Научная статья на тему 'ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КЛАССАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТА'

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КЛАССАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
углубленное изучение математики / обобщение знаний / образовательный веб-квест / цифровая образовательная среда / самостоятельная деятельность / in-depth study of mathematics / generalization of knowledge / educational web quest / digital educational environment / independent activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артюхина Мария Сергеевна, Дендеберя Нелли Гавриловна, Лещенко Елена Юрьевна

Обобщение и систематизация знаний в процессе обучения математике являются важными компонентами углубленного изучения предмета в основной школе. Образовательные веб-квесты позволяют выстроить целостный процесс обобщения и систематизации знаний обучающихся. В статье предложен авторский образовательный веб-квест по теме «Квадратные уравнения» для учащихся восьмого класса. Представлены этапы прохождения образовательного квеста. Особенностью квеста по математике является совместная работа учащихся в цифровом пространстве. Самостоятельная деятельность учащихся в ходе прохождения квеста позволяет решить ряд дидактических задач: применение математических знаний в области решения квадратных уравнений в новых ситуациях для решения реальных проблем; установление междисциплинарных взаимосвязей математики с другими науками; самостоятельная формулировка выводов и заключений; развитие цифровых навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артюхина Мария Сергеевна, Дендеберя Нелли Гавриловна, Лещенко Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The generalization and systematization of knowledge in the process of teaching mathematics allows an important component of in-depth study of the subject in the main school. Educational web quests allow you to build a holistic process of generalizing and systematizing the knowledge of schoolchildren. The article proposed an author's educational web quest on the topic "Square Equations" for eighth grade students. The stages of passing the educational quest are presented. A feature of the mathematics quest is the joint work of schoolchildren in the digital space. The independent activity of students during the quest allows solving a number of didactic problems: the use of mathematical knowledge in the field of solving square equations in new situations to solve real problems; establishing interdisciplinary relationships of mathematics with other sciences; independent wording of conclusions and conclusions; development of digital skills.

Текст научной работы на тему «ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КЛАССАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТА»

Педагогика

УДК:378.147

кандидат педагогических наук, доцент Артюхина Мария Сергеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (Арзамасский филиал) (г. Арзамас); кандидат педагогических наук, доцент Дендеберя Нелли Гавриловна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир); старший преподаватель Лещенко Елена Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КЛАССАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТА

Аннотация. Обобщение и систематизация знаний в процессе обучения математике являются важными компонентами углубленного изучения предмета в основной школе. Образовательные веб-квесты позволяют выстроить целостный процесс обобщения и систематизации знаний обучающихся. В статье предложен авторский образовательный веб-квест по теме «Квадратные уравнения» для учащихся восьмого класса. Представлены этапы прохождения образовательного квеста. Особенностью квеста по математике является совместная работа учащихся в цифровом пространстве. Самостоятельная деятельность учащихся в ходе прохождения квеста позволяет решить ряд дидактических задач: применение математических знаний в области решения квадратных уравнений в новых ситуациях для решения реальных проблем; установление междисциплинарных взаимосвязей математики с другими науками; самостоятельная формулировка выводов и заключений; развитие цифровых навыков.

Ключевые слова: углубленное изучение математики, обобщение знаний, образовательный веб-квест, цифровая образовательная среда, самостоятельная деятельность.

Annotation. The generalization and systematization of knowledge in the process of teaching mathematics allows an important component of in-depth study of the subject in the main school. Educational web quests allow you to build a holistic process of generalizing and systematizing the knowledge of schoolchildren. The article proposed an author's educational web quest on the topic "Square Equations" for eighth grade students. The stages of passing the educational quest are presented. A feature of the mathematics quest is the joint work of schoolchildren in the digital space. The independent activity of students during the quest allows solving a number of didactic problems: the use of mathematical knowledge in the field of solving square equations in new situations to solve real problems; establishing interdisciplinary relationships of mathematics with other sciences; independent wording of conclusions and conclusions; development of digital skills.

Key words: in-depth study of mathematics, generalization of knowledge, educational web quest, digital educational environment, independent activity.

Введение. Современная образовательная парадигма определяет одну из первостепенных целей образования - развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов познания и освоения мира в условиях развития информационного общества. Математика является универсальным способом познания окружающего мира. Математическое образование позволяет сформировать логическое мышление, проводить глубокий анализ и систематизировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи. Углубленное изучение математике в школе предоставляет учащимся возможность изучать более сложные и глубокие математические теории [4]. Углубленное изучение математики в основной школе ориентировано на ряд целевых установок:

- развитие устойчивого интереса и внутренней мотивации к изучению математики;

- формирование математического мышления;

- формирование умений распознавать математические понятия и закономерности;

- создавать математические модели.

Обобщение и систематизация знаний в процессе обучения математике являются важными компонентами углубленного изучения предмета в основной школе.

Изложение основного материала статьи. Теоретические основы обобщения и систематизации знаний учащихся на уроках математики опираются на систему дидактических принципов:

- принцип открытости;

- антропологический принцип;

- культурологический принцип;

- принцип осознания деятельности [2, 3].

Организация самостоятельной деятельности на этапе обобщения знаний обязательна для углубленного изучения предмета. Образовательные веб-квесты позволяют выстроить целостный процесс обобщения и систематизации знаний обучающихся.

Особенностью образовательного веб-квеста по математике является совместная работа учащихся в цифровом пространстве. Цифровое образовательное пространство формируется учителем в виде единого окна доступа к учебным материалам, организованного через гиперссылки и содержащего ссылки на цифровые образовательные ресурсы, учебные сайты, цифровые авторские учебные материалы. Для развития цифровых навыков необходимо предложить учащимся выкладывать и оценивать разработанные материалы (презентации, проекты, творческие работы, веб-страницы и т.п.) в цифровой образовательной среде (учебные облака, цифровые порталы, электронные дневники и т.п.), а также проводить дистанционные консультации и защиты в online режиме [1].

Выделим характерные преимущества применения образовательных веб-квестов на этапе систематизации и обобщения знаний при углубленном изучении математики:

- повышенный интерес и мотивация к изучению учебного материала;

- выбор области изучаемого материала, через выбор роли для прохождения веб-квеста;

- выбор выполняемых функций в группе;

- оценка и самооценка учебной деятельности;

- обратная связь при выполнении заданий;

- самоорганизация и ответственность при выполнении задания в группе;

- персонализированный процесс обучения;

- развитие цифровых навыков.

Образовательные веб-квесты имеют обязательные компоненты: введение, задание, описание хода работы (пошаговую инструкцию), интернет-источники и цифровые образовательные ресурсы, подробную шкалу оценивания, заключение.

Для повышения интереса учащихся, необходимо распределение ролей для выполнения заданий веб-квеста. Групповая работа не является обязательной для прохождения учебного квеста, но позволяет организовывать персонализированный процесс обучения, повышать ответственность учащихся перед другими. Заключительным этапом прохождения образовательного квеста является элемент рефлексии. Рефлексия может быть представлена различными вариантами и формами работы и включать анализ собственной учебной деятельности, анализ работы других учащихся, анализ полученных результатов, а также анализ полученных знаний и навыков.

Приведем пример образовательного веб-квеста на тему «Квадратные уравнения» в 8 классе.

1 этап. Постановка задания: Сегодня Вам предстоит пройти удивительный веб-квест по миру квадратных уравнений. Вы можете выбрать любую роль и побывать историком, теоретиком, практиком или исследователем загадочного и интересного раздела математики «Квадратные уравнения»!

2 этап. Инструкция для учащихся для прохождения квеста:

1) необходимо объединиться в группы по 4 человека;

2) выбрать одну из ролей: историки, теоретики, практики, исследователи;

3) необходимо изучить материал учебника и интернет-ресурсов в соответствии с выбранной ролью;

4) подготовить полученные результаты в виде презентации;

5) представить полученные результаты;

6) оценить себя и своих одноклассников.

3 этап. Объединение учащихся в группы с определением совместной деятельности с помощью информационных технологий (zoom-конференция, Yandex. Telemost, возможности цифровой образовательной среды школы и т.п.) и выбор роли для прохождения веб квеста.

4 этап. Описание самостоятельной работы учащихся в соответствии с выбранной ролью, табл. 1.

Таблица 1

Описание самостоятельной работы учащихся

Роль Самостоятельная работа

Историки 1. Необходимо найти ответы на вопросы (используя дополнительную литературу и интернет-источники): 1) Как возникла необходимость в поиске решений квадратных уравнений? 2) Когда и где научились решать квадратные уравнения? 3) Способы решения простейших квадратных уравнений? 4) Какие ученые изучали квадратные уравнения? 5) Вклад ученых в изучение вопросов о квадратных уравнениях? 2. Оформите презентацию по полученным ответам. 3. Подготовьте выступление и выступите с докладом по результатам вашего исторического исследования.

Теоретики 1. Необходимо найти ответы на вопросы (используя дополнительную литературу и интернет-источники): 1) Перечислите математические понятия, которые используются при решении квадратных уравнений. 2) Дайте определения этим понятиям. 3) Выделите взаимосвязи между этими понятиями. 4) Укажите зависимости, отражающиеся в формулировках утверждений о решении квадратных уравнений. 2. Оформите презентацию по полученным ответам. 3. Подготовьте выступление и выступите с докладом по результатам вашего теоретического исследования.

Практики 1. Необходимо найти ответы на вопросы (используя дополнительную литературу и интернет-источники): 1) Зачем в повседневной жизни нужны умения решать квадратные уравнения? 2) В каких сферах деятельности человека и для чего нужны знания и умения решать квадратные уравнения(ЛУЧШЕ НАПИСАТЬ «и для чего нужны знания о квадратных уравнения и умение их решать»? 3) В каких науках применяются квадратные уравнения? 2. Оформите презентацию по полученным ответам. 3. Подготовьте выступление и выступите с докладом по результатам вашего практического исследования.

Исследователи 1. Необходимо найти ответы на вопросы (используя дополнительную литературу и интернет-источники): 1) Найти примеры нестандартных задач, где используются квадратные уравнения. 2) Перечислить и кратко охарактеризовать способы решения квадратных уравнений. 3) Проанализировать зависимость решения квадратного уравнения от параметра. 2. Оформите презентацию по полученным ответам. 3. Подготовьте выступление и выступите с докладом по результатам вашего исследования.

5 этап. Предоставления списка литературы и интернет-ресурсов для каждой роли.

6 этап. Самостоятельная деятельность обучающихся в группе по решению поставленных задач. С возможностью консультации с учителем.

7 этап. Оформление полученных результатов в виде презентации. Для развития цифровых навыков следует размещать подготовленную работу в облаке или цифровой образовательной среде, с возможностью оценивания другими обучающимися.

8 этап. Подготовка и выступление с докладом по результатам проведенной работы. Возможна дистанционная работа с подключением всех участников.

9 этап. Оценивание полученных результатов. Оценка результата осуществляется среди всех учащихся, отдельно в группе и учителем. Учащимся должны быть представлены четкие критерии оценивания работы над веб-квестом.

10 этап. Рефлексия. Самооценка деятельности учащегося в групповой работе, выявление значимости своей учебной деятельности и значимости полученной информации.

Образовательные веб-квесты позволяют организовать самостоятельную деятельность учащихся как эффективный способ обобщения знаний по математике через решение ряда специфических дидактических задач:

- применение математических знаний в новых ситуациях для решения реальных проблем;

- установление связей как внутри предмета, так и междисциплинарных взаимосвязей;

- самостоятельная формулировка выводов, заключений и гипотез;

- разработка собственных подходов к решению нестандартных задач.

Выводы. Обобщение знаний при изучении математики требует от учащихся системного анализа, творческого и критического мышления. Построение процесса обобщения знаний при углубленном обучении математики с использование цифровой образовательной среды позволяет организовывать эффективную самостоятельную деятельность учащихся и развивать навыки самостоятельного мышления.

Литература:

1. Артюхин, О.И. Интерактивные технологии как средство формирования мотивационно-ценностного отношения к предметам математического и естественнонаучного цикла в школе и в вузе / О.И. Артюхин, М.С. Артюхина // Continuum. Математика. Информатика. Образование. -2021. - № 1 (21). - С. 16-22

2. Санина, Е.И. Обобщение и систематизация знаний по геометрии в средней школе в контексте технологического подхода к обучению: монография / Е.И. Санина, Е.Н. Буншафт. - Тула: Тульский полиграфист, 2010. - 259 с.

3. Санина, Е.И. Особенности развития самостоятельной познавательной деятельности обучающихся основной школы в классах с углубленным изучением математики / Е.И. Санина, Т.С. Попова // Актуальные проблемы современного образования. - 2022. - № 8 (32). - С. 108-114

4. Фролов, И.В. Основные направления деятельности центра поддержки физико-математического образования сельских школьников / И.В. Фролов, О.И. Артюхин, Д.А. Курдин // Современные проблемы науки и образования. - 2020. -№3.-С. 65.

Педагогика

УДК 373.55

кандидат сельскохозяйственных наук Арюкова Екатерина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук Ляпина Ольга Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); студент Овездурды Майса

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ С ПОЗИЦИИ БИОЛОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена актуальной теме, связанной с профессиональным самоопределением школьников с позиции биологического образования. Учитывая конкретные запросы государства на квалифицированных специалистов различного профиля, интересы и особенности личности, позволяет обеспечить качественный процесс профессионального самоопределения. Целью исследования является разработать методику профессионального самоопределения шестиклассников в биологическом образовании. Разработанная экспериментальная методика состоит из четырех элементов. Приводится подробная характеристика каждого элемента. В качестве практических мероприятий профессионального самоопределения авторами приводится уроки. Основной целью уроков направленные действия по усилению развивающего потенциала профессиональной стратегии школьников. Также каждый урок направлен на формирование предметных знаний. Описанный в статье опыт организации и проведения педагогического исследования может быть экстраполирован в иные предметные области.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, методика обучения, урок, биология, школьники. Annotation. The article is devoted to an urgent topic related to the professional self-determination of schoolchildren from the standpoint of biological education. Taking into account the specific requests of the state for qualified specialists of various profiles, interests and personality characteristics, it allows for a high-quality process of professional self-determination. The aim of the study is to develop a methodology for professional self-determination of sixth graders in biological education. The developed experimental technique consists of four elements. A detailed description of each element is given. As practical measures of professional self-determination, the authors provide lessons. The main purpose of the lessons is directed actions to strengthen the developing potential of the professional strategy of schoolchildren. Also, each lesson is aimed at the formation of subject knowledge. The experience of organizing and conducting pedagogical research described in the article can be extrapolated to other subjects. Key words: professional self-determination, teaching methods, lesson, biology, schoolchildren.

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогическийуниверситет имени М.Е. Евсевьева»)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.