Научная статья на тему 'Ситуационный анализ качества медицинских услуг в Узбекистане'

Ситуационный анализ качества медицинских услуг в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
151
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Асадов Д.А., Арипов Т.Ю., Мирварисова Л.Т., Файзиева Н.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ситуационный анализ качества медицинских услуг в Узбекистане»

ТЕЗИСЫ III МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ОРГЗДРАВ-2015. ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ» (28-29 мая 2015 г., МОСКВА)

■ проведение маркетинговой деятельности в области профориентации, поиска и адаптации медицинского, фармацевтического и управленческого персонала;

■ разработка новых кадровых технологий в области занятости, сокращения и диверсификации кадровых ресурсов регионального здравоохранения;

■ усиление роли оплаты труда для медицинских кадров, ее стимулирующей составляющей;

■ разработка социальных и здоровьесберегающих программ для медицинского, фармацевтического и управленческого персонала медицинских и фармацевтических организаций.

Асадов Д.А., Арипов Т.Ю., Мирварисова Л.Т., Файзиева Н.Ф._

Ситуационный анализ качества медицинских услуг в Узбекистане

Ташкентский институт усовершенствования врачей, Республика Узбекистан

Проблема качества медицинских услуг является одной из основных на пути повышения эффективности системы здравоохранения в Узбекистане. Анализ был направлен на оценку ресурсов, процессов и результатов деятельности системы здравоохранения и отдельных поставщиков. На основании оценки была составлена матрица SWOT с описанием внешних и внутренних факторов, которые препятствуют или способствуют повышению качества услуг

Цель - провести анализ текущей ситуации в области обеспечения ресурсами, использования эффективных процессов и достижения желаемых для пациента исходов в рамках системы охраны общественного здоровья.

Материал и методы. Проведены поиск, обзор и анализ данных, опубликованных в базе данных PubMed (MEDLINE), с использованием словаря медицинских терминов MeSH («Uzbekistan»). Отбирались статьи, опубликованные позже 2000 г. Предпочтение отдавалось исследованиям, в которых использовались статистические методы оценки первичных данных. При анализе также использовались публикации ВОЗ, отчеты UNICEF и мнение экспертов

Результаты и обсуждение. Результаты ситуационного анализа объединены и представлены в виде матрицы SWOT «Внутренняя среда (поставщики услуг)».

Сильные стороны (Strengths): значительная обеспеченность персоналом, имеющим базовые знания и навыки, значительная приверженность персонала к соблюдению внутренних правил и инструкций, значительное обеспечение учреждений охраны материнства и детства информационными материалами.

Слабые стороны (Weaknesses): недостаточный уровень знаний руководства в области менеджмента качества, отсутствие эффективных систем внутреннего контроля/управления качеством и планирования ресурсов (персонал, оборудование, лаборатория и др.), оплата труда и бонусы для персонала не ориентированы на качество, низкая доступность научно обоснованной информации (за исключением учреждений охраны материнства и детства) и отсутствие у персонала навыков ее использования, полипрагмазия, частое использование необоснованных вмешательств, недостаток специалистов по ремонту и монтажу оборудования.

Внешняя среда (система здравоохранения). Возможности (Opportunities): возможность организации образовательных программ (тренинги, семинары и др.), возможность разработки информационных материалов (КР, стандарты), возможность кураторской поддержки поставщиков.

Угрозы (Threats): отсутствие эффективной системы внешнего контроля качества, планирования и разработки стратегий по ПК; закупка услуг не ориентирована на качество и объем услуг; недостаточный уровень автономии поставщиков в найме персонала и расходовании ресурсов; недостаточ-

ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение №2 2015

121

ПРИЛОЖЕНИЕ

ное финансирование закупки медикаментов и расходных материалов; нерегулярное обеспечение учреждений водой, теплом, электроэнергией; ограничение права выбора поставщика услуг пациентом - до- и последипломное образование и аттестация кадров недостаточно ориентированы на доказанные вмешательства и навыки управления качеством.

Таким образом, можно предположить, что негативное воздействие внутренних и внешних факторов, влияющих на качество медицинских услуг в стране, гораздо сильнее, чем их возможное позитивное воздействие.

Асадов Д.А., Горбунова И.Г., Махмудов К.Х., Юсупалиев Б.К._

Опыт работы Министерства здравоохранения с резервом руководящих кадров в Узбекистане

Ташкентский институт усовершенствования врачей, Республика Узбекистан

Реформирование здравоохранения в условиях рыночной экономики обусловливает потребность в руководителях нового типа. Современный руководитель должен обладать не только профессиональными знаниями и навыками, но и определенным набором деловых и личностных качеств. Однако на руководящие должности нередко назначаются лица, не имеющие базовой подготовки по организации здравоохранения. По данным Ташкентского института усовершенствования врачей (ТашИУВ), ежегодно 10-15% курсантов, имеющих стаж руководящей работы 10 лет и более, обучаются на кафедре организации, экономики и управления здравоохранением впервые. В связи с возрастанием требований к кандидатам на должность руководителя формирование резерва руководящих кадров является необходимым условием обеспечения эффективного управления учреждениями здравоохранения.

Именно поэтому Министерством здравоохранения (Минздравом) Республики Узбекистан активизирована работа по формированию резерва руководящих кадров. На основании обзора литературы и обобщения предыдущего опыта разработан следующий алгоритм подбора и подготовки резерва руководителей учреждений здравоохранения:

1. Тщательный подбор с учетом личностных и профессиональных качеств кандидатов в резерв на различные руководящие должности: физиологические параметры (пол, возраст, состояние здоровья), профессиональный уровень, деловые и личностные качества.

2. Подготовка отобранных в резерв кандидатов: подготовка кандидатов в учреждении по индивидуальному плану с учетом специфики деятельности учреждения; базовое обучение кандидатов по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение» в ТашИУВ; мониторинг процесса подготовки резерва кадровой службой органов управления здравоохранением в регионах.

3. Назначение подготовленных кандидатов на руководящие должности.

4. Мониторинг деятельности руководителей учреждений здравоохранения, назначенных из числа резерва, кадровой службой Минздрава и органов управления здравоохранением в регионах.

Отвечая на вызовы сегодняшнего дня, по поручению Минздрава в ТашИУВе разработана целевая учебная программа для базовой подготовки кандидатов, отобранных в управленческий резерв с общим объемом 306 ч продолжительностью 6 нед. Из общего количества учебных часов 144 ч посвящено усвоению основ организации здравоохранения и технологии управления, 72 ч - использованию информационно-коммуникационных технологий в управлении здравоохранением, 90 ч - практические занятии, которые проводятся в Минздраве и на специализированных клиниках и центрах. В процессе обучения применяются не только традиционные формы, но и деловые игры, решение

122

Журнал для непрерывного медицинского образования врачей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.