Научная статья на тему 'Сущность и специфика карьерного самоопределения студенческой молодежи'

Сущность и специфика карьерного самоопределения студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1336
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРА / КАРЬЕРНЫЕ СТРАТЕГИИ / КАРЬЕРНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / CAREER / CAREER STRATEGY / CAREER SELF-DETERMINATION / STUDENT GOVERNMENT / STUDENT YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боткова Виктория Константиновна, Григорьева Елена Ивановна

Рассмотрен вопрос о карьерном самоопределении студенческой молодежи. Сущность исследуемой дефиниции рассмотрена с уточнения таких базовых понятий, как карьера, карьерная стратегия, карьерные траектории, карьерное самоопределение. Определена специфика понятий «карьера», «карьерные стратегии молодежи», «карьерное самоопределение» с точки зрения социологии, психологии, педагогики и социально-культурной деятельности. Охарактеризован процесс карьерного самоопределения студенческой молодежи как способность личности к психорефлексивной деятельности, ориентированной на поиск карьерных траекторий, осознанный выбор образа профессиональной деятельности, этапов карьерного пути и технологий достижения поставленных карьерных целей. Рассмотрены структурные компоненты карьерного самоопределения, такие как: карьерные ориентации, карьерное прогнозирование, карьерная компетентность, карьерная самооценка, познавательная деятельность. Выявлены этапы карьерного самоопределения студенческой молодежи, включающие развитие профессиональных и личностных навыков индивида. Изложены современные концепции моделирования процесса карьерного самоопределения, который включает личную креативность, со-креативность, креативность в рамках группы или организации. Студенческое самоуправление рассмотрено как эффективная среда для карьерного самоопределения молодежи, активизирующая личностный потенциал в процессе обучения путем интеграции в процесс управления и самоуправления вузом. Определены ключевые векторы развития студенческого самоуправления в контексте формирования карьерных стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND SPECIFICS OF CAREER SELF-DETERMINATION OF STUDENTS’ YOUTH

Career self-determination of students is considered. The essence of the definition is considered from the clarification of such basic concepts as: career, career strategy, career path, career self-determination. The concepts of “career”, “career strategies of young people”, “career self-determination” from the point of view of sociology, psychology, pedagogy and socio-cultural activities are defined. The process of career self-determination of the student youth as an individual’s ability to mind-blowing activities focused on the search for career trajectories, a conscious choice of the image of professional activity, stages of career and technology for their career goals achievement are characterized. Structural components of career self-determination such as: career orientation, career prediction, career competency, career self-assessment, cognitive activity are considered. Stages of career self-determination of students, including the development of professional and personal skills of the individual are identified. The modern concept of modeling the process of career self-determination, which involves personal creativity, co-creativity, creativity within the group or organization is studied. Student government is seen as an effective environment for career self-determination of young people, activating personal potential in the learning process, by integrating into the process of management and governance of the University. The key vectors of development of student self-governance in the context of development of career strategies are identifies.

Текст научной работы на тему «Сущность и специфика карьерного самоопределения студенческой молодежи»

УДК 37.032.5

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА КАРЬЕРНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

© Виктория Константиновна БОТКОВА

аспирант, кафедра социально-культурной деятельности Московский городской педагогический университет 129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4 E-mail: viktoria.k.b@yandex.ru © Елена Ивановна ГРИГОРЬЕВА доктор культурологии, профессор, профессор кафедры искусств и художественного творчества

Российский государственный социальный университет 129226, Российская Федерация, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 4, стр. 1 E-mail: grigorev_tmb@list.ru

Рассмотрен вопрос о карьерном самоопределении студенческой молодежи. Сущность исследуемой дефиниции рассмотрена с уточнения таких базовых понятий, как карьера, карьерная стратегия, карьерные траектории, карьерное самоопределение. Определена специфика понятий «карьера», «карьерные стратегии молодежи», «карьерное самоопределение» с точки зрения социологии, психологии, педагогики и социально-культурной деятельности. Охарактеризован процесс карьерного самоопределения студенческой молодежи как способность личности к психорефлексивной деятельности, ориентированной на поиск карьерных траекторий, осознанный выбор образа профессиональной деятельности, этапов карьерного пути и технологий достижения поставленных карьерных целей. Рассмотрены структурные компоненты карьерного самоопределения, такие как: карьерные ориентации, карьерное прогнозирование, карьерная компетентность, карьерная самооценка, познавательная деятельность. Выявлены этапы карьерного самоопределения студенческой молодежи, включающие развитие профессиональных и личностных навыков индивида. Изложены современные концепции моделирования процесса карьерного самоопределения, который включает личную креативность, со-креативность, креативность в рамках группы или организации. Студенческое самоуправление рассмотрено как эффективная среда для карьерного самоопределения молодежи, активизирующая личностный потенциал в процессе обучения путем интеграции в процесс управления и самоуправления вузом. Определены ключевые векторы развития студенческого самоуправления в контексте формирования карьерных стратегий.

Ключевые слова: карьера; карьерные стратегии; карьерное самоопределение; студенческое самоуправление; студенческая молодежь

DOI: 10.20310/1810-0201 -2017-22-3(167)-91 -96

В современной науке вопросам изучения особенностей карьерного самоопределения молодежи посвящено много исследований, в которых успешная карьера выступает в качестве базовой потребности современного человека, а способность ее формировать - жизненно необходимым навыком.

Процесс карьерного самоопределения активно осуществляется уже на этапе обучения в вузе. Студенческая молодежь, являясь мобильной социальной группой, ориентирована на подготовку к выполнению профессиональных задач по получаемой специальности для достижения определенного социального статуса.

Согласно концепции жизненных «траекторий», молодые люди в процессе достижения данного статуса осуществляют такие базовые переходы, как профессионализация,

материальная независимость, создание собственной семьи, выход из ценностно-смысловых координат молодежной субкультуры к массовому потреблению [1].

В результате совершения этих переходов молодежь начинает задумываться о роли человека в собственной судьбе (на одном полюсе - жизнь, подчиненная обстоятельствам, шаблонное выполнение социальных ролей, на другом полюсе - жизнетворчество, когда жизнедеятельность, воплощенная в конкретных формах социального поведения и деятельности, направляется субъектом в соответствии с его ценностно-мотивационными установками) [2, с. 129-136].

Педагогическая школа акцентирует внимание на том, что формируемая в вузе профессиональная база должна включать формирование способности «четко осознавать

собственный карьерный потенциал и в соответствии с ним эффективно выстраивать карьерный путь, преодолевая все возможные препятствия и затруднения» [3].

Понятия «карьера» и «карьерное самоопределение» рассматриваются различными науками: психологией и акмеологией (К.А. Абуль-ханова-Славская, А.Н. Демин, Е.А. Могилев-кин, Е.А. Климов, А.Л. Купрейченко, Д.А. Леонтьев, А.К. Маркова, О.В. Москаленко, Н.С. Пряжников и др.); социологией (З.А. Авдошина, Е.Б. Биликтуева, Е.Б. За-дорожникова, A.C. Мельник, Э.В. Каграмян, А.И. Кравченко, Е.В. Ковалевская, Е.В. Охотский, Г.А. Чередниченко и др.), политологией (А.В. Гришин, Г.И. Демин и др.), социально-культурной деятельностью (Ю.А. Акуни-на, О.В. Ванина, Е.И. Григорьева, Н.Н. Яро-шенко и др.) [4].

Согласно концепции А.К. Марковой, карьера трактуется как: а) профессиональное продвижение, процесс профессионализации (от выбора профессии к овладению профессией, упрочение профессиональных позиций, овладение мастерством, творчеством и др.); б) как продвижение по должностной лестнице (достижение определенного социального статуса в профессиональной деятельности, занятие определенной должности) [5, с. 123].

Профессор В.Л. Романов определяет, что сущность карьерной стратегии заключается в организации карьеры таким образом, чтобы сам способ продвижения обеспечивал оптимальное использование движущих механизмов и ослаблял действие любых факторов сдерживания и сопротивления [6].

Согласно исследованию Е.В. Ковалевской, на сегодняшний день можно выделить три основных подхода к интерпретации карьерных стратегий: а) процессуальный (карьерное продвижение рассматривается как четко организованный последовательный процесс смены должностей, длительности пребывания в той или иной должности и др. (А.П. Егоршин)); б) содержательный (карьерные стратегии определяются на основе содержательной стороны карьерного продвижения (И.В. Куколев, Т.И. Рыскова, Н.С. Слепцов)); в) личностный подход (стратегии карьеры выделяются на основе направленности личности (А.Я. Кибанов, А.С. Мельничук, Е.Г. Щелокова)).

Современный подход к моделированию процесса карьерного самоопределения отражен в работе Л.В. Назаровой, включающей в него такие составляющие, как:

1) личную креативность, в рамках которой человек действует самостоятельно и самопланирует карьеру;

2) со-креативность, когда человек интенсивно взаимодействует со специалистом-технологом карьерного продвижения в избранном профессиональном пространстве;

3) креативность в рамках группы или организации - социальная и профессиональная адаптивность, результативная координи-рованность различных ролей и функций [7, с. 71-75].

Специфика процесса карьерного самоопределения студенческой молодежи заключается в способности индивида к психорефлексивной деятельности, ориентированной на поиск карьерных траекторий, в которую включены такие базовые личностные категории, как жизненные ценности, мотивы, стратегии и т. д.

При этом современными учеными в структуре карьерного самоопределения выделяются следующие компоненты:

- мотивационный (карьерные ориентации);

- стратегический (карьерное прогнозирование);

- когнитивый (карьерная компетентность);

- эмоциональный (карьерная самооценка);

- деятельностный (познавательная деятельность) [8].

Б.З. Докторов выделяет следующие группы студенческой молодежи относительно типа карьерных стратегий: 1) «социальные новаторы» - наиболее адаптированные к процессам социальной модернизации, готовые к радикальным переменам; 2) «коллективисты» - соблюдающие общие и трудовые нормы, традиции, характеризующиеся чувством сопричастности к общим социальным требованиям, открытостью реформам, но не радикальным преобразованиям; 3) «молодые обыватели» - выстраивают карьерную траекторию таким образом, чтобы улучшить свое материальное положение, консьюмеристы; 4) «решительные гедонисты» - высокообразованные молодые люди, сфокусированные

на получении острых ощущениях; 5) «сфокусированные на себя» - сконцентрированные на себе, зацикленные на собственных проблемах; 6) «ориентированные на социальную безопасность» - консерваторы, оторванные от общественных изменений [9].

Согласно концепции Е.Л. Омельченко, студенческой молодежи присущи четыре типа поведения в процессе карьерного самоопределения.

1. «Карнегианцы» - студенты с преобладающим рациональным типом мышления, ведущие «западный» стиль жизни, имеющие свое видение карьерного успеха, ясное представление о своих личностных ресурсах, а также ограничениях и барьерах, которые им предстоит преодолеть.

2. «Отцы семейства» - это группы молодых специалистов, стиль жизни которых базируется на приоритете семейных ценностей, стремлении к стабильности и постепенной реализации жизненных планов.

3. «Геймеры» (от англ. game - игра) -молодые люди, демонстрирующие такие ценности, как антикарьеризм и отстраненность от формальных представлений об успехе.

4. «Домашние хозяйки» - те, кто на данный момент отказывается от какого бы то ни было сопротивления сложившейся ситуации, вполне принимает свой, достаточно низкий формальный статус. Их отличает пассивное использование имеющихся жизненных шансов. Семейные ассоциации подчеркивают приоритет семейных ценностей и замкнутость на домашний круг» [10, с. 36-47].

Карьерное самоопределение, согласно авторскому подходу А.А. Жданович, - это составляющая субъектной профессиональной я-концепции, отражающей приоритетное направление его профессионального продвижения и имеющее для него устойчивый жизненный смысл [11].

По мнению К.А. Абульхановой-Славской, личностное самоопределение заключается в поиске оптимальных жизненных позиций, открывающих для субъекта жизненные перспективы и направляющих на них его активность [11].

В концепции Л.И. Божович отмечается, что самоопределение - это идентификация себя в качестве члена общества, где субъект

обретает новую общественно значимую позицию [11].

Грамотно выстроенная работа по формированию карьерных стратегий студенческой молодежи в вузе, на наш взгляд, позволит сделать процесс карьерного самоопределения наиболее продуктивным, инициируя мо-тивационную установку на работу по специальности, актуализируя личностные смыслы построения карьерных траекторий, позволяя оценить личностные представления субъекта о способах достижения карьерного успеха.

На наш взгляд, студенческое самоуправление является эффективной средой для карьерного самоопределения молодежи, активизирующей личностный потенциал студенческой молодежи в процессе обучения через интеграцию в процесс управления и самоуправления вузом.

Студенческое самоуправление - это реальная сила, способная решать многие задачи, оперативно реагировать на вызовы времени, объединяя десятки и тысячи талантливых и активных молодых людей, чувствующих себя полноправными членами вуза и способными влиять на его работу во всех сферах. Студенческое самоуправление рассматривается нами, как:

- особая форма инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленная на решение важных жизненных вопросов жизнедеятельности и развитие их социальной активности;

- специфический демократический институт, ориентированный на совместную с администрацией и общественными организациями задачу оптимизации деятельности образовательного учреждения [1, с. 123].

Студенческое самоуправление дифференцируется по: субъектам (студенты; студенты и преподаватели; студенты и администрация образовательного учреждения); уровням (одноуровневые - существует на уровне академической группы или факультета; многоуровневые - представляют собой иерархичную структуру); степени включенности студентов в управленческие процессы (самоуправление - внутреннее, своими собственными силами управление делами в организации, коллективе; соуправление - процесс совместного формирования организационно-управленческих отношений в учебном

заведении, обеспечивающих эффективную реализацию образовательной деятельности, путем соединения субъекта и объекта управления [12].

Результатом самоуправления может стать создание условий для самореализации личности. Именно в условиях студенческого самоуправления можно сформировать всесторонне развитую личность с активной жизненной позицией. Участие в волонтерских, спортивно-оздоровительных, информационных, научных, культуротворческих проектах вуза позволяет студентам приобрести практические навыки в различных сферах деятельности.

Однако активное включение в организацию мероприятий вуза не гарантирует, что у молодого человека сформировано целостное представление о будущей профессии, он четко умеет формулировать жизненные цели, моделировать жизненные стратегии.

Поэтому необходимо дифференцировать деятельность совета, учитывая профессиональную направленность студентов, и внедрить программы по формированию карьерных стратегий, которые базируются на эффективных технологиях социально-культурной деятельности.

Таким образом, процесс карьерного самоопределения студенческой молодежи, являющихся выпускниками вузов, рассматривается нами как развитие профессиональных и личностных навыков индивида с целью построения успешной карьеры на основе определения векторов будущего развития, этапов достижения намеченных целей и продвижения по службе, которые непосредственно связываются с целями, стратегией, планом развития и требованиями организации.

Список литературы

1. Громова Н.М. Концептуальные идеи воспитания и подготовки конкурентоспособных специалистов // Успехи современного естествознания. М., 2011. № 2. С. 64-68.

2. Акунина Ю.А., Ванина О.В. Технология личностного брендинга в процессе подготовки современных специалистов социально-культурной сферы // Приоритеты социально-культурного образования в условиях модернизации российского общества: сб. науч. статей по материалам науч.-практ. конф., посвященной 60-летию фак. соц.-культур. деятельности / науч. ред. Н.Н. Ярошенко,

Г.Н. Новикова, Е.В. Чижикова. М.: МГУКИ, 2009. С. 129-136.

3. Могилевкин Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг. СПб.: Речь, 2007. 336 с.

4. Григорьева Е.И. Особенности творческой самореализации студенческой молодежи в условиях досуга // Культура и образование. 2013. № 2-4 (11). С. 111-114.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 2010.

6. Романов В.Л.Прохождение организации: карьерная стратегия и служебная тактика. М., 1997. 123 с.

7. Назарова Л.В. Карьерные стратегии российского студенчества в условиях рискогенности // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 3. С. 83-86.

8. Ладанов И.Д.Психология управления рыночными структурами: преобразующее лидерство. М.: УЦ Перспектива, 2011. 288 с.

9. Докторов Б.З. Россия в европейском социокультурном пространстве // Социологический журнал. 1994. № 3. С. 4-18.

10. Омельченко Е.Л. Стилевые стратегии занятости и их особенности // Социологические исследования. 2002. № 11. С. 36-47.

11. Ковалевская Е.В. Карьерное самоопределение на начальном этапе: структурно-содержательная характеристика и формирование: монография. М.: Мир науки, 2015. 126 с.

12. Круглов Д.С. Карьера стратегического руководителя. Саратов, 2014. 125 с.

References

1. Gromova N.M. Kontseptual'nye idei vospitaniya i podgotovki konkurentosposobnykh spetsialis-tov [Conceptual ideas of education and training of competitive specialists]. Uspekhi sovremen-nogo estestvoznaniya - Modern Problems of Science and Education, 2011, no. 2, pp. 64-68. (In Russian).

2. Akunina Yu.A., Vanina O.V. Tekhnologiya lichnostnogo brendinga v protsesse podgotovki sovremennykh spetsialistov sotsial'no-kul'turnoy sfery [Technology of personal brending in the process of modern specialists' preparation of social-cultural sphere]. Sbornik nauchnykh statey po materialam nauchno-prakticheskoy konfer-entsii, posvyashchennoy 60-letiyu fakul'teta sot-sial'no-kul'turnoy deyatel'nosti «Prioritety sot-sial'no-kul'turnogo obrazovaniya v usloviyakh modernizatsii rossiyskogo obshchestva» [Collection of Scientific Articles on Materials of Scientific-practical Conference, Devoted to 60th Anniversary of Faculty of Social-cultural Activity "Priority of Social-cultural Education in the Conditions of Modernization of Russian Soci-

ety"]. N.N. Yaroshenko, G.N. Novikova, E.V. Chizhikova (academ. eds.). Moscow, Moscow State University of Culture and Art Publ.,

2009, pp. 129-136. (In Russian).

3. Mogilevkin E.A. Kar'ernyy rost: diagnostika, tekhnologii, trening [Career Development: Diagnostics, Technologies, Training]. St. Petersburg, Rech Publ., 2007, 336 p. (In Russian).

4. Grigoreva E.I. Osobennosti tvorcheskoy samore-alizatsii stu-dencheskoy molodezhi v usloviyakh dosuga [Peculiarities of creative self-realization of students' youth in the conditions of leisure activities]. Kul'tura i obrazovanie [Culture and Education], 2013, no. 2-4 (11), pp. 111-114. (In Russian).

5. Markova A.K. Psikhologiya professionalizma [Psychology of Professionalism]. Moscow,

2010. (In Russian).

6. Romanov V.L. Prokhozhdenie organizatsii: kar'ernaya strategiya i sluzhebnaya taktika. [Passing of the Organization: Career Strategy and Office Tactics]. Moscow, 1997, 123 p. (In Russian).

7. Nazarova L.V. Kar'ernye strategii rossiyskogo studenchestva v usloviyakh riskogennosti [Career strategies of Russian students in the context of risk-taking situations]. Istoricheskaya i sot-sial'no-obrazovatel'naya mysl' - Historical and Social-Educational Ideas, 2011, no. 3, pp. 83-86. (In Russian).

8. Ladanov I.D. Psikhologiya upravleniya rynochnymi strukturami: preobrazuyushchee liderstvo [Psychology of Market Structures Management: Modifying Leadership]. Moscow, Learning Centre "Perspektiva", 2011, 288 p. (In Russian).

9. Doktorov B.Z. Rossiya v evropeyskom sotsio-kul'turnom pro-stranstve [Russia in European social-cultural space]. Sotsiologicheskiy zhurnal [Sociological Journal]. 1994, no. 3, pp. 4-18. (In Russian).

10. Omelchenko E.L. Stilevye strategii zanyatosti i ikh osobennosti [Stylistic Strategies of Occupation and Their Peculiarities]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Researches], 2002, no. 11, pp. 36-47. (In Russian).

11. Kovalevskaya E.V. Kar'ernoe samoopredelenie na nachal'nom etape: strukturno-soderzha-tel'naya kharakteristika i formirovanie [Career Self-determination at Primary Stage: Structural-Content Characteristics and Formation]. Moscow, Mir nauki Publ., 2015, 126 p. (In Russian).

12. Kruglov D.S. Kar'era strategicheskogo ruko-voditelya [Career of Strategy Chief]. Saratov, 2014, 125 p. (In Russian).

nocTynnna b pega^nro 20.02.2017 r. Received 20 February 2017

UDC 37.032.5

THE ESSENCE AND SPECIFICS OF CAREER SELF-DETERMINATION OF STUDENTS' YOUTH

Viktoriya Konstantinovna BOTKOVA

Post-graduate Student, Social-Cultural Activity Department

Moscow City University

4 2-y Selskokhozyaystvennyy Dr., Moscow, Russian Federation, 129226 E-mail: viktoria.k.b@yandex.ru Elena Ivanovna GRIGOREVA

Doctor of Culturology, Professor, Professor of Art and Artwork Department Russian State Social University

Bldg. 1 4 Vilgelm Pik St., Moscow, Russian Federation, 129226 E-mail: grigorev_tmb@list.ru

Career self-determination of students is considered. The essence of the definition is considered from the clarification of such basic concepts as: career, career strategy, career path, career self-determination. The concepts of "career", "career strategies of young people", "career self-determination" from the point of view of sociology, psychology, pedagogy and socio -cultural activities are defined. The process of career self-determination of the student youth as an individual's ability to mind-blowing activities focused on the search for career trajectories, a conscious choice of the image of professional activity, stages of career and technology for their career goals achievement are characterized. Structural components of career self-determination such as: career orientation, career prediction, career competency, career self-assessment, cognitive activity are considered. Stages of career self-determination of students, including the development of professional and personal skills of the individual are identified. The modern concept of modeling the process of career self-determination, which involves personal creativity, co-creativity, creativity within the group or organization is studied. Student government is seen as an effective environment for career self-determination of young people, activating personal potential in the learning process, by integrating into the process of management and governance of the University. The key vectors of development of student self-governance in the context of development of career strategies are identifies.

Key words: career; career strategy; career self-determination; student government; student youth DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-3(167)-91-96

Информация для цитирования:

Боткова В.К., Григорьева Е.И. Сущность и специфика карьерного самоопределения студенческой молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 3 (167). С. 91-96. DOI: 10.20310/1810-0201 -2017-22-3(167)-91 -96.

Botkova V.K., Grigoreva E.I. Sushchnost' i spetsifika kar'ernogo samoopredeleniya studencheskoy molodezhi [The essence and specifics of career self-determination of students' youth]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 3 (167), pp. 91-96. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-3(167)-91-96. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.