Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ЗАУРАЛЬЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ'

СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ЗАУРАЛЬЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / КОНФЕРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина Е. А.

Современная система образования переживает в настоящее время глобальные трансформации, и изменения коснулись как общего, так и педагогического образования. Для того чтобы верно выстроить стратегию развития, необходимо обратиться к опыту прошлого, так как рассмотрение объекта исследования через призму исторического становления позволяет более четко и ясно проследить все противоречия, тенденции и пути дальнейшего развития. Цель статьи заключается в том, чтобы доказать, что в таком провинциальном регионе, как Зауралье во второй половине XIX - начале XX вв. сложилась и развивалась система повышения квалификации учителей. В статье автор указывает, что система повышения квалификации учителя в России во второй половине XIX - начале XX вв. была неотъемлемой частью педагогического образования. Исторические процессы, происходящие в указанный временной промежуток, привели к появлению социально-политических, социально-экономических и педагогических предпосылок подготовки учительских кадров в стране. Несмотря на открытие педагогических учебных заведений, образовательный уровень учителей остается низким. Для повышения грамотности учителей и их квалификации в Зауралье, как и по всей России, создается система повышения квалификации учительских кадров, в которую входили учительские курсы и съезды, педагогические конференции, учительские библиотеки и экскурсии, педагогические музеи. В процессе работы над исследованием автором введены в оборот не публиковавшиеся ранее архивные документы, обнаруженные в дореволюционной и советской педагогической литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAKING OF THE CAREER DEVELOPMENT SYSTEM OF TEACHERS OF THE TRANS-URAL REGION IN THE END OF XIXTH - THE BEGINNING OF THE XХTH CENTURIES

The modern educational system is currently undergoing global transformations and changes that have affected both general and pedagogical education. In order to properly build a development strategy, it is necessary to turn to the experience of the past, as the consideration of research object through the lens of historical formation allows to more clearly considering all contradictions, trends and strategies of further development. The aim of the study is to prove that in the provincial region such as the trans-Ural region in the second half of the 19th and the beginning of the 20th centuries, a system of teacher development was formed. The author states in the article that the system of advanced training of teachers in Russia in the second half of the 19th and the beginning of the 20th centuries was an integral part of pedagogical education. The historical processes taking place during this time period have led to the emergence of socio-political, socio-economic and pedagogical prerequisites for the training of teachers in the country. Despite the opening of pedagogical educational institutions, the educational level of teachers remained low. In order to improve the educational level of teachers and their qualifications in as the trans-Ural region, as throughout Russia, a system of advanced training of teachers was being created, which included teacher courses and congresses, pedagogical conferences, teacher libraries and excursions, pedagogical museums. During the work on the study, the author put into circulation previously unpublished archival documents found in prerevolutionary and Soviet pedagogical literature.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ЗАУРАЛЬЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ»

DOI 10.26105/SSPU.2021.1.70.018 УДК 94(571.52)"1921/1944":371.8 ББК 74.273(253.5)61-4

Е.А. СОРОКИНА

СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ЗАУРАЛЬЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

E.A. SOROKINA

MAKING OF THE CAREER DEVELOPMENT SYSTEM OF TEACHERS OF THE TRANS-URAL REGION IN THE END OF XIXTH - THE BEGINNING OF THE XXTH CENTURIES

Современная система образования переживает в настоящее время глобальные трансформации, и изменения коснулись как общего, так и педагогического образования. Для того чтобы верно выстроить стратегию развития, необходимо обратиться к опыту прошлого, так как рассмотрение объекта исследования через призму исторического становления позволяет более четко и ясно проследить все противоречия, тенденции и пути дальнейшего развития. Цель статьи заключается в том, чтобы доказать, что в таком провинциальном регионе, как Зауралье во второй половине XIX — начале XX вв. сложилась и развивалась система повышения квалификации учителей. В статье автор указывает, что система повышения квалификации учителя в России во второй половине XIX—начале XX вв. была неотъемлемой частью педагогического образования. Исторические процессы, происходящие в указанный временной промежуток, привели к появлению социально-политических, социально-экономических и педагогических предпосылок подготовки учительских кадров в стране. Несмотря на открытие педагогических учебных заведений, образовательный уровень учителей остается низким. Для повышения грамотности учителей и их квалификации в Зауралье, как и по всей России, создается система повышения квалификации учительских кадров, в которую входили учительские курсы и съезды, педагогические конференции, учительские библиотеки и экскурсии, педагогические музеи. В процессе работы над исследованием автором введены в оборот не публиковавшиеся ранее архивные документы, обнаруженные в дореволюционной и советской педагогической литературе.

The modern educational system is currently undergoing global transformations and changes that have affected both general and pedagogical education. In order to properly build a development strategy, it is necessary to turn to the experience of the past, as the consideration of research object through the lens of historical formation allows to more clearly considering all contradictions, trends and strategies of further development. The aim of the study is to prove that in the provincial region such as the trans-Ural region in the second half of the 19 th and the beginning of the 20th centuries, a system of teacher development was formed. The author states in the article that the system of advanced training of teachers in Russia in the second half of the 19th and the beginning of the 20th centuries was an integral part of pedagogical education. The historical processes taking place during this time period have led to the emergence of socio-political, socio-economic and pedagogical prerequisites for the training of teachers in the country. Despite the opening of pedagogical educational institutions, the educational

level of teachers remained low. In order to improve the educational level of teachers and their qualifications in as the trans-Ural region, as throughout Russia, a system of advanced training of teachers was being created, which included teacher courses and congresses, pedagogical conferences, teacher libraries and excursions, pedagogical museums. During the work on the study, the author put into circulation previously unpublished archival documents found in pre-revolutionary and Soviet pedagogical literature.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: учитель, повышение квалификации, педагогические курсы, педагогический музей, конференция.

KEYWORDS: teacher, career development system, pedagogical courses, pedagogical museum, conference.

ВВЕДЕНИЕ. Изучение развития и становления общего и профессионального педагогического образования в России в конце XIX — начале XX вв. представляет наибольший интерес для исследователей, так как именно в этот период происходят интенсивные социальные, экономические и политические преобразования, касающиеся всех аспектов жизни страны. В стремительными темпами развивающемся обществе обнаруживаются следующие предпосылки подготовки учительских кадров: социально-экономические, социально-политические и педагогические. Профессиональное образование учителя становится объективной необходимостью, так как во второй половине XIX в. правительством проводятся реформы, которые обусловили переход страны на индустриальное развитие, что повысило потребность в образованных людях. Для этой цели в больших и провинциальных городах России открываются начальные и средние школы, для которых были необходимы учителя с профессиональным педагогическим образованием. В рассматриваемый исторический период педагогическое образование можно было получить в высших, средних и начальных учебных заведениях. Однако существенная часть учителей, особенно в провинции, имела низкий уровень грамотности и испытывала потребность в повышении своей педагогической подготовки и квалификации.

Проблема повышения квалификации учителей в настоящее время является актуальной проблемой. Широкое распространение получили дистанционные курсы. Перед педагогами, особенно молодыми, встала проблема выбора наиболее эффективной организации своего постдипломного образования. Для того чтобы эффективно организовать работу над повышением квалификации учителей сегодня, рационально обратиться к опыту прошлого. В процессе работы над исследованием нами введены в оборот ранее не публиковавшиеся архивные документы из дореволюционной и советской педагогической литературы.

ЦЕЛЬ. В нашем исследовании мы попытаемся доказать, что в Зауральском регионе в конце XIX — начале XX вв. произошло становление системы повышения квалификации учителей, которая являлась неотъемлемой частью педагогического образования.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. При работе над исследованием нами использовались следующие методы: теоретический анализ, классификация, систематизация и обобщение материалов по проблеме исследования; сравнение, сопоставление, обобщение, оценка идей, фактов, источников в соответствии с целью исследования; сравнительно-исторический и статистический анализ архивных и программных документов в исследуемый период [8, с. 84].

Источниковедческой базой исследования послужили отчеты Шадринского земства о работе педагогических курсов и съездов, архивные документы Государственных казенных учреждений «Государственный архив Курганской области» (ГАКО) и «Государственный архив г. Шадринска» (ГАШ) [8, с. 85].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. Изучая требования ведущих ученых и педагогов страны прошлого к народному учителю, довольно часто можно встретить утверждение о том, что у него обязательно должно быть время для работы над собственным развитием, т.е. совершенствованием. Так, например, считал П.Ф. Кап-терев. Великий русский педагог и психолог полагал, что при отсутствии стремления к развитию и работе над самообразованием у учителя «порывается» духовная связь с его учениками. В.П.Вахтеров говорил, что для учителя важны такие позиции, как педагогическое творчество, свобода и знание всех распространенных методов преподавания. Педагог и методист Н.В.Чехов принимал личное участие в организации «Всероссийского съезда деятелей по профессионально-техническому образованию», в организации учительского общества взаимопомощи. Во время съезда педагог анализировал уроки молодых специалистов, информировал их о новейших методах обучения и предлагал авторитетные методические рекомендации. Таким образом, мы видим, что вопрос о повышении профессионального уровня преподавателей начальных и средних школ Зауралья был особенно актуален в конце XIX в. [4, с. 375].

Развитие системы повышения профессионального образования учителей начинается во второй половине XIX в., так как произошел рост числа начальных и средних учебных заведений. Школы организовывались государством, а также органами местного самоуправления (земствами). Для новых школ требовались учителя, поэтому на всех уровнях власти предпринимались специальные меры, а именно: открывались учительские семинарии, гимназии с педагогическими классами, училища с педагогическими курсами. Но, тем не менее, такая активная деятельность по организации педагогического образования не могла удовлетворить потребности начальной и средней школы в подготовленных учителях. Учителя, которые работали в регионе, не обладали достаточным уровнем знаний, многие из них даже владели низкой грамотностью. Руководство страны приходит к выводу, что необходима постоянная работа с учительскими кадрами в регионах. Необходимо отметить, что в целом по стране уже сложилась система повышения квалификации учителей, к которой относились педагогические курсы и съезды. Самой массовой формой работы были педагогические и общеобразовательные курсы. Педагогические съезды проходили в форме совещаний, где ведущими специалистами обсуждались проблемы организации школьного образования и перспективы его развития. Частота проведения педагогических курсов росла неуклонно к каждым годом: если в 1897 г. они были организованы в 9 городах, то в следующем году количество городов увеличивается до 19, в 1899 г. наблюдается небольшой спад (только 12 курсов). Всего за 1897-1904 гг. курсы проводились более 90 раз. Следует отметить, что на курсах осуществлялась общеобразовательная и педагогическая подготовка кадров. К началу XX в. эту подготовку берут на себя разные ведомства: общеобразовательные курсы организуются губернскими земствами, а педагогические — уездными земствами.

Научно-популярный журнал «Вестник воспитания» в 1912 г. описал пожелания к общеобразовательным летним учительским курсам. По мнению авторов журнала, временные педагогические курсы наряду со специальной педагогической подготовкой дают учителям возможность с пользой провести отпуск. Общеобразовательная подготовка курсов должна быть сопряжена с чтением таких лекций, как педагогическая психология, история школы, обзор новейших течений в педагогике. Так как цель краткосрочных курсов — научное изучение и исследование, то практические занятия по методике исключались из программы. Авторы журнала критикуют такие курсы, где наблюдается разнообразие рассматриваемых вопросов и большое количество слушателей, так как с их точки зрения подобная организация работы является неэффективной [3, с. 71].

Как мы уже говорили ранее, все курсы делились на общеобразовательные и педагогические. По мнению авторов «Вестника воспитания», общеобразовательные губернские курсы должны быть расширены уездными специальными курсами. Это означало, что на первых курсах давалась научная подготовка, на вторых — она подкреплялась методическими умениями.

В 1878 г. в Шадринске организовали летние курсы учителей. Руководителем курсов был назначен учитель подготовительного класса Пермской гимназии Кирикщиков. Содержание курсов включало такие вопросы: «образцовые» уроки руководителя курсов, уроки участников курсов, анализ уроков. Таким образом, одни учителя получили возможность узнать о новейших методах обучения, другие — познакомиться с дальнейшим развитием этих методов и исправить собственные методические ошибки, третьи — поделиться с коллегами своим положительным опытом [12, с. 48].

В 90-е гг. XIX в. особо популярными среди педагогов становятся съезды по школьному образованию, которые относились к деятельности общественно-педагогического движения. Функции съездов были различны: они занимались подготовкой учителей, с одной стороны, и повышали квалификацию народных учителей, с другой стороны. Съезды организовывались по инициативе учебных округов, земств, как в центральных регионах, так и в провинции. В ноябре 1899 г. были изданы ограничительные «Временные правила о съездах учащих начальных народных училищ». Данные правила жестко регламентировали организацию съездов, но, несмотря на жесткий контроль, земства продолжали их организовывать. В период с декабря 1902 г. по апрель 1917 г. было проведено 14 всероссийских съездов учителей, где обсуждались вопросы о педагогическом образовании и повышении квалификации учителей.

На педагогических съездах обычно было следующее расписание. В первой половине дня руководители съездов читали лекции и вели «показательные», т.е. открытые уроки. Затем происходило совместное обсуждение проведенных уроков и анализ ошибок. Вечером могли проводиться конференции, на которых зачитывались и обсуждались доклады участников [5, с. 239].

В Зауралье учителя занимали активную жизненную позицию и часто обращались к земской управе с просьбами об организации педагогических съездов. В 1874 г. городская управа поддержала просьбу учителей и в г. Шадринске Пермской губернии состоялся первый учительский съезд, на котором рассматривался широкий спектр вопросов: возможности повышения квалификации учительского корпуса региона, совершенствование классических методов преподавания школьных дисциплин, профориентационная работа среди выпускников начальных школ с целью привлечения молодого поколения в педагогическую профессию. В июле 1883 г. состоялся следующий учительский съезд, значимость которого выражается в том, что его руководителем был один из самых известных педагогов России — Н.Ф. Бунаков. Организация съездов была глобальная и серьезная, и ознакомиться с программой работы съезда можно было за полгода до его проведения. Учительский съезд в городе Шадринске проходил в течение месяца. В его работе приняли участие 144 учителя из соседних городов. Съезд содержал теоретическую и практическую части. Во время теоретического блока участники представляли свои доклады по различной тематике: о задачах российской школы, ее связи с народом, о нравственном воспитании, о дисциплине, о материальном обеспечении провинциальных школ. Во время практического блока участники съезда представляли открытые уроки в количестве 76 часов, из которых 40 показал «учитель учителей» Н.Ф. Бунаков [1, с. 354].

На съезде 1883 г. молодые учителя Зауралья получили прекрасную возможность познакомиться с новыми методами и приемами преподавания и воспитания учащихся начальных учебных заведений. Хотелось бы отметить, что Николай Федорович Буна-

ков положительно высказался об учителях Шадринского уезда. Он указал, что в уезде работают заинтересованные профессионалы, которые не боятся трудностей, искренне любят свое дело и край. Поэтому на долгое время они остаются преподавать в местных школах, даже если им предлагают более выгодное место работы. «Нигде еще,—пишет Н. Ф. Бунаков,—мне не приходилось встречать столько умелых и горячо любящих свое дело учителей и учительниц, как в этом крае» [12, с. 36].

В конце XIX в. учительские съезды приобретают огромную популярность среди педагогов, что вызвало опасения со стороны Министерства народного просвещения. Результатом такого опасения стал запрет на проведение учительских съездов в 1885 г. Однако учителя испытывали огромную потребность в обмене опытом, в получении новых методических и педагогических знаний, поэтому активно принимали участие в педагогических курсах, посещали книжные ярмарки и выставки, где также находили возможность для обсуждения вопросов, связанных с начальным школьным образованием [2, с. 283].

«Спутник народного учителя и деятеля народного образования» от 1908 г. рассказывает о таких способах повышения квалификации, как учительские библиотеки и педагогические музеи. Что касается учительских библиотек, то согласно данному периодическому изданию, каждое земство или город должны выписывать педагогические периодические издания и организовывать учительские библиотеки при каждой школе, и учителя могли пользоваться данным материалом бесплатно. Педагогические музеи, в свою очередь, организовывались при учебном заведении и содержали в себе наглядные пособия по различным дисциплинам, учебные пособия, коллекции планов, рисунков, моделей школьных знаний, специальную педагогическую библиотеку [9, с. 203].

Педагогический музей в конце XIX — начале XX вв. считался хорошей возможностью для совершенствования педагогических и методических знаний учителей. Согласно педагогической энциклопедии, педагогический музей — это «культурно-просветительное учреждение, ставящее целью собирание, хранение и экспозицию различных предметов, памятников, документов, относящихся к школе т просвещению, изучение их и пропаганду» [6, ст. 343]. В зависимости от цели организации педагогические музеи организовывали стационарные педагогические выставки и «подвижной» фонд, материалы из которого могли выдаваться как учебным заведениям, так и учителям на время. Каждый музей организовывал работу библиотеки, мастерской, склада книг, справочного бюро. Также на базе педагогических музеев открывались выставки, курсы и публиковались учебные пособия.

Рассмотрим историю появления педагогического музея в Зауралье. К министру народного просвещения П.С. Ванновскому в 1901 г. обратилось курганское попечительское общество с просьбой об открытии педагогического музея. Министр просвещения удовлетворил ходатайство общества, и в Кургане открылся третий в России педагогический музей, на базе которого была организована библиотека, где к 1917 г. собралась коллекция из наглядных пособий по 15 разделам школьного курса, книгам по психологии, педагогике, логике, философии и др. Книги и учебные пособия из библиотеки выдавались курганским учебным заведениям.

Педагогические конференции также входили в систему повышения квалификации учителей. Современный справочник по педагогике трактует данное понятие, как «форма обсуждения научных, методических или производственных вопросов и выработки рекомендаций по их решению» [7, с. 159]. В конце 19 — начале 20 вв. педагогические конференции проходили на базе различных учебных заведений, и в них участвовали учителя всего региона. Например, в Шадринском уезде 26 и 27 февраля 1901 г. педагогическая конференция проходила на базе Верхтеченского училища в одноименном селе. На данной конференции, помимо учебно-воспитательных вопросов, на повестке дня оказался

актуальный вопрос об открытии школьных музеев в училищах, представители которых присутствовали на конференции. До этого момента открытие музеев было невозможным ввиду недостаточного финансирования, поэтому участники конференции просили у Ша-дринского уездного земства денежное ассигнование в размере 200 руб. На выделенные деньги предполагалось закупить оборудования для хранения наглядных средств обучения, нехватка которых остро ощущалась при обучении крестьянских детей [10, с. 49].

Организация экскурсий также рассматривалась как возможность повысить квалификацию у учителей и учениц педагогических учебных заведений. В архивных фондах нами не была обнаружена информация об экскурсиях, в которых принимали бы участие только учителя региона. Однако в 1913 г. на экскурсию отправились ученицы Шадринской Алексеевской женской гимназии, которые по окончанию курса обучения получали свидетельство на звание учительницы. Будущие педагоги посетили главные достопримечательности, монастыри, фабрики в крупных городах России (Москва, Киев, Воронеж, Самара и др.) [11, с. 38].

Выводы. Таким образом, вполне правомерно можно сделать вывод о том, что на территории Зауралья сложилась система повышения квалификации учителей, типичная для провинциальных регионов России, в которую входили педагогические курсы и съезды, конференции, учительские библиотеки и музеи. Рассмотренные формы повышения образовательного и методического уровня учителей успешно функционировали и дополняли друг друга. Необходимо отметить, что в педагогических курсах и съездах участвовали учителя начальных и средних учебных заведений. В связи с тем, что на территории Зауралья в конце XIX — начале XX вв. не существовало высших учебных заведений, то можно утверждать, что практически весь корпус региона был охвачен системой повышения квалификации учительских кадров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бунаков, Н.Ф.Как я стал и как перестал быть «учителем учителей» / Н.Ф.Бунаков // Избранные педагогические сочинения — М.: АПН РСФСР, 1953.— С. 328-394. (In Russian).

2. Журнал Министерства народного просвещения.— СПб., 1886. Часть CCXLIII).

3. Звягинцев, Е. Летние учительские курсы // Вестник воспитания: научно-популярный журнал / под ред. д-ра Н.Ф. Михайлова. М.: Типо-литография Товарищества И.Н.Кушнерев и Ко.— 1912, февраль № 2.— 124 с.

4. Каптерев, П.Ф. История русской педагогики.— Петроград: Книжный склад «Земля», 1915.— 746 с. С. 375.

5. Педагогические общества, их организация и значение для народных училищ // Вопросы и нужды учительства: Восьмой сборник статей и справок.— М., 1910.— 495 с.

6. Педагогическая энциклопедия. Гл. ред.: И. А. Каиров (глав.ред.) и др., т. 3, М., Советская энциклопедия, 1966 г.— 880 столб. с илл.

7. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ.ред. П.И. Пидкасистого.— М.: ТЦ Сфера, 2004.— 448с. С. 159.

8. Сорокина, Е.А. Благотворительность в школах Зауралья во второй половине XIX — начале XX вв. // Вестник ШГПУ.— Шадринск, 2018.— № 1(37). С. 84-90.

9. Спутник народного учителя и деятеля народного образования: Сборник законов и сведений / сост. В.И. Чарнолуский.— СПб.: Типография Б.М. Вольфа. — 1908.— 386 с.

10. Государственное казенное учреждение «Государственный архив г. Шадринска» (ГАШ). Фонд 492. Опись 1. Дело 1945.

11. ГАШ. Фонд 492. Опись 1. Дело 2051.

12. ГАШ. Фонд 492. Опись 1. Дело 1884.

REFERENCES

1. Bunakov, N.F. Kak ja stal i kak perestal byt' «uchitelem uchitelej» [How I became and how I stopped being a «teacher of teachers»] / N.F. Bunakov // Izbrannye pedagogicheskie sochinenija. M.: APN RSFSR, 1953. S. 328-394. (In Russian).

2. Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshhenija [Journal of the Ministry of Public Education]. SPb., 1886. Chast' SSXLIII). (In Russian).

3. Zvjagincev, E. Letnie uchitel'skie kursy [Summer teacher courses] // Vestnik vospitanija: nauchno-populjarnyj zhurnal / pod red. d-ra N.F. Mihajlova. M.: Tipo-litografija Tovarishhestva I.N. Kushnerev i Ko. 1912, fevral' № 2. 124 s. (In Russian).

4. Kapterev, P.F. Istorija russkoj pedagogiki [History of Russian pedagogy]. Petrograd: Knizhnyj sklad «Zemlja», 1915.— 746 s. S. 375. (In Russian).

5. Pedagogicheskie obshhestva, ih organizacija i znachenie dlja narodnyh uchilishh [Pedagogical societies, their organization and importance for public schools] // Voprosy i nuzhdy uchitel'stva: Vos'moj sbornik statej i spravok. M., 1910. 495 s. (In Russian).

6. Pedagogicheskaja jenciklopedija [Pedagogical encyclopedia] Gl. red.: I. A. Kairov (glav.red.) i dr., t.3, M., Sovetskaja jenciklopedija, 1966 g. 880 stolb. s ill. (In Russian).

7. Slovar'-spravochnik po pedagogike [Dictionary-reference on pedagogy] / Avt.-sost. V.A. Mizherikov; Pod obshh.red. P.I.Pidkasistogo. M.: TC Sfera, 2004. 448s. S. 159. (In Russian).

8. Sorokina, E.A. Blagotvoritel'nost' v shkolah Zaural'ja vo vtoroj polovine XIX — nachale XX vv. [Charity at schools of the trans-ural region in the second half of XIX — thebeginning of the XXth centuries] // Vestnik ShGPU. Shadrinsk, 2018. № 1(37). S. 84-90. (In Russian).

9. Sputnik narodnogo uchitelja i dejatelja narodnogo obrazovanija: Sbornik zakonov i svedenij [Companion of the people's teacher and public education leader: Collection of laws and information.] / sost. V.I.Charnoluskij. SPb.: Tipografija B.M.Vol'fa. 1908. 386 s. (In Russian).

10. Gosudarstvennoe kazennoe uchrezhdenie «Gosudarstvennyj arhiv g. Shadrinska» (GASh) [State Treasury Institution «State Archives of Shadrinsk» (SASH)]. F. 492. Op. 1. D. 1945. (In Russian).

11. GASh [SASH]. F. 492. Op. 1. D. 2051. (In Russian).

12. GASh [SASH]. F. 492. Op. 1. D. 1884. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.