Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВЫМ СОСТАВОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ (НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВЫМ СОСТАВОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ (НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
204
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ТАМОЖЕННЫЙ ОРГАН / САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Барнаева В.А.

В работе раскрыты механизмы профессионального развития должностных лиц, применяемых в таможенных органах России. Представлен анализ профессионально-квалификационного развития должностных лиц таможенных органов Самарской области с учетом специфики таможенной службы. Выделены основные проблемы развития госслужбы в таможенных органах России на этапе профессионального развития должностных лиц. Сформированы предложения по их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Барнаева В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL GROWTH OF RUSSIAN CUSTOM OFFICIAL IN HUMAN RESOURCES MANAGEMENT OF PUBLIC SERVICE (THE EXAMPLE OF SAMARA REGION)

The paper disclosed mechanisms for professional growth of officers, employed in customs of the Russian Federation. Professional qualification of customs officials of the Samara region was analyzed. The basic problems of growth of civil service in the Russian customs authorities at the stage of professional growth of officers were pointed out. Formed proposals for their solution.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВЫМ СОСТАВОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ (НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ)»

сотрудники компании понимают, что они важны для компании - их развивают, предлагают пути решения. Стоит заключить, что связь оценки персонала и управления карьерой достаточно прозрачна. Без своевременной оценки персонала и потенциальных возможностей, сложно сделать прогноз на будущий результат карьерных возможностей сотрудника.

Использованные источники:

1. Яковлев А. Кадровый резерв как элемент системы работы с персоналом / Научная библиотека диссертаций и авторефератов [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/kadrovyi-rezerv-kak-element-sistemy-raboty-s-personalom#ixzz4FaJpmfSj (дата обращения: 21.05.2016).

2. Григорьева И. С. Управление развитием персонала, №4, 2015 г.

3. Холопова В. Е. Управление человеческим потенциалом 03(39) 2014 года: Что такое оценка персонала.

4. Бетилгириев М.А., Дудаева Л.М. Анализ совокупности значимых факторов, влияющих на оценку персонала.

5. Урываева, Е. В. Персонал в бизнес-организациях: обучение и развитие в современных условиях: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. социологических наук (22.00.08) / Урываева Евгения Васильевна; ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы».. - Волгоград, 2012. - 26 с.

6. Лактионова, К. Г. Развитие карьеры сотрудников [Оценка потенциала и намётки перспектив] / К. Г. Лактионова // Справочник по управлению персоналом. - 2011. - № 12. - С. 14.

7. Лактионова, К. Г. Развитие карьеры сотрудников [Оценка потенциала и намётки перспектив] / К. Г. Лактионова // Справочник по управлению персоналом. - 2011. - № 12. - С. 14.

8. Лурье Е. Оценка потенциала [Электронный ресурс]. URL: http://www.slideshare.net/EmployerBrandExperts/ss-48471737 (дата обращения: 21.11.2016).

УДК 35.08

Барнаева В.А. студент магистратуры ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» Россия, г. Самара ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВЫМ СОСТАВОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

(НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ) Аннотация. В работе раскрыты механизмы профессионального развития должностных лиц, применяемых в таможенных органах России. Представлен анализ профессионально-квалификационного развития должностных лиц таможенных органов Самарской области с учетом

специфики таможенной службы. Выделены основные проблемы развития госслужбы в таможенных органах России на этапе профессионального развития должностных лиц. Сформированы предложения по их решению.

Ключевые слова. Профессиональное развитие, государственный служащий, таможенный орган, Самарская область.

Barnaeva VA, magistracy student Samara State University of Economics

Russia, Samara

PROFESSIONAL GROWTH OF RUSSIAN CUSTOM OFFICIAL IN

HUMAN RESOURCES MANAGEMENT OF PUBLIC SERVICE (THE EXAMPLE OF SAMARA REGION)

Annotation. The paper disclosed mechanisms for professional growth of officers, employed in customs of the Russian Federation. Professional qualification of customs officials of the Samara region was analyzed. The basic problems of growth of civil service in the Russian customs authorities at the stage of professional growth of officers were pointed out. Formed proposals for their solution.

Keywords. Professional growth, the official, customs, Samara region.

В настоящее время деятельность таможенных органов Российской Федерации осуществляется в обстановке, которая в значительной мере обусловлена существенными изменениями во внешней торговле, глобализацией мировой экономики, усилением противоправной деятельности в области таможенного дела, ростом количества и разнообразия угроз национальной безопасности во внешнеэкономической сфере. Сложившаяся ситуация требует от таможенных органов решения новых задач. Должностным лицам таможенных органов России необходимо постоянно повышать уровень своей профессиональной подготовки: осваивать современные методы осуществления таможенного контроля и таможенного оформления, передовые информационные технологии в сфере таможенного дела, а также новые инструменты управления рисками во внешнеэкономической деятельности. В связи с этим, профессиональная переподготовка, повышение квалификации и профессиональная учеба на рабочем месте должностных лиц таможенных органов России играет важную роль в развитии кадрового состава, нацеленного на рост интеллектуального потенциала специалистов таможенного дела.

Сегодня профессиональное развитие должностных лиц таможенных органов Российской Федерации включает в себя получение дополнительного профессионального образования (ДПО) (по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации) и проведение ведомственной профессиональной учебы (ВПУ). Кроме того, в таможенных органах активно применяется институт наставничества.

Поскольку в таможенных органах выделяют две категории должностных лиц (сотрудники таможенных органов и федеральные

государственные гражданские служащие (ФГГС)), профессиональная переподготовка и повышение квалификации регулируются разными нормативно-правовыми актами. Сравнительно-правовой анализ нормативно-правовых актов позволил выделить общее и различия в ДПО сотрудников и ФГГС таможенных органов России (см. таблицу 1).

Таблица 1. Сравнительно-правовой анализ дополнительного

профессионального образования должностных лиц таможенных органов

ФГГС таможенных органов Сотрудники таможенных органов

1 2

ОБЩЕЕ

-Цель - всестороннее удовлетворение образовательных потребностей должностных лиц; -Порядок организации дополнительного профессионального образования регулируется одним и тем же нормативным актом - Приказом ФТС РФ от 25.07.2008 N 9151; -Сотрудники, замещающие должности руководителей, и гражданские служащие любых должностных групп должны повышать квалификацию не реже 1 раза в 3 года; -Получение ДПО подтверждается соответствующим документом установленного образовательной организацией образца.

РАЗЛИЧИЯ

1. Порядок организации ДПО регулируется ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ2, Указом Президента РФ от 28.12.2006 N 14743 и Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 3624; 1. Порядок организации ДПО регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ 5;

2.Основания получения ДПО определены в нормативном акте; 2. Необходимость в получении ДПО определяется начальником таможенного органа;

1 2

3. Повышение квалификации проводится не реже 1 раза в 3 года; 3. Повышение квалификации сотрудников, замещающих не отнесенные к должностям руководящего состава должности, проводится не реже 1 раза в 5 лет;

4. Организация ДПО осуществляется в рамках государственного заказа 4. Организация ДПО осуществляется за счет бюджетных ассигнований

1 Приказ ФТС РФ от 25.07.2008 N 915 "Об утверждении Порядка организации дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации" [Электронный ресурс] // Информационно-справочная система «Консультант-плюс». Режим доступа: http://base.consultant.ru

2 Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.08.2016) [Электронный ресурс] // Информационно-справочная система «Консультант-плюс». Режим доступа: http://base.consultant.ru/

3 Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2006 N 1474 (ред. от 08.03.2015) "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации" [Электронный ресурс] // Информационно-справочная система «Консультант-плюс». Режим доступа: http://base.consultant.ru/

4 Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 362 (ред. от 02.06.2016) "Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации" // Информационно-справочная система «Консультант-плюс». Режим доступа: http://base.consultant.ru/

5 Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О службе в таможенных органах Российской Федерации" // Информационно-справочная система «Консультант-плюс». Режим доступа: http://base.consultant.ru/

Следует отметить, что в конце января 2017 г. в Государственную Думу был внесен правительственный законопроект о совершенствовании процесса профессионального развития госслужащих. В данном законопроекте предлагается заменить систему ДПО гражданских служащих системой их профессионального развития на протяжении всей службы; отменить периодичность повышения квалификации; а также использовать новый механизм организации повышения квалификации гражданских служащих на основе государственных образовательных сертификатов. На данный момент сложно сказать, будут ли продуктивны подобные изменения, но ясно одно, что принятие законопроекта позволит более эффективно расходовать средства федерального бюджета на обеспечение профессионального развития гражданских служащих и усложнит процесс планирования ДПО гражданскими служащими.

В таможенных органах Самарской области в 2016 г. в рамках ДПО было обучено 36% должностных лиц, из них по программе профессиональной переподготовке - 0,19% (1 человек), по программам повышения квалификации - 63,81%. Наибольшую долю среди получивших ДПО составляют ФГГС (64%). Данный показатель связан с тем, что доля федеральных государственных гражданских служащих в кадровом составе таможенных органов Самарской области составляет 70%.

Согласно приказу ФТС России от 25 июля 2008 г. № 915 дополнительное профессиональное образование должностных лиц осуществляется в трех формах: очное, заочное и дистанционное (электронное).

В таможенных органах Самарской области в 2016 г. доля должностных лиц, получивших ДПО в очной форме обучения составила 46,1%; в электронной форме обучения - 53,9%; в заочной форме обучения - 0%. Высокая доля должностных лиц таможенных органов, получивших дополнительное профессиональное образование в электронной форме обучения, говорит о широком применении информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах.

Следует отметить, что в таможенных органах России особое внимание уделяется профессиональному развитию должностных лиц, впервые принятых на службу в таможенные органы. Так, разработана в рамках ДПО специальная программа повышения квалификации для впервые принятых должностных лиц - «Основы таможенного дела». В 2016 г. в

таможенных органах Самарской области по причинам объективного характера по данной программе никто не обучался. Причины этому следующие: во-первых, отсутствие денежных средств на длительную командировку; во-вторых, обучение проводится только с отрывом от службы в очном режиме, что не приветствуется непосредственным руководством. Однако, молодые специалисты таможенных органов Самарской области прошли обучение по другим программам дополнительного профессионального образования..

Кроме того, за молодым специалистом закрепляется наставник сроком от одного месяца до полугода, согласно приказам ФТС России от 17.02.2015 № 268 (в отношении ФГГС) и от 17.07.2014 № 1377 (в отношении сотрудников)6. Несмотря на то, что институт наставничества молод, он уже продемонстрировал свою эффективность: адаптация молодых специалистов к условиям осуществления служебной деятельности осуществляется быстрее и легче; ускоряется процесс формирования и развития профессиональных знаний, навыков и умений впервые принятых гражданских служащих; в целом, способствует формированию квалифицированного кадрового состава.

Мониторинг результатов ДПО должностных лиц Самарской таможни показал, что 89,6% должностных лиц, прошедших обучение, удовлетворены содержательной частью образовательной программы и считают, что полученные знания помогут им в дальнейшей профессиональной деятельности. При этом 4 чел. из числа прошедших обучение в дистанционной форме предпочли бы обучение в очной форме. А, по мнению 20% должностных лиц, основным недостатком организации процесса обучения является недостаточное количество практико-ориентированных заданий.

В целях повышения уровня профессиональных знаний и приобретения практических, организационных навыков, освоения передового опыта работы в таможенных органах России, в том числе и в Самарской области, еженедельно в течение 10 месяцев проводится ведомственная профессиональная учеба. Основными формами ВПУ являются лекции, семинары, беседы и индивидуальная самоподготовка. В 2016 году в рамках ВПУ прошли обучение 100% должностных лиц таможенных органов Самарской области.

В таможенных органах России ежеквартально проводится тестирование должностных лиц с применением КПС «Инфо-контроль». Цель тестирования - оценка уровня профессиональных знаний должностных лиц в таможенных органах РФ. К концу 2016 года в таможенных органах Самарской области тестирование прошли 97,7% должностных лиц, не тестировались должностные лица, отсутствующие по причине продолжительной болезни, а также находящиеся в отпусках по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет.

Также ежеквартально в таможенных органах Самарской области проводится «День руководителя», в ходе которого с начальниками таможенных постов и структурных подразделений проводятся занятия по вопросам внедрения новых технологий таможенных процедур и процессов таможенного контроля; по вопросам применения системы управления рисками; проводится цикл лекций в рамках курса «Психология делового общения», а обучение формам и методам организации и проведения

6 Приказ ФТС России от 17.02.2015 № 268 «Об утверждении Положения по организации наставничества в таможенных органах Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Информационно -справочная система «Консультант-плюс». Режим доступа: http://base.consultant.ru/

воспитательно-профилактической работы с подчиненными.

Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональное развитие должностных лиц таможенных органов России осуществляется на высоком научно-методическом уровне и с анализом практико-ориентированных ситуаций.

Однако на сегодняшний день на этапе профессионального развития должностных лиц таможенных органов России существует ряд проблем.

Прежде всего, сдерживающим фактором развития госслужбы в таможенных органах Российской Федерации является несовершенство механизма управления системой профессионального развития госслужащих. В настоящее время государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации госслужащих осуществляется в отрыве от трехлетнего индивидуального плана профессионального развития сотрудника или ФГГС таможенного органа. Причиной сложившейся ситуации является то, что дополнительные образовательные программы, реализуемые в профильных образовательных организациях, носят преимущественно теоретический характер и для должностных лиц таможенных органов России утратили актуальность. Сегодня государственный заказ нивелирует проблему обучения по наиболее востребованным темам. Учет направлений ДПО, выбранных должностными лицами таможенного органа в рамках индивидуального плана, при формировании государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих таможенных органов позволит изменить сложившуюся ситуацию в системе профессионального развития должностных лиц таможенных органов.

Кроме того, как уже говорилось ранее, программы ДПО в основном носят теоретический характер. Их необходимо сделать более практико-ориентированными. К примеру, в ходе занятий рассматривать больше практических вопросов и подробно разбирать конкретные практические ситуации. Поскольку практическими навыками и опытом обладают только должностные лица таможенных органов, их следует приглашать на занятия. Применение практико-ориентированных заданий позволит повысить эффективность и качество обучения.

Следует обратить внимание на то, что в ряде случаев организация ВПУ имеет формальный подход, занятия проходят в форме зачтения нормативных документов. В связи с этим необходимо усилить контроль со стороны отдела кадров, ввести меры мотивации. При составлении плана-расписания учитывать итоги работы подразделения, его перспективные и текущие планы работы, оценку уровня профессиональной компетентности каждого должностного лица. Увеличить долю практических занятий

В силу быстроменяющегося законодательства, некоторые ответы на тесты в Инфо-контроле, утратили свою актуальность (предельный возраст прохождения госслужбы, порядок подчиненности ФТС РФ и др.), что требует актуализации базы тестовых вопросов с учетом действующего

законодательства.

В целом для решения одной из важнейшей и наиболее значимой проблемы кадровой политики - профессионально-квалификационное развитие должностных лиц таможенных органов России, следует использовать системный подход.

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О службе в таможенных органах Российской Федерации" [Электронный ресурс] // Информационно-справочная система «Консультант-плюс». Режим доступа: http: //base.consultant.ru/

2. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.08.2016) [Электронный ресурс] // Информационно -справочная система «Консультант-плюс». Режим доступа: http: //base.consultant.ru/

3. Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2006 N 1474 (ред. от 08.03.2015) "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации" [Электронный ресурс] // Информационно-справочная система «Консультант-плюс». Режим доступа: http: //base.consultant.ru/

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 362 (ред. от 02.06.2016) "Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации" [Электронный ресурс] // Информационно-справочная система «Консультант-плюс». Режим доступа: http: //base.consultant.ru/

5. Приказ ФТС РФ от 25.07.2008 N 915 "Об утверждении Порядка организации дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации" [Электронный ресурс] // Информационно-справочная система «Консультант-плюс». Режим доступа: http: //base.consultant.ru/

6. Приказ ФТС РФ от 25.11.2004 N 329 "Об утверждении Порядка организации профессиональной учебы должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации" [Электронный ресурс] // Информационно-справочная система «Консультант-плюс». Режим доступа: http: //base.consultant.ru/

7. Приказ ФТС России от 17.02.2015 № 268 «Об утверждении Положения по организации наставничества в таможенных органах Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Информационно-справочная система «Консультант-плюс». Режим доступа: http: //base.consultant.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.