УДК 373.1 ББК 74.2
Н.В. Уварина, Г.Б. Толстова
(Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия)
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ
Проблема профессионального самоопределения школьников на сегодняшний день становится все более актуальной, так как мир профессии становится все более динамичным и вариативным, а современному школьнику необходимо соответствовать требованиям быстроразвивающейся и изменчивой профессиональной среды. На основе анализа научной литературы выявлены эффективные и современные формы работы в области профессионального самоопределения школьников: мобильный кабинет профориентации, системы диагностики личностных способностей и профессиональных намерений школьников, разработка информационно-методического ресурса на базе школьного сайта, создание модели профориентации, профессиональные пробы, уроки-экскурсии, профессиональные олимпиады, проектная деятельность профессиональной направленности. В ходе обзора научной литературы определены ошибки и трудности, с которыми сталкиваются школьники в процессе профессионального самоопределения. В статье описан опыт работы по профессиональному самоопределению школьников, который реализуется в Челябинской области..
Ключевые слова: профессиональное самоопределение школьников, сетевое взаимодействие, профессиональные пробы, профессиональная ориентация, формы профессионального самоопределения.
PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SCHOOLCHILDREN: THEORETICAL SUBSTANTIATION AND PRACTICAL EXPERIENCE OF IMPLEMENTATION
ro
ro <u m
N.V. Uvarina, G.B. Tolstova I
(South Ural State Humanitarian Pedagogical University, I
Chelyabinsk, Russia) |
o
о <u
T
ro
CP d
The problem of professional self-determination of schoolchildren is becoming
and more relevant today, as the world of the profession is becoming more dynamic and o o variable, and the modern student needs to meet the requirements of a rapidly developing and 0
ГО о
changing professional environment. Based on the analysis of scientific literature, effective о | and modern forms of work in the field of professional self-determination of schoolchildren 8 i were identified: a mobile career guidance room, a system for diagnosing personal Ц abilities and professional intentions of schoolchildren, the development of an information с н
and methodological resource based on a school website, the creation of a career guidance model, professional tests, lessons excursions, professional olympiads, project activities of a professional orientation. During the review of scientific literature, mistakes and difficulties were identified that schoolchildren face in the process of professional self-determination. The article describes the experience of work on the professional self-determination of schoolchildren, which is being implemented in the Chelyabinsk regio,.
Keywords: professional self-determination of schoolchildren, network interaction, professional tests, professional orientation, forms of professional self-determination.
CO m о
ь
c; о
LQ
CO X
s
со
m
>
OQ I
Проблема профессионального самоопределения школьников на сегодняшний день становится все более актуальной, так как мир профессии становится все более динамичным и вариативным, а система ЕГЭ требует от школьника сформированной профессиональной позиции уже к 8-9 классу их обучения в школе [2]. На необходимость активной деятельности по профессиональному самоопределению школьников указал в марте 2018 года Президент РФ В.В. Путин, который отметил, что «школа должна отвечать на вызовы времени, тогда и страна будет готова на них отвечать» [3].
Современному школьнику необходимо соответствовать требованиям быстроразвивающейся и изменчивой профессиональной среды, а выстроенная систематическая работа по профессиональному самоопределению - это реальная возможность для подготовки обучающихся к миру профессий востребованных в высокотехнологических отраслях региона [1].
Цель статьи - проанализировать современные подходы к проблеме профессионального самоопределения школьников, выявить возможности и трудности, проанализировать опыт Челябинской области в данном направлении. Методы исследования: анализ теоретической и нормативно-правовой литературы, обобщение, формулировка выводов, анализ практического опыта.
Профессиональное самоопределение в первую очередь рассматривается как целенаправленная деятельность, направленная на осмысление школьниками своих познавательных интересов, а также личностных и профессиональных наме-
рений [15]. Процесс профессионального самоопределения школьников представляет собой «самостоятельный этап социализации личности, в рамках которого школьники приобретают готовность к самостоятельному выбору на основе осознания и соотнесения своих способностей и интересов с собственными возможностями и способностями» [2, с. 24].
Профессиональное самоопределение выступает частью жизненного самоопределения и идентификации, по сути это высшая форма профессиональной ориентации школьников и ее результат [6; 13]. Профессиональное самоопределение также связывают с «процессом формирования личности своего отношения к профессиональной деятельности и способ самореализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей» [6, с. 91]. Профессиональное самоопределение школьников связано с самостоятельным и осознанным выбором собственного профессионального пути, и школьники, несомненно, нуждаются в профессиональной и системной помощи со стороны учителей, родителей, психологов и представителей будущих работодателей [6; 8].
Проведя анализ научной литературы по проблеме исследования [5; 7; 9; 11], были выявлены ключевые формы работы в области профессионального самоопределения школьников на современном этапе:
1) Создание мобильного кабинета профориентации на базе школы, что способствует расширению возможностей применения цифровых технологий, применения виртуальных площадок направ-
ленных на приобретение школьниками первичных профессиональных навыков, формирование устойчивой мотивации к приобретению будущей профессии.
2) Организация системы диагностики личностных способностей и профессиональных намерений школьников, формирование у них общественно значимых мотивов выбора профессии, элементов профессиональной культуры, индивидуальная помощь в выборе профессии на основе результатов диагностики.
3) Разработка информационно-методического ресурса на базе школьного сайта, на котором представлена статистическая информация о нехватке специалистов в различных отраслях региона, динамике поступления в вуз и наличие бюджетных мест, особенностях профессий и требований к специалистам в различных сферах и т.д.
4) Создание модели профориентации, реализуемой на базе профессиональной образовательной организации, школы и предприятия. Это система профориентационной деятельности, реализуемая в условиях сетевого взаимодействия, подразумевающая совместное использование материально-технического, методического и кадрового обеспечения для успешного выбора школьниками будущей профессии. Реализация модели предполагает информационно-диагностическую работу со школьниками, прохождение ими профессиональных проб и начальный этап профессиональной подготовки.
5) Организация со школьниками профессиональных проб в рамках реализации проекта «Билет в будущее». Профессиональные пробы позволяют в игровой форме моделировать элементы конкретного вида профессиональной деятель-
ности, что способствует сознательному и обоснованному выбору школьниками будущей профессии. Прохождение профессиональных проб предполагает реализацию принципа состязательности, составления рейтинга участников по определенным критериям, что способствует повышению мотивации школьников.
6) Проведение со школьниками уроков-экскурсий профориентацион-ной направленности, которое дает возможность школьникам познакомиться с условиями производства и труда сотрудников, понять особенности корпоративной культуры, осознать ценности и смыслы трудовой жизни, мотивировать на поступление в определенную профессиональную образовательную организацию или вуз.
7) Проведение олимпиад совместно с будущими работодателями и другими образовательными организациями, дающее школьникам возможность как проверить свои знания в различных областях, так и познакомиться с нормами и ценностями, свойственными определенным профессиям, включиться в пространство личностного и профессионального самопознания и самоопределения.
8) Работа по профориентации и самоопределению школьников в рамках психологической службы, которая помогает им разобраться в своих способностях и личностных качествах, выбрать путь наилучшего их раскрытия и профессиональной социализации.
9) Организация проектной деятельности профессиональной направленности, участие в данной проектной деятельности, формирующие у школьников потребности, стремления, желания и стере-отипизированные предпосылки к профессиональной деятельности.
го
го ф
I _0
о
о ф
т
5 §
с ф ^
ф ^
- I ° ?
° £
8 °
ф о
0 о
1 ю
_о о ф
о ^
о ф
т
ц го
I
о ^
о
о ф
-&
о с
ф
о ф
Проекты профессиональной направленности помогают школьникам больше узнать о профессиях и их специфике, погрузиться в профессиональную культуру, разработать творческий продукт, который можно применить в производстве.
10) Организация на базе вузов и профессиональных образовательных организаций «Школы юного профессионала», работа которой направлена на «адресную» помощь ученику в ситуациях жизненного и профессионального выбора, построение профессиональной и образовательной траектории.
11) Традиционные формы профессионального самоопределения: написание школьниками докладов, рефератов, сочинений по теме, связанным с будущей профессиональной деятельностью, прохождение профориентационных тестов, встреча с представителями предприятий, консультирование с учителями и педагогами-психологами, лекции о профессиях, посещение музеев предприятий и др.
Таким образом, можно отметить, что существует многообразие форм работы, направленных на помощь в профессиональном самоопределении школьников. При этом стоит отметить, что данная работа не ведется системно и целенаправленно, в разных регионах ведутся лишь отдельные формы работы.
Предварительный выбор профессии является ключевой доминантой в профессиональном самоопределении школьников. Все вышеназванные формы (о работы, направленные на их профориен-
ш
£ тацию и самоопределение, оцениваются
§ школьниками с точки зрения собствен-
^ ных интересов, системы ценностей и иде-
Ч алов, личностных и профессиональных
1 способностей. Работа по профессиональному самоопределению должна быть це-
>
^ лостной и системной и раскрывать весь
I период профессионального становления:
начиная с профессиональных намерений и заканчивая профессиональными перспективами в данной профессии [2; 4].
Профессиональное самоопределение школьников выступает «спусковым механизмом» их будущей профессиональной успешности, способствует осознанному выбору направления обучения в вузе или профессиональной образовательной организации [12].
На основе анализа ряда исследований [10; 14] были выявлены ключевые ошибки и трудности, с которыми сталкиваются школьники в процессе профессионального самоопределения:
- недостаточное количество информации о мире профессий и их особенностях (требования к личностным качествам профессионалов, к условиям труда, ценностям и идеалам, связанным с профессией и т.д.);
- ориентация школьников лишь на престижность профессии, ее рассмотрение только как источник материального благосостояния. При этом обучающиеся не осознают перспективы построения профессиональной карьеры, возможности самоактуализации и самосовершенствования в выбранной профессии;
- для школьников учебный предмет и профессия часто являются равноценными, и негативное или позитивное отношение к учебному предмету или учителю, который его ведет, может оттолкнуть или, напротив, определить выбор профессии;
- часто школьники при выборе профессии ориентируются только на мнение родителей или других значимых взрослых, либо осуществляют выбор за компанию с друзьями и сверстниками;
- выбор профессии может подменяться выбором образовательной организации, без учета личностных интересов и способностей школьников;
- достаточно распространенной является ситуация, когда школьники ориентируются только на результаты ЕГЭ, при этом они игнорируют собственные интересы и склонности;
- склонность школьников выбирать престижные, по их мнению, профессии, которые при этом не востребованы на рынке труда данного региона;
- школьники не обладают сформированными прогностическими и рефлексивными способностями, следовательно, не могут выстроить индивидуальную жизненную и профессиональную траекторию развития, не способны осуществить сбалансированный выбор, учитывая собственные способности, интересы, ценности, а также потребности регионального рынка труда.
Именно на преодоление вышеобозна-ченных трудностей и проблем должна быть направлена региональная система профессионального самоопределения школьников.
Таким образом, были проанализированы современные возможности в сопровождении и помощи в профессиональном самоопределении школьников, а также проблемы и трудности с которыми они сталкиваются.
Во второй части данной статьи, будет проанализирован опыт работы по профессиональному самоопределению школьников, который реализуется в Челябинской области.
Отметим, что при рассмотрении проблемы профессионального самоопределения в ракурсе обеспечения высококвалифицированными кадрами конкретного района промышленного города большая роль отводится организации управления данным процессом на районном уровне. В Ленинском районе г. Челябинска действует уникальное Соглашение между работодателями промышленных предприятий и Центром занятости на-
селения района, Администрацией Ленинского района, представителями профессиональных образовательных организаций и вузов, школами, находящимися на территории района, о сетевом взаимодействии в части развития процесса самоопределения школьников.
Предметом настоящего Соглашения является содействие сторон в организации мероприятий по профессиональной ориентации, обучении по программам дополнительного образования детей, программам профессионального обучения. По понятным причинам доминирующим направлением в данной деятельности является ориентация школьников на инженерные, технические (IT-технологии) профессии.
Одними из ведущих профессиональных образовательных организаций в Ленинском районе города Челябинска являются Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А.В. Яковлева и Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я.П. Осадчего. В них обучают рабочим профессиям (специальностям), которые перспективны и востребованы на рынке труда района и города.
Внедрение практикоориентирован-ных подходов в реализации образовательных программ на разных уровнях образования осуществляется за счет разнообразных форм ранней профориента-ционной работы, практики проведения мероприятий во взаимодействии с крупными работодателями и привлечения их к участию в образовательном процессе и координационных мер, осуществляемых управлением образования.
И в этой связи нам хочется отметить положительную тенденцию в отношении Ленинского района: выпускники 8 и 9 классов поступают в колледжи с хорошими показателями успеваемости и выстраивают заранее свой профессиональный путь. Это является эффектом введения в школах образовательных стандартов нового поколения, одной из ключевых целей которых является формирование
го
го ф
ср
I _0
о
о ф
т
5 §
с ф ^
Ф S
- S ° ?
1 «
8 °
ф о
0 о
1 ю
_й о ф
о ^
о ф
т
го
I
о
S
о
о ф
-&
о ср IZ
ф
ср
о ф
го со о
ь
с; о
ш
го
I
го
ш
>
т I
профессионального самоопределения школьников.
Вместе с тем, несмотря на отмеченный прогресс потенциал возможностей для удовлетворения потребностей образовательных организаций и работодателей не исчерпан. Эти возможности заключаются в объединении усилий в поиске новых эффективных форм сотрудничества школы, учреждений профессионального образования, работодателей.
В качестве примера может служить сотрудничество ЧГПГТ им. Яковлева со школами и цехом «Высота 239» завода ПАО «Челябинский трубопрокатный завод», в рамках которого реализуется проект «Будущее белой металлургии». Целью проекта является развитие интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей, интереса к научно-исследовательской, инженерно-технической, изобретательской деятельности, в том числе через участие в различных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, работе проектных команд в рамках ключевого проекта.
В ходе данного проекта «Будущее белой металлургии» школьники поступают в профессиональные образовательные организации с 8 класса и в рамках учебной деятельности изучают спецкурс выбранной рабочей профессии (специальности) с выходом на профпробы, а именно в цех «Высота 239», в качестве специалистов. После вступительных испытаний на базе 9 класса продолжают обучение в профессиональной образовательной организации и получают стипендию от работодателя (ПАО «ЧТПЗ»). После окончания профессиональной образовательной организации имеют приоритетное право поступления в высшее учебное заведение, с которым у ПАО «ЧТПЗ» заключен договор, предусматривающего выплату работодателем стипендии студентам технических и инженерных направлений, прохождение обучения на военной кафедре и гарантированное трудоустройство после окончания Вуза.
По сути, на текущий момент это своего рода эксперимент, в ходе которого выявляются как удачные решения в подготовке школьников, так и проблемы, на устранении которых нужно сконцентрировать внимание всех заинтересованных сторон.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что одной из основных целей ФГОС, выраженных в требованиях к выпускнику общеобразовательной организации, является профессиональное самоопределение, которое должно соответствовать индивидуальным особенностям, интересам и намерениям обучающегося.
Формирование данной компетенции диктует образовательным организациям различного уровня необходимость по-новому решать профессиональные задачи, создавать, осваивать и внедрять в практику инновационные компоненты, в том числе разрабатывать механизмы внутриотраслевого и межотраслевого взаимодействия. На данном этапе сетевая организация в виде соглашения совместной деятельности рассматривается как наиболее актуальная, оптимальная и эффективная форма достижения целей в любой сфере, в том числе образовательной.
Это подчеркнуто в федеральном проекте «Современная школа», реализация которого предусмотрена в период с 2019 по 2024 гг. Выполнение его мероприятий, наряду с комплексом результатов по формированию современной образовательной среды, обеспечит:
- консолидацию возможностей участников образовательного процесса, обладающих необходимыми ресурсами;
- запуск в полном объеме сетевых форм реализации образовательного процесса.
В этой связи внедрение практико-ориентированных подходов в процессе профессионального самоопределения школьников позволяет:
- удовлетворить запросы работодателей района и города;
- ознакомиться школьников со специальной инженерной, технической профессии;
- помочь школьникам с осознанным определением профессионального жизненного пути;
- создать в будущем комфортные условия жизнедеятельности человека.
В 2019 году нами был проведен опрос (анкетирование) в начале реализации проекта «Будущее белой металлургии». По его результатам было выявлено, что всего лишь 23% респондентов (обучающихся 8-9 классов) изъявили желание связать свой профессиональный путь с техническими профилями.
Опрос 2022 года показал, что 67% обучающихся видят себя специалистами в инженерно-технической области, несмотря не то, что в качестве ответов предлагались популярные профессии: учитель, врач, строитель, юрист, бухгалтер. На вопрос о том, что определило выбор ответа, респонденты указали следующие мероприятия: участие в профпробах на базе ПАО «ЧТПЗ» в рамках проекта «Будущее белой металлургии», участие в экскурсиях с выходом в цеха заводов и посещение заводских музеев, непосредственное участие в организованных встречах с профессионалами своего дела (глава района, директорский корпус заводов - гигантов района) и др.
Резюмируя вышеизложенное можно отметить, что профессиональное самоопределение - это определение профессионального будущего, избирательное отношение к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих интересов, особенностей, способностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий региона.
Проблема профессионального самоопределения школьников на сегодняшний день становится все более актуаль-
ной, так как мир профессии становится все более динамичным и вариативным, а современному школьнику необходимо соответствовать требованиям быстро-развивающейся и изменчивой профессиональной среды.
К ключевым формам работы в области профессионального самоопределения школьников на современном этапе можно отнести мобильный кабинет профориентации, системы диагностики личностных способностей и профессиональных намерений школьников, разработку информационно-методического ресурса на базе школьного сайта, создание модели профориентации, профессиональные пробы, уроки-экскурсии, профессиональные олимпиады, проектную деятельность профессиональной направленности.
Были выявлены ошибки и трудности, с которыми сталкиваются школьники в процессе профессионального самоопределения: недостаточное количество информации о мире профессий и их особенностях, ориентация школьников лишь на престижность профессии, ориентация на результаты ЕГЭ, не сформированные у школьников прогностические и рефлексивные способности и др.
Описан опыт работы по профессиональному самоопределению школьников, который реализуется в Челябинской области, а именно формы сотрудничества школы, учреждений профессионального образования, работодателей направленных на разрешение поставленной проблемы.
Библиографический список:
1. Петренко Е.Г., Неверова Л.И., Морева Ю.В. Использование возможностей мобильного кабинета профориентации для профессионального самоопределения школьников // Universum: психология и образование. - 2019. -№ 6 (60). С. 4-6.
2. Костаева Т.В. Профессионально-личностное самоопределение школьников: теоретический аспект // Вестник науки и образования. - 2019. - № 8-3 (62). С. 23-26.
го
го ф
I _0
о
о ф
т
5 §
с ф ^
Ф S
- S ° ?
1 «
8 °
ф о
0 о
1 ю
_й о ф
о ^
о ф
т
го
I
о
S
о
о ф
-&
о IZ
ф
о ф
го m о
ь
с; о
LQ
ГО I S
ГО
Ш
>
0Q I
3. Послание Президента Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года [Электронный ресурс] // Президент России. - Режим доступа http:// kremlin.ru/events/president/news/56957
4. Носирова М.Н., Камолова М.Ф., Ази-зов А.А. Знание студентов о профессиональном самоопределении школьников и пути его развития в современных условиях // Вестник Таджикского национального университета. - 2019. - № 3. С. 219-222.
5. Куптель Е.В., Пазюк К.Т. Проблемы профессионального самоопределения школьников // Colloquium-Journal. -2019. - № 12-4 (36). С. 32-33.
6. Малышева А.В., Мельников М.И., Мичурина И.Н. Сетевое взаимодействие образовательных организаций различного уровня как оптимальное условие профессионального самоопределения школьников: из опыта работы // Вестник Саратовского областного института развития образования. - 2019. - № 2 (18). С. 91-96.
7. Чаптыкова О.Ю. Подготовка будущего учителя к педагогическому сопровождению профессионального самоопределения школьников // Профессиональное образование и рынок труда. - 2019. - № 3. С. 78-83.
8. Волкова И.В. Выбор жизненного пути и профессиональное самоопределение школьников предвоенного времени // Педагогика. - 2019. - № 2. С. 105-114.
9. Прудкий А.С. Методическая система проведения экскурсий по физике как средство формирования профессионального самоопределения школьников // Вестник Тверского государственного университета. Серия:
Педагогика и психология. -2019. -№ 3 (48). С. 248-254.
10. Симакова А.В. Профессиональное самоопределение школьников 8-10 классов арктических и дальневосточных регионов: социологический анализ // Социологическая наука и социальная практика. - 2019. - Т. 7. - № 3 (27). С. 72-91.
11. Абрамова Л.А. Повышение роли профориентации участников олимпиад школьников в их дальнейшем образовании и профессиональном самоопределении // Высшее образование сегодня. - 2019. - № 10. С. 47-51.
12. Железная А.Б. Профессиональное самоопределение как результат психологических особенностей школьников // Психология. Историко-кри-тические обзоры и современные исследования. - 2019. - Т. 8. - № 3-1. С. 172-177.
13. Колесник Н.Т. Профессиональное самоопределение старших школьников в проектной деятельности: теоретические основы психологического сопровождения // Новое в психолого-педагогических исследованиях. -2019. - № 3 (55). С. 117-127.
14. Кашкевич Е.И., Бережная О.В. Особенности познавательной мотивации старших школьников в зависимости от долгосрочных целей профессионального самоопределения // Психология обучения. - 2020. - № 1. С. 24-36.
15. Беляева О.А. Школа юного педагога: опыт создания условий для профессионального самоопределения школьников // Поволжский педагогический поиск. - 2019. - № 4 (30). С. 20-25.
Поступила 21.03.2023
Об авторах:
Уварина Наталья Викторовна, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск, Россия), доктор педагогических наук, профессор, e-mail: [email protected]
Толстова Гульнара Баймагаметовна, аспирант кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск, Россия), e-mail: [email protected]
Для цитирования: Уварина Н.В., Толстова Г.Б. Профессиональное самоопределение школьников: теоретическое обоснование и практический опыт реализации // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2023. - Т. 15. - № 1. С. 149-158.
References:
1. Petrenko E.G., Neverova L.I., Moreva Yu.V. Using the possibilities of a mobile career guidance room for professional self-determination of schoolchildren // Universum: psikhologiya i obrazovanie. - 2019. -№ 6 (60). P. 4-6. [in Russian].
2. Kostaeva TV. Professional and personal self-determination of schoolchildren: theoretical aspect // Vestnik nauki i obrazovaniya. - 2019. - № 8-3 (62). P. 23-26. [in Russian].
3. Message of the President to the Federal Assembly of March 1, 2018 [Electronic resource]. -Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/56957 [in Russian].
4. Nosirova M.N., Kamolova M.F., Azizov A.A. Knowledge of students about the professional self-determination of schoolchildren and the ways of its development in modern conditions // Vestnik Tadzhikskogo natsionalnogo universiteta. - 2019. - № 3. P. 219-222. [in Russian].
5. Kuptel E.V., Pazyuk K.T. Problems of professional self-determination of schoolchildren // Colloquium-Journal. - 2019. - No. 12-4 (36). P. 32-33. [in Russian].
6. Malysheva A.V., Melnikov M.I., Michurina I.N. Network interaction of educational organizations of various levels as an optimal condition for professional self-determination of schoolchildren: from work experience // Vestnik Saratovskogo oblastnogo instituta razvitiya obrazovaniya. - 2019. - № 2 (18). P. 91-96. [in Russian].
7. Chaptykova O.Yu. Preparation of the future teacher for pedagogical support of professional self-determination of schoolchildren // Professionalnoe obrazovanie i rynok truda. - 2019. - № 3. P. 78-83. [in Russian].
8. Volkova I.V. The choice of life path and professional self-determination of pre-war schoolchildren // Pedagogika. - 2019. - № 2. P. 105-114. [in Russian].
9. Prudkiy A.S. Methodological system for conducting excursions in physics as a means of forming professional self-determination of schoolchildren // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya. - 2019. - № 3 (48). P. 248-254. [in Russian].
10. Simakova A.V. Professional self-determination of schoolchildren in grades 8-10 in the | Arctic and Far Eastern regions: a sociological analysis // Sotsiologicheskaya nauka i sotsialnaya praktika. - 2019. - Vol. 7. № 3 (27). P. 72-91. [in Russian]. g
11. Abramova L.A. Increasing the role of career guidance for schoolchildren Olympiad participants in their further education and professional self-determination // Vysshee obrazovanie segodnya. - 2019. - № 10. P. 47-51. [in Russian].
12. Zheleznaya A.B. Professional self-determination as a result of the psychological characteristics of schoolchildren // Psihologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya. - 2019. - Vol. 8. № 3-1. P. 172-177. [in Russian]. g g
13. Kolesnik N.T. Professional self-determination of senior schoolchildren in project g o activities: theoretical foundations of psychological support // Novoe v psikhologo- £ ° pedagogicheskikh issledovaniyakh. - 2019. - № 3 (55). P. 117-127. [in Russian]. 5 p
CO <D id ü.
x
<D
<D <D С
о о
го
х
о о
14. Kashkevich E.I., Berezhnaya O.V. Features of cognitive motivation of older students | | depending on the long-term goals of professional self-determination // Psikhologiya obucheniya. -2020. - № 1. P. 24-36. [in Russian].
<u
t& £ f
15. Belyaeva O.A. School of a young teacher: the experience of creating conditions for professional self-determination of schoolchildren // Povolzhskiy pedagogicheskiy poisk. -2019. - № 4 (30). P. 20-25. [in Russian].
About the authors:
Uvarina Natalya Viktorovna, Professor, Department of Training Teachers of Vocational Education and Subject Methods, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia, Doctor of Pedagogy, Professor, Email: [email protected]
Tolstova Gulnara Baimagametovna, post-graduate student, Department of Training Teachers of Vocational Education and Subject Methods, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia, Email: [email protected]
For citation: Uvarina N.V., Tolstova G.B. Professional self-determination of schoolchildren: theoretical substantiation and practical experience of implementation // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2023. - Vol. 15. - No. 1. P. 149-158.
CO m о
ь
с; о H
Lû
СО
СО
m
>
ÛQ I