рия и практика физической культуры. - 2007. - №5. -С. 74-75.
3. Калмыков С.В. Индивидуализация подготовки спортсменов-единоборцев в контексте культурных традиций Востока и Запада: дис. ... д-ра пед. наук в виде науч. докл. - М., 1994. - 60 с.
4. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Изд-во Ин-та практ. психологии; Воронеж: МО-ДЭК, 1996. - 400 с.
5. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
6. Курлянд З.Н. Формирование и развитие профессиональной устойчивости учителя: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1993. - 30 с.
7. Пеньков В.Е. Формирование профессиональноличностной устойчивости будущего учителя в процессе обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Белгород, 1997. - 20 с.
8. Платонов К.К. Вопросы психологии труда.-М.: Медицина, 1970.- 264 с.
9. Комплексное исследование профессионального здоровья преподавателей вуза / А.Я. Рыжов, Е.А. Белякова, Д.И. Игнатьев [и др.] // Фундаментальные науки и практика: сб. науч. тр. - Т. 1. - №3. - С. 123-124.
Аюшеев Виктор Владимирович, старший преподаватель кафедры физического воспитания Бурятского государственного университета. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел. 89243975407. E-mail: [email protected] Ayusheev Victor Vladimirovich, senior teacher, physical training department. 670000, Ulan-Ude, Buryat State University, Smolin str., 24a. ph.89243975407. E-mail: [email protected]
УДК 37.01
© Н.Ж. Дагбаева
Профессиональное педагогическое образование в российских регионах: проблемы и перспективы
В статье рассматриваются проблемы, тенденции и способы совершенствования профессионально -педагогической подготовки в региональном вузе.
Ключевые слова: профессионально-педагогическая подготовка, двухуровневое образование, региональный
вуз.
© N.Zh. Dagbaeva
Professional pedagogical training in Russian regions: problems and prospects
This article concerns the problems, tendencies and ways of improvement professional and pedagogical training in regional universities.
Keywords: professional and pedagogical training, two stage education, regional university.
В последнее время профессиональное педагогическое образование подвергается все большей критике, зачастую нелогичной. Фундаментальной основой всей системы российского образования, обеспечивающей его общий успех/неуспех, были и остаются учителя общеобразовательных школ, подготовленные в вузах. Нелогичность проявилась и в списке «неэффективных вузов», опубликованном Министерством образования и науки в конце уходящего года и вызвавшем большой общественный резонанс, где оказался ряд педагогических институтов и университетов. Именно им едва ли не в большей степени грозит оптимизация или закрытие.
Прежде чем предпринимать радикальные меры в высшем профессиональном образовании (в данном случае речь идет о педагогических направлениях и специальностях), необходимо
разобраться, от чего следует отказаться, а что сохранять и развивать.
Целью данной статьи является определение ключевых проблем педагогического образования в системе высшего профессионального образования и выявление общих тенденций его развития. Соответственно нужно определить его перспективы, а именно: фундаментальные основы всего российского образования.
В период радикальных реформ в конце 1980
- начале 1990-х гг. многие бывшие педагогические институты трансформировались в классические университеты. Не стал исключением и Бурятский государственный педагогический институт, ныне Бурятский государственный университет. В прошлом году вуз отметил свое 80-летие, из них уже семнадцать лет осуществляется подготовка будущих учителей в рамках клас-
сического университета. Задачи, которые решались в последние годы, были продиктованы необходимостью выработки новых учебных планов, когда уже не было большого количества часов, отведенных на педагогику, психологию, методику и технологии, педагогическую практику, в отличие от стандартов педагогического вуза. Другой спектр задач касался учета специфики региона, решения задачи обеспечения его учительскими кадрами, с одной стороны, а с другой
- интеграции в мировое образовательное пространство.
Подготовка педагогических кадров в республике была неразрывно связана с Бурятским государственным педагогическим институтом, имеющим давние традиции. Однако система обучения будущих учителей в рамках классического университета существенно изменилась и в настоящее время осуществляется по трем направлениям:
• в рамках «учительских стандартов» готовятся в Педагогическом институте учителя начальных классов, технологии и предпринимательства, математики, музыки, преподаватели профессионального обучения, дошкольной педагогики и психологии.
• потенциальные кадры для образовательных учреждений готовятся в рамках «неучительских» стандартов (филологические факультеты (русский, бурятский и иностранные языки; бакалавры истории, математики, физики);
• последние выпуски в рамках дополнительной квалификации Преподаватель (учителя биологии, географии, химии, физики, общест-вознания, права, математики).
Таким образом, большая часть кадров для образования готовится параллельно или дополнительно к основной специальности. В этом принципиальная разница между педвузом и классическим университетом.
И если стандарты по филологии (русской, родной, зарубежной), истории, физике, математике предусматривают психолого-
педагогическую и методическую подготовку специалистов, включая практику, то реализация дополнительной квалификации «Преподаватель» осуществляется сложно в организационном плане. Особенно это касается педагогической практики. Соответственно качество подготовки будет отличаться. И эти специалисты, если они придут в школу, нуждаются в поддержке, наставниках, внимательном отношении к себе.
Какие еще вопросы обозначились в связи с переходом в классический университет? Это по-
теря «класса методистов», специалистов, хорошо знающих свой предмет, содержание школьного и вузовского курса по предмету, а главное - методику его преподавания. Поскольку часов не стало, молодые люди не хотят поступать в аспирантуру по специальности «Теория и методика обучения и воспитания» по разным предметам, а значит, исчезают научные школы, не востребована обществом подготовка педагогических кадров. Средний возраст ученых-методистов в вузе
- 56 лет. Молодые и талантливые уехали за границу, занимаются бизнесом и политикой. Сами школы недовольны качеством подготовки: молодые специалисты приходят и не знают методики, не готовы решать задачи, которые стоят перед школой в рамках новых ФГОС. При этом учителя забывают, что обучаются на педагогических специальностях не самые лучшие выпускники школ.
В связи с переходом на двухуровневую систему подготовки педагогических кадров осуществляется разработка новых ООП, что требует больших усилий. Мы работаем с четырьмя УМО, два из которых конкурируют, главное УМО в Санкт-Петербурге до сих пор не дает примерных планов по логике ФГОС. В современных условиях преподаватель должен не только знать свой предмет, но и представлять то, что осваивает студент в целом. От самого преподавателя требуется компетенция качественно нового уровня. Особых усилий потребовало и открытие специальности «Дошкольная педагогика и психология» с использованием дистанционных технологий. Эта перспективная форма работы позволяет получить высшее образование действующим педагогам прежде всего из отдаленных районов республики, в частности Севе-робайкальска. Несомненно, такой путь представляется экономически выгодным для студентов, поскольку потребность в кадрах в регионе удовлетворяет именно наш вуз. Педагогические факультеты или институты в рамках классических стараются расширить перечень специальностей и программ, поскольку являются единственной структурой, которая готовит специалистов высшей квалификации. Так, в Республике Бурятия ежегодно потребность в учителях иностранного языка составляет от 38 до 50 человек, учителей начальных классов - 16-20, учителей математики - 35, физики - 32, химии, биологии
- 22 человека и т.д. Выпускники идут работать переводчиками, продавцами компьютерной техники, а сельские ребята пытаются всеми способами остаться в городе.
Одной из проблем в подготовке педагогических кадров является низкий социальный статус учителя в российском обществе, маленькая оплата его труда. Согласно опросам первокурсников, поступивших в этом году на педагогические специальности Бурятского госуниверситета, основным мотивом послужило следующее: совет родителей (37%), не хотела уезжать далеко (38%), хотела стать учителем (25%). Известно, что даже развитые страны стали ощущать огромный недостаток в квалифицированных учителях, происходит снижение образовательного уровня. Об этом свидетельствует последнее исследование «Привлечение и удержание лучших учителей», проведенное Организацией экономического сотрудничества и развития. И вывод, к сожалению, очень печальный: увеличение сроков и объемов массового обучения неминуемо приводит к превращению учительства в массовую профессиональную группу. Даже в тех странах, где доля ВВП в образовании достигает 6% (в России - 3,4%) учителя не являются высокооплачиваемой группой. В российских регионах профессия учителя при всей ее малопривле-кательности с точки зрения оплаты считается более стабильной и социально защищенной, особенно на селе.
Какие меры предпринимаются нами для решения всех обозначенных проблем. Необходимо увеличить число магистерских программ, чтобы обеспечить социальную защиту молодого специалиста в будущем, стать учителем уже не одного, а двух учебных предметов. Существенно увеличивается роль непрерывного образования, потому что не только в двадцать лет происходит профессиональное самоопределение. И часто люди, которые решили базовые задачи своего существования (имеют жилье, детей), готовы сменить профессию. Для них разрабатываются программы переподготовки, конечно, не 72часовые и не полугодовые. Также важно обеспечить переподготовку бакалавра университета на базе высшего через институт непрерывного образования для получения квалификации преподавателя.
В рамках нашего региона необходима разработка и реализация региональной системы многоступенчатого непрерывного педагогического образования, обеспечивающей текущие и перспективные потребности в квалификации педагогических работников всех уровней образования. Данная система должна включать:
- создание на ступени профильной школы межрайонных педагогических или лицейских классов, которые на базе общего образования
выполняют задачу первичной педагогической профессиональной ориентации. Эту задачу мы начали решать как на базе одного района, Зака-менского, так и с базовыми школами университетского образовательного комплекса в других.
- педагогический колледж, основная деятельность которого должна быть направлена на усиление профессиональной педагогической направленности и расширение спектра подготовки по педагогическим специальностям на уровне прикладного бакалавриата. Эту функцию спешно решает Бурятский республиканский педагогический колледж.
- педагогический институт, решающий проблемы пересмотра содержания образования на основе компетентностного подхода, блочномодульного распределения учебного материала с ориентацией на комплекс дисциплин (теоретический, специальный и практический блоки, обеспечивающие формирование отраженных во ФГОС компетентностей). Усиление практикоориентированной профессиональной подготовки, увеличение бюджета учебного времени на собственно педагогическую практику, а также видов данной практики. Расширить спектр дополнительных специальностей и специализаций, в том числе для профильных, малокомплектных и малочисленных школ, для работы в полиэтническом коллективе. Только за последние 6 лет количество ООП увеличилось в три раза;
- стажерская практика (по аналогии с врача-ми-интернами). Необходимо создание предметно-пространственной среды, отвечающей современным требованиям, для успешного прохождения стажерской практики.
- послевузовское образование, ориентированное на адресный подход к организации повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Организация системы непрерывного научно-педагогического образования в основном осуществляется на базе Института непрерывного образования с участием большого количества ППС Педагогического института.
Важнейшим направлением деятельности педагогического института является научноисследовательская работа. В нашем вузе она проводится по следующим направлениям: исследование проблематики современного детства в аспекте выявления особенностей современной детской субкультуры, исследование особенностей формирования субкультуры и этнопсихологических характеристик ребенка в условиях по-ликультурного сообщества, изучение социальнопсихологических характеристик толерантности личности в условиях поликультурного общества;
апробация и внедрение в практику работы дошкольных учреждений и начальных классов школ Бурятии результатов исследований по эстетическому воспитанию средствами искусства и действительности в условиях преемственности образовательного процесса, совершенствование художественной подготовки, музыкально-эстетического воспитания младших школьников; исследование проблемы фундаментализации подготовки будущих педагогов; качество технологического образования в школе и вузе, подготовка научно-педагогических кадров; выявление особенностей языкового образования в условиях бурятско-русского двуязычия.
Институт успешно интегририрован в мировое образовательное пространство, участвуя в реализации инновационных международных эколого-образовательных проектов с коллегами из Германии, США, Японии, создана международная сеть школ, занимающаяся экологическим образованием. Активно развивается сотрудничество с университетом г. Оснабрюк (Германия), Институтом изобразительного искусства и дизайна, Институтом дошкольного образования Монгольского государственного университета образования.
Созданы и успешно функционируют научные подразделения института: лаборатория педагогических инноваций; этнопедагогики; этнопсихологии и лаборатория предшкольной подготовки.
С целью объединения усилий научнопедагогического сообщества Бурятии и соседних регионов, а также эффективного научного сопровождения современной педагогической практики и развития лучших профессиональных традиций педагогической деятельности с сентября 2007 г. создана региональная общественная организация «Ассоциация педагогов-исследова-телей» - преемник НП «Университетский образовательный комплекс БГУ». В составе Ассоциации 26 общеобразовательных школ и гимназий Республики Бурятия, Агинского Бурятского округа и Забайкальского края.
В связи с новыми аккредитационными требованиями по привлечению внебюджетных средств через научные гранты и отраслевые программы важно подчеркнуть, что именно для педагогических специальностей возможности ограничены. Дальнейшее развитие Педагогического института связано с укреплением его позиций в структуре БГУ и в системе образования республики и региона, с ростом качественных и количественных (аккредитационных) показателей, с расширением профилей и уровней подготовки
специалистов и развитием материальной базы. Работа по обновлению качества и системы подготовки кадров для системы образования предполагает:
• апробацию и анализ внедрения новых образовательных программ подготовки бакалавров по направлениям педагогического образования (разработка программ по дисциплинам конкретных профилей, совершенствование программ и учебно-методического сопровождения);
• разработку, экспертизу, апробирование и издание учебно-методических комплексов по основным образовательным программам (рабочие учебные программы дисциплин, практик, научно-исследовательская и научно-педагогическая работа магистрантов, итоговая государственная аттестация) и последовательную подготовку к аттестации программ;
• расширение сферы применения информационных технологий в процессе обучения, активное внедрение дистанционного образования;
• переход на модульное построение учебных планов и организацию учебного процесса с использованием системы зачетных единиц
• расширение контактов и обмен опытом с образовательными учреждениями и структурами региона, прежде всего с заказчиками;
• включение студентов в социально значимую деятельность в контексте осваиваемой ими профессионально-образовательной программы (организация конкурса проектов студентов на факультете и в университете)
• повышение квалификации ППС с целью реализации контекстно-компетентностного подхода подготовки педагогических кадров и многое другое.
Среди ученых педагогики есть мнение, что в сегодняшней школе нужен не столько предметник, сколько специалист в области человекозна-ния, специалист, который знает, как решать задачи развития ребенка, какими педагогическими средствами. Это должен быть человек, ориентирующийся прежде всего в области психологии и педагогики. Поэтому в перспективе необходимо, чтобы молодые люди в высших учебных заведениях больше обращали внимание не на математику, физику или историю, а на педагогику, психологию, социальную педагогику, чтобы быть специалистом по проблемам человека. Можно отчасти согласиться с этим мнением, но испытанная формула хорошего учителя доказана веками, которая состоит из трех компонентов: знание своего предмета, усвоение методики его преподавания и личностные качества, среди ко-
торых любовь к детям, эмпатия, нравственность являются ведущими.
Одной из форм решения проблемы нехватки кадров - это обучение в магистратуре бакалавров по предметным областям - физики, биологии, химии. Такая магистратура дает дополнительную (к «предметному» образованию) подготовку в области педагогики, психологии, теории и практики воспитания, методики преподавания, образовательных технологий, менеджмента, организации, экономики и правового обеспечения образования; предусматривает педагогическую стажировку, освоение навыков исследовательской работы. В нашем институте существует четыре программы магистров педагогики: «высшее образование», «начальное образование», «менеджмент в образовании», особое место занимает магистратура по психолого-педагогическому направлению.
Для поддержки класса методистов возможно создание при вузе Центра педагогического мастерства, где сильнейшие предметники научат лучше, чем любые методисты, во время уроков. А для самих учителей создать условия совершенствования через систему магистратуры и аспирантуры. Таким педагогам нужно дать возможность зарабатывать,
организуя курсы повышения мастерства, при этом будет осуществляться обратная связь - взаимодействие с работодателями и заказчиками педагогических кадров.
Что касается научных школ, то они нуждаются в реальной поддержке как федерального, так и регионального уровней. Например, исследование истории становления школ и науки в регионе должно финансироваться региональными структурами. На наш взгляд, нет смысла подгонять под общие критерии центральные и крупные вузы и региональные, а важно признать, что это вузы принципиально разные, служат различным целям и должны удовлетворять многие требования. Причем России абсолютно необходимо развивать и поддерживать и те, и другие. В любом случае жизнеспособная система образования обязана помогать троечникам стать профессионалами, а не считать своих молодых граждан неспособными, обвинять их в отсутствии таланта и мотивации. Даже если часть наших детей не пойдет работать в школу, это будут уже образованные люди, и повышение общего уровня образованности и воспитанности наших граждан - задача государственная.
Дагбаева Нина Жамсуевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, директор Педагогического института Бурятского госуниверситета. Тел. (301-2) 442395.
Dagbaeva Nina Zhamsuevna, doctor of pedagogical sciences, professor, department of pedagogy, director of Pedagogical Institute, Buryat State University. E-mail: [email protected]
УДК 378:53
© А.Б. Дамбуева
Компетентностный подход в подготовке бакалавров физики в системе высшего профессионального образования
В статье рассмотрен вопрос подготовки бакалавров физики на физико-техническом факультете в условиях реализации компетентностного подхода. Формирование профессиональной компетентности студентов происходит в процессе изучения профильных дисциплин, в период прохождения учебной и производственной практик, при выполнении самостоятельных работ. На основе анкетирования получен рейтинг профессиональных компетенций.
Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональная компетентность, профессиональная компетенция.
© A.B. Dambueva
Competence-based approach to bachelor of physics training in the system of higher professional education
The article deals with the problem of bachelor of physics training at Physics and Technology Faculty through a competence-based approach. Formation of professional competence of students is based on studying core subjects, in the period of educational and production practice, while doing the independent work. On the basis of a survey a rating of professional competences has been got.
Keywords: competence-based approach, professional competence ability, professional competence.