Научная статья на тему 'Система повышения квалификации учителей в Зауралье во второй половине XIX - начале XX вв'

Система повышения квалификации учителей в Зауралье во второй половине XIX - начале XX вв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СЪЕЗДЫ / КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МУЗЕИ / PEDAGOGICAL EDUCATION / PEDAGOGICAL CONGRESSES / ADVANCED TRAINING / ADVANCED TRAINING FOR TEACHERS / HISTORY OF PEDAGOGICAL EDUCATION / PEDAGOGICAL MUSEUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина Елена Андреевна

В статье рассматривается исторический аспект проблемы повышения квалификации учителей в Зауралье. В процессе исследования автором проведен анализ архивных документов, на основании которых сделаны следующие выводы. Помимо типичной для провинции системы подготовки учительских кадров, включающей в себя мужские и женские училища, городские училища, учительскую семинарию, систему интерната, в Зауралье функционировала разветвленная сеть усовершенствования педагогических кадров. Она включала в себя организацию педагогических курсов, совещаний, конференций, съездов, возникали новые формы повышения квалификации учителей, такие как педагогический музей, учительские библиотеки, учительские экскурсии, охватывающие практически весь корпус региона. Кроме этого автором раскрывается значительный вклад органов местного самоуправления в процесс повышения квалификации учителей рассматриваемого региона. Полученная в результате анализа архивных данных информация о состоянии педагогического образования может быть использована при описании системы повышения квалификации педагогов в других регионах страны. Материалы исследования могут быть использованы для разработки лекций и учебных пособий по истории педагогики и образования Зауралья, при создании обобщающих трудов по педагогическому образованию. Содержащиеся в работе теоретические положения и выводы могут быть положены в основу деятельности институтов повышения квалификации педагогических работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF PROFESSIONAL ADVANCEMENT OF TEACHERS IN THE TRANS-URALS REGION IN THE SECOND HALF OF THE 19TH - THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURIES

The article dwells on the historical aspect of the problem of professional development of teachers in Trans-Urals region. In the course of her research, the author has analyzed archival documents on the basis of which the following conclusions have been drawn. In addition to the typical provincial system of training teachers comprising boys and girls schools, city schools, teacher's seminary, and the system of boarding schools an extensive network of advanced training of teachers functioned in the Trans-Urals region. It included the organization of pedagogical courses, meetings, conferences, congresses; there were new forms of professional advancement of teachers, such as pedagogical museum, teacher's libraries, and teacher’s excursions covering practically the whole region. Besides, the author describes the significant contribution of local government bodies to the process of advanced training of teachers of the region under consideration. The information about the state of pedagogical education obtained as a result of the analysis of archival documents can be used in for description of systems of advanced training of teachers in other regions of the country. The materials of the study can be used in the course of lectures and while designing teachers’ guides in the history of pedagogy and education of the Trans-Urals region, and in writing theoretical works on pedagogical education. The theoretical assumptions and conclusions laid out in the paper can be put at the basis of activities of institutes of advanced training of pedagogical workers.

Текст научной работы на тему «Система повышения квалификации учителей в Зауралье во второй половине XIX - начале XX вв»

УДК 371.14(091 )(470.58) ББК 4403(235.55)5

ГСНТИ 14.09.25

Код ВАК 13.00.01

Сорокина Елена Андреевна,

кандидат педагогических наук, кафедра славяно-германской филологии, Шадринский государственный педагогический университет; 641870, г. Шадринск, ул. К.-Либкнехта, 3; e-mail: [email protected].

СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ В ЗАУРАЛЬЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогическое образование; педагогические съезды; курсы повышения квалификации; повышение квалификации учителей; история педагогического образования; педагогические музеи.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается исторический аспект проблемы повышения квалификации учителей в Зауралье. В процессе исследования автором проведен анализ архивных документов, на основании которых сделаны следующие выводы. Помимо типичной для провинции системы подготовки учительских кадров, включающей в себя мужские и женские училища, городские училища, учительскую семинарию, систему интерната, в Зауралье функционировала разветвленная сеть усовершенствования педагогических кадров. Она включала в себя организацию педагогических курсов, совещаний, конференций, съездов, возникали новые формы повышения квалификации учителей, такие как педагогический музей, учительские библиотеки, учительские экскурсии, охватывающие практически весь корпус региона. Кроме этого автором раскрывается значительный вклад органов местного самоуправления в процесс повышения квалификации учителей рассматриваемого региона. Полученная в результате анализа архивных данных информация о состоянии педагогического образования может быть использована при описании системы повышения квалификации педагогов в других регионах страны. Материалы исследования могут быть использованы для разработки лекций и учебных пособий по истории педагогики и образования Зауралья, при создании обобщающих трудов по педагогическому образованию. Содержащиеся в работе теоретические положения и выводы могут быть положены в основу деятельности институтов повышения квалификации педагогических работников.

Sorokina Elena Andreevna,

Candidate of Pedagogy, Department of Slavic and Germanic Philology, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia.

THE SYSTEM OF PROFESSIONAL ADVANCEMENT OF TEACHERS IN THE TRANS-URALS REGION IN THE SECOND HALF OF THE 19TH - THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURIES

KEYWORDS: pedagogical education; pedagogical congresses; advanced training; advanced training for teachers; history of pedagogical education; pedagogical museum.

ABSTRACT. The article dwells on the historical aspect of the problem of professional development of teachers in Trans-Urals region. In the course of her research, the author has analyzed archival documents on the basis of which the following conclusions have been drawn. In addition to the typical provincial system of training teachers comprising boys and girls schools, city schools, teacher's seminary, and the system of boarding schools an extensive network of advanced training of teachers functioned in the Trans-Urals region. It included the organization of pedagogical courses, meetings, conferences, congresses; there were new forms of professional advancement of teachers, such as pedagogical museum, teacher's libraries, and teacher's excursions covering practically the whole region. Besides, the author describes the significant contribution of local government bodies to the process of advanced training of teachers of the region under consideration. The information about the state of pedagogical education obtained as a result of the analysis of archival documents can be used in for description of systems of advanced training of teachers in other regions of the country. The materials of the study can be used in the course of lectures and while designing teachers' guides in the history of pedagogy and education of the Trans-Urals region, and in writing theoretical works on pedagogical education. The theoretical assumptions and conclusions laid out in the paper can be put at the basis of activities of institutes of advanced training of pedagogical workers.

О:

отечественное образование в стратегической перспективе рассматривается как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства. Это влечет за собой системные изменения, для реализации которых в практику требуется педагог, обладающий достаточным уровнем профессиональной компетентности и профессионализма. Безусловно, в динамично развивающемся обществе невозможно раз и навсегда достичь такой достаточный уровень квалификации. Следовательно, возни-

кает объективная необходимость в повышении квалификации как формы ценностно -смыслового, содержательного и технологического обогащения системы профессиональной деятельности.

Для того чтобы понять логику и принципы построения работы по повышению квалификации учителей в наши дни, обратимся к истории вопроса. Система повышения квалификации учительских кадров всегда являлась неотъемлемой частью педагогического образования. Хронологические

© Сорокина Е. А., 2016

рамки нашего исследования охватывают вторую половину XIX - начало XX вв. (до 1917 г.). Это связано с тем, что школа в России интенсивно развивалась во второй половине XIX в. - эпоху важных социальных реформ, затронувших все стороны жизни страны. А события февраля 1917 г. в отечественной историографии принято считать началом другого периода в истории России.

Проблема повышения квалификации учителей в Зауралье в рассматриваемый период не являлась предметом специального исследования. Краеведы и историки уделяли внимание отдельным учебным заведениям, выявляли особенности их развития (А. С. Белкин, И. Б. Бритвина, Н. Ф. Емельянов, И. С. Менщиков, А. Л. Михащенко) [1; 2; 3; 7; 8].

Необходимо подчеркнуть, что педагогическая подготовка и система повышения квалификации работников образования в провинциальных регионах отличались от центральной части страны. В первую очередь это проявлялось в отсутствии высших педагогических заведений на местах, небольшом количестве специализированных семинарий и гимназий. Большая часть учителей получала звание учителя в педагогических классах при мужских и женских гимназиях, а также сдавая экзамены в городских училищах (система экстерната). Что касается повышения квалификации учителей, то в изучаемый период на территории Зауралья существовала типичная для провинции система, в которую входили: педагогические съезды, курсы, конференции, учительские библиотеки, педагогический музей, специальные экскурсии учителей.

Краткосрочные педагогические курсы, целью которых было повышение образовательного, культурного и профессионального уровней учителей уезда, по времени и экономическим затратам оказались выгоднее для городской управы, поэтому быстро стали наиболее массовой формой повышения квалификации. Они решали следующие задачи: поднять политический уровень учительства; повысить его педагогический и методический уровень; провести общеобразовательную подготовку учителей [13]. Обычно на курсах затрагивались проблемы обучения основным предметам (грамота, счет, арифметика), проводились открытые уроки и их обсуждение, организовывались выставки педагогической литературы [15].

Распространенной формой повышения квалификации учителей также были педагогические съезды, где активно обсуждались насущные вопросы из школьной жизни, происходил обмен опытом [9]. На первом Шадринском трехдневном педагогическом съезде учителями обсужда-

лись следующие моменты: повышение квалификации преподавателей, совершенствование методов и средств преподавания, целенаправленный отбор кандидатов для педагогической деятельности. В середине 70-х гг. XIX в. земская управа (орган местного самоуправления) выступила с инициативой о ежегодном проведении учительских съездов, целью которых стал бы обмен опытом, обобщение и выработка одинаковых и более рациональных способов преподавания [14].

Организованные съезды должны были решить следующие задачи: активизировать желание учителей к самообразованию и совершенствованию; обучить их методам обучения; научить преподавателей работать с тремя отделениями одновременно; выявить учителей с недостаточной грамотностью, обучить их орфографии и «навыку письменного изложения» [5].

Без сомнения, отсутствие квалифицированных педагогических кадров препятствовало открытию новых школ. Статистика показала, что на 1 октября 1881 г. в земских школах Зауралья состояло на службе 26 учителей и 23 учительницы. Из них лишь 15% учителей и 78% учительниц имели педагогическое образование [5].

Многие учителя сами понимали, что им необходима дидактическая помощь и педагогическое руководство, о чем они сообщали вышестоящим органам [4]. Городская управа пошла навстречу педагогам и организовала в 1883 г. съезд под руководством ученика К. Д. Ушинского Н. Ф. Бунакова, который уже проводил подобные съезды во многих городах России, таких как: Кострома, Псков, Херсон, Ирбит [10]. Цель съезда организаторы видели в обмене опытом между учителями уезда, определении задач народной школы, повышении эффективности методов и приемов обучения. Во время работы съезда планировалось обсудить следующие вопросы: задачи школы и ее связь с народом, нравственное влияние учителя на учеников, дисциплина, привлечение девочек к обучению в школах и др. [4].

На время работы педагогического съезда в Шадринск приехало 144 учителя из соседних уездов. Занятия делились на практические и теоретические. Практическая часть заключалась в проведении открытых уроков. Для этой цели была организована временная школа, которая состояла из 39 учеников 1-3 классов. Учителями проведено 76 показательных уроков, из которых 40 преподал Н. Ф. Бунаков. Далее следовало обсуждение просмотренных уроков и чтение докладов, посвященных проблемам методики обучения, преподавания пения и гимнастики, материальному обеспечению

школ, отношению крестьян к народному учителю, обустройству общежитий для учащихся [9].

Еще одной формой повышения квалификации учителей стали педагогические конференции. Они регулярно проходили в Шадринском уезде и их целью был поиск способов совершенствования учебно-воспитательной работы школ. Например, на педагогической конференции в селе Верхте-ченском, которая проходила 26 и 27 февраля 1901 г., обсуждалась возможность открытия в ряде училищ уезда школьных музеев для реализации принципа наглядности обучения [11].

Фундаментальные (учительские) и ученические библиотеки, книжные фонды которых постоянно пополнялись, также являлись способом повышения квалификации учителей. Ежегодно учебными заведениями г. Шадринска и г. Кургана закупались учебники и учебные пособия, произведения русских и зарубежных классиков, осуществлялась подписка более десятка российских газет и детских журналов.

Большую роль в развитии народного образования, а также в процессе повышения квалификации учителей уезда сыграло городское Общество попечительства об учащихся в

Кургане и Шадринске, одной из сторон деятельности которого было просветительство, а именно пропаганда знаний посредством библиотек и книжной торговли, проведения народных чтений, создания базы учебно-наглядных пособий. Попечительское Общество направило ходатайство в 1901 г. министру народного просвещения П. С. Ванновскому и он разрешил открыть в Кургане третий в Российской империи педагогический музей (после Киевского и Виленского) [12].

Инициативная группа при безусловной поддержке членов попечительского совета создает библиотеку и приобретает для нее наглядные пособия по различным разделам программ начальной и средней школы. Книги и учебные пособия из этой библиотеки выдавались городским школам, прогимназии, мужской и женской гимназиям, низшим профессиональным учебным заведениям на время.

Таким образом, мы можем утверждать, что к началу XX в. в Зауралье сложилась разветвленная сеть усовершенствования педагогических кадров, в которую входили не только педагогические съезды, курсы, конференции, но и учительские библиотеки, экскурсии, педагогический музей, охватывающие практически весь корпус региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белкин А. С. История образования на Урале : мат-лы к учеб.курсу. Екатеринбург, 2005. С. 78-89.

2. Бритвина И. Б. Роль земств в Пермской губернии в развитии народного образования / И. Б. Бритвина // Культура Зауралья: прошлое и настоящее : сб. науч. тр. Курган, 2003. Вып. 5. С. 78-82.

3. Емельянов Н. Ф. Город Курган. 1782-1917: социально-экономическая история. Курган : Изд-во Кург. пед. ин-та, 1992. 256 с.

4. Журналы 15 Шадринского уездного земского собрания. По народному образованию. Шадринск, 1885. Т. 2. С. 229.

5. Журналы 20 Шадринского уездного земского собрания. По народному образованию: в 2 т. Т.2. Шадринск, 1890. С. 21.

6. Журналы 21 очередного Шадринского уездного земского собрания. Т. 2. Шадринск, 1891. 326 с.

7. Менщиков В. В., Павлуцких Г. Г., Никитин В. А. Освоение Южного Зауралья в XVII-XIX вв. Курган, 1993. 106 с.

8. Михащенко А. Л. Деятельность Шадринского земства по развитию народного образования // Культура Зауралья: прошлое и настоящее : сб. науч. тр. Курган, 2003. Вып. 5. С. 82-89.

9. Полетаев Н. Несколько слов по поводу переписки барона Н. А. Корфа / / Народное образование. 1896. № 8. С. 43-53.

10. Полуказакова Е. А. Развитие педагогических идей повышения квалификации учителей в России во второй половине XIX - начале XX вв. : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1996. 24 с.

11. Русский начальный учитель. СПб, 1884. № 1. С. 17.

12. Спутник народного учителя и деятеля народного образования / В. И. Чарнолуский. СПб. : Типография Б. М. Вольфа, 1908. 386 с.

13. Чистякова О. А. История становления педагогического образования на Урале // Наука и образование Зауралья. 2000. № 2. С. 43-47.

14. Государственное казенное учреждение «Государственный архив в г. Шадринске». Фонд 492. Опись 1. Дело 1884. Лист 1 об.

15. Государственное казенное учреждение «Государственный архив в г. Шадринске». Фонд 492. Опись 1. Дело 1945. Лист 3.

REFERENCES

1. Belkin A. S. Istorija obrazovanija na Urale : mat-ly k ucheb.kursu. Ekaterinburg, 2005. S. 78-89.

2. Britvina I. B. Rol' zemstv v Permskoj gubernii v razvitii narodnogo obrazovanija / I. B. Britvina // Kul'tura Zaural'ja: proshloe i nastojashhee : sb. nauch. tr. Kurgan, 2003. Vyp. 5. S. 78-82.

3. Emel'janov N. F. Gorod Kurgan. 1782-1917: social'no-jekonomicheskaja istorija. Kurgan : Izd-vo Kurg. ped. in-ta, 1992. 256 s.

4. Zhurnaly 15 Shadrinskogo uezdnogo zemskogo sobranija. Po narodnomu obrazovaniju. Shadrinsk, 1885. T. 2. S. 229.

5. Zhurnaly 20 Shadrinskogo uezdnogo zemskogo sobranija. Po narodnomu obrazovaniju: v 2 t. T.2. Shadrinsk, 1890. S. 21.

6. Zhurnaly 21 ocherednogo Shadrinskogo uezdnogo zemskogo sobranija. T. 2. Shadrinsk, 1891. 326 s.

7. Menshhikov V. V., Pavluckih G. G., Nikitin V. A. Osvoenie Juzhnogo Zaural'ja v XVII-XIX vv. Kurgan, 1993. 106 s.

8. Mihashhenko A. L. Dejatel'nost' Shadrinskogo zemstva po razvitiju narodnogo obrazovanija // Kul'tura Zaural'ja: proshloe i nastojashhee : sb. nauch. tr. Kurgan, 2003. Vyp. 5. S. 82-89.

9. Poletaev N. Neskol'ko slov po povodu perepiski barona N. A. Korfa // Narodnoe obrazovanie. 1896. № 8. S. 43-53.

10. Polukazakova E. A. Razvitie pedagogicheskih idej povyshenija kvalifikacii uchitelej v Rossii vo vtoroj polovine XIX - nachale XX vv. : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 1996. 24 s.

11. Russkij nachal'nyj uchitel'. SPb, 1884. № 1. S. 17.

12. Sputnik narodnogo uchitelja i dejatelja narodnogo obrazovanija / V. I. Charnoluskij. SPb. : Tipografija B. M. Vol'fa, 1908. 386 s.

13. Chistjakova O. A. Istorija stanovlenija pedagogicheskogo obrazovanija na Urale / / Nauka i obrazovanie Zaural'ja. 2000. № 2. S. 43-47.

14. Gosudarstvennoe kazennoe uchrezhdenie «Gosudarstvennyj arhiv v g. Shadrinske». Fond 492. Opis' 1. Delo 1884. List 1 ob.

15. Gosudarstvennoe kazennoe uchrezhdenie «Gosudarstvennyj arhiv v g. Shadrinske». Fond 492. Opis' 1. Delo 1945. List 3.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. А. Казаева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.