Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ С ПОЗИЦИИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ С ПОЗИЦИИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное самоопределение / методика обучения / урок / биология / школьники / professional self-determination / teaching methods / lesson / biology / schoolchildren

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арюкова Екатерина Александровна, Ляпина Ольга Анатольевна, Овездурды Майса

Статья посвящена актуальной теме, связанной с профессиональным самоопределением школьников с позиции биологического образования. Учитывая конкретные запросы государства на квалифицированных специалистов различного профиля, интересы и особенности личности, позволяет обеспечить качественный процесс профессионального самоопределения. Целью исследования является разработать методику профессионального самоопределения шестиклассников в биологическом образовании. Разработанная экспериментальная методика состоит из четырех элементов. Приводится подробная характеристика каждого элемента. В качестве практических мероприятий профессионального самоопределения авторами приводится уроки. Основной целью уроков направленные действия по усилению развивающего потенциала профессиональной стратегии школьников. Также каждый урок направлен на формирование предметных знаний. Описанный в статье опыт организации и проведения педагогического исследования может быть экстраполирован в иные предметные области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арюкова Екатерина Александровна, Ляпина Ольга Анатольевна, Овездурды Майса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to an urgent topic related to the professional self-determination of schoolchildren from the standpoint of biological education. Taking into account the specific requests of the state for qualified specialists of various profiles, interests and personality characteristics, it allows for a high-quality process of professional self-determination. The aim of the study is to develop a methodology for professional self-determination of sixth graders in biological education. The developed experimental technique consists of four elements. A detailed description of each element is given. As practical measures of professional self-determination, the authors provide lessons. The main purpose of the lessons is directed actions to strengthen the developing potential of the professional strategy of schoolchildren. Also, each lesson is aimed at the formation of subject knowledge. The experience of organizing and conducting pedagogical research described in the article can be extrapolated to other subjects.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ С ПОЗИЦИИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

7 этап. Оформление полученных результатов в виде презентации. Для развития цифровых навыков следует размещать подготовленную работу в облаке или цифровой образовательной среде, с возможностью оценивания другими обучающимися.

8 этап. Подготовка и выступление с докладом по результатам проведенной работы. Возможна дистанционная работа с подключением всех участников.

9 этап. Оценивание полученных результатов. Оценка результата осуществляется среди всех учащихся, отдельно в группе и учителем. Учащимся должны быть представлены четкие критерии оценивания работы над веб-квестом.

10 этап. Рефлексия. Самооценка деятельности учащегося в групповой работе, выявление значимости своей учебной деятельности и значимости полученной информации.

Образовательные веб-квесты позволяют организовать самостоятельную деятельность учащихся как эффективный способ обобщения знаний по математике через решение ряда специфических дидактических задач:

- применение математических знаний в новых ситуациях для решения реальных проблем;

- установление связей как внутри предмета, так и междисциплинарных взаимосвязей;

- самостоятельная формулировка выводов, заключений и гипотез;

- разработка собственных подходов к решению нестандартных задач.

Выводы. Обобщение знаний при изучении математики требует от учащихся системного анализа, творческого и критического мышления. Построение процесса обобщения знаний при углубленном обучении математики с использование цифровой образовательной среды позволяет организовывать эффективную самостоятельную деятельность учащихся и развивать навыки самостоятельного мышления.

Литература:

1. Артюхин, О.И. Интерактивные технологии как средство формирования мотивационно-ценностного отношения к предметам математического и естественнонаучного цикла в школе и в вузе / О.И. Артюхин, М.С. Артюхина // Continuum. Математика. Информатика. Образование. -2021. - № 1 (21). - С. 16-22

2. Санина, Е.И. Обобщение и систематизация знаний по геометрии в средней школе в контексте технологического подхода к обучению: монография / Е.И. Санина, Е.Н. Буншафт. - Тула: Тульский полиграфист, 2010. - 259 с.

3. Санина, Е.И. Особенности развития самостоятельной познавательной деятельности обучающихся основной школы в классах с углубленным изучением математики / Е.И. Санина, Т.С. Попова // Актуальные проблемы современного образования. - 2022. - № 8 (32). - С. 108-114

4. Фролов, И.В. Основные направления деятельности центра поддержки физико-математического образования сельских школьников / И.В. Фролов, О.И. Артюхин, Д.А. Курдин // Современные проблемы науки и образования. - 2020. -№3.-С. 65.

Педагогика

УДК 373.55

кандидат сельскохозяйственных наук Арюкова Екатерина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук Ляпина Ольга Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); студент Овездурды Майса

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ С ПОЗИЦИИ БИОЛОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена актуальной теме, связанной с профессиональным самоопределением школьников с позиции биологического образования. Учитывая конкретные запросы государства на квалифицированных специалистов различного профиля, интересы и особенности личности, позволяет обеспечить качественный процесс профессионального самоопределения. Целью исследования является разработать методику профессионального самоопределения шестиклассников в биологическом образовании. Разработанная экспериментальная методика состоит из четырех элементов. Приводится подробная характеристика каждого элемента. В качестве практических мероприятий профессионального самоопределения авторами приводится уроки. Основной целью уроков направленные действия по усилению развивающего потенциала профессиональной стратегии школьников. Также каждый урок направлен на формирование предметных знаний. Описанный в статье опыт организации и проведения педагогического исследования может быть экстраполирован в иные предметные области.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, методика обучения, урок, биология, школьники. Annotation. The article is devoted to an urgent topic related to the professional self-determination of schoolchildren from the standpoint of biological education. Taking into account the specific requests of the state for qualified specialists of various profiles, interests and personality characteristics, it allows for a high-quality process of professional self-determination. The aim of the study is to develop a methodology for professional self-determination of sixth graders in biological education. The developed experimental technique consists of four elements. A detailed description of each element is given. As practical measures of professional self-determination, the authors provide lessons. The main purpose of the lessons is directed actions to strengthen the developing potential of the professional strategy of schoolchildren. Also, each lesson is aimed at the formation of subject knowledge. The experience of organizing and conducting pedagogical research described in the article can be extrapolated to other subjects. Key words: professional self-determination, teaching methods, lesson, biology, schoolchildren.

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогическийуниверситет имени М.Е. Евсевьева»)

Введение. В современном обществе школьник сталкивается с проблемой большого потока информации через различные источник СМИ, с новыми требованиями социально-экономического развития страны, к которым он вынужден не только адаптироваться, но и должен соответствовать нормам самостоятельной реализации своего потенциала во взрослой жизни [1]. Благосостояние, статус в обществе, успешность находится в непосредственной взаимосвязи с актуальностью и важностью выбора школьником своей сферы профессиональной трудовой деятельности. Своевременное осуществление профессионального самоопределения подчеркивает, его необходимость и значимость, самоопределения для его полноценного осуществления.

Однако особое значение в профессиональном самоопределении обучающихся имеет биология как единственная дисциплина, изучение которой знакомит обучающихся с объектами живой природа, их строением, функционированием, ролью на земной планете и значением для человека. В направлении обозначенных суждений появляется необходимость в формировании самоопределения обучающихся в отношении живого как важнейшего компонента природы.

Изложение основного материала статьи. Основной целью профессионального самоопределения обучающихся является формирование не только готовности к труду, но и осознание им необходимости добросовестного, ответственного и творческого отношения к профессионализму трудовой деятельности. Следовательно, школьник должен осознавать задачи, мотивы трудовой деятельности [2].

Цель исследования - разработать методику профессионального самоопределения шестиклассников в биологическом образовании.

Составными частями целостной системы биологического образования обучающихся в профессиональном самоопределении являются методы и формы, представленные на рисунке 1.

повседневное наблюдение за поведением и деятельностью школьников на

ФОРМЫ

уроки, экскурсии в природу, практические работы на учебно-опытном участке, лабораторные работы, оформление и выполнение домашних и летних заданий, внеурочная деятельность.

Рисунок 1. Методы и формы биологического образования

Предмет «Биология» обладает достаточным потенциалом для реализации профессионального самоопределения. На сегодняшний день, существует много профессий, где необходимы биологические знания и умения (таблица 1).

Таблица 1

Возможности предмет «Биология» для реализации воспитания и профессионального самоопределения

Раздел биологии Воспитательный потенциал биологии Взаимосвязь профессии и предметных знаний

раздел «Растения» • знакомить с культурными растениями: • уход за растениями; • проращивание семян; • растениеводческие работы. • Агрохимик • Фармацевт • Дизайнер-флорист • Фермер • Фитотерапевт • Эколог • Учитель биологии

раздел «Животные» • формирование представление по охране редких и исчезающих видов; • изучение выращивания домашних животных. • Эколог • Зоолог • Зоотехник • Биотехнолог • Ихтиолог • Ветеринар • Учитель биологии

раздел «Человек и его здоровье» • формирование представление по анатомии и морфологии человека; • вопросы охраны здоровья людей. • Врач • Биохимик • Учитель физической культуры • Учитель биологии

раздел «Общая биология» • ознакомление с трудами ученых-биологов, изучающих законы природы; • ознакомление с приемами работы селекционеров и биотехнологов. • Зоотехник • Генетик • Биотехнолог • Селекционер

Профессиональное просвещение обучающихся позволяет сформировать грамотное представление школьников о профессиях в области биологии, а также воспитать у них положительное отношение к труду и сформировать профессиональные интересы. Следовательно, важным является вопрос о цели профессионального самоопределения [3].

На основе теоретических представлений о сущности профессионального самоопределения обучающихся в биологическом образовании для её организации, нами была разработана экспериментальная методика. Её основными элементами являются следующие: первый элемент - заключался в формулирование цели и задач профессионального самоопределения обучающихся при изучении биологического материала; второй - включал в себя определение содержания учебного материала, на основе которого организуется профессиональное самоопределение обучающихся на уроке; третий -выбор соответствующих методов (приемов) для успешного организации воспитания и профессионального самоопределения обучающихся на основе выбранного биологического материала; четвёртый - оценка полученного результата - нового продукта на основе использованного биологического материала [2]. Остановимся на каждом элементе более подробно.

Первый элемент разработанной нами методики получил название - целевой. Принимая во внимание, что целью общего биологического образования в основной общеобразовательной школе является познание обучающимися сущности учебного материала о структуре и содержании биологического материала, способах и средствах поддержания природноохранных мероприятий, овладении умением использовать эти знания, развития практических и интеллектуальных способностей, ценностного отношения к растениям, животным и природе в общем, нами было поставлена цель организовать работу обучающихся по профессиональному самоопределению при изучении раздела биологии «Ботаника» [4]. Для конкретизации озвученной цели были определены три следующие задачи: обучение, воспитания и развития, которые мы представляем в развернутом виде.

Задачи обучения:

1) сформировать знания об особенностях организации и функционирования растений с использованием учебника;

2) сформировать знания о рациональном природопользовании и правилах поведения с обоснованием их важности для хозяйственной деятельности человека.

Задачи воспитания:

1) содействовать становлению экологической ответственности при изучении материала о поддержании природного равновесия и рационального использования природных ресурсов;

2) способствовать развитию мотивации к самостоятельному изучению мира растений и процессов, происходящих в нем с опорой на профессиональное самоопределение.

Задачи развития:

1) способствовать развитию способов самостоятельного усвоения знаний и решению учебных проблем при организации профессионального самоопределения на основе использования учебника как главного компонента содержания биологического образования о мире растений;

2) способствовать умения ясно излагать собственные мысли, аргументировать ответы на вопросы в отношении профессионального самоопределения в учебном пространстве и повседневной жизни.

Второй элемент методики - дал возможность определиться с содержанием биологического материала, имеющего сведения для организации воспитания и профессионального самоопределения на примере растений [5].

Учебная деятельность заключается в усвоении учениками знаний, полученные ими умений и навыков, применении полученных знаний, умений и навыки на практике. Умения и навыки - обязательный компонент содержания школьного биологического образования. В дидактике (часть педагогики, раскрывающая теоретические положения педагогики) различают следующие умения и навыки:

- практические (трудовые);

- общеучебные;

- специальные (предметные);

- интеллектуальные (умственные) [6].

Теперь мы можем выразить общую схему содержания биологического материала (рисунок 2).

Рисунок 2. Компоненты содержания биологического материала для профессионального самоопределения

Таким образом, на вышеуказанных материалах мы видим, что содержания биологического материала это - знания, умения и навыки, ценностное ориентации и опыт творческих действий (рисунок 3).

Знания - это результаты познания.

Умения, объединенные с биологическими знаниями, складываются специальными понятиями.

Третий элемент методики - это процедурный. Он способствовал построению последовательности формирования физиологических понятий при изучении биологического материала. Этот элемент базируется на то, что нам надо сделать выбор формы методов и приёмов, средства обучения для эффективного усвоения учащимся содержания биологического материала с физиологическим понятием [7].

Для успешного обучения биологии можно использовать разные формы организации обучения например по Н.М. Верзилин и В.М. Корсинская (урок, экскурсия, внеурочное занятие), по И.Д. Зверев и А.Н. Мягкова (индивидуальная, групповая, фронтальная работы; урок; лекционно-семинарская форма; экскурсия; неклассная работа; внеурочная занятие;

факультативные занятие). Таким образом, литературе по методике используются широкий спектр различных форм обучения. Это обеспечивает познание различных объектов живой природы.

Накопившихся опыт и попытка представление классификация форм обучения даёт возможность представить эти формы в определенной системе [8].

Биологические знания, общеучебные и социальные способы действия, эмоционально-ценностные отношения к

живым объектам, опыт творчества

1 1 1. Урок традиционный и инновационный. 1 1 Индивидуальная, групповая и фронтальная

работы.

2. Экскурсия.

3. Внеурочная работа, включая домашнюю работу.

4. Внеклассная работа.

5. Дополнительная работа (консультации, факультативы).

6. Исследовательская, проектная и общеполезная работа.

7. Лабораторные и практические работы.

8. Лекционно-семинарские занятия.

и предметных результатов обучения

Рисунок 3. Система формы организация обучения биологии школьников

Представленная система форм обучения биологии образовались в зависимости от целей, задачи, содержания биологического материала, а также средств его усвоения (рисунок 3). Многообразие форм позволяет сделать учебный процесс богаче с позиции более точного и образного восприятие школьниками объекты живой природы каждое из названных форм имеет определенный характеристику [9].

Итак, с позиции учёта количества обучающихся, при изучении биологии обозначенного биологического материала использовались разные организационные формы - уроки разных типов, в том числе, изучения нового материала, совершенствования знаний и умений, комбинированные уроки с использованием практической работы с проведением эксперимента отражающих физиологических явлений, а также индивидуальная, групповая и фронтальная работы [5, С. 112].

Четвёртый элемент методики - это оценочный. Он предполагает оценить результаты полученного нового продукта (профессионального самоопределения) на основе использованного биологического материала.

В эксперименте участвовали обучающиеся 6-ого класса (всего 167 школьников) школы МБОУ «Лицей №26» города Саранска Республики Мордовия. Работа осуществлялась преподавателями Мордовского государственного педагогического университета им. М.Е. Евсевьева (МГПУ) совместно со студентами старших курсов. Эксперимент проводился в 2022-2023 учебном году. Он состоял из трех этапов и включал восемь уроков.

Главными задачами экспериментального обучения были следующие:

1) определить возможности содержания учебного материала в темах «фотосинтез», «дыхание», «минеральное питание» и «размножение» для формирования профессионального самоопределения при изучении растительного организма;

2) определить и апробировать в экспериментальном порядке методы и приёмы усвоение профориентационного материала при изучении обозначенных выше тем;

3) выявлять эффективность использованных методических средств доя формирования профессионального самоопределения при изучении растительного мира.

Первый этап эксперимента - вводный (мотивационный), состоял из двух уроков по темам «Минеральное (почвенное) питание растений» и «Обмен веществ и энергии». Эти уроки важны для ознакомления школьников с необходимостью усвоения учебного материала физиологического содержания, ри изучении этих тем использовался интерактивный атлас профессий где необходимы данные предметные знания, а именно:

Агроном Селекционер Фармацевт Садовник

Почвовед Биолог Эколог Ландшафтный дизайнер

Урок №1 был «Минеральное (почвенное) питание растений». Главными его задачами было сформировать у учащихся знания о почвенном питании растений и познакомить с основными видами удобрений и формировать культуры общения с объектами живой природы, воспитывать бережное отношение к почве как природному ресурсу.

Урок № 2 «Обмен веществ и энергии». При изучении этой темы у школьников совершенствуются навыки работы с текстом, таблицей, биологическим рисунком. У учащихся формируется научная картина мира о взаимосвязи живых организмов разных царств живой природы и с окружающей средой. Сформированы знаний отражающие физиологическим понятием таких как: метаболизм (обмен веществ), превращение энергии в клетке, синтез и распад в растительных организмах [9].

На первых двух уроках обобщенно представление о сущности выше обозначенных профессий, связанных с содержанием биологического материала.

Второй этап эксперимента - основной (формирующий). Состоит из семи уроков, разработанных доя дальнейшего формирования профессионального самоопределения при изучении раздела «Растения». На уроках основного этапа продолжалась организация развития навыков и умения при использовании отобранных нами методов и средств обучения. При этом мы поставим перед собой цели для достижения эффективного результата эксперимента:

- образовывать учебную и познавательную деятельность, обеспечивающую формирование основных предметных понятий, связанных с жизнедеятельностью растений;

- сформировать понятия о растительном организме как сложной биологической системе;

- обеспечить развития способов предметного действия по выявлению: причинно-следственных связей между строением вегетативных и генеративных органов и процессами жизнедеятельности растений; между процессами жизнедеятельности и условиями окружающей среды;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создать условия для школьников возможности наблюдения, описания, эксперимента во время лабораторной работы;

- создать условия для владения приёмами работы с микроскопом с микропрепаратами, с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории;

- создать условия для освоения приёмами размножения и выращивания культурных растений;

- создать условия для профессионального самоопределения обучающихся;

- основывать учебную деятельность, направленную на: формирование научного мировоззрения, экологического сознания, эмоционально-ценностного отношения к растениям, развитие познавательного интереса.

При этом школьники научится делать:

1) охарактеризовать жизненные процессы растений: минеральное питание, фотосинтез, дыхание, рост и развитие, способы естественного и искусственного вегетативного размножения; семенное размножение (на примере покрытосеменных, или цветковых);

2) применять методы биологии: проводить наблюдения за растениями, ставить эксперименты (опыты);

3) выполнять исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории;

4) знать профессии где необходимы знания о растениях как части живой природы [9].

На уроке № 3 по теме «Воздушное питание растений - фотосинтез» дети впервые знакомятся с уникальным процессом природы - фотосинтеза. Урок № 4 заключался в изучении темы «Дыхание растений». Школьники на стадии рефлексии продолжают знакомство с профессиями: агроном, биолог, эколог, биофармаколог, архитектор «зеленых» городов [7].

При изучении темы «Раздражимость и движение растений» на уроке № 5, обучающихся подробно знакомятся с реакцией растений на изменения в окружающей среде, причины движения растений, факторы, влияющие на него. Формируется представление о биоритмах растений.

Урок № 6 «Выделение. Листопад». В ходе данного урока у учащихся формируется знания о процессе выделения как одном из свойств живых организмов. При этом им станет раскрыто суть причины и значение листопада.

Урок № 7 «Половое размножение покрытосеменных (цветковых) растений». При изучении этой темы дети знают суть процесса опыления, оплодотворения и образования плодов и семян. Они понимают разницу половых и бесполых размножении. Обучающиеся знают различные способы опыления у цветковых растений.

На этих уроках формировалось представление о таких профессиях как:

Флорист Парфюмер Пчеловод Ландшафтный дизайнер

Агроном Селекционер Фармацевт Садовник

Почвовед Биолог Эколог

На заключительном уроке помимо методов и средств обучения, проводилось оценочное анкетирование и обучающимся предлагалось выполнить задания, которые характеризовали уровень сформированности представлений о профессиях базирующихся на предметных знаниях биологии при изучении раздела «Растения» на уроках биологии.

Проведение педагогического эксперимента на последнем этапе было направлено на оценку эффективности использования разработанной методики и приёмы обучения. Для этого нами была разработаны тестовые задания, результаты которых дают возможность определить сформированность профессионального самоопределения. Эффективность нашей методики можно оценить по таким результатам, как осмысление содержания понятий «профессия», «самоопределение», «биологическое образование», освоение обучающимися умениями логично сравнивать и анализировать материал о биологических объектах, использовать соответствующие приемы в аналогичных и новых ситуациях, выстраивать логическую схему причинно-следственной связи, а также объяснять физиологические явлении растительного организма при изучении раздела «Растения» [10].

Выводы. Ключевым для выявления природы профессионального самоопределения в биологическом образовании является осмысление понятий «профессия», «самоопределение», «биологическое образование», предметные знания школьной биологии, под которыми понимается система знания обучающихся, позволяющая интерпретировать эти знания в представления о профессии, что являются важнейшим компонентом структуры личности. Определена и экспериментально апробирована методика профессионального самоопределения обучающихся в биологическом образовании в процессе изучения биологии как основы формирования личностных образовательных результатов.

Литература:

1. Рябова, С.С. Профориентация как важный инструмент самоопределения школьников / С.С. Рябова // Актуальные проблемы теории и практики психологии и социологии: Тезисы II Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Москва, 05-06 декабря 2016 года. - Москва: Перо, 2017. - С. 196-198

2. Антонова, М.В. Новые профориентационный форматы в проекте «Профильные психолого-педагогические классы» / М.В. Антонова. - текст: непосредственный // Глобальный потенциал. - 2023,- № 2(143). - С. 49-53

3. Демьянова, С.Н. Интерактивные формы лекций в преподавании экологии / С.Н. Демьянова. - Текст: непосредственный // Концепт. - 2017. - № 32. - С. 241-242

4. Бабакова, T.A. Методика обучения биологии : учебное пособие / T.A. Бабакова; Санкт-Петербургский государственный университет. - Санкт-Петербург, 2014. - 111 с. - ISBN 978-5-7695-5459-9. - Текст: непосредственный.

5. Чмир, Н.М. Биология в формировании экологических компетенций у обучающихся / Н.М. Чмир, P.A. Чмир. -Текст : непосредственный // Сборник научных трудов, посвященный 85-летию Мичуринского государственного аграрного университет / редколлегия: В.А. Солопов, З.Н. Тарова; Мичуринский государственный аграрный университет. - Мичуринск, 2016. - С. 293-295. - ISBN 978-5-94664-349-8

6. Езлю, Ф.Н. Мониторинг экологических знаний у обучающихся на основе экологического диктанта / Ф.Н. Езлю, А.Д. Цикуниб. - Текст: непосредственный // Биосфера и человек: материалы Международной научной конференции, 24-25 октября 2019 г. / редколлегия: A.B. Шаханова; ООО «Электронные издательские технологии». - Майкоп, 2019. -С. 529-531,-ISBN 978-5-6043056-2-1

7. Синельникова, H.A. Профориентация школьников в России / H.A. Синельникова // Цифровая наука. - 2020. - № 1. - С. 23-28

8. Толстогузов, С.Н. Новые подходы к профориентации и привлечению талантливых школьников в университет на биологические направления подготовки и специальности / С.Н. Толстогузов, Д.Н. Кыров, ИЛ. Толстогузова // Инновации в образовании. -2015. -№ 11,-С. 78-86

9. Антонова, M.B. Формирование soft skills у детей как условие подготовки их к осознанному выбору будущей профессии / М.В. Антонова. - текст: непосредственный // Гуманитарные науки и образование. - 2021. - Т. 12. - № 4 (48). -С. 7-11

10. Арюкова, Е.А. Консультирование в биологическом образовании для профессиональной ориентации старшеклассников / Е.А. Арюкова, O.A. Ляпина, Г. Чарыева // Проблемы современного педагогического образования. -Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2023. - Вып. 80. - Ч. 3. - С. 21-25

Педагогика

УДК 378.2

кандидат технических наук Ахрамович Юлия Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева» (г. Красноярск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются различные аспекты профессионального самоопределения школьников 8-9 классов. Выбор будущей профессии молодыми людьми является нелёгким, поскольку это напрямую связано с выбором жизненного пути, самоопределения. Делая осознанный выбор, молодой человек уже способен к личностной самореализации, а также может найти свое место в жизни. Для этого перед современной школой ставятся задачи - это содействие активности обучающегося, а также формирование у него готовности к профессиональному самоопределению с учетом полученных знаний о себе, своих способностях и перспективах их развития. Использование кейс-метода в некоторой степени способствует решению поставленных школой задач. Использование кейсов профессий позволяет школьникам начать свой путь к выбору профессии. Готовность сделать профессиональный выбор могут далеко не все школьники. Задача педагога, школы состоит в помощи будущим выпускникам определиться и укрепиться в своем решении выбора профессии. Кейсы позволяют приблизить школьников к практическому осмыслению профессии, т.е. к тому, на основе чего он мог бы сделать приблизительный вывод о привлекательности той или иной профессии для себя и собственной успешности в ней. Предлагаемые задания способствуют применению тех знаний, которыми обучающиеся овладевают в процессе обучения в школе, а также позволяют осознать свои предпочтения в профессиональных областях.

Ключевые слова: кейсы профессий, кейсовый метод, профессиональный выбор, профессиональное самоопределение, профессиональные задачи.

Annotation. The article discusses various aspects of professional self-determination of schoolchildren in grades 8-9. The process of choosing a profession for each teenager is not an easy choice of their place in life, further path of education and work. Having made the right choice, a person is able to realize himself as a person, find his place in life, meet his own needs, find practical application with his knowledge, skills and skills. To do this, the modern school is faced with tasks - this is the activation of the student, the formation of his desire for an independent choice of profession, taking into account the acquired knowledge about himself, his abilities and prospects for their development, the development of his internal position of adulthood, attitude to himself as a subject of specialized training, future professional activity. The use of the case method to some extent contributes to solving the tasks set by the school. Cases make it possible to bring schoolchildren closer to the practical understanding of the profession, that is, to the basis on which he could draw an approximate conclusion about the attractiveness of a particular profession for himself and his own success in it. The proposed tasks contribute to the application of the knowledge that students master in the process of learning at school, as well as allow them to understand their preferences in professional fields.

Key words: cases of professions, case method, professional choice, professional self-determination, professional tasks.

Введение. Современный взгляд на процесс профессионального самоопределения носит разносторонний характер и многие авторы рассматривают профессиональное самоопределение через призму жизненного самоопределения.

Н.В.Зенина определяет профессиональное самоопределение личности как сформированность профессиональных и жизненных целей, адекватность самооценки своей социальной компетенции, владение методами конструирования своего профессионального развития [1].

Авторы статьи Кузнецов Ю.А., Круглов Е.В. утверждают, что профессиональное самоопределение - это процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от первых возникновений профессиональных намерений до полного выхода из трудовой жизни [2].

Профессиональное самоопределение также можно рассматривать как выбор и реализацию способа взаимодействия с окружающим миром и нахождение смысла в данной деятельности [3]. Автор Е.А. Климов трактует данное определение следующим образом: «Профессиональное самоопределение - важнейшее проявление социальной активности субъекта. Процесс включения человека в профессиональное сообщество и более широко - в социальное сообщество» [4].

Изменение внутренней позиции школьника предполагает под собой способность ставить цель, затем умение менять различные жизненные обстоятельства сообразно цели и сознательное самоуправление.

Педагоги, родители стараются помочь школьникам сделать профессиональный выбор, так или иначе участвуя в их профессиональном самоопределении, прививая чувство ответственности за свою будущую профессиональную судьбу, избежать ошибок в выборе профессии.

Осуществлять профориентационную работу педагогам можно на всех возрастных этапах, но чем раньше ее начинать, тем наиболее эффективнее будет формироваться готовность к профессиональному самоопределению. Важно обращать на индивидуальные особенности обучающихся: интересы, склонности с тем или иным занятиям, предметной области.

Интерес к профессии, знания о профессии, о профессиональных обязанностях, понимание ее сути, в той или иной мере вызывают у обучающихся потребность для осмысления и овладении теоретическими знаниями и практическими умениями в конкретной профессии.

Изложение основного материала статьи. Один из важных аспектов профессионального самоопределения - это понимание сущности профессии в целом. Большинство школьников плохо ориентируются в мире профессий, далеко не все осознают, какие трудовые функции, должностные обязанности должен выполнять специалист той или иной профессии.

Современный школьник должен быть готовым к выбору будущей профессии, но зачастую школьники затрудняются с выбором, поскольку еще недостаточно точно представляют себя в будущей профессиональной жизни.

В период 2022-2023 учебного года было проведено диагностирование обучающихся 8-9 классах средней школы г. Красноярска, количество участников которого составило 41 человек. На первом этапе было определено, насколько

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.