За рубежом
© Коллектив авторов, 2012 УДК 614.2(575.1)
А. Ю. Ибрагимов, Д. А. Асадов1, П. Р. Менликулов1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
Ташкентский институт усовершенствования врачей; Республиканская клиническая больница Минздрава Республики Узбекистан
В статье описаны директивные документы, направленные на развитие здравоохранения, и основные направления реформирования системы здравоохранения в Узбекистане. Приведены некоторые статистические данные, отражающие структурные изменения в здравоохранении, цель и задачи реформирования ключевых проблем здравоохранения в Республике Узбекистан.
Ключевые слова: реформирование системы здравоохранения, структурные изменения, показатели здравоохранения
THE MAIN DIRECTIONS OF PUBLIC HEALTH REFORMS IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN A.Yu. Ibragimov, D.A. Asadov, P.R. Menlykulov
The Tashkent institute of post-graduate training of physicians, Tashkent The Republic clinical hospital of the Ministry of health of the Republic of Uzbekistan, Tashkent
The article covers the directive documents regulating the development of public health. The main directions of reforms of public health system of the Republic of Uzbekistan are covered too. The statistical data reflecting the structural changes in public health is presented. The purpose and tasks of reformation of the key public health issues in the Republic of Uzbekistan are explained.
Key words: public health system reform, structural changes, public health indicators
Основной целью государственной политики в области реформирования здравоохранения в республике является улучшение здоровья населения на основе обеспечения всеобщей доступности и качества медико-санитарной помощи. В Узбекистане созданы правовые, экономические и организационные условия предоставления медико-санитарной помощи, которая соответствует современному уровню медицинской науки и ресурсам, имеющимся у государства и граждан. В Узбе -кистане за десятилетие приняты ряд указов и постановлений Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова и постановления правительства в области охраны здоровья населения. Основополагающими директивными документами по реформированию системы здравоохранения республики явились: "Государственная программа реформирования системы здравоохранения Республики Узбекистан, утвержденная указами Президента республики от 10 ноября 1998 г. и от 26 февраля 2003 г., а также указ Президента Республики Узбекистан от 19 сентября 2007 г. № УП-3923 "Об основных направлениях дальнейшего углубления реформы и реализации Государственной программы развития здравоохранения" и постановление Президента Республики Узбекистан от 2 октября № ПП-700 "О мерах по совершенствованию организации деятельности медицинских учреждений республики".
В течение 10 последних лет на развитие здравоохранения направлены также Государственные программы: Развития инфраструктуры села, Год матери и ребенка, Год здорового поколения, Год здоровья, Год благотворительности и медицинских работников и др.
За годы реализации государственных программ в Узбекистане произошли структурные изменения, бы-
А. Ю. Ибрагимов — канд. мед. наук, ст. преподаватель (8 998 236-21-49); Д. А. Асадов — д-р мед. наук, проф., зав. каф. (8 998 26816-26); П. Р. Менликулов — канд. мед. наук, доц. каф. (8 998 268-1741).
ли оптимизированы сети лечебно-профилактических учреждений, которые представлены в таблице.
Как видно из таблицы, за последнее десятилетие общее количество амбулаторно-поликлинических учреждений выросло на 22,2%, а больничных учреждений уменьшилось на 27,5%. Соответственно, число посещений возросло на 15,3% и достигло 9,1 на одного жителя в год. Обеспеченность больничными койками снизилась на 12,8% и составила 44,9 на 10 000 населения. В республике осуществляются принципиально новые подходы к построению системы здравоохранения, развитию его инфраструктуры, целью которых является создание равных условий получения медицинской помощи как в городской, так и в сельской местности. Заслуживает внимания факт изменения структуры лечебно-профилактических учреждений на селе. В соответствии с постановлением Кабинета министров Республики Узбекистан от 21 мая 1996 г. № 182 "О программе развития социальной инфраструктуры села Республики Узбекистан на период до 2000 года" в сельских населенных пунктах созданы СВП, которые заменили СВА, большинство СУБ и ФАП. В учреждениях нового типа медицинская помощь населению стала оказываться по принципу врача общей практики (ВОП). С 1999 г. все медицинские вузы республики начали готовить специалистов по общеврачебной практике. В настоящее время в республике работают 7019 ВОП. Последипломная подготовка и усовершенствование ВОП проводятся в Ташкентском институте усовершенствования врачей. В Ташкенте и ряде других городов республики стали организовываться семейные поликлиники, в которых работают семейные врачи.
Проведенные мероприятия позволили перераспределить объем медицинской помощи между стационарным и амбулаторным секторами в пользу последнего. В Узбекистане все амбулаторно-поликлинические учреждения и СВП имеют статус юридического лица.
Показатель
Динамика структурных изменений лечебно-профилактических учреждений с 1998 по 2010 г.
1998 г. 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
3436 3679 4354 4357 4340 4199 4190 4190
7,8 8,4 8,7 8,8 9,0 9,0 9,0 9,1
1050 1028 968 939 890 791 782 764
131003 131478 135924 135524 129835 127615 127126 126747
53,5 53,3 51,6 50,8 48,9 46,7 45,8 44,9
юликлинических учреждении 1 жителя в год учреждений ек
зек на 10 000 населения
й помощи на 1000 населения 'Б — центральная районная больница, РБ СВП — сельский врачебный пункт, ФАП
163 161 159 159 159 159 159 159
32 34 36 37 37 41 35 35
249 198 154 135 102 83 834 80
1113 1002 265 14 — — — —
981 1522 2797 3054 3100 3133 3166 3182
4474 3769 2115 1764 1213 711 596 570
214,6 211,4 210,8 209,8 216,8 213,1 215,4 219,2
- районная больница, СУБ — сельская участковая больница, СВА -фельдшерско-акушерский пункт.
сельская вра-
Число амбулаторно-п Число посещений на Число стационарных Число больничных ко Число больничных ко Число учреждений: ЦРБ РБ СУБ СВА СВП ФАП
Число вызовов скоро Примечание. ЦР чебная амбулатория,
Одним из основных направлений реформирования здравоохранения является создание стройной системы экстренной медицинской помощи, включающей в свой состав Республиканский научный центр экстренной медицинской помощи с филиалами в областях и Республике Каракалпакстан. Во всех центральных городских и центральных районных больницах организованы и функционируют отделения экстренной медицинской помощи. В подразделениях экстренной медицинской помощи развернуто 8510 коек (6,7% от общей коечной мощности республики). На этих койках в 2010 г. пролечено 672 285 больных (13,9% всех больных, получивших стационарное лечение).
Центральное место в реформировании системы здравоохранения занимает охрана материнства и детства. Новый концептуальный и практический подход направлен на создание условий для рождения и воспитания здорового поколения. Цель этого направления реформы — не только краткосрочный эффект, заключающийся в снижении показателей материнской и детской смертности, но в значительной мере — долгосрочный, который положительно скажется на будущих поколениях и их продолжительности жизни. За 1998—2010 гг. в республике созданы перинатальные центры и центры "Скрининг матери и ребенка", организованы филиалы НИИ акушерства и гинекологии в областях и Республике Каракалпакстан. Все это наряду с другими целенаправленными мероприятиями позволило снизить уровень материнской и младенческой смертности в 1,5—2 раза. В 2010 г. материнская смертность составила 21,4 на 100 000 живорожденных, младенческая смертность — 10,9 на 1000 живорожденных. В республике достигнута цель, определенная Декларацией тысячелетия, по сокращению на две трети смертности детей в возрасте до 5 лет и на одну треть — материнской смертности к 2015 г. по сравнению с 1999 г.
Новым направлением в развитии здравоохранения явилась организация современных клинических и научно-практических центров, отвечающих международным стандартам. В настоящее время в республике функционируют центры по кардиологии, хирургии, офтальмологии, урологии, акушерству и гинекологии, педиатрии, эндокринологии, дерматовенерологии, фтизиатрии и пульмонологии, терапии и реабилитации.
В республике сформировался частный сектор здравоохранения, который развивается параллельно с государственным.
Важным направлением реформирования здравоохранения является создание системы стандартизации, призванной обеспечить повышение качества медицинской помощи, совершенствование лицензирования, рациональное использование финансовых, материальных и кадровых ресурсов, оптимизацию лечебно-диагностического процесса. В республике создан центр доказательной медицины, специалистами которого разработаны клинические руководства и протоколы по различным клиническим профилям. Качество медицинской помощи рассматривается с позиции качества материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, качества медицинского персонала, наличия эффективных медицинских технологий, соответствия клинических результатов величине производственных затрат.
В вопросах реформирования механизмов финансирования отрасли предусмотрены отход от старых стереотипов, значительное расширение источников финансирования, в том числе за счет платного и частного здравоохранения. Эти меры помогут не только компенсировать недостаточность бюджетного финансирования, но и повысить качество оказываемых услуг и требовательность пациентов к медицинским учреждениям и работникам.
Государственная программа реформирования здравоохранения республики предусматривает совершенствование кадровой политики. В управление системой здравоохранения республики внедряется модуль программно-целевого управления, который приобретает все большее распространение.
Положено начало широкому внедрению стратегии здорового образа жизни, который возведен в ранг важнейших ценностей для каждого конкретного человека и для общества в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Указ Президента Узбекистана № УП-2107 от 10 нояб. 1998 г. "О Государственной программе реформирования системы здравоохранения Республики Узбекистан" — Ташкент, 1998.
2. Указ Президента Узбекистана № УП-3923 от 19 сент. 2007 г. "Об основных направлениях дальнейшего углубления реформы и реализации Государственной программы развития здравоохранения". — Ташкент, 2007.
3. Постановление Президента Узбекистана № ПП-700 от 2 октября 2007 г. "О мерах по совершенствованию организации деятельности медицинских учреждений республики". — Ташкент, 2007.
4. Саидова Г. К., Асадов Д. А., Сафаева К. С. // Мед. журн. Узбекистана. — 2007. — № 3. — С. 2—7.
Поступила 03.02.12