Научная статья на тему 'Профессиональное образование в республике Узбекистан'

Профессиональное образование в республике Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН / ТАШИУВ / КАФЕДРЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исхакова Х.И., Шадманова Н.А.

Коллектив как института в целом, так и кафедры в частности отчетливо понимает важность этого процесса и делает все, чтобы его работа отвечала всем требованиям, предъявляемым современному образованию доступности, непрерывности, качественности и, главное, отвечало нуждам людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исхакова Х.И., Шадманова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное образование в республике Узбекистан»

ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

МИКРОБИОЛОГИИ И СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН

УДК 378.14 ГРНТИ 14.35.09

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

Х.И. Исхакова, Н.А. Шадманова

Ташкентский институт усовершенствования врачей

Республика Узбекистан, г. Ташкент, ул. Паркент, 51

VOCATIONAL EDUCATION IN THE REPUBLIK OF UZBEKISTAN

H.I. Ishakova, N.A. Shadmanova

Tashkent Institute of Postgraduate Medical Education

The Republik of Uzbekistan, Tashkent, ul. Parkent, 51

Благополучие любой страны неразрывно связано с состоянием здоровья населения, так как только здоровые люди способны построить всесторонне развитое общество. За годы независимости Узбекистана произошли колоссальные изменения в сфере оказания медицинской помощи населению. В республике осуществляются принципиально новые подходы к построению системы здравоохранения, развитию его инфраструктуры, целью которых является создание равных условий получения медицинской помощи как в городской, так и сельской местности.

Основной целью государственной политики в области реформирования здравоохранения в республике является улучшение здоровья населения на основе обеспечения всеобщей доступности и качества медико© Х.И. Исхакова, Н.А. Шадманова, 2016

санитарной помощи. Разработка национальной политики развития системы здравоохранения немыслима без реформирования образовательной сферы. Заслуживает внимания тот факт, что образовательная система Республики Узбекистан является единой и непрерывной. В медицинской отрасли как ни в какой другой, особенно важна непрерывность обучения медицинских работников - своевременная доставка всех инноваций, которые предлагает прогрессивная наука для сохранения здоровья человека.

Последипломное профессиональное обучение врачей республики возложено на Ташкентский институт усовершенствования врачей (ТашИУВ), который был организован в 1932 году. 80-летняя история ТашИУВ - это постоянное совершенствование структуры и

ISSN2221-7711 Национальные приоритеты России. 2016. № 4 (22)

качества образования. Он был организован по Постановлению Президиума Среднеазиатского совета (№ 459, 22 июня 1932 г.), и его деятельность распространялась на все среднеазиатские советские республики.

Главные задачи института были необычайно сложны: осуществлять в огромном регионе усовершенствование и специализацию врачей, подготавливать организаторов и руководителей здравоохранения, воспитывать национальные кадры, создавать научный потенциал республик. Кроме того, коллектив института должен был осуществлять теоретические и практические разработки, направленные на полное искоренение особо опасных инфекционных заболеваний, традиционно свирепствовавших в дореволюционном Туркестане.

С первых лет образования велись формирование кафедр и материально-технической базы, планирование и организация научной и учебной работы. Последипломную подготовку институт начал на шести кафедрах. С тех пор на протяжении всей своей деятельности коллектив института чутко отзывался на запросы практического здравоохранения, оперативно и качественно решал проблемы, выдвигаемые на разных этапах последипломной подготовки врачебных кадров, изучал и обобщал опыт работы других институтов усовершенствования врачей. За 80-летнюю деятельность в институте менялись акценты и приоритеты, но неизменными оставались основные задачи: подготовка врачебных кадров высокой квалификации, научные исследования, методическое обеспечение, направленное на совершенствование системы последипломной подготовки и переподготовки врачей.

В настоящее время в институте обучение врачей проводится на четырех факультетах (медико-профилактический и подготовки ВОП, терапевтический, хирургический, педиатрический), объединяющих 52 кафедры и 2 курса, в котором работают 2 академика, 66 профессоров, 86 докторов и более 150 кандидатов медицинских наук. Многие их них награждены значком «Отличник здравоохранения Республики Узбекистан». За долгую историю существования ТашИУВ стал признанным лидером последипломной подготовки высококвалифицированных специалистов. Это

не только заслуга коллектива. Последипломному непрерывному образованию медиков в Республике придается огромное значение. Во множестве указов Президента и правительственных постановлениях подчеркивается, что непрерывное образование является важным фактором, который позволяет работнику поддерживать необходимый уровень профессиональной компетенции в течение всей его трудовой деятельности.

Учебными базами института являются 11 ведущих научно-исследовательских институтов и научных центров (НИИ гематологии и переливания крови, дермато-венерологии, педиатрии, фтизиатрии и пульмонологии, травматологии и ортопедии, Научный центр хирургии им. В. Вахидова, РСНЦК, РНЦЭМП), 14 многопрофильных городских больниц и 6 поликлиник. Повысить свою квалификацию или пройти переподготовку могут врачи по 60 медицинским специальностям.

Отдельно хочется отметить тот факт, что кафедра микробиологии ТашИУВ существовала с первых дней создания данного института и в течение всего периода функционирования проводит последипломное обучение бактериологов как службы Государственного санитарно-эпидемиологического надзора и лечебно-профилактических учреждений ранее всего Союза, так и ведомственных лабораторий. Кафедра микробиологии входит в состав медико-биологического факультета. В Ташкентском институте усовершенствования врачей в 1936 году вначале была организована объединенная кафедра микробиологии и эпидемиологии, которая просуществовала до 1948 г., когда были созданы отдельные самостоятельные кафедры микробиологии и эпидемиологии.

Организатором и первым заведующим кафедрой был заслуженный деятель науки УзССР, Герой социалистического труда профессор Алексей Дмитриевич Греков, который является также организатором Ташкентского научно-исследовательского института вакцин и сывороток. С 1954 по 1965 год кафедрой микробиологии заведовал доцент И.И. Ашма-рин, с 1965 по 1988 год - профессор Ю.Э. Ко-чаровский, с 1988 года по 2012 год кафедрой заведовала профессор Х.И. Исхакова, которая на сегодняшний день является профессором

ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МИКРОБИОЛОГИИ И СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН

кафедры. С 2012 года кафедрой заведует доцент Н.А. Шадманова

Научно-исследовательская работа на кафедре со времени ее организации в 1936 г. всегда была направлена на решение вопросов инфекционной патологии Узбекистана и Средней Азии. Труды по этим проблемам были представлены первым руководителем кафедры А.Д. Грековым по тифо-паратифам, чуме, малярии, натуральной оспе и другим инфекциям. Выраженный краеведческий характер носила проведенная в 1948 г. работа профессора С.Р. Гильдина о дифтерии в Узбекистане, ее эпидемиологии и иммунологии, в которой приводились особенности выработки иммунитета у детей в условиях жаркого климата Узбекистана. В дальнейшем (1949, 1958, 1960) доцент И.И. Ашмарин представил ряд работ по гемолитическим стрептококкам группы А, а также по лептоспирам. Практическим руководством для врачей-бактериологов явилась также написанная И.И. Ашмариным в 1961 г. книга «Практическая медицинская микробиология», вышедшая вторым изданием в 1966 г. Изучение дифтерийных бактерий и патогенных кокков было проведено проф. Ю.Э. Кочеровским (1969 г.). Глубокое изучение дифтерийной инфекции и интенсивные практические мероприятия по ее профилактике привели к резкому снижению заболеваемости дифтерией. Профессором Ю.Э. Кочеров-ским было подготовлено 6 кандидатов медицинских наук, опубликовано более 50 научных работ.

В связи с изменившийся эпидситуацией и новыми запросами здравоохранения менялась и тематика научных исследований, проводимых на кафедре. Наиболее актуальными стали задачи снижения кишечных инфекций, изучение роли условно-патогенных бактерий при инфекционных заболеваниях у людей. С 1990 г. основным направлением научной работы кафедры является изучение биологии отдельных патогенных и условно-патогенных бактерий, разработка эффективных методов их бактериологической диагностики. За годы заведования и по сей день сотрудники кафедры активно работают под руководством профессора Х.И. Исхаковой. Особое внимание на кафедре уделяется антибиотикорезистентности возбудителей инфекций: широко применяются

современные методики определения резистентности бактерий, экспресс-методы, используется большой спектр новейших антибактериальных препаратов.

С первых дней своего создания кафедра уделяет большое внимание как научным исследованиям, так и подготовке высококвалифицированных кадров для практического здравоохранения. На кафедре используются все формы переподготовки и повышения квалификации врачей, в том числе первичная специализация, дополнительная специализация, прямые формы усовершенствования (общее, тематическое, краткосрочные курсы), дистанционное обучение.

Сотрудники кафедры проводят интегрированные циклы со смежными кафедрами, такими как кафедры эпидемиологии, гигиены, инфекционных заболеваний и ряд др. На кафедре проходят 1-2-недельное обучение и клинические ординаторы других кафедр.

На кафедре имеется большая коллекция культур микроорганизмов и при проведении практических занятий широко используется демонстрация их морфологических, культу-ральных свойств на различных питательных средах, биохимических свойств (цветные ряды), готовых мазков.

Несколько раз в месяц практикуется выход курсантов в практические лаборатории г. Ташкента. Здесь курсанты знакомятся со структурой и режимом лаборатории, ведением документации и основами практической работы на местах.

Что касается тематики одномесячных циклов: если в предыдущие годы основное внимание уделялось традиционным бактериальным патогенам (возбудители брюшного тифа и паратифов, дизентерии, дифтерии и др.), то на сегодня особое значение стало придаваться циклам по санитарной и клинической бактериологии. Программы всех циклов за последние 5 лет пересмотрены и утверждены, разработаны новые программы для циклов, отвечающих современным проблемам здравоохранения.

В последние годы на кафедре проводятся циклы первичной специализации и усовершенствования совместно с Центром карантинных инфекций МЗ РУз для бактериологов лабораторий особо опасных инфекций. Преподаватели

^N2221-7711 Национальные приоритеты России. 2016. № 4 (22)

кафедры, изучая научные достижения микробиологической диагностики природно-очаговых болезней человека, совместно с сотрудниками лабораторий особо опасных инфекций внедряют новейшие методы в практику. Совместный образовательный процесс, охватывая все разделы медицинской микробиологии состоит из теоретической части, включающей основные представления по общей микробиологии, основам иммунологии, общей эпидемиологии, общей эпизоотологии, экологии и систематике грызунов и зайцеобразных, дезинфекции, дезинсекции и дератизации. Преподаватели в этом разделе знакомят слушателей как с клиникой, лечением, микробиологией, эпидемиологией особо опасных инфекций (чума, холера, сибирская язва, туляремия, бруцеллез, геморрагические лихорадки и др.), так и дают четкие знания по их бактериологической, серологической диагностике.

Сегодня в целом по республике и в частности в ТашИУВ имеется ряд учебных лабораторий особо опасных инфекций, оснащенных современным оборудованием, предназначенных для обучения врачей практического здравоохранения.

Согласно приказу МЗРУз кафедра микробиологии обучает не только специалистов с высшим медицинским образованием, но и выпускников биологических факультетов университетов. Подготовка кадров с биологическим образованием требует особого подхода. С учетом этого в 2016 г. вышел приказ МЗРУз о продлении времени обучения с 6 до 9 месяцев, что, несомненно, повысит качество подго-

товки кадров лабораторной службы. С учетом региональных и национальных особенностей (многодетные семьи, в основном в лабораторной службе работают женщины), все больше в постдипломном образовании используются дистанционные формы обучения. Это особенно важно для практикующих врачей: не надо прерывать работу, терять время на дорогу, терять заработок, лекции можно изучать в удобное для себя время. Применяются различные организационно-технические варианты дистанционного обучения: через специальный сайт, теле-, видеоконференция или семинар.

Отдельно хочется отметить тот факт, что профессорско-преподавательский состав кафедры участвует в образовательных программах различных стран, начиная от курсов повышения квалификации до международных семинаров и конференций. Полученные знания широко внедряются в учебную деятельность кафедры.

Сегодня во всем мире идет осмысление того, каким должно быть медицинское образование, каковы его роль и место в укреплении здоровья населения. Но ясно одно: образование не должно заканчиваться за стенами учебного заведения. Оно должно проходить через всю жизнь специалиста. Коллектив как института в целом, так и кафедры в частности отчетливо понимает важность этого процесса и делает все, чтобы его работа отвечала всем требованиям, предъявляемым современному образованию - доступности, непрерывности, качественности и, главное, отвечало нуждам людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.