Научная статья на тему 'Социально-психологические аспекты профессиональной ориентации учащихся в условиях реализации ФГОС ООО'

Социально-психологические аспекты профессиональной ориентации учащихся в условиях реализации ФГОС ООО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / РЫНОК ТРУДА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / VOCATIONAL GUIDANCE / LABOUR MARKET / SOCIAL GROWTH / MOTIVATION / SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воротникова Надежда Владимировна, Бондарева Ирина Юрьевна, Киселева Екатерина Николаевна

В статье рассматриваются вопросы профессиональной ориентации учащихся в условиях реализации ФГОС ООО. Программа воспитания и социализации учащихся на уровне основного общего образования создает условия для развития личности, ее коммуникативных способностей и устойчивой положительной самооценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воротникова Надежда Владимировна, Бондарева Ирина Юрьевна, Киселева Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF VOCATIONAL GUIDANCE OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF NATIONAL EDUCATION STANDARDS OF BASIC GENERAL EDUCATION IMPLEMENTATION

The article analyzes the socio-psychological issues of vocational guidance in the secondary school in the context of National Education Standards of Basic General Education implementation through the realization of the Program concerning the upbringing and social growth of students on the Basic General Education level.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические аспекты профессиональной ориентации учащихся в условиях реализации ФГОС ООО»

выбора и возможности саморазвития, поэтому при профессиональном самоопределении необходимо уделять внимание и становлению личности.

1. РосБизнесКонсалтинг. Новости, акции, курсы валют, доллар, евро [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbc.ru/.

2. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования [Текст] / В.И. Блинов, И.С. Сергеев [и др.]. М. : Перо, 2014. 38 с.

3. Стюрина Д. Е. Управление деловой карьерой : хрестоматия. М. : Изд. центр ЕАОИ, 2008. 108 с.

4. Зеер Э. Ф., Психология профессионального самоопределения в ранней юности : учеб. пособие. М. : МОДЭК, 2008. 256 с.

УДК/UDC 37.048.45 Н. В. Воротникова, И. Ю. Бондарева, Е. Н. Киселева

N. Vorotnikova, I. Bondareva, E. Kiseleva

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF VOCATIONAL GUIDANCE OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF NATIONAL EDUCATION STANDARDS OF BASIC GENERAL EDUCATION IMPLEMENTATION

В статье рассматриваются вопросы профессиональной ориентации учащихся в условиях реализации ФГОС ООО. Программа воспитания и социализации учащихся на уровне основного общего образования создает условия для развития личности, ее коммуникативных способностей и устойчивой положительной самооценки.

The article analyzes the socio-psychologi-cal issues of vocational guidance in the secondary school in the context of National Education Standards of Basic General Education implementation through the realization of the Program concerning the upbringing and social growth of students on the Basic General Education level.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, рынок труда, социализация, мотивация, самоопределение.

Keywords: vocational guidance, labour market, social growth, motivation, self-determination.

С изменением экономической, социально-политической и культурной ситуации в Российской Федерации необходимо новое понимание содержания и методов профессиональной ориентации обучающихся. В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг.

определена цель образования: обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения.

Провозглашены ведущие задачи современного образования: обеспечение доступности услуг, общего, дошкольного и дополнительного образования детей; модернизация образовательных программ, направленных на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации; обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации, развитию потенциала молодежи; формирование гибкой системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации [2].

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения предъявляют высокие требования к уровню подготовки выпускников образовательных организаций, а в дальнейшем и к уровню профессиональной подготовки специалистов.

Социально-психологические аспекты профессиональной ориентации учащихся в условиях реализации ФГОС ООО определяют готовность выпускника к преобразовательной деятельности, жизненному и профессиональ-

ному самоопределению, умению быстро адаптироваться к новым социально-экономическим условиям.

На современном рынке труда востребована личность самостоятельная и инициативная, легко адаптирующаяся к изменяющимся условиям, способная учиться, развиваться, самообразовываться, самосовершенствоваться и творчески относиться к любому делу. Такие качества личности возможно развить только в результате самопознания, самоопределения, саморазвития и самореализации. Кроме того, в условиях наукоемких и высокотехнологичных производств значительно повышаются требования к научной технологической подготовке школьников. Ориентация учащихся только на усвоение определенной суммы технологических знаний, как залога их будущей успешной профессиональной деятельности, не имеет права на существование.

Развитие человека и его внутренних ресурсов, познание его сущности, реальных возможностей и перспектив должны стать стержневым компонентом образования. Таким образом, одной из важнейших задач модернизации российского образования является разработка перспективной системы технологического образования.

Технологическое образование в образовательных организациях призвано носить комплексный образовательный характер, что возможно через реализацию предметной области «технология».

Огромная роль в формировании социально-психологических аспектов профессиональной ориентации учащихся принадлежит именно учебному предмету «технология».

Предмет «технология» обеспечивает формирование политехнических и общетрудовых знаний в области технологии, экономики, организации и экологии современного производства; представления о перспективах его развития, о мире профессий, об основах предпринимательства, ведении домашнего хозяйства; вооружает опытом самостоятельной практической деятельности; содействует развитию творческого мышления у каждого обучающегося.

Освоение учебной программы по учебному предмету «технология» на уровне основного общего образования должно обеспечить:

• развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;

• активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;

• совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;

• формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса.

В соответствии с содержанием Основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) учебный предмет «технология» имеет четкую прак-тико-ориентированную направленность, что способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий путем овладения методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий. В то же время формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий.

В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «технология» формирует представления учащихся о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, об их востребованности на рынке труда, что обеспечивает личностное развитие в будущей профессиональной деятельности, осознанный и ответственный выбор жизненного и профессионального пути. Это непременно должно отвечать требованиям и интересам российского образования и общества.

Социально-психологические аспекты профессиональной ориентации учащихся в условиях реализации ФГОС ООО широко представлены в ООП ООО в программе воспитания и социализации учащихся.

Целью воспитания и социализации является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Для обеспечения целостности пространства духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся на уровне

ООО реализуются пять модулей программы, один из которых — «Я и труд».

«Я и труд»: воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:

• понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;

• осознание нравственных основ образования, важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;

• осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ; знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;

• умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы;

• сформированность позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам;

• готовность к выбору профиля обучения на следующем уровне образования или профессиональному выбору в случае перехода в систему профессионального образования;

• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей; окружения; общее знакомство с трудовым законодательством.

Программа воспитания и социализации учащихся на уровне ООО включает следующие задачи профессиональной ориентации:

— сформировать у школьников мотивацию к труду, потребность к приобретению профессии;

— обучить способам и приемам поиска информации о профессиональной деятельности, профессиональном образовании, вакансиях и востребованных профессиях на рынке труда, службе занятости населения, условиях труда;

— развивать у обучающихся представления о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности, повышения квалификации;

— информировать обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного рынков труда.

Таким образом, основной целью проф-ориентационной работы в современной школе должно стать социально-педагогическое и психологическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся с учетом личностных и психофизиологических особенностей, способностей, ценностей и интересов, с одной стороны, общественных потребностей и возможностей, запросов рынка труда — с другой [2].

Самоопределение есть процесс и результат выбора личностью собственной позиции в жизни, обществе, культуре. Профессиональное самоопределение начинается с момента зарождения у человека потребности в выборе профессиональной деятельности. В психологическом плане профессиональное самоопределение означает, что человек осознает, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойства), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что от него хотят или ждут коллектив, общество, то есть субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений.

Особую важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы подготовки подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Непрерывность развития и образования человека должно обеспечиваться на каждом возрастном этапе путем создания условий, возможностей и механизмов САМОопределения, САМОразвития и САМОрегуляции личности [4].

Системная работа в образовательной организации по профориентации учащихся позволяет организовать предпрофильную подготовку и профильное обучение как вид личностно ориентированного обучения, эффективную форму индивидуализации обучения, позволяющие раскрыться и реализоваться потенциалу каждого ученика.

Для достижения цели по формированию сознательного выбора профиля обучения и дальнейшего жизненного самоопределения необходимо взаимодействие всех участников образовательного процесса: учащихся, учителей и родителей (законных представителей). Поэтому предполагается использование следующих форм работы: беседы, лекции, деловые игры, анкеты, тесты, тренинги, семинары, групповые дискуссии, ролевые игры, переживание профессиональных ситуаций (профессиональные пробы), моделирование мира

человека конкретной профессии, диагностика личностных качеств и интересов человека, соотнесение их с требованиями к профессии, групповые занятия с элементами тренинга. В содержание программы включены: тренин-говые и семинарские занятия, диагностические и психотехнические упражнения, проективные методики, приемы ролевых и деловых игр, интерактивные и групповые методы обучения, рефлексивный и мотивационный диалоги, работа с направленным воображением, работа в малых группах, дискуссия, «мозговой штурм», мини-сочинения, групповое консультирование, нетрадиционные виды домашних заданий: моделирование и проектирование желаемого поведения в конкретных жизненных ситуациях; творческие проекты-самоотчеты. Это создает условия для развития коммуникативных способностей и формирования устойчивой положительной самооценки и конструктивного общения, которые составляют базу для полноценного и успешного развития личности.

Оценка достижений учащихся происходит, во-первых, по итогам групповой рефлексии; во-вторых, по результатам психологического тестирования; в-третьих, по анализу образовательного продукта (творческие проекты по самовоспитанию, проекты-самоотчеты «Планирование карьеры» и др.).

При реализации программы планируются следующие результаты. Личностные результаты освоения программы отражают формирование готовности и способность обучающихся к осознанному выбору, построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений. Предметные результаты включают профориентаци-онные показатели: формирование активной позиции школьника при решении задач в области социальных отношений; формирование представлений подростков о мире и востребованности профессий, рынке труда. Мета-предметные результаты освоения программы включают умение школьников самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач [1].

Особый акцент сделан на использование технологий развития личности, что является очевидным признаком соответствия совре-

менным требованиям к организации образовательной и воспитательной деятельности.

Применение социально-педагогического подхода к профессиональной ориентации подростков в общеобразовательном учреждении создает реальную возможность перехода от традиционной диагностической модели профориентации к опережающей модели профориентационной работы (ориентированной на развитие активности, ответственности личности, формирование профориентацион-ных компетенций, которые являются основой для профессиональных компетенций) [3].

Цель профессиональной ориентации — не просто в получении результатов диагностик интересов, склонностей, мотивов выбора профессии школьником,а в использовании их для дальнейшего его развития и саморазвития.

Не стремитесь указывать своим ученикам путь, по которому нужно идти. Помогите облегчить выбор пути, сделать его более осознанным, самостоятельным и адекватным. Важно помочь понять возможности самостоятельного влияния на собственное будущее и продвинуться им в плане своего личностного развития, правильно ориентироваться в любых обстоятельствах, не только адаптироваться к окружающим условиям, но менять себя и условия, которые их не удовлетворяют, умело прогнозировать будущее. Понимание себя, поиск и нахождение своего места в сегодняшней жизни делают реальным и осмысленным поиск своего будущего — таково необходимое условие успешной жизни. Осознание человеком не только цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности [1].

1. Дневник профессионального самоопределения старшеклассника /авт.-сост. Л. Н. Бобровская, Е. А. Сапрыкина, О. Ю. Просихина. 4-е изд. М. : Планета, 2014. 80 с.

2. Социально-педагогический подход к профориентации школьников в контексте реализации ФГОС нового поколения [Электронный ресурс]. URL: http://journal. preemstvennost.ru/novyj-nomer/30-realizatsiya-fgt-i-fgos/109-sotsialno-pedagogicheskij-podkhod-k-proforientatsii-shkolnikov-v-kontekste-realizats (дата обращения: 21.04.2015).

3. Человек и профессия. Образовательный курс профори-ентационной направленности : метод. пособие для учителя с электронным сопровождением курса + телевизионный фильм о профессиях / авт.-сост. Л. Н. Бобровская, О. Ю. Просихина, Е. А. Сапрыкина ; под ред. Н. Н. Рождественской. 3-е изд. Планета, 2011. 101 с.

4. Чистякова С. Н. Технология профессионального успеха. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.