Научная статья на тему 'Профессиональное самообразование - ресурс становления творческой личности педагога-воспитателя'

Профессиональное самообразование - ресурс становления творческой личности педагога-воспитателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГ-ВОСПИТАТЕЛЬ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА-ВОСПИТАТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СПОСОБНОСТИ / САМОРЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Л.В.

На основе анализа практики, результатов научно-исследовательской педагогической деятельности и данных опытно-экспериментальной работы в учреждениях основного и дополнительного образования детей в статье обосновывается актуальность приоритетной роли профессионального самообразования педагога-воспитателя в становлении и творческом развитии личностно-профессиональной позиции современного специалиста педагогического профиля. Раскрыто содержание, показатели профессионального самообразования педагога-воспитателя, обозначен комплекс стимулов его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самообразование - ресурс становления творческой личности педагога-воспитателя»

НАУКА - ШКОЛЕ

Л. В. Алиева

Профессиональное самообразование -ресурс становления творческой личности педагога-воспитателя

Статья подготовлена в рамках научного проекта Гранта РФФИ № 17-06-99117 «Педагог как воспитатель в контексте изменений в современном образовании».

На основе анализа практики, результатов научно-исследовательской педагогической деятельности и данных опытно-экспериментальной работы в учреждениях основного и дополнительного образования детей в статье обосновывается актуальность приоритетной роли профессионального самообразования педагога-воспитателя в становлении и творческом развитии личностно-профессиональной позиции современного специалиста педагогического профиля. Раскрыто содержание, показатели профессионального самообразования педагога-воспитателя, обозначен комплекс стимулов его развития.

Ключевые слова: профессиональное самообразование, образование, педагог-воспитатель, личностно-профессиональная позиция педагога-воспитателя, профессиональное самоопределение, способности, саморефлексия.

XXI век объявлен ЮНЕСКО «Веком образования». Россией также взят курс на возрастание роли образования как важнейшего фактора развития государства и общества. Современное образование как социально-педагогическая, культурная реальность представлено расширением его пространства: дошкольное, школьное, непрерывное, профессиональное, дополнительное, государственное, частное, общественное.

В современном понимании «образование» - жизненная реальность, потребность всей трудовой деятельности человека. Человек должен быть готов к адаптации в быстро меняющихся новых социально-экономических условиях. Отсюда - возрастание роли и значения, постоянного обновления профессионального образования в деятельности человека.

Профессиональное образование приобретает особо высокий статус в условиях конкуренции на рынке труда; поддерживает социальную мобильность населения, стимулирует человека к приобретению специализации, востребованной в обществе и соответствующей направлениям движения материально-финансовых ресурсов государства и коммерческих структур. Оно призвано решить важную задачу социализации человека, понимаемой как процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе; как процесс интеграции профессионального и личностного роста работника.

Сегодня роль и место человека в современной жизни в значительной мере и степени определяется: его профессионально и социально ориентированным образованием, личной профессиональной практикой, опытом овладения новыми профессиональными знаниями, общепрофессиональными компетенциями и компетентностями.

Ценностно-целевые установки на совершенствование системы современного профессионального образования; формирование новых заказов человеку - личности -гражданину - профессионалу и новых потребностей и возможностей человека XXI века актуализирует проблему приоритета профессионального самообразования.

Национальный проект «Образование» определяет основные задачи совершенствования образования на всех уровнях, а самообразование современного педагога -важным средством, определяющим результативность его основной деятельности.

Профессиональное самообразование становится жизненной потребностью человека, профессионального и личностного самоопределения, гарантом успешности в государстве, обществе, личностного самосовершенствования; ценностным блоком системы современного профессионального образования.

Актуальность профессионального педагогического самообразования обусловлена: а) ростом инноваций в системе образования; б) многообразием современных образовательных организаций, структур со своей целевой, содержательной спецификой (профессиональной, социальной, культурной, национальной); в) возрастанием в системе образования значения общественных образовательных структур наряду с модернизацией, социализацией государственного и частно-коммерческого образования; г) резкой дифференциацией детства, современными новыми потребностями детей и молодежи.

Индивидуальное позитивное самоопределение человека как гражданина-профессионала в «образовательном мире» требует сформированности потребности и развития способностей самообразования в области основной профессиональной деятельности, адаптации к происходящим в ней изменениям (технологизация, цифрови-зация, роботизация всех видов профессиональной деятельности), расширения общепрофессионального кругозора, самостоятельного овладения новыми профессиональными компетенциями.

Ключевой фигурой инновационных преобразований в системе профессионального образования становится педагог в новой позиции и многообразии статусов: учитель, преподаватель специальных профессиональных учебных дисциплин, воспитатель, субъект управления и самоуправления, социального воспитания, мастер, наставник, куратор, классный руководитель группы. Современный педагог-воспитатель - это профессионал широкого профиля, нового творческого мышления.

Возрастание роли и значения в современных российских условиях педагога-профессионала широкого профиля; педагога ярко выраженной индивидуальности, способного к инновациям и влияющего на рождение передовой практики обучения и воспитания становится социально значимой проблемой.

Новая роль педагога-воспитателя требует инноваций в системе организации образовательного процесса, подходах к методам, технологиям, критериям оценивания результатов обучения, воспитания. Уже недостаточно быть только эрудированным транслятором готового знания; важно обладать способностью и готовностью к поиску решений проблем в меняющейся профессиональной деятельности с учетом контингента учащихся, ступени образования, специфики социума, выступать в роли исследователя, аналитика, консультанта, организатора группового взаимодействия.

Важной особенностью такого типа педагога-воспитателя должна стать его способность и готовность быстро реагировать на меняющиеся условия жизни, труда, адаптироваться к различным типам образовательных организаций, что делает особо актуальной и значимой самообразовательную деятельность и разработку системы стимулов самообразования педагога.

Основное профессиональное образование (высшее, среднее) - основа системы подготовки педагога-воспитателя; право педагогической деятельности. Вуз, СПО дают студенту научную, теоретическую основу - базу профессиональной педагогической деятельности; комплекс специальных профессиональных компетенций («своеобразный фундамент») независимо от индивидуальности обучающегося. «Строительство» практической педагогической деятельности - дело самого педагога. Реализация полученных профессиональных компетенций в практической педагогической деятельности зависит от индивидуальных способностей, самостоятельности, отношения к избранной профессии (позитивной, творческой, формально-исполнительской), которые требуют самостоятельности, добровольного овладения новыми знаниями, умениями (а не

по принуждению, обязанности прохождения курсов повышения квалификации и получения документа).

Профессиональное самообразование в отличие от системы подготовки педагога-воспитателя (высшее, среднее педагогическое, дополнительное профессиональное образование, система повышения квалификации) - особая индивидуальная деятельность специалиста, направленная на осознанное самоопределение в профессии, в основной трудовой деятельности, мире профессий через познание своего жизненного призвания (качеств личности, способностей, физических данных) [5; 11]. Особая форма самоопределения - профессиональное.

Профессиональное самоопределение - сознательный акт явления и утверждения собственной профессиональной позиции в основной деятельности, «результат профессионального выбора и становления, развития и самореализации»; деятельность человека «как субъекта труда»; это, прежде всего, образы желаемого будущего, особенности осознания себя, своих личных качеств и своего места в системе деловых человеческих взаимоотношений [7, с. 88].

В основе профессионального самообразования - самореализация - феномен самодвижения деятельности (как человек овладевает деятельностью и развивает ее); результат самоорганизации, познавательной самостоятельности, самодеятельности, творчества специалиста; увлеченности самим предметом, рождения новых замыслов «тайна высших форм творчества» (Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М. : Академия, 2002).

Без профессионального самообразования как сформированной жизненной потребности трудно ожидать значительных качественных результатов педагогической деятельности, повышения квалификации по результатам различных видов дополнительного профессионального образования. Профессиональное самообразование современного педагога-воспитателя шире специального педагогического - основного. Оно дополняет его частными специфическими профессиональными компетенциями; овладением новыми знаниями, необходимыми в основной профессиональной деятельности (СМИ, технические, цифровые и т. д.), новыми ценностями, культурой общей и профессиональной, общепрофессиональными компетенциями, позволяющими расширить сферу применения своих возможностей, способностей в динамичной учебной и внеучебной, дополнительной образовательной деятельности; быть мобильным к инновациям; овладеть новыми специальностями родственными основным педагогическим (организатор детского туризма, экскурсовод, музыкальный руководитель, театральный руководитель, педагог дополнительного образования определенной профессиональной направленности).

Профессиональное самообразование - процесс творческого закрепления и развития профессиональных компетенций, полученных в вузе, колледже; показатель сформированности осознанной «внутренней» потребности самосовершенствования; отношения к профессии как жизненной ценности; утверждения личной и общественной значимости в окружающей жизни.

Профессиональное самообразование в отличие от предлагаемой современной системы подготовки «стандартного» педагога-воспитателя - «индивидуальный путь», средство становления и развития личностно-профессиональной позиции педагога-воспитателя (ЛПП); процесса творческого развития личности-индивидуальности как субъекта профессиональной деятельности.

Становление и развитие ЛПП - процесс индивидуального творческого роста педагога, включающий: адаптацию, вхождение в «профессию» на начальном пути практической педагогической деятельности; самоопределение в основных видах, направлениях, сферах образовательной и воспитательной деятельности; обретение и закрепление положительного личного отношения к педагогической профессии как жизнен-

ной ценности; творческое обогащение, развитие личного профессионального опыта [2; 4].

Показателем становления личностно-профессиональной позиции педагога-воспитателя становится сформированность потребностей и творческих способностей профессионального самообразования самого Человека-индивидуальности (без влияния, давления извне). Профессиональные потребности и способности - совокупность индивидуально-психологических качеств, свойств личности человека, которая на основе компенсации одних свойств личности другими определяет качество, успешность трудовой деятельности. Совершенствование, эффективность профессиональной деятельности возрастают, когда внутренние личные способности и потребности востребованы социально-общественным запросом.

Саморефлексия педагогической деятельности - индивидуальный метод выявления позитивной динамики личностного профессионального роста педагога и корректировки деятельности; часть процесса самоопределения, важного проявления развития, активного поиска новых возможностей формирования личностной профессиональной и социальной позиции («формирования себя»); метод оценивания результатов самообразования и определение новых перспектив творческого роста [3].

Профессиональное самообразование выступает действенным и эффективным средством формируемой и динамично развиваемой личностно-профессиональной позиции педагога-воспитателя.

Источники профессионально-педагогического индивидуального «строительства» в современной реальной действительности, педагогической практике многообразны и многозначны; дают возможность их индивидуального выбора, использования в конкретной педагогической деятельности с учетом индивидуальных качеств, способностей педагога, доступности освоения.

Именно практическая педагогическая деятельность с первых же ее шагов становится источником профессионального индивидуального самоопределения в избранной профессии, проверки «внутреннего запроса» позитивной результативности, что и требует от педагога самостоятельного творческого овладения необходимыми новыми знаниями, умениями - профессионального самосовершенствования через самообразование с учетом реальной осваиваемой педагогической деятельности (учитель-предметник, классный руководитель, педагог дополнительного образования, вуза, колледжа и т. д.). Овладение новыми видами, направлениями, технологиями педагогической деятельности делает особо востребованным профессиональное самообразование [3; 4; 8].

Источник профессионального самообразования - «запрос» новых жизненных реалий детства в его современной дифференциации, индивидуализации, социализации. Недостаточно знать только общие возрастные особенности подростков, юношества (знания, полученные в профессиональном образовании); важно увидеть индивидуальность обучаемого, его социальную, национальную принадлежность, круг увлечений, жизненных приоритетных выборов, ценностей. Современный конкретный состав обучающихся-индивидуальностей (социальный, национальный, возрастной) - важнейший источник самообразования профессионала. Только через целенаправленное самостоятельное познание каждого в учебной, внеучебной деятельности - специфической воспитательной среде - педагог может получить истинные неформальные психолого-педагогические новые знания и опираться на них в совершенствовании своей учебно-воспитательной работы

Важный источник профессионального самообразования - «внешний запрос» окружающего социума (окружающая среда: социальная, природная, культурная, трудовая, национальная). Познание этой среды - обогащение индивидуальной педагогической деятельности многообразными знаниями различной профессиональной направ-

ленности; расширение сферы педагогической деятельности, обогащение новыми общепрофессиональными знаниями, формами, методами и их использование в своей основной профессиональной работе. Традиционные методы и формы познания среды: организация коллективных выходов в природу, ее изучение, преобразование, индивидуальные экскурсии на социальные объекты, выходы в театры, посещение производственных объектов, где работают родители, важных для учебной предметной деятельности, и т. д.).

Запросы реальной жизни - важные источники и стимулы самообразования, утверждающего начинающего (да и опытного) педагога в профессии «творчества-искусства».

Обозначим комплекс современных источников, доступных для профессионального педагогического самообразования.

- Государственные нормативно-правовые документы об образовании, воспитании, социализации детей и молодежи; образовательные национальные и международные проекты как социальный заказ системе образования и воспитания.

- Классическая и современная научно-методическая литература (монографии, пособия, учебники, хрестоматии, сборники научных трудов, материалов научно-практических конференций по результатам исследований теории и практик образования, воспитания в системе образования).

- Материалы периодической печати (журналы, газеты), освещающие исторический и современный опыт деятельности образовательных организаций разных уровней, типов; инновационный опыт педагогов - участников, победителей конкурсов, смотров, олимпиад.

- Современные педагогические источники, ресурсы СМИ, Интернет - доступный каждому педагогу источник новых знаний, необходимых в современном учебном процессе, организации внеурочной деятельности.

- Педагогический опыт коллег (школы, УДО, образовательного комплекса, СПУ,

вуза).

- Профессиональный опыт родителей обучающихся, партнеров образовательной организации, позволяющий включиться в мир новых профессий, процесс начального их освоения в совместной деятельности (учебной, внеучебной).

Овладение опытом общественного воспитания (организация детских общественных организаций, объединений); создание и участие в деятельности творческих объединений взрослых (сетевых общностей, кластеров); включенность в систему конкурсов, смотров, фестивалей профессионального мастерства - важные источники профессионального самосовершенствования.

Позитивный досуг педагога-воспитателя может стать существенным источником самообразования. Путешествия, экскурсии, турпоходы - незаменимые источники повышения культурного уровня, расширения общепрофессиональных знаний, знакомства с новыми профессиями, видами человеческой деятельности в окружающей среде (культурной, экологической, технической).

Система стимулирования профессионального самообразования педагога - важный источник его творческого развития.

В опыте образовательных учреждений система стимулирования представлена многообразно: средствами и формами поощрения индивидуального инновационного опыта педагога; повышением в занимаемых должностях, поддержкой системы наставничества опытных педагогов; организацией сетевых творческих объединений, методических советов, рекомендациями к государственным наградам, участию в международных, российских конкурсах. Коллективная рефлексия, обмен индивидуальным педагогическим опытом, идеями, находками в деятельности образовательного учреждения (проведение семинаров, сетевых мастер-классов; методических советов); монито-

ринг профессиональной деятельности (личная оценка основной программы - плюсы и минусы, личные предложения по ее совершенствованию; отношение к основной профессиональной деятельности (позитивное, негативное, трудности; отношение к предмету и моей позиции учащихся); дополнительная деятельность, ее связь с основной, оценка важности, полезности) - действенные стимулы самосовершенствования, формирования личностно-профессиональной позиции педагога «широкого профиля» [2; 4].

Включение педагогов в опытно-экспериментальную работу образовательного учреждения, научного коллектива РАО; ведение самостоятельной исследовательской деятельности - стимул научно-профессионального самообразования педагога-воспитателя [1].

Стимулами профессионального самообразования педагога-воспитателя в системе повышения педагогического мастерства, квалификации (на уровне региона, района и т. д.) становятся:

- использование опыта педагогов на тематических курсах, семинарах с целью обмена инновационным опытом, его коллективной рефлексии всеми участниками, оценивания значимости, новизны конкретного индивидуального опыта и возможностей, условий творческого использования в массовой практике;

- участие в организации, проведении конкурсов, смотров индивидуального педагогического мастерства (специальные поощрения; рекомендации для массовой практики, пропаганда в СМИ инновационных, авторских, программ, педагогических технологий, методических моделей обучения, воспитания, дифференцированные оценки результатов с выделением личных творческих самостоятельных достижений).

Действенным стимулом профессионального самообразования педагога становится позитивный опыт организации курсов, семинаров с ориентацией на индивидуальные запросы педагогов; выявление их индивидуальных потребностей; разработку совместных индивидуальных программ, проектов по рефлексии, закреплению, развитию инновационного опыта педагога, развитию его творчества, оформлению результатов. Институты повышения квалификации должны стимулировать профессиональное самообразование, поддерживать инновации педагога-воспитателя.

Система дополнительного профессионального образования должна ориентировать педагога на самообразование, стимулировать процесс самостоятельного личност-но-профессионального роста, а не повторять «педагогические азы», полученные в основном образовании.

Показатели профессионального самообразования педагога-воспитателя представлены многообразно в массовом опыте:

- авторскими научно-методическими публикациями; диссертационными исследованиями, отражающими обобщенный индивидуальный инновационный опыт, научно осмысленный самим педагогом;

- овладением новыми педагогическими специальностями (методист, педагог-организатор массовых дел, деятельности ДОО определенной направленности (ТКД, театральной, хоровой, экологической), педагог дополнительного образования и т. д.);

- результатами участия в конкурсах, смотрах, конференциях (международных, российских, региональных).

А главный показатель - это обучающиеся, которые отличаются не только хорошими знаниями по предмету, баллами ЕГЭ, а главное - сформированностью по примеру педагога потребности самосовершенствования, самообразования, познания окружающей жизни, творческого отношения к делу; это ученики - последователи педагога, продолжатели его творческого педагогического поиска в деле совершенствования человека - индивидуальности - личности - гражданина, труженика.

Заключение

Профессиональное самообразование:

- это самостоятельный поиск себя в мире профессий и в избранной профессии в соответствии со своими возможностями, изначально данными способностями; открытие таланта, новых способностей, формирование новых качеств, без которого невозможно успешно воспитывать других, в том числе детей; осознание полезности, значимости своей профессии для окружающих;

- ничем незаменимый источник воспитания и самовоспитания педагога-профессионала-гражданина-личности;

- показатель и источник педагогического искусства-мастерства индивидуальности;

- путь современного «карьерного» продвижения; поливариативной карьеры;

Профессиональное самообразование - процесс всей трудовой жизни; средство

утверждения в правильности выбранной профессии и показатель личностно-профессионального роста.

Значимость профессионального самообразования педагога-воспитателя, его индивидуальных результатов определяется их востребованностью и представленностью в обновлении системы образовательной деятельности учреждения; внесением инноваций в действующие общие и предметные программы; разработкой общешкольных проектов; развитием сети детских внеучебных объединений определенной профессиональной общественно значимой направленности; созданием сетевых творческих сообществ педагогов учреждения и социальных партнеров-профессионалов.

В основных документах важно предусмотреть выделение профессионального самообразования как важного блока содержания основной педагогической деятельности, показателя творческого роста педагога, повышения квалификации.

Список литературы

1. Алиева Л. В. Опытно-экспериментальная работа - стимул личностного творческого профессионального роста педагога-воспитателя // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2014. № 2(34). С. 136-146.

2. Алиева Л. В. и др. Становление личностно-профессиональной позиции педагога в образовательной деятельности школы : сб. материалов ОЭР / сост. Л. В. Алиева, Р. В. Николаева ; под ред. В. А. Мясникова. М. : ИТИП РАО, 2006. 160 с.

3. Алиева Л. В. Система дополнительного образования - пространство становления полисубъектной позиции педагога нового типа : сб. науч.-метод. материалов. М. : ФГБУ ДОД ФЦТТУ, 2013.

4. Алиева Л. В., Озерская О. В., Трубачева М. Е. Инновационная деятельность учреждения дополнительного образования - база формирования педагога нового типа : сб. из опыта работы. М. : Изд-во ООО «Ритм», 2008. 124 с.

5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Изд. центр «Академия», 2010.

6. Литвинова Е. Ю. Поливариативная карьера: перспективы изучения // Современная зарубежная психология. 2013. Т. 2, № 2.

7. Насипова Д. А. Выявление фасилитирующих и контрфасилитирующих обстоятельств профессионального самоопределения // Педагогика. 2019. № 1. С. 86-97.

8. Нефедова Н. А. Открытое образовательное пространство колледжа - среда творческой самореализации будущего профессионала // Техническое творчество молодежи. 2015. № 5. С. 18-21.

9. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М., 2002.

10. Перминова Л. М. Профессионализм педагога как ресурс личностного развития // Педагогика. 2018. № 10. С. 104-109.

11. Шачина А. Ю. Самоопределение личности как главный принцип образования в условиях его реализации // Педагогика. 2018. № 3. С. 52-57.

А. И. Петренко

Якорение как одна из техник эффективной коммуникации

Статья посвящена проблеме эффективной коммуникации. Рассматривается техника якорения как одна из техник построения успешной коммуникации.

Ключевые слова: эффективная коммуникация, якорение, работа с якорями.

Якорение - весьма эффективная техника, которая используется в коммуникации гораздо чаще, чем мы иногда думаем. Само название вызывает ассоциацию с корабельным якорем, который прочно удерживает судно в определенном положении при определенных условиях.

Якорь - это некоторая информация, образ или действие, которые запускают вполне определенную для данного человека ассоциативную цепочку реакций. Во многих источниках почему-то якорение рассматривается исключительно как техника, базирующаяся на условном рефлексе. Мы исходим из того, что якорение безусловно содержит параметры условного рефлекса, но на самом деле не только его.

Техника якорения используется для выработки и закрепления определенных установок в подсознании человека. Использование каждого индивидуального якоря активизирует эту установку в нужный для нас момент, вызывая необходимое эмоциональное состояние партнера. В жизни с подобными стимулами вы можете встретиться везде:

• естественные якоря: запахи, мелодия, фотографии, голос;

• внешние якоря: дорожные знаки, звон будильника, реклама;

• искусственные якоря: якоря, установленные кем-то для достижения различных целей;

• «самоякоря» - вы можете сами создать для себя те или иные якоря, которые будут служить для улучшения настроения, для повышения активности или, наоборот, для успокоения.

Наиболее часто якорение описывается как техника, в которой инициатор коммуникации «ставит», «закрепляет» и затем «запускает» поставленный им якорь. На этой стороне якорения мы обязательно остановимся, но вначале хотелось бы поделиться накопленным опытом использования якорения как техники актуализации уже имеющихся у партнера ассоциаций, воспоминаний из его личностно значимого прошлого.

В этой ситуации нам вспоминается давний случай из работы таможенной службы. В купе вагона заходит таможенник и, видя на руке маленького мальчика весьма дорогие часы, говорит: «Какие у тебя красивые часики!» В ответ мальчик с гордостью говорит ему: «А у мамы с папой много таких часиков и на руках, и на ногах!!!». В данном случае якорем было слово «часики», которое запустило вполне определенную ассоциацию, затем с гордостью вербализованную ребенком.

Такого рода пусковой механизм может быть визуальным, аудиальным, кинестетическим и смешанным. Важно только вовремя сориентироваться, какую ассоциацию вы запустили тем или иным якорем.

Есть ряд обстоятельств, которые следует помнить, приступая к использованию данной техники.

Подавляющее большинство людей окружают себя предметами, которые для них являются положительными якорями, и если вы грамотно обратите свое внимание на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.