Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное самоопределение обучающихся и рынок труда»
1. Атутов П. Р. Политехническое образование. Сближение общеобразовательной и профессиональной школы. М.: Педагогика, 1986. 76 с.
2. Батышев С. Я. Производственная педагогика: учебник для работников, занимающихся проф. обучением рабочих на производстве. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1984. 672 с.
3. Журавлев В. И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы. Ростов н/Д.: Изд. Рост. ун-та, 1972. 199 с.
4. Захаров Н. Н., Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1989. 195 с.
5. Касаткина Н. Э., Филаткина Е. В. Профессиональная подготовка социальных работников в условиях непрерывного образования // Высшее образование в России. 2009. № 5. С. 160-165.
6. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 304 с.
7. Маслова А. Н. Влияние внешнеэкономической деятельности градообразующих предприятий на современное развитие моногородов России: социологический анализ: дис. ... канд. социол. наук. М., 2009. 196 с.
8. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. Изд. 2-е, стер. М.: ЭГВЕС, 2013. 286 с.
9. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: фед. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. -URL: http://www.rg.ru/201 2/12/30/obrazovanie-dok.html.
10. Профессиональная ориентация учащихся: учеб. пособие для студентов/под ред. А. Д. Сазонова. М.: Просвещение, 1988. 233 с.
11. Самородский П. С., Симоненко В. Д. Методика профессионального обучения: учеб.-метод. пособие для преподавателя специальности «Профессиональное обу-чение»/под ред. В. Д. Симоненко. Брянск: Изд-во БГУ, 2002. 90 с.
12. Чистякова С. Н. Твоя профессиональная карьера 8-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2007. 92 с.
13. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф. Ключевая проблема общего среднего и профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. 2009. № 7. С. 10-14.
14. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981. 96 с.
УДК/UDC 37.048.4-057.87
Е. В. Васильева E. Vasilyeva
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ STUDENTS' PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT
В статье рассматриваются профессиональное и личностное становление индивидуума в процессе развития, влияние на профессиональное становление личности внешней среды, а также интеграция обучающегося в профессиональную структуру общества с учетом особенностей личностного развития.
This article discusses the professional and personal formation of the individual in the process of their development, the impact on the professional development of the personality of the environment. The article also depicts the student's integration in the professional structure of society, taking into account the features of personal development learning.
Ключевые слова: личностное самоопределение, профессиональное самоопределение, профессия.
Keywords: personal self-determination, professional self-determination, profession.
Россия сегодня представляет собой постиндустриальное общество, которое предпо-
лагает постоянное, непрерывное социальное и профессиональное самоопределение. Человек с самого рождения постепенно выстраивает систему общих и профессиональных компетенций для освоения социальных ролей. Данный процесс строится на основании личных особенностей и индивидуальных потребностей человека.
При выборе профессии человек не только выбирает способ существования, но и соотносит его с жизненными ценностями. Современное общество призывает человека быть мобильным, адаптивным, коммуникабельным, стрессоустойчивым, уметь быстро обрабатывать информацию и учиться обладать определенным набором профессиональных навыков и опыта, образующего соответствующие компетенции. Данные качества приобретаются личностью в процессе всей жизни и, чаще всего, самостоятельно. В настоящее время премьер-министр РФ Д. А. Медведев, выступая на инвестиционном форуме в городе Сочи, предупредил россиян о возможной необходи-
Proceedings of All-Russian Research and Practice Conference with International Participation on Students' Professional Self-Determination and Labor Market
мости смены места работы и профессии [1]. Поэтому сегодня можно говорить о том, что профессиональное самоопределение — основа жизни современного человека.
Личностное самоопределение длится у человека всю жизнь. Оно создает систему социально-культурных достижений человека, задает ориентиры для построения социальных отношений, а также траекторию развития личности в социальной среде. Социальная среда в свою очередь оказывает влияние на профессиональное самоопределение личности. В ходе процесса социализации вырабатываются определенные требования к профессии, формируется субъективная позиция к профессии [2].
Рассмотрим определение термина «профессиональное самоопределение». Профессиональное самоопределение — 1) это сложный, многоэтапный процесс, включающий целый ряд процедур: профессиональное просвещение, индивидуальное профконсульти-рование, информирование, профориентиро-вание [3]; 2) это определение своего места в мире профессий, нахождение личностного смысла в выполняемой работе, внесение коррективов в «вектор» профессионального становления личности [4]. Профессиональное самоопределение есть нахождение личностного смысла в выбираемой профессии с учетом собственных интеллектуальных, нравственных и физических предпочтений. Также в профессиональном самоопределении большую роль играет осознание реализации карьерных планов и профессиональных амбиций.
Центральным аспектом в личностном самоопределении обучающегося является его интеграция в общество, определение социального статуса. Поэтому в возрастном промежутке, в котором находится обучающийся, определяются его будущая профессия, социальный статус, выбор места работы. Самоопределение в профессии в узком смысле есть выбор профессии, а в широком — выбор профессионального пути.
Самоопределение в профессии для обучающегося проходит в определенных социально-экономических условиях, определяющих рынок труда и колебания спроса на определенные профессии. Престиж профессии определяется ее реальным положением в обществе, но первичное профессиональное самоопределение личности происходит в семье. Семья является первичным социальным институтом, который оказывает длительное воздействие на про-
фессиональное самоопределение личности. Социальный статус семьи, то есть ее образовательный уровень, социально-экономическое положение, профессиональная преемственность поколений (профессиональные династии), а также субъективное мнение родителей о той или иной профессии, задают условия профессионального становления личности.
Также на профессиональное самоопределение оказывает влияние осознание своего внутреннего «Я», то есть определенные психоэмоциональные и поведенческие особенности, индивидуальные возможности, личностное отношение к профессии и т. д. При этом происходит соотнесение своего личностного потенциала с требованиями социальной среды к данной профессии.
Успешность личностного и профессионального самоопределения зависит от того, как обучающийся сопоставит престижность и привлекательность профессии, возможности трудоустройства, заработную плату, условия труда, влияние близкого окружения с реальным уровнем знаний, умений, навыков и индивидуальных особенностей развития личности. В случае возникновения противоречий между профессиональным и личностным самоопределением обучающийся в своем развитии испытывает дискомфорт, который может выражаться в трудностях при поступлении в учреждения СПО, трудностях при освоении профессиональных компетенций, отсутствии профессиональной самореализации вследствие невостребованности профессии и т. д.
Профессиональное самоопределение ориентированно на жизненный путь личности. Оно направлено на достижение определенных целей, поставленных при личностном самоопределении. Профессиональная деятельность и образовательный процесс в данном случае выступают как средство достижения этих целей.
На каждом этапе профессионального самоопределения [3] происходит трансформация личностного самоопределения. Как правило, наблюдается рост положительных личностных качеств либо улучшается их содержание. В результате этого можно сделать следующие выводы: профессиональное становление личности представляет собой не только развитие профессиональных компетенций, присущих профессии, но и формирование системы жизненных ценностей, признание своей уникальности, свободы своего
Professional Education in Russia and Abroad 3 (23) 2016
51
Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное самоопределение обучающихся и рынок труда»
выбора и возможности саморазвития, поэтому при профессиональном самоопределении необходимо уделять внимание и становлению личности.
1. РосБизнесКонсалтинг. Новости, акции, курсы валют, доллар, евро [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbc.ru/.
2. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования [Текст] / В.И. Блинов, И.С. Сергеев [и др.]. М. : Перо, 2014. 38 с.
3. Стюрина Д. Е. Управление деловой карьерой : хрестоматия. М. : Изд. центр ЕАОИ, 2008. 108 с.
4. Зеер Э. Ф., Психология профессионального самоопределения в ранней юности : учеб. пособие. М. : МОДЭК, 2008. 256 с.
УДК/UDC 37.048.45 Н. В. Воротникова, И. Ю. Бондарева, Е. Н. Киселева
N. Vorotnikova, I. Bondareva, E. Kiseleva
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО
SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF VOCATIONAL GUIDANCE OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF NATIONAL EDUCATION STANDARDS OF BASIC GENERAL EDUCATION IMPLEMENTATION
В статье рассматриваются вопросы профессиональной ориентации учащихся в условиях реализации ФГОС ООО. Программа воспитания и социализации учащихся на уровне основного общего образования создает условия для развития личности, ее коммуникативных способностей и устойчивой положительной самооценки.
The article analyzes the socio-psychologi-cal issues of vocational guidance in the secondary school in the context of National Education Standards of Basic General Education implementation through the realization of the Program concerning the upbringing and social growth of students on the Basic General Education level.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, рынок труда, социализация, мотивация, самоопределение.
Keywords: vocational guidance, labour market, social growth, motivation, self-determination.
С изменением экономической, социально-политической и культурной ситуации в Российской Федерации необходимо новое понимание содержания и методов профессиональной ориентации обучающихся. В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг.
определена цель образования: обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения.
Провозглашены ведущие задачи современного образования: обеспечение доступности услуг, общего, дошкольного и дополнительного образования детей; модернизация образовательных программ, направленных на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации; обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации, развитию потенциала молодежи; формирование гибкой системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации [2].
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения предъявляют высокие требования к уровню подготовки выпускников образовательных организаций, а в дальнейшем и к уровню профессиональной подготовки специалистов.
Социально-психологические аспекты профессиональной ориентации учащихся в условиях реализации ФГОС ООО определяют готовность выпускника к преобразовательной деятельности, жизненному и профессиональ-