Научная статья на тему 'Анализ показателей деятельности и пути реформирования здравоохранения села'

Анализ показателей деятельности и пути реформирования здравоохранения села Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
369
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ СЕЛА / МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ (МО) / ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКИЙ ПУНКТ (ФАП) / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН (МР) / МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОКАЗЫВАЮЩИЕ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ В АМБУЛАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ (МОАУ) / ОКАЗЫВАЮЩИЕ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ В СТАЦИОНАРНЫХ УСЛОВИЯХ (МОСУ) / HEALTH OF THE VILLAGE / MEDICAL ORGANIZATIONS (MO) / FAPS (FAP) / MUNICIPAL DISTRICT (MR) / HEALTH ORGANIZATIONS PROVIDING MEDICAL CARE ON AN OUTPATIENT BASIS (MOAU) / HEALTH ORGANIZATIONS PROVIDING MEDICAL CARE IN A HOSPITAL (ISCU)

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Калининская А.А., Юсупова М.М.

В статье представлен анализ заболеваемости сельского населения в РФ и Федеральных округах. На основе результатов исследования разработаны предложения по реформированию здравоохранения села.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Калининская А.А., Юсупова М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Performance analysis and ways of reforming the health village

The analysis of the incidence of the rural population in the Russian Federation and the Federal District. Based on the results of the study developed proposals to reform the health of the village.

Текст научной работы на тему «Анализ показателей деятельности и пути реформирования здравоохранения села»



A.A. Калининская,

д.м.н., профессор, руководитель отделения организации лечебно-профилактической помощи ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, г. Москва, Россия М.М. Юсупова,

к.м.н, зав. неврологическим отделением клинической больницы № 86 ФМБА России, г. Москва, Россия

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СЕЛА

УДК 614.2

Калининская А.А., Юсупова М.М. Анализ показателей деятельности и пути реформирования здравоохранения села (ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России; Клиническая больница № 86 ФМБА России)

Аннотация. В статье представлен анализ заболеваемости сельского населения в РФ и Федеральных округах. На основе результатов исследования разработаны предложения по реформированию здравоохранения села.

Ключевые слова: здравоохранение села; медицинские организации (МО); фельдшерско-акушерский пункт (ФАП); муниципальный район (МР); медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в амбулаторных условиях (МОАУ); медицинские организации, оказы/вающие медицинскую помощь в стационарны/х условиях (МОСУ).

остояние здоровья сельского населения претерпевает отрицательную тенденцию, и многие его параметры хуже, ^ш^^ чем городского населения. Результаты многих исследований свидетельствуют о низком уровне здоровья сельского населения, и отмечается стойкая тенденция к его ухудшению [1,2].

Проблемы здравоохранения села традиционно занимают особое место государственной политики. Сельское население составляет 26% населения страны, или 37,2 млн. человек. В четверти субъектов РФ сельские жители составляют 40% населения.

За последние 13 лет (2000-2012 гг.) российское село утратило 2241,8 тыс. людских ресурсов. Основную роль в этих потерях сыграла убыль населения в результате превышения смертности над рождаемостью [3,4].

Основной фактор снижения численности сельского населения -миграционный отток, составивший в 2012 году 167 тыс. человек.

По среднему варианту прогноза Росстата, к 2020 г. численность сельского населения России уменьшится до 35,4 млн. человек, а удельный вес - до 24,6%, к 2025 г. - до 33,9 млн. (23,7%), к 2030 г. - до 32,3 млн. (22,8%).

Продолжается процесс обезлюдевания и измельчения сельских поселений. В период между Всероссийскими переписями населения

© А.А. Калининская, М.М. Юсупова, 2016 г.

Юнеджер № 5

здравоохранения 2016

1989 г. и 2010 г. сельские территории утратили 9,2 тыс. сельских населенных пунктов. Количество сельских населенных пунктов без населения увеличилось в 2 раза: с 9,4 до 19,4 тыс. Большая часть таких сел (80%) расположена в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. За 20 лет доля сельских населенных пунктов без населения выросла с 6 до 13%, а с населением до десяти человек - с 18 до 24%. Мелкодисперсный характер расселения затрудняет социальное обустройство сельских территорий [5].

Средняя продолжительность жизни на селе 68,6 лет (в городе - 70,8), у мужчин -63,1, у женщин - 74,7 (в городе 65,1 и 76,3 соответственно).

В сельской местности регистрируется сверхсмертность мужчин трудоспособного возраста. Причинами этого в первую очередь являются отсутствие рабочих мест на селе, производственная незанятость, алкоголизация населения.

Лица моложе трудоспособного возраста составляют 19,3% от общей численности сельского населения. Гендерная структура сельского населения продолжает ухудшаться. Численность женщин в возрасте старше трудоспособного превосходит численность мужчин в 2,3 раза, а в трудоспособном - на 1 тыс. мужчин приходится только 850 женщин. Дефицит невест осложняет формирование семей и снижает возможности воспроизводства сельского населения.

Неблагоприятный социально-психологический климат в сельском социуме продуцирует широкомасштабные миграционные настроения: 29,1% жителей села, в том числе 50% молодежи, либо точно намереваются уехать, либо задумываются об отъезде. Основной причиной миграционных настроений является низкая заработная плата.

Проблемы здравоохранения села: низкая плотность населения; плохое дорожно-транспортное сообщение.

Образ жизни селян нельзя считать здоровым. На селе низкий уровень медицинской

активности. Сельские жители в полтора раза реже горожан посещают врача, а госпитализируются лишь при неотложных состояниях.

В условиях, когда трудно рассчитывать на радикальное улучшение социально-экономической ситуации на селе, роль здравоохранения как фактора, обеспечивающего выживание населения, улучшающего его здоровье и качество жизни, возрастает [6].

Целью исследования явилась разработка предложений по реформированию здравоохранения села на основе анализа заболеваемости и доступности медицинской помощи жителям села и показателей деятельности сельских медицинских организаций.

Задачи исследования включали:

- изучение заболеваемости сельского населения в РФ;

- анализ ресурсной базы и показателей деятельности МО, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях на селе, в динамике за 8 лет (2005-2013 гг.);

- разработку предложений по реформированию здравоохранения села.

Результаты анализа показали, что общий коэффициент рождаемости сельских жителей выше, чем городских. За 12 лет рождаемость повысилась с 9,8 до 14,7. Продолжительность жизни на селе ниже (как у мужчин, так и у женщин), чем в городе: 68,6 и 70,8 тыс. соответственно. Коэффициент смертности сельских жителей выше, чем городских, и имеет тенденцию к снижению с 17,1 до 14,8.

В процессе исследования нами проанализированы показатели заболеваемости сельского населения (общая и впервые выявленная) в РФ (2013 г.).

Показатель общей заболеваемости (по обращаемости) сельских жителей в целом в РФ (2013 г.) составил 1210,2 на 1000 сельского населения, что ниже, чем в целом по РФ, - 1612,4 на всего населения. Наиболее высокие показатели были в классах болезней органов дыхания, на втором месте болезни системы кровообращения,

последующие места занимали болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, болезни органов пищеварения, мочеполовой системы, болезни глаз и придаточного аппарата и др.

Распределение ранговых мест общей заболеваемости сельского населения и всего населения РФ идентично по трём классам болезней (табл. 1).

В федеральных округах РФ показатели общей заболеваемости сельского населения колебались от 1003,0 на 1000 сельского населения в Южном ФО до 1504,9%о в Приволжском ФО.

Первичная заболеваемость сельского населения в РФ составила 599,5 на 1000 сельского населения. В РФ 800,3 соответственно. На первом месте класс болезней органов дыхания, на втором - травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин, на третьем - беременность, роды и послеродовой период, последующие места занимали болезни мочеполовой системы, органов пищеварения, болезни кожи и подкожной клетчатки, болезни системы кровообращения и др.

Ранговые места первичной заболеваемости всего населения по четырём ведущим

Таблица 1.

общая заболеваемость всего и сельского населения в рФ по классам болезней (на 1000 соответствующего населения) 2013 г.

Классы болезней Сельское население Население РФ

Всего 1210,2 1612,4

Некоторые инфекционные и паразитарные болезни 27,9 45,8

Новообразования 28,1 43,5

Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм 16,1 12,0

Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ 51,4 66,4

Психические расстройства и расстройства поведения 42,5 47,9

Болезни нервной системы 49,2 59,0

Болезни глаза и его придаточного аппарата 80,5 111,2

Болезни уха и сосцевидного отростка 29,5 41,0

Болезни системы кровообращения 184,1 229,2

Болезни органов дыхания 300,9 389,5

Болезни органов пищеварения 93,3 114,3

Болезни кожи и подкожной клетчатки 41,0 61,5

Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани 96,1 133,2

Болезни мочеполовой системы 82,3 117,4

Беременность, роды и послеродовой период *) 67,5 94,4

Врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения 4,9 7,2

Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в др. рубриках 9,6 10,3

Травмы, отравления и некоторые др. последствия воздействия внешних причин 52,5 93,0

Юнеджер № 5

здравоохранения 2016

Классы болезней Сельское население Население РФ

Всего 599,5 800,3

Некоторые инфекционные и паразитарные болезни 18,0 31,0

Новообразования 7,1 11,2

Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм 7,5 4,7

Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ 8,7 10,7

Психические расстройства и расстройства поведения 3,9 5,2

Болезни нервной системы 14,6 16,5

Болезни глаза и его придаточного аппарата 29,0 35,0

Болезни уха и сосцевидного отростка 20,1 28,0

Болезни системы кровообращения 29,7 29,9

Болезни органов дыхания 260,0 338,8

Болезни органов пищеварения 32,6 35,3

Болезни кожи и подкожной клетчатки 30,4 47,0

Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани 26,8 32,3

Болезни мочеполовой системы 35,5 49,9

Беременность, роды и послеродовой период *) 50,1 70,7

Врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения 1,1 2,1

Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в др. рубриках 6,7 6,3

Травмы, отравления и некоторые др. последствия воздействия внешних причин 52,3 92,7

Федеральные округа 2013

Российская Федерация 600,0

Центральный федеральный округ 513,2

Северо-Западный федеральный округ 629,1

Южный федеральный округ 519,1

Северо-Кавказский федеральный округ 603,9

Приволжский федеральный округ 700,1

Уральский федеральный округ 575,0

Сибирский федеральный округ 595,0

Дальневосточный федеральный округ 701,7

Таблица 2

первичная заболеваемость сельского и всего населения в рФ по классам болезней (на 1000 соответствующего населения) (2013 г.)

Таблица 3

первичная заболеваемость сельского населения в рФ и ее федеральных округах (на 1000 сельского населения) (2013 г.)

классам болезней распределяются идентично (табл. 2).

Колебания показателе 6-й первичной заболеваемости сельского населения в федеральных округах РФ значительны - от 513,1 на 1000 сельского населения в Центральном ФО до 701,7 в Дальневосточном ФО (табл. 3).

Низкие показатели первичной заболеваемости свидетельствуют о плохой выявляемо-сти патологии и необходимости активизации профилактической работы в регионах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Более низкие показатели общей и первичной заболеваемости сельского населения в РФ свидетельствуют о низкой доступности медицинской помощи на селе.

Доля медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях (далее МОСУ), по уровню подчинённости складывается следующим образом: федеральный - 3,3%; региональный - 64,3%; муниципальный - 32,4%. Коечный фонд по уровню подчинённости распределяется соответственно: 4,9% - федеральный, 67% - региональный, 28,1 - муниципальный уровень.

На селе низкая укомплектованность врачами: терапевтами - 72%, педиатрами - 80%. Немало медицинских организаций, не укомплектованных врачебными кадрами, что приводит к снижению уровня доступности врачебной помощи. Общая врачебная практика (ОВП) на селе развивается крайне медленно.

Возникает необходимость активно внедрять на селе врача новой формации, который в отличие от узкого специалиста был бы ориентирован на пациента и семью в целом. Внедрение ОВП на селе помогает осуществить уход от излишней специализации при оказании первичной медико-санитарной помощи.

За период с 2006 по 2013 годы число врачей общей практики, работающих в системе Минздрава РФ, увеличилось с 6300 до 9922, т.е. в 1,6 раза. Обеспеченность населения врачами общей практики составила 0,7 на 10 тыс. населения (1,6% от общей численности врачебных кадров).

Следует признать, что реформирование первичного звена здравоохранения по принципу ОВП в субъектах РФ протекает достаточно медленно и неравномерно. Наибольшие показатели были отмечены в Чувашской Республике (3,82), Пензенской (3,17), Воронежской (2,71), Самарской (2,53) областях, Республике Татарстан (2,21); наименьшие - в Чеченской Республике (0,02), г. Москве (0,03), Республике Адыгея (0,07), Волгоградской области (0,07), Республике Ингушетия (0,09).

Эффективность реализации государственной кадровой политики в сфере здравоохранения на селе определяется в первую очередь решением конкретных задач по повышению уровня планирования подготовки и использования кадровых ресурсов в отрасли. Численность и структура кадров должны быть

Таблица 4

Кадровый состав медицинских организаций в РФ на селе в динамике за 2005-2013 годы

Показатели 2005 2009 2010 2011 2012 2013

Обеспеченность врачами на 10000 сельского населения 11.9 12.4 12.5 12.0 13.1 13.9

Обеспеченность СПМ на 10000 сельского населения 57.6 54.9 55.4 53.7 54.4 55.9

Число физических лиц СМП, работающих на ФАП 55904 45848 44017 42609 41275 38580

в т.ч. фельдшеров 29947 27053 26182 25563 24510 23322

Число посещений к врачам на 1 сельского жителя в год 3.4 3.5 3.7 3.6 3.6 3.5

1енеджер № 5

здравоохранения 2016

Число медицинских организаций на селе в РФ в динамике за 2005-2013 годы (абс. цифры)

Тип МО 2005 2009 2010 2011 2012 2013

ЦРБ, районные и участковые больницы 4632 2390 2345 2233 2151 2020

ЦРБ 1734 1752 1754 1755 1719 1690

Участковые больницы 2631 438 400 301 237 124

МОАУ в сельских муниципальных образованиях 7404 2626 2859 2812 2587 2562

ФАПы 42164 38332 37591 34919 34733 34689

приведены в соответствие со стратегическими направлениями развития отрасли и обеспечить ее дальнейшее реформирование.

Обеспеченность врачебными кадрами в МО села за 9 лет анализа возросла с 11,9 до 13,9 на 10 тыс. сельского населения. Колебания показателей в ФО от 16,1 до 9,5. Обеспеченность средним медицинским персоналом (СМП) сельских МО снизилась с 57,6 до 55,9 на 10 тыс. населения. При этом число фельдшеров сократилось на 22,1% (табл. 4).

Частота вызовов скорой медицинской помощи жителям села в 1,4 раза ниже, чем городским, и составила соответственно 257,4 и 358,4 на 1000 соответствующего населения. При этом неотложную медицинскую помощь оказывают фельдшера ФАП и ВОП.

Принятый 21 ноября 2011 года Федеральный закон № 323 - ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определил, что одним из основных направлений совершенствования медицинской помощи населению является развитие первичной медико-социальной помощи МО. Но на практике в сельской местности ситуация складывается иная.

Анализ отчётных данных Минздрава РФ (2005-2014 гг.) показал, что в сельских муниципальных образованиях число медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (далее МОАУ), за 9 лет анализа (2005-2013 г.г.) снизилось в 2,9 раза и составило (2562) (табл. 5).

По отчетным данным Минздрава, число врачебных посещений на 1 сельского жителя

в год в сельских МОАУ составило 3,5, за годы анализа колебания показателя незначительны (3,4-3,7). В федеральных округах показатели колеблются от 1,8 в Центральном ФО до 5,0 в Северо-Кавказском ФО. Для сравнения: число врачебных посещений на 1 жителя РФ во все типы МОАУ составило 9,5 (в том числе с лечебной целью - 6,9, профилактической - 2,5).

Больничная помощь жителям села в основном оказывается в центральных районных и районных больницах (ЦРБ + РБ) и в участковых больницах. За годы анализа (20052013) число ЦРБ, РБ и участковых больниц (суммарно) на селе снизилось более чем вдвое и составило 2020. Количество ЦРБ за тот же период уменьшилось на 44, а число коек в них снизилось на 78 тыс., число участковых больниц сократилось в 21 раз, а число коек в них снизилось почти в 19 раз. Следует отметить, что сокращение числа участковых больниц было связано не только с их упразднением, но и с перепрофилированием их в филиалы ЦРБ, а также с организацией на их базе СВА, ОВП или ФАП, или другой реорганизацией (табл. 6).

Доля коечного фонда, расположенного в сельской местности, невелика: в РФ -11,1%. Колебания показателей в Федеральных округах от 5,2% в Северо-Западном до 26,3% в Северо-Кавказском. При этом доля сельских жителей, поступивших в МОСУ, от общего числа госпитализированных больных в РФ составила 29,1%; наименьшая - в Северо-Западном ФО - 18,8%,

Таблица 5

Таблица 6

Основные показатели деятельности сельских МО в Российской Федерации

в динамике за 2005-2013 годы

Показатели 2005 2009 2010 2011 2012 2013

Всего МОАУ и МОСП 8249 2843 2714 2514 2384 2085

из них больничных учреждений (ЦРБ+районные+участковые) 4632 2390 2345 2233 2151 2020

в них коек 187922 172190 149740 155489 135117 129048

Число центральных районных больниц 1734 1752 1754 1755 1719 1690

в них коек 345086 350087 337958 324057 280982 266987

Число участковых больниц 2631 438 400 301 237 124

в них коек 62325 12411 11160 8252 5388 3332

Обеспеченность койками на 10000 сельского населения 49.6 40.9 40.0 37.4 36.3 34.7

Средняя занятость койки 312 314 308 315 318 317

МОАУ 7404 2626 2859 2812 2587 2562

Обеспеченность врачами на 10000 сельского населения 11.9 12.4 12.5 12.0 13.1 13.9

Обеспеченность средним медицинским персоналом на 10000 сельского 57.6 54.9 55.4 53.7 54.4 55.9

населения

Число фельдшерско-акушерских пунктов 42164 38332 37591 34919 34733 34689

Число физических лиц среднего мед. персонала работ на ФАП, ФП 55904 45848 44017 42609 41275 38580

в т.ч. фельдшеров 29947 27053 26182 25563 24510 23322

Число посещений к врачам на 1 сельского жителя в год 3.4 3.5 3.7 3.6 3.6 3.5

наибольшая - в Северо-Кавказском ФО -55,9%.

Сокращение числа больничных учреждений на селе привело к снижению обеспеченности койками населения в сельских МО. Так за 9 лет анализа обеспеченность койками МО, расположенных в сельских муниципальных округах, снизилась с 49,6 до 34,7 на 10000 сельского населения. Это без учета коечного фонда в городах, куда госпитализируются сельские жители по поводу специализированной и высокотехнологичной помощи.

Показатели обеспеченности койками сельских жителей в федеральных округах РФ колеблются от 25,8 в Северо-Западном ФО до 51,3 в Дальневосточном ФО. Для

сравнения: обеспеченность койками населения в целом по РФ (суммарно по всем типам МО) составила в 2013 году 80,7 на 10 тыс. населения. Следует отметить, что значительная доля сельских жителей госпитализируется в городские больницы. При этом также велика доля городского населения, получающего больничную помощь в учреждениях здравоохранения областного и районного уровней.

Уровень госпитализаций в сельские МО в РФ (в 2013 г.) составил 24,1 на 100 сельского населения. Колебания показателей в ФО от 22,3 в Северо-Кавказском до 27,6 в Сибирском. Частота госпитализации в целом по РФ несколько ниже и составила 21,6 на 100 чел. всего населения.

енеджер

№ 5

2016

Средняя длительность пребывания на койке в сельских МО РФ в составила 13,2 дня. Наибольший показатель в Центральном ФО (20,5), наименьший - в Уральском ФО (11,1). Средняя длительность лечения госпитализированных больных в целом по РФ несколько ниже - 12,5 дня. Средняя занятость койки в сельских МО в РФ низкая и составила 317 дней. Разница показателя от 328 в СевероКавказском ФО до 303 в Южном ФО. Для сравнения: средняя занятость койки в целом в РФ составила 333 дня.

Обеспеченность врачебными кадрами в МО села составила 13,9 на 10 тыс. сельского населения. Колебания показателей в ФО от 16,1 до 9,5. При этом укомплектованность врачами на селе составила 87,5%, коэффициент совместительства 1,4. Низкая укомплектованность врачами сельских МО отмечена в Северо-Западном ФО - 83,3%, высокая -в Уральском ФО (91,3%).

Обеспеченность средним медицинским персоналом сельских МО в РФ составила 55,9 на 10 тыс. населения. Колебания показателей в ФО от 45,6 в Центральном до 66,3 в Дальневосточном. Следует отметить, что за 9 лет анализа было упразднено 7475 ФАП, при этом число среднего медицинского персонала, работающего на ФАП и ФП, снизилось более чем на 17 тыс.

Число сельских жителей, которым оказана скорая медицинская помощь, в 1,4 раза ниже, чем городских, и составила 257,4 на 1000 сельских жителей (358,4 - на 1000 городского населения). В федеральных округах РФ колебания показателей на селе от 228,9 в Сибирском ФО до 284,9 в Дальневосточном ФО.

Анализируя посещения жителей села, следует говорить о целесообразности сохранения ФАП при наличии ОВП, так как посещения к фельдшеру составляют более половины от всех посещений жителями села.

По результатам исследовательской работы ФГБУ ЦНИИОИЗ Минздрава РФ суммарная посещаемость (к ВОП и фельдшеру) достигает уровня 7,61 на 1 сельского жителя в год.

Улучшение состояния здоровья жителей села и повышение эффективности деятельности органов и учреждений здравоохранения и качества медицинской помощи зависит от решения проблем на трех уровнях: общегосударственные мероприятия, межведомствен -ные усилия, деятельность системы здравоохранения.

В таблице 7 представлены итоги реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года».

За 11 лет реализации Программы в сельской местности введено в эксплуатацию районных и участковых больниц на 6 тыс. коек, амбулаторно-поликлинических учреждений -на 7,6 тыс. посещений, фельдшерско-акушерских пунктов - 751 ед.

Причины невыполнения плановых показателей ввода объектов - недофинансирование из федерального бюджета.

В таблице 8 представлены планируемые индикаторы и показатели Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

За время реализации Программы планируется ввод в действие 858 офисов ВОП и ФАП.

Введено в эксплуатацию Показатель выполнен на

РБ и участковых больниц 6,05 тыс. коек 70%

МОАУ 7,57 тыс. посещений 45,7%

ФАП, единиц 751 62,8%

Таблица 7

Итоги реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года»

за период 2003-2013 гг.

Таблица 8

Целевые индикаторы и показатели Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»

I ЭТАП (2014-2017 гг.) II ЭТАП (2018-2020 гг.) ВСЕГО

Ввод в действие ФАП и/или офисов ОВП, единиц 424 434 858

Прирост сельского населения, обеспеченного ФАП и/или офисами ОВП (нарастающим итогом) 275,6 тыс. человек 557,1тыс. человек

Реформирование здравоохранения села должно включать:

- предусмотреть целевое финансирование из регионального бюджета на укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения сельских муниципальных районов (МР), прежде всего зданий, сооружений, а также транспортное обеспечение ФАП для оказания неотложной медицинской помощи;

- приведение к реальным потребностям сельского населения структуры медицинских организаций - ФАП - врачебная амбулатория, участковые и районные больницы -ЦРБ - межрайонные больницы;

- создание на базе врачебных амбулаторий офисов общих врачебных практик (ОВП);

Укрепить и расширить сеть ФАПов с тем, чтобы обеспечить предоставление первичной медицинской помощи на расстоянии не более 5 км.

Для повышения доступности специализированной помощи на базе центральных районных больниц следует организовать постоянно действующие мобильные врачебные бригады, оснащенные современным оборудованием и аппаратурой.

Для медицинских работников села следует предусмотреть расширение льгот для реального обеспечения возможности вести достойный образ жизни (зарплата, жилье, удобства, поддержание профессиональных и культурных запросов).

В соответствии с эффективным контрактом необходимо разработать на региональном уровне механизмы дифференцированной

оплаты труда ВОП на селе на основе оценки качества и объемов работы, в том числе в нерабочее время;

- следует разработать механизмы активизации профилактической работы ВОП и медицинской сестры ОВП;

- предусмотреть обязательное повышение квалификации и его периодичность, внедрить систему непрерывного медицинского образования, в том числе накопительного и дистанционного;

- подготовка врачей-выпускников медицинских вузов, направляемых на село (по заключенным с местными органами здравоохранения контрактам), должна включать достаточный уровень их подготовки для работы ВОП/СВ на селе;

- наряду с подготовкой для села врачей, фельдшеров, акушерок и медсестер следует организовать подготовку фельдшеров, «помощников врачей», которым дать право выполнять определенные врачебные функции в сельской врачебной амбулатории;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- следует возродить практику подготовки помощников медсестры (медсестер Красного креста).

Для успешного выполнения функций медицинских учреждений на селе требуется обязательное наличие устойчивой телефонной и радиосвязи этих учреждений с центральными структурами района (районная больница, ЦРБ, станция скорой медицинской помощи), обязательно наличие рации на транспортных средствах.

Внедрить в здравоохранение села телемедицинские технологии, организовать консуль-

1енеджер № 5

здравоохранения 2016

тационно-диагностическую помощь, а также дистанционные формы обучения и повышения квалификации врачей первичного звена.

Улучшать медицинскую, поведенческую, валеологическую грамотность сельского населения. Обучать навыкам здорового образа жизни и профилактике.

Во всем мире сельское хозяйство в известной мере дотируется государством. Этот принцип может быть сохранен и для здравоохранения села. Необходимо регла-

ментировать суммы подушевого финансирования жителей города и села и сделать их дифференцированными в зависимости от наличия экологического неблагополучия, эндемичности массовых профессиональных вредностей, на которые требуются дополнительные затраты. Повышающий коэффициент должен устанавливаться также с учётом сложности медицинского обслуживания сельского населения в малодоступных населённых пунктах.

UDC 614.2

Kalininskaya A.A., Yusupova M.M. Performance analysis and ways of reforming the health village (Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Russian) Annotation. The analysis of the incidence of the rural population in the Russian Federation and the Federal District. Based on the results of the study developed proposals to reform the health of the village.

Keywords: health of the village; medical organizations (MO); FAPs (FAP); Municipal District (MR); health organizations providing medical care on an outpatient basis (MOAU); health organizations providing medical care in a hospital (1SCU).

1. Максимова Т.М. Современные проблемы и перспективные оценки здоровья населения как основа реформирования здравоохранения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2000; (5): 9-15.

2. Паскаль A.B. Инновационные подходы к проблеме формирования системы медико-социальной помощи жителям села. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2006; (5): 38-39.

3. Стародубов В.И., Иванова А.Е. Анализ изменений и прогноз смертности населения в связи с мерами демографической политики. Социальные аспекты здоровья населения [электронный научный журнал] 2009; 1(9). http//vestnik.mednet.ru/content/ view/101/30/

4. Леонов С.А., Сон И.М., Вайсман Д.Ш. Основные тенденции заболеваемости населения Российской Федерации в 2012-2013 годах. Менеджер здравоохранения. 2014; (9): 6-19.

5. Состояние социально-трудовой сферы села и предложения по её регулированию. Ежегодный доклад по результатам мониторинга 2013 г. Москва. 2014. (15). 268 с.

6. Щепин В.О., Расторгуева Т.И., Карпова О.Б. Современные демографические тенденции в Российской Федерации. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. 2013; (2): 10-13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.