УДК 37.035
К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТУДЕНТОВ
Берман Н.Д.
В статье рассматриваются основные типы существующих поведенческих стратегий профессионального самоопределения в современном российском обществе.
Ключевые слова: профессия: профессиональное самоопределение: студент: профессиональный выбор: профессиональное образование: поведенческая стратегия: карьера: профессиональная идентичность.
ТО THE QUESTION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS
Herman N.D.
The article considers the basic types of the existing behavioral strategies of professional self-determination in modern Russian society.
Ключевые слова: profession: professional self-determination: student: professional choice: professional education: behavioral strategy: career: professional identity.
Трансформации, происходящие в российском современном обществе, изменяют и имеющиеся социальные институты, условия существования и их функционирования. Меняется существовавшая ранее система образования, на рынке труда к соискателям предъявляются дополнительные требования, затрудняющее повторение карьерного пути предыдущего поколения. Востребованность молодежью высшего образования и внедрение в России трехступенчатой системы получения высшего профессионального образования
предполагают большой период времени для его получения. Период профессионального самоопределения растягивается и возникает необходимость детального изучения и анализа проблем, возникающих перед студентами на этом этапе.
Для прошлых поколений показателем профессионально выбора являлось поступление в конкретное высшее учебное заведение на определенную специальность, то в современных реалиях предпочтение вуза и профессиональное направление подготовки может иметь разную мотивацию, от сознательного выбора специальности, предрасположенности к профилю (гуманитарному, техническому, естественнонаучному) до отложенному выбору в дальнейшем. Изучение условий, выделение значимого круга субъектов, влияющих на процесс профессионального самоопределения является актуальной проблемой в современном обществе.
Готовность к профессиональному самоопределению определяется, как внутреннее качество личности, приобретаемое в жизнедеятельности и характеризующееся формированием своего сознательного отношения к профессиональной деятельности и обоснованного выбора образовательной траектории [1, с. 66].
Изучением условий и предпочтений, влияющих на профессиональное самоопределение, занимались Константиновский Д.Л. [2], Чередниченко Г.А. [3], Кузьмин Ю.В. [4] и др. Тем не менее, отсутствует анализ явления профессионального самоопределения как социального процесса на уровне отдельного индивида, а также недостаточно рассмотрены поведенческие модели студентов в условиях изменения социальных, структурных отношений в обществе и возникновения новых форм мобильности.
Традиционная модель профессионального самоопределения является поэтапной и выражается в последовательной смене периодов, обладающих заданным содержанием и зависящим от внешних, по отношению к субъекту, факторов: возрастными ограничениями, социальной средой, особенностями образовательной системы.
На пути профессионального самоопределения индивид решает вопросы, связанные с:
— изменением привычного мира, выполнение требований объективных социальных структур (например, окончание школы) и удовлетворение собственных потребностей и запросов (выбор направления для дальнейшего обучения);
— действиями, направленными на определение доступных для него возможностей, т.е. определяются реальные и допустимые для данного индивида варианты (например, склонность к определенным наукам, количество полученных баллов ЕГЭ, финансовое состояние семьи и т. д.);
— действиями, направленными на достижение поставленных целей, определения значимой для индивида среды и адаптации к ней (например, предпочтение города, в котором расположен вуз с выбранным направлением и профилем обучения и др.).
В результате этих действий в социальном пространстве определяется новая позиция индивида, который снова оказывается перед необходимостью выбора вариантов специализации, продолжения профессионального образования (магистратура, аспирантура) и путей карьерного роста.
Пространство профессионального самоопределения определяется как совокупность действий, реализуемых через социальные институты и направлены на выбор предпочтительных вариантов в профессиональном плане для их достижения с учетом потребностей и возможностей личности. На профессиональное самоопределение оказывают влияние: психологические качества личности (способности, предпочтения, представления о самом себе), культурные условия (воспроизводимые и разделяемые в обществе ценностные нормы и правила поведения), социальные стереотипы (статус и престижность профессии, имидж и популярность определенных профессиональных и социальных сообществ).
Социальные институты (образование, культура, семья, профессия и др.) и организационные системы (системы образования, профессиональные объединения) образуют социальное пространство, определяющее для всех участников роли, нормы и модели поведения, и их деятельность является социально значимой [5, с. 179]. Для профессионального самоопределения значительное влияние оказывают
институты профессии, воспроизводящие единство профессиональных интересов, ценностей и норм поведения и всего образа жизни, свойственных данной общности [6]. Профессиональная идентичность субъекта, ориентация на профессиональное сообщество также относится к описанию профессионального самоопределения [7].
Профессиональное самоопределение студентов вуза определяется не только социально-образовательными и профессионально-трудовыми отношениями, дополнительное влияние на осуществлении профессионального выбора оказывают досуговая деятельность (творчество, спорт, волонтерство, участие в научных мероприятиях и др.). Трудовая деятельность студентов, осуществляемая для приобретения практических навыков по выбранной профессии, оказывает влияние на формирование профессионального компонента в самоопределении личности. Кроме того, досуговая или трудовая деятельность, или только обучение могут спровоцировать отложенный выбор, вытесняя профессиональное самоопределение.
Проблема профессионального выбора обуславливается и структурой образовательного процесса, начиная от выбора профиля обучения в старшей школе и набора предметов для сдачи ЕГЭ. Еще одним побудительным механизмом профессионального определения является социальное окружение индивида: влияние родителей, одноклассников, тестирование в школе, личностные побуждения (отношение к учебному предмету, опыт родственников, внешний образ профессии). На окончательный выбор профессии к окончанию школы влияют целенаправленный выбор предметов для сдачи ЕГЭ, занятия с репетитором, осуществляется выбор нескольких учебных заведений, их ранжирование по престижу, проходным баллам. В процессе поступления влияние оказывают и социальные взаимодействия, связанные со знакомством с вузом, посещение дней открытых дверей, мероприятий, проводимые учебным заведением для абитуриентов. Другой поведенческой стратегией является нечеткое представление о желаемой профессии и направлении подготовки, а выбор из ограниченного набора сданных предметов ЕГЭ и набранных балов, чтобы попасть на бюджетное место.
К окончанию второго курса происходит дифференциация студентов относительно областей деятельности, которые выбираются ими как наиболее подходящие и значимые. На этом этапе происходит ориентация на значимость получения профессиональных навыков, повышения информационной и компьютерной грамотности [8], изучение дополнительных курсов или дисциплин. Возможна и другая ситуация, когда студенты, поступившие с желанием и четким представлением о направлении подготовки, разочаровываются в выбранной профессии.
Не менее важными для профессионального самоопределения оказывается выбор, осуществляемый студентами после окончания бакалавриата (специалитета), на продолжение обучения в магистратуре (аспирантуре), поиск постоянной работы или совмещение этих вариантов.
Еще одним направлением профессионального самоопределения является самопрезентация себя другим, демонстрация профессиональной идентичности. На этом этапе возникает значимость внешнего образа выбранной профессии, за время обучения у студентов изменяется представление о статусе и престиже получаемой профессии, уточняются перспективы деятельности, прежде всего финансовой, на рынке труда. Работа рассматривается как средство самореализации, предполагается интеллектуальная и эмоциональная отдача, высокая оплата труда.
Поведенческие стратегии, влияющие на профессиональное самоопределение и рассмотренные выше, являются наиболее типическими и могут применяться в работе по профессиональной ориентации с выпускниками школ, учитываться для коррекции в образовательном процессе студентов, реализующих различные поведенческие стратегии профессионального самоопределения.
Список литературы
1. Ананьина Е.В. Готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению // Человек. Спорт. Медицина. 2006. №9 (64). С. 62-67.
2. Константиновский Д.Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы - начало 2000-х). М.: ЦСП, 2008. 552 с.
3. Чередниченко Г. А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). М: ЦСП и М, 2014. 560 с.
4. Кузьмин Ю.В. Выбор специальности обучения: прямой и непрямой эффект семейных факторов // Высшее образование в России. 2013. № 10. С.133-140.
5. Берман Н. Д. Формирование организационной культуры в процессе обучения студентов вуза // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и тенденции развития: сборник статей победителей международной научно-практической конференции. 2016.С. 179-181.
6. Кораблева Г.Б. Об институциональном подходе к исследованию связи профессии и образования // Социологические исследования. 2000. №6. С. 50.
7. Moop С.М., Головин П.Ю. Профессиональная идентичность как фактор трудовых отношений // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2012. №8. URL: http://cyberleniiika.ru/article/ii/professionaliiaya-identichnost-kak-faktor-trudovyh-otnosheniy (дата обращения: 16.02.2018).
8. Берман Н. Д. Информационная культура как основа профессиональной деятельности // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т. 8. № 6-2. С. 354-358.
References
1. Anan'ina Е. V. Gotovnost" starsheklassnikov k professional'iionm sa-moopredeleniju [Students" readiness for professional self-detennination] // Chelovek. Sport. Medicina. 2006. №9 (64). S.62-67.
2. Konstantinovskij D.L. Neravenstvo i obrazovanie. Opyt sociologicheskili issledovanij zhiznennogo starta rossijskoj molodezlii (1960-e gody - nacha-lo 2000-h) [Inequality and education. Experience of sociological research of the life start of Russian youth (1960s - early 2000s)] M.: CSP, 2008. 552 s.
3. Cherednichenko G.A. Obra/ovatcl'nyciprofessional"nyetraektoriirossijskoj molodezlii (na materialali sociologicheskili issledovanij) [Educational and professional trajectories of Russian youth (on sociological research materials)]. M.: CSP iM, 2014. 560 s.
4. Ku/'min Ju. V. Vybor spccial'nosti obuchenija: pijamoj i nepijamoj jeffekt semejnyh faktorov [Choice of training: direct and indirect effect of family factors]. II Vysshcc obrazovanie v Rossii. 2013. № 10. S. 133-140.
5. Bennan N.D. fonnirovanie organizacionnoj kul'tury v processe obuchenij a studentov vuza [Fonnation of organizational culture in the course of education of university students] //Nauka i innovacii v XXI veke: aktuafnye voprosy, dostizhenija i tendencii razvitija: sbornik statej pobeditelej me-zlidunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016. S. 179-181.
6. Korableva G.B. Ob institucionarnom podhode к issledovaniju svjazi professii i obrazovanija [On the institutional approach to the study of the relationship between the profession and education] // Sociologicheskie issledovanija. 2000. №6. S. 50.
7. Moor S.M., Golovin P.Ju. Professionarnaja identichnost" как faktor tru-dovyh otnoshenij [Professional identity as a factor of labor relations] // Vestnik Tjumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Sociarno-jekono-micheskie i pravovye issledovanija. 2012. №8. URL: http://cyberleninka. ш/article/ii/professionalnaya-identiclmost-kak-faktor-trudovyh-otiiosheniy
8. Bennan N.D. Infonnacionnaja kuFtura как osnova professionarnoj dcjatcl'nosti [Information culture as a basis of professional activity] // Sovremennye issledovanija sociarnyh problem. 2017. V. 8. № 6-2. S.354-358.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Берман Нина Демидовна, старший преподаватель
Тихоокеанский государственный университет ул. Тихоокеанская, 136, г. Хабаровск, 680035, Россия nina. ЬегтапЩтаИ. ги
DATA ABOUT THE AUTHOR
Berman Nina Demidovna. senior teacher
Pacific National University,
136, Tikhookeanskava Str., Khabarovsk, 680035, Russia nina. berman(a),mail. ru ORCID: 0000-0002-3573-048X