Научная статья на тему 'Технология развития духовно-нравственного и личностно-ориентированного обучения в условиях образовательных организаций МЧС России'

Технология развития духовно-нравственного и личностно-ориентированного обучения в условиях образовательных организаций МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / SPIRITUAL AND MORAL AND PERSONALITY-ORIENTED TRAINING / ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ / OBJECT AND SUBJECT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / INDIVIDUALIZATION OF EDUCATION / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / PERSONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Проходимова Е.М.

Раскрыты особенности и задачи личностно-ориентированного обучения системы образовательных организаций МЧС России, названы методы, способствующие проявлению самостоятельности и инициативности; подчеркнута необходимость создания условий для выбора обучающимися направлений, видов и способов деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Проходимова Е.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY DEVELOPMENT OF SPIRITUAL AND MORAL AND STUDENT-CENTERED LEARNING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF EMERCOM OF RUSSIA

This article deals with the characteristics and objectives of student-centered learning system of educational organizations, the Russian emergency situations Ministry, named methods for facilitating, the manifestation of independence and initiative; stressed the need to create conditions for selecting students directions, forms and methods of activity.

Текст научной работы на тему «Технология развития духовно-нравственного и личностно-ориентированного обучения в условиях образовательных организаций МЧС России»

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МЧС РОССИИ

Е.М. Проходимова, кандидат педагогических наук. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Раскрыты особенности и задачи личностно-ориентированного обучения системы образовательных организаций МЧС России, названы методы, способствующие проявлению самостоятельности и инициативности; подчеркнута необходимость создания условий для выбора обучающимися направлений, видов и способов деятельности.

Ключевые слова: духовно-нравственное и личностно-ориентированное обучение, объект и субъект, образовательный процесс, индивидуализация обучения, личностные качества

TECHNOLOGY DEVELOPMENT OF SPIRITUAL AND MORAL

AND STUDENT-CENTERED LEARNING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

OF EMERCOM OF RUSSIA

Е.М. Prokhodimova. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

This article deals with the characteristics and objectives of student-centered learning system of educational organizations, the Russian emergency situations Ministry, named methods for facilitating, the manifestation of independence and initiative; stressed the need to create conditions for selecting students directions, forms and methods of activity.

Keywords: spiritual and moral and personality-oriented training, object and subject, educational process, individualization of education, personal qualities

Духовно-нравственное и личностно-ориентированное обучение в условиях образовательных организаций МЧС России - это естественная система развития неповторимой личности с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося, его эмоционально-психологической направленности.

В процессе духовно-нравственного и личностно-ориентированного обучения у обучающихся системы образовательных организаций МЧС России формируется инициативность, самостоятельность, ответственность, нравственное и критическое мышление, а также и другие индивидуально-личностные качества [1].

В процессе духовно-нравственного и личностно-ориентированного обучения в условиях образовательных организаций МЧС России обучающиеся перестают быть объектом обучения, напротив - создаются возможности для саморазвития, самостоятельного получения знаний, проявления своих способностей, самопознания, наблюдений, самопроверки в ходе практической деятельности, освоения новых идей и теорий, поиска наиболее эффективных решений проблем, развития творческого и критического мышления. В данных условиях у всех обучающихся проявляется индивидуальность и уникальность характера [2, 3].

В учебно-воспитательном процессе системы образовательных организаций МЧС России профессорско-преподавательский состав использует в процессе обучения и воспитания методы, развивающие мышление обучающихся (проблемно-поисковый, исследовательский; методы диалога, беседы, работы в группах), то есть важно создавать такие условия, при которых обучающиеся приобретают индивидуально-личностные, нравственные и духовные качества субъекта. Для этого преподавателю необходимо иметь творческий подход к отбору содержания учебного материала, который может заинтересовать обучающихся, и будет побуждать к активному, творческому и креативному мышлению [4, 5].

Духовно-нравственное и личностно-ориентированное обучение в условиях системы образовательных организаций МЧС России создает наиболее оптимальные условия для широкого развития обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей. Учебно-воспитательный процесс при таком подходе организуется своеобразно, поскольку он направлен на индивидуализацию работы с каждым обучающимся, исходя из его психологических и эмоционально-нравственных особенностей личности [6, 7].

С этой целью осуществляется тщательный отбор содержательной части учебного и дидактического материала, составляются методические рекомендации по их применению и использованию, проектируются формы учебных диалогов, контроля знаний обучающихся и другие приёмы, направленные на усвоение знаний и развитие обучающихся [8, 9].

Разработка дидактического обеспечения процесса духовно-нравственного и личностно-ориентированного обучения в системе образовательных организаций МЧС России связана с выполнением ряда условий:

- предлагаемый учебный материал должен содержать в себе индивидуальный опыт и уже усвоенные обучающимися знания;

- профессорско-преподавательскому составу при изложении материала следует обратить внимание не только на расширение и обобщение учебного материала, но и на обогащение или изменение личного опыта каждого обучающегося;

- необходимо координировать в процессе учебно-воспитательной деятельности опыт обучающихся с научным содержанием знаний;

- важно создавать условия в учебно-воспитательном процессе для повышения и развития знаний, а так же формирования умения выражать собственные мысли;

- целесообразно строить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы обучающиеся имели возможность выбирать порядок и способ выполнения учебных задач;

- необходимо формировать у обучающихся навыки самостоятельной работы и умения самим определять наиболее подходящие для них приемы усвоения учебного материала;

- профессорско-преподавательскому составу следует соотносить специфику изучаемого предмета с задачами развития личности;

- необходимо на всех этапах обучения контролировать и оценивать усвоение учебного материала и результаты их деятельности.

- чтобы в полной мере раскрылись способности и возможности каждого обучающегося, следует создать оптимальную учебно-воспитательную и духовно-направленную среду (рис. 1).

В это понятие входит: подготовка и использование учебного материала различного содержания, жанров и видов; возможность выбора обучающимися способов выполнения заданий; использование нетрадиционных форм обучения (индивидуальная работа, работа в группах) в целях развития творческой активности обучающихся; создание условий для самостоятельной и коллективной творческой деятельности; организация занятий в малых группах (тренинг, имитационно-ролевые игры, диалоги); разработка и использование индивидуальных программ; организация учебно-воспитательного процесса на основе метода проектирования [10].

1 о И

я §

РР И

О н

X и

я

и

РР

и

и 2

И о Рц я И ¡Г я я и

с и

ш о

с* о рц

я я И у И я и И 1-0 о о о и и у

о я я < РР о РЦ я н § >я я < го я я

и я И <

о и

И и я рц Рц О

И О 1 о я н и о X

у я н И £ 3 я 4 и

я я

^ £ РР

я ч о

^ го

н я <

о ш < Си о От ш

и о о

го я

< я

РЦ И рр н

РР и

о ч и рр < рц я

СОЗИДАНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

НЕОБХОДИМОСТЬ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ НА ВСЕХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ И УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА И РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СООТНОШЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА С ЗАДАЧАМИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И УМЕНИЙ ОПРЕДЕЛЯТЬ НАИБОЛЕЕ ПОДХОДЯЩИЕ ПРИЕМЫ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ВОЗМОЖНОСТЬЮ ВЫБОРА ПОРЯДКА И СПОСОБА ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ВЫРАЖАТЬ СОБСТВЕННЫЕ МЫСЛИ

СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОПЫТА И УСВОЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ЗНАНИЙ

ИЗЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛА ОБРАЩАЕТ ВНИМАНИЕ НА РАСШИРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА И НА ИЗМЕНЕНИЕ ЛИЧНОГО ОПЫТА КАЖДОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

КООРДИНИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЫТА ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАУЧНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ ЗНАНИЙ

Рис. 1. Условия разработки дидактического обеспечения процесса духовно-нравственного и личностно-ориентированного обучения в системе образовательных организаций МЧС России

Если такие условия будут созданы, то обучающиеся смогут усваивать знания, сообразно своим способностям и возможностям. Рассмотрим основные требования к учебным занятиям в системе духовно-нравственного и личностно-ориентированного обучения. Цель: создание условий для проявления индивидуальной познавательной, нравственной и духовной активности. Средства достижения цели:

- использование различных видов и форм учебно-воспитательной деятельности для выявления субъективного опыта обучающихся;

- создание условий для повышения активности всей учебной группы в процессе учебного занятия;

- применение различных приемов выполнения заданий обучающимися, свободного выражения своих мыслей без опасения допустить ошибку или неправильно ответить на вопрос;

- оценивание результатов деятельности обучающихся не только на основе: «правильно» или «неправильно» выполнено задание;

- предоставление обучающимся возможности выбора способов решения задач, анализа приёмов деятельности других обучающихся, выбора и освоения наиболее эффективных методов;

- выявление причин низкой успеваемости, несобранности обучающихся, принятие мер по оказанию поддержки этим обучающимся, недопущение давления на них;

- создание на учебном занятии «ситуации успеха», оказание помощи в процессе обучения, поддержание уверенности в своих силах и способностях.

Рассмотрим организацию учебной деятельности, направленной на индивидуально-личностное и духовное развитие личности [11]. В технологии развития духовно-нравственного и личностно-ориентированного обучения в условиях образовательных организаций МЧС России применяются следующие учебно-воспитательные задания (рис. 2).

ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:

л д

ЗАДАНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ

САМОСОЗНАНИЮ И САМООСОЗНАНИЮ ЛИЧНОСТИ

• АНАЛИЗ И САМООЦЕНКА ПРИЕМОВ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ ПО ДАННОМУ СОДЕРЖАНИЮ

• ОЦЕНКА СЕБЯ КАК СУБЪЕКТА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

• ОЦЕНКА СВОЕГО УЧАСТИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

• ОЦЕНКА СПОСОБНОСТЕЙ ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЯ

ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОЕГО

СТАТУСА, СВОЕЙ РОЛИ

ВЫБОР РАЗНОГО УРОВНЯ

СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО

МАТЕРИАЛА

• РАЗНОНАПРАВЛЕННЫЙ ВЫБОР

ЗАДАНИЙ

• ВЫБОР ЗАДАНИЙ С ПОЗИЦИЙ

СООТВЕТСТВИЯ УРОВНЮ ОЦЕНКИ

УЧЕБНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

• ЗАДАНИЯ НА ВЫБОР ОСНОВНЫХ

ПРИЕМОВ УЧЕБНО -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

• ВЫБОР УЧЕБНОЙ И

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

• ВЫБОР ПУТИ РАЗВИТИЯ СО

СТОРОНЫ САМИХ

ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Рис. 2. Учебно-воспитательные задания, применяемые в технологии развития духовно-нравственного и личностно-ориентированного обучения в условиях образовательных

организаций МЧС России

Процесс развития духовно-нравственного и личностно-ориентированного обучения в условиях системы образовательных организаций МЧС России по содержанию должен быть не только информационным, но и духовно-развивающим. Поэтому профессорско-преподавательский состав образовательной организации должен наблюдать за динамикой развития каждого обучающегося, за выполнением заданий, накапливать базу данных и формировать «портрет» каждого обучающегося (его свойства личности, индивидуальное и творческое мышление, интерес к наукам, направленность внимания и другие качества и особенности личности). Использование этих данных сможет в дальнейшем повысить эффективность профессионально-направленного обучения в условиях системы образовательных организаций МЧС России.

Литература

1. Проходимова Е.М. Применение основных методов воспитательной работы в процессе профориентации будущих специалистов МЧС России // Научное мнение. 2014. № 8.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989.

3. Федосеев А. А. Психологические условия эффективности деятельности руководителя спасательно-пожарного формирования при ликвидации чрезвычайных ситуаций: дис. ... канд. психол. наук. 2006.

4. Чистякова С.Н. Типы профессиональной среды // Профессиональное образование. 2004. № 3.

5. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами. М.: Изд. центр «Академия», 2008.

6. Кочергин В.Б. Развитие педагогической культуры военного преподавателя в условиях внутривузовского повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2010.

7. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1984.

8. Зуев А.В. Педагогические условия, необходимые для эффективного формирования профессионализма у государственных инспекторов по маломерным судам // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2014. № 2. С. 142-145.

9. Зуев А.В. Повышение квалификации инспекторского состава ГИМС МЧС России: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов, 2014.

10. Борытко Н.М., Соловцова И.А. Управление образовательными системами. Волгоград, 2006.

11. Васильев Г.И. Исторические традиции как средство формирования патриотических чувств и поведения учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Якутск, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.