Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
334
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛИРУЕМЫЙ ГОСУДАРСТВОМ РЫНОК ТРУДА / СВОБОДНЫЙ РЫНОК ТРУДА / КОНТРОЛИРУЕМЫЙ ГОСУДАРСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЫНОК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СВОБОДА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исманалиева Ж.А., Асанбекова З.С., Абдуллаева Жыпаргуль Душабаевна

Актуальность. В статье рассматриваются преимущества и недостатки как контролируемого рынка труда, так и свободного рынка труда, а также их влияние на систему профессионального образования. Цели исследования: раскрыть преимущества и недостатки с точки зрения формирования специалиста, а также развития предприятия, учреждения и организации. Материалы и методы исследования: проводится анализ контролируемого рынка профессионального рынка с позиции формирования компетентности специалиста, влияние свободного образовательного рынка на принятие решения учреждениями и организациями, которые формируют конкурентоспособного специалиста. Результаты исследования: рынок труда требует не теоретически образованного вундеркинда, а профессионалов, умеющих решать практические задачи, целеустремленных и творческих. Выводы: государственные стандарты образования необходимо разрабатывать только для государственных предприятий, организаций и учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Исманалиева Ж.А., Асанбекова З.С., Абдуллаева Жыпаргуль Душабаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL EDUCATION AND LABOR MARKET

Research relevance. This article is discussing advantages and disadvantages of both a controlled labor market and a free labor market, as well as their impact on the vocational education system. Research objectives: to reveal the advantages and disadvantages in terms of the formation of a specialist, as well as the development of an enterprise, institution and organization. Research materials and methods: the analysis of the controlled market of the professional market is carried out from the point of view of the formation of the competence of a specialist, the influence of free educational market on decision-making by institutions and organizations that form a competitive specialist. Research results: the labor market does not require a theoretically educated child prodigy, but professionals who are able to solve practical problems, purposeful and creative. Conclusions: government education standards should be developed only for state enterprises, organizations and institutions.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

УДК 331.5 https://doi.org/10.33619/2414-2948/76/33

JEL classification: J20; J44

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

©Исманалиева Ж. А., ORCID: 0000-0002-7654-1992, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, zyldyzismanalieva76@gmail.com ©Асанбекова З. С., ORCID: 0000-0002-8292-0403, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, asanbekovazuura@gmail.com ©Абдуллаева Ж. Д., ORCID: 0000-0001-5 777-4478, SPIN-код:1815-7416, канд. хим. наук, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, jypar.science@oshsu.kg

PROFESSIONAL EDUCATION AND LABOR MARKET

©Ismanalieva Zh., ORCID: 0000-0002-7654-1992, Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, zyldyzismanalieva76@gmail.com ©Asanbekova Z., ORCID: 0000-0002-8292-0403, Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, asanbekovazuura@gmail.com ©Abdullaeva Zh., ORCID: 0000-0001-5777-4478, SPIN-code: 1815-7416, Ph.D., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, jypar.science@oshsu.kg

Аннотация. Актуальность. В статье рассматриваются преимущества и недостатки как контролируемого рынка труда, так и свободного рынка труда, а также их влияние на систему профессионального образования. Цели исследования: раскрыть преимущества и недостатки с точки зрения формирования специалиста, а также развития предприятия, учреждения и организации. Материалы и методы исследования: проводится анализ контролируемого рынка профессионального рынка с позиции формирования компетентности специалиста, влияние свободного образовательного рынка на принятие решения учреждениями и организациями, которые формируют конкурентоспособного специалиста. Результаты исследования: рынок труда требует не теоретически образованного вундеркинда, а профессионалов, умеющих решать практические задачи, целеустремленных и творческих. Выводы: государственные стандарты образования необходимо разрабатывать только для государственных предприятий, организаций и учреждений.

Abstract. Research relevance. This article is discussing advantages and disadvantages of both a controlled labor market and a free labor market, as well as their impact on the vocational education system. Research objectives: to reveal the advantages and disadvantages in terms of the formation of a specialist, as well as the development of an enterprise, institution and organization. Research materials and methods: the analysis of the controlled market of the professional market is carried out from the point of view of the formation of the competence of a specialist, the influence of free educational market on decision-making by institutions and organizations that form a competitive specialist. Research results: the labor market does not require a theoretically educated child prodigy, but professionals who are able to solve practical problems, purposeful and creative. Conclusions: government education standards should be developed only for state enterprises, organizations and institutions.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

Ключевые слова: контролируемый государством рынок труда, свободный рынок труда, контролируемый государством образовательный рынок, образовательное учреждение, образовательная организация, компетентность, свобода принятия решения.

Keywords: government-controlled labor market, free labor market, state-controlled educational market, educational institution, educational organization, competence, freedom of decision.

31 августа 1991 года рынок труда в Кыргызстане был ограничен и контролировался государством под названием СССР, имевшим огромный регулирующий орган. Тип, количество и количество специалистов, необходимых народному хозяйству Киргизской Республики, заранее планируются государством. Ведь средствами, ресурсами и базами производства в стране владел, распоряжался и пользовался только так называемый СССР Индивидуальные, коллективные, муниципальные и т.д. Отсутствовали права пользования, владения и распоряжения. Все предприятия, организации и учреждения были зарегистрированы как государственная собственность [1].

Почти все предприятия, учреждения и организации комплектовались за счет государства. Отношение на рынке образования было таким же, как и на рынке труда. В Кыргызстане Киргизский государственный университет имени 50-летия СССР, Институт русского языка и литературы, «Фрунзенский политехнический институт», «Женский педагогический институт им. В. Маяковского», «Киргизский институт физической культуры и спорта», Ошский государственный педагогический институт, Пржевальского государственный педагогический институт, Киргизский государственный медицинский институт, Киргизский государственный институт искусств, Киргизский государственный сельскохозяйственный институт», сотни средних специальных и профессионально-технических училищ [2] подготовили специалистов и укомплектовали предприятия, учреждения и организации в соответствии с потребностями регулируемого рынка труда страны.

Поскольку и рынок труда, и рынок образования [3] находятся под пристальным контролем государства [4], принципы свободы, эффективности, конкуренции и риска, регулирующие рыночные отношения, не работали в полной мере на обоих рынках. Оба рынка не могли функционировать свободно. В частности, не реализована свобода выбора кадров предприятий, учреждений и организаций или, наоборот, выбора кадров предприятий, учреждений и организаций. Руководителям предприятий, учреждений и организаций не предоставлено право принимать свободные решения, брать на себя реальную ответственность за эффективность, идти на риск.

Бывший СССР распался в 1991 году. Вместо этого на карте мира появилось 15 новых независимых государств. Однако коренным образом изменена система управления, отменен государственный контроль над рынком труда и рынком образования. Так началась эпоха независимости. За годы независимости Киргизской Республики (с 1991 г.) были ликвидированы государственные предприятия, организации, учреждения, получившие формы собственности. В результате возникли различные виды собственности.

В статье рассмотрены преимущества и недостатки контролируемого рынка труда в КР. Основным критерием отбора гражданина является способность профессионального учебного заведения формировать конкурентоспособность гражданина на рынке труда. Приведены примеры из разных времен о ситуациях на рынке труда и критерии отбора трудовых граждан.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

В частности, индивидуальные, муниципальные, коллективные, государственные и др. были узаконены формы собственности. Иными словами, если в начале прошлого века были упразднены все формы собственности, частные собственники привлечены к ответственности, а их имущество передано в государственную собственность, то в начале XXI века все формы собственности были узаконены. вместе с государственной собственностью. В результате на рынке труда возникли предприятия, организации и учреждения различных форм собственности, отношения между которыми регулируются на принципах эффективности, свободы, конкуренции и риска. Было бы хорошо, если бы государство анализировало ситуацию и на рынке труда, и на рынке образования, проводило маркетинговые исследования или хотя бы регулярно информировало. Пока неизвестно, какие профессии наиболее востребованы на рынке труда и образования Киргизской Республики. Потому что нет учреждения или организации, изучающей эти рынки. Поэтому гражданам с общим средним образованием сложно выбрать профессию и подходящее профессиональное учебное заведение.

Право на изменение формы собственности одинаково для всех собственников, поскольку на рынке труда возникают и носят ликвидационный характер предприятия, учреждения, организации. При этом постоянно меняется их материально-техническое, финансовое, научно-техническое, мотивационное обеспечение. Влияние глобализации и информационных процессов сильно.

Например, 25 лет назад информационные и коммуникационные технологии в государственном, деловом и гражданском секторах страны не были обеспечены на современном уровне. Поэтому ситуация на рынке труда кардинально меняется.

В связи с этим меняются требования к профессиональному и личному обучению. Каждая компания разрабатывает и выбирает критерии отбора для достижения своих целей. Ведь продукция каждой компании должна быть конкурентоспособной, эффективной и востребованной. Поэтому для выполнения этого требования необходим грамотный специалист. Здесь государство не может вмешиваться. Кадровые вопросы решает собственник предприятия.

Вот почему не секрет, что рынки труда и образования хаотичны. Неизвестно, какие профессии исчезают, а какие появляются. Такая ситуация подрывает репутацию профессионально-технических училищ. Например, к 2030 году в результате современных технологий и инноваций будет ликвидировано около 60 профессий. Например, на компанию достаточно бухгалтера, знающего ту же программу 1С. Поэтому профтехучилищам, которые готовят кадры в сфере экономики и бухгалтерского учета, стоит задуматься уже сейчас.

Такая ситуация на рынке труда привела к изменениям на рынке профессионального образования. В бывшем Советском Союзе государство специально предписывало профессиональным учебным заведениям делать предварительный заказ на каждую специальность. На основании этого приказа каждое профессионально-техническое училище принимало кандидатов на конкурсной основе. В результате прием в профессионально-технические училища, особенно в высшие учебные заведения, основывался на очень строгих, конкретных критериях, справедливых, справедливых и чистых по сравнению с сегодняшним днем. Молодой специалист нуждался в опытном наставнике. Ведь около 80% учебного плана ПТУ по той или иной специальности составляет теория. Поэтому формы и методы обучения основаны на устном изложении. Например, лекции, семинары, коллоквиумы, теоретические консультации и т. д. правил. Еще одним существенным

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

недостатком является то, что студент рассматривается как объект, а его взгляды и требования к профессиональной подготовке не учитываются.

Сейчас другая ситуация. Гражданин со средним образованием выбирает профессиональное учебное заведение на основе анализа различных возможностей на рынке труда. Основным критерием отбора гражданина является способность профессионального учебного заведения формировать конкурентоспособность гражданина на рынке труда. Для чего? Это связано с тем, что гражданин, имеющий специальность, должен иметь преимущество перед конкурентами на рынке труда, в соответствии с критериями отбора служебной или работодательской компании, учреждения или организации. Потому что на свободном рынке труда нет «наставника». Также упразднен статус молодого специалиста. Компания, организация, учреждение не обязаны повышать квалификацию специалистов. Каждый специалист должен повышать квалификацию за свой счет. В противном случае у работодателя есть шанс найти на рынке специалиста, способного полностью удовлетворить квалификацию. Самым большим недостатком контролируемой системы является использование выпускников в качестве инструмента в обществе. Молодой специалист закрепляется за наставником. Наставник в определенной степени отвечал за формирование практического опыта молодого специалиста. В настоящее время выпускники имеют право свободно выбирать компанию, организацию или учреждение, наиболее соответствующее их потребностям. Он никогда не зависит от государства. Поэтому не каждый специалист является частью общественно-государственной системы. Поэтому никто не хочет быть наставником молодого специалиста.

Рынок образования также функционирует в какой-то мере по своим законам. Однако это не на 100% выходит из-под контроля государства. Государство сохраняет за собой контроль над его содержанием и управляет им посредством государственных стандартов. В частности, система образования, как правило, контролируется государством административными методами. Однако содержание знаний не подбирается в соответствии с требованиями и рекомендациями каждой специальности на рынке труда. Как и на постсоветском пространстве, здесь царит формальность, равнодушие, невежество, некомпетентность, безответственность соответствующих государственных органов, что создает огромные препятствия. Существуют бюджетная и контрактная формы профессионального образования, которые ограничены государственными стандартами. Платные группы значительно больше бюджетных, и те, кто не имеет возможности получить профессиональное образование, учатся на платной основе. За счет бюджета количество учащихся с годами уменьшилось, а сейчас в некоторых ПТУ увеличилось вдвое. Количество платных студентов растет с каждым годом, в результате чего появляется армия безработных со средним и высшим образованием. Для чего? Это связано с тем, что колхозы, совхозы, приусадебные хозяйства, фабрики, заводы, производственные объединения и т. д., созданные во времена бывшего Советского Союза, имеют общегосударственное значение. Реформированные по специальной государственной программе здания были приватизированы и проданы частным лицам.

Приватизаторы же покупают у этих предприятий машины, оборудование и т.п. Они продавали все, что считали нужным, а вместо этого открывали лавки, рынки и заведения обслуживания, в основном для торговли. Потому что в то время люди нуждались в предметах первой необходимости, таких как одежда и еда. Чтобы восполнить дефицит, небольшая группа людей занялась торговлей. В сельском хозяйстве также приватизированы земля и здания промышленных предприятий, приватизированы фермы, кооперативы и т. д. Возникли формы хозяйства. Не хватало работы и для самих владельцев ферм. Однако они заявили о

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

необходимости получения специального профессионального образования и не поступили в профессионально-технические училища. Но этим хозяйствам не нужны были обученные люди.

В результате граждане, работающие в промышленной системе, потеряли работу. Ему пришлось сменить профессию. Профессионально-технические училища переключили свое внимание на переподготовку. Но профтехучилища не сократились. Напротив, есть государственные, частные и смешанные профессиональные школы. Однако содержание их специальностей не изменилось в соответствии с потребностями рынка труда. По-прежнему работают по старой программе. Эта традиция продолжается и сегодня. Это связано с тем, что специальности в ПТУ утратили свою актуальность на рынке труда. В частности, агрономия, зоотехника, ветеринария, машиностроение, гражданское строительство и др. профессии. Однако профтехучилища продолжают работать. Даже если есть спрос на ту или иную специальность на рынке труда, выпускнику на практике нужны советы наставника, ведь учебные программы ПТУ типовые, разницы нет, более 70% времени в учебный план посвящен теоретическим материалам. Практика не соответствует требованиям рынка труда. В результате выпускник не сможет конкурировать. Это связано с тем, что рынку труда нужны не теоретически образованные вундеркинды, а профессионалы, умеющие решать практические задачи, способные мыслить решительно и творчески. Таким образом, во-первых, есть специалисты, невостребованные на рынке труда Киргизской Республики, во-вторых, востребованные специалисты неконкурентоспособны. Постепенно в обществе появилась безработица. Они были вынуждены покинуть страну в поисках работы за границей.

Молодежь с общим средним образованием стала учиться в профессионально-технических училищах [5]. У них есть возможность получить профессиональное образование по договорной цене. Условия конкурса были смягчены и стали более формальными. Вступительные экзамены уже не такие реалистичные, как раньше. Постепенно в ПТУ стали появляться новые специальности. Подавляющее большинство из них — это только специальности, необходимые государственным органам, учреждениям, муниципальным организациям, организациям гражданского общества и бизнес-сообществу. Например, в мэрию, социальные фонды, налоговую инспекцию, органы внутренних дел, госавтоинспекцию, судебную власть, шоу-бизнес, культуру, образование, здравоохранение, СМИ и т. д. Подготовлены соответствующие специалисты. Однако из-за неспособности школ адекватно удовлетворять потребности рынка труда, маркетинговых исследований, а также отсутствия таких услуг количество выпускников превышает количество рабочих мест в вышеуказанных отраслях, а принцип конкуренция идет не между работодателями, а между профессионалами, десятки тысяч выпускников не могут найти работу. Это также способствует увеличению числа мигрантов.

В заключение следует отметить, что требования и предложения предприятий, организаций и учреждений на рынке труда не учитываются при определении содержания профессионального образования, преобладает формальный контроль за образованием, безответственность в эффективном использовании студенческих средств. Государственные стандарты образования целесообразно разрабатывать только для государственных предприятий, организаций и учреждений.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

Список литературы:

1. Колесников Л. Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. М.: Педагогика, 1991. 272 с.

2. Государственный комитет по статистике, Министерство образования и науки Киргизской Республики. Статистический ежегодник. Бишкек, 2018.

3. Труфанова Н. Н. Рынок труда и сфера образования: проблема взаимодействия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. 2015. Т. 15. №1. С. 46-50.

4. Иванова И. Рынок труда и рынок образования: как устранить дисбаланс? // Высшее образование в России. 2004. №7. С. 3-10.

5. Хошимова Ш. Ф. Из опыта профессионально-технических училищ Ленинабадской области по организации и совершенствованию учебно-воспитательного процесса (1960-1990) // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2014. №3 (40). С. 226-234.

References:

1. Kolesnikov, L. F., Turchenko, V. N., & Borisova, L. G. (1991). Effektivnost' obrazovaniya. Moscow. (in Russian).

2. Gosudarstvennyi komitet po statistike, Ministerstvo obrazovaniya i nauki Kirgizskoi Respubliki (2018). Statisticheskii ezhegodnik. Bishkek. (in Russian).

3. Trufanova, N. N. (2015). Rynok truda i sfera obrazovaniya: problema vzaimodeistviya. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Sotsiologiya. Politologiya, 75(1), 46-50. (in Russian).

4. Ivanova, I. (2004). Rynok truda i rynok obrazovaniya: kak ustranit' disbalans? Vysshee obrazovanie vRossii, (7), 3-10. (in Russian).

5. Khoshimova, Sh. F. (2014). Iz opyta professional'no-tekhnicheskikh uchilishch Leninabadskoi oblasti po organizatsii i sovershenstvovaniyu uchebno-vospitatel'nogo protsessa (1960-1990). Uchenye zapiski Khudzhandskogo gosudarstvennogo universiteta im. akademika B. Gafurova. Gumanitarnye nauki, (3 (40)), 226-234. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 14.02.2022 г. 21.02.2022 г.

Ссылка для цитирования:

Исманалиева Ж. А., Асанбекова З. С., Абдуллаева Ж. Д. Профессиональное образование и рынок труда // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №3. С. 305-310. https://doi.org/10.33619/2414-2948/76/33

Cite as (APA):

Ismanalieva, Zh., Asanbekova, Z., & Abdullaeva, Zh. (2022). Professional Education and Labor Market. Bulletin of Science and Practice, 5(3), 305-310. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/76/33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.