Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левченко О. Ю.

Введение. Современные требования к результатам деятельности общеобразовательных организаций повышают значимость профессиональной компетенции педагогических работников, расширяют перечень реализуемых ими функций. Особую актуальность данная проблема приобретает в условиях внедрения обновленных ФГОС, направленных на достижение высоких образовательных результатов. Совершенствование системы непрерывного профессионального развития педагогических работников требует не только поиска инновационных путей и подходов, но и глубокого изучения имеющегося исторического опыта. Материалы и методы. Исследование проводилась на основе теоретического анализа историко-педагогических источников, датированных концом XIX - началом XX в. Изученные источники отражают различные аспекты заявленной темы. Для решения поставленных задач использовались сравнительно-исторический и историко-ретроспективный методы исследования. Результаты исследования. Вторая половина XIX в. характеризуется увеличением числа учебных заведений и возрастанием потребности в педагогических кадрах. Профессиональная подготовка учителей осуществлялась в различных учебных заведениях. Определенная часть педагогов нуждалась в дальнейшем совершенствовании предметной и методической подготовки. Большой вклад в решение данной проблемы внесли земства и педагогическая общественность. Получили распространение такие формы профессионального развития педагогов, как педагогические съезды, музеи и общества. Съезды являлись важными общественными и научно-педагогическими мероприятиями, предусматривали обсуждение широкого круга вопросов. Формат некоторых съездов предполагал проведение уроков, показывавших применение на практике рассмотренных теоретических положений. Педагогические общества позволяли консолидировать педагогическое сообщество. Наличие в структуре обществ предметных комиссий позволяло организовать заинтересованное обсуждение актуальных вопросов преподавания отдельных учебных предметов. Педагогические музеи давали возможность педагогам познакомиться с новинками учебной литературы, пособиями и школьным оборудованием. Деятельность педагогических музеев и обществ, организация учительских съездов обеспечивали возможность обсуждения педагогическим сообществом важных профессиональных вопросов, позволяли аккумулировать и распространять передовой педагогический опыт, вносили вклад в развитие методики преподавания отдельных предметов и педагогики в целом. Обсуждение и выводы. В конце XIX - начале XX в. возросло внимание к профессиональной подготовке педагогических кадров и были созданы предпосылки для создания системы непрерывного педагогического образования. На повышение профессионального мастерства педагогических работников были направлены различные мероприятия и формы работы, некоторые их которых продолжают использоваться и сегодня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS: HISTORICAL EXCURSION

Introduction. Modern requirements for the results of the activities of educational organizations increase the importance of the professional competence of teaching staff, expand the list of functions they perform. This problem becomes particularly relevant in the context of the introduction of updated Federal State Educational Standards aimed at achieving high educational results. Improving the system of continuous professional development of teaching staff requires not only the search for innovative ways and approaches, but also a deep study of the existing historical experience. Materials and methods. The study was conducted on the basis of a theoretical analysis of historical and pedagogical sources dated to the late XIX - early XX centuries. The studied sources reflect various aspects of the stated topic. Comparative-historical and historical-retrospective research methods were used to solve the set tasks. Results. The second half of the XIX century is characterized by an increase in the number of educational institutions and an increase in the need for teaching staff. Professional training of teachers was carried out in various educational institutions. A certain part of teachers needed further improvement of subject and methodological training. Zemstvos and the pedagogical community have made a great contribution to solving this problem. Such forms of professional development of teachers as pedagogical congresses, museums and societies have become widespread. The congresses were important public and scientific-pedagogical events, provided for the discussion of a wide range of issues. The format of some congresses assumed lessons that showed the practical application of the theoretical provisions considered. Pedagogical societies made it possible to consolidate the pedagogical community. The presence of subject commissions in the structure of societies made it possible to organize an interested discussion of topical issues of teaching certain academic subjects. Pedagogical museums gave teachers the opportunity to get acquainted with new educational literature, manuals and school equipment. The activities of pedagogical museums and societies, the organization of teachers' congresses provided an opportunity for the pedagogical community to discuss important professional issues, allowed to accumulate and disseminate advanced pedagogical experience, contributed to the development of teaching methods of individual subjects and pedagogy in general. Discussion and conclusion. In the late XIX - early XX centuries attention to the professional training of teachers has increased. The prerequisites for creating a system of continuous teacher education were created. Various activities and forms of work were aimed at improving the professional skills of pedagogical workers, some of which continue to be used today.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС»

2022. № 4 С. 180-192

i8o|

Научная статья УДК 376.32

DOI 10.3523Ш8186653_2022_4_180

Профессиональное развитие педагогов: исторический экскурс

О. Ю. Левченко

Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина,

Санкт-Петербург, Российская Федерация

Введение. Современные требования к результатам деятельности общеобразовательных организаций повышают значимость профессиональной компетенции педагогических работников, расширяют перечень реализуемых ими функций. Особую актуальность данная проблема приобретает в условиях внедрения обновленных ФГОС, направленных на достижение высоких образовательных результатов. Совершенствование системы непрерывного профессионального развития педагогических работников требует не только поиска инновационных путей и подходов, но и глубокого изучения имеющегося исторического опыта.

Материалы и методы. Исследование проводилась на основе теоретического анализа исто-рико-педагогических источников, датированных концом XIX - началом XX в. Изученные источники отражают различные аспекты заявленной темы. Для решения поставленных задач использовались сравнительно-исторический и историко-ретроспективный методы исследования.

Результаты исследования. Вторая половина XIX в. характеризуется увеличением числа учебных заведений и возрастанием потребности в педагогических кадрах. Профессиональная подготовка учителей осуществлялась в различных учебных заведениях. Определенная часть педагогов нуждалась в дальнейшем совершенствовании предметной и методической подготовки. Большой вклад в решение данной проблемы внесли земства и педагогическая общественность. Получили распространение такие формы профессионального развития педагогов, как педагогические съезды, музеи и общества. Съезды являлись важными общественными и научно-педагогическими мероприятиями, предусматривали обсуждение широкого круга вопросов. Формат некоторых съездов предполагал проведение уроков, показывавших применение на практике рассмотренных теоретических положений. Педагогические общества позволяли консолидировать педагогическое сообщество. Наличие в структуре обществ предметных комиссий позволяло организовать заинтересованное обсуждение актуальных вопросов преподавания отдельных учебных предметов. Педагогические музеи давали возможность педагогам познакомиться с новинками учебной литературы, пособиями и школьным оборудованием. Деятельность педагогических музеев и обществ, организация учительских съездов обеспечивали возможность обсуждения педагогическим сообществом важных профессиональных вопросов, позволяли аккумулировать и распространять передовой педагогический опыт, вносили вклад в развитие методики преподавания отдельных предметов и педагогики в целом.

Обсуждение и выводы. В конце XIX - начале XX в. возросло внимание к профессиональной подготовке педагогических кадров и были созданы предпосылки для создания системы непрерывного педагогического образования. На повышение профессионального мастерства педагогических работников были направлены различные мероприятия и формы работы, некоторые их которых продолжают использоваться и сегодня.

Ключевые слова: история педагогики, педагогические работники, профессиональное развитие.

Для цитирования: Левченко О. Ю. Профессиональное развитие педагогов: исторический экскурс // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. - 2022. - № 4. -С. 180-192. DOI 10.35231/18186653_2022_4_180

nQ

OPEN/^ACCESS

© Левченко О. Ю., 2022

2022. vol. 4 Pp.180-192

i8i|

Original article UDC 376.32

DOI 10.35231/18186653_2022_4_180

Professional development of teachers: historical excursion

Olga Yu. Levchenko

Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation

Introduction. Modern requirements for the results of the activities of educational organizations increase the importance of the professional competence of teaching staff, expand the list of functions they perform. This problem becomes particularly relevant in the context of the introduction of updated Federal State Educational Standards aimed at achieving high educational results. Improving the system of continuous professional development of teaching staff requires not only the search for innovative ways and approaches, but also a deep study of the existing historical experience.

Materials and methods. The study was conducted on the basis of a theoretical analysis of historical and pedagogical sources dated to the late XIX - early XX centuries. The studied sources reflect various aspects of the stated topic. Comparative-historical and historical-retrospective research methods were used to solve the set tasks.

Results. The second half of the XIX century is characterized by an increase in the number of educational institutions and an increase in the need for teaching staff. Professional training of teachers was carried out in various educational institutions. A certain part of teachers needed further improvement of subject and methodological training. Zemstvos and the pedagogical community have made a great contribution to solving this problem. Such forms of professional development of teachers as pedagogical congresses, museums and societies have become widespread. The congresses were important public and scientific-pedagogical events, provided for the discussion of a wide range of issues. The format of some congresses assumed lessons that showed the practical application of the theoretical provisions considered. Pedagogical societies made it possible to consolidate the pedagogical community. The presence of subject commissions in the structure of societies made it possible to organize an interested discussion of topical issues of teaching certain academic subjects. Pedagogical museums gave teachers the opportunity to get acquainted with new educational literature, manuals and school equipment. The activities of pedagogical museums and societies, the organization of teachers' congresses provided an opportunity for the pedagogical community to discuss important professional issues, allowed to accumulate and disseminate advanced pedagogical experience, contributed to the development of teaching methods of individual subjects and pedagogy in general.

Discussion and conclusion. In the late XIX - early XX centuries attention to the professional training of teachers has increased. The prerequisites for creating a system of continuous teacher education were created. Various activities and forms of work were aimed at improving the professional skills of pedagogical workers, some of which continue to be used today.

Key words: history of pedagogy, teaching staff, professional development.

For citation: Levchenko, O. Yu., (2022) Professional'noe razvitie pedagogov: istoricheskiy excurs [Professional development of teachers: historical excursion]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No 4. Pp. 180-192. (In Russian). DOI 10.352 31/18186653_2022_4_180

Введение

Решение масштабных задач, связанных с внедрением обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, в значительной мере определяется профессионализмом педагогов, что актуализирует идею непрерывного образования. Важность организации работы в данном направлении подтверждает принятие «Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров» (2020), определившей методологические, организационные, содержательные и процессуальные основы деятельности и направления модернизации структур и форм научного и методического сопровождения повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров. Будучи направленной на развитие кадрового потенциала, она представляет собой «совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой, но при этом относительно самостоятельных субъектов научно-методической деятельности федерального, регионального и муниципального уровней, обеспечивающих сопровождение педагогов и управленческих кадров в повышении квалификации, переподготовке, в том числе с учетом выявления профессиональных дефицитов и построения на их основе индивидуальных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства, а также использования стажировоч-ных площадок, сетевых форм взаимодействия и внедрения механизмов наставничества».

Достижение поставленных задач требует не только комплексной оценки текущей ситуации в сфере образования, но и обращения к имеющемуся отечественному опыту. Существующая сегодня практика организации профессиональной подготовки и совершенствования профессионального мастерства педагогических кадров является результатом длительного эволюционного развития и требует всестороннего изучения. Несмотря на интерес исследователей, проявленный к данной проблеме, остаются аспекты, заслуживающие более детального описания и глубокого анализа. Целью данной статьи является выявление содержательно-сущностных особенностей профессионального развития педа-

гогов в конце XIX - начале XX вв. и анализ существовавшей I183 практики.

Обзор литературы

Проведенный анализ источников выявил, что вопросы подготовки педагогов и повышения их профессионального мастерства вызывали значительный интерес, что нашло отражение в трудах педагогов-исследователей, общественных деятелей второй половины XIX - начала ХХ в., проявлявших интерес к проблемам образования (Я. В. Абрамов, И. Алешин-цев, Н. Ф. Бунаков, В. П. Вахтеров, В. И. Водовозов, Л. Д. Га-ланин, В. В. Григорьев, П. Ф. Каптерев, Н. А. Корф, Н. И. Пирогов, С. В. Рождественский, Д. И. Тихомиров, К. Д. Ушинский, В. И. Чарнолуский, Н. В. Чехов и др.). Несомненный вклад в изучение заявленной темы вносит сохранившаяся отчетная документация, освещающая деятельность учебных заведений, педагогических музеев, курсов, обществ и библиотек, содержащая богатый фактологический материал. Отдельного внимания заслуживают публикации, касающиеся учительских съездов, позволяющие выделить насущные педагогические, организационные и методические проблемы указанного периода. Для полноты исследования при подготовке статьи были привлечены источники нормативно-правового и спра-вочно-информационного характера.

Материалы и методы

Для решения поставленных задач использовались сравнительно-исторический и историко-ретроспективный методы исследования. Метод теоретического анализа позволил выявить сведения о мероприятиях и формах работы, способствовавших профессиональному развитию педагогических кадров, систематизировать их и представить в исторической ретроспективе.

Результаты исследования

Вторая половина XIX в. сопровождалась активизацией просветительской деятельности, что привело к существенным изменениям в отечественной системе образования, одним из которых стало формирование широкой сети началь-

ных и средних общеобразовательных учреждений. Наряду с этим произошел и значительный прирост профессиональных учебных заведений различной направленности: педагогических, сельскохозяйственных, художественно-промышленных, медицинских, коммерческих и др. Подобные изменения закономерно повысили потребность в педагогических кадрах, восполнить которую в полном объеме не удавалось, несмотря на принимаемые государством меры.

Следует учитывать, что в рассматриваемый период педагогический корпус был достаточно неоднородным, так как преподавательской деятельностью занимались выпускницы педагогических классов гимназий и курсов, епархиальных училищ, учительских семинарий, институтов и университетов, Высших женских курсов. Уровень профессиональной подготовки педагогов сильно различался, и они были ориентированы на деятельность в учебных заведениях определенного вида, что вполне закономерно, учитывая такие факторы, как разница сроков обучения, объем содержательной составляющей реализуемых учебных программ, требования к образовательному уровню абитуриентов. Н. В. Чехов, исследуя состояние народного образования в России с 60-х гг. XIX в., одним из недостатков школы называл «совершенно неудовлетворительный состав преподавателей и полную невозможность заменить его лучшими» [12, с. 49].

Исходя из вышесказанного, вопросы повышения профессионального мастерства педагогов являлись весьма актуальными, так как многие из них нуждались в совершенствовании предметной и методической подготовки. Ещё одним фактором выступали поступательное развитие педагогической науки, появление новых методов и приемов обучения, разработка учебно-методического обеспечения, с которыми нужно было своевременно ознакомить педагогов.

Применительно к рассматриваемому периоду не представляется возможным говорить о функционировании государственной или ведомственной системы повышения квалификации педагогических кадров. Предпринимаемые в данном направлении шаги зачастую были проявлением личной и общественной инициативы, активности земств в вопросах развития народного образования.

В числе таких мероприятий - учительские съезды, в организации и проведении которых принимали непосредственное участие многие видные представители педагогической науки (В. П. Вахтеров, В. И. Водовозов, Н. А. Корф, Д. И. Тихомиров и др.). «Отсутствие преувеличенной регламентации давало полную возможность так организовать эти съезды, что они отвечали живым потребностям школы, учительства и жизни, чем обуславливалась их продуктивность», - писал Н. Ф. Бунаков [2, с. 37]. В источниках подчеркивается, что учительские съезды оценивались большинством современников положительно, они назывались желательными и полезными мероприятиями «как для чисто педагогических целей и учебного дела, так и для учителей в смысле поддержания их духа и энергии» [1, с. 234].

Как свидетельствуют материалы, в рамках съездов проводились мероприятия как теоретической, так и практической направленности. Теоретическая часть предполагала выступления видных деятелей народного образования, освещавших вопросы теории и методики обучения, знакомивших с нововведениями в отечественной и зарубежной педагогике, позволявшими сделать образовательный процесс более результативным. Неизменный интерес вызывали доклады учителей-практиков, представлявших коллегам свой положительный опыт и методические находки. Если на съезде предполагалась практическая часть, то в ее рамках проводились «примерные уроки», иллюстрировавшие применение обсуждаемых теоретических положений. По имеющимся оценкам, съезды являлись значимыми региональными общественными, научными и педагогическими событиями, что подтверждают материалы, освещающие историю народного образования в Вятской губернии, содержащие информацию о выделении финансовых средств на их проведение, так как земства «убедились в полезности съездов» [6, с. 266].

Для более глубокого понимания их содержательной составляющей обратимся к материалам Московского уездного съезда земских учителей и учительниц, состоявшегося в 1901 г. В них учительский съезд определяется как собрание, члены которого, учителя и учительницы, «самостоятельно обсуждают различные вопросы школьного дела, выясняют нуж-

ды и потребности этого дела, постановляют, в форм резюме председателя съезда, по этим вопросам свои заключения или решения» [5, с. 1].

Анализ программы съезда показал, что она была составлена с учетом особенностей конкретного этапа обучения, включая, применительно к начальному, вопросы, продолжительности упражнений на грифельной доске, заданий по чистописанию и списыванию с прописей, так называемых «наглядных бесед», предшествующих обучению грамоте, письму «под такт». Опираясь на теоретические знания и опыт практической деятельности, учителя обсуждали актуальные методические проблемы преподавания отдельных предметов, например, «Какие самостоятельные работы давались ученикам во время прохождения азбуки? В какой срок времени прошли ученики азбуку? По какому букварю производилось обучение грамоте? Какую классную книгу читали после азбуки?» [5, с. 5].

О широте проблемного поля свидетельствует и программа съезда учителей и учительниц земских народных училищ Екатеринбургского уезда, проходившего в 1911 г. Следует отметить, что в ней не остались без внимания воспитательные вопросы, среди которых «меры борьбы с дурными наклонностями детей и надлежащая постановка школьной дисциплины; меры против манкировки уроками и выхода из школы до окончания курса, .... о внешкольных чтениях и беседах и домашнем чтении учащихся» [10, с. 4].

Как показывают источники, учительские съезды разной тематической направленности проводились во многих регионах страны, давая возможность педагогам расширить свой профессиональный кругозор, приобрести новые знания и умения, познакомиться с современными педагогическими идеями. Они были достаточно массовыми мероприятиями, позволяющими привлечь внимание государства и общества к проблемам обучения и воспитания, и по своей сущностной составляющей способствовали профессиональному развитию педагогов.

Другим важным шагом в данном направлении стало создание педагогических обществ, выступавших своеобразными научно-педагогическими, исследовательскими и просветительскими центрами, аккумулировавшими научно-педа-

гогический потенциал, о чем свидетельствует включение в их состав таких видных представителей отечественной науки, как Н. Х. Вессель, В. И. Водовозов, В. И. Герье, В. Я. Стоюнин, К. Д. Ушинский, и др. Представляется, что они не имели строгой регламентации относительно структуры и направлений деятельности и могли создаваться при учебных заведениях или других организациях, будучи региональными и всероссийскими. Одно из них существовавшее при Императорском Казанском университете, имело своей целью «научную разработку вопросов педагогики, дидактики и методики в их системе, приложении и истории, .„содействие лицам, посвящающим себя педагогической деятельности, в их подготовке к этой деятельности». Обществу разрешалось проведение собраний, выставок, съездов, публичных чтений, создание педагогических музеев и библиотек, издательская деятельность, и даже учреждение стипендий, награждение денежными премиями и медалями. Важно, что общества зачастую структурно организовывались по принципу методических объединений, так как включали в свой состав предметные комиссии.

Изученные источники свидетельствуют, что география педагогических обществ была весьма широка. В контексте истории отечественного иноязычного образования заслуживает упоминания деятельность Педагогического общества, состоявшего при Московском университете, на заседаниях которого, регулярно заслушивались и обсуждались выступления о преподавании «новых» и «древних» языков. В составе общества имелось отделение преподавателей новых языков, насчитывавшее в 1903-1904 учебном году 50 человек [4]. На заседаниях обсуждался отбор учебных материалов, организация домашнего чтения и самостоятельной работы, обучение письму и ведению деловой переписки, психолого-лингвистические особенности преподавания иностранных языков.

Большую работу проводило Томское педагогическое общество, стремившееся сблизить «педагогическую теорию с педагогической практикой» [8, с. 3]. В его отчете за 1913 г. сообщается о проведении семи общих собраний, на первом из которых присутствовало 65 человек. О востребованности общества говорит и то, что количество его членов, составлявшее на 1 января 1913 г. 94 человека, к 1 января 1914 г. увели-

чилось до 125 [8, с. 13]. В Томском педагогическом обществе было создано несколько комиссий, что давало учителям возможность выбора наиболее приоритетных для них тем. Годовой план одной из комиссий по детскому чтению предусматривал работу над темами: ребенок и книга, значение книги в жизни детей, типы детей-читателей, классное и внеклассное чтение, методы и программы. В течение года членами комиссии были подготовлены доклады, сделаны обзоры публикаций по исследуемой теме, а также проведено обсуждение книги Ц. П. Балталона об обучении чтению. В свою очередь, в комиссию по ручному труду входили преимущественно учительницы начальных школ, которые занимались «картонажными» работами два раза в неделю и внедряли их в своих школах, что было с интересом встречено учениками.

Обращение к источникам показывает, что применялся такой метод исследования, как анкетирование, одно из которых, проведенное в мае 1913 г., было призвано выявить роль детских игрушек в жизни детей. Разработанная анкета была опубликована в местных газетах и разослана членам педагогического общества и частным лицам, а полученные результаты обработаны и заслушаны на одном из заседаний.

В контексте исследуемой проблемы нельзя оставить без внимания и такое учреждение, как педагогический музей, деятельность которого была направлена на повышение профессионального мастерства педагогов. Педагогический музей военно-учебных заведений был создан в 1863 г., и его руководство полагало, что собирание коллекций должно быть «не конечной целью, а только средством для осуществления более широких просветительных задач» [9, с. 46]. На первых порах акцент в деятельности музея ставился на создании учебной литературы, и он был призван «следить за всеми учебными и воспитательными пособиями, появляющимися у нас и за границей, содействуя местному производству таковых пособий и возможному их удешевлению» [3, с.125]. Впоследствии важным направлением стало проведение лекций по методике и дидактике, разработка методов преподавания учебных предметов, «в связи с наивыгоднейшими способами применения к делу преподавания новейших пособий» [3, с. 126].

На проводимых заседаниях ставились и оживленно обсуждались принципиально новые для своего времени педагогические идеи и проекты. Например, на одном из них в 1880 г. предметом дискуссии стал вопрос «О необходимости льготной перевозки по железным дорогам учеников и учителей», что связывалось с важностью проведения школьных экскурсий как дополнения к учебному курсу [9, с. 113]. По мнению педагогов, экскурсии обеспечивали наглядность, повышали восприятие изучаемого материала, оказывали благотворное влияние на здоровье учащихся, ослабляя последствия переутомления, содействовали улучшению отношений между учениками и наставниками.

Стремясь всемерно популяризировать педагогическое знание, музей неоднократно становился участником выставок, в том числе международных. На Московской политехнической выставке (1872) он представил полный комплект отечественных учебных пособий для начальных школ и реальных училищ. При этом подчеркивалось, что они были недорогими, и «полный подбор наглядных пособий для начальной школы не превышал стоимостью 140 р., тогда как до 1870 г. на эту сумму едва можно было обставить пособиями преподавание одной начальной арифметики» [9, с. 9].

По имеющимся сведениям, педагогические музеи создавались энтузиастами по всей стране. В качестве примера можно привести педагогический музей в Ставрополе, основанный в 1883 г., который первоначально был призван ознакомить приезжавших на летние и зимние каникулы учителей с новыми учебными пособиями. Впоследствии в нем наряду с учебными пособиями стали выставляться предметы школьной мебели, планы зданий, письменные работы и образцы рукоделия учениц женских школ. При нем действовала библиотека, включающая издания по общеобразовательным предметам, которой могли пользоваться и сельские учителя, получавшие книги по почте или через частных лиц, «уполномоченных учителем на доставление ему книг из музея». Фонд библиотеки позволял познакомиться с имеющимися пособиями по предмету, например по немецкому языку их насчитывалось более 30.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. в образовательную практику начинают внедряться технические средства обучения, и музей обеспечивал такую возможность, располагая коллекцией световых картин с брошюрами для чтений с волшебным фонарем. Несомненную пользу в преподавании естественно-научных предметов имели гербарии, коллекции семян, образцы почв, минералов и «окаменелостей». Данные экспонаты способствовали пониманию особенностей ведения сельскохозяйственной деятельности в Ставропольской губернии и были востребованы в том числе при проведении лекций по садоводству и огородничеству, устраиваемых во время летних каникул. По сохранившимся отзывам, музей был востребован и в нем «в редкий день (во время каникул) не бывает менее 10 человек». Вместе с тем имелись и не совсем удачные примеры, когда коллекции в музеях не обновлялись, экспонаты приходили в негодность, становились невостребованными [7, с. 117].

Ограниченные рамки статьи не позволяют описать все применявшиеся формы и виды работы, способствующиепо-вышению профессионального мастерства педагогов. В дополнение к представленным в статье можно назвать экскурсии, публичные лекции, конференции, выставки, посетив которые, учителя имели возможность познакомиться с «улучшенными способами занятий в училищах, с наглядными пособиями» [6, с. 266].

Обсуждение и выводы

Проведенное исследование показало, что во второй половине XIX - начале XX в. были заложены основы системы непрерывного педагогического образования, складывалась определенная организационная структура, накапливался опыт проведения разных по своей масштабности, целевой и содержательной составляющей мероприятий, способствовавших повышению профессионального мастерства педагогических кадров. На решение данной задачи были направлены учительские съезды, педагогические музеи и общества, выступавшие площадками для научно-педагогических дискуссий, обмена результативными педагогическими практиками, способствовавшие консолидации педагогического сообщества. Они являются прообразом современной системы непрерывного

педагогического образования, призванной внедрять персонифицированные моделей повышения квалификации, осуществлять методическое сопровождение деятельности и развитие творческого потенциала педагогов, их активного профессионального взаимодействия.

Список литературы

1. Алешинцев И. А. История гимназического образования в России (XVIII и XIX век). -СПб., 1912. - 346 с.

2. Бунаков Н. Ф. Как я стал и как перестал быть «учителем учителей». - СПб., 1905. -159 с.

3. Историко-статистический очерк общего и специального образования в России. -СПб., 1883. - 259 с.

4. Левченко О. Ю. Вопросы преподавания иностранных языков в деятельности педагогического общества при Императорском Московском университете // Ученые записки ЗабГУ. - 2017. - Т. 12. - №2. - С.148-154.

5. Московский уездный съезд земских учителей и учительниц. [доклады съезду учителей и учительниц Московского уезда в августе 1901 года]. - М., 1901. - 187 с.

6. Народное образование в Вятской губернии за последние десять лет (18641874). - Вятка, 1875. - 348 с.

7. Обзор Курской гимназии за 1915 год. - Курск, 1916. - 136 с.

8. Отчет Томского педагогического общества за 1913 год. (четвертый год существования общества). - Томск, 1915. - 31 с.

9. Педагогический музей военно-учебных заведений 1864-1914. Исторический очерк / под ред. Я. Л. Барскова. - СПб., 1914. - 343 с.

10. Труды съезда учителей и учительниц земских народных училищ Екатеринбургского уезда, Пермской губернии, бывшего в г. Екатеринбурге с 8 по 14 июня 1911 г. -Екатеринбург, 1911. - 64 с.

11. Чарнолуский В. И. Вопросы народного образования на Первом общеземском съезде. - СПб.: Знание, 1912. - 180 с.

12. Чехов Н. В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века. - М., 1912. - 224 с.

References

1. Aleshincev, I. A. (1912) Istoriya gimnazicheskogo obrazovaniya v Rossii (XVIII iXIX vek). [History of gymnasium education in Russia (XVIII and XIX centuries)]. St. Petersburg. (In Russian).

2. Bunakov, N. F. (1905) Kak ya stal i kak perestal byt' «uchitelem uchitelej» [How I became and how I ceased to be a "teacher of teachers"]. St. Petersburg. (In Russian).

3. Istoriko-statisticheskij ocherk obshchego i special'nogo obrazovaniya v Rossii. (1883) [Historical and statistical essay of general and special education in Russia]. St. Petersburg. (In Russian).

4. Levchenko, O. YU. (2017) Voprosy prepodavaniya inostrannyh yazykov v deyatel'no-sti pedagogicheskogo obshchestva pri Imperatorskom Moskovskom universitete [Questions of teaching foreign languages in the activities of the pedagogical Society at the Imperial Moscow University]. Scientific notes of ZabGU. Vol. 12. No. 2. Pp. 148-154. (In Russian).

5. Moskovskij uezdnyj s"ezd zemskih uchitelej i uchitel'nic. [doklady s"ezdu uchitelej i uchitel'nic Moskovskogo uezda v avguste 1901 goda] [Moscow County Congress of Zemst-vo teachers and female teachers. [reports to the congress of teachers and female teachers of the Moscow district in August 1901]. Moscow, 1901. (In Russian).

6. Narodnoe obrazovanie v Vyatskoj gubernii za poslednie desyat' let (1864-1874). [Public education in Vyatka province for the last ten years]. Vyatka. 1875. (In Russian).

7. Obzor Kurskoj gimnazii za 1915 god [Review of the Kursk gymnasium for 1915]. Kursk. 1916. (In Russian).

8. Otchet Tomskogo pedagogicheskogo obshchestva za 1913 god. (chetvertyj god sushchestvovaniya obshchestva) [Report of the Tomsk Pedagogical Society for 1913. (the fourth year of the society's existence)]. Tomsk. 1915. (In Russian).

9. Pedagogicheskij muzej voenno-uchebnyh zavedenij 1864-1914. Istoricheskij ocherk pod redakciej YA. L .Barskova [Pedagogical Museum of Military educational institutions 18641914. Historical essay edited by Ya.L. Barskova]. St. Petersburg. 1914. (In Russian).

10. Trudy s"ezda uchitelej i uchitel'nic zemskih narodnyh uchilishch Ekaterinburgskogo uezda, Permskoj gubernii, byvshego v g. Ekaterinburge s 8 po 14 iyunya 1911 g. [Proceedings of the Congress of teachers and female teachers of the Zemstvo public schools of the Yekaterinburg district, Perm province, which was in Yekaterinburg from June 8 to June 14, 1911.] Ekaterinburg. 1911. (In Russian).

11. Charnoluskij, V. I. (1912) Voprosy narodnogo obrazovaniya na Pervom obshchezemskom s"ezde [Questions of public education at the First All-Russian Congress]. St. Petersburg. (In Russian).

12. Chekhov, N. V. (1912) Narodnoe obrazovanie v Rossii s 60-h godov XIX veka [Public education in Russia since the 60s of the XIX century]. (In Russian).

Об авторе

Левченко Ольга Юрьевна, доктор педагогических наук, доцент, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0002-9946-5902, e-mail: o.levchenko@lengu.ru

About the author

Olga Yu. Levchenko, Dr. Sci. (Ped.), Assistant Professor, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0002-9946-5902, e-mail: o.levchenko@lengu.ru

Поступила в редакцию: 20.09.2022 Принята к публикации: 29.11.2022 Опубликована: 29.12.2022

Received: 20 September 2022 Accepted: 29 November 2022 Published: 29 December 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.