию полифонического слуха учащихся и соответственно качественному изучению-исполнению полифонического репертуара.
Данное положение обусловливает необходимость поиска специальных дидактических подходов, создающих реальные и эффективные условия для изучения полифонической фактуры начинающими пианистами. Педагогу-пианисту необходимо разработать специальную методику, активизирующую полифоническое восприятие и мышление учащихся-пианистов начальных классов и способствующую полноценному и качественному исполнению ими полифонического репертуара.
Следовательно, изучение полифонии на начальном этапе фортепианного обучения обусловливает необходимость специальной дидактической системы учитывающей:
- специфику ладового чувства, слуховой опыт начинающих пианистов, и реально ощутимую трудность освоения полифонического многоголосия;
- необходимость определённой последовательности в выборе полифонического репертуара от наиболее близких (родственных) слуховых представлений (народная (в данном случае азербайджанская) и современная профессиональная музыка) к непосредственному восприятию новых, во всех отношениях иных слуховых представлений (произведения западно-европейской, русской и современной классики);
- изучение полифонических произведений с самого начала обучения, в тесном взаимодействии слушания, исполнения и различных форм творческого музицирования, на принципе последовательного выбора доступных видов полифонической фактуры и на комплексном использовании различных методов и приёмов, активизирующих развитие навыков восприятия и исполнения полифонии.
Длительный педагогический опыт показывает, что дидактически верным первоначальным учебным репертуаром являются примеры, основанные на контрастной полифонии, в которой голоса ярко различаются по тембру (регистры), ритму, направлению движения, динамике и т. д. Эта разновидность полифонической музыки в репертуаре юных пианистов не всегда встречаются в самостоятельном виде. Часто в фортепианной литературе для детей встречается сочетание контрастного голосоведения с подголосочным или имитационным. Поэтому можно использовать несложные полифонические обработки для фортепиано азербайджанских народных песен. Знакомые слуховому восприятию юного пианиста народные мелодии вызывают яркую эмоциональную реакцию на музыку и способствуют лучшему вслушиванию в голосоведение. В качестве данных примеров могут быть специальные обработки азербайджанских народных мелодий, основанных на органном пункте и ритмическом остинато, а также примеров, в которых одноголосная мелодическая линия народной песни, распределена на контрастные (по выразительности) интонационные диалоги между правой и левой рукой.
Процесс разучивания методом музыкально-интонационного диалога предполагает определённую последовательность. Сна-
чала (первый этап) педагог одной рукой проигрывает несколько раз ученику мелодию знакомой народной песни, затем выделяя в ней главные интонационные опоры, исполняет их двумя руками (второй этап), акцентируя слуховое внимание на диалогическом соотношении мелодических интонаций. На третьей этапе педагог разучивает с учеником мелодию, выделяя все важные интонационные опоры, а затем распределяет их: чередуя исполнение ученика и собственное исполнение (четвёртый этап). Важно, чтобы ученик научился бы распределять слуховое восприятие на два интонационно разных пласта и осознавал бы, что одна и та же мелодия может развиваться как одноголосно, так и многоголосно, то есть, полифонично. На последнем (завершающем этапе) ученик самостоятельно справляется с исполнением единой мелодической линии, звучащей в полифонической (двухголосной) фактуре. Для эффективного и ясного слухового представления и осознания полифонической фактуры и её специфики можно предложить следующий ценный методический приём: исполнение одной и той же народной мелодии в двух разных обработках - гомофонной и полифонической, для ясного сопоставления и сравнивания звучания. «Лишь тогда, когда каждый голос в своих повышениях и понижениях поёт самостоятельно, самостоятельно даёт свои акценты, самостоятельно декламирует, - лишь тогда начинает светиться душа рояля»[1, с. 160].
Постепенно осваивая многоплановость полифонической фактуры, юный пианист более естественно переходит к изучению произведений, созданных азербайджанскими композиторами для детей с элементами народной полифонии. Эти примеры широко представлены в пособии для начального обучения игре на фортепиано Л.Н. Егоровой и РИ. Сирович под редакцией К.К. Сафаралиевой.2 В сборнике широко представлен национальный музыкальный материал: обработки азербайджанских народных песен, танцев, фортепианные переложения произведений азербайджанских композиторов в самых различных жанрах, а также произведения в полифонической фактуре, специально написанные для начального этапа обучения игре на фортепиано. Особую дидактическую ценность в нём для развития юных пианистов имеют небольшие мелодии и этюды, написанные на основе азербайджанских ладов Уз. Гаджибейли, К. Сафаралиевой и Н. Карницкой.
Представленный учебный репертуар, безусловно, является одним из самых положительных качеств учебного пособия, так как учитывает особенности слухового восприятия учащихся. Авторы включили в свой сборник и пьесы, основанные на азербайджанских мугамах, такие как «Раст», «Шур, «Шюштер», «Баяты-Шираз», «Сейгях» и другие, которые помогают развить ладовое чувство начинающих пианистов, а в дальнейшем сохранять гармонию между восприятием западно-европейской (мажоро-минорной) и азербайджанской народно-национальной ладовой системы. В учебном пособии широко представлен и музыкальный фольклор других народов, что способствует расширению слуховых представлений юных пианистов, развитию их музыкального кругозора.
Постепенно, приобретая необходимый опыт исполнения полифонической фактуры, учащийся приступает к освоению и изучению полифонических произведений западно-европейской и русской классики, а также современной полифонической литературы.
Другими словами, проблему начального исполнения полифонического репертуара начинающими пианистами необходимо рассматривать как специальную, целенаправленную задачу, выполнимую на основе синтеза народно-национальных и современных музыкальных традиций.
Библиографический список
1. Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. Москва: Музыка, 1966.
2. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. Москва: Просвещение, 1984.
References
1. Martinsen K.A. Individual'naya fortepiannaya tehnika na osnove zvukotvorcheskoj voli. Moskva: Muzyka, 1966.
2. Cypin G.M. Obuchenie igre na fortepiano. Moskva: Prosveschenie, 1984.
Статья поступила в редакцию 03.05.17
2 Впервые учебное пособие было издано в 1949 году издательством «Азернешр» и в дальнейшем переиздавался восемь раз.