Научная статья на тему 'Реформирование системы здравоохранения в Узбекистане'

Реформирование системы здравоохранения в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
178
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформирование системы здравоохранения в Узбекистане»

ТЕЗИСЫ III МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ОРГЗДРАВ-2015. ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ» (28-29 мая 2015 г., МОСКВА)

ситуационных задач, отражающих проблемы, с которыми руководителю приходится сталкиваться на практике.

По окончании цикла обучения на каждого курсанта составляется характеристика с рекомендациями по использованию на том или ином уровне управления. С 2009 по 2015 г. в регионах было отобрано 319 кандидатов, которые успешно прошли обучение на кафедре организации, экономики и управления здравоохранением ТашИУВ. По данным мониторинга, проведенного сотрудниками кафедры, более половины (54%) прошедших обучение назначено руководителями органов или учреждений здравоохранения.

Анализ накопленного опыта показал, что работа с резервом руководящих кадров в Узбекистане нуждается в дальнейшем совершенствовании. Важно более тщательно проводить предварительный отбор кандидатов в резерв с учетом современных требований к руководителям учреждений здравоохранения, а также желания самих кандидатов занимать руководящие должности. Необходимо наладить постоянный мониторинг работы с резервом со стороны руководителей и кадровой службы органов управления здравоохранением в регионах. Проводимая работа поможет более успешно решить проблему повышения эффективности управления здравоохранением.

Асадов Д.А., Купцова Л.Ю., Ибрагимов А.Ю., Юсупалиев Б.К._

Реформирование системы здравоохранения в Узбекистане

Ташкентский институт усовершенствования врачей, Республика Узбекистан

К началу 1990-х гг., в период крупных экономических и политических преобразований и неблагоприятных макроэкономических условий, в системе здравоохранения Узбекистана накопилась масса проблем, связанных с исключительно государственным финансированием, которое проводилось по числу коек в отрасли и осуществлялось по остаточному принципу.

Основой поэтапного перехода к национальной модели здравоохранения был Указ Президента Республики Узбекистан «О государственной программе реформирования системы здравоохранения Республики Узбекистан» (1998 г.). За годы реализации государственной программы в Узбекистане была реструктурирована вся системы здравоохранения, оптимизировано финансирование отрасли за счет концентрации средств на первичном звене вместо дорогого больничного сектора, где число больничных учреждений и число коек в них сокращено в 2 раза. Сформирована 2-ступенчатая модель бесплатной первичной медико-санитарной помощи, основой которой в городах стали - семейные поликлиники (СП), а в сельских регионах - сельские врачебные пункты (СВП). В СП и СВП ключевой фигурой является врач общей практики, прошедший специальную подготовку для интегрированного ведения пациентов независимо от возраста, пола и характера заболевания.

Для оказания высококачественной бесплатной медицинской помощи в случае чрезвычайной ситуации со здоровьем человека создана целостная система экстренной медицинской помощи, включающая головной Республиканский центр экстренной медицинской помощи, 13 филиалов во всех областных центрах и 173 специализированные отделения в городах и районах, обладающие современной технологической базой и кадровыми ресурсами.

Для оказания высокотехнологичной специализированной медицинской помощи созданы республиканские специализированные научно-практические центры по урологии, микрохирургии глаза, хирургии, кардиологии, акушерства и гинекологии, педиатрии, терапии и медицинской реабилитации, дерматологии и венерологии, фтизиатрии и пульмонологии, эндокринологии. Поэтап-

ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение №2 2015

123

ПРИЛОЖЕНИЕ

но ликвидируются маломощные монопрофильные больницы. В целях совершенствования качества и эффективности медицинской помощи создаются Центры медицинской диагностики в Республике Каракалпакстан, г. Ташкенте и во всех областных центрах. Они работают на условиях самофинансирования и доступны для всех медицинских учреждений и пациентов.

Все проведенные и планируемые меры направлены на обеспечение доступности, качества, эффективности и безопасности медицинской помощи.

Борисова Е.А., Саввина Н.В., Луцкан И.П._

Модель трехуровневой системы медицинского обслуживания пациентов г. Якутска в условиях подушевого финансирования

ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», Якутск

За последние 15 лет столичное здравоохранение г. Якутска претерпело ряд существенных изменений, связанных с переходом отрасли на систему обязательного медицинского страхования, дважды связанных с разграничением полномочий между муниципальной и государственной уровнями власти, реализацией приоритетного национального проекта «Здоровье», модернизацией, подготовкой к переходу на новую систему оплаты труда, ориентированную на конечный результат, внедрению элементов рыночных отношений в системе здравоохранения.

Целью работы является разработка модели трехуровневой системы обслуживания пациентов в здравоохранении г. Якутска для предотвращения рисков, направленных на повышение эффективности использования ресурсов.

Результаты и обсуждение. Ведущие факторы, определяющие проблемы здравоохранения в г. Якутске:

■ отсутствие корреляции между услугами медицинской помощи и структурой заболеваемости и смертности населения;

■ несоответствие потребностям в медицинской помощи, фактически оказываемым объемам медицинской, в том числе специализированной помощи;

■ необходимость приведения численности кадров к нормативным показателям;

■ опережающее развитие нормативно-правовой и методической основы при сохранении ресурсов, оставшихся с советского периода;

■ при переходе на новые механизмы финансирования возникновение финансовых рисков, которые могут привести к банкротству фондодержателя;

■ низкая удовлетворенность оказываемой медицинской помощью по данным социального опроса страховых компаний.

Одним из путей решения является проведение реорганизации инфраструктуры здравоохранения с приведением в соответствие с численностью и составом населения г. Якутска с учетом структуры заболеваемости путем укрупнения структуры учреждений здравоохранения с организацией межтерриториальных медицинских объединений. Первый уровень - медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, включающую участковую терапевтическую службу, узких специалистов, развитие ВОП. Второй уровень - межтерриториальные амбулаторные центры, оказывающие квалифицированную специализированную амбулаторную медицинскую помощь: центр амбулаторной хирургии, центры здоровья, центр амбулаторной онкологии, централизованные лаборатории, респираторный центр, центр остеопороза и т.д. Развитие стационарозаме-

124

Журнал для непрерывного медицинского образования врачей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.