Педагогика
УДК: 371 37.047
кандидат педагогических наук, доцент Хабибулин Денис Асхатович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Магнитогорский государственный университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск);
кандидат педагогических наук, доцент Овсянникова Елена Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Магнитогорский государственный университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск);
кандидат педагогических наук, доцент Тугулева Галина Витальевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Магнитогорский государственный университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ: КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ
Аннотация. В статье определено понятие профессионального самоопределения как процесса формирования потребности в выборе профессии, основанной на наличии социально значимых мотивов профессиональной деятельности и понимании жизненно важной ценности будущей профессии. Определение показателей и критериев готовности к профессиональному самоопределению позволило выделить группы учащихся по уровню сформированности профессиональных потребностей. Высокий уровень готовности характеризуется знанием об избираемом виде трудовой деятельности; целенаправленностью мотивов выбора учения и профессии; наличием адекватной самооценки в плане избираемой учебной и профессиональной области; сформированностью интересов, способностей, психических процессов; соответствием личностных качеств и черт характера избираемой профессии.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение личности, выбор профессии, мотив профессиональной деятельности, готовность учащихся к профессиональному самоопределению.
An^tatton. In article the concept of professional self-determination as process of formation of the need for choice of profession based on important social motives of professional activity and value of future profession is given. Definition of indicators and criteria of readiness for professional self-determination allowed to allocate groups of pupils on the level of formation of professional requirements. High level of readiness is characterized by knowledge of the choice of work; focus of motives of the choice of the doctrine and profession; existence of an adequate self-assessment in the choice of professional area; formation of interests, abilities, mental processes; compliance of personal qualities and traits of character of the chosen profession.
Keywords: professional self-determination of the personality, choice of profession, motive of professional activity, readiness of pupils for professional self-determination.
Введение. В современных условиях высокой конкуренции на рынке услуг проблема профессионального самоопределения приобретает особое значение. Особенно много вопросов возникает в процессе подготовки личности к сознательному выбору профессии. Осознанный выбор профессии означает, что ученик к моменту выбора им профессии понимает степень важности этого шага, предполагает, что верный или, наоборот, неправильный выбор повлечет за собой важные для всей его жизни последствия. Обоснованный выбор профессии предполагает также, что выбирать профессию школьник будет с учетом своих интересов и возможностей таким образом, чтобы в будущем достаточно успешно работать в выбранной области, получать удовлетворение от выполняемой работы.
Для такого осознания нужна сформированная потребность в выборе профессии, а также наличие у школьников социально значимых мотивов профессиональной деятельности, обусловливающих восприятие им будущей профессии как жизненно важной ценности. Потребность в выборе профессии является необходимым элементом процесса выбора профессии. Без сформированности данной потребности все усилия профконсультантов могут оказаться безуспешными, так как ситуация выбора профессии будет совершенно незначима для подростка.
Изложение основного материала статьи. Наше понимание профессионального самоопределения сводится к определению его как процесса формирования потребности в выборе профессии, основанной на наличии социально значимых мотивов профессиональной деятельности, обусловливающих восприятие будущей профессии как жизненно важной ценности.
В исследованиях Д. Сьюпера, В.А. Бодрова, А.Е. Климова выделены личностные факторы профессионального выбора, субъективные, объективные и социальные характеристики, определяющие выбор профессии, а также периоды профессионального развития. Показателями сформированности потребности в осознанном выборе профессии являются самостоятельно проявляемая школьником активность по получению информации о той или иной профессии; желание пробы своих сил в каких-либо областях деятельности; самостоятельное составление своих профессиональных планов.
Основным направлением подготовки подростков к профессиональному самоопределению является профориентационная работа.
Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
Профессиональная ориентация включает в себя:
1) профессиональное просвещение — ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей;
2) профессиональное консультирование — оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
3) психологическую поддержку — методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.
Важную роль в формировании потребности в выборе профессии играет определение критериев и показателей готовности к профессиональному самоопределению. Так, по мнению, Вершинина С.И., важную роль играет критерий достаточной информированности о профессии и путях ее получения. Ученик должен ясно представлять содержание и условия труда в избираемой им профессии; конкретное место получения профессии и ее требования к обучаемому; потребностях общества в специалистах данной профессии.
Следующим критерием является степень самопознания школьника. В данном случае необходима помощь психолога, который после проведения серии тестирующих исследований и бесед со школьником сможет дать ему достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах и путях их развития. Достаточно важным критерием готовности к профессиональному самоопределению и необходимым условием обоснованного выбора является осознание школьником социальной значимости труда, т.е. сформированность отношения к труду как к жизненной ценности [1].
В качестве последнего критерия С.И. Вершинин считает необходимым выделить критерий составление обоснованного профессионального плана учащегося, который как бы подводит итог профориентационной работы со школьником.
В исследованиях М.С. Савиной, Л.Ш. Махмудова, М.В. Борисовой выделены актуально-значимые критерии готовности профессионального самоопределения [2]:
- идейно-нравственный (предполагает наличие общественно значимых мотивов выбора профессии, осознание долга перед обществом и стремление принести ему пользу своим трудом);
- общетрудовой критерий (наличие интересов и уважения к людям труда и любому труду, потребности в трудовой деятельности, сформированность общетрудовых умений и навыков);
- действенно-практический критерий (свидетельствует о склонности и способности к конкретному виду трудовой деятельности, о наличии адекватной самооценки соответствия личностных качеств и черт характера требованиям избираемой профессии).
М.И. Ретивых, В.Д. Симоненко выделяют три стороны готовности старших школьников к профессиональному самоопределению:
- нравственная готовность: осознание смысла и цели жизни; понимание личностной и социальной значимости правильного выбора профессии; стремление к профессиональному самовоспитанию; сформированность профессионально важных качеств;
- психофизиологическая готовность: сформированность устойчивого интереса к избираемому типу профессий; сформированность профессионально значимых мотивов выбора профессии; соответствие психических и физических качеств требованиям избираемой профессии; адекватная самооценка;
- практическая готовность: сформированность твердого профнамерения; наличие знаний по общеобразовательным предметам, необходимых для успешного овладения избираемой профессией; знание содержания, условий труда, требований профессии к человеку; наличие первоначальных профессиональных знаний и умений [3].
В условиях модернизации всех ступеней системы образования выделенные критерии весьма актуальны при реализации инклюзивного образования. Исследования показывают, что школьники и будущие абитуриенты с ограниченными возможностями здоровья более мотивированы к учебной деятельности и к получению будущей профессии [4]. Наличие профессионального плана учащегося, позволит разработать индивидуальную программу сопровождения образовательного процесса обучающегося с ОВЗ.
Чтобы понять, насколько непроста ситуация выбора профессии для старшеклассников города Магнитогорска, было проведено эмпирическое исследование, целью которого было определение сформированности их профессионального самоопределения, выявление основополагающих профессиональных интересов, склонностей и критериев выбора профессии.
Исследуемая выборка составила 246 старшеклассников 9-11 классов.
Полученные эмпирические результаты позволяют констатировать следующее:
В структуре профессиональных интересов старшеклассников, в основном преобладает направленность на работу с людьми, и в области умственного труда. Менее всего интересует область искусства.
У учащихся 9 классов наблюдается ярко выраженный «кризис выбора», когда учащиеся исследуют много альтернативных вариантов профессионального выбора, но четко сформированных профессиональных целей у них нет. В 10 классах «кризис» выражен менее остро но, тем не менее, находится на достаточно высоком уровне, одновременно с этим можно видеть, что уже появились профессиональные цели. В 11 классе снова обостряется «кризис выбора» и старшеклассники начинают рассматривать множество альтернативных вариантов.
Каждый второй старшеклассник определился с выбором своей будущей профессии. Наиболее привлекательные профессии для учеников, в основном относятся к сферам «человек-человек», «человек-знак», «человек- техника». Среди них часто выбирают такие специальности, как врач, менеджер, психолог, юрист, программист, инженер, лингвист, автомеханик, слесарь, прокатчик, электрогазосварщик. Менее предпочитаемые профессии относятся к сфере «человек- природа».
Основополагающими критериями выбора профессии являются заработная плата и социальная престижность. При выборе своей будущей профессии большинство старшеклассников ориентируются на собственное решение. Так же значительное влияние на профессиональный выбор оказывают родители, которые, как правило, поддерживают данное решение. В свою очередь педагоги, психологи не оказывают влияния на выбор учащихся.
Большенство старшеклассников осведомлены о профессионально важных качествах, необходимых для выбранной профессии, но эти знания достаточно поверхностны. Главным источником получения информации для учащихся 10- 11классов являются СМИ: телевидение, Интернет, газеты, а для учащихся 9 классов - родители.
Выводы. На сегодняшний день у основной массы старшеклассников г. Магнитогорска наблюдается несформированность профессионального самоопределения, они ориентируются только на внешнюю привлекательность выбора, не осознавая всю глубину будущей профессии. Вследствие этого целесообразно проводить разноплановые профориентационные мероприятия в школах, знакомящие подростков с действительной ситуацией на рынке труда и сокращающими различия между представлениями и реальностью в сознании школьников.
Определение критериев готовности к профессиональному самоопределению позволяет выделить разные группы учащихся по уровню сформированности профессиональных потребностей.
Высокий уровень готовности к профессиональному самоопределению характеризуется глубоким знанием об избираемом виде учебной и трудовой деятельности; целенаправленностью мотивов выбора учения и профессии; наличием адекватной самооценки в плане избираемой учебной и профессиональной области; сформированностью интересов, способностей, психических процессов; соответствием личностных качеств и черт характера избираемой профессии.
Средний уровень готовности к профессиональному самоопределению характеризуется поверхностным знанием избираемой учебной и профессиональной деятельности; отсутствием устойчиво сформированных интересов и способностей к нему; неумением адекватно сопоставить личные качества и черты характера требованиям избираемой профессии; отсутствием выраженных мотивов учения и выбора профессии, достаточно аргументированной самооценки в плане избираемой учебной и профессиональной области.
Низкий уровень готовности к профессиональному самоопределению характеризуется слабыми разрозненными знаниями об определенном виде учебной и профессиональной деятельности; несформированностью интересов, склонностей, способностей и мотивов к нему, а также желания и воли достичь высоких результатов в овладении им; неумением соотнести личные качества и черты характера с избираемой учебной и профессиональной областью, оценить себя адекватно в плане будущей профессии.
Знание критериев и уровней готовности к профессиональному самоопределению школьников дает возможность педагогам и психологам корректировать деятельность каждого ученика в плане избираемой профессии, давать обоснованные рекомендации по совершенствованию тех качеств личности, которые необходимо учитывать в подготовке к будущей профессии, оказывать помощь учащимся в определении программы самоподготовки к избираемой профессии.
Литература:
1. Основы профириентологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.И. Вершинин, М.С. Савина, Л.Ш. Махмудов, М.В. Борисова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 176 с.
2. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова; под ред. Т.И. Шамовой. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 384 с.
3. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для студ., обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: в 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1. - 174 с.
4. Овсянникова Е.А., Тугулева Г.В., Хабибулин Д.А. Инклюзивная образовательная среда как аспект социально-психологической адаптации студентов с ОВЗ // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-4. - С. 305-307.
Педагогика
УДК:378
преподаватель кафедры Хадиков Роберт Шамильевич
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)
ОСОБЕННОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СОТРУДНИКОВ
ПОЛИЦИИ
Аннотация. В статье обосновывается необходимость повышения профессионального мастерства сотрудников полиции, т.к. физическая, лежит в основе индивидуальной боевой готовности. В крайних по сложности ситуациях служебно-боевой деятельности, связанных с отражением нападений и захватом (задержанием с применением физической силы) правонарушителей оказывающих активное сопротивление, в том числе и вооруженное, перед сотрудниками стоит задача, задержать их, эффективно применяя физическую силу.
Ключевые слова: физическая подготовка, слушатель, спортивная техника, формирование личности.
Annotation. The article substantiates the need to improve the professional skills of police officers, as physical, is the basis of individual combat readiness. In extreme situations of service and combat activity, related to the reflection of attacks and the capture (detention with the use of physical force) of offenders providing active resistance, including armed, the task of employees is to detain them, effectively using physical force.
Keywords: physical training, listener, sports equipment, personality formation.
Введение. Предметом физической подготовки как учебно-научной дисциплины является исследование закономерностей обучения спортивной технике и тактике, направленного физического развития, воспитания на спортивных занятиях и их построения. Определенные в ней принципы основные методические и учебно-организационные правила в мере распространяются на сферу массового спорта и спорта высших достижений. Отличие педагогики спорта от других педагогических наук состоит в том, что она устанавливает свои принципы и правила, определяет средства, методы и условия решения своих задач, основываясь главным образом на закономерностях овладения двигательными действиями, развития форм тела, функций организма и двигательных способностей, а также формирования личности в процессе двигательной деятельности.
Изложение основного материала статьи. Физическая подготовка сформировалась и развивается на стыке общественных и естественных наук. Все научные дисциплины, которые составляют ее основание и являются ее источниками, могут быть разделены на четыре группы: 1) дисциплины, исследующие общие