№ 3 - 2010 г. 14.00.00 медицинские науки
УДК 614.255.4:378.661(575.1)
ИЗ ОПЫТА СТАНОВЛЕНИЯ ОБЩЕЙ ВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ/СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЫ В БУХАРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ ИНСТИТУТЕ
Р.М. Ахмедов, Н.Д. Шарипова, Г.Ж. Жарылкасынова
Бухарский государственный медицинский институт (Узбекистан, Бухара)
В статье говорится о системе подготовки врача общей практики (ВОП)/семейного врача (СВ) и соответственно внедрении в практику здравоохранения новой ступени оказания медицинской помощи всей семье.
Ключевые слова: врач общей практики, семейный врач
Ахмедов Рахмат Махмудович - доктор медицинских наук, профессор, член Международной медицинской академии имени Альберта Швейцера, член медицинской академии Польши, почетный доктор Грацкого медицинского университета (Австрия), ректор Бухарского государственного медицинского института (Узбекистан), e-mail: [email protected]
Шарипова Надыра Джураевна - доктор медицинских наук, заведующая кафедрой подготовки врачей общей практики Бухарского государственного медицинского института (Узбекистан), основоположник общеврачебной подготовки в Узбекистане
Жарылкасынова Г аухар Жанузаковна - кандидат медицинских наук, заведующая кафедрой подготовки врачей общей практики Бухарского государственного медицинского института, e-mail: [email protected]
С момента получения независимости в 1991 году экономика Узбекистана, как и других стран бывшего Советского Союза, испытала на себе ряд трудностей, связанных с переходом от плановой экономики к рыночной. Это привело на начальном этапе становления суверенного государства к снижению доходов населения, нарушению инфраструктуры социальной поддержки населения, включая финансирование медицинского обслуживания [1, 2, 4-6].
Финансирование здравоохранения проводилась по числу коек в отрасли, что привело к наращиванию количества больничных коек, при этом рост базы медицинских
учреждений происходил без учета потребности населения в медицинских услугах не только за счет нового строительства больниц, но и за счет развертывания коек в приспособленных зданиях, порой просто в непригодных помещениях. Система организации амбулаторной помощи была чрезвычайно сложной и малоудобной для населения, так как была многоступенчатой и специализированной. В Узбекистане на начало 1999 года 15 млн 200 тыс., или 62,2 % всего населения, проживало в сельской местности, в некоторых областях удельный вес жителей села доходил до 75-80 %. Большинство жителей села первую медицинскую помощь получали в фельдшерско-акушерских пунктах, затем направлялись в сельские врачебные амбулатории, участковые больницы, в которых не было возможности для оказания квалифицированной и непрерывной медицинской помощи [1, 2].
Всё вышесказанное в значительной мере послужило основой формирования Государственной программы реформирования здравоохранения, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан № УП-2107 от 10 ноября 1998 года «О государственной программе реформирования системы здравоохранения Республики Узбекистан», которая определила поэтапный подход к формированию Национальной модели здравоохранения. Повышение качества оказания медицинской помощи определено как приоритетная задача реформы здравоохранения. Важной особенностью Государственной программы реформирования системы здравоохранения является многоуровневый (многокомпонентный) подход к повышению качества медицинской помощи. Особенностью Национальной модели является приоритет профилактической медицины и внедрение здорового образа жизни, воспитание физически и нравственно здорового, гармонично развитого поколения, формирование у населения сознания ответственности за свое здоровье.
Инициативная группа ученых и врачей Бухарского государственного медицинского института обратились с предложением в МЗРУз о создании общей врачебной практики/семейной медицины в Республике Узбекистан. В частности, в письме института за № 87/01 от 18 апреля 1995 года, адресованном Министру здравоохранения и председателю Совета ректоров медицинских вузов, было сделано обращение, в котором акцент ставился на то, что «в системе охраны здоровья семьи происходит формирование таких контингентов, как беременная - плод, кормящая мать - грудной ребёнок, ребёнок -подросток, дети - взрослые - пожилые». Установлено, что в наблюдении этих параллельных контингентов участвуют одновременно учреждения акушерской, педиатрической и общей врачебной сети. Многократно проведенные экспертные оценки оказания медицинской помощи раздельно этим группам населения обнаружили преобладание ошибок, таких как несвоевременность начала наблюдения, отсутствие регулярного наблюдения, неполный объём информации поликлиники о семье, родильного дома, скорой, задержка сроков обследования у специалистов поликлиники, общей лечебной сети, недостаточный объём лечебно-профилактических мероприятий, несвоевременное направление в стационар и т. д.
В условиях продвижения рыночной экономики, расслоения общества, удорожания стационарной медицинской помощи, развития индивидуальной трудовой деятельности врача в додипломном вузовском обучении следовало бы усилить крен в сторону подготовки врача общей практики (ВОП)/ семейного врача (СВ) и соответственно внедрение в практику здравоохранения новой ступени оказания медицинской помощи всей семье. Изучив наши предложения и обоснование целесообразности подготовки ВОП/семейных врачей в Бухарской области 4 сентября 1995 года решением Совета ректоров медицинских вузов Республики при поддержке Минздрава Республики Узбекистан, консультативной помощи Европейского регионального бюро ВОЗ
Бухарскому государственному медицинскому институту было предоставлено право эксперимента для апробации составленной учебной программы по подготовке ВОП/СВ.
Первое сообщение о модели ВОП учёными Бухарского медицинского института было сделано на Республиканской конференции, посвящённой проблемам подготовки кадров в апреле 1995 года. По предложению кафедры администрацией института было принято решение провести отбор студентов в экспериментальную группу на конкурсной основе. Таким образом, среди студентов 6 курса был объявлен конкурс для участия в обучении в группе по подготовке «семейного врача». Конкурс проходил в 2 этапа. На первом этапе изъявивших желание было 40 студентов, которым предложили заполнить конкурсную анкету, состоящую из 21 вопроса. В частности, вопросы анкеты состояли из разделов, характеризующих студента как человека, будущего специалиста, разносторонности его интересов, планов на будущее. По итогам анкетирования 12 студентов набрали наиболее высокие баллы и были приглашены для участия в следующем туре конкурса. При отборе комиссия, состоящая из ведущих преподавателей кафедры и администрации института, обращала внимание на достижения в учёбе, знание языков, неординарность мышления, понимание принципов семейной медицины, владение практическими навыками. Таким образом, было отобрано 6 студентов, зачисленных приказом по институту в экспериментальную группу. К преподаванию в соответствии с приказом ректора были приглашены 13 лучших преподавателей института, а также получили приглашение ведущие преподаватели других вузов области. Из Бухарского технологического института лёгкой и пищевой промышленности был приглашён экономист для преподавания экономики семьи и общества, юрист для обучения праву и юридической ответственности врача. Из Бухарского университета был приглашен психолог для преподавания логистики, риторики и психологии семьи. В соответствии с разработанным учебным планом подготовки СВ преподавательский состав кафедры (в этот период кафедра имела статус кафедры терапии 6 курса) также был обучен на 4месячных курсах без отрыва от работы на базах клинических кафедр Бухарского медицинского института. Было организовано интенсивное обучение всех ответственных преподавателей английскому языку на кафедре иностранных языков. Для этого администрация института ответственным за подготовку по иностранному языку в течение года назначила заведующего кафедрой иностранных языков. Коллектив института принял самое активное участие в новом деле. При разработке учебных планов каждая кафедра играла консультирующую роль в своей области.
Подготовка врачей на 6 курсе велась по 3-уровневой системе поведенческого подхода знаний и умений в каждом разделе.
1 уровень определялся способностью врача самостоятельно решать вопросы, связанные с постановкой диагноза и лечением ограниченного числа заболеваний, а также с возможностью находить при этом правильные формы поведения. Знания для решения клинических проблем при заболеваниях должны были быть дополнены конкретными навыками.
2 уровень - это те ситуации, когда СВ требуется помощь конкретного специалиста (консультация, специальное обследование, инструментальная терапия). В этих случаях врач лишь следит за проведением рекомендованного специалистом лечения (реабилитационные процедуры, поддерживающая медикаментозная терапия).
3 уровень компетенции - когда СВ оказывает психологическую помощь семье и больному, объясняя необходимость специального лечения.
Определение уровней позволили подготовить реальную программу подготовки СВ в Бухарском медицинском институте и разработать стандарты оказания медицинской помощи семье. При преподавании обращалось внимание на возможности максимально минимизировать расходы по каждому конкретному случаю, определить рациональное соотношение содержания и объёмов медицинской помощи пациенту на первичном и последующем уровнях. Мы понимали, что переход на новую систему будет, прежде всего, связан как со структурными переменами, так и серьёзной психологической перестройкой. Это связано с тем, что врач берет на себя ответственность за семью, он должен быть достаточно мобильным в своих ориентациях и способным оказывать услуги с изменяющими запросами. В 1996 году коллективом кафедры был разработан проект Концепции поэтапного перехода к организации первичной медико-социальной помощи по принципу ВОП/СВ в Бухарской области Республики Узбекистан, утверждённый на Учёном совете института и рекомендуемый МЗРУ.
Концепция состояла из нескольких разделов, в частности роли и организации первичной медико-санитарной и медико-социальной помощи в реформе здравоохранения, стратегии, обязательствах и основных условиях для полноценного функционирования ПМСП, потребностях различных групп населения. По итогам учебного года 21 мая 1996 года состоялась научно-практическая конференция «Актуальные проблемы семейной медицины». Все студенты группы по подготовке СВ выступили со своими презентациями на русском, узбекском и английском языках. Принявший участие в конференции профессор А. В. Шабров, действительный член Российской академии естественных наук, ректор Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова (Россия), прочитал лекции по актуальным проблемам семейной медицины для студентов экспериментальной группы. По итогам визита был составлен протокол намерений о сотрудничестве БухГосМИ с Санкт-Петербургской государственной медицинской академией им. И. И. Мечникова.
В 1998 году был подписан Меморандум между Департаментом по международному развитию Великобритании (DFID) и Министерством здравоохранения РУз по обучению преподавателей медицинских институтов и врачей СВП пилотных областей по программе подготовки ВОП. Ежегодно по составленному графику в Узбекистан из Великобритании приезжали более 10 консультантов для обучения преподавателей медицинских институтов. Преподаватели медицинских институтов в свою очередь закрепили свои практические навыки и ознакомились с идеологией общей врачебной практики во время краткосрочного пребывания (2 недели) в Лондоне и университете г. Тарту (Эстония).
Бухарский государственный медицинский институт имеет учебную программу, утвержденную МинВУЗом, направленную на то, чтобы обеспечить медицинского специалиста знаниями и навыками необходимыми для семейной практики. После завершения обучения преподавателей первой группы с 1999 года началось обучение врачей СПВ пилотных областей на базе учебно-врачебных центров медицинских институтов по 10-месячной программе. Первый курс обучения врачей СВП начался 4 сентября 1999 года. Были определены критерии отбора врачей СВП (один из критериев возраст - не старше 45-ти лет, стаж работы в СВП не менее 3-х лет). Группы врачей СВП были сформированы из числа кандидатов, рекомендованных областными управлениями здравоохранения закреплённых за институтом областей (Навоийской, Сурхандарьинской, Бухарской). Обучение врачей СВП проводилось на базе клиник. Это создавало определенные трудности в получении и совершенствовании практических навыков врачами СВП. Необходимое учебное, медицинское и другое оборудование поступило в учебный центр в 2000-2001 годах. В настоящее время учебные центры достаточно полно
оснащены учебным оборудованием для проведения практических занятий. С 1999 года по сей день кафедрой подготовки ВОП Бухарского государственного медицинского института подготовлены свыше 500 квалифицированных врачей общей практики.
Успех нашей работы определялся тем, что мы старались максимально учитывать требования времени, относясь с полной мерой ответственности к делу.
Список литературы
1. Асадов Д. А. Затратноэффективный подход к реформированию системы здравоохранения в Узбекистане / Д. А. Асадов, Б. Д. Дурманов, С. И. Исмаилов // Узбекистон тиббиёт журнали. - 2002. - № 5-6. - С. 5-8.
2. Асадов Д. А. Анализ затратной эффективности систем здравоохранения / Д. А. Асадов // Узбекистон тиббиёт журнали. - 2003. - № 6. - С. 65-74.
3. Атаханов Ш. Э. Корпоративное управление лечебными учреждениями как новая форма хозяйствования в здравоохранении / Ш. Э. Атаханов // Узбекистон тиббиёт журнали. - 2001. - № 5-6. - С. 8-10.
4. Назиров Ф. Г. Реформа здравоохранения Республики Узбекистан : доклад / Ф. Г. Назиров.
5. Назиров Ф. Г. Инвестиционный проект «Здоровье» Всемирного банка по реформированию первичного звена здравоохранения Узбекистана / Ф. Г. Назиров // Мед. журн. Узбекистана. - 2000. - № 1-2. - С. 2-3.
6. Назиров Ф. Г. Общественное здравоохранение и управление здравоохранением в Респубилке Узбекистан : состояние и перспективы / Ф. Г. Назиров // Узбекистон тиббиёт журнали. - 2003. - № 5. - С. 2-7.
7. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14.01.99 № 18 «О совершенствовании управления в системе здравоохранения Республики Узбекистан».
8. Реформы здравоохранения в Европе - анализ нынешних стратегий // ВОЗ, Европейское региональное бюро. - 1996.
9. Реформирование первичного звена здравоохранения в сельской местности Ферганской области : система финансирования и управления : учебно-методическое пособие Программы ЮСАИД «ЗдравРеформ» в Узбекистане, 2000.
10. Указ Президента Республики Узбекистан от 10.10.98 № 2107 «О
реформировании системы здравоохранения».
GENERAL MEDICAL PRACTICE/FAMILY MEDICINE FORMATION EXPERIENCE IN BUKHARA STATE MEDICAL INSTITUTE
R.M. Akhmedov, N.D. Sharipova, G.Z. Zharylkasynova
Bukhara State Medical Institute (Uzbekistan, Bukhara)
The article tells about doctor’s general practice (DGP)/ family doctor (FD) background system and proper practical introduction of new medical help stage for any family.
Keywords: general practice doctor, family doctor
About authors:
Akhmedov Rakhmat Makhmudovich - medical sciences doctor, professor, member of International medical academy in the name of Albert Schweitzer, member of Poland Medical Academy, honored doctor of Graz Medical University (Austria), rector of Bukhara State Medical Institute (Uzbekistan), e-mail: [email protected]
Sharipova Nadyra Dzhuraevna - medical sciences doctor, head of doctors’ general practice background department of Bukhara State Medical Institute (Uzbekistan), founder of doctors’ general practice background in Uzbekistan
Zharylkasynova Gaukhar Zhanuzakovna - medical sciences candidate, head of doctors’ general practice background department of Bukhara State Medical Institute, e-mail: [email protected]
List of the Literature:
1. Asadov D.A. Investment-effective approach to healthcare system reforming in Uzbekistan / D.A. Asadov, B.D. Durmanov, S.I. Ismailov // Uzbekistan medical journal. - 2002. - № 5-6. - P. 5-8.
2. Asadov D.A. Healthcare system investment efficiency analyses / D.A. Asadov // Uzbekistan medical journal. - 2003. - № 6. - P. 65-74.
3. Atakhanov S.E. Corporative management of medical institutions as new form to healthcare master / S.E. Atakhanov // Uzbekistan medical journal. - 2001. - № 5-6. - P. 8-10.
4. Nazirov F.G. Uzbekistan Republic healthcare reform: report / F.G. Nazirov
5. Nazirov F.G. Investment project «Health» of World-wide bank on primary healthcare reforming link of Uzbekistan / F.G. Nazirov // Med. journ. of Uzbekistan. - 2000. - № 1-
2. - P. 2-3.
6. Nazirov F.G. Social healthcare and healthcare management in Uzbekistan Republic: state and prospects / F.G. Nazirov // Uzbekistan medical journal. - 2003. - №5. - P. 2-7.
7. Resolution of Uzbekistan Republic Ministers Cabinet from 14.01.99 № 18 « Improvement in Uzbekistan Republic healthcare system».
8. Healthcare reforms in Europe - present strategies analyses // IHO, European regional bureau. - 1996.
9. Healthcare primary link reforming in the country side of Fergana region: financing and management system: Program USAID «HealthReform» in Uzbekistan, 2000.
10. Decree of Uzbekistan Republic President from 10.10.98 № 2107 « About healthcare system reforming».