ПРИЛОЖЕНИЕ
но ликвидируются маломощные монопрофильные больницы. В целях совершенствования качества и эффективности медицинской помощи создаются Центры медицинской диагностики в Республике Каракалпакстан, г. Ташкенте и во всех областных центрах. Они работают на условиях самофинансирования и доступны для всех медицинских учреждений и пациентов.
Все проведенные и планируемые меры направлены на обеспечение доступности, качества, эффективности и безопасности медицинской помощи.
Борисова Е.А., Саввина Н.В., Луцкан И.П._
Модель трехуровневой системы медицинского обслуживания пациентов г. Якутска в условиях подушевого финансирования
ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», Якутск
За последние 15 лет столичное здравоохранение г. Якутска претерпело ряд существенных изменений, связанных с переходом отрасли на систему обязательного медицинского страхования, дважды связанных с разграничением полномочий между муниципальной и государственной уровнями власти, реализацией приоритетного национального проекта «Здоровье», модернизацией, подготовкой к переходу на новую систему оплаты труда, ориентированную на конечный результат, внедрению элементов рыночных отношений в системе здравоохранения.
Целью работы является разработка модели трехуровневой системы обслуживания пациентов в здравоохранении г. Якутска для предотвращения рисков, направленных на повышение эффективности использования ресурсов.
Результаты и обсуждение. Ведущие факторы, определяющие проблемы здравоохранения в г. Якутске:
■ отсутствие корреляции между услугами медицинской помощи и структурой заболеваемости и смертности населения;
■ несоответствие потребностям в медицинской помощи, фактически оказываемым объемам медицинской, в том числе специализированной помощи;
■ необходимость приведения численности кадров к нормативным показателям;
■ опережающее развитие нормативно-правовой и методической основы при сохранении ресурсов, оставшихся с советского периода;
■ при переходе на новые механизмы финансирования возникновение финансовых рисков, которые могут привести к банкротству фондодержателя;
■ низкая удовлетворенность оказываемой медицинской помощью по данным социального опроса страховых компаний.
Одним из путей решения является проведение реорганизации инфраструктуры здравоохранения с приведением в соответствие с численностью и составом населения г. Якутска с учетом структуры заболеваемости путем укрупнения структуры учреждений здравоохранения с организацией межтерриториальных медицинских объединений. Первый уровень - медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, включающую участковую терапевтическую службу, узких специалистов, развитие ВОП. Второй уровень - межтерриториальные амбулаторные центры, оказывающие квалифицированную специализированную амбулаторную медицинскую помощь: центр амбулаторной хирургии, центры здоровья, центр амбулаторной онкологии, централизованные лаборатории, респираторный центр, центр остеопороза и т.д. Развитие стационарозаме-
124
Журнал для непрерывного медицинского образования врачей
ТЕЗИСЫ III МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ОРГЗДРАВ-2015. ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ» (28-29 мая 2015 г., МОСКВА)
щающих технологий (первичные специализированные отделения по типу дневных стационаров, стационары на дому), реабилитационная помощь (амбулаторная, стационарная и на дому) и т.д. Третий уровень - это поэтапное формирование консультативно-диагностической специализированной амбулаторной помощи на базе существующих многопрофильных медицинских центров или стационаров, имеющих возможности оказания консультативно-диагностической помощи в амбулаторном режиме.
Таким образом, внедрение данной модели позволило компенсировать неравномерность развития амбулаторной медицинской помощи, что необходимо для повышения качества медицинской помощи и доступности для населения, преимущественно по участково-территориальному принципу. Выполнение данной задачи в полном объеме позволит рационально использовать дорогостоящее оборудование и медицинскую технику, а также снизить сроки ожидания медицинской помощи и компенсировать дефицит врачей-специалистов по необходимому профилю.
Бурлуцкая А.В.1, Рубцова И.Т.2_
Использование показателей смертности для оценки демографического развития регионов и эффективности системы здравоохранения на примере Краснодарского края
1 Министерство здравоохранения Краснодарского края, Краснодар
2 ГБУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр», Краснодар
Проведен анализ использования показателей смертности для оценки демографической политики региона и эффективности систем здравоохранения на региональном уровне на примере Краснодарского края. Разработаны предложения для расчета и мониторинга целевых показателей смертности в оперативном режиме.
Для оперативного анализа демографической ситуации на федеральном уровне используются общие показатели рождаемости, смертности, в том числе от основных причин, естественного прироста (убыли) населения, смертности в трудоспособном возрасте. Но при всей важности и необходимости использования этих показателей они не могут в силу специфики их исчисления обеспечить адекватное сравнение состояния рождаемости, смертности и миграции в разных регионах страны, так как не учитывают влияние различий в возрастных структурах населения регионов.
Для оперативных оценок демографических показателей также не используется типизация регионов по индексу социально-экономического развития (ИРЧП), по которому край находится на 19-м ранговом месте в РФ. По индексу демографического благополучия (показатель, интегрально оценивающий основные демографические показатели: рождаемость, смертность и миграцию) Краснодарский край - на 12-м ранговом месте. Рейтинг показателей, которые не зависят от возрастной структуры населения - ожидаемая продолжительность жизни (ОППЖ), средний возраст умерших, стандартизованные показатели смертности в Краснодарском крае значительно лучше, чем общий показатель смертности, который напрямую зависит от возрастной структуры населения, среднего возраста жителей. Более неблагоприятная возрастная структура населения в 10 регионах, имеющих самый высокий показатель ОППЖ.
В Краснодарском крае ежегодно регистрируется более 5% смертей (от всех зарегистрированных умерших) не являющихся постоянными жителями края и их число неуклонно растет, что, безусловно, сказывается на демографических показателях. На уровне федеральной службы государственной ста-
ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение №2 2015
125