Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
769
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уварина Наталья Викторовна, Толстова Гульнара Баймагаметовна

Проблема профессионального самоопределения школьников на сегодняшний день становится все более актуальной, так как мир профессии становится все более динамичным и вариативным, а современному школьнику необходимо соответствовать требованиям быстроразвивающейся и изменчивой профессиональной среды. На основе анализа научной литературы выявлены эффективные и современные формы работы в области профессионального самоопределения школьников: мобильный кабинет профориентации, системы диагностики личностных способностей и профессиональных намерений школьников, разработка информационно-методического ресурса на базе школьного сайта, создание модели профориентации, профессиональные пробы, уроки-экскурсии, профессиональные олимпиады, проектная деятельность профессиональной направленности. В ходе обзора научной литературы определены ошибки и трудности, с которыми сталкиваются школьники в процессе профессионального самоопределения. В статье описан опыт работы по профессиональному самоопределению школьников, который реализуется в Челябинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уварина Наталья Викторовна, Толстова Гульнара Баймагаметовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SCHOOLCHILDREN: THEORETICAL SUBSTANTIATION AND PRACTICAL EXPERIENCE OF IMPLEMENTATION

The problem of professional self-determination of schoolchildren is becoming more and more relevant today, as the world of the profession is becoming more dynamic and variable, and the modern student needs to meet the requirements of a rapidly developing and changing professional environment. Based on the analysis of scientific literature, effective and modern forms of work in the field of professional self-determination of schoolchildren were identified: a mobile career guidance room, a system for diagnosing personal abilities and professional intentions of schoolchildren, the development of an informationand methodological resource based on a school website, the creation of a career guidance model, professional tests, lessons excursions, professional olympiads, project activities of a professional orientation. During the review of scientific literature, mistakes and difficulties were identified that schoolchildren face in the process of professional self-determination. The article describes the experience of work on the professional self-determination of schoolchildren, which is being implemented in the Chelyabinsk regio,.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ»

УДК 373.1 ББК 74.2

Н.В. Уварина, Г.Б. Толстова

(Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ

Проблема профессионального самоопределения школьников на сегодняшний день становится все более актуальной, так как мир профессии становится все более динамичным и вариативным, а современному школьнику необходимо соответствовать требованиям быстроразвивающейся и изменчивой профессиональной среды. На основе анализа научной литературы выявлены эффективные и современные формы работы в области профессионального самоопределения школьников: мобильный кабинет профориентации, системы диагностики личностных способностей и профессиональных намерений школьников, разработка информационно-методического ресурса на базе школьного сайта, создание модели профориентации, профессиональные пробы, уроки-экскурсии, профессиональные олимпиады, проектная деятельность профессиональной направленности. В ходе обзора научной литературы определены ошибки и трудности, с которыми сталкиваются школьники в процессе профессионального самоопределения. В статье описан опыт работы по профессиональному самоопределению школьников, который реализуется в Челябинской области..

Ключевые слова: профессиональное самоопределение школьников, сетевое взаимодействие, профессиональные пробы, профессиональная ориентация, формы профессионального самоопределения.

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SCHOOLCHILDREN: THEORETICAL SUBSTANTIATION AND PRACTICAL EXPERIENCE OF IMPLEMENTATION

ro

ro <u m

N.V. Uvarina, G.B. Tolstova I

(South Ural State Humanitarian Pedagogical University, I

Chelyabinsk, Russia) |

o

о <u

T

ro

CP d

The problem of professional self-determination of schoolchildren is becoming

and more relevant today, as the world of the profession is becoming more dynamic and o o variable, and the modern student needs to meet the requirements of a rapidly developing and 0

ГО о

changing professional environment. Based on the analysis of scientific literature, effective о | and modern forms of work in the field of professional self-determination of schoolchildren 8 i were identified: a mobile career guidance room, a system for diagnosing personal Ц abilities and professional intentions of schoolchildren, the development of an information с н

and methodological resource based on a school website, the creation of a career guidance model, professional tests, lessons excursions, professional olympiads, project activities of a professional orientation. During the review of scientific literature, mistakes and difficulties were identified that schoolchildren face in the process of professional self-determination. The article describes the experience of work on the professional self-determination of schoolchildren, which is being implemented in the Chelyabinsk regio,.

Keywords: professional self-determination of schoolchildren, network interaction, professional tests, professional orientation, forms of professional self-determination.

CO m о

ь

c; о

LQ

CO X

s

со

m

>

OQ I

Проблема профессионального самоопределения школьников на сегодняшний день становится все более актуальной, так как мир профессии становится все более динамичным и вариативным, а система ЕГЭ требует от школьника сформированной профессиональной позиции уже к 8-9 классу их обучения в школе [2]. На необходимость активной деятельности по профессиональному самоопределению школьников указал в марте 2018 года Президент РФ В.В. Путин, который отметил, что «школа должна отвечать на вызовы времени, тогда и страна будет готова на них отвечать» [3].

Современному школьнику необходимо соответствовать требованиям быстроразвивающейся и изменчивой профессиональной среды, а выстроенная систематическая работа по профессиональному самоопределению - это реальная возможность для подготовки обучающихся к миру профессий востребованных в высокотехнологических отраслях региона [1].

Цель статьи - проанализировать современные подходы к проблеме профессионального самоопределения школьников, выявить возможности и трудности, проанализировать опыт Челябинской области в данном направлении. Методы исследования: анализ теоретической и нормативно-правовой литературы, обобщение, формулировка выводов, анализ практического опыта.

Профессиональное самоопределение в первую очередь рассматривается как целенаправленная деятельность, направленная на осмысление школьниками своих познавательных интересов, а также личностных и профессиональных наме-

рений [15]. Процесс профессионального самоопределения школьников представляет собой «самостоятельный этап социализации личности, в рамках которого школьники приобретают готовность к самостоятельному выбору на основе осознания и соотнесения своих способностей и интересов с собственными возможностями и способностями» [2, с. 24].

Профессиональное самоопределение выступает частью жизненного самоопределения и идентификации, по сути это высшая форма профессиональной ориентации школьников и ее результат [6; 13]. Профессиональное самоопределение также связывают с «процессом формирования личности своего отношения к профессиональной деятельности и способ самореализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей» [6, с. 91]. Профессиональное самоопределение школьников связано с самостоятельным и осознанным выбором собственного профессионального пути, и школьники, несомненно, нуждаются в профессиональной и системной помощи со стороны учителей, родителей, психологов и представителей будущих работодателей [6; 8].

Проведя анализ научной литературы по проблеме исследования [5; 7; 9; 11], были выявлены ключевые формы работы в области профессионального самоопределения школьников на современном этапе:

1) Создание мобильного кабинета профориентации на базе школы, что способствует расширению возможностей применения цифровых технологий, применения виртуальных площадок направ-

ленных на приобретение школьниками первичных профессиональных навыков, формирование устойчивой мотивации к приобретению будущей профессии.

2) Организация системы диагностики личностных способностей и профессиональных намерений школьников, формирование у них общественно значимых мотивов выбора профессии, элементов профессиональной культуры, индивидуальная помощь в выборе профессии на основе результатов диагностики.

3) Разработка информационно-методического ресурса на базе школьного сайта, на котором представлена статистическая информация о нехватке специалистов в различных отраслях региона, динамике поступления в вуз и наличие бюджетных мест, особенностях профессий и требований к специалистам в различных сферах и т.д.

4) Создание модели профориентации, реализуемой на базе профессиональной образовательной организации, школы и предприятия. Это система профориентационной деятельности, реализуемая в условиях сетевого взаимодействия, подразумевающая совместное использование материально-технического, методического и кадрового обеспечения для успешного выбора школьниками будущей профессии. Реализация модели предполагает информационно-диагностическую работу со школьниками, прохождение ими профессиональных проб и начальный этап профессиональной подготовки.

5) Организация со школьниками профессиональных проб в рамках реализации проекта «Билет в будущее». Профессиональные пробы позволяют в игровой форме моделировать элементы конкретного вида профессиональной деятель-

ности, что способствует сознательному и обоснованному выбору школьниками будущей профессии. Прохождение профессиональных проб предполагает реализацию принципа состязательности, составления рейтинга участников по определенным критериям, что способствует повышению мотивации школьников.

6) Проведение со школьниками уроков-экскурсий профориентацион-ной направленности, которое дает возможность школьникам познакомиться с условиями производства и труда сотрудников, понять особенности корпоративной культуры, осознать ценности и смыслы трудовой жизни, мотивировать на поступление в определенную профессиональную образовательную организацию или вуз.

7) Проведение олимпиад совместно с будущими работодателями и другими образовательными организациями, дающее школьникам возможность как проверить свои знания в различных областях, так и познакомиться с нормами и ценностями, свойственными определенным профессиям, включиться в пространство личностного и профессионального самопознания и самоопределения.

8) Работа по профориентации и самоопределению школьников в рамках психологической службы, которая помогает им разобраться в своих способностях и личностных качествах, выбрать путь наилучшего их раскрытия и профессиональной социализации.

9) Организация проектной деятельности профессиональной направленности, участие в данной проектной деятельности, формирующие у школьников потребности, стремления, желания и стере-отипизированные предпосылки к профессиональной деятельности.

го

го ф

I _0

о

о ф

т

5 §

с ф ^

ф ^

- I ° ?

° £

8 °

ф о

0 о

1 ю

_о о ф

о ^

о ф

т

ц го

I

о ^

о

о ф

-&

о с

ф

о ф

Проекты профессиональной направленности помогают школьникам больше узнать о профессиях и их специфике, погрузиться в профессиональную культуру, разработать творческий продукт, который можно применить в производстве.

10) Организация на базе вузов и профессиональных образовательных организаций «Школы юного профессионала», работа которой направлена на «адресную» помощь ученику в ситуациях жизненного и профессионального выбора, построение профессиональной и образовательной траектории.

11) Традиционные формы профессионального самоопределения: написание школьниками докладов, рефератов, сочинений по теме, связанным с будущей профессиональной деятельностью, прохождение профориентационных тестов, встреча с представителями предприятий, консультирование с учителями и педагогами-психологами, лекции о профессиях, посещение музеев предприятий и др.

Таким образом, можно отметить, что существует многообразие форм работы, направленных на помощь в профессиональном самоопределении школьников. При этом стоит отметить, что данная работа не ведется системно и целенаправленно, в разных регионах ведутся лишь отдельные формы работы.

Предварительный выбор профессии является ключевой доминантой в профессиональном самоопределении школьников. Все вышеназванные формы (о работы, направленные на их профориен-

ш

£ тацию и самоопределение, оцениваются

§ школьниками с точки зрения собствен-

^ ных интересов, системы ценностей и иде-

Ч алов, личностных и профессиональных

1 способностей. Работа по профессиональному самоопределению должна быть це-

>

^ лостной и системной и раскрывать весь

I период профессионального становления:

начиная с профессиональных намерений и заканчивая профессиональными перспективами в данной профессии [2; 4].

Профессиональное самоопределение школьников выступает «спусковым механизмом» их будущей профессиональной успешности, способствует осознанному выбору направления обучения в вузе или профессиональной образовательной организации [12].

На основе анализа ряда исследований [10; 14] были выявлены ключевые ошибки и трудности, с которыми сталкиваются школьники в процессе профессионального самоопределения:

- недостаточное количество информации о мире профессий и их особенностях (требования к личностным качествам профессионалов, к условиям труда, ценностям и идеалам, связанным с профессией и т.д.);

- ориентация школьников лишь на престижность профессии, ее рассмотрение только как источник материального благосостояния. При этом обучающиеся не осознают перспективы построения профессиональной карьеры, возможности самоактуализации и самосовершенствования в выбранной профессии;

- для школьников учебный предмет и профессия часто являются равноценными, и негативное или позитивное отношение к учебному предмету или учителю, который его ведет, может оттолкнуть или, напротив, определить выбор профессии;

- часто школьники при выборе профессии ориентируются только на мнение родителей или других значимых взрослых, либо осуществляют выбор за компанию с друзьями и сверстниками;

- выбор профессии может подменяться выбором образовательной организации, без учета личностных интересов и способностей школьников;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- достаточно распространенной является ситуация, когда школьники ориентируются только на результаты ЕГЭ, при этом они игнорируют собственные интересы и склонности;

- склонность школьников выбирать престижные, по их мнению, профессии, которые при этом не востребованы на рынке труда данного региона;

- школьники не обладают сформированными прогностическими и рефлексивными способностями, следовательно, не могут выстроить индивидуальную жизненную и профессиональную траекторию развития, не способны осуществить сбалансированный выбор, учитывая собственные способности, интересы, ценности, а также потребности регионального рынка труда.

Именно на преодоление вышеобозна-ченных трудностей и проблем должна быть направлена региональная система профессионального самоопределения школьников.

Таким образом, были проанализированы современные возможности в сопровождении и помощи в профессиональном самоопределении школьников, а также проблемы и трудности с которыми они сталкиваются.

Во второй части данной статьи, будет проанализирован опыт работы по профессиональному самоопределению школьников, который реализуется в Челябинской области.

Отметим, что при рассмотрении проблемы профессионального самоопределения в ракурсе обеспечения высококвалифицированными кадрами конкретного района промышленного города большая роль отводится организации управления данным процессом на районном уровне. В Ленинском районе г. Челябинска действует уникальное Соглашение между работодателями промышленных предприятий и Центром занятости на-

селения района, Администрацией Ленинского района, представителями профессиональных образовательных организаций и вузов, школами, находящимися на территории района, о сетевом взаимодействии в части развития процесса самоопределения школьников.

Предметом настоящего Соглашения является содействие сторон в организации мероприятий по профессиональной ориентации, обучении по программам дополнительного образования детей, программам профессионального обучения. По понятным причинам доминирующим направлением в данной деятельности является ориентация школьников на инженерные, технические (IT-технологии) профессии.

Одними из ведущих профессиональных образовательных организаций в Ленинском районе города Челябинска являются Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А.В. Яковлева и Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я.П. Осадчего. В них обучают рабочим профессиям (специальностям), которые перспективны и востребованы на рынке труда района и города.

Внедрение практикоориентирован-ных подходов в реализации образовательных программ на разных уровнях образования осуществляется за счет разнообразных форм ранней профориента-ционной работы, практики проведения мероприятий во взаимодействии с крупными работодателями и привлечения их к участию в образовательном процессе и координационных мер, осуществляемых управлением образования.

И в этой связи нам хочется отметить положительную тенденцию в отношении Ленинского района: выпускники 8 и 9 классов поступают в колледжи с хорошими показателями успеваемости и выстраивают заранее свой профессиональный путь. Это является эффектом введения в школах образовательных стандартов нового поколения, одной из ключевых целей которых является формирование

го

го ф

ср

I _0

о

о ф

т

5 §

с ф ^

Ф S

- S ° ?

1 «

8 °

ф о

0 о

1 ю

_й о ф

о ^

о ф

т

го

I

о

S

о

о ф

-&

о ср IZ

ф

ср

о ф

го со о

ь

с; о

ш

го

I

го

ш

>

т I

профессионального самоопределения школьников.

Вместе с тем, несмотря на отмеченный прогресс потенциал возможностей для удовлетворения потребностей образовательных организаций и работодателей не исчерпан. Эти возможности заключаются в объединении усилий в поиске новых эффективных форм сотрудничества школы, учреждений профессионального образования, работодателей.

В качестве примера может служить сотрудничество ЧГПГТ им. Яковлева со школами и цехом «Высота 239» завода ПАО «Челябинский трубопрокатный завод», в рамках которого реализуется проект «Будущее белой металлургии». Целью проекта является развитие интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей, интереса к научно-исследовательской, инженерно-технической, изобретательской деятельности, в том числе через участие в различных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, работе проектных команд в рамках ключевого проекта.

В ходе данного проекта «Будущее белой металлургии» школьники поступают в профессиональные образовательные организации с 8 класса и в рамках учебной деятельности изучают спецкурс выбранной рабочей профессии (специальности) с выходом на профпробы, а именно в цех «Высота 239», в качестве специалистов. После вступительных испытаний на базе 9 класса продолжают обучение в профессиональной образовательной организации и получают стипендию от работодателя (ПАО «ЧТПЗ»). После окончания профессиональной образовательной организации имеют приоритетное право поступления в высшее учебное заведение, с которым у ПАО «ЧТПЗ» заключен договор, предусматривающего выплату работодателем стипендии студентам технических и инженерных направлений, прохождение обучения на военной кафедре и гарантированное трудоустройство после окончания Вуза.

По сути, на текущий момент это своего рода эксперимент, в ходе которого выявляются как удачные решения в подготовке школьников, так и проблемы, на устранении которых нужно сконцентрировать внимание всех заинтересованных сторон.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что одной из основных целей ФГОС, выраженных в требованиях к выпускнику общеобразовательной организации, является профессиональное самоопределение, которое должно соответствовать индивидуальным особенностям, интересам и намерениям обучающегося.

Формирование данной компетенции диктует образовательным организациям различного уровня необходимость по-новому решать профессиональные задачи, создавать, осваивать и внедрять в практику инновационные компоненты, в том числе разрабатывать механизмы внутриотраслевого и межотраслевого взаимодействия. На данном этапе сетевая организация в виде соглашения совместной деятельности рассматривается как наиболее актуальная, оптимальная и эффективная форма достижения целей в любой сфере, в том числе образовательной.

Это подчеркнуто в федеральном проекте «Современная школа», реализация которого предусмотрена в период с 2019 по 2024 гг. Выполнение его мероприятий, наряду с комплексом результатов по формированию современной образовательной среды, обеспечит:

- консолидацию возможностей участников образовательного процесса, обладающих необходимыми ресурсами;

- запуск в полном объеме сетевых форм реализации образовательного процесса.

В этой связи внедрение практико-ориентированных подходов в процессе профессионального самоопределения школьников позволяет:

- удовлетворить запросы работодателей района и города;

- ознакомиться школьников со специальной инженерной, технической профессии;

- помочь школьникам с осознанным определением профессионального жизненного пути;

- создать в будущем комфортные условия жизнедеятельности человека.

В 2019 году нами был проведен опрос (анкетирование) в начале реализации проекта «Будущее белой металлургии». По его результатам было выявлено, что всего лишь 23% респондентов (обучающихся 8-9 классов) изъявили желание связать свой профессиональный путь с техническими профилями.

Опрос 2022 года показал, что 67% обучающихся видят себя специалистами в инженерно-технической области, несмотря не то, что в качестве ответов предлагались популярные профессии: учитель, врач, строитель, юрист, бухгалтер. На вопрос о том, что определило выбор ответа, респонденты указали следующие мероприятия: участие в профпробах на базе ПАО «ЧТПЗ» в рамках проекта «Будущее белой металлургии», участие в экскурсиях с выходом в цеха заводов и посещение заводских музеев, непосредственное участие в организованных встречах с профессионалами своего дела (глава района, директорский корпус заводов - гигантов района) и др.

Резюмируя вышеизложенное можно отметить, что профессиональное самоопределение - это определение профессионального будущего, избирательное отношение к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих интересов, особенностей, способностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий региона.

Проблема профессионального самоопределения школьников на сегодняшний день становится все более актуаль-

ной, так как мир профессии становится все более динамичным и вариативным, а современному школьнику необходимо соответствовать требованиям быстро-развивающейся и изменчивой профессиональной среды.

К ключевым формам работы в области профессионального самоопределения школьников на современном этапе можно отнести мобильный кабинет профориентации, системы диагностики личностных способностей и профессиональных намерений школьников, разработку информационно-методического ресурса на базе школьного сайта, создание модели профориентации, профессиональные пробы, уроки-экскурсии, профессиональные олимпиады, проектную деятельность профессиональной направленности.

Были выявлены ошибки и трудности, с которыми сталкиваются школьники в процессе профессионального самоопределения: недостаточное количество информации о мире профессий и их особенностях, ориентация школьников лишь на престижность профессии, ориентация на результаты ЕГЭ, не сформированные у школьников прогностические и рефлексивные способности и др.

Описан опыт работы по профессиональному самоопределению школьников, который реализуется в Челябинской области, а именно формы сотрудничества школы, учреждений профессионального образования, работодателей направленных на разрешение поставленной проблемы.

Библиографический список:

1. Петренко Е.Г., Неверова Л.И., Морева Ю.В. Использование возможностей мобильного кабинета профориентации для профессионального самоопределения школьников // Universum: психология и образование. - 2019. -№ 6 (60). С. 4-6.

2. Костаева Т.В. Профессионально-личностное самоопределение школьников: теоретический аспект // Вестник науки и образования. - 2019. - № 8-3 (62). С. 23-26.

го

го ф

I _0

о

о ф

т

5 §

с ф ^

Ф S

- S ° ?

1 «

8 °

ф о

0 о

1 ю

_й о ф

о ^

о ф

т

го

I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

S

о

о ф

-&

о IZ

ф

о ф

го m о

ь

с; о

LQ

ГО I S

ГО

Ш

>

0Q I

3. Послание Президента Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года [Электронный ресурс] // Президент России. - Режим доступа http:// kremlin.ru/events/president/news/56957

4. Носирова М.Н., Камолова М.Ф., Ази-зов А.А. Знание студентов о профессиональном самоопределении школьников и пути его развития в современных условиях // Вестник Таджикского национального университета. - 2019. - № 3. С. 219-222.

5. Куптель Е.В., Пазюк К.Т. Проблемы профессионального самоопределения школьников // Colloquium-Journal. -2019. - № 12-4 (36). С. 32-33.

6. Малышева А.В., Мельников М.И., Мичурина И.Н. Сетевое взаимодействие образовательных организаций различного уровня как оптимальное условие профессионального самоопределения школьников: из опыта работы // Вестник Саратовского областного института развития образования. - 2019. - № 2 (18). С. 91-96.

7. Чаптыкова О.Ю. Подготовка будущего учителя к педагогическому сопровождению профессионального самоопределения школьников // Профессиональное образование и рынок труда. - 2019. - № 3. С. 78-83.

8. Волкова И.В. Выбор жизненного пути и профессиональное самоопределение школьников предвоенного времени // Педагогика. - 2019. - № 2. С. 105-114.

9. Прудкий А.С. Методическая система проведения экскурсий по физике как средство формирования профессионального самоопределения школьников // Вестник Тверского государственного университета. Серия:

Педагогика и психология. -2019. -№ 3 (48). С. 248-254.

10. Симакова А.В. Профессиональное самоопределение школьников 8-10 классов арктических и дальневосточных регионов: социологический анализ // Социологическая наука и социальная практика. - 2019. - Т. 7. - № 3 (27). С. 72-91.

11. Абрамова Л.А. Повышение роли профориентации участников олимпиад школьников в их дальнейшем образовании и профессиональном самоопределении // Высшее образование сегодня. - 2019. - № 10. С. 47-51.

12. Железная А.Б. Профессиональное самоопределение как результат психологических особенностей школьников // Психология. Историко-кри-тические обзоры и современные исследования. - 2019. - Т. 8. - № 3-1. С. 172-177.

13. Колесник Н.Т. Профессиональное самоопределение старших школьников в проектной деятельности: теоретические основы психологического сопровождения // Новое в психолого-педагогических исследованиях. -2019. - № 3 (55). С. 117-127.

14. Кашкевич Е.И., Бережная О.В. Особенности познавательной мотивации старших школьников в зависимости от долгосрочных целей профессионального самоопределения // Психология обучения. - 2020. - № 1. С. 24-36.

15. Беляева О.А. Школа юного педагога: опыт создания условий для профессионального самоопределения школьников // Поволжский педагогический поиск. - 2019. - № 4 (30). С. 20-25.

Поступила 21.03.2023

Об авторах:

Уварина Наталья Викторовна, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск, Россия), доктор педагогических наук, профессор, e-mail: [email protected]

Толстова Гульнара Баймагаметовна, аспирант кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск, Россия), e-mail: [email protected]

Для цитирования: Уварина Н.В., Толстова Г.Б. Профессиональное самоопределение школьников: теоретическое обоснование и практический опыт реализации // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2023. - Т. 15. - № 1. С. 149-158.

References:

1. Petrenko E.G., Neverova L.I., Moreva Yu.V. Using the possibilities of a mobile career guidance room for professional self-determination of schoolchildren // Universum: psikhologiya i obrazovanie. - 2019. -№ 6 (60). P. 4-6. [in Russian].

2. Kostaeva TV. Professional and personal self-determination of schoolchildren: theoretical aspect // Vestnik nauki i obrazovaniya. - 2019. - № 8-3 (62). P. 23-26. [in Russian].

3. Message of the President to the Federal Assembly of March 1, 2018 [Electronic resource]. -Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/56957 [in Russian].

4. Nosirova M.N., Kamolova M.F., Azizov A.A. Knowledge of students about the professional self-determination of schoolchildren and the ways of its development in modern conditions // Vestnik Tadzhikskogo natsionalnogo universiteta. - 2019. - № 3. P. 219-222. [in Russian].

5. Kuptel E.V., Pazyuk K.T. Problems of professional self-determination of schoolchildren // Colloquium-Journal. - 2019. - No. 12-4 (36). P. 32-33. [in Russian].

6. Malysheva A.V., Melnikov M.I., Michurina I.N. Network interaction of educational organizations of various levels as an optimal condition for professional self-determination of schoolchildren: from work experience // Vestnik Saratovskogo oblastnogo instituta razvitiya obrazovaniya. - 2019. - № 2 (18). P. 91-96. [in Russian].

7. Chaptykova O.Yu. Preparation of the future teacher for pedagogical support of professional self-determination of schoolchildren // Professionalnoe obrazovanie i rynok truda. - 2019. - № 3. P. 78-83. [in Russian].

8. Volkova I.V. The choice of life path and professional self-determination of pre-war schoolchildren // Pedagogika. - 2019. - № 2. P. 105-114. [in Russian].

9. Prudkiy A.S. Methodological system for conducting excursions in physics as a means of forming professional self-determination of schoolchildren // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya. - 2019. - № 3 (48). P. 248-254. [in Russian].

10. Simakova A.V. Professional self-determination of schoolchildren in grades 8-10 in the | Arctic and Far Eastern regions: a sociological analysis // Sotsiologicheskaya nauka i sotsialnaya praktika. - 2019. - Vol. 7. № 3 (27). P. 72-91. [in Russian]. g

11. Abramova L.A. Increasing the role of career guidance for schoolchildren Olympiad participants in their further education and professional self-determination // Vysshee obrazovanie segodnya. - 2019. - № 10. P. 47-51. [in Russian].

12. Zheleznaya A.B. Professional self-determination as a result of the psychological characteristics of schoolchildren // Psihologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya. - 2019. - Vol. 8. № 3-1. P. 172-177. [in Russian]. g g

13. Kolesnik N.T. Professional self-determination of senior schoolchildren in project g o activities: theoretical foundations of psychological support // Novoe v psikhologo- £ ° pedagogicheskikh issledovaniyakh. - 2019. - № 3 (55). P. 117-127. [in Russian]. 5 p

CO <D id ü.

x

<D

<D <D С

о о

го

х

о о

14. Kashkevich E.I., Berezhnaya O.V. Features of cognitive motivation of older students | | depending on the long-term goals of professional self-determination // Psikhologiya obucheniya. -2020. - № 1. P. 24-36. [in Russian].

<u

t& £ f

15. Belyaeva O.A. School of a young teacher: the experience of creating conditions for professional self-determination of schoolchildren // Povolzhskiy pedagogicheskiy poisk. -2019. - № 4 (30). P. 20-25. [in Russian].

About the authors:

Uvarina Natalya Viktorovna, Professor, Department of Training Teachers of Vocational Education and Subject Methods, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia, Doctor of Pedagogy, Professor, Email: [email protected]

Tolstova Gulnara Baimagametovna, post-graduate student, Department of Training Teachers of Vocational Education and Subject Methods, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia, Email: [email protected]

For citation: Uvarina N.V., Tolstova G.B. Professional self-determination of schoolchildren: theoretical substantiation and practical experience of implementation // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2023. - Vol. 15. - No. 1. P. 149-158.

CO m о

ь

с; о H

СО

СО

m

>

ÛQ I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.