Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение как возрастной этап в процессе формирования профессионально-направленной личности обучающихся в системе образовательных организаций МЧС России'

Профессиональное самоопределение как возрастной этап в процессе формирования профессионально-направленной личности обучающихся в системе образовательных организаций МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
421
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОР ПРОФЕССИИ / НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ / ПРОБЛЕМА ПРОФОРИЕНТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / CHOICE OF PROFESSION / MORAL ASPECT / PROBLEM OF VOCATIONAL GUIDANCE / VOCATIONAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Проходимова Е.М.

Отмечено, что проблема выбора профессии выпускниками системы образовательных организаций (кадетских классов, корпусов, центров, колледжей, вузов) МЧС России решается самостоятельно. Проблемам профориентации в обществе отводится далеко не главное место. Сделан вывод, что главная цель профессионального самоопределения личности заключается в постепенном формировании у обучающихся системы образовательных организаций МЧС России внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению; корректировке и реализации перспектив своего профессионального становления и развития; готовности рассматривать себя, как развивающуюся личность во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Проходимова Е.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AS AGE STAGE IN THE PROCESS OF FORMATION OF PROFESSIONALLY-ORIENTED PERSONALITY OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS EMERCOM OF RUSSIA

Noted that the problem of choice of profession graduates of educational organizations (cadet classes, buildings, centers, colleges, universities) of EMERCOM of Russia is solved independently. Problems of vocational guidance in society plays far not the most important place.The conclusion is made that the main purpose of professional self-determination of personality consists in the gradual formation at students of educational institutions of EMERCOM of Russia's internal readiness to conscious and self-building; update and implement the prospects of your professional growth and development; readiness to consider itself as a developing personality in time and find yourself personally important meanings in specific professional activity.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение как возрастной этап в процессе формирования профессионально-направленной личности обучающихся в системе образовательных организаций МЧС России»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ВОЗРАСТНОЙ ЭТАП В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НАПРАВЛЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МЧС РОССИИ

Е.М. Проходимова, кандидат педагогических наук. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Отмечено, что проблема выбора профессии выпускниками системы образовательных организаций (кадетских классов, корпусов, центров, колледжей, вузов) МЧС России решается самостоятельно. Проблемам профориентации в обществе отводится далеко не главное место. Сделан вывод, что главная цель профессионального самоопределения личности заключается в постепенном формировании у обучающихся системы образовательных организаций МЧС России внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению; корректировке и реализации перспектив своего профессионального становления и развития; готовности рассматривать себя, как развивающуюся личность во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: выбор профессии, нравственный аспект, проблема профориентации, профессиональная направленность

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AS AGE STAGE IN THE PROCESS OF FORMATION OF PROFESSIONALLY-ORIENTED PERSONALITY OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS EMERCOM OF RUSSIA

E.M. Prokhodimova. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

Noted that the problem of choice of profession graduates of educational organizations (cadet classes, buildings, centers, colleges, universities) of EMERCOM of Russia is solved independently. Problems of vocational guidance in society plays far not the most important place.The conclusion is made that the main purpose of professional self-determination of personality consists in the gradual formation at students of educational institutions of EMERCOM of Russia's internal readiness to conscious and self-building; update and implement the prospects of your professional growth and development; readiness to consider itself as a developing personality in time and find yourself personally important meanings in specific professional activity.

Keywords: choice of profession, moral aspect, problem of vocational guidance, vocational orientation

Выбор профессии - это вопрос серьезный и ответственный, который рано или поздно приходится решать каждому выпускнику системы образовательных организаций (кадетских классов, корпусов, центров, колледжей, вузов) МЧС России. От того, насколько верно он определит свои возможности (реальные и потенциальные) и соотнесет их с требованиями избираемой профессии, а еще лучше испытает, проверит их в конкретной деятельности, зависит не только его личная профессиональная карьера, но и кадровый потенциал современного общества, его социально-экономический прогресс.

101

Проблема выбора профессии серьезная и многогранная, одновременно личная и общественная, а также психолого-педагогическая и медицинская. Нельзя обойти и нравственный аспект выбора профессии - готовить обучающихся к профессиональной деятельности, честному и добросовестному труду.

На сегодняшний день проблема выбора профессии выпускниками системы образовательных организаций МЧС России решается самостоятельно. Проблемам профориентации в обществе отводится далеко не главное место.

Практика показывает, что профессиональная направленность современных выпускников не соответствует ни реальной потребности общества в кадрах, ни возможностям и способностям самих выпускников, определенная часть которых к выпуску не имеет конкретно выраженных профессиональных стремлений и планов. Это приводит к тому, что часть молодых людей не может разумно воспользоваться своим правом на выбор профессиональной деятельности.

Выбор профессиональной деятельности тогда удачен, когда труд доставляет человеку удовлетворение от деятельности. Это означает, что она соответствует физическим и духовным способностям личности, его психолого-педагогическим особенностям, состоянию здоровья, интересам, знаниям и умениям. Если данные обстоятельства не учитываются, выбор профессии может стать неудачным. В таком случае каждодневная работа становится обременительной и нудной обязанностью, выполнение которой может неблагоприятно сказаться на духовном и физическом состоянии личности, а также человек не сможет принести пользу обществу [1, 2].

Очень часто молодые люди теряются в огромном количестве профессий и не могут остановить свой выбор на конкретной. Особую значимость в этом приобретает системный и комплексный подход к работе по профилактике профориентации на протяжении всех лет обучения в системе образовательных организаций МЧС России. Система должна обеспечивать непрерывность, последовательность и преемственность профориентационного процесса.

Система профессиональной работы в основном состоит из двух направлений: просветительной и консультационной.

От того, как будет построена такая работа, каким содержанием, методами и формами будет наполнен процесс профилактики, будет зависеть конечная цель - готовность молодых специалистов к выбранной профессиональной деятельности [3].

Кроме того, определение сущности профессионального самоопределения личности является до сих пор нерешенной задачей, и поэтому обращение к данной проблеме занимает важное место в творческом поиске не только педагогов и психологов, но и философов, методологов, писателей, представителей различных направлений науки и искусства. Как уже отмечалось, важнейшим критерием развития профессиональной ориентации явилось появление перед значительным количеством людей реальной проблемы свободы выбора. В процессе осуществления экспериментального исследования, были опрошены обучающиеся системы образовательных организаций (кадетских классов, корпусов, центров, колледжей, вузов) МЧС России в количестве 150 респондентов, о мотивах поступления в данное учебное заведение. Результаты опроса представлены в таблице.

Таблица. Что побудило выбрать данное учебное заведение? (% к числу ответов)

Мотивы Ранг %

Интерес к профессиональной деятельности 1 31,6

Престиж учебного заведения 2 23,7

Наилучшие способности в этой области деятельности 4 17,1

Обучение в специализированном классе 6 13,2

Позиция старших членов семьи 7 11,1

Совет специалистов по профориентации 9 3,3

Из представленных результатов видно, что большая часть поступающих в систему образовательных организаций МЧС России проявляет интерес к профессиональной деятельности в этой структуре.

Далее мотивом выступает престиж учебного заведения, способности деятельности в этой области и обучение в специализированных классах. Наименьшее количество поступающих отметило мотивом поступления позицию родителей и помощь специалиста по профориентации.

Понятие «профессиональное становление личности» достаточно широко используется в современной психологии [4]. Обобщенная психологическая характеристика будущего профессионала может быть представлена следующим образом: специалист, овладевший высоким уровнем профессиональной деятельности; сознательно изменяющий себя в ходе осуществления трудовой деятельности; нашедший свое индивидуальное предназначение; стимулирующий в обществе интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающий престиж своей профессии в обществе (рис. 1).

Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой трудовой деятельности и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации.

Традиционно процесс профессионального становления личности рассматривается как ряд последовательно сменяющих друг друга стадий. Эти стадии, так или иначе, связанные с возрастными этапами становления и развития личности [5].

Необходимо выделить эти стадии развития личности (рис. 2):

- фаза оптанта - личность обретает озабоченность вопросами выбора или вынужденной перемены профессии и делает этот выбор;

- фаза адепта - это личность, уже ставшая на путь приверженности к профессии и осваивающая ее;

- фаза адаптации - «привыкание» молодого специалиста к работе;

- фаза интернала - это уже опытный в своем деле специалист, который устойчиво любит свое дело и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справиться с основными профессиональными функциями;

- фаза мастерства - может решать и простые, и самые трудные задачи, выделяется какими-то специальными качествами, умениями, обрел свой индивидуальный стиль деятельности, результаты стабильно хороши;

Рис. 1. Характеристика будущего профессионала

- фаза авторитета - мастер своего дела, уже хорошо известен в профессиональном кругу и за его пределами, имеет высокие формальные показатели квалификации (разряд, категорию, звание, ученую степень);

- фаза наставничества - авторитетный мастер своего дела - передает свой опыт ученикам, последователям, перенимателям опыта.

ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

ФАЗА АДЕПТА

ФАЗА АДАПТАЦИИ

ФАЗА ИНТЕРНАЛА

ФАЗА МАСТЕРСТВА

ФАЗА АВТОРИТЕТА

ФАЗА НАСТАВНИЧЕСТВА

Рис. 2. Стадии профессионального становления личности

Выбор профессии - дело личное, поэтому специалисты говорят о профессиональном самоопределении. Самостоятельный выбор профессии и рода занятий гарантируется не только Конституцией страны, но и Всеобщей декларацией прав человека. Однако не все выпускники системы образовательных организаций МЧС России готовы к такому самоопределению, а кто-то даже и не стремится к принятию на себя ответственности за столь важный жизненный выбор. Именно в этом заключается важнейшая задача профилактики профориентации. Психолого-педагогическая проблема профориентации - страх перед собственным выбором.

В этом случае происходит обращение за советом о выборе профессии и учебного заведения к более авторитетным сверстникам и четкое следование этим советам. К сожалению, данные советы часто основаны на существующих предрассудках о том, что есть «лучше» и что «явно неприемлемо». В результате молодежь почти поголовно выбирают такие профессии как юрист, экономист, менеджер, психолог и т. п.

Обращение за советом к преподавателям и психологам, которые часто тоже ориентируются на существующие в общественном сознании предрассудки, при этом

подыгрывают своим обучающимся, предлагая им престижные профессии и учебные заведения. В такой ситуации следует говорить о страхе самих психологов и педагогов взять на себя ответственность за неординарные советы [6].

Молодежь также обращается за советом к родственникам и близким. Нередко советы ориентированы на существующие предрассудки о том, что более «престижно» и «перспективно», а что менее. Их представления о «правильном» выборе часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся с уже прошедшими социально-экономическими периодами развития страны. Обучающиеся могут ориентироваться в своем выборе на стереотипы общественного сознания, культивируемые современными средствами массовой информации. Нередко средствами массовой информации производится ориентация не на конкретные профессии, а на определенный образ жизни. А, как известно, в молодом возрасте личность выбирает не столько профессию, сколько образ и стиль жизни, где профессия - всего лишь «средство» достижения желаемого. Проблема здесь в том, что пропагандируемый образ жизни достаточно стандартный, в чем-то пошлый, ориентированный на невзыскательный вкус и именно потому такой притягательный и соблазнительный для неокрепшей души самоопределяющейся личности обучающегося.

Из выше сказанного видно, что в большинстве случаев молодёжь опирается на мнение близких и значимых для себя людей. Но способна ли она, в силу социальной незрелости, быть полноценным субъектом своего профессионального и жизненного выбора. Не слишком ли многого мы требуем от еще молодых и неопытных людей, когда говорим о самоопределении и призываем к тому, что ответственность за важный жизненный выбор он должен брать на себя?

То, что самоопределяющаяся личность пытается найти дополнительную опору в своем важном жизненном выборе - это нормально. Волнение, неопределенность перед будущим действительно пугает, и срабатывают защитные механизмы - механизмы подстраховки своего выбора. К сожалению, часто вся подстраховка сводится к ориентации на стереотипы общественного сознания и к их реализации. Но в этом случае не приходится говорить о настоящем творчестве при планировании перспектив своего развития, и здесь личность не самоопределяется, а её «определяют».

Если профилактическая работа с обучающимися проводится полноценно, то схема примерно следующая. Еще на начальном этапе обучения их постепенно знакомят с миром профессионального труда, выявляют их основные склонности и способности (прежде всего общую динамику их изменения, на основании чего и можно выстраивать более долгосрочные прогнозы). В идеале дают обучающимся попробовать себя хотя бы по некоторым доступным видам деятельности [7].

Ближе к среднему звену обучения, у обучающихся должна постепенно формироваться готовность к самоанализу основных склонностей и способностей. Именно это может стать основой для формирования готовности к подлинному самоопределению. Одновременно все больше рассматриваются, сравниваются и обсуждаются различные варианты построения своего счастья (различные образы жизни). Это невозможно без обращения к ценностно-смысловым аспектам профессионального и личностного самоопределения.

Ко времени выпуска у обучающихся основной акцент переносится на конкретный выбор. При этом им не дают готовых рекомендаций, а постепенно формируют готовность самостоятельно делать свой выбор [8]. Только в этом случае можно говорить о настоящем профессиональном выборе и самоопределении.

Индивидуальная ситуация выбора профессии (проектирования профессионального пути и прежде всего его «старта») при всем разнообразии у каждой личности конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру, а именно, можно выделить следующие важные типы обстоятельств, которые полезно «не забыть», принять так или иначе во внимание при обдумывании профессионального будущего.

Одной и основных является позиция старших членов семьи (рис. 3). Основные виды взаимоотношений старших и младших членов семьи в рамках профессионального определения выделяют следующие:

- обучающимся предоставляется свобода выбора, в их решение не вмешиваются, таким образом, оставляют детей в создавшейся для них трудной жизненной ситуации «на волю случая»;

- родители, взрослые «принимают близко к сердцу» вопрос о будущем ребенка, согласны с выбором и содействуют его реализации (иной раз опережают активность ребенка, лишая его самостоятельности);

- взрослые не согласны со сделанным выбором. Родители дают детям в той или иной степени извращенную ориентацию: создают неверное представление о профессии; не знакомы с профессией, но активно советуют; не ограничивают детей в выборе профессии, но лишь бы в вуз, все остальные варианты отвергаются.

ПОЗИЦИЯ СТАРШИХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ

Рис. 3. Позиция родителей в семье

В этом случае очень важной становится задача преподавателя - помочь обучающемуся внести максимум порядка, согласованности в его неповторимую ситуацию выбора профессии (найти «консенсус» с родителями, противостоять выбору профессии «за компанию», отстранить от ложных соображений о престижности и сконцентрироваться на том, к чему более склонен и более способен на этом пути, и тогда будет успех) (рис. 4).

Определение специфики профессионального самоопределения имеет важное значение, хотя бы для того, чтобы обозначить более адекватные цели профконсультационной работы и более строго разрабатывать и подбирать конкретные практические методики профессионального самоопределения.

Важное место занимает и психолого-педагогическая помощь в конкретных профессиональных выборах (профессионального учебного заведения, профессии и специальности, места работы и конкретного трудового поста) (рис. 5). Но порой уже необходима психолого-педагогическая помощь в освоении уже выбранной профессии.

В рамках выполняемой профессиональной деятельности в ходе специально организованного повышения квалификации и самообразования происходит совершенствование профессиональной деятельности (рис. 6).

Для более качественного выполнения данной трудовой деятельности осуществляется освоение смежных видов профессиональной деятельности, необходимых в данном случае.

Рис. 4. Основные задачи преподавателя

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

-> ->

ПОМОЩЬ В КОНКРЕТНОМ ВЫБОРЕ

ПОМОЩЬ ОСВОИТЬ ВЫБРАННУЮ ПРОФЕССИЮ

Рис. 5. Направления оказываемой психолого-педагогической помощи в системе образовательных организаций

Совершенствование в рамках профессиональной деятельности

а

а

Повышение квалификации

Рис. 6. Совершенствование профессиональной деятельности

В заключении, исходя из выше изложенного, необходимо отметить, что главная цель профессионального самоопределения личности заключается в постепенном формировании у обучающихся системы образовательных организаций МЧС России внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив

своего профессионального становления и развития, готовности рассматривать себя как развивающуюся личность во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

Литература

1. Проходимова Е.М. Педагогические особенности профессионального развития личности курсантов и слушателей в условиях вуза ГПС МЧС России: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2007.

2. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М.: Просвещение, 1991.

3. Зуев А.В., Проходимова Е.М. Использование электронных учебников в сфере коммуникативной инфраструктуры в образовательных организациях МЧС России // Научное мнение. 2014. № 2.

4. Белюзева Г.В. Психолого-педагогическое обоснование профессиональной работы // Профессиональное образование. 2004. № 5. С. 10.

5. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

6. Игнатьев Е.И., Громов М.Д., Лукин Н.С. Психология. М.: Просвещение, 1995. С. 285-293.

7. Борисова Е.М., Гуревич К.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопросы психологии. 1988. № 1. С. 77-82.

8. Основы психологии. Практикум для студентов вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2002. С.176-180.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.