Научная статья на тему 'КОНСТРУИРОВАНИЕ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ПО МАТЕМАТИКЕ'

КОНСТРУИРОВАНИЕ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ПО МАТЕМАТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ1 / ФГОС ПО МАТЕМАТИКЕ / ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫГЙ WEB-КВЕСТ / КОНСТРУИРОВАНИЕ ЗАДАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS ON MATHEMATICS / THEMATIC EDUCATIONAL WEB QUEST / DESIGNING OF TASKS ON MATHEMATICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Напалков С. В.

В статье рассматриваются вопросы использования электронных образовательных ресурсов удаленного доступа с целью достижения требований ФГОС по математике. Раскрываются основы конструирования специализированных заданий для наполнения информационного контента тематического образовательного web-квеста по математике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Напалков С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING OF TASKS FOR ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES ACCORDING TO THE REQUIREMENTS OF THE FEDERAL STANDARDS FOR MATHEMATICS

The author of the article tackles the problem of using the electronic educational resources of the remote access for the purpose of achieving the requirements of the federal state educational standards for mathematics. The author reveals the bases of designing the specialized tasks for filling the information content of a thematic educational web quest on mathematics.

Текст научной работы на тему «КОНСТРУИРОВАНИЕ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ПО МАТЕМАТИКЕ»

КОНСТРУИРОВАНИЕ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ПО МАТЕМАТИКЕ*

С. В. НАПАЛКОВ, кандидат педагогических наук,

старший преподаватель кафедры прикладной информатики Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского nsv-52@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы использования электронных образовательных ресурсов удаленного доступа с целью достижения требований ФГОС по математике. Раскрываются основы конструирования специализированных заданий для наполнения информационного контента тематического образовательного web-квеста по математике.

The author of the article tackles the problem of using the electronic educational resources of the remote access for the purpose of achieving the requirements of the federal state educational standards for mathematics. The author reveals the bases of designing the specialized tasks for filling the information content of a thematic educational web quest on mathematics.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, ФГОС по математике, тематический образовательный теЪ-квест, конструирование заданий по математике

Key words: electronic educational resources, the federal state educational standards on mathematics, a thematic educational web quest, designing of tasks on mathematics

Изменения требований и задач обучения математике, происходящие сегодня в средней школе, во многом продиктованы внедрением ФГОС. Согласно стандартам, основные требования соотнесены в четыре группы, связанные с формированием у учащихся таких компетентностей, как: исследовательская (готовность к разрешению определенных проблем в математической сфере); готовность к самообразованию; информационная (готовность к использованию информационных ресурсов в области математики) и коммуникативная.

Указанные требования конкретизируются через описание результатов обучения математике в основной школе личностного, предметного и метапредметного характера [1].

Для реализации рассмотренных требований можно использовать традиционные методы обучения, однако в современных условиях необходима информатизация образования, которая неизбежно приводит к трансформации всех компонентов образовательной системы, ее технологическому обновлению (это предусматривается требованиями ФГОС, во

* Статья подготовлена по результатам научных исследований в рамках Федерального задания Мин-обрнауки России, регистрационный номер 01201458168 «Видовое многообразие задачных конструкций продуктивного обучения математике».

многом соответствует уровню развития информационных средств обучения математике и, несомненно, отвечает потребностям и интересам учащихся). Для того чтобы это обновление выражалось в совершенствовании форм и методов обучения и воспитания, необходимо не только поставлять в школы современное оборудование и программное обеспечение, электронные средства учебного и образовательного назначения, но и организовать специальную подготовку работников системы образования в области создания и использования средств информационных технологий в повседневной профессиональной деятельности.

Необходимость этой подготовки обусловлена тем, что современный учитель должен не только обладать фундаментальными знаниями в своей предметной области, но и хорошо знать возможности ИКТ и уметь применять их в учебном процессе. Учитель математики должен уметь использовать эти средства как в качестве объекта изучения, так и в качестве средства обучения. Данные средства постоянно развиваются, поэтому учитель должен не только следить за развитием цифровых технологий, но и постоянно совершенствовать методы, средства обучения и способы организации практической и познавательной деятельности учащихся, реализуемые с использованием средств электронных образовательных ресурсов, осваивать и применять на практике автоматизированные системы управления учебно-воспитательным процессом.

Широкие возможности компьютерных технологий делают наглядными и доступными абстрактные математические понятия и способы действий, способствуют вовлечению каждого ученика в процесс работы над заданиями, позволяют ребенку осваивать учебный материал в индивидуальном темпе. Благодаря яркой анимации и интерактивному сопровождению уроки математики становятся не только

полезными, но и привлекательным для школьников.

В то же время современная школа ищет принципиально новые способы взаимодействия «ученик — учитель», «ученик— ученик», «школа — вуз». Одним из таких способов могут выступать электронные образовательные ресурсы удаленного доступа — комплекс элементарных учебных модулей (фрагменты текста, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, анимации, интерактивные модели, «виртуальные лаборатории»), которые можно по отдельности либо целыми наборами (тематическими «коллекциями») переписывать на свой компьютер, а затем применять в учебном процессе по той или иной теме.

Электронные образовательные ресурсы удаленного доступа рекомендуется использовать как дополнительное средство обучения, технологическое обновление математического образования сельских школьников в сочетании с другими компонентами учебно-методического комплекса: на внеклассных занятиях по математике, при подготовке домашнего задания.

Электронные образовательные ресурсы, в частности, образовательные web-квесты по математике, можно использовать как эффективное средство технологического обновления математического образования сельских школьников, если они тесно связаны с образовательным процессом и рассматриваются в контексте решения основных задач обучения математике.

Мы будем говорить о применении тематического образовательного web-кве-ста по математике. Он предназначен для работы на заключительных этапах изучения учебной темы. Его дидактическая направленность — обобщение, систематизация знаний, приведение их в целостную систему.

Современный учитель должен не только обладать фундаментальными знаниями в своей предметной области, но и хорошо знать возможности ИКТ и уметь применять их в учебном процессе.

При обучении математике в основной школе считаем целесообразной игровую форму выполнения швЬ-квестовых заданий при ролевом самоопределении учащихся.

Под тематическим образовательным web-квестом мы понимаем такой web-квест, который имеет информационный контент, определяющийся содержанием учебной темы, целями и задачами ее изучения, и предполагает выполнение учащимися поисково-познавательных заданий по поиску и отбору информации с использованием интернет-ресурсов, способствующих систематизации и обобщению изученного материала, его обогащению и представлению в виде целостной системы. При обучении математике в основной школе считаем целесообразной игровую форму выполнения web-кве-стовых заданий при ролевом самоопределении учащихся [4].

Причин для использования образовательных web-квестов достаточно много: легкий способ включения Интернета в учебный процесс, при этом не требуется особых технических знаний; квесты развивают критическое мышление, а также умения сравнивать, анализировать, классифицировать, мыслить абстрактно; у учащихся повышаются активность и мотивированность изучения математики; они воспринимают задание как нечто «реальное» и «полезное», что способствует повышению эффективности обучения.

Для реализации указанных возможностей при конструировании тематического образовательного web-квеста по математике, на наш взгляд, целесообразно выбирать следующие составляющие информационного контента:

3 Теория — содержит информацию, учебно-познавательные задания, позволяющие углубить имеющие знания, получить целостное представление об их месте и роли в изучаемой теории;

3 Приложения — включает сведения и учебно-познавательные задания, расширяющие представления о возможных применениях изученного в учебной теме математического аппарата;

3 Проблемы — аккумулирует информацию и учебно-познавательные задания исследовательского характера, позволяющие отыскивать (или открывать) неизвестные учащимся факты, закономерности, свойства, формулы или сведения, связанные с учебным материалом изученной темы;

3 Архивы — содержит сведения ис-торико-биографического характера, касающиеся учебного материала темы, и учебно-познавательные задания по их упорядочиванию, хронологическому или сюжетному представлению;

3 Ошибки — включает информацию о больших и малых заблуждениях, курьезных случаях, распространенных или единичных ошибках по учебному материалу темы, имевших место когда-либо или с кем-либо, а также учебно-познавательные задания по их анализу и отысканию возможных путей предупреждения [2].

Каждая из составляющих соотнесена с той или иной областью ролевого самоопределения ученика: «Теоретик», «Практик», «Исследователь», «Историк», «Ошиб-ковед».

Исходные посылы и общее направление выделения основных компонентов информационного контента тематического образовательного web-квеста представлены на схеме на с. 129.

Логическими компонентами освоения учеником электронной образовательной оболочки тематического web-квеста по математике выступают следующие шаги:

3 I шаг—переход по ссылкам на интернет-ресурсы, электронные образовательные ресурсы удаленного доступа и т. п.;

3 II шаг — использование готовых материалов: примеров решения задач, шаблонов, таблиц, схем, бланков, инструкций и т. п.;

3 III шаг—просмотр дополнительной литературы, других источников информации и т. п.

Самое главное в web-квесте — это путешествие школьников по Всемирной

ш а о о

со <

л <

Логика выделения компонентов информационного контента тематического образовательного шеЬ-квеста по математике

к

5 ^

ш л

н ш

О со

Л ^ ш

Ш ш

х Ш

ГС ш

Специфика содержания учебной темы

Особенности целей и задач заключительного этапа изучения учебной темы

Опыт учителей по организации самостоятельной деятельности учащихся при освоении учебной темы ШКМ

Теоретический материал Основные понятия, теоремы, алгоритмы, правила, методы решения типовых задач по теме и т. п.

Практический материал Вопросы, упражнения, задания практического и прикладного характера по учебной теме, типовые задачи, практические задания и т. п.

Исследовательские задания Проблемные задачи, задачи исследовательского характера, развивающиеся цепочки задач, учебно-исследовательские задания, учебно-исследовательские карты

Исторические сведения и справки Биографические сведения, очерки, справки, легенды об истории математических открытий, историко-математи-ческие задачи

Возможные ошибки и пробелы в знаниях, затруднения учащихся Провоцирующие задачи, софизмы, парадоксы, фокусы, задания на поиск ошибок

А

X

ш н л

ОК

л л

О

^

■л <

М

о.

О

© л

Теория

Приложения

Проблемы

Архивы

Ошибки

паутине в поисках ответов на задания квеста. Учителю необходимо дать некоторые ссылки, которые помогут учащимся найти ответы на поставленные вопросы.

Исходя из особенностей конструирования тематического образовательного web-квеста, создается описание последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для выполнения заданий (ссылки на интернет-ресурсы и любые другие источники информации), а также вспомогательные материалы (примеры, шаблоны, таблицы, бланки, инструкции и т. п.), которые позволяют более эффективно организовать работу над квестом.

Задание является самой важной частью web-квеста. В нем заключается основная цель работы учащегося над проектом, оно руководит действиями учеников и побуждает их к выполнению задач, заложенных в квест его создателем, то есть учителем. Хорошее задание должно быть выполнимым и увлекательным, по-

буждать учащихся мыслить и самосовершенствоваться [3].

Содержательная специфика заданий (задачной конструкции) информационного контента тематического образовательного web-квеста по математике определяется совокупностями требований, соотнесенных:

3 с целевой направленностью web-кве-

ста;

3 с дидактическими задачами, решение которых связывается с его выполнением;

3 со структурными особенностями заданий;

3 с характером мыслительной деятельности, происходящей при их выполнении.

В качестве иллюстрации приведем примеры заданий, составленных с учетом выделенных требований по одному из компонентов тематического образовательного web-квеста.

Пример 1

Тема: «Квадратные уравнения». За-

Результаты работы могут быть представлены в виде компьютерных презентаций, ролевых игр, эссе, устных презентаций, выставок, портфолио, страниц шеЬ-сайтов.

дачная конструкция информационного контента компонента «Теория» тематического образовательного web-квеста:

Цель: систематизировать теоретические сведения о решении квадратных уравнений; для этого нужно:

3 узнать:

— определения понятий, используемых в теории решения квадратных уравнений;

— взаимосвязи изученных понятий друг с другом;

— зависимости, отраженные в формулировках утверждений, касающихся решения квадратных уравнений;

3 создать:

— тезаурус темы «Решение квадратных уравнений»;

— опорный конспект темы «Решение квадратных уравнений»;

— структурную схему системы понятий «Квадратные уравнения».

3 оформить отчет (электронный ресурс).

Пример 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тема: «Квадратные уравнения». За-дачная конструкция информационного контента компонента «Проблемы» тематического образовательного web-квеста:

Цель: выполнить учебное исследование; для этого нужно:

3 узнать:

— какие свойства квадратного трехчлена применяются при решении нестандартных задач;

— сколькими способами может быть решено квадратное уравнение;

— как зависят решения квадратного уравнения от значений параметра, входящего в него;

3 создать:

— презентацию «Десять способов решения квадратного уравнения»;

— анимационную презентацию «Исследование решения квадратного уравнения с параметром»;

— памятку «Как оптимально решать квадратное уравнение».

3 оформить отчет (электронный ресурс).

Использование методического содержания тематического образовательного web-квеста может быть организовано как:

3 печатная продукция: учебное пособие с электронным приложением, учебно-методическое пособие, книжка-раскладушка и т. п.;

3 электронный образовательный ресурс удаленного доступа, распространяемый на USB-носителях, компакт-дисках, через файлообменники и электронную почту в Интернете;

3 специализированный сайт (создание образовательного web-портала).

Самый практичный из перечисленных способов использования образовательных web-квестов — создание собственного информационного контента: образовательного web-портала. Этот подход может быть реализован почти во всех учебных темах школьного курса математики: общими будут сайт, структура web-квеста и этапы его использования, а вариативным — содержательное наполнение: задания, вопросы, формы отчетности учеников.

Пример такого наполнения тематического образовательного web-квеста по теме «Квадратные уравнения» приведен на специализированном сайте www.Mate-matikUm.ucoz.ru.

Результаты работы могут быть представлены в виде компьютерных презентаций, ролевых игр, эссе, устных презентаций, выставок, портфолио, страниц web-сайтов, при этом становятся востребованными личностные качества учащихся, уровень их знаний и умений, мотивы учения, учебные возможности, индивидуальные возможности и др.

Работа учащихся в таком виде проектной деятельности, как web-квест, вносит разнообразие в учебный процесс, делает его живым и интересным. Технология может быть успешно использована на уроке и во внеурочной, индивидуаль-

ной работе. Эффективное использование тематических образовательных web-кве-стов по математике расширяет возможности информационного наполнения процесса обучения школьников, предоставляет возможность ученикам самостоятельно познавать, раскрывать математический потенциал, поскольку квесты могут быть использованы учащимися не только на уроках, но и в домашних условиях как дополнительный электронный образовательный ресурс.

В большинстве случаев учитель не владеет навыками работы с программным обеспечением или не располагает достаточным временем для создания образовательных ресурсов. В связи с этим разработку электронных ресурсов можно поручить группе учащихся в качестве интегрированного творческого задания, при этом необходимо четко сформулировать цель и обсудить идею создания. Чтобы обогатить «Медиатеку учителя математики», также можно воспользоваться ресурсами Интернета.

Электронные образовательные ресурсы удаленного доступа открывают перед

учащимися огромные познавательные возможности, зачастую превращая детей из пассивных наблюдателей в активных участников виртуальных экспериментов. Создание учителем образовательных web-кве-стов является оптимальным вариантом, поскольку их конструирование отвечает оригинальному видению учебного материала и конструированию урока.

В целом можно говорить о том, что использование тематических образовательных web-квестов по математике позволяет во многом реализовать основные требования ФГОС по формированию четырех групп компетентностей: исследовательской; готовности к самообразованию; информационной и коммуникативной. Кроме того, что применение тематических образовательных web-квестов по математике на практике способствует достижению планируемых результатов обучения личностного, предметного и мета-предметного характера [5].

Применение тематических образовательных швЬ-квестов по математике на практике способствует достижению планируемых результатов обучения личностного, предметного и метапредметного характера.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования // URL: http:// минобрнауки.рф/документы/543.

2. Зайкин, М. И. Об общей структуре и содержательной специфике тематического образовательного Web-квеста по математике / М. И. Зайкин, С. В. Напалков // Современные проблемы науки и образования // URL: http://www.science-education.ru/111-10511.

3. Напалков, С. В. Поисково-познавательные задания тематического образовательного Web-квеста по математике как средство формирования ключевых компетенций учащихся / С. В. Напалков // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 8 (часть 2). — С. 469—474.

4. Напалков, С. В. Тематические образовательные Web-квесты как средство развития познавательной самостоятельности учащихся при обучении алгебре в основной школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. В. Напалков. — Саранск : Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, 2013. — 25 с.

5. Напалков, С. В. Web-квест как средство развития инновационной стратегии образования /

С. В. Напалков, Е. А. Первушкина // Приволжский научный вестник. — 2014. — № 8—2 (36). — С. 51—53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.