ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
УДК 377.12
Н. В. Харина
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ:
ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ
Представлено исследование проблемы профессионального образования в России. Исходя из результатов проведенного анализа, выделены наиболее важные из них; сделан акцент на некоторых подходах к решению обозначенных проблем, связанных с формированием системы непрерывного образования, отвечающего требованиям инновационной экономики, интеграцией российского образования в мировое образовательное пространство.
Ключевые слова: проблемы профессионального образования, интеграция, диверсификация, подготовка и переподготовка кадров.
Эффективное развитие экономики, ее переход на инновационный путь развития обостряют проблемы подготовки выпускников учреждений профессионального образования, актуализируют необходимость реформирования образования. Кроме того, интенсивное развитие мирового рынка образовательных услуг, лидерство на этом рынке развитых экономических стран (США, Великобритания, Германия и др.) побуждают Россию интегрироваться в мировое образовательное пространство, чтобы не остаться в стороне от происходящих в мире глобализационных и интеграционных процессов и не превратиться в образовательную колонию более развитых стран, активно ищущих рынки сбыта своих образовательных услуг.
Несмотря на неуклонный рост уровня образования населения Российской Федерации (формально в начале третьего тысячелетия является самым высоким в мире), рост численности студентов на 1000 человек населения по сравнению с развитыми странами, рост количества высших учебных заведений в стране, увеличение количества студентов в российских вузах, данная статистика не дает объективной информации о качестве образования, а результаты международных исследований, скорее, свидетельствуют об обратном: падении качества образования в России.
Показателем привлекательности системы образования является доля иностранных студентов, обучающихся в стране. Доля иностранных студентов, обучающихся в России, по последним данным, составляет 3 % от общего числа иностранных студентов (в США - 22 %, в Великобритании - 12 %). По данным мировой статистики, наибольшее количество студентов обучается в США (524 190 человек), в Великобритании (318 399), в Германии (259 797), во Франции (236 518), в Японии (125 917). В России обучается 90 450 иностранных студентов, что примерно в пять раз меньше, чем в США.
Недостаточное финансирование и слабые позиции отечественного образования на мировом рынке образовательных услуг свидетельствуют о недостаточных качественных показателях потенциала российского образования. Преодолению отставания от развитых экономических стран и эффективному развитию отечественного образования способствует модернизация системы образования в России.
Начало XXI в. ознаменовано принятием целого ряда программных документов развития отечественного образования: Национальной доктрины образования в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Эти документы заложили основы системных изменений в образовании, переориентировали образовательную теорию и практику на решение новых задач и стали свидетельством превращения образования в приоритетное направление развития государственной политики.
В последнее время появились документы, определяющие перспективы дальнейшего развития образования: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., Стратегия развития науки и образования в Российской Федерации до 2015 г., проходят обсуждение и принимаются Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для всех уровней образования и т.д.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. приоритетными задачами в области образования определены:
- обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными учреждениями (организациями);
- совершенствование структуры образовательной системы России в соответствии с требованиями инновационного развития экономики;
- обеспечение доступности качественного образования вне зависимости от доходов и местожительства, формирование системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью;
- создание системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров [1].
Для решения поставленных задач, реализации намеченных мероприятий необходимо изменить подходы к образованию, работникам образования, стимулируя на инновационные решения, творчество и профессионализм. В свою очередь, для обеспечения кардинальных изменений в системе образования необходимо существенное увеличение расходов на образование в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны, включая, в первую очередь, расходы на увеличение оплаты труда работников образования, для того чтобы она была реально сопоставима с уровнем оплаты труда в экономике. По мнению авторов Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны, реализация инновационного варианта развития экономики позволит увеличить расходы на образование с 4,6 % ВВП в 2006-2007 гг. до 5,5-6 % ВВП в 2020 г.
В целом расходы на образование в России в 2010 г. составили 4,8 % ВВП страны, в то время как, например, в США они равнялись 7 %, а во Франции 6,2 % ВВП страны. Экономически развитые страны расходуют на образование более 6 % ВВП, планируя увеличение расходов до 8 %.
Представленные данные свидетельствуют о недостаточных финансовых вливаниях в систему российского образования, способствующих ее эффективному функционированию и развитию. Существует еще ряд проблем в профессиональном образовании, решение которых будет способствовать эффективному внедрению инноваций. Среди наиболее важных проблем, по мнению авторов:
- проблемы совершенствования управления профессиональным образованием;
- проблемы повышения доступности и качества профессионального образования, диверсификации образовательной деятельности;
- проблемы интеграции в мировое образовательное пространство (особенно переход на двухуровневую систему подготовки: бакалавриат и магистратуру);
- проблемы интеграции образования, науки и производства;
- проблемы подготовки и переподготовки профессиональных кадров (особая проблема -подготовка высококвалифицированных рабочих кадров для современной экономики).
Ниже приведены некоторые подходы к решению обозначенных проблем.
Решение проблемы совершенствования управления профессиональным образованием требует кардинальных изменений в системе управления образованием. Среди специалистов в области профессионального образования существуют различные мнения относительно изменений в структуре управления образованием. Так, например, по мнению ректора Байкальского государственного университета М. А. Винокурова, на федеральном уровне целесообразно иметь две группы университетов. В первую группу входят вузы с сильным научно-исследовательским компонентом (федеральные и инновационные университеты). Их задача - формирование кадрового потенциала науки и активная научно-исследовательская деятельность. Основная цель вузов второй группы - федеральных вертикально интегрированных учебных комплексов (университетов) - готовить высокопрофессиональных специалистов для конкретных производств. При этом в университетские комплексы включаются вузы, средние специальные учебные заведения и крупные учебные центры профессиональной подготовки. Третью группу университетов, академий и институтов ученый предлагает перевести на региональный уровень, так как они работают на кадровое обеспечение регионов (учителя, врачи, агрономы, работники культуры и спорта и т.д) [2, с. 7-8].
Исследуя процессы модернизации в системе управления профессиональным образованием, авторы пришли к выводу о том, что в последнее время они интенсифицируются, особенно это касается внутренних систем управления непосредственно в образовательных учреждениях. Оптимизируется структура управления, создаются подразделения инновационной инфраструктуры, оформляются регламенты и органы управления программой развития, формируются коллегиальные формы управления образовательными учреждениями, трансформируется система взаимодействия с партнерами, создаются системы по оценке качества образования, аккредитации образовательных программ и т. д.
Управление и организация образовательного процесса развивается по направлению перехода «от иерархически-вертикальных структур к самоорганизующимся горизонтальным. В этом случае ставка делается на личную инициативу, самостоятельность субъектов управления, их способности к профессиональному росту, развитию своей организации, что обеспечивает управленческое саморазвитие самой социальной системы, позволяющей ей адаптивно и эффективно реагировать на изменяющиеся внешние условия, развивать внутренний потенциал» [3, с. 7].
В рамках данной статьи нет необходимости подробно останавливаться на проблемах повышения доступности и качества профессионального образования, диверсификации образовательной деятельности. Выделенная проблема достаточно широко обсуждалась в последние годы в кругах научной общественности, в научной литературе, на различных конференциях. Следует отметить лишь, что повышению доступности и качества образования должно было способствовать введение таких модернизационных механизмов, как Единый государственный экзамен (ЕГЭ) и государственные именные финансовые обязательства (ГИФО). По результатам ЕГЭ должно было осуществляться подушевое финансирование вузов, однако задуманный реформаторами механизм не сработал. В результате остался ЕГЭ, который на протяжении всех лет проведения подвергается ожесточенной критике.
В чистом виде ЕГЭ как единственное условие поступления в вузы сохранился только в Египте и Китае, причем китайская модель введения этого экзамена также подвергается критике
в своей стране. Мы уже не говорим об опыте европейских стран, например Франции и особенно Германии. В последней гимназическая система образования, обеспечивающая запись в вузы, кардинальным образом отлична от признания какого-то одного экзамена, а включает в себя массу параметров оценки знаний ученика [4, с. 24].
Тема ЕГЭ требует отдельного рассмотрения, так как споры о достоинствах и недостатках проведения ЕГЭ продолжаются и сегодня, однако новое руководство Министерства образования и науки уже заявило о том, что ЕГЭ будет претерпевать ежегодные изменения: «... система ЕГЭ должна стать более открытой, в ней должна обеспечиваться полная информационная прозрачность и процедуры сдачи, и процедуры оценивания. Вот как раз с этой целью ЕГЭ будет претерпевать ежегодные изменения» [5].
Необходимо отметить также, что создание независимой оценки качества профессионального образования в соответствии с требованиями потребителей образовательных услуг, современными потребностями рынка труда становится необходимым условием развития профессионального образования. Независимая аттестация выпускников образовательных учреждений, лицензирование образовательной деятельности и образовательных программ, аттестация руководителей образовательных учреждений и профессорско-преподавательского состава, увеличение численности докторов и кандидатов наук в сфере образования, включая учреждения среднего специального образования, - далеко не полный перечень процедур, способствующих повышению качества профессионального образования.
Еще одним важным из путей модернизации высшего образования является диверсификация образовательной деятельности вуза. Термин «диверсификация» в образовании означает для образовательного учреждения разнообразие, разностороннее развитие, расширение видов предоставляемых услуг, осуществление новых видов деятельности, не свойственных ему ранее. Для личности диверсификация собственного образования означает приобретение дополнительных знаний, навыков, компетенций, квалификаций. Сегодня имеет место любопытный факт: во всем мире только 20 % занятого населения работает по полученной в вузе базовой специальности, а 42 % молодежи в первые два года по окончании профессиональных учебных заведений меняют свои профессии. Отсюда следует, что проблема диверсификации собственного образования остро стоит перед каждым обучающимся [6, с. 58].
Решение проблемы интеграции российского образования в мировое образовательное пространство связано с вступлением России в Болонский процесс. Участие России в Конвенции о признании документов об образовании стран Европейского союза, введение двухуровневой структуры высшего образования, проведение эксперимента по применению зачетных единиц (кредитов) - свидетельства происходящих в образовании нововведений. Присоединение России к Болонскому процессу - это не только конкретные шаги по достижению целей международной интеграции в системе образования, но и механизм построения единого европейского пространства, путь реформирования собственной системы образования.
В связи с переходом вузов в 2011 г. на двухуровневую систему подготовки идут процессы разработки и переработки программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов: 70 % подготовленных программ соответствуют требованиям ФГОС, а ряд вузов разработали свои стандарты и программы (около 18 % от общего количества разработанных программ).
Вместе с тем отношение к проблеме перехода российских вузов на двухуровневую систему подготовки остается неоднозначным как со стороны работодателей, так и общественности вузов.
Определенную озабоченность специалистов вызывает соотношение общеобразовательной (академической) и профессиональной подготовки специалиста в условиях модернизации высшего образования в России. Традиционно академическая подготовка (в основном гуманитарные,
социально-экономические и естественно-научные дисциплины) осуществлялась в основном на младших курсах, профессиональная - на старших курсах вузов.
Ситуация коренным образом меняется с переходом отечественной высшей школы на двухуровневую структуру основных образовательных программ при отказе от специальностей как «несущей конструкции» высшего профессионального образования. При этом родственные специальности объединяются в направления и вместо «сквозных» программ высшего профессионального образования по специальностям по каждому из направлений подготовки создаются две новые образовательные программы - бакалавриата и магистратуры [7, с. 20].
По мнению определенной части специалистов, переходя на двухуровневую подготовку, система профессионального образования в России теряет свои традиционные конкурентные преимущества. «Замена 5-6-летних программ подготовки специалистов 4-летними программами бакалавриата, профессиональная составляющая которых содержательно не определена и не обеспечена ни в методическом, ни в информационном, ни в организационном плане, может отрицательно сказаться как на качестве отечественного высшего профессионального образования, так и на его конкурентоспособности» [8].
Проблема интеграции системы высшего образования с наукой и производством была обозначена в Доктрине развития российской науки в 1996 г., в которой была признана одной из приоритетных государственной образовательной политики. В том же году были приняты федеральная программа «Интеграция» и Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», а в 2001 г. вышло постановление Правительства РФ «Об университетских комплексах».
Совершенствование нормативно-правовой базы и принятие в 2007 г. нового Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки» позволило совершенствовать финансовые механизмы для проведения исследований и разработок, осуществлять совместные разработки и проекты вузами и научными организациями, создавать кафедры вузов в научных организациях и лабораторий научных организаций в вузах, объединяться в ассоциации и союзы научным организациям с вузами.
В настоящее время основные направления институциональных преобразований представлены в федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг. и в Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г., где интеграция позиционируется как одно из ключевых направлений реформирования образования и науки, условий создания конкурентоспособного сектора исследований и разработок при увеличении государственной поддержки новых форм интеграции образования, науки и бизнеса, получивших распространение в мировой практике [9].
Поставленные в стратегии задачи требуют современных подходов. Среди инновационных подходов - использование сетевых форм интеграции образования, науки и производства, позволяющих совместно разрабатывать программы инновационного развития, соответствующие мировому уровню; использовать технологические платформы в виде научно-инновационных и образовательных комплексов; формировать региональные кластеры, обеспечивающие условия хозяйствования в сетевой среде.
В качестве механизмов осуществления интеграции науки, образования и производства можно выделить следующие: стимулирование вузов к развитию инновационной инфраструктуры, создание малых инновационных предприятий (государственная поддержка до 150 млн рублей каждому образовательному учреждению); субсидии предприятиям, внедряющим инновационную продукцию и заказывающим разработки у вузов (субсидии предприятиям до 100 млн рублей в год); гранты ведущим ученым для создания новых и обновления существующих
научных школ (12 млрд рублей в течение 2010-2012 гг.) и др.
Несмотря на накопленный позитивный опыт интеграции профессионального образования, науки и производства (отдельные вузы, предприятия, научные учреждения), необходимо обеспечить дальнейшее развитие интеграционных процессов, стимулируя все субъекты инновационной деятельности (вузы, научные учреждения, бизнес) на повышение открытости и развитие не только внутренней интеграции, направленной в основном на повышение качества образования и услуг, но и внешней, в том числе на российском и международном уровне; на проведение управленческих преобразований, в том числе связанных с совершенствованием механизмов государственно-частного партнерства; на разработку и построение моделей интеграции, соответствующей современным требованиям развития экономики и рынка труда.
В связи с вышесказанным актуальными для профессионального образования становятся вопросы повышения эффективности и качества профессиональной подготовки конкурентоспособных на рынке труда выпускников. Механизмом повышения качества такой подготовки являются профессиональные стандарты, в которых установлены требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников, что позволяет учреждениям профессионального образования разрабатывать содержание образовательных программ в соответствии с требованиями сферы труда.
Формирование национальной системы квалификаций является одним из существенных факторов, которые в ближайшие годы будут влиять на развитие системы профессионального образования. Это направление в развитии профессионального образования опирается на закономерности формирования рынка труда в условиях рыночной экономики, на опыт ведущих европейских стран и мировой опыт в целом [10, с. 26].
По данным Госкомстата России, в середине 2000-х гг. число занятых в промышленности составляло более 10 млн человек. Дефицит квалифицированных рабочих составил более 2 млн человек. С 2003 по 2008 г. количество вакансий рабочих профессий увеличилось более чем в 3 раза. Средний возраст квалифицированного рабочего составлял 55 лет. В связи с переходом к инновационной экономике потребность в квалифицированных рабочих возрастает. Остро встает вопрос подготовки высококвалифицированных рабочих кадров для производства. Решение проблемы - в реформировании системы начального и среднего профессионального образования.
Между тем среднее и начальное профессиональное образование сегодня подвержены наибольшей критике. Проблемы заключаются в том, что деформирована структура подготовки кадров. Подготовка специалистов по уровням профессионального образования: начального, среднего, высшего - осуществляется примерно в одинаковом соотношении (1 : 1 : 1), в то время как развитие инновационной экономики требует в 5 раз больше подготовленных высококвалифицированных рабочих.
По сравнению со средним специальным образованием учреждения начального профессионального образования (НПО) находятся в худшем положении. За последние 30 лет количество учреждений НПО уменьшилось на треть, количество обучающихся - вдвое. Падение престижа рабочих специальностей приводит к падению интереса к НПО. Сохраняется интерес к среднему специальному образованию и существенно растет спрос на высшее профессиональное образование, количество мест в которых в силу сложившейся демографической ситуации практически равно количеству выпускников учреждений общего среднего образования, а количество негосударственных вузов за последние 15 лет выросло более чем в два раза.
Вместе с тем среднее и начальное профессиональное образование являются неотъемлемой частью российской системы непрерывного образования, которые, так же как и система высшего образования, находятся в процессе модернизации и реформирования.
В 2007-2010 гг. в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в систему начального и среднего специального образования было вложено 8,8 млрд рублей из средств федерального бюджета; 8,7 млрд рублей выделили работодатели и субъекты Федерации. С 2011 г. начала действовать федеральная целевая программа развития образования, в которой предусмотрена реализация программ модернизации систем начального и среднего профессионального образования в 30 субъектах РФ, где на условиях софинансирования субъектам Федерации будут выделяться субсидии.
Переход учреждений начального и среднего профессионального образования на региональный уровень ставит перед регионами непростые задачи по повышению престижа рабочих специальностей, повышению качества профессионального образования, привлечению к сотрудничеству с учреждениями профессионального образования работодателей, размещение заказа на обучение именно тех специалистов, которые будут востребованы в регионе.
Государство, в свою очередь, с целью осуществления государственной политики в сфере профессионального образования в регионах России разрабатывает меры для поддержки субъектов Федерации в модернизации профессионального образования. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» получили дополнительные средства из федерального бюджета 342 учреждения среднего и высшего профессионального образования (выделено 9,5 млрд рублей). В 2013 г. из федерального бюджета планируется выделить 40 млрд рублей на завершение программы модернизации региональных систем образования, включающей, помимо прочего, развитие профессионального образования в регионах [11].
Условия профессиональной деятельности современного человека в связи с обновлением техники и технологий, изменениями в социально-экономической жизни меняют взаимоотношения человека и рынка труда, заставляют работника осваивать новые виды профессиональной деятельности, повышать квалификацию, менять работу и даже профессию. Для того чтобы быть успешным и конкурентоспособным, человек в современном мире должен быть готовым к любым изменениям, быть способным адаптироваться к ним, обладать потребностью и способностью к саморазвитию, обучению в течение всей жизни, т. е. быть мобильным. Перед профессиональным образованием встает задача подготовки профессионально мобильных специалистов, создания системы непрерывного профессионального образования, доступного для каждого человека, независимо от его квалификации и уровня образования.
Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что модернизация системы профессионального образования в России связана с переходом страны на инновационный путь развития, необходимостью укрепления позиций российского образования на мировом рынке образовательных услуг, поиском новых подходов в повышении качества подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования, созданием системы непрерывного образования. Основные направления модернизации профессионального образования актуализированы решением проблем: совершенствования управления профессиональным образованием, повышения доступности и качества профессионального образования, диверсификации образовательной деятельности, интеграции российского образования в мировое образовательное пространство (особенно переход на двухуровневую систему подготовки: бакалавриат и магистратуру); интеграции образования, науки и производства; подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
Присоединение России к Болонскому процессу и вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) требуют системных преобразований в сферах образования и экономики, обусловленных необходимостью перехода на единые профессиональные стандарты, единые правила ВТО, национальную систему квалификаций, опирающиеся на закономерности формирования рынка труда, опыт ведущих европейских стран и мировой опыт в целом.
Список литературы
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. URL: http://www.rtpp.ru/node/506
2. Винокуров М. А. Модернизация высшего и среднего профессионального образования в России: взгляд ректора сибирского вуза // Известия ИГЭА. 2011. № 3 (77). С. 7-8.
3. Картузов А. В. Реализация педагогической системы управления вузом // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 4 (82). С. 7-11.
4. Миронов В. В. Размышления о реформе российского образования // Философия образования. № 1. 2012. C. 3-43. URL: http://ebiblioteka.ru/browse/doc/27195424
5. ЕГЭ будет претерпевать ежегодные изменения // Материалы круглого стола с руководством Министерства образования и науки РФ в редакции газеты «Известия», 17 сентября 2012 года. URL: http://минобрнауки.рф/пресс-центр/2640
6. Алтунина В. В. Модернизация высшего образования: цели и способы // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). 2011. № 4. С. 58.
7. Сенашенко В. С., Ткач Г. Ф. О высшем академическом и профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2012. № 4. С. 19-24.
8. Сенашенко В. С. О проблемах и трудностях становления бакалавриата в структуре ВПО России // Высшее образование в России. 2011. № 12. С. 77-84.
9. Стратегия развития науки образования в Российской Федерации до 2015 г. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cg i?req=doc;base=LAW;n=101907;dst=0;ts=BA9A09F0DC5CA13D99FE21481D3AD134
10. Федоров М. В., Черепанов М. Г., Кансафарова Т. А., Гредина О. В., Храмцова И. А. Формирование региональной системы развития квалификаций // Управленец. 2011. № 3-4. С. 20-28.
11. Новый образовательный курс // Пресса о проблемах профобразования в Москве и России: обзор с 28 октября по 30 ноября 2011 года. 29.11.2011. Источник news.rufox.ru. URL: httpV/минобрнауки.рф
Харина Н. В., кандидат педагогических наук, ст. научный сотрудник.
Федеральное государственное научное учреждение «Институт развития образовательных систем» Российской академии образования.
Пр. Комсомольский, 75, Томск, Россия, 634041.
E -mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 12.11.2012.
N. V. Kharina
PROFESSIONAL EDUCATION IN RUSSIA: PROBLEMS AND SOLUTIONS
The author of the article investigates the problems of vocational education in Russia; singles out the most important issues based on the analysis; pays special attention to some approaches to the solution of the above mentioned problems related to forming the system of continuous education, which meets the requirements of the innovative economy, integration of Russian education into the world educational space.
Key words: problems of the vocational education, integration, diversification, training and retraining of personnel.
Federal State Research Institution “Institute for the Development of Educational Systems”, Russian Academy of Education.
Pr. Komsomolsky, 75, Tomsk, Russia, 634041.
E -mail: [email protected]