УДК 378
И.Д.Миннахметов
УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ НА ЭТАПЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ (НА ПРИМЕРЕ ТАТАРСТАНА)
В статье рассматривается регионалный аспект содержания и задач реформы высшей школы в историческом измерении. Выявлены основные направления интеграции университетской науки и образования с рынком, бизнесом и гражданским обществом. Обобщен опыт кластеризации вузов с профильными организациями и научно-производственными комплексами.
Ключевые слова: учреждения высшего профессионального образования, университет, социальное развитие, интеграция, кластеризация, инновационное развитие, Болонский процесс, Татарстан, корпоративизация, диверсификация, интеллектуальный капитал.
LMinnakhmetov. UNIVERSITY EDUCATION OF RUSSIA DURING THE REFORM: THE REGIONAL ASPECT (IN THE EXAMPLE OF REPUBLIC OFTATARSTAN).
The article examines the régional aspect of the content and objectives of the reform of the higher school in the historical dimension. Identified the basic directions of integration of university research and education with the market, business and civil society. Summed up the experience of clustering of universities with relevant organizations and scientific and industrial complexes.
Keywords: institutions of higher education, university, social development, integration, clustering, innovative development, the Bologna process, Tatarstan, diversification, intellectual capital.
История начала преобразований отечественной высшей школы, восходящей к перестроечному и постсоветскому периоду, противоречива. Попытки перестройки высшего образования во второй половине 1980-х гг. сопровождались слабым и неэффективным руководством со стороны государственных органов и оказались неадекватными в ситуации перехода к рыночным отношениям. Постсоветская Россия столкнулась с колоссальными проблемами не только в сферах социально-экономической и политической, но и культурно-образовательной. Необходимость масштабных и принципиальных перемен в образовании обусловливались перенасыщенностью вузовкой системы, отрывом от ситуации на рынке труда, когда доля молодых инженеров, работавших на рабочих должностях, превышала 10%. Наметилась и острая потребность в интеграции в международное образовательное пространство.
Для новой парадигмы воспроизводства культурных категорий населения, обозначившейся в 1990-е гг., характерно то, что основные стратегические ориентиры не задавались, как прежде, доктринальными, идеологическими установками, а их осуществление не контролировалось ведомственными структурами высшего образования в режиме «монопольной функции детерминации» развития системы высшего образования». Происходили сущностные изменения образовательной политики, менялись социальные ориентиры, ценностные приоритеты как составляющие процесса перехода от унитарной общности к гражданскому обществу [4, с.15-16]. Однако в целом в этот период высшая школа оставалась заложницей вала бесчисленных стихийных экспериментов, большинство ее выпускников характеризовались как социально апатичные. Заклинания и призывы стать агентами рынка, «барометрами» конъюнктуры, направляемые в адрес питомцев университетов, не сопровождались курсом на связь молодых выпускников вузов с интересами, проблемами и перспективами развития общества. Свидетельством тому была и массовая утечка «мозгов» не только за рубеж, но и в сферы, не связанные со специальностью, как правило, в торговлю и мелкий бизнес [13, с.115].
Отставание процессов эволюции законодательства, отсутствие единой государственной политики и концепции развития высшего образования, высокая степень регламентации деятельности образовательных учреждений подвела их к системному кризису. Регионы пытались «заглушить» кризисные очаги, но их инициатива не была поддержана «верхами». Регион все больше выступал как «поправка» к унифицированной схеме организации, курируемой государством. Еще более изменилось соотношение централизации и децентрализации в управлении. Началось перераспределение полномочий между уровнями руководства [13, C.35]. Однако наряду с радикальными мерами организационно-содержательного порядка стала очевидной потребность в регионализации вузовской системы. По мере диверсификации экономики, ее интеграции в международное экономическое пространство, регионализация высшего образования выдвинулась на знаковое место, ведь. Именно в региональных вузовских центрах отрабатывается система взаимодействия с рынком, бизнесом, гражданским обществом.
Параллельность и многовекторность процессов перестройки системы высшего образования породили кадровые, педагогические, организационные коллизии. Татарстан не стал исключением, и республика, как многие другие регионы, также вошла в полосу турбулентных процессов радикальной перестройки вузовской системы, усилившиеся по мере реализации обязательств по Болонскому процессу. В регионально-образовательном пространстве развивались разновекторные тенденции. С одной стороны, дифференцировался статус университетов, а, с другой - возникала сеть университетов нового поколения. На их базе складывалась модель регионального университета как центра сочетания, координации и организации непрерывного образования - от довузовского звена к вузовскому и послевузовскому. Она стала возможной лишь на базе кооперации школ (колледжей), вузов и научно-производственных структур [2, с.62-63.].
Опыт Татарстан представляется уникальным не только по показателю связей вузов с промышленностью, прежде всего нефтяной, нефтегазовой, нефтехимической, экономикой в целом и со сферой инноватики, но и по
концентрации вузов федерального и национального исследовательского уровней.
Весьма перспективным направлением эволюции системы высшего образования является создание мега-университета на основе объединения трех крупнейших университетов РТ в 2009 г.: Казанского государственного университета, Казанского государственного финансово-экономического института и Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета в единый Федеральный Приволжский университет. Этому предшествовала поэтапная перестройка вузовской системы в направлении укрупнения и концентрации образовательного и кадрового потенциала в крупных учебных заведениях. Так, путем объединения Казанского государственного педагогического университета, Татарского государственного гуманитарного института и Татарско-американского регионального института в 2005 г. был создан «Татарский государственный гуманитарный университет» как единое юридическое лицо.
В процессе развития высшего образования в регионах в связи со складыванием сети региональных университетов все более обозначалась тенденция децентрализации унитарной схемы управления, когда регионы начали выступать в качестве организаторов хозяйственного процесса [1]; вводили соответствующие сквозные учебные планы, охватывающие основные направления и специальности подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда [7]; региональные университеты осваивали миссию центра развития культуры, социальной сферы и образования, научной поддержки решения социально-экономических, технологических, ресурсных проблем региона [6].
Новым этапом истории перестройки высшей школы стал переход к двухступенчатой системе подготовки специалистов в рамках Болонского процесса. В Татарстане была принята Целевая республиканская программа развития высшего профессионального образования на 2010-2012 гг., предполагавшая реализацию государственных образовательных стандартов нового поколения, изменение структуры и объема подготовки специалистов с учетом экономической ситуации в республике, переход на двухуровневую систему подготовки в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Ускорителем модернизационных процессов в высшей школе стала Программа развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2004-2010 гг. [10]. Данная программа развития образования в РТ предусматривала реализацию следующих направлений:
- Интеграцию профессионального образования с региональной экономикой: участие работодателей в разработке программ подготовки специалистов, в организации и реализации учебного процесса; осуществление оценки качества подготовки специалистов и присвоение квалификаций с участием работодателей; создание республиканской системы профессиональной ориентации учащихся.
- Создание республиканской системы управления качеством профессионального образования: проведение мониторинговых исследований качества образовательных услуг; целевая грантовая поддержка перспективных образовательных программ и проектов, работающих на потребности республики.
- Разработку программ и подготовка студентов по ключевым для Республики Татарстан специальностям на уровне лучших международных стандартов: межвузовская кооперация и формирование образовательных кластеров; привлечение лучших преподавателей Российской Федерации и других стран для работы по программам профессионального образования; привлечение талантливой молодежи для подготовки по ключевым специальностям для Республики Татарстан.
- Учреждение Президентской стипендии для победителей и призеров Всероссийской и международных олимпиад, обучающихся в вузах на территории Республики Татарстан.
- Развитие прикладных компетенций управленческого и профессорско-преподавательского состава вузов (стажировка преподавателей инженерно-технических вузов на производственных предприятиях, педагогических вузов - в школах и т.д.).
Общероссийские тренды развития высшего образования в Татарстане в конце XX - начале XXI вв. получили своеобразное проявление. Здесь обозначился процесс диверсификации, которая выражается в появлении разнообразных форм обучения: дневная, вечерняя, заочная, второе высшее образование, дистанционное обучение, дополнительное образование, а также в появлении новых специальностей, соответствующих требованиям и запросам современного рынка труда [3]. Так, в Казанском (Приволжском) университете среди сорока специальностей присутствуют новые, такие, как конфликтология, социология, журналистика, при университете созданы институт востоковедения и институт языка, высшая школа управления и бизнеса [11]. В Казанском национальном исследовательском техническом университете им. АН.Туполева» (КНИТУ им АН.Туполева) среди новых специальностей можно выделить такие, как «Нанотехнологии», «Управление качеством», «Коммерция»; в качестве дополнительных специальностей предлагаются «Электронные средства массовой коммуникации», «Социально-культурная коммуникация: теория и практика», «Высшая школа ландшафтного дизайна», «Университет третьего возраста», «История культуры: XXI век. В поисках смысла» [8]. В Казанском национальном исследовательском технологическим университете (КНИТУ) диверсификация позволила расширить подготовку инженеров до 80 специальностей дневной, вечерней и заочной форм обучения, среди которых «Связи с общественностью», «Менеджмент организации», «Управление персоналом», «Мировая экономика». Таким образом, диверсификация стала одной из новейших тенденций в развитии регионального образования. Ее главной является появление специальностей национально-регионального значения, примером чему может служить введение в ГОУ ВПО «ТГГПУ» специальностей: «Русский язык и литература в татарской школе», «Родной (татарский) язык и литература, английский язык», «Национальная экономика», «Арабский язык», «Юриспруденция со специализацией «Мусульманское право» [14].
Другой немаловажной тенденцией является корпоративизация, предполагающая укрупнение вузов, что порождает их новое качество и роль в регионе. Так, КНИТУ им. А.Н.Туполева объединяет в себе деятельность института авиации, наземного транспорта и энергетики, института радиоэлектроники и телекоммуникаций, физико-математический факультета, факультета автоматики и электронного приборостроения, факультета технической кибернетики и автоматики, инженерно-экономический института, гуманитарного факультета, факультета психологии и делового администрирования, факультета экономической теории и права. КНИТУ является мощным образовательным, научным и производственным комплексом Поволжского региона, состоящим из двенадцати учебных институтов, научно- исследовательского НИИ «Спецкаучук» и проектных институтов «Союзхимпромпроект», Института военного образования и двух филиалов в г. Бугульма, РТ и г. Волжский, Республика Марий Эл.
На основе Соглашения о государственно-корпоративном партнерстве в области подготовки квалифицированных кадров в образовательном кластере, налажена партнерская работа Министерства информатизации и связи РТ, Министерства образования и науки РТ, ГОУ ВПО «КГТУ им. А. Н.Туполева», ГОУ СПО «Казанский электротехникум связи», Казанского филиала Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики, ОАО «Таттелеком», ФГУП «Радиотелевизионный передающий центр», ФГУП «УПС «Татарстан почтасы», ОАО «1^-КПО ВС», ОАО «ТРК «ТВТ», ООО «Телесет». Кластерный подход в образовании позволил интегрировать профильные образовательные учреждения всех уровней в единый кластер с целью обеспечения более целенаправленной и эффективной подготовки специалистов.
Примерами интеграции образования и производства в конце первого десятилетия XXI века стали: деятельность 20 филиалов кафедр ГОУ ВПО «КХТИ» на предприятиях нефтехимической и пищевой отрасли, развитие связей ГОУ ВПО «Энергетический университет» с ОАО «Татэнерго», соглашение о сотрудничестве между ГОУ ВПО «Камская инженерно-экономическая академия» (ИНЭКА) и Камским автомобильным заводом (создание сети филиалов выпускающих кафедр на заводе, поставка оборудования в лаборатории вуза, упорядочение структуры подготовки специалистов для ОАО «КамАЗ».
Кластеризацию часто ограничивают лишь системой связки «школа - вуз - производство». Однако кластерно-синергетический подход свойственен и гуманитарно-ориентированным вузам. Наглядным примером этого является деятельность Казанского государственного университета культуры и искусств, который еще в 90-х годах прошлого века совместно с профильными училищами культуры Поволжского региона начал успешно реализовывать сквозные учебные планы по подготовке специалистов сферы культуры. Затем система кластера расширилось [5], в нее включилось большое число партнеров, что позволило повысить эффективность профессиональной подготовки и переподготовки кадров в сфере культуры и искусств, усилить гражданско-патриотическое, гуманитарно-миротворческое воспитание обучающейся молодежи. В настоящее время совокупный потенциал научно-образовательного кластера КазГУКИ включает в себя: университет, 2 учебных заведения СПО и 1 профессиональный лицей НПО: почти 3000 студентов, получивших высшее профессиональное образование; около 150 аспирантов и соискателей учебных степеней; 1700 студентов средних профессиональных учебных заведений, обучающихся по 15 специальностям; 220 учащихся, получившие рабочие профессии по 9 специальностям; более 300 учреждений культуры, искусства, образования, организации досуга, являющиеся базами практики.
Важной структурной единицей кластера является система дополнительного образования на базе Института трансфера знаний КазГУКИ, построенная на принципе «образование через всю жизнь». Данный институт занимается повышением квалификации, стажировкой, переподготовкой по профилю основных профессиональных образовательных программ, обучением иностранным языкам различного уровня и назначения, подготовкой к поступлению в вузы. При Институте трансфера знаний функционируют Малая филармония и Малый университет культуры и искусств.
Еще одной важной новацией в плане кластеризации является усиление и расширение форм связи науки и образования. Эта связь реализуется через системное взаимодействие между вузами и научно-исследовательскими институтами РТ. Примером служит работа республиканского центра коллективного пользования, объединяющего деятельность КФУ, физико-технического института, Института органической и физической химии), а также создание новой институциональной формы организации научной и образовательной деятельности -национальных исследовательских университетов и научных комплексов, в частности, предприятий конструкторского центра «Малая авиация», ООО «Ветротех», ООО «Амфибийные транспортные системы при КНИТУ им. АН.Туполева»).
Университеты, расположенные в Татарстане, участвуют в реализации научно-образовательных программ международного значения: 7-ой Европейской рамочной программы научно-технологического развития Европейского Союза на 2007-2013 гг., европрограммах «Темпус-4» и «Эразмус Мундус», совместных российско-германские программах «Михаил Ломоносов» и «Иммануил Кант», направленных на создание единого европейского научно-образовательного пространства [8]. Все вузы РТ принимают участие в республиканской программе «Алгарыш», предоставляющей возможность стажировок за рубежом [14].
Весьма перспективным явлением становится расширение сотрудничества между вузами и предприятиями РТ. Не секрет, что главной особенностью развития высшего профессионального образования сегодня является его ориентация на региональный рынок труда. Рынок труда в РТ определяется тем, что основными отраслями промышленности РТ являются топливная промышленность (32%), машиностроение и металлообработка (20,3%), химическая и нефтехимическая (21%), нефтедобывающая промышленность и электроэнергетика (6,7%), пищевая
(8,7%). В промышленности занято 375,9 тыс. человек, возникает спрос на инженерно-технические и рабочие кадры. Основными работодателями на рынке труда РТ выступают: нефтегазохимический комплекс, представленный 24 предприятиями, включая ОАО «Нижнекамскнефтехим», «Татнефть», «Казаньоргсинтез», на которых занято 112 тыс. работников, предприятия машиностроения - ОАО «Камский автомобильный завод», «Завод малолитражных автомобилей», «Корпорация ЕлАЗ-ДМ»; предприятия приборострения «Чистопольский часовой завод», «Восток», «АЛНАС»; предприятия приборостроения (ОАО «АЛНАС», «Чистопольский часовой завод «Восток», «Казанский медико-инструментальный завод», «Казанский вертолетный завод». В сельском хозяйстве РТ занято 204,2 тыс. человек, в торговле - 34,4 тыс. человек, в сфере общественного питания - 7,4 тыс. человек, около 450 тыс. человек занято в малом предпринимательстве [12].
В целом оценивая значимость и эффективность осуществленных модернизационных проектов на уровне региональной системы высшего образования можно утверждать, что они ускорили процесс превращения Татарстана в крупный инновационно-технологический центр общероссийского и мирового масштаба. Татарстан по основным показателям экономического, социально-культурного, интеллектуального, в том числе и научно-образовательного развития отвечает параметрам региона европейского типа.
Однако, несмотря на имеющиеся достижения на путях модернизации высшей школы, нерешенными остается целый ряд острых проблем. Тревожным звонком стали результаты мониторинга деятельности федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и филиалов, проведенного министерством образования и науки Российской Федерации в 2012 году. В соответствии с установленными критериями1 [9] на территории РТ неэффективными объявлены несколько вузов. Среди них: Казанский государственный аграрный университет; Казанский государственный энергетический университет; Набережночелнинский государственный педагогический институт. К числу неэффективных были отнесены следующие филиалы: Казанский институт (филиал) ГОУ ВПО; Казанский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (г. Казань); и целый ряд других вузов и филиалов [9].
Неэффективность некоторых сегментов системы вузовского образования в РТ, на наш взгляд, предстает следствием противоречий, накопленных в процессе модернизации системы высшей школы. Одно из явных лежит в области несоответствия образовательных и научно-исследовательских задач вузов. Необходимо признать, что современные вузы Татарстана выполняют двоякую функцию: с одной стороны, они обучают студентов по профилю своих профессиональных дисциплин, основанным на достижениях науки. С другой стороны, они занимаются научными исследованиями. Однако сочетание учебно-образова-тельной и научной функций затруднено в современных условиях тем, что студенчество в своей подавляющей массе ориентировано на быстрый успех и хорошие заработки, а не на научную деятельность, которая всегда трудоемка и зачастую коммерчески малоэффективна.
Подобный разрыв имеется и в повседневной работе «среднестатистического», усредненного преподавателя как педагога, занятого в большей степени отработкой необходимых учебных часов и время, которое остается для занятий наукой, сводится к минимуму. Не последнюю роль играет разрыв между реальными запросами «рынка» и задачами, которые стоят, например, перед гуманитарным сектором высшей школы. Стоит особо подчеркнуть, что современный отечественный «рынок» в сфере экономики имеет крайне несовершенную структуру. Вместо свободной конкуренции распространен клановый и коррупционный принцип организации производства и распределения социальных благ. Вместо гарантированного права частной собственности, на котором только и может строиться современная рыночная экономика, наблюдается произвол чиновников и рейдерские захваты. В такой ситуации движение высшей школы не только Татарстана, но и в целом России по траектории наращивания эффективности затруднено, ибо она может предложить студентам в лучшем случае карьеру чиновника, силовика, либо овладение навыками и знаниями профессии, ориентированным на отъезд из страны (специалист 1Т технологий) по причине более высокого уровня безопасности и материального благополучия в развитых странах. В силу слабого развития рыночных начал основным заказчиком научных разработок для вузов Татарстана выступает государство, ибо нефтяная и обрабатывающая промышленность региона выступает его монополией. В сложившейся ситуации требуется системное решение назревших проблем, в том числе на основе глубокого анализа исторических тенденций развития не только базовых отраслей экономики, но социальной и гуманитарной сферы общества.
Литература
1 Показатели для отнесения вузов к группе имеющих признаки неэффективности I. Образовательная деятельность: средний балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программам подготовки бакалавров и специалистов за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами (средневзвешенное значение) П. Научно-исследовательская деятельность: объем НИОКР в расчете на одного НПР Ш. Международная деятельность: удельный вес численности иностранных студентов, завершивших освоение ООП ВПО, в общем выпуске студентов (приведенный контингент) IV. Финансово-экономическая деятельность: доходы вуза из всех источников в расчете на одного НПР V. Инфраструктура: общая площадь учебно-лабораторных зданий в расчете на одного студента (приведенного контингента), имеющихся у вуза на праве собственности и закрепленных за вузом на праве оперативного управления. Показатели для отнесения филиалов образовательных учреждений к группе имеющих признаки неэффективности VI. Приведенный контингент VII. Доля кандидатов и докторов наук в численности работников ППС (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) VIII. Доля работников ППС (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в общей численности ППС.
1. Баранова И.П. Современные тенденции развития высшей школы // Социально-гуманитарные знания. -2008. - №5. - С. 171-177.
2. Белоцерковский А.В., Каплунов И.А Региональный университет как базовый элемент территориального развития. // Аккредитация в образовании.- 2013. - №61. - С. 62-63.
3. Валеев Р. Высшая школа Татарстана: 90-е годы // Эхо веков. - 2000. - № 3/4. - С. 6-11.
4. Идиатуллин А.В. Развитие высшего образования в контексте исторических и социокультурных процессов на рубеже ХХ-ХХ1 вв. - Казань, 2007. - С.15-16.
5. Казанский государственный университет культуры и искусств [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kazguki.ru/. - Загл. с экрана.
6. Лазарев Г. Региональный университет: пути интеграции в рамках Болонского процесса // Высшее образование в России. - 2005. - № 10. - С. 12-22.
7. Майер В.В. Региональные особенности вузовского образования // Социологические исследования. - 2007. - № 6. - С. 109-113.
8. Международные программы и фонды в КГТУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://inter national.kai.ru/programms/. - Загл. с экрана.
9. Мониторинг деятельности федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и филиалов. Министерство образования и науки Российской Федерации 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы!р://минобрнауки.рф/новости/2932. - Загл. с экрана.
10. Программа развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2004-2010 гг., утвержденная постановлением Кабинета Министров РТ от 12 марта 2004 г., №121 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.opora-credit.ru/programs / detail.php?ID=2363. - Загл. с экрана.
11. Программы непрерывного образования в КФУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.ksu.ru/edu/index.php#l. - Загл. с экрана.
12. Справочная информация по основным показателям социально-экономического развития РТ в 2010 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// mtsz.tatar.ru/ras/info.php?id=:121749. - Загл. с экрана.
13. Тагиров Э.Р. Миссия университета в контексте глобальных вызовов третьего тысячелетия // Высшая школа в XXI веке: усиление влияния на национальное и мировое развитие. - Казань, 2011. - С.115.
14. Факультет татарской филологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tggpu.ru/page / fakultet-tatarskoi-filologii. - Загл. с экрана.
1. Baranova I.P. Sovremennye tendencii razvitija vysshej shkoly // Social'no-gumanitarnye znanija. - 2008. - №5. - S. 171-177.
2. Belocerkovskij A.V., Kaplunov I.A. Regional'nyj universitet kak bazovyj jelement territorial'nogo razvitija. // Akkreditacija v obrazovanii.- 2013. - №61. - S. 62-63.
3. Valeev R. Vysshaja shkola Tatarstana: 90-e gody // Jeho vekov. - 2000. - № 3/4. - S. 6-11.
4. Idiatullin A.V. Razvitie vysshego obrazovanija v kontekste istoricheskih i sociokul'turnyh processov na rubezhe HH-HHI vv. - Kazan', 2007. - S.15-16.
5. Kazanskij gosudarstvennyj universitet kul'tury i iskusstv [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.kazguki.ru/. - Zagl. s jekrana.
6. Lazarev G. Regional'nyj universitet: puti integracii v ramkah Bolonskogo processa // Vysshee obrazovanie v Rossii.
- 2005. - № 10. - S. 12-22.
7. Majer V.V. Regional'nye osobennosti vuzovskogo obrazovanija // Sociologicheskie issledovanija. - 2007. - № 6.
- S. 109-113.
8. Mezhdunarodnye programmy i fondy v KGTU [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://inter national.kai.ru/programms/. - Zagl. s jekrana.
9. Monitoring dejatel'nosti federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij vysshego professional'nogo obrazovanija i filialov. Ministerstvo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii 2012 g. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://minobrnauki.rf/novosti/2932. - Zagl. s jekrana.
10. Programma razvitija innovacionnoj dejatel'nosti v Respublike Tatarstan na 2004-2010 gg., utverzhdennaja postanovleniem Kabineta Ministrov RT ot 12 marta 2004 g., №121 [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.opora-credit.ru/programs/detail.php?ID=2363. -Zagl. s jekrana.
11. Programmy nepreryvnogo obrazovanija v KFU [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// www.ksu.ru/edu/index.php#l. - Zagl. s jekrana.
12. Spravochnaja informacija po osnovnym pokazateljam social'no-jekonomicheskogo razvitija RT v 2010 g. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://mtsz.tatar.ru/ras/info.php?id=:121749. - Zagl. s jekrana.
13. Tagirov Je.R. Missija universiteta v kontekste global'nyh vyzovov tret'ego tysjacheletija // Vysshaja shkola v XXI veke: usilenie vlijanija na nacional'noe i mirovoe razvitie.
- Kazan', 2011. - S.115.
14. Fakul'tet tatarskoj filologii [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.tggpu.ru/page /fakultet-tatarskoi-filologii. - Zagl. s jekrana.