Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
589
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / SELF-DETERMINATION / COMPETENCE-ORIENTED EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATIONAL CLUSTER / CONTINUITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валеев Азат Салимьянович, Григорьев Евгений Николаевич

В статье авторами актуализируется необходимость профессионального самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся; предлагается модель структуры образовательного кластера, способствующего решению проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валеев Азат Салимьянович, Григорьев Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AND PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS

In the article the authors actualize the need for professional self-determination and professional orientation of students; a model of the structure of the educational cluster, contributing to the solution of the problem.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, НАУКА, ПРАКТИКА

A.C. Валеев, E.H. Григорьев ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Ключевые слова: самоопределение, компетентностно-ориентированный образовательный процесс, образовательный кластер, преемственность образовательного процесса.

Аннотация. В статье авторами актуализируется необходимость профессионального самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся; предлагается модель структуры образовательного кластера, способствующего решению проблемы.

Современное образовательное пространство страны нцелено на компетентностно-ориентированную образовательную парадигму, которая предполагает субъектную позицию студента в процессе обучения. Активизация субъектной позиции студента - процесс достаточно сложный и многогранный. Переориентация со знаниевоцентрического образовательного процесса на компетентностно-ориентированный, как показала практика, невозможна в сжатые сроки. В процессе модернизации образовательного процесса обозначился ряд проблем, требующих незамедлительного решения.

Первостепенным фактором эффективности активизации субъектной позиции обучающихся является новый формат образовательного процесса, способствующий формированию их субъективного опыта профессиональной направленности. Безусловно, компетентность следует рассматривать как интегративную характеристику личности, а компетенции - как совокупность качеств, свойств и субъективного опыта определенной профессиональной деятельности, что предполагает и их комплексное формирование при специфической организации образовательного процесса. Следовательно, образовательный процесс должен представлять собой среду, формирующую у обучающегося теоретическую основу с научной составляющей и активизирующую систематическое проявление и формирование умений и владений практической направленности. Формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций должно производиться в условиях, стимулирующих их комплексное проявление. Современная, традиционная форма образовательного процесса не в полной мере соответствует этим требованиям.

Возможным решением целенаправленной активизации субъектной позиции обучающихся является ранняя профессиональная ориентация и самоопределение, что будет являться основой для искреннего интереса и мотивации к обучению. А.Н. Леонтьев рассматривает самоопределение в связи с потребностью и мотивом: «Всякая деятельность связана с потребностью. Потребность и создает общую направленность деятельности, причем конкретизация этой общей направленности деятельности зависит от условий, в которых она протекает, иначе говоря, от того, что в данных условиях способно удовлетворить эти потребности» [3]. Исследователи Н.Э. Касаткина, Е.А. Пахомова и Е.Л. Руднева понимают профессиональное самоопределение как сложный процесс принятия решения [1]. Имеются мнения, что профессиональное самоопределение - это процесс самостоятельного выбора профессии, осуществляемый в результате анализа своих внутренних ресурсов, в том числе своих способностей, соотношения их с требованиями профессии [4, 5]. Таким образом, в педагогике самоопределение рассматривается как центральный механизм становления зрелости личности, заключающийся в осознанном выборе человеком своего места в системе общественных

30

П€ПЯГОГИЧ*СИИЙ ЖУРНЯА 6ПШКОРТОСТПНП М 6(79). Я01В

в®9®5®5 профессиональное осрпзовпние: проалемы, нпинп, прпнтинп

координат [2]. Следовательно, от того правильно ли определился с видом предстоящей профессиональной деятельности будущий специалист, зависит очень многое, в частности то, насколько он будет компетентен в своей профессиональной сфере. Доказано, что человек, который любит свою профессию, добивается более высоких результатов.

Сибайским институтом (филиалом) ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» совместно с Научным центром Республики Башкортостан Российской академии образования, Администрацией городского округа г. Сибай ведется работа по реализации экспериментальной образовательной площадки (образовательного кластера) в контексте модели «ДО - школа - СПО - ВО - работодатель».

Центр поддержим одаренных детей

Рис Л Содеяв преемственнее™ уровне/ подготовки обучающихся в рамкзх образовательного кластера

Это развитие устойчивого партнерства, способствующее возможности ранней профессиональной ориентации обучающихся, построению индивидуальных траекторий обучения, усиливающее конкретные преимущества как отдельных участников, так и системы в целом. Концепция этой самостоятельной образовательной системы обучения предполагает взаимосвязь учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли. В целом система позволяет интегрировать инновационные локальные образовательные модели в единое целое: дошкольное образование, курсы на протяжении всей траектории обучения, профильное обучение на базе школ (предуниверсарий, создание профильных классов), преемственность между школами, ссузами, вузами в целях непрерывной подготовки специалистов, кадровая политику предприятий и организаций на основе базовых кафедр, сетевое взаимодействие с организациями и др. А также обеспечить эффективню преемственность и эффективную кадровую политику на основе базовых кафедр при условии сетевого взаимодействия с организациями.

Пилотный вариант кластерного подхода уже запущен на технологическом факультете института, трансляция положительного опыта ведется и на другие факультеты. Решением ученого совета института принята программа реализации образовательного кластера. Обозначенная экспериментальная концепция образовательного процесса, обладая элементами преемственности между его структурными элементами, предполагает совместную подготовку специалистов для горнорудной промышленности. В составе кластера определены образовательные организации и приоритетные предприятия региона (ГБОУ «Сибайская гимназия-интернат», МОБУ «Гимназия», Лицей № 9 городского округа город Сибай Республики Башкортостан, ГБПОУ СПО «Сибайский колледж строительства и сервиса», ГБПОУ СПО «Сибайский многопрофильный профессиональный колледж», ГБПОУ «Сибайский педагогический колледж», ГаПоУ РБ Сибайский медицинский колледж, ГБПОУ РБ Сибайский колледж искусств, Сибайский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», АО «Сибайский горно-обогатительный

пепп готический журнал спшнортостпнп н &(79). гогв

комбинат», ОАО «Башкирское шахтопроходческое управление». Состав рабочей группы, которая занимается разработкой и реализацией экспериментальной образовательной площадки, утвержден главой Администрации городского округа г. Сибай.

Основной целью экспериментального образовательного процесса является целенаправленная, ступенчатая подготовка специалиста (дошкольное учреждение - школа - среднее профессиональное образовательное учреждение - высшее образовательное учреждение - предприятие (ДО-школа-СПО-ВО-работодатель в контексте субъектного подхода. Процесс подготовки к определенному виду деятельности предполагается начинать уже с дошкольного возраста. В рамках школьной программы осуществляется диагностика способностей ученика с выявлением его природных предрасположенностей (различные методики диагностики, федеральный проект «Профориентация: кем стать» (http://www.proforientator.ru) и др.) к определенному виду мышления, возможности выполнения той или иной профессиональной деятельности (гуманитарный, технический уклон). На основе диагностики и самоопределения производится разделение учеников на гуманитарные и технические классы с определением специфической школьной программы усвоения учебного материала (в перспективе в рамках предуниверсария). В частности, уже в школе ученики в целях профессиональной ориентации в рамках школьной программы имеют определенный опыт взаимодействия (частичное погружение в будущую профессию) с профессиональными образовательными организациями, в которых им предстоит продолжить обучение, и предприятиями (экскурсии, кружки, мастер-классы сотрудников предприятия и т.д.), на которых в последующем они, возможно, будут трудоустроены. Сотрудничество в процессе подготовки будущих специалистов оговаривается условиями договоров о сетевой форме реализации образовательных программ (школа - СПО, школа -вуз, школа - предприятие и др.), регламентируется локальными нормативными актами (положения и др.). Кластер предполагает наличие обеспечивающих компонентов (инновационных образовательных программ, материально-технических и информационных ресурсов, учебно-методических комплексов, технологической и ресурсной базы предприятий) и поддерживающих структур (центров профориентационной работы, ресурсных центров, учебно-производственных структур, центров сертификации профессиональных квалификаций, бюро по трудоустройству выпускников).

Сибайский институт активно ведет работу по созданию Центра поддержки одаренных детей (ЦПОД), ориентированного, прежде всего, на население Башкирского Зауралья. Основной целью создания ЦПОД является выявление и поддержка одарённых детей в регионе (данный вопрос находится под контролем Главы Республики Башкортостан). Построение работы ЦПОД на данный момент базируется на организации и проведении работы с одаренными детьми. В рамках образовательного кластера ЦПОД отводится важная роль. Задачами центра является выявление и поддержка одарённых детей. Центр работает по следующим направлениям:

- профессорско-преподавательским составом ведется подготовка школьников к олимпиадам, проводятся олимпиады для школьников, консультации для учителей;

- проводятся научно-практические конференции и конкурсы научных работ школьников;

- систематически проводятся курсы и тренинги для одаренных детей городского округа г. Сибай (психологические тренинги, занятия по ментальной арифметике и др.), в перспективе планируется проводить данные мероприятия для Зауралья и других регионов Республики Башкортостан;

- ведется работа на основе заключенных договоров о сетевой форме реализации образовательных программ с базовыми школами городского округа г. Сибай и Зауралья Республики Башкортостан в отношении поддержки и подготовки одаренных детей;

в®9®5®5 профессиональное осрпзоппние: проалемы, нпинп, прпнтинп

во 60 40 20 О

Вы уже определилсь кем будете работать?

60,73

ЛЯ

15,65

и

IV

- осуществляется организация научно-исследовательской работы с обучающимися (конференции, конкурсы, олимпиады, консультации учителей и др.);

- проводятся курсы довузовской подготовки и подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и др.;

- частично осуществляется дополнительная профессиональная подготовка, которая в последующем будет расширяться (профильные классы, курсы повышения квалификации и др.).

Реализация модели образовательного кластера позволяет реализовать процесс ранней профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся, построить индивидуальные траектории развития. Дифференциация в образовательном процессе вуза реализуется посредством разработки индивидуальных учебных планов для студентов с возможностью перезачёта и переаттестации дисциплин, изученных в рамках образовательного кластера. Следует отметить, что в учебных планах образовательных организаций, задействованных в структуре кластера, реализуется высокая степень унификации.

В целях изучения мнения школьников сельских школ Зауралья Республики Башкортостан об их предстоящей профессиональной

деятельности было проведено

анкетирование: опрошены обучающиеся выпускных классов, выборка составила 75 человек. При ответе на вопрос о предстоящей профессиональной

деятельности (рис. 2) 60,78 % учеников ответили, что имеют четкое представление о предстоящей профессиональной деятельности - достаточно хороший показатель. 23,53 % опрошенных находятся в процессе выбора. 15,69 % учеников вообще не задумывались о предстоящей профессиональной деятельности, что в подготовки компетентных специалистов количество неопределившихся и не задумывающихся о выборе профессии составляет почти 40 %, что говорит о необходимости усиления работы в направлении профессионального

определения школьников.

На вопрос о том, с кем они советуются при выборе будущей профессии, (рис. 3) 57,69 % респондентов ответили, что в выборе им помогают родители, 5,77 % - учителя в школе, 3,85 % - друзья, 32,69 % ответили, что им никто не помогает в выборе профессии. Анализ полученных ответов показывает, что более 30 % обучающихся не получают помощи при выборе предстоящей профессиональной

деятельности. Необходимо, конечно,

Да. я уже

СПрЁДЁШШСЯ

(асъ) нем Зуду оуду работать работал.

Нет. я ёще ве Сложно зннбс кем сказать, я еше не адчал (л) оо лом

Рис. 2 Данные ссьетанаЕопрэг о вы5оре предстоящей профессии о&^чающииися

отношении целенаправленной и системной является проблемным моментом. Общее

Кто помогает Вам в выборе будущей професии? 57,69

60 50 40 30 20 10 о

I

77 3,85

0,1 1

32.59

I

Мне помогают родители

Мне помогают учителя б школе

Мне помогают друзья

Никто не помогает

Рис. 3 Данные ответа на вопрос о помощи в выборе профессии

аепа готический журнал Башкортостана м &(79). яо!в

учесть и возможные субъективные факторы, влияющие на ответы респондентов, но даже с учетом этого процент школьников, испытывающих потребность в помощи при профессиональном самоопределении, остается достаточно высоким. Необходимо отметить и малое количество респондентов, получающих помощь учителя в школе при выборе профессии. Возможно, образовательный процесс организации среднего основного и общего образования слишком унифицирован, учителя передают знания исключительно по своему предмету, не проводя параллели с предстоящей профессиональной деятельностью, присутствуют и другие факторы (ориентация на подготовку к выпускным проверочным работам, единому государственному экзамену и др.). Как видим, существует проблема помощи при выборе профессии в условиях образовательного процесса школы.

В отношении проведения

Проводят ли с Вами профориентацию иную работу?

80 60 40 20

62

»

3

1

Да, постоянно Очень редки

Совсем не провозят

?ис. 4 Данные ответа на Еспрк- о проведенш-: профессиональной ориентации

профориентационной работы (рис. 4) 30 % респондентов ответили, что ее проводят постоянно. Коррелируя данные ответа на этот вопрос с предыдущим, можно предположить, что

профориентационную работу в основном проводят организации среднего профессионального и высшего образования. 62 % ответили, что ее проводят, но очень редко, 8 % считают, что ее не проводят. Необходимо отметить, что ответы респондентов неоднозначные и, возможно,

обучающихся не совсем устраивает

качество проводимой

профориентационной работы,

доминирование узкого круга предлагаемых профессий, стандартизация формы профориентации и др., что вызывает формирование субъективного восприятия обучающимися этих мероприятий и, соответственно, влияет на выбор ответа. Опираясь на полученные данные, можно сделать вывод о необходимости увеличения количества профориентационных мероприятий и проработки вопроса о формах их проведения. Можно предположить, что обучающиеся устали от предлагаемой им скудной статистической информации с акцентом на предстоящее поступление в учебное заведение (перечисление направлений подготовки, количества бюджетных мест и др.). Необходимо внедрять

современные, интересные, продуктивные формы профориентационной работы на всех уровнях образования системно и целенаправленно.

Интересными получились ответы на вопрос о природных предрасположенностях к предстоящей профессиональной деятельности (рис. 5). 54.9 % респондентов ответили, что знают свои природные

в®9®5®5 профессиональное осрпзовпние: проелемы, нпинп, прйнтинп

задатки, способствующие более эффективной профессиональной деятельности. 35,29 % об этом даже не задумывались, а 9,8 % ориентированы на любую работу с высокой заработной платой без учета специфики образования и природной предрасположенности к определенной профессиональной деятельности.

На основе полученных данных можно сделать выводы о том, что лишь около половины обучающихся целенаправленно ведут подготовку к предстоящей профессиональной деятельности, анализируя свои личностные особенности, позволяющие наиболее продуктивно раскрыться в той или иной области предстоящей профессиональной деятельности. Остальные выбирают профессию, не учитывая природную предрасположенность, что, возможно, в будущем приведет к смене профессии, переподготовке специалиста, получению другого образования и др. Это, безусловно, влияет на качество кадров и создает определенные проблемы как для потенциального работодателя, так и для сотрудников. Только системная, целенаправленная подготовка кадров с учетом их самоопределения и природных предрасположенностей позволит

готовить компетентных специалистов, являющихся профессионалами своего дела, способных сделать прорыв в экономике страны и вывести ее на новый, более высокий уровень.

На вопрос о выборе единых государственных экзаменов (рис. 6) 17,3 % обучающихся ответили, что знают, какие экзамены они будут сдавать, что говорит об их осознанном выборе и целенаправленной подготовке, 33,33 % еще не выбрали экзамены, а 49,4 % респондентов ответили, что планируют получить среднее профессиональное образование. Достаточно высок процент обучающихся, которые не определились с экзаменами, то есть такие ребята имеют затруднения даже с области (гуманитарная или техническая)будущей профессиональной

На вопрос о предстоящем выборе вуза (рис. 7) 41,18 % респондентов ответили, что уже определились с вузом, в котором хотели бы учиться. 35,29 % ответили, что выберут вуз после сдачи ЕГЭ, что объясняется тем, что обучающиеся не уверены в результатах ЕГЭ и планируют выбирать вуз (уровень вуза), на основании набранных баллов. Но можно предположить и то, что выбор вуза будет зависеть от бюджетных контрольных цифр приема на направлениях подготовки, а выбор предстоящей профессиональной

деятельности уйдет на второй план. 23,3 % ответили, еще не думали о выборе вуза. Это, возможно, говорит о том, что

определением деятельности.

пепп готический журнал спшнортостпнп н &(79). soie ëSSSsSë

поступление планируется спонтанно или по остаточному принципу.

На вопрос о предпочтении гуманитарных или технических наук (рис. 8) 32,69 % ответили, что предпочитают технические науки, 44,23 % -гуманитарные и только 2 % об этом не думали. В целом, можно отметить, что ребята осознают, какая область профессиональной деятельности им ближе, и достаточно уверенно могут определить свои предпочтения.

Резюмируя данные проведенного опроса, можно сделать ряд выводов:

- в среднем почти половина опрошенных респондентов испытывает сложности в профессиональном самоопределении, что в последующем сказывается при выборе профессии, получении среднего профессионального или высшего образования, а также при профессиональной деятельности;

- необходима единая целостная система профессиональной подготовки будущих специалистов, характеризующаяся элементами преемственности на всех уровнях образования, способная системно и целенаправленно вести обучающегося к предстоящей профессиональной деятельности, погружая его в ее среду уже в процессе обучения. Данные опроса подтверждают необходимость реализации кластерного подхода в образовании, позволяющего объединить усилия различных образовательных организаций, предприятий и других структурных подразделений в целях подготовки компетентных специалистов, характеризующихся наличием определенного субъективного опыта профессиональной деятельности.

Сибайский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» ведет работу по внедрению проекта образовательного кластера не только в рамках городского округа г. Сибай, но и предполагает трансляцию на территории Зауралья Республики Башкортостан, что должно помочь обучающимся в профессиональном самоопределении и выстраивании индивидуальных траекторий обучения.

1. Касаткина, Н.Э., Пахомова, Е.А., Руднева, Е.Л. Формирование профессионального самоопределения обучающихся в условиях регионального рынка труда как фактор устойчивой занятости // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - Кемерово, 2015. № 2 (31). - С. 181-188.

2. Колесников, И.А. Профессиональное самоопределение старших школьников как педагогическое понятие // Вестник Южно-Уральского государственного университета / Серия: Образование. Педагогические науки. - 2009. -№ 31. - С. 71-75;

3. Леонтьев, А.Н. Философия психологии. - Москва : Изд-во Московского ун-та, 1994. - 287 с.

4. Фролова, С.В., Чирковская, Е.Г. Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников : монография. - Москва, 2016. - 160 с.

5. Циркунова, Н.И., Берашевич, Я.Д. Гендерные особенности профессионального самоопределения старшеклассников // Право. Экономика. Психология. - 2015. - № 2 (2). С. 71-76.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

45 40

35 30 25 20 15 10

Вы предпочитаете технические науки ипигуманитарные? 44.23

32,69

2...

Технические Гуманитарные Не знаю, по б: а нв думал (а) об зтом

Рис. S Дойные ответа на вопрос о прздпючтеннн наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.