УДК 316
Завельская Ирина Михайловна
ст. преподаватель, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва e-mail: [email protected]
Комарова Анна Алексеевна
канд. соц. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва e-mail: [email protected]
Крыштановская Ольга Викторовна
д-р соц. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва e-mail: [email protected]
Zavelskaya Irina
Senior Lecturer, State University of Management, Moscow e-mail: [email protected]
Komarova Anna
Candidate of Sociological Sciences, State University of Management, Moscow e-mail: [email protected]
Kryshtanovskaya Olga
Doctor of Sociological Sciences, State University of Management, Moscow e-mail: [email protected]
DOI 10.26425/1816-4277-2019-2-137-140
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И СТРАТЕГИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация. Исследована актуальная проблема профессионального самоопределения и профессиональных стратегий студенческой молодежи. Рассмотрены различные подходы к исследованию самоопределения молодежи. Приведены типологии профессиональных стратегий. Разделение профессиональных стратегий на активные и пассивные помогает более точно описать профессиональное самоопределение личности. Изучение данной проблематики поможет в формировании и внедрении грамотной социальной политики, опирающейся на интерес молодого поколения. Ключевые слова: активная стратегия, профессиональное самоопределение, пассивная стратегия, личность, профессиональная стратегия, студент, профессия.
PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION
OF PERSONALITY AND STRATEGIES OF STUDENT
YOUTH
Abstract. The actual problem of professional self-determination and professional strategies of student youth has been examined. Various approaches to the study of youth self-determination have been considered. Typologies of the professional strategies have been adduced. The division of the professional strategies into active and passive helps to describe more accurately the professional self-determination of the individual. The study of this issue will help in the formation and implementation of a competent social policy based on the interest of the younger generation.
Keywords: active strategy, professional self-determination, passive strategy, personality, professional strategy, student, profession.
Проблематика профессиональных стратегий и профессионального самоопределения студентов приобретает особую важность в современных условиях. Студенчество относится к особой группе, вносящей весомый вклад в развитие общества, ведь из этой категории населения будет сформирован профессиональный каркас общества. Планирование профессиональных стратегий относится также и к сфере государственных интересов, так как затрагивает проблемы трудоустройства студенческой молодежи и формирования рабочих мест, релевантных кадровому потенциалу.
Существует множество возможных вариантов профессиональных стратегий, что делает неоднозначным процесс выбора той или иной стратегии даже самого субъекта этого выбора - студента. Зачастую выбор стратегии не является предметом осознанного планирования, студенты принимают решения реактивно. И одной из задач является перевод выбора стратегии в осознанную, целенаправленную деятельность. Необходимость изучения факторов, влияющих на выбор профессиональных стратегий, обусловлена необходимостью реализации программ трудоустройства выпускников вузов, разработкой актуальных программ магистратуры для желающих продолжить обучение, построением процесса обучения для формирования необходимых компетенций [3]. Отдельные направления изучения проблематики профессионального самоопределения молодежи разрабатывают представители различных общественных наук.
В статье особое внимание уделено профессиональным стратегиям и личностному самоопределению студенческой молодежи.
© Завельская И.М., Комарова А.А., Крыштановская О.В., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).
The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
Объектом внимания современной науки являются в большей степени психологические аспекты исследования профессиональных намерений, однако социологические исследования профессиональных поведенческих стратегий студенческой молодежи также проводятся. Для исследования самоопределения молодежи в профессиональной сфере свойственно использование разносторонних подходов и выделение различных проблематик.
М. Р. Гинзбург и Л. И. Божович включают профессиональное самоопределение в структуру личностного самоопределения как составной элемент, которое развивается активными темпами в старшем школьном возрасте и формирует задатки внутренней позиции [1; 2]. И. С. Кон описывает профессиональное самоопределение в терминах процесса, свойствами которого являются как многозадачность и неодномерность. Этот процесс можно рассматривать, например, как:
- серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна разрешить в течение определенного периода времени [5];
- процесс соотнесения собственных самооценок, ожиданий, склонностей и направленностей с требованиями общества к специалистам конкретных областей, и следующая за этим регуляция и процесс принятия решения;
- процесс создания собственного стиля и динамики жизни, составной частью которого выступает профессиональная деятельность.
Еще один отечественный специалист, Т. В. Кудрявцев разлфгает процесс профессионального самоопределения на разные стадии:
- формирование профессиональных намерений;
- профессиональное обучение;
- профессиональную адаптацию;
- частичную или полную реализацию личности в профессиональном труде [6].
Эта схема не может являться финальной, так как, на наш взгляд, формирование профессиональных намерений - не застывший после завершения процесс, а продолжающийся как в период обучения профессии и в период адаптации к профессиональной деятельности, так и в самой последней стадии - реализации личности в трудовой деятельности.
Кроме того, в этой структуре нет места для осознанного планирования, конструирования будущих действий, связанных с карьерой - выбора профессиональной стратегии. На основании личностных качеств (представления об этих качествах), а также внешней конъюнктуры рынка труда, современная молодежь все более активно вовлекается в конструкторскую деятельность по формированию своего профессионального будущего. Немаловажную роль в этом играет лавинообразный рост информации — профессиональные форумы, лекции онлайн, сетевые платформы по обмену опытом и знаниями, все возрастающая сеть профессиональных коммуникаций, в том числе с помощью видеоблогинга. Свое видение профессионального будущего молодые люди начинают формировать еще в младшем школьном возрасте, однако четкие формы это видение принимает к возрасту 15 лет и старше, определенному рубежу, когда надо принимать первые самостоятельные решения, влияющие на направление деятельности и будущую профессию:
- продолжать ли обучение в 10-11 классах или уходить в колледж;
- какой факультет/направление обучения выбрать и, соответственно, какие предметы выбрать для сдачи ЕГЭ;
- какой вуз выбрать;
- идти ли работать во время обучения в университете или принять решения после защиты диплома;
- получать ли дополнительное образование (второе высшее, магистратура, аспирантура, MBA) ;
- работать по специальности (смежной специальности) или радикально менять профессиональную сферу;
- рискнуть ли открыть собственное дело или искать работу по найму.
Выбор этот актуален и довольно неизбежен. Его необходимо сделать в любом случае, а вот насколько он будет осмыслен, зависит уже от выбранной профессиональной стратегии школьника или уже студента.
Под влиянием профессиональной деятельности личность подвергается изменениям, связанным с особенностями профессии, формируются схожие личностные черты у представителей одной и той же профессии, и мы можем говорить о двунаправленном процессе влияния, так как изменяющаяся личность оказывает преобразующее воздействие на саму деятельность. Таким образом, происходит преобразование и развитие мира профессий [5].
Перечень профессий постоянно обновляется и модернизируется, каждый год появляются новые и новые профессии, это связано с ростом использования информационных технологий в повседневной жизни и необходимостью их внедрения в производство. Внутреннее наполнение уже существующих профессий может претерпевать существенные изменения, так, например, мало кто уже пользуется бумажными версиями чертежей, соответствующие операции выполняют с помощью специальных компьютерных программ, что, соответственно, требует прикладных знаний «софтов» (от англ. software — программное обеспечение, программный продукт). Это приводит к тому, что существенно меняются требования к профессиональной подготовке молодых специалистов. С этими требованиями соискатель может ознакомиться на сайтах, например: https://hh.ru/ или https://www.superjob.ru/. Наличие списка требований к соискателям с одной стороны, упрощает задачу выбора, так как можно соотнести внешние требования с собственными навыками/ образованием/умением/уровнем притязаний. А с другой стороны, могут возникать различного рода искажения, связанные с субъективной недооценкой или переоценкой собственных качеств.
Процесс взаимодействия в системе «личность-профессия» не может обойтись без кризисов и системных противоречий. Человек не является статичной системой, в структуре его личности происходят постоянные изменения, причем динамика может быть как положительной - развитие, так и отрицательной - деградация [6]. Например, человек может «вырасти» из профессии, в этом случае это будет не дело всей жизни, а лишь его временный социальный статус, и он начнет развиваться в других сферах профессиональной деятельности. Или в силу каких-то обстоятельств человек может перестать быть профессионально пригодным в частности из-за здоровья, профессиональных деформаций. Эти факторы подталкивают к переоценке своего места в профессиональном мире и поиску стратегий, актуальных на конкретный момент жизни.
В самых общих чертах можно выделить две большие группы факторов, влияющих на профессиональной стратегии личности: внешние факторы, к которым можно отнести рынок труда, географический фактор (локальное местоположение человека, средняя заработная плата для определенной профессиональной деятельности; внутренние (личностные) факторы: ценностные ориентации личности, мотивы, интересы, потребности, опыт, активность личности в профессиональном пространстве, готовность к риску, адаптивность, мобильность, например готовность к смене места жительства для построения карьеры.
На каждой стадии профессионального самоопределения человек вынужден обдумывать и формировать стратегические и тактические задачи и цели, мысленно их соотносить с требованиями общества и окружающих его социально значимых групп, и, учитывая собственные интересы/ценности/самооценку и уровень притязаний реализовывать их в жизни посредством своей профессиональной стратегии.
Виды стратегий также можно разделить на две большие группы: активные и пассивные. Активным стратегиям свойственно: рациональное использование собственных возможностей, их адекватная оценка, хорошая адаптация к новым условиям, активное и конструктивное мышление, ориентация на успех. Успешная карьера и связанное с этим благосостояние - естественный и ожидаемый процесс. Пассивным стратегиям свойственно: приспособление, отдается предпочтение стабильности в ущерб возможному росту дохода при определенных изменениях моделей поведения, молодые люди не хотят брать ответственность на себя, полагаются на содействие и помощь семьи, государства, не занимаются планированием своей профессии и карьеры.
Существует еще одна типология стратегий, которая опирается на западные модели описания поведения молодежи. Предложена эта типология Е. Л. Омельченко [7].
При трудоустройстве молодежи автор выделяет пассивные и активные стратегии. Пассивные делятся на вынужденные и добровольные. Вынужденные связаны с крайне тяжелым положением родительской семьи и необходимостью ее содержания. Добровольные стратегии трудоустройства встречаются в основном у молодых женщин, которые полагаются на помощь родителей. Активные практики трудоустройства реализуют молодые люди, которые мобильны, имеют профессиональные амбиции, хорошо адаптируются к рыночным условиям. К активным практикам трудоустройства относят: постоянный поиск новых (запасных) рабочих мест, рассылка своего резюме, использование при трудоустройстве компьютерных технологий, согласие на ненормированный график работы, развитие навыков самопрезентации.
Выбор какой-либо стратегии - сложный динамический процесс, зависящий, как мы выяснили, и от вну-триличностных и от внешних факторов. От выбранной стратегии будет зависеть дальнейшая жизнь
студента, его профессиональный рост, траектория послевузовского образования, самооценка от реализации своего профессионального потенциала.
Таким образом, по нашему мнению, именно поиск эффективных средств формирования профессиональных намерений и профессиональных стратегий является одной из основных задач обучения в вузе. Так как осознанная, запланированная профессиональная перспектива является мощным стимулом самореализации личности.
Библиографический список
1. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: изб. психол. тр. / под ред. Д. И. Фельдштейна; Рос. акад. образов., Моск. психол.-соц. ин-т 3-е изд. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. - 349 с.
2. Гинзбург, М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. - 1988. - № 2. -С. 19-27.
3. Завельская, И.М. Профессиональные стратегии студентов управленческих специальностей ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» // Вестник университета. - 2017. - № 10. - С. 120-124.
4. Кон, И. С. Психология старшеклассника - М.: Просвещение, 1980. - 192 с.
5. Константиновский, Д. Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960 г. - начало 2000 гг.). - М.: ЦСП, 2008. - 552 с.
6. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/zhiznennye-strategii-molodezhi-v-usloviyakh-professionalnogo-vybora#ixzz5KIjg8XkR (дата обращения: 10.01.2019).
7. Омельченко, Е. Л. Стилевые стратегии занятости и их особенности // Социол. исслед. - 2002. - № 11. - С. 36-47.
References
1. Bozhovich L. I. Problemy formirovaniya lichnosti: isbr. psikhol. tr. [The problems ofpersonality formation: selected psychol. works], Moscow, MPSI; Voronezh: MODENK, 2001. 349 p.
2. Ginzburg M. R. Lichnostnoe samoopredelenie kak psikhologicheskaya problema [Personal self-determination asapsychological problem]. Voprosy psikhologii. 1988, I. 2, pp. 19-27.
3. Zavel'skaya I. M. Professionalnye strategii studentov upravlencheskikh spetsialnostei FGBOU VO «Gosudarstvennyi universitet upravleniya» [Professional strategies of students in managerial specialties State University of Management.]. Vestnik univer-siteta, 2017, I. 10, pp. 120-124.
4. Kon I. S. Psikhologiya starsheklassnika [High school psychology]. Moscow, Prosveshchenie, 1980. 192 p.
5. Konstantinovskii D. L. Neravenstvo i obrazovanie. Opyt sotsiologicheskikh issledovanii zhiznennogo starta rossiiskoi molode-zhi (1960 - nachalo 2000) [Inequality and education. The experience of sociological research of the life start of Russian youth (1960 - early 2000s)]. Moscow, TsSP, 2008. 552 p.
6. Nauchnaya biblioteka dissertatsii i avtoreferatov disserCat. Available at: http://www.dissercat.com/content/zhiznennye-strate-gii-molodezhi-v-usloviyakh-professionalnogo-vybora#ixzz5KIjg8XkR (accessed 10.01.2019).
7. Omelchenko E. L. Stilevye strategii zanyatosti i ikh osobennosti [Style employment strategies and their features]. Sotsiol. issled, 2002, I. 11, pp. 36-47.