Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ЕГО ЛИЧНОСТНЫЙ ОБРАЗЕЦ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ЕГО ЛИЧНОСТНЫЙ ОБРАЗЕЦ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
562
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОВОДИТЕЛЬ / МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сафронова Лолита Витальевна

Рассматриваются профессионально значимые качества современного руководителя ОВД, его личность как образец для подражания, а также соответствие его профессионально значимых качеств требованиям, предъявляемым к управленцу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сафронова Лолита Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF A CHIEF OF THE DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS BODIES AND HIS/HER PERSONALITY PATTERN

The article deals with professionally significant qualities of a contemporary chief of internal affairs bodies, his/her personality pattern as a role model, as well as the compliance of his/her professionally significant qualities with the requirements for managers.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ЕГО ЛИЧНОСТНЫЙ ОБРАЗЕЦ»

ЛОЛИТА ВИТАЛЬЕВНА САФРОНОВА,

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии в деятельности

сотрудников органов внутренних дел ФГКОУ ВПО «Уфимский юридический институт МВД России»

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ЕГО ЛИЧНОСТНЫЙ ОБРАЗЕЦ

Рассматриваются профессионально значимые качества современного руководителя ОВД, его личность как образец для подражания, а также соответствие его профессионально значимых качеств требованиям, предъявляемым к управленцу.

Ключевые слова: руководитель, личностный образец, модель специалиста, профессионально значимые качества, работа с персоналом, управление.

L.V. Safronova, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Associate Professor Department of Pedagogy and Psychology in the Work of Law Enforcement Officers, Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia; e-mail: mvdufa@mail.ru, tel.: 8 (347) 255-06-66.

Professionally Significant Qualities of a Chief of the Department of Internal Affairs Bodies and His/Her Personality Pattern.

The article deals with professionally significant qualities of a contemporary chief of internal affairs bodies, his/her personality pattern as a role model, as well as the compliance of his/her professionally significant qualities with the requirements for managers.

Key words: chief, personality pattern, specialist role model, professionally significant qualities, human resources management, management.

Самое трудное искусство -это искусство управлять.

К. Вебер

Как известно, управленческая деятельность происходит через правовое разрешение статуса и компетенции руководителя или органа управления, в связи с чем руководство в органах внутренних дел связано с осуществлением управления и представляет собой персонифицированную правовую форму управленческой деятельности, объем и содержание которой определяются и регламентируются должностными обязанностями руководителя1. Являясь одним из самых сложных видов деятельности, управление требует серьезной подготовки. Степень эффективности управленческой деятельности современного успешного руководителя зависит от уровня мобильности организационной структуры, продуктивного использования имеющихся финансовых средств и качества управления персоналом и др.

В последнее время исследователи все чаще обращают внимание на возросшую интенсивность, эмоциональную напряженность и стрессовый характер труда современного руководителя подразделения органа внутренних дел, что, бес-

спорно, требует специальной подготовки по психологии организации и управления служебными коллективами.

Исследователи Н.Ю. Портнягина и И.А. Ото-чина, анализируя разработку программы психологической подготовки резерва кадров на выдвижение, подчеркивают, что современная управленческая деятельность все теснее смыкается с научно-психологическими знаниями и, следовательно, будет тем успешней, чем эффективней психологическая наука включается в управленческую практику, в деятельность органов внутренних дел в целом2. Любая управленческая деятельность - это, прежде всего, работа с персоналом, с каждым человеком в отдельности.

В нормативных документах МВД России последних лет психологическая подготовка рассматривается как одно из важнейших звеньев профессиональной подготовки кадров для органов внутренних дел. В частности, в Руководстве по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации морально-психологическое обеспечение называют важнейшей составной частью реализации государственной кадровой политики в органах

внутренних дел. Под психологической работой понимается вид морально-психологического обеспечения, представляющего собой деятельность, направленную на формирование у сотрудников профессионально значимых психологических качеств личности, психологической устойчивости и готовности к эффективному выполнению оперативно-служебных задач3.

Проведенный исследователями опрос молодых руководителей выявил, что «они испытывают трудности не столько профессионального, сколько управленческого и психологического характера: неумение перестроить систему отношений с коллегами, неуверенность в принятии решений, непонимание подчиненными предъявляемых к ним требований, конфликты в коллективе и неумение их разрешить, сложность взаимодействия с другими структурными подразделениями правоохранительных органов, государственными органами, средствами массовой информа-ции»4. Особого внимания заслуживает тот факт, что 35,2% респондентов отметили именно психологические трудности формирования служебных отношений в коллективе; 27,3% - трудности, зависящие от психологических особенностей коллектива; 22,1% - трудности, связанные с личностными качествами и профессиональной компетентностью сотрудника.

Рассмотрим, что понимают под профессионально значимыми психологическими качествами личности.

По мнению Е.А. Юниной, личностные (психологические) качества есть вид социально значимых качеств, способствующих адаптации человека в обществе.

Б.Г. Ананьев считает, что изучение человека как субъекта труда не может ограничиться только характеристиками профессиональных качеств: подготовленности, опытности, мастерства, производительности и качества выполняемой в данный момент работы. Немаловажную роль играют личностные качества индивида.

В.Д. Шадриков профессионально важными качествами называет «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения».

В исследованиях В.Л. Марищука профессионально важные качества понимаются как отдельные динамические черты личности, определенные психические и психомоторные свойства, а также физические качества, соответствующие требованиям профессии к человеку и способствующие успешному овладению профессией.

И.Г. Кочетков обращает внимание, что структура профессионально важных качеств выявляет-

ся еще в студенческом возрасте. Так, он отмечает, что структура профессионально важных качеств студентов-психологов с продуктивным уровнем творческого мышления отлична от структуры профессионально важных качеств студентов-психологов с малопродуктивным и репродуктивным уровнями развития творческого мышления5.

На наш взгляд, развитие профессионально значимых качеств неотделимо от личностных (психологических) - в основе тех и других лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Представляется, что особое значение имеют индивидуальные личностные (психологические) характеристики, поскольку соотношение качеств в структуре профессионально-личностных значимых качеств личности определяется как: 80% - личностные и 20% - профессиональные6. Как отмечают исследователи, именно развитый психологический потенциал руководителя подразделения органа внутренних дел и его высокая мотивация являются теми личностными (психологическими) факторами, которые влияют на успешность вхождения сотрудника органов внутренних дел в новую управленческую должность7.

Рассмотрим, какими видятся начальники подразделений органов внутренних дел как субъекты профессиональной деятельности, каков личностный образец современного руководителя. Под понятием «личностный образец» мы вслед за М. Оссовской будем подразумевать «реальное или вымышленное лицо, которое побуждает или должно побуждать к подражанию»8.

Анализ источников показал, что требования к личностному образцу руководителя связаны с их управленческими умениями, навыками и способностями. В свое время еще Вэй Юань, известный политический деятель Китая эпохи Цин, писал: «Чтобы самому управлять другими, необходимо знать, чему нужно следовать, а чему нет... »9.

Уильям С. Байхэм, председатель совета директоров и один из основателей компании Development Dimensions International (DDI), консалтингового кадрового агентства, специализирующегося на разработке и внедрении систем отбора и развития потенциальных руководителей (лидеров), обобщил свой опыт подготовки руководителей в работе «Воспитай своего лидера. Как находить, развивать и удерживать талантливых руководителей». Он выделяет четыре основные группы умений и навыков, влияющих на эффективность деятельности руководящих работников:

навыки межличностного общения;

навыки лидерства;

S Ы S

1-, о

1-, $

и С

S S

1-,

о <

о

X S и

с

3 и о а С О со

бизнес-навыки;

умение управлять, а также личные способно-сти10.

Самым важным навыком для руководящего работника, по его мнению, является способность к точной самооценке, так как она отображает то, насколько человек способен почувствовать в себе наличие тех или иных сильных и слабых сторон, а также сможет ли он оценить, какое влияние на его успехи окажет их дальнейшее развитие11. Такого же мнения придерживается Ф.К. Свободный, который анализирует профессиональный «Я-образ», представляющий собой результат осознания и оценивания сотрудником самого себя как субъекта профессиональной деятельности, включающий представление о себе как о субъекте профессиональной деятельности, профессиональную самооценку12.

A.Н. Величко и В.Г. Подмарков13 указывают на три группы качеств: личностные, деловые и профессиональные:

личностные (чуткость и умение найти индивидуальный подход); (умение создать позитивный климат в коллективе и поддержать сознательную дисциплину в нем; способность заражать энергией, мобилизованность, активность и др.);

деловые (стремление советоваться с подчиненными при решении важных вопросов, способность оперативно принимать важные решения, умение распределять задания в соответствии с возможностями исполнителей, умение предоставить свободу творчества и др.);

профессиональные (профессиональные знания, желание повышать свою квалификацию, расширять кругозор и др.).

B.Е. Петров, диагностируя профессионально важные качества руководителей органов внутренних дел на основе компьютерных технологий, выделяет следующие группы профессионально важных качеств:

нравственно-ценностная ориентация личности и ее мотивация;

познавательно-прогностические качества; эмоционально-волевые качества; коммуникативные качества; организаторские качества. Отметим удачно построенную В.Е. Петровым психодиагностическую модель личности успешного руководителя ОВД среднего звена, которая, по его мнению, может быть представлена следующими профессионально важными качествами, отражающими наиболее существенные характеристики его психологического потенциала: стремлением к лидерству; управленческим мышлением; способностью оказывать позитивное

влияние на социально-психологический климат в коллективе; профессиональной общительностью; эмоциональной устойчивостью14.

Наряду с понятием «модель специалиста», в науке функционирует термин «профессиограм-ма», которая является описанием особенностей определенной профессии, раскрывающим содержание профессионального труда, требований, которые она предъявляет к человеку; описанием трудовых действий и основных личностных качеств, требуемых для профессии15. Она включает в себя психофизиологические требования профессии к работнику, к которым относятся: а) требования к особенностям восприятия, мышления, внимания, памяти; б) требования к эмоционально-волевым качествам человека; в) требования к деловым качествам человека, а также перечень необходимых знаний, умений и навыков, которыми он должен обладать для того, чтобы успешно справиться с работой по данной специальности. Несмотря на наличие во многих профессиограм-мах мировоззренческих качеств личности (к примеру, нравственных), основное внимание в них уделяется знаниям, умениям и навыкам, необходимым для успешной деятельности в той или иной профессиональной сфере.

М.Н. Кулапов в своей работе «Руководитель в системе управления», раскрывая базовые качества руководителя, подчеркивает, что лучшим из управленцев свойственны ценные личные качества и широта мышления16.

Руководитель должен быть человеком: с высоким интеллектом; способностью достижения поставленных целей;

готовностью принимать на себя ответственность;

способным выступать в роли опытного наставника и консультанта;

чувствующим себя уверенно порой в условиях полной неопределенности организационных взаимоотношений и событий.

Автор отмечает, что исследования специалистов в области управления человеческими ресурсами качеств персонала различных организаций дополнительно подчеркивают необходимость: безусловной выдержки и целеустремленности; логического и рационального мышления в сочетании с умением быстро схватывать суть проблемы и решать ее быстрее, чем это может человек средних способностей;

обращения с людьми доброжелательно, но решительно;

изложения своих мыслей (устно и письменно) доступно;

понимания предприятия как органичного целого, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых подразделений;

контроля каждого важного аспекта деятельности;

объединения этих аспектов в полную взаимосвязанную систему17.

Педагогическое воздействие руководителя подразделения органа внутренних дел является одной из главных его обязанностей, ее реализация невозможна без хорошо развитой коммуникативной деятельности: сформированности культуры общения, такта, коммуникабельности, умения находить индивидуальный подход к конкретной личности, владеть устной речью, убеждением и др.

В соответствии с Федеральным законом «О полиции» современный руководитель органа внутренних дел обязан принимать активное участие в международной правовой деятельности по защите прав интернационального сообще-ства19. Совершенно очевидно, что формирование личностного интереса руководителя к получению умений иноязычной коммуникативной деятельности способствует совершенствованию его интеллектуальных и профессиональных качеств, расширяет предметное поле профессиональных знаний и уровень коммуникативной компетентности, положительно влияет на общую культуру личности.

И.В. Хайрутдинова, рассматривая процесс формирования иноязычной коммуникативной деятельности руководителей органов внутренних дел, выделяет три группы коммуникативных умений:

1) умения, направленные на коммуникативное воздействие на собеседника;

2) умения, направленные на коммуникативное содействие собеседнику;

3) умения, направленные на коммуникативное взаимодействие с собеседником.

Автор указывает, что коммуникативная компетентность руководителя органа внутренних дел образует систему внутренних потенциалов регуляции коммуникативных действий, необходимых для эффективного процесса общения, в их числе:

1) личностные качества руководителя;

2) знание успешных коммуникативных стратегий построения профессионального общения;

3) рефлексия как способность человека оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами партнера и пр.19

Нельзя не отметить, что в современных условиях реформирования системы управления правоохранительными структурами актуализируется роль инновационных качеств личности руководи-

теля органа внутренних дел. В.М. Пашин и А.А. Кобозев отмечают, что в настоящее время представляются необходимыми выработка и внедрение в практику управления инновационных технологий работы с персоналом на всех стадиях отбора, приема на службу, продвижения, перемещения по службе20, что предъявляет новые требования к инновационным качествам личности руководителя органа внутренних дел. Они предлагают создать эффективную систему кадрового аудита в органах внутренних дел, позволяющую осуществлять не только качественный кадровый отбор на службу, но и расширенное воспроизводство сотрудников с необходимым набором профессиональных качеств; разработать систему тестирования сотрудников, ориентированную на идентификацию их инновационного потенциала. В связи с этим интересна идея профессора В. Долговой, которая разработала планшет для изучения инновационной диспозиции личности руководителя21. Изучив различные классификации уровней направленности личности на инновационную деятельность, она пришла к выводу, что формирование готовности руководителя к инновационной деятельности - процесс сложный, обусловленный, с одной стороны, многогранностью структуры данного психического и педагогического образования, с другой - разнообразием факторов, влияющих на процесс ее формирования и проявления. Рассматривая теоретические предпосылки формирования готовности руководителей к инновационной деятельности, В. Долгова отмечает, что главным интегративным компонентом готовности к инновационной деятельности является положительное к ней отношение, требующее совокупности знаний и умений:

по внедрению достижений науки и передового опыта в практику;

теории и практике системного подхода; теории и практике прогнозирования22. Подводя итоги, отметим, что личностный образец руководителя подразделения органа внутренних дел базируется на его личностных (психологических) качествах. Эффективность руководства напрямую зависит от «социального интеллекта» (личных свойств) руководителя, или стиля руководства, определяемого как индивидуальное сочетание профессиональных, волевых, организационных и нравственных качеств руководителя. Руководитель должен обладать широким логическим и рациональным мышлением в сочетании с умением быстро схватывать суть проблемы и решать ее быстрее, чем это может человек средних способностей; должен уделять внимание психологическим проблемам

S Ы S

I-,

о

I-, $

и С

S S

I-,

о <

о

X S и

с

3 и о а С О со

s ы

S и

О и

¡S

с

S S

о <

о X S и с

3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и о

а С

о

PQ

управления коллективом; должен быть нацелен на приобретение новых научных, профессиональных, управленческих и психолого-педагогических знаний; формирование личностного интереса к получению умений иноязычной коммуникативной деятельности, что способствует совершенствованию его интеллектуальных и профессиональных качеств; должен обладать готовностью к инновационной деятельности, значимость которой проявляется в первую очередь в процессе решения управленческих задач.

1 Основы управления в органах внутренних дел: Учебник / Под общ. ред. В.П. Сальникова. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. С. 93.

2 Портнягина Н.Ю., Оточина И.А. Разработка программы психологической подготовки резерва кадров на выдвижение // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 1 (28). С. 15.

3 Приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 «Об организации морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел».

4 Портнягина Н.Ю., Оточина И.А. Указ. соч. С. 15-16.

5 Сафронова Л.В. К вопросу о профессионально-личностных качествах педагога // Вестник УЮИ МВД России. 2008. № 2. С. 61-65.

6 Юнина Е.А. Педагогическая психология: социально-личностное образование. - Пермь, 2004.

7 Портнягина Н.Ю., Оточина И.А. Указ. соч. С. 17.

8 Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали. - М., 1987. С. 29.

9 Государственное управление: основы теории и организации: Учебник: В 2 т. / Под ред. В.А. Козбаненко. 2-е изд. с изм. и доп. - М.: Статут, 2002. Т. 1. С. 67.

10 Байхэм Уильям С., Смит Одри Б., Пизи Мэтью Дж. Воспитай своего лидера. Как находить, развивать и удер-

живать талантливых руководителей: Учеб. пособие / Пер. с англ. - М.: Вильямс, 2002. С. 119-120.

11 Там же. С. 121.

12 Свободный Ф.К. Профессиональный «Я-образ» сотрудника ОВД и оптимизация его формирования в высшем образовательном учреждении МВД России: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2003. С. 6-7.

13 Величко А.Н., Подмарков В.Г. Социолог на предприятии. 2-е изд. - М.: Московский рабочий, 1976.

14 Петров В.Е. Психологическая диагностика профессионально важных качеств руководителей органов внутренних дел на основе компьютерных технологий: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2001.

15 Управление персоналом: Энциклопедический словарь / Под ред. А.Я. Кибанова. - М., 1998. С. 285-286.

16 Кулапов М.Н. Руководитель в системе управления: Учеб. пособие. - М.: Палеотип, 2012. С. 16. URL: http://www. iprbookshop.ru/10245. ЭБС «IPRbooks», по паролю.

17 Там же. С. 5-7.

18 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (ред. 03.12.2012 г. № 244-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 50 (Ч. 5). Ст. 6967.

19 Хайрутдинова И.В. Формирование иноязычной коммуникативной деятельности руководителей органов внутренних дел: Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. - М., 2013. С. 12-14.

20 Пашин В.М., Кобозев А.А. Проблемы кадровой доктрины в системе МВД России // Административное и муниципальное право. 2013. № 1. С. 51-58.

21 Долгова В. Планшет для изучения инновационной диспозиции личности руководителя // Открытое Европей-ско-Азиатское первенство по научной аналитике. URL: http:// gisap.eu/ru/node/26506 (дата обращения: 25.01.2014).

22 Долгова В. Теоретические предпосылки формирования готовности руководителей к инновационной деятельности // Открытое Европейско-Азиатское первенство по научной аналитике. URL: http://gisap.eu/ru/node/18919 (дата обращения: 25.01.2014).

v

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.