Научная статья на тему 'Профессиональное экспертное сообщество в педагогической экспертизе: характеристики, требования, потенциал'

Профессиональное экспертное сообщество в педагогической экспертизе: характеристики, требования, потенциал Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1374
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ЭКСПЕРТНОЕ СООБЩЕСТВО / ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТАМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселева Елена Васильевна

В статье рассматривается сущность понятия «педагогическая экспертиза». Обосновывается важнейшая роль в данном процессе экспертного сообщества. Автор анализирует основные характеристики профессиональных экспертов и требования к ним. Рассматривается специфика педагогической экспертизы воспитательного процесса. В статье представлены размышления о критериях качества профессиональной педагогической экспертизы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное экспертное сообщество в педагогической экспертизе: характеристики, требования, потенциал»

УДК 370.186

Киселева Елена Васильевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета, [email protected],Новосибирск

профессиональное экспертное сообщество

В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ:

характеристики, требования, потенциал

Аннотация. В статье рассматривается сущность понятия «педагогическая экспертиза». Обосновывается важнейшая роль в данном процессе экспертного сообщества. Автор анализирует основные характеристики профессиональных экспертов и требования к ним. Рассматривается специфика педагогической экспертизы воспитательного процесса. В статье представлены размышления о критериях качества профессиональной педагогической экспертизы.

Ключевые слова: педагогическая экспертиза, экспертное сообщество, требования к экспертам.

Kiselyova Elena Vasilyevna

Candidate of pedagogical sciences, associate professor of pedagogics and psychology of the Institute of history, humanitarian and social education at the Novosibirsk state pedagogical university, [email protected], Novosibirsk

PROFESSIONAL EXPERT COMMUNITY IN PEDAGOGICAL EXAMINATION: CHARACTERISTICS, REQUIREMENTS, POTENTIAL

Abstract. The essence of the concept "pedagogical examination" is considered. The major role of expert community in this process is proved. The author analyzes the main characteristics of professional experts and the requirement to them. Specifics of pedagogical examination of educational process is considered. Reflections about criteria of quality of professional pedagogical examination. are presented in article.

Keywords: pedagogical examination, expert community, requirements to experts.

Педагогическая экспертиза является одним из направлений экспертной деятельности, целью которой, в общем виде, является изучение и оценка объекта. Понятно, что объектом педагогической экспертизы могут выступать педагогические процессы или определенные виды педагогической деятельности. То есть цель конкретизируется в зависимости от предмета экспертной деятельности. Одним из важнейших инструментов данной деятельности выступает сообщество экспертов. Сегодня педагогической экспертизе как направлению экспертной деятельности стали уделять больше внимания [1; 6]. Более того, ряд авторов поднимают вопрос о вычленении самостоятельного направления в педагогике - «педагогической экс-пертологии» (В. А. Бухвалов, Я. Г. Плинер).

При этом в качестве объекта педагогической экспертологии выделяются явления образовательной действительности, а в качестве предмета - экспертизы образовательных процессов образовательных систем.

Педагогическая экспертиза - это особый способ изучения образовательной действительности, осуществляемый компетентными специалистами, экспертное решение которых позволяет получить комплексную оценку и проект развития данной действительности. Кроме того, необходимо отметить, что мы понимаем экспертизу не как проверку деятельности образовательного учреждения, а как развивающее взаимодействие с его педагогическим коллективом. В. А. Бухвалов и Я. Г. Плинер выпустили специальное пособие по подготовке экспер-

тов «Введение в педагогическую экспертизу. Проблемы педагогической экспертизы» [5]. Они определяют педагогическую экспертизу как анализ и оценку функциональной эффективности структурных элементов образовательного учреждения, составление проекта их развития и плана его внедрения в практику работы учреждения.

Методическая литература об экспертной деятельности чаще посвящена анализу образовательного учреждения в целом. Педагогическая экспертиза воспитательной деятельности имеет свою специфику. Активное применение экспертизы воспитательного процесса затрудняется тем, что отсутствуют единые концептуальные положения, касающиеся экспертной деятельности, как в целом, так и в данном направлении педагогического экспертирования. Хотя, как отмечает Н. Л.Селиванова, в последние годы удалось приблизиться к решению проблемы системной оценки качества воспитания [6].

Между тем, педагогическая экспертиза воспитательного процесса учреждения должна выступать не только как средство контроля над данной деятельностью, но в первую очередь, как средство мотивации педагогического коллектива к повышению качества этой деятельности, к поиску новых форм, методов и технологий, способных более полно удовлетворять развивающие потребности детей, родителей и педагогов в сфере воспитания. А также, как средство консультирования в решении педагогических задач, стоящих перед коллективом учреждения в воспитательной деятельности. И здесь большую роль и выраженный потенциал несет сообщество экспертов, которое приходит реализовывать данную задачу.

Поэтому педагогическую экспертизу образовательного учреждения следует понимать как взаимодействие компетентных специалистов с представителями педагогического коллектива учреждения, направленное на совместный анализ степени соответствия деятельности данного педагогического коллектива заявленному уровню профессионально-педагогической компетенции, а также - совместный поиск решения возникающих проблем и путей развития педагогической деятельности данного учреждения.

Особенностью экспертизы воспитательного процесса становятся особые характе-

ристики экспертного сообщества, команды осуществляемой данную экспертизу. В целом речь идет об активном включении представителей образовательного учреждения в процедуру экспертирования на всех этапах. Достижению данного эффекта будет способствовать то, что коллектив учреждения самостоятельно выбирает направления педагогической экспертизы и подает запрос на экспертную оценку той сферы, в которой либо чувствует себя наиболее уверенно, либо видит определенные проблемы, которые необходимо обсудить с экспертами. Опыт показывает, что в основном для процесса педагогической экспертизы предоставляют то, в чем уверены и что хорошо развито. Только коллективы высокого уровня развития имеют смелость представить на экспертизу проблемные зоны. Процедура педагогической экспертизы предполагает, в свою очередь, не столько отчет представителей педагогического коллектива и вынесение экспертами определенной оценки, сколько равноправный диалог с обязательным заключительным словом каждого присутствующего эксперта. Заключительное слово представляет собой краткое выступление, в котором присутствуют элементы консультирования и ориентирование педагогического коллектива на конкретные пути развития педагогической деятельности [1].

Желательно, чтобы критерии, лежащие в основе педагогической экспертизы образовательного учреждения, представляли собой динамическую систему. То есть, в процессе осуществления процесса экспертизы шло бы и развитие системы выдвигаемых критериев. Это связано как с объективными, так и с субъективными предпосылками. К объективным предпосылкам можно отнести общее изменение социально-экономической и социокультурной ситуации в нашей стране, а так же те тенденции, которые присутствуют сегодня в сфере образования. В свою очередь, субъективные предпосылки основаны на повышении уровня организации педагогической (воспитательной) деятельности в образовательных учреждениях, изменении подходов к формулированию ее целей и задач, формировании системы взаимодействия между учреждениями и представителями педагогической науки и, наконец, ростом

педагогического мастерства педагогических коллективов. Кроме того, безусловно, важнейшим фактором, оказывающим влияние на развитие системы критериев, являются меняющиеся интересы и потребности детей и их родителей.

Определения сущности педагогической экспертизы могут быть различны. Однако неизменным остается то, что в процедуре экспертизы одну из важнейших ролей играет эксперт, специалист, компетентный в экспортируемых вопросах. Исследователи данной проблемы считают, что эксперт, являясь субъектом педагогической экспертизы, должен иметь большой опыт практической работы и хорошую научную подготовку. Кроме того, важны и такие качества как личностная и нравственная зрелость, порядочность, креативность и эвристичность; способность к видению ситуации с разных точек зрения; наблюдательность и восприимчивость; интуиция, корректность, деликатность, тактичность; независимость и принципиальность и т.п. Так как в педагогической экспертизе-важную роль играет вербальное общение с представителями педагогического коллектива учреждения, то необходимо обращать внимание и на коммуникативную компетентность эксперта (поскольку речь идет не об аккредитации учреждения, а об экспертизе педагогической, воспитательной деятельности учреждения, где эксперт выполняет консультативно-развивающую функцию).

Эксперт - это компетентный специалист. Соответственно возникает вопрос о критериях данной компетенции. Оптимальным вариантом является наличие опыта исследовательской деятельности в области педагогики, воспитания или смежных областях, а также опыта практической деятельности в этой сфере. О. Е. Лебедев считает [3], что стать экспертом в условиях российской системы образования очень сложно. На всех, кто давно в ней работает, давят стереотипы: стремление все оценивать в диапазоне правильно - неправильно, лучше - хуже. Для нового поколения, наверное, этот путь будет проще, так как они воспитывались в иной ценностной среде, с иными установками и взглядами.

Подводя итог можно отметить, что показателем качества экспертизы могут стать:

уровень авторитетности самих экспертов:

желательно чтобы члены экспертного совета (ученые, специалисты, представители общественных организаций), обладали достаточно хорошим авторитетом и степенью доверия в сфере образования, в силу собственного большого опыта деятельности в данной сфере;

убедительность экспертизы, основанная на широте собранных фактов, их качественном анализе и системном осмыслении [2].

Существенный потенциал экспертного сообщества может заключаться, как видится, в реализации консультативной функции, которую способно осуществить профессиональное экспертное сообщество. На итоговой встрече с коллективом по результатам экспертизы, члены экспертного сообщества (совета) могут откомментировать услышанное и увиденное, высказать личные (а это значимо, если эксперт авторитетен)и профессиональные впечатления о педагогической «жизнедеятельности»учреждения. И, что, пожалуй, самое важное, могут проконсультировать по поводу возможных перспектив и направлений деятельности, допущенных ошибок и ярких достижений, определяя положительные и отрицательные позиции профессиональной деятельности по выработанным критериям. Поэтому, весьма важно, что члены экспертного сообщества, совета (ученые, специалисты, представители общественных организаций), обладали достаточно хорошим авторитетом в профессиональной среде (в силу, например, собственного большого опыта деятельности в данной сфере).

В ходе такого консультирования осуществляется профессиональное разъяснение по слабым и сильным сторонам деятельности учреждения, по тому, куда развиваться дальше. Обсуждаются положительные достижения других схожих учреждений. Таким образом, итогом экспертизы должен стать равноправный диалог с обязательным заключительным словом каждого присутствующего эксперта. Это дает возможность коллективу, проходящему экспертизу, возможность ориентироваться на лучший опыт, учиться у лучших педагогических команд. А экспертному сообществу такой диалог позволяет увидеть слабые места собственных оценок и позиций, что важно.

Библиографический список

1. Аникеева Н. П., Киселева Е. В. Особенности экспертной деятельности в воспитании // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 1. -С.179-185.

2. Григорьев Д. В. Экспертиза воспитательной системы школы: выбор оснований / Критериальное обеспечение процесса развития воспитательной системы образовательного учреждения. -М.: Изд-во ИТИП РАО, 2006. -С. 133-139.

3. Лебедев О. Е Каким быть управлению образовательным процессом в «нашей новой школе»? // Народное образование. - 2010. - №5. -С. 96-104.

4. Педагогическая экспертиза летнего детского отдыха: сборник научно-методических материалов. - Новосибирск: Изд. ООО «Немо Пресс», 2008. - 248 с.

5. Плинер Я. Г., Бухвалов В. А. Педагогическая экспертиза школы. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. - 160 с.

6. Селиванова Н. Л. «Деятельность эксперта в оценке качества воспитания» // Вопросы воспитания. - 2012. - № 3. - С.86-93.

7. Открытый класс: сетевые образовательные сообщества // Сайт НФПК (национальный фонд подготовки кадров) - 2008. - [Электронный ресурс] http://www.openclass.ru (дата обращения: 20.01.2013).

УДК 378

Чистобаева Анна Юрьевна

Доцент кафедры логопедии и детской речи Института детства Новосибирского государственного педагогического университета, [email protected], Новосибирск

ПСИхОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СООТНОШЕНИя

понятий «коммуникативно-речевая культура» и «коммуникативно-речевая компетентность»

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме повышения эффективности подготовки будущих педагогов в условиях современных образовательных реформ. Рассматриваются психолого-педагогические аспекты соотношения понятий «коммуникативно-речевая культура» и «коммуникативно-речевая компетентность», сущность данных понятий. Конкретизиров-но современное понимание структуры и содержания характеристик коммуникативно-речевой компетентности будущих педагогов. Представлена модель коммуникативно-речевой компетентности педагога.

Ключевые слова: компетентность и компетенции, профессиональная коммуникативно-речевая культура, коммуникативно-речевая компетентность, модель коммуникативно-речевой компетентности педагога.

Chistobayeva Anna Yurevna

Associate professor of logopedics and children s speech of the Institute the childhood at the Novosibirsk state pedagogical university, [email protected], Novosibirsk

PSYHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE RATIO OF THE CONCEPTS «COMMUNICATIVE AND SPEECH CULTURE» AND «COMMUNICATIVE AND SPEECH COMPETENCE»

Abstract. Article is devoted to an actual problem of increase of efficiency of preparation of future teachers in the conditions of modern educational reforms. Psycological and pedagogical aspects of a ratio of the concepts "communicative and speech culture" and "communicative and speech competence", essence of these concepts are considered. The modern understanding of structure and contents of characteristics of communicative and speech competence of future teachers is given. The model of communicative and speech competence of the teacher is presented.

Keywords: competence and competences, professional communicative and speech culture, communicative and speech competence, model of communicative and speech competence of the teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.