Научная статья на тему 'СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ЗАУРАЛЬЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.'

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ЗАУРАЛЬЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / КОНФЕРЕНЦИЯ / TEACHER / CAREER DEVELOPMENT SYSTEM / PEDAGOGICAL COURSES / PEDAGOGICAL MUSEUM / CONFERENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина Елена Андреевна

Современная система образования переживает в настоящее время глобальные трансформации, и изменения без сомнений коснулись, как общего, так и педагогического образования. Для того чтобы верно выстроить стратегию развития процесса образования, необходимо обратиться к опыту прошлого, так как рассмотрение объекта исследования через призму исторического становления позволяет более четко и ясно проследить все противоречия, тенденции и пути дальнейшего развития изучаемого объекта. Цель исследования заключается в том, чтобы доказать, что в таком провинциальном регионе как Зауралье во второй половине XIX - начале XX вв. сложилась и развивалась система повышения квалификации учителей. В статье автор указывает на то, что система повышения квалификации учителя в России во второй половине XIX - начале XX вв. была неотъемлемой частью педагогического образования. Исторические процессы, происходящие в указанный временной промежуток, привели к появлению социально-политических, социально-экономических и педагогических предпосылок подготовки учительских кадров в стране. Несмотря на открытие педагогических учебных заведений, образовательный уровень учителей остается низким. Для повышения грамотности учителей и их квалификации в Зауралье, как и по всей России, создается система повышения квалификации учительских кадров, в которую в первую очередь входили учительские курсы и съезды, педагогические конференции, учительские библиотеки и экскурсии, педагогические музеи. В процессе работы над исследованием автором введены в оборот не публиковавшиеся ранее архивные документы, обнаруженные в дореволюционной и советской педагогической литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE AND FUNCTIONS OF THE CAREER DEVELOPMENTSYSTEM OF TEACHERS OF THE TRANS-URAL REGION IN THE SECONDHALF OF XIXTH - THE BEGINNING OF THE XXTH CENTURIES

The modern educational system is currently undergoing global transformations and changes that have absolutely affected both general and pedagogical education. In order to properly build a development strategy, it is necessary to turn to the experience of the past, as the consideration of research object through the lens of historical formation allows to more clearly considering all contradictions, trends and strategies of further development of the studied object. The aim of the study is to prove that in the provincial region such as the trans-Ural region in the second half of the 19th and the beginning of the 20th centuries, a system of teacher development was formed. The author states in the article that the system of advanced training of teachers in Russia in the second half of the 19th and the beginning of the 20th centuries was an integral part of pedagogical education. The historical processes taking place during this time period have led to the emergence of socio-political, socio-economic and pedagogical prerequisites for the training of teachers in the country. Despite the opening of pedagogical educational institutions, the educational level of teachers remained low. In order to improve the educational level of teachers and their qualifications in as the trans-Ural region, as throughout Russia, a system of advanced training of teachers was being created, which included teacher courses and congresses, pedagogical conferences, teacher libraries and excursions, pedagogical museums. During the work on the study, the author put into circulation previously unpublished archival documents found in pre-revolutionary and Soviet pedagogical literature.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ЗАУРАЛЬЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №2, Том 8 / 2020, No 2, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-2-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/76PDMN220.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Сорокина Е.А. Структура и функции системы повышения квалификации учителей Зауралья во второй половине XIX - начале XX вв. // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №2, https://mir-nauki.com/PDF/76PDMN220.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Sorokina E.A. (2020). Structure and functions of the career development system of teachers of the Trans-Ural region in the second half of XIXth - the beginning of the XXth centuries. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/76PDMN220.pdf (in Russian)

УДК 37(091) ГРНТИ 14.09.25

Сорокина Елена Андреевна

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», Шадринск, Россия

Доцент кафедры «Теории и практики германских языков» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: helen-a2003@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4569-0378

Структура и функции системы повышения квалификации учителей Зауралья во второй половине XIX - начале XX вв.

Аннотация. Современная система образования переживает в настоящее время глобальные трансформации, и изменения без сомнений коснулись, как общего, так и педагогического образования. Для того чтобы верно выстроить стратегию развития процесса образования, необходимо обратиться к опыту прошлого, так как рассмотрение объекта исследования через призму исторического становления позволяет более четко и ясно проследить все противоречия, тенденции и пути дальнейшего развития изучаемого объекта. Цель исследования заключается в том, чтобы доказать, что в таком провинциальном регионе как Зауралье во второй половине XIX - начале XX вв. сложилась и развивалась система повышения квалификации учителей. В статье автор указывает на то, что система повышения квалификации учителя в России во второй половине XIX - начале XX вв. была неотъемлемой частью педагогического образования. Исторические процессы, происходящие в указанный временной промежуток, привели к появлению социально-политических, социально-экономических и педагогических предпосылок подготовки учительских кадров в стране. Несмотря на открытие педагогических учебных заведений, образовательный уровень учителей остается низким. Для повышения грамотности учителей и их квалификации в Зауралье, как и по всей России, создается система повышения квалификации учительских кадров, в которую в первую очередь входили учительские курсы и съезды, педагогические конференции, учительские библиотеки и экскурсии, педагогические музеи. В процессе работы над исследованием автором введены в оборот не публиковавшиеся ранее архивные документы, обнаруженные в дореволюционной и советской педагогической литературе.

Ключевые слова: учитель; повышение квалификации; педагогические курсы; педагогический музей; конференция

https:// mir-nauki. com

Изучение развития и становления общего и педагогического образования в России во второй половине XIX - начале XX вв. представляет наибольший интерес для исследователей, так как именно в этот период происходят интенсивные социальные, экономические и политические преобразования, касающиеся всех аспектов жизни общества. В стремительными темпами развивающемся обществе появляются особые предпосылки, которые способствовали созданию и развитию сети подготовки учителей, а также повышению их квалификации. К таким предпосылкам мы относим социально-экономические предпосылки (экономическое развитие промышленности страны), социально-политические (законотворческая деятельность правительства) и педагогические (участие органов местного самоуправления в развитии образования в регионах, активная деятельность учителей-подвижников). Особая организация обучения лиц, занимающихся педагогической деятельностью, оказалась общественной потребностью. Активная законотворческая деятельность российского правительства в 60-70-е гг. XIX в., направленная на экономические преобразования в стране, на развитие сельского хозяйства, также послужила толчком для увеличения процента образованной рабочей силы. Для повышения грамотности не только городского, но и сельского населения были необходимы учителя с профессиональным педагогическим образованием, которое они могли получить в высших, средних и начальных учебных заведениях. Однако часть учителей, все же, имела низкий уровень грамотности и испытывала потребность в повышении своей квалификации. Для того чтобы эффективно организовать работу над повышением квалификации учителей в настоящее время, рационально обратиться к опыту прошлого. В процессе работы над исследованием нами введены в оборот ранее не публиковавшиеся архивные документы из дореволюционной и советской педагогической литературы.

В нашем исследовании мы попытаемся доказать наличие в Зауральской провинции в дореволюционный период системы повышения квалификации учителей, которая являлась неотъемлемой частью педагогического образования.

В качестве методов исследования мы применяли общие научные и историко-педагогические, такие как сопоставление, сравнение, обобщение, анализ первоисточников и др. В качестве архивных документов и первоисточников мы рассматривали отчеты органов местного самоуправления о педагогических курсах и съездах, данные об учебных заведениях, отчеты учителей в изучаемый период.

Изучая требования ведущих ученых и педагогов страны прошлого к народному учителю, довольно часто можно встретить утверждение о том, что у него обязательно должно быть время для работы над собственным развитием, т. е. совершенствованием. Так, например, считал П.Ф. Каптерев. Великий русский педагог и психолог полагал, что при отсутствии стремления к развитию и работе над самообразованием у учителя «порывается» духовная связь с его учениками. В.П. Вахтеров говорил, что для учителя важны такие позиции, как педагогическое творчество, свобода и знание всех распространенных методов преподавания. Актуальным стал вопрос не только о профессиональной подготовке учителей, но и о его повышении квалификации. Это было связано с низким уровнем образования выпускников средних педагогических учебных заведений. Известный российский педагог и методист Н.В. Чехов внес большой вклад в распространении учительских съездов, как наиболее доступной формы повышения квалификации педагогических работников. Николай Владимирович подготовил и провел всероссийский съезд по профессионально-техническому образованию, проходившему в 1895-1896 гг. Он занимался не только педагогической, но и методической работой, а именно лично наблюдал и анализировал занятия учителей, беседовал с молодыми педагогами, в качестве примера приводил опыт лучших педагогов России. Таким образом, мы видим, что вопрос о повышении квалификации учителя был актуален и в XIX в.

[4, с. 375].

https:// mir-nauki. com

Система повышения квалификации учителей начала формироваться во второй половине XIX в. в связи с развитием системы начального и среднего образования России. Развитие сети земских и государственных школ выявила потребность в создании специальных педагогических учебных заведений. Со стороны государства и органов местного самоуправления были предприняты меры по открытию учительских семинарий, гимназий с педагогическими классами, училищ с педагогическими курсами. Однако данные меры не удовлетворили потребности начальной школы в учителях с педагогическим образованием, так как большая часть учителей (особенно в сельской местности) не только не обладала методическими и педагогическими знаниями, но и имела довольно низкий уровень общего образования. В стране обнаруживается крайняя потребность в регулярном взаимодействии с сельским учителем.

Анализ педагогической литературы по истории педагогики позволяет сделать вывод о том, что наиболее распространенными и доступными формами повысить квалификацию учителей были педагогические съезды и курсы. Педагогические съезды представляли собой совещания, где молодые и опытные российские учителя могли обсудить возникающие проблемы системы школьного образования, пути и способы его развития.

Педагогические курсы также относились к популярным способам повысить свой методический и педагогический опыт. По своему содержанию, курсы могли быть педагогическими, на которых рассматривались вопросы строго по педагогике и методике, и общеобразовательные, где учителя могли повысить свою общую подготовку. В 1897 г. педагогические курсы состоялись в 9 городах, в 1898 г. - в 19, в 1899 - в 12. Всего за 1897-1904 гг. курсы проводились более 90 раз. К 1909 г. происходит разделение обязанностей губернских и уездных земств страны: губернские земства были ответственны за организацию общеобразовательных курсов, а уездные за организацию педагогических.

Научно-популярный журнал «Вестник воспитания» в 1912 г. описал пожелания к общеобразовательным летним учительским курсам. По мнению авторов журнала, временные педагогические курсы наряду со специальной педагогической подготовкой дают учителям возможность с пользой провести отпуск. Общеобразовательная подготовка курсов должна быть сопряжена с чтением таких лекций, как педагогическая психология, история школы, обзор новейших течений в педагогике. Так как цель краткосрочных курсов - научное изучение и исследование, то практические занятия по методике исключались из программы. Авторы журнала критикуют такие курсы, где наблюдается разнообразие рассматриваемых вопросов и большое количество слушателей, так как с их точки зрения подобная организация работы является неэффективной [3, с. 71].

Как мы уже говорили ранее, все курсы делились на общеобразовательные и педагогические. По мнению авторов «Вестника воспитания», общеобразовательные губернские курсы должны быть расширены уездными специальными курсами. Это означало, что на первых курсах давалась научная подготовка, на вторых - она подкреплялась методическими умениями.

В 1878 г. в Шадринске организовали летние курсы учителей. Руководителем курсов был назначен учитель подготовительного класса Пермской гимназии Кирикщиков. Содержание курсов включало такие вопросы: «образцовые» уроки руководителя курсов, уроки участников курсов, анализ уроков. Таким образом, одни учителя получили возможность узнать о новейших методах обучения, другие - познакомиться с дальнейшим развитием этих методов и исправить собственные методические ошибки, третьи - поделиться с коллегами своим положительным опытом [9].

В 90-е гг. XIX в. широкое распространение получает общественно-педагогическое движение, результатом деятельности которого стала активная организация образовательных

https:// mir-nauki. com

съездов учителей. Функции съездов были различны: они занимались подготовкой учителей, с одной стороны, и повышали квалификацию народных учителей, с другой стороны. Съезды организовывались по инициативе учебных округов, земств, как в центральных регионах, так и в провинции. В ноябре 1899 г. правительство Российской империи решило взять под особый контроль деятельность педагогического движения и ограничило организацию съездов учителей начальных училищ. Данные правила жестко регламентировали организацию съездов, но, несмотря на жесткий контроль, земства продолжали их организовывать. С декабря 1902 г. по апрель 1917 г. состоялось 14 всероссийских съездов учителей, где обсуждались вопросы: подготовка учителей для школ, повышение общеобразовательного уровня учителей, организация мероприятий по поддержанию уровня знаний учителей и их интереса к своей работе.

На педагогических съездах обычно составлялось следующее расписание. В первой половине дня руководители съездов читали лекции и вели «показательные», т. е. открытые уроки. После урока участники съезда имели возможность проанализировать, обсудить и дать оценку зафиксированным ошибкам. Во второй половине дня участникам съезда предлагалось поучаствовать в конференциях, на которых обсуждались особенно актуальные и спорные вопросы педагогики и методики [5, с. 239].

В Зауралье учителя занимали активную жизненную позицию и часто обращались к земской управе с просьбами об организации педагогических съездов. В 1874 г. городская управа поддержала подобное прошение учителей и в г. Шадринске Пермской губернии состоялся первый учительский съезд, на котором рассматривался широкий спектр вопросов: возможности повышения квалификации учительского корпуса региона, совершенствование классических методов преподавания школьных дисциплин, профориентационная работа среди выпускников начальных школ с целью привлечения молодого поколения в педагогическую профессию. В июле 1883 г. состоялся следующий учительский съезд, значимость которого выражается в том, что его руководителем был один из самых известных педагогов России -Н.Ф. Бунаков. Обычно организация съездов была глобальная и серьезная, и ознакомиться с программой работы съезда можно было уже за полгода до его проведения. В педагогическом съезде1883 г. в уездном городе Пермской губернии Шадринск принимало участие 144 педагога, которые трудились в соседних губерниях. Теоретическая половина съезда была посвящена обсуждению значимых на тот момент вопросов российской школы: финансовое обеспечение, нравственное воспитание, связь школы с селом, женское образование. В практической части съезда участниками было проведено 76 открытых уроков, из которых 40 показал «учитель учителей» Н.Ф. Бунаков [1, с. 354].

На съезде 1883 г. молодые учителя Зауралья получили прекрасную возможность познакомиться с новыми методами и приемами преподавания и воспитания учащихся начальных учебных заведений. Хотелось бы отметить, что Николай Федорович Бунаков положительно высказался об учителях Шадринского уезда. Он указал, что в уезде работают заинтересованные профессионалы, которые не боятся трудностей, искренне любят свое дело и край. Поэтому на долгое время они остаются преподавать в местных школах, даже если им предлагают более выгодное место работы. «Нигде еще, - пишет Н.Ф. Бунаков, - мне не приходилось встречать столько умелых и горячо любящих свое дело учителей и учительниц, как в этом крае» [9].

В 1885 г. вышел указ Министерства народного просвещения о запрете учительских съездов в связи с опасностью возникновения в учительской среде революционных идей. Но сельские учителя особенно нуждались в таких собраниях, где могли получить квалифицированный совет, руководство к действию, узнать об инновациях в педагогической и методической литературе. Поэтому вместо съездов, они динамично участвовали в курсах,

книжных ярмарках, выставках. На этих мероприятиях учителя стремились встретиться с единомышленниками и обсудить интересующие их вопросы начального образования [2, с. 283].

«Спутник народного учителя и деятеля народного образования» от 1908 г. рассказывает о таких способах повышения квалификации, как учительские библиотеки и педагогические музеи. Что касается учительских библиотек, то согласно данному периодическому изданию, каждое земство или город должны выписывать педагогические периодические издания и организовывать учительские библиотеки при каждой школе, и учителя могли пользоваться данным материалом бесплатно. Педагогические музеи, в свою очередь, организовывались при учебном заведении и содержали в себе наглядные пособия по различным дисциплинам, учебные пособия, коллекции планов, рисунков, моделей школьных знаний, специальную педагогическую библиотеку [10, с. 203].

Педагогический музей во второй половине 19 - начале 20 вв. считался хорошей возможностью для совершенствования педагогических и методических знаний учителей. Согласно педагогической энциклопедии, педагогический музей - это учреждение культуры и образования, которое занимается сбором, хранением, изучением и популяризацией различных предметов и документов, касающихся просвещения [6, ст. 343]. В зависимости от цели организации материал педагогических музеев распределялся на две категории. К первой группе относились экспонаты, которые постоянно были на экспозиции в здании музея. Ко второй группе относились материалы, которые предоставлялись в пользование учебным заведениям и учителям на определенное время. Нужно отметить, что крупные музеи не ограничивались залами с выставками. Часто они включали в себя специальную библиотеку с педагогическими изданиями, мастерскую, склад, литературно-издательский и справочный отделы. Кроме этого, педагогические музеи могли заниматься издательской деятельностью [7, с. 356].

Таким образом, педагогический музей представлял собой многофункциональное учреждение, занимающееся просветительской и педагогической деятельностью. Он мог оказать значительную помощь педагогам в провинции, которые не имели возможности получить высшее педагогическое образование и регулярно посещать педагогические курсы для повышения своего педагогического и методического уровня. Именно поэтому попечительское общество г. Кургана Тобольской губернии обратилось к министру народного просвещения с прошением об организации музея, которое было исполнено в 1901 г. Это был третий педагогический музей в Российской империи, на базе которого сразу была организована библиотека с пособиями по программе начальной и средней школы.

Педагогические конференции также входили в систему повышения квалификации учителей. Современный справочник по педагогике трактует конференцию как способ организации обсуждения научных, методических и производственных проблем с целью выявления путей решения [8, с. 159]. В конце XIX - начале XX вв. педагогические конференции проходили на базе различных учебных заведений, и в них участвовали учителя всего региона. Например, в Шадринском уезде 26 и 27 февраля 1901 г. педагогическая конференция проходила на базе Верхтеченского училища в одноименном селе. На данной конференции, помимо учебно-воспитательных вопросов, на повестке дня оказался актуальный вопрос об открытии школьных музеев в училищах, представители которых присутствовали на конференции. До этого момента открытие музеев было невозможным ввиду недостаточного финансирования, поэтому участники конференции просили у Шадринского уездного земства денежное ассигнование в размере 200 руб. На выделенные деньги предполагалось закупить оборудования для хранения наглядных средств обучения, нехватка которых остро ощущалась при обучении крестьянских детей [9].

Организация экскурсий также рассматривалась, как возможность повысить квалификацию у учителей и учениц педагогических учебных заведений. В архивных фондах

нами не была обнаружена информация об экскурсиях, в которых принимали бы участие только учителя региона. Однако в 1913 г. на экскурсию отправились ученицы Шадринской Алексеевской женской гимназии, которые по окончанию курса обучения получали свидетельство на звание учительницы. Будущие педагоги посетили главные достопримечательности, монастыри, фабрики в крупных городах России (Москва, Киев, Воронеж, Самара и др.).

Таким образом, вполне правомерно можно сделать вывод о том, что на территории Зауралья сложилась система повышения квалификации учителей, типичная для провинциальных регионов России, в которую входили педагогические курсы и съезды, конференции, учительские библиотеки и музеи. Рассмотренные формы повышения образовательного и методического уровня учителей успешно функционировали и дополняли друг друга. Необходимо отметить, что в педагогических курсах и съездах участвовали учителя начальных и средних учебных заведений. А так как в Зауральском регионе во второй половине XIX - начале XX вв. не существовало высших учебных заведений, то практически весь корпус региона был охвачен системой повышения квалификации учительских кадров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бунаков, Н.Ф. Как я стал и как перестал быть «учителем учителей» / Н.Ф. Бунаков // Избранные педагогические сочинения - М.: АПН РСФСР, 1953. - С. 328-394.

2. Журнал Министерства народного просвещения. - СПб., 1886. Часть ССXLIII.

3. Звягинцев Е. Летние учительские курсы // Вестник воспитания: научно-популярный журнал / под ред. д-ра Н.Ф. Михайлова. М.: Типо-литография Товарищества И.Н. Кушнерев и Ко. - 1912, февраль № 2. - 124 с.

4. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. - Петроград: Книжный склад «Земля», 1915. - 746 с. С. 375.

5. Педагогические общества, их организация и значение для народных училищ // Вопросы и нужды учительства: Восьмой сборник статей и справок. - М., 1910. -495 с.

6. Педагогическая энциклопедия. Гл. ред.: И.А. Каиров (глав. ред.) и др., т.3, М., Советская энциклопедия, 1966 г. - 880 столб. с илл.

7. Рождественский, С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902. [Текст]. - СПб., 1902. - 786 с.

8. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. ПИ. Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 448 с. С. 159.

9. Сорокина, Е.А. Система повышения квалификации учителей в Зауралье во второй половине XIX - начале XX вв. // Педагогическое образование в России. 2016. № 12. С. 209-212.

10. Спутник народного учителя и деятеля народного образования: Сборник законов и сведений. / сост. В.И. Чарнолуский. - СПб.: Типография Б.М. Вольфа. - 1908. -386 с.

Sorokina Elena Andreevna

Shadrinsk state pedagogical university, Shadrinsk, Russia

E-mail: helen-a2003@mail.ru

Structure and functions of the career development system of teachers of the Trans-Ural region in the second half of XIXth - the beginning of the XXth centuries

Abstract. The modern educational system is currently undergoing global transformations and changes that have absolutely affected both general and pedagogical education. In order to properly build a development strategy, it is necessary to turn to the experience of the past, as the consideration of research object through the lens of historical formation allows to more clearly considering all contradictions, trends and strategies of further development of the studied object. The aim of the study is to prove that in the provincial region such as the trans-Ural region in the second half of the 19th and the beginning of the 20th centuries, a system of teacher development was formed. The author states in the article that the system of advanced training of teachers in Russia in the second half of the 19th and the beginning of the 20th centuries was an integral part of pedagogical education. The historical processes taking place during this time period have led to the emergence of socio-political, socioeconomic and pedagogical prerequisites for the training of teachers in the country. Despite the opening of pedagogical educational institutions, the educational level of teachers remained low. In order to improve the educational level of teachers and their qualifications in as the trans-Ural region, as throughout Russia, a system of advanced training of teachers was being created, which included teacher courses and congresses, pedagogical conferences, teacher libraries and excursions, pedagogical museums. During the work on the study, the author put into circulation previously unpublished archival documents found in pre-revolutionary and Soviet pedagogical literature.

Keywords: teacher; career development system; pedagogical courses; pedagogical museum; conference

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.