УДК 373(091)
DOI: 10.21209/2542-0089-2016-11-5-48-52
Татьяна Константиновна Клименко,
доктор педагогических наук, профессор, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),
e-mail: klimenko_tk@mail.ru Ольга Юрьевна Левченко, доктор педагогических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),
e-mail: levchenkozip@mail.ru
Подготовка учителей иностранного языка в ретроспективе развития педагогического образования (XIX - начало XX века)
Обращение авторов статьи к истории профессиональной подготовки учителей иностранного языка в России имеет несомненную актуальность, т. к. способствует воссозданию исторической ретроспективы общероссийской образовательной системы в целом. Опираясь на изученные исторические документы и историко-педагогические работы, авторы доказывают, что подготовка учителей иностранных языков в XIX - начале XX века была вариативной и осуществлялась в различных типах учебных заведений (учительские семинарии, институты, гимназии и т. д.). Нехватка учителей иностранных языков обусловила практику привлечения к преподаванию иностранцев, часто не имевших должной профессиональной подготовки. Иностранцы, пожелавшие заниматься преподаванием иностранных языков, были обязаны пройти специальные испытания. В статье показано, что вопросы подготовки учителей иностранного языка неоднократно привлекали внимание общественности и обсуждались на различных научно-педагогических мероприятиях. Повышение уровня профессиональной компетенции осуществлялось за счёт языковых стажировок за границей, педагогических обществ, курсов и самообразования. В качестве примера авторы приводят сведения о деятельности отделения новых языков, созданного при Московском университете. Вопросы, касающиеся организации иноязычного образования, обсуждались на педагогических съездах, что способствовало совершенствованию профессионального мастерства и обмену положительным опытом. Всестороннее изучение и творческое использование накопленного исторического опыта представляется значимым в контексте модернизации отечественного иноязычного образования на современном этапе.
Ключевые слова: история педагогического образования, иностранные языки
Tatiana K. Klimenko,
Doctor of Pedagogy, Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia),
e-mail: klimenko_tk@mail.ru Olga Yu. Levchenko, Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia), e-mail: levchenkozip@mail.ru
Preparation of Foreign Language Teachers in a Retrospective of the Development of Pedagogical Education (the XIX - Early XX Centuries)
Contacting authors of the article to the history of professional training of foreign language teachers in Russia has indisputable relevance, since it contributes to the rebuilding of historical retrospective of Russian educational system as a whole. Based on the study of historical documents and historical and pedagogical works, the authors prove that the preparation of foreign languages teachers in the XIX - early XX centuries was elective and was conducted in different types of educational institutions (teacher's seminaries, institutes, gymnasiums, etc.). The shortage of foreign language teachers caused the practice of involving to teaching the foreigners some of which didn't have the proper vocational training. The foreigners who wished to be engaged
48
© Т. К. Клименко, О. Ю. Левченко, 2016
in teaching of foreign languages were obliged to undergo the special tests. The article shows that the issues of training of foreign language teachers have repeatedly attracted public attention and have been discussed in various scientific and pedagogical meetings. The increasing of the level of professional competence was carried out at the expense of language training abroad, congresses, courses, and self-education. As an example, the authors present information about the activity of the department of modern languages, created at Moscow University. The issues concerning the organization of foreign language education were discussed at the pedagogical congresses and it is promoted the improvement of professional skills and exchange of positive experience. Comprehensive study and creative use of the accumulated historical experience seems to be significant in the context of modernization of the national foreign language education at the modern stage.
Keywords: history of pedagogical education, foreign languages
Введение. Обращение к истории отечественного педагогического образования имеет несомненную актуальность, т. к. оно прошло долгий и славный путь, требующий всестороннего изучения и научного описания. История подготовки педагогических кадров является важным звеном в воссоздании исторической ретроспективы общероссийской образовательной системы в целом. Ф. Л. Ратнер и М. В. Нефёдова справедливо называют систему подготовки педагогических кадров «стержнем» в процессе модернизации, подчёркивая при этом важность учёта исторического опыта [8, с. 189]. Несмотря на интерес исследователей, проявленный к истории кадрового обеспечения иноязычного образования (А. А. Миролюбов, С. М. Никонова, Ф. Л. Ратнер), остаются аспекты, требующие своего дальнейшего изучения.
Методы и методика исследования. Анализ архивных материалов, государственных нормативных документов, исто-рико-педагогических исследований, касающихся рассматриваемого периода, показал, что подготовка учительских кадров в досоветский период была достаточно вариативной и осуществлялась не только в специальных профессионально-педагогических учебных заведениях, в числе которых учительские семинарии, институты, второклассные учительские школы, но и в общеобразовательных - гимназиях, высших женских курсах, женских епархиальных училищах и т. д. Проблема подготовки учителей иностранных языков на государственном уровне начинает решаться с 60-х гг. XIX в., что было обусловлено как повышением статуса данной учебной дисциплины, так и расширением сети образовательных учреждений, сопровождавшейся повышением потребности в учителях.
Результаты исследования. Сведения о нехватке учителей иностранных языков содержатся в работе известного отечественного историка С. М. Соловьёва, который приводит объявления Морского кадетского корпуса, напечатанные в 1764 г. в газете «Ведомости» об имеющихся вакансиях: «Датского языка учитель - 1, шведского языка учитель - 1, подмастерьев немецкого, французского, английского, датского и шведского языков - к каждому языку по одному, переводчиков - 2» [9]. Следует отметить, что существовала потребность и в учителях древних языков, особенно усилившаяся в период реформы Д. А. Толстого, отдававшей приоритет классицизму. Анализируя потенциальные возможности существовавших в тот период учебных заведений, А. А. Мусин-Пушкин отмечает, что университеты таких учителей подготовить не могли, это не входило в их задачи, т. к. они «имеют в виду интересы науки, а не педагогические» [3, с. 100].
Широкое распространение имела практика привлечения к преподаванию иностранных языков иностранцев, не всегда имевших должную профессиональную подготовку. В этой связи можно сослаться на В. Я. Стоюнина, который в своей статье «По поводу преобразования реальных гимназий» писал: «...пока существуют у нас учителя-иностранцы, худо или совсем не знающие по-русски, до тех пор нельзя и думать о педагогическом значении иностранных языков в наших школах» [11, с. 78].
Имевшиеся нарекания к педагогической деятельности учителей-иностранцев послужили причиной принятия в 1757 г. распоряжения о проведении специальных испытаний. Лица, успешно выдержавшие их, получали аттестаты, дававшие право содержать школы и обучать в частных
домах. В противном случае, иностранцы, содержавшие школу без получения на это установленных документов, высылались за границу, а лица, нанимавшие для домашнего обучения иностранных учителей без аттестатов, подвергались штрафу в размере 100 р. [2].
Следует отметить, что в досоветский период вопросы, касающиеся подготовки учителей и повышения их профессиональной квалификации, выступали не только частью государственной образовательной политики, но и являлись предметом активного обсуждения в общественных кругах. О важности профессиональной подготовки учителя иностранного языка писал Н. Х. Вессель. Он считал, что преподавание латинского и греческого языков будет успешным только в том случае, если оно ведётся хорошими, опытными преподавателями, владеющими родным языком учеников, «практически и основательно знающими его теоретически, в противном же случае обучение этим главным центральным предметам может иметь только вредное, притупляющее влияние на учеников, составляет для них сущее мучение и, следовательно, может испортить весь общеобразовательный гимназический учебный курс» [1, с. 304].
В 1867 г. был учреждён Императорский историко-филологический институт, осуществлявший подготовку учителей древних и русского языков, словесности и истории для средних учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения. В институт принимались выпускники классических гимназий и философских классов духовных семинарий, успешно выдержавшие проверочные испытания по древним и русскому языкам. Подготовка учителей древних языков осуществлялась и в открытой в 1873 г. Русской филологической семинарии при Лейпцигском университете, просуществовавшей до 1888 г. [3]. В 1911 г. в Москве на средства промышленника П. Г. Шелапутина было открыто высшее педагогическое учебное заведение для подготовки учителей средней школы, одно из отделений которого готовило учителей древних языков.
По имеющимся данным, подготовка учителей новых языков в России началась позднее, чем древних языков. В. В. Григорьев приводит сведения об учреждении в 1846 г. при Санкт-Петербургском универси-
тете семинарии, в которой получали профессиональное образование желающие преподавать иностранные языки. В ней был установлен двухлетний курс обучения, по окончании которого стипендиаты для совершенствования языковых навыков командировались за границу. Для подготовки учительниц французского языка при Николаевском сиротском институте был организован французский класс с двухлетним курсом [2].
В 1889 г. в Санкт-Петербурге были открыты женские курсы новых языков М. М. Бобрищевой-Пушкиной. В 1914 г. они были преобразованы в «Частные педагогические курсы новых языков» С. М. Бобри-щевой-Пушкиной, а их выпускницы получили право преподавания во всех средних учебных заведениях Министерства народного просвещения.
С 1891 г. начало свою деятельность частное учебное заведение, имевшее название «Женские курсы новых языков, музыки и живописи М. А. Лохвицкой-Скалон», выпускницы которого пополнили ряды учителей иностранных языков [4]. Кроме перечисленных действовали также Демидовские курсы учительниц новых языков и курсы Форсман и Бетжак. Определённым вкладом в решение кадровой проблемы являлось привлечение для новых языков выпускниц гимназий, окончивших восьмой педагогический класс.
Вопросы, касающиеся подготовки учителей иностранных языков, становились предметом обсуждения на различных научно-педагогических мероприятиях, в частности, на заседаниях комиссий, обсуждавших проводимые реформы средней школы России на рубеже Х1Х-ХХ вв. Выступая на одном из них, попечитель Казанского учебного округа М. М. Алексеенко подчеркнул значимость высшего филологического образования для преподавателей французского и немецкого языков. «Подготовка для преподавания иностранных языков должна происходить на романо-германском отделении историко-филологического факультета или на особых курсах, если такого отделения не имеется в университете, одновременно с этим должна происходить и теоретическая педагогическая подготовка путём изучения соответствующих предметов, а для усовершенствования в языке желательно давать таким лицам заграничные командировки», - заявил он [10, с. 100].
Другим вариантом решения кадровой политики М. М. Алексеенко назвал привлечение к преподаванию новых языков лиц с университетским образованием, но не окончивших романо-германское отделение, преподавателей древних языков и других предметов. Такие кандидаты должны были выдержать «особое испытание», получить заграничную командировку на один год с вознаграждением 1200 р. и на основании предоставленного отчёта и после удовлетворительных пробных уроков они допускались к преподаванию.
Повышению профессиональной компетенции учителей иностранных языков способствовали языковые стажировки и обучение на курсах в стране изучаемого языка. В решение данной задачи вносили вклад и педагогические съезды, направленные на развитие педагогической мысли, консолидацию учительства, совершенствование профессионального мастерства и обмен положительным опытом. По имеющимся сведениям, первый Всероссийский съезд преподавателей древних языков состоялся 28-31 декабря 1911 г. в Санкт-Петербурге и был весьма представительным по количеству участников.
Развитию отечественной методики преподавания иностранных языков способствовала и деятельность педагогических обществ, одно из которых было создано при Императорском Московском университете. В отчёте о деятельности общества за 1899-1900 учебный год сообщается об открытии отделения преподавателей новых языков под председательством профессора М. М. Покровского. На организационном заседании, состоявшемся 12 декабря 1899 г., заместителями («товарищами») председателя избраны К. К. Иогансон, руководивший секцией немецкого языка, и Ф. Б. Ланн, возглавивший секцию французского языка [5].
В следующем 1900-1901 учебном году программа была составлена с учётом двух направлений - практически-педагогического и научного, чему находим подтверждение в следующем: «Практически-педагогический отдел. 1. Методика. 2. Собирание сведений о постановке иностранных языков в России и за границей. 3. Содействие в подготовке лицам, посвящающим себя педагогической деятельности в качестве преподавателей новых языков. 4. Составление
списка иностранных авторов, подходящих для классного и домашнего чтения и издание их. Научный отдел. 1. Историческая грамматика. 2. Литература. 3. Печатание кратких известий о деятельности отделения. 4. Сношения с обществами преподавателей новых языков за границей» [6, с. 95].
Из выступлений на заседаниях общества в 1902-1903 учебном году заслуживает внимания доклад А. Л. Турнье, в котором он поделился своим опытом организации франко-русской переписки («корреспонденции») в Московском коммерческом училище на Остоженке, 50 учеников которого переписывались с 50 французскими учащимися. В течение 4 месяцев было получено 256 писем, 754 открытых письма, 40 альбомов и фотографий. Письма отличались по своему содержанию, в них рассматривались вопросы, касающиеся литературы, истории, географии, археологии, путешествий, торговли, нравов, обычаев, театра, музыки. При этом подчёркивалось, что вопросы, связанные с политикой и религией, не подлежали обсуждению [7, с. 107]. Нельзя не отметить и роль педагогической периодики в повышении профессиональной компетенции учителей иностранных языков.
Развитие педагогического образования в Забайкалье началось в XIX в. с открытием учительских семинарий и епархиального училища, однако, они не были ориентированы на подготовку учителей иностранных языков. Первой попыткой подготовки учителей новых языков стали организованные в 1918 г. двухгодичные летние курсы.
Выводы. Итак, формирование кадрового потенциала иноязычного образования имеет исключительное значение, т. к. от уровня и качества общенаучной, психолого-педагогической, методической и языковой подготовки учителя в решающей степени зависит успешность образовательной деятельности. Проблема нехватки преподавателей древних и новых языков длительное время оставалась актуальной, и для её решения на государственном уровне предлагались различные меры, создавались институты, организовывались языковые курсы. Повышение уровня профессиональной компетенции учителей иностранных языков осуществлялось за счёт языковых стажировок за границей, педагогических обществ,
съездов, курсов, педагогических музеев и самообразования. Для решения современных проблем педагогического образова-
ния значимым представляется всестороннее изучение и творческое использование накопленного исторического опыта.
^исок литературы
1. Вессель Н. Х. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России / сост. В. Я. Струминский. М.: Учпедгиз, 1959. 31S c.
2. Григорьев В. В. Исторический очерк русской школы. М.: Тип. А. И. Мамонтова, 1900. 5S7 с.
3. Мусин-Пушкин А. А. Среднеобразовательная школа в России и её значение. Петроград, 1915. 163 с.
4. Никонова С. М. У истоков советской методики обучения иностранным языкам. М.: Высш. шк., 1969. 105 с.
5. Отчёт о деятельности Педагогического общества, состоящего при Императорском Московском университете, за 1S99-1900 год. М., 1901. 1S1 с.
6. Отчёт о деятельности Педагогического общества, состоящего при Императорском Московском университете, за 1900-1901 год. М., 1902. 244 c.
7. Отчёт о деятельности Педагогического общества, состоящего при Императорском Московском университете, за 1902-1903 год. М., 1904. 227 c.
S. Ратнер Ф. Л., Нефёдова М. В. Становление и развитие системы педагогического образования в Императорском Казанском университете // Образование и саморазвитие. 2012. № 5. С.^9-195.
9. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.spsl.nsc.ru.htm (дата обращения: 2S.04.2016).
10. Степанов С. Обозрение проектов реформы средней школы в России, преимущественно в последнее шестилетие (1S99-1905 гг.) // Журн. М-ва народного просвещения. 1907. С. 73-122.
11. Стоюнин В. Я. Избранные педагогические сочинения / сост. Г. Г. Савенок. М.: Педагогика, 1991. 36S с.
References
1. Vessel' N. Kh. Ocherki ob obshchem obrazovanii i sisteme narodnogo obrazovaniya v Rossii / sost. V. Ya. Struminskii. M.: Uchpedgiz, 1959. 31S c.
2. Grigor'ev V. V. Istoricheskii ocherk russkoi shkoly. M.: Tip. A. I. Mamontova, 1900. 5S7 s.
3. Musin-Pushkin A. A. Sredneobrazovatel'naya shkola v Rossii i ee znachenie. Petrograd, 1915.
163 s.
4. Nikonova S. M. U istokov sovetskoi metodiki obucheniya inostrannym yazykam. M.: Vyssh. shk., 1969. 105 s.
5. Otchet o deyatel'nosti Pedagogicheskogo obshchestva, sostoyashchego pri Imperatorskom Moskovskom universitete, za 1S99-1900 god. M., 1901. 1S1 s.
6. Otchet o deyatel'nosti Pedagogicheskogo obshchestva, sostoyashchego pri Imperatorskom Moskovskom universitete, za 1900-1901 god. M., 1902. 244 c.
7. Otchet o deyatel'nosti Pedagogicheskogo obshchestva, sostoyashchego pri Imperatorskom Moskovskom universitete, za 1902-1903 god. M., 1904. 227 c.
S. Ratner F. L., Nefedova M. V. Stanovlenie i razvitie sistemy pedagogicheskogo obrazovaniya v Imperatorskom Kazanskom universitete // Obrazovanie i samorazvitie. 2012. № 5. S.1S9-195.
9. Solov'ev S. M. Istoriya Rossii s drevneishikh vremen [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http:// www.spsl.nsc.ru.htm (data obrashcheniya: 2S.04.2016).
10. Stepanov S. Obozrenie proektov reformy srednei shkoly v Rossii, preimushchestvenno v poslednee shestiletie (1S99-1905 gg.) // Zhurn. M-va narodnogo prosveshcheniya. 1907. S. 73-122.
11. Stoyunin V. Ya. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya / sost. G. G. Savenok. M.: Pedagogika, 1991. 36S s.
Библиографическое описание статьи
Клименко Т. К., Левченко О. Ю. Подготовка учителей иностранного языка в ретроспективе развития педагогического образования (XIX - начало XX века) // Ученые записки ЗабГУ. 2016. Т. 11, № 5. С. 48-52. (Сер. Педагогические науки). DOI: 10.21209/2542-0089-2016-11-5-48-52.
Reference to the article
Klimenko T. K., Levchenko O. Yu. Preparation of Foreign Language Teachers in a Retrospective of the Development of Pedagogical Education (the XIX - Early XX Centuries) // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2016. Vol. 11, No. 5. PP. 48-52. DOI: 10.21209/2542-00892016-11-5-48-52.
Статья поступила в редакцию 15.05.2016