Научная статья на тему 'Опыт работы Министерства здравоохранения с резервом руководящих кадров в Узбекистане'

Опыт работы Министерства здравоохранения с резервом руководящих кадров в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
123
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Асадов Д.А., Горбунова И.Г., Махмудов К.Х., Юсупалиев Б.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт работы Министерства здравоохранения с резервом руководящих кадров в Узбекистане»

ПРИЛОЖЕНИЕ

ное финансирование закупки медикаментов и расходных материалов; нерегулярное обеспечение учреждений водой, теплом, электроэнергией; ограничение права выбора поставщика услуг пациентом - до- и последипломное образование и аттестация кадров недостаточно ориентированы на доказанные вмешательства и навыки управления качеством.

Таким образом, можно предположить, что негативное воздействие внутренних и внешних факторов, влияющих на качество медицинских услуг в стране, гораздо сильнее, чем их возможное позитивное воздействие.

Асадов Д.А., Горбунова И.Г., Махмудов К.Х., Юсупалиев Б.К._

Опыт работы Министерства здравоохранения с резервом руководящих кадров в Узбекистане

Ташкентский институт усовершенствования врачей, Республика Узбекистан

Реформирование здравоохранения в условиях рыночной экономики обусловливает потребность в руководителях нового типа. Современный руководитель должен обладать не только профессиональными знаниями и навыками, но и определенным набором деловых и личностных качеств. Однако на руководящие должности нередко назначаются лица, не имеющие базовой подготовки по организации здравоохранения. По данным Ташкентского института усовершенствования врачей (ТашИУВ), ежегодно 10-15% курсантов, имеющих стаж руководящей работы 10 лет и более, обучаются на кафедре организации, экономики и управления здравоохранением впервые. В связи с возрастанием требований к кандидатам на должность руководителя формирование резерва руководящих кадров является необходимым условием обеспечения эффективного управления учреждениями здравоохранения.

Именно поэтому Министерством здравоохранения (Минздравом) Республики Узбекистан активизирована работа по формированию резерва руководящих кадров. На основании обзора литературы и обобщения предыдущего опыта разработан следующий алгоритм подбора и подготовки резерва руководителей учреждений здравоохранения:

1. Тщательный подбор с учетом личностных и профессиональных качеств кандидатов в резерв на различные руководящие должности: физиологические параметры (пол, возраст, состояние здоровья), профессиональный уровень, деловые и личностные качества.

2. Подготовка отобранных в резерв кандидатов: подготовка кандидатов в учреждении по индивидуальному плану с учетом специфики деятельности учреждения; базовое обучение кандидатов по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение» в ТашИУВ; мониторинг процесса подготовки резерва кадровой службой органов управления здравоохранением в регионах.

3. Назначение подготовленных кандидатов на руководящие должности.

4. Мониторинг деятельности руководителей учреждений здравоохранения, назначенных из числа резерва, кадровой службой Минздрава и органов управления здравоохранением в регионах.

Отвечая на вызовы сегодняшнего дня, по поручению Минздрава в ТашИУВе разработана целевая учебная программа для базовой подготовки кандидатов, отобранных в управленческий резерв с общим объемом 306 ч продолжительностью 6 нед. Из общего количества учебных часов 144 ч посвящено усвоению основ организации здравоохранения и технологии управления, 72 ч - использованию информационно-коммуникационных технологий в управлении здравоохранением, 90 ч - практические занятии, которые проводятся в Минздраве и на специализированных клиниках и центрах. В процессе обучения применяются не только традиционные формы, но и деловые игры, решение

122

Журнал для непрерывного медицинского образования врачей

ТЕЗИСЫ III МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ОРГЗДРАВ-2015. ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ» (28-29 мая 2015 г., МОСКВА)

ситуационных задач, отражающих проблемы, с которыми руководителю приходится сталкиваться на практике.

По окончании цикла обучения на каждого курсанта составляется характеристика с рекомендациями по использованию на том или ином уровне управления. С 2009 по 2015 г. в регионах было отобрано 319 кандидатов, которые успешно прошли обучение на кафедре организации, экономики и управления здравоохранением ТашИУВ. По данным мониторинга, проведенного сотрудниками кафедры, более половины (54%) прошедших обучение назначено руководителями органов или учреждений здравоохранения.

Анализ накопленного опыта показал, что работа с резервом руководящих кадров в Узбекистане нуждается в дальнейшем совершенствовании. Важно более тщательно проводить предварительный отбор кандидатов в резерв с учетом современных требований к руководителям учреждений здравоохранения, а также желания самих кандидатов занимать руководящие должности. Необходимо наладить постоянный мониторинг работы с резервом со стороны руководителей и кадровой службы органов управления здравоохранением в регионах. Проводимая работа поможет более успешно решить проблему повышения эффективности управления здравоохранением.

Асадов Д.А., Купцова Л.Ю., Ибрагимов А.Ю., Юсупалиев Б.К._

Реформирование системы здравоохранения в Узбекистане

Ташкентский институт усовершенствования врачей, Республика Узбекистан

К началу 1990-х гг., в период крупных экономических и политических преобразований и неблагоприятных макроэкономических условий, в системе здравоохранения Узбекистана накопилась масса проблем, связанных с исключительно государственным финансированием, которое проводилось по числу коек в отрасли и осуществлялось по остаточному принципу.

Основой поэтапного перехода к национальной модели здравоохранения был Указ Президента Республики Узбекистан «О государственной программе реформирования системы здравоохранения Республики Узбекистан» (1998 г.). За годы реализации государственной программы в Узбекистане была реструктурирована вся системы здравоохранения, оптимизировано финансирование отрасли за счет концентрации средств на первичном звене вместо дорогого больничного сектора, где число больничных учреждений и число коек в них сокращено в 2 раза. Сформирована 2-ступенчатая модель бесплатной первичной медико-санитарной помощи, основой которой в городах стали - семейные поликлиники (СП), а в сельских регионах - сельские врачебные пункты (СВП). В СП и СВП ключевой фигурой является врач общей практики, прошедший специальную подготовку для интегрированного ведения пациентов независимо от возраста, пола и характера заболевания.

Для оказания высококачественной бесплатной медицинской помощи в случае чрезвычайной ситуации со здоровьем человека создана целостная система экстренной медицинской помощи, включающая головной Республиканский центр экстренной медицинской помощи, 13 филиалов во всех областных центрах и 173 специализированные отделения в городах и районах, обладающие современной технологической базой и кадровыми ресурсами.

Для оказания высокотехнологичной специализированной медицинской помощи созданы республиканские специализированные научно-практические центры по урологии, микрохирургии глаза, хирургии, кардиологии, акушерства и гинекологии, педиатрии, терапии и медицинской реабилитации, дерматологии и венерологии, фтизиатрии и пульмонологии, эндокринологии. Поэтап-

ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение №2 2015

123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.