Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1038
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГА / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зырянова С. М.

В статье рассматривается актуальная проблема совершенствования деятельности педагога дошкольного образования. На основе изучения работ предшественников автор представил свое понимание проблемы профессионального развития педагога. Автор указывает на то, что в настоящее время произошли значительные изменения в нормативно-правовой базе в области дошкольного образования, в том числе представляющей квалификационные требования к педагогам, их профессиональному уровню. В связи с этим на основе анализа нормативно-законодательных документов указывает на необходимость непрерывного образования педагога. Особое внимание уделяет вопросам управления профессиональным развитием педагога, от которого в целом зависит результативность труда педагогического коллектива дошкольной образовательной организации. Кроме того, автор раскрывает основные направления профессионального развития педагога дошкольного образования на примере участия педагогов в конкурсах профессионального мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зырянова С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION: ASPECTS OF MANAGEMENT AND METHODOLOGICAL SUPPORT

The article is devoted to the actual problem of professional development of a teacher of an educational organization. The theoretical and practical prove of the problem of professional development of a teacher is presented, which is based on the needs of the practice of preschool education. The author points out that currently there have been signifi cant changes in the regulatory framework in the fi eld of preschool education, including the one that represents the qualifi cation requirements for teachers, their professional level. In this regard, based on the analysis of regulatory documents, it points to the need for continuous education of the teacher. She pays special attention to the management of the professional development of the teacher, on which the overall performance of the teaching staff of the preschool educational organization depends. In addition, the author reveals the main directions of the professional development of a preschool teacher using the example of the participation of teachers in professional skills competitions.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»

DOI 10.26105/SSPU.2020.63.25.003 YÄK 373.211.24:159.923 ББК 74.104p8+88.69

С.М. ЗЫРЯНОВА

S.M. ZYRYANOVA

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION: ASPECTS OF MANAGEMENT AND METHODOLOGICAL SUPPORT

В статье рассматривается актуальная проблема совершенствования деятельности педагога дошкольного образования. На основе изучения работ предшественников автор представил свое понимание проблемы профессионального развития педагога. Автор указывает на то, что в настоящее время произошли значительные изменения в нормативно-правовой базе в области дошкольного образования, в том числе представляющей квалификационные требования к педагогам, их профессиональному уровню. В связи с этим на основе анализа нормативно-законодательных документов указывает на необходимость непрерывного образования педагога. Особое внимание уделяет вопросам управления профессиональным развитием педагога, от которого в целом зависит результативность труда педагогического коллектива дошкольной образовательной организации. Кроме того, автор раскрывает основные направления профессионального развития педагога дошкольного образования на примере участия педагогов в конкурсах профессионального мастерства.

The article is devoted to the actual problem of professional development of a teacher of an educational organization. The theoretical and practical prove of the problem of professional development of a teacher is presented, which is based on the needs of the practice of preschool education. The author points out that currently there have been significant changes in the regulatory framework in the field of preschool education, including the one that represents the qualification requirements for teachers, their professional level. In this regard, based on the analysis of regulatory documents, it points to the need for continuous education of the teacher. She pays special attention to the management of the professional development of the teacher, on which the overall performance of the teaching staff of the preschool educational organization depends. In addition, the author reveals the main directions of the professional development of a preschool teacher using the example of the participation of teachers in professional skills competitions.

Ключевые слова: профессиональное развитие, педагог дошкольного образования, дошкольная образовательная организация, управление профессиональным развитием педагога, методическое сопровождение, конкурс профессионального мастерства.

Key words: professional development, preschool teacher, preschool educational organization, teacher professional development management, methodological support, professional skill competition.

Введение. В настоящее время на фоне модернизации образования в Российской Федерации и в связи с переходом на позиции личностно-ориентированного образования важность профессионального развития и профессиональной поддержки педагогических кадров постоянно возрастает. Назрела потребность в высококвалифицированных и творчески активных педагогах, обладающих такими качествами, как инициатива, организованность, креативность с ориентировкой на непрерывное саморазвитие и самообразование, способных адаптироваться к изменяющимся требованиям в области дошкольного образования. Следовательно, одной из главных задач для дошкольных образовательных организаций является раскрытие потенциала

всех участников образовательных отношений, предоставление им возможностей проявления творческих способностей.

Цель исследования - осветить проблему профессионального развития педагога дошкольного образования с точки зрения управления и методического сопровождения на примере участия педагога в конкурсе профессионального мастерства.

Материалы и методы исследования. В данном исследовании представлены теоретические методы исследования: сравнительный анализ и синтез научной психолого-педагогической, методическойлитературы зарубежных и отечественных авторов, анализ нормативно-правовых документов в сфере дошкольного образования, анализ диссертационных исследований по изучаемой проблеме.

Результаты и обсуждение результатов. Проблема профессионального развития педагога рассматривается как важнейшая в документах, отражающих государственную политику в сфере образования, таких как: Федеральный закон «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-Ф3); Федеральные государственные образовательные стандарты; государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»; национальный проект «Образование» на 2019-2024 годы, Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» и др.

Например, «Закон об образовании в Российской Федерации» уделяет достаточное внимание профессиональному развитию педагога. В статье 3 выделяется один из важных принципов регулирования отношений в сфере образования - «создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей (п. 1.7); 48 статья обязывает педагогических работников применять педагогически обоснованные формы, методы обучения и воспитания, которые обеспечивают высокое качество образования (п. 1.5), а также систематически повышать свой профессиональный уровень (п. 1.7).Статья 47 свидетельствует о том, что «педагогические работники не реже, чем один раз в три года, имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности (п. 5.2)» [13].

Требования к профессиональной компетентности педагога задает и профессиональный стандарт, в котором обозначены «основная цель вида профессиональной деятельности, касающаяся оказания образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями», а также особые условия допуска к работе. Кроме того, полно описаны «обобщенные трудовые функции и соответствующий им уровень квалификации, конкретизированы квалификационные требования», представленные в аспекте специализации педагогов дошкольного образования. Как показывает анализ данного документа, профессиональный стандарт требует от педагога «знания специфики дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста, владения всеми видами развивающих деятельностей детей дошкольного возраста, способностью развивать профессионально значимые компетенции, необходимые для решения образовательных задач развития детей» [12].

Как отмечает К.Ю. Белая, профессиональный стандарт провозглашает необходимость повышения уровня профессионального роста педагога, что является одной из задач повышения качества образования. Следовательно, профессиональное развитие педагога нужно рассматривать и как один из факторов повышения качества образования.

Данный аспект находит отражение и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г., № 1155), который определяет как одну из целей - «обеспечение качества дошкольного образования на основе единства обязатель-

ных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам освоения». В части кадровых условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования обозначено, что «педагогические работники, реализующие основную образовательную программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей» [14].

В настоящее время акцентируется внимание на проблеме соответствия уровня готовности педагога к профессиональной деятельности в соответствии с требованиями, предъявляемыми профессиональным стандартом. Как показывает практика, профессиональные затруднения педагогов заключаются в следующем: неготовность большой части педагогов вносить коррективы в свою педагогическую деятельность с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, внедрять новые подходы к организации образовательной деятельности; у педагогов наблюдается низкий уровень компетентности в области использования ИКТ; недостаточная компетентность педагогов в области знаний психолого-педагогических особенностей развития современных детей; пассивность в самообразовании и трансляции своего педагогического опыта; отсутствие профессионально-педагогической рефлексии в целях определения проблемного поля и дальнейшего преобразования своей профессиональной деятельности.

Проведенный анализ нормативно-правовых документов подтверждает необходимость постоянного повышения уровня профессионального развития педагога. В связи с этим, по мнению Н.В. Минаевой, «необходимо обучение педагогов по программам профессиональной переподготовки, стажировки или проведения иной практико-ориентированной деятельности в разных формах. Основная идея подготовки и развития педагогических кадров - необходимость непрерывного образования педагога, то есть «образования через всю жизнь» [10].

Для решения этих задач необходимо разработать программы повышения квалификации, дополнительные профессиональные программы, организовать методическое сопровождение педагогов в соответствии с требованиями, установленными профессиональным стандартом.

Следовательно, вышесказанное и положения нормативно-правовых документов обязывают администрацию дошкольных образовательных организаций уделять особое внимание уровню профессионального развития педагогов и создавать необходимые условия для их профессионального роста.

Это подтверждается и проектом профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)» (2019 г.), где в рамках трудовой функции «Администрирование деятельности дошкольной образовательной организации» в блоке «Необходимые умения»говорится о том, что руководитель дошкольной образовательной организации должен создавать условия для профессионального развития педагогических работников, включая дополнительное профессиональное образование [11].

Необходимо отметить, что профессиональное развитие педагога является сложным систематическим процессом, которым необходимо управлять. Понятие «управление» рассматривается с разных точек зрения и активно исследуется представителями различных наук и научных направлений. По мнению С.Ю. Трапицына, единого подхода к определению понятия не существует, в разнообразных ситуациях и в рамках различных научных школ и направлений оно рассматривается в разных контекстах. Так, функциональный контекст предполагает,что «управление как процесс может быть рассмотрено как ряд взаимодополняемых и взаимосвязанных функций, таких как: прогнозирование, планирование, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль

и анализ. Институциональный контекст трактует управление как особую организацию деятельности, как элементы административной системы управления, объединяющей все руководящие должности в организации, то есть под управлением понимается организационная структура, предназначенная для осуществления планирования, организации и контроля деятельности той или иной организации. Научный контекст подразумевает, что теория управления как обобщение и систематизация практической управленческой деятельности базируется на выявлении и исследовании определенных закономерностей, методов, принципов и норм руководства. Следовательно, управление - это и специфический вид деятельности, и структура руководства, и особая область теоретико-прикладного знания» [9, с. 65].

Понятие «профессиональное развитие» педагога относится к междисциплинарным и рассматривается с разнообразных точек зрения. Например, с позиции психологии труда оно рассматривается как активное качественное преобразование педагогом своего внутреннего мира, внутренняя детерминация активности педагога, приводящая к принципиально новому способу профессиональной жизнедеятельности.

«Профессиональное развитие» с позиции управления - это процесс подготовки сотрудников к выполнению новых производственных функций, занятию должностей, решению новых задач, направленный на преодоление расхождения между требованиями к работнику и качествами реального человека, то есть речь идет об управлении человеческими ресурсами. Поэтому, на наш взгляд, профессиональное развитие представляет собой длительный процесс совершенствования личностных качеств, необходимых для профессиональной деятельности.

С точки зрения педагогики, профессиональное развитие рассматривается как процесс решения профессионально значимых задач - познавательных, коммуникативных, морально-нравственных. Как отмечает Е.А. Климов, «в ходе этого процесса педагог овладевает необходимым комплексом связанных с его профессией деловых и нравственных качеств. Профессиональное развитие педагога происходит в результате систематического усовершенствования, расширения и подкрепления широты знаний; развития личностных качеств, необходимых для освоения новых профессиональных знаний, навыков и умений» [6].

Существует множество различных авторских позиций по определению понятия «профессиональное развитие педагога». Для более детального рассмотрения данного понятия представим его сравнительную характеристику в таблице 1.

Таблица 1

Трактовка понятия «Профессиональное развитие педагога» в психолого-педагогических исследованиях

Ф.И.О. автора Трактовка понятия «профессиональное развитие педагога»

Журавлев В.И. (1990) «Профессиональное развитие педагога - приобретение работником новых знаний, умений, навыков, которые он использует или будет использовать в своей профессиональной деятельности, процесс наполнения человеком компонентов профессионального опыта новым, отличным от предыдущего, содержанием» [4]

Коптелов А.В., Машуков А.В. (2012) «Профессиональное развитие педагога - процесс позитивных изменений в личностных и профессиональных качествах, обеспечивающих достижение каждым обучающимся образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных), определенных Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, и, тем самым, способствующих развитию личности ребенка на основе универсальных учебных действий» [8]

Катербарг Т.О. (2015) «Профессиональное развитие педагога - сложное многокомпонентное образование, которое выражается через качественные и количественные изменения в личностных и профессиональных сферах педагога, способствующее актуализации его профессионального потенциала» [5]

Антонов Н.В. (2018) «Профессиональное развитие педагога - процесс активного преобразования личностью своего внутреннего мира, посредством формирования и развития профессионально значимых в педагогической деятельности знаний, умений и навыков; способностей и качеств личности; мотивации, деятельности, коммуникативности и рефлексии» [1]

Сравнительный анализ определений профессионального развития педагога позволяет рассматривать его как непрерывный процесс осмысления собственной деятельности, способа ее осуществления, самореализации субъекта деятельности. Интеграция существенных признаков данной категории позволяет представить профессиональное развитие педагога как динамичный, целенаправленный, осознанный процесс качественных личностных преобразований, которые выводят их субъективный и рефлексивный опыт профессиональной деятельности на новый уровень саморазвития и самореализации.

Необходимо отметить, что от эффективного управления профессиональным развитием педагогических кадров дошкольной образовательной организации, которое обеспечивает соответствие и рост качественных характеристик педагогов требованиям образовательной организации, зависит в целом продуктивность труда всего педагогического коллектива дошкольной образовательной организации.

В процессе управления профессиональным развитием педагога необходимо комплексное использование базовых и инновационных подходов в управлении. Применяя их, необходимо опираться на принципы эффективной научно-методической деятельности, учета инновационных процессов в образовании, формирования кадрового потенциала, обеспечения условий для реализации образовательного стандарта и др. К основным подходам к управлению процессом профессионального развития педагога современной дошкольной образовательной организации можно отнести системный, процессный, интегративный, личностно-ориентированный, деятельностный, ситуационный и управление по результатам.

Основная задача руководителя дошкольной образовательной организации в рамках системного подхода - обеспечить открытость, адаптивность профессионального развития педагога в соответствии с принципом системности. С позиции процессного подхода управление представляет собой иерархическую структуру процессов, обеспечивающих функционирование профессионального развития педагога. Основу интегративного подхода составляют знания, умения, навыки и компетенции руководителя и кадрового состава. Открытый стиль педагогической коммуникации, партнерское общение между членами коллектива, родителями и обучающимися создает положительный микроклимат в образовательной организации и позволяет совершенствовать процесс профессионального развития педагога. Особо необходимо выделить личностно-ориентированный подход в системе организации профессионального развития педагога, в рамках которого педагог рассматривается как наставник, партнер и помощник ребенка. Ключевой задачей педагога дошкольного образования в этом случае является развитие инициативы и самостоятельности ребенка, что требует оснащения новыми педагогическими методами и технологиями. Ситуационный подход в управлении профессиональным развитием педагога предполагает: анализ образовательной деятельности и определение недостатков ее реализации; оценку результатов деятельности; прогнозирование профессионального развития педаго-

га. Управление по результатам осуществляется на трех уровнях: определение миссии;оценка качества и полноты услуг, оказываемых образовательной организацией, диагностика удовлетворенности родителей результатами деятельности. В качестве результатов могут выступать такие целевые показатели, как здоровье, уровень социализации и формирование ценностных ориентиров, уровень развития в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями и др. Исследователи К.Ю. Белая, П.И. Третьяков, рассматривая подход к управлению по результатам, утверждают, что управление станет эффективнее, если руководитель дошкольной образовательной организации будет целенаправленно совершенствовать себя и своих сотрудников. Кроме того, руководителю необходимо обеспечить условия для самосовершенствования всех субъектов управляемой системы [15, с. 85-86].

Исходя из современных требований, можно определить основные направления профессионального развития педагога дошкольного образования: участие педагога в работе методических объединений и творческих групп; осуществление поисково-исследовательской и инновационной деятельности; освоение развивающих педагогических технологий; использование различных форм педагогического сопровождения и поддержки; обобщение собственного педагогического опыта; участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства.

В рамках примера рассмотрим одно из направлений профессионального развития педагога - участие в конкурсах профессионального мастерства. В настоящее время возрастает значимость данных конкурсов, участие в которых направлено на развитие профессиональных компетенций педагога. Это подтверждается тем, что в Российской Федерации реализуются федеральные проекты Национального проекта «Образование» на 2019-2024 годы по различным направлениям (подпрограммам), реализация которых направлена на обеспечение условий для обновления содержания и технологий преподавания общеобразовательных программ, вовлечения всех участников образовательных отношений в развитие системы общего образования, соответствующего основным требованиям современного инновационного, социально-ориентированного развития Российской Федерации, повышение социального престижа и привлекательности педагогической профессии, уровня квалификации преподавательских и педагогических работников. Решение данных задач будет обеспечиваться посредством развития всероссийских педагогических мероприятий, в том числе и через реализацию федерального проекта «Социальные лифты для каждого», что подразумевает создание возможностей для профессионального и карьерного роста, путем формирования к 2024 году системы профессиональных конкурсов. Основным показателем успешности реализации данного проекта будет являться увеличение числа педагогов, охваченных проведением профессиональных конкурсов в целях предоставления возможностей для профессионального роста, развития профессиональных компетенций.

В связи с этим возрастает важность проведения профессиональных конкурсов на муниципальном уровне, уровне образовательной организации, что позволит выявить наиболее талантливых педагогов, обладающих профессиональными и творческими способностями, внедряющих инновационные технологии в образовании.

Участие педагога дошкольного образования в конкурсе профессионального мастерства - это слаженность действий всех членов педагогического коллектива, поддержка педагога на каждом этапе подготовки к конкурсу. В дошкольной образовательной организации необходимо создать такие организационно-педагогические условия участия педагогов в конкурсе профессионального мастерства, когда подготовка к нему будет являться одной из эффективных форм профессионального развития всего педагогического коллектива.

Организационно-методическое сопровождение деятельности педагогов в конкурсах профессионального мастерства - управленческая технология организации взаимодействия администрации дошкольной образовательной организации и педагогов; это целостное, системно организованное сотрудничество, в процессе которого создаются условия для профессионального роста, профессионального развития. Организационно-методическое сопровождение подразумевает несколько функций: обеспечивает дефицит знаний в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста; обогащает методический и технологический инструментарий; корректирует отрицательные профессиональные установки и сохраняет положительный настрой в процессе подготовки и участия в конкурсе; сопровождение педагога в постконкурсный период.

К этапам методического сопровождения педагога при подготовке к конкурсу профессионального мастерства можно отнести следующие: этап вхождения в конкурс, этап непосредственного участия в конкурсе, постконкурсный этап. На этом этапе происходит осознание своих возможностей и степени готовности участвовать в конкурсе профессионального мастерства. На втором этапе происходит раскрытие личностных и профессиональных качеств, способностей конкурсанта. На третьем этапе происходит более глубокое осмысление необходимости профессионального роста, профессиональных ценностей, осуществляется прогнозирование дальнейшей деятельности [7].

Вместе с тем, возрастающая потребность современного общества в компетентности, творческом отношении педагога к собственному профессиональному росту, его конкурентоспособности, сопряжены с рядом противоречий: между потребностями педагога в осмыслении, анализе и сравнении собственной деятельности с деятельностью других педагогов и отсутствием этих возможностей в замкнутом пространстве образовательной организации; между личностно-ориентированными потребностями в развитии профессиональной компетентности, профессиональном росте и недостаточным уровнем сопровождения в процессе подготовки и участия в конкурсах профессионального мастерства со стороны управленческих структур, методической службы дошкольной образовательной организации.

Важнейшим условием эффективности готовности педагога к участию в конкурсах профессионального мастерства Е.Ю. Гирба определяет личностно-ориентированный подход, предусматривающий:

1) выделение ценности и важности профессионального развития для педагога;

2) признание целостности профессионального и личностного развития педагога;

3) признание и формирование индивидуальной стратегии профессионального роста педагога;

4) создание условий для самостоятельного выбора педагогом стратегии дальнейшего профессионального развития.

Следовательно, в процессе участия педагога в конкурсах профессионального мастерства руководителю дошкольной образовательной организации необходимо:

- организовать совместную работу всей управляющей структуры и педагогов поэтапно;

- установить взаимодействие с педагогическим коллективом на уровне партнерских взаимоотношений между управленческой структурой и педагогами, учитывая следующие этапы: через организацию бесед определение тем самообразования педагогов, наиболее им интересных, оценка теоретических знаний; консультирование педагогов по вопросам обсуждения положений конкурса, оказание помощи по оформлению конкурсной документации, ознакомление с конкурсными материалами прошлых лет; наблюдение за практической деятельностью «потенциальных» участников конкурсов и контроль;

- создание внешних и внутренних условий в дошкольной образовательной организации, способствующих формированию готовности педагога к участию в конкурсах профессионального мастерства через организацию морально-психологического сопровождения с привлечением психолога (занятия и тренинги по программе антистрессовой подготовки), через разработку и реализацию программы методического сопровождения педагога в конкурсе профессионального мастерства, а также через создание методической системы, направленной на информационное сопровождение педагога.

Выводы. Таким образом, вопросы профессионального развития педагога, его профессионального роста являются актуальными и своевременными. Современные теоретические подходы к управлению профессиональным развитием педагогов ориентируют дошкольные образовательные организации на необходимость поиска эффективных способов развития профессиональной компетентности педагогов, на создание благоприятных условий для их профессионального развития.

Литература

1. Антонов Н.В. Социально-педагогическое проектирование профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2018. 267 с.

2. Горбунова В.А., Зырянова С.М. Оценка уровня мотивационной готовности педагогов дошкольной образовательной организации к процедуре аттестации // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 3 (60). С. 213-226.

3. Гуща Н.В. Профессиональное развитие педагога в структуре системы обеспечения непрерывности педагогических инноваций: автореф. дис. ... канд. псих. наук. Казань, 2001. 18 с.

4. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. Москва: ЮНИТИ, 1990. 168 с.

5. Катербарг Т.О. Профессиональное развитие педагога в проектной деятельности общеобразовательной организации: автореф. дис. . канд. пед. наук. Красноярск, 2015. 24 с.

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва: Академия, 2014. 304 с.

7. Ковшова А.А., Зырянова С.М. Актуальные вопросы методического сопровождения молодых специалистов ДОО в период подготовки к конкурсу профессионального мастерства // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы = Teachereducation: traditions, innovations, searches, prospecting: материалы XI Междунар. науч.-практ. конф., 14 марта 2020 г. / Шадр. гос. пед. ун-т; отв. ред. И.В. Москвина. Шадринск: ШГПУ, 2020. С. 526-533.

8. Коптелов А.В., Машуков А.В. Профессиональное развитие педагогов в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7816 (дата обращения: 10.09.2020).

9. Менеджмент в образовании: учебник и практикум для бакалвриата и магистратуры / под ред. С.Ю. Трапицына. Москва: Издательство Юрайт, 2016. 413 с.

10. Минаева Н.В. К вопросу об особенностях проектирования профессионального развития педагогических работников // Человек. Культура. Образование. 2018. № 2 (28). С. 164-168.

11. Проект профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)». Режим доступа: https://iro86.ru/images/ documents/Obr._Deyat/umo/pril3.pdf (дата обращения: 10.09.2020).

12. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»: утв. приказом Министерства труда и социаль-

ной защиты Российской Федерации № 544н от 18.10.2013 г. Режим доступа: http://http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/fcd5ad2f7bc ae420af7b0e706a20935cafd7f5ec/ (дата обращения: 10.09.2020).

13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 272-ФЗ. Москва: Проспект, 2015. 160 с.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. Режим доступа: http://https://firo.ranepa.ru/ files/docs/do/fgos/pr1155.pdf (дата обращения: 01.09.2020).

15. Чумичева Р.М. Управление дошкольным образованием: учебник для студ. учреждений высш. образования. 2-е изд., перераб. Москва: Издательский центр «Академия», 2014. 352 с.

16. Edward L. Deci, Richard M. Ryan Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. Springer-Verlag: Sci-Tech / Trade, 2013. 372 р.

References

1. Antonov N.V Socio-pedagogical design of professional development of teachers of educational organizations: dis. ... kand. kand. ped. nauk. Moscow, 2018. 267 p.

2. Gorbunova V.A., Zyryanova S.M. Assessment of the level of motivational readiness of teachers of a preschool educational organization for the certification procedure. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Вестник сургутского государственного педагогического университета], 2019. N. 3 (60), pp. 213-226 (in Russian).

3. Gushcha N.V. Professional development of a teacher in the structure of the system for ensuring the continuity of pedagogical innovations: author. dis. ... kand. psychology. nauk. Kazan, 2001. 18 p.

4. Zhuravlev VI. Pedagogy in the system of human sciences. Moscow: YUNITI, 1990. 168 p.

5. Katerbarg T.O. Professional development of a teacher in the design activities of a general educational organization: author. dis. ... kand. ped. nauk. Krasnoyarsk, 2015. 24 p.

6. Klimov E.A. Psychology of professional self-determination: Textbook. manual for stud. higher. ped. study. institutions. Moscow: Academy, 2014. 304 p.

7. Kovshova A.A., Zyryanova S.M. Topical issues of methodological support of young specialists of preschool educational institutions during preparation for the competition of professional skills. Pedagogicheskoe obrazovanie: tradicii, in-novacii, poiski, perspektivy = Teachereducation: traditions, innovations, searches, prospecting: materialy XI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 14 marta 2020 [Pedagogical education: traditions, innovations, searches, prospects = Teacher education: traditions, innovations, searches, prospecting: materials of the XI Intern. scientific - practical. Conf., March 14, 2020]. Shadr. stateped. un-t; otv. ed. I.V Moskvin]. Shadrinsk: ShSPU, 2020, pp. 526-533 (in Russian).

8. Koptelov A.V., Mashukov A.V Professional development of teachers in the context of the introduction of federal state educational standards of general education [Modern problems of science and education]. 2012. No. 6. [Electronic resource]. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7816 (date accessed: 10.09.2020).

9. Management in education: textbook and workshop for undergraduate and graduate programs. Moscow: Yurayt Publishing House, 2016. 413 p.

10. Minaeva N.V. On the issue of the design features of professional development of teaching staff. CHelovek. Kul'tura. Obrazovanie. [Chelovek. Culture. Education]. 2018. № 2 (28), pp. 164-168 (in Russian).

11. Draft professional standard «Head of an educational organization (management of a preschool educational organization and a general educational organization)» [Electronic resource]. Available at: https://iro86.ru/images/documents/Obr_ Deyat/umo/pril3.pdf (date accessed: 10.09.2020).

12. Professional standard "Teacher (pedagogical activity in preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)": approved. by order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation No. 544n dated 18.10.2013 [Electronic resource]. Available at: http://http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/fcd5ad2f7b-cae420af7b0e706a20935cafd7f5ec/ (date accessed: 10.09.2020).

13. Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012 No. 272-FZ. Moscow: Prospect, 2015. 160 p.

14. Federal State Educational Standard of Preschool Education / Approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 17, 2013 No. 1155 [Electronic resource]. Available at: http://https://firo.ranepa. ru/files/docs/do/fgos/pr1155.pdf (date accessed: 01.09.2020).

15. Chumicheva R.M. Management of preschool education: a textbook for students. institutions of higher. Education. 2nd edition, rev. Moscow: Publishing Center «Academy», 2014. 352 p.

16. Edward L. Deci, Richard M. Ryan Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. Springer-Verlag: Sci-Tech / Trade, 2013. 372 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.