Научная статья на тему 'Личностный образец руководителя органа внутренних дел и его профессионально значимые качества'

Личностный образец руководителя органа внутренних дел и его профессионально значимые качества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2286
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОВОДИТЕЛЬ / ЛИЧНОСТНЫЙ ОБРАЗЕЦ / МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафронова Лолита Витальевна

В статье рассматриваются личностный образец современного руководителя ОВД как образец для подражания, а также соответствие его профессионально значимых качеств требованиям к управленцу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностный образец руководителя органа внутренних дел и его профессионально значимые качества»

ПРОСВЕЩЕНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА

\гт/пп1 Л. В. САФРОНОВА, доцент кафедры

УДК 3 7.01:351.74 т,7

криминологии и психологии Уфимского

юридического института МВД России, кандидат филологических наук, доцент

ЛИЧНОСТНЫЙ ОБРАЗЕЦ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация. В статье рассматриваются личностный образец современного руководителя ОВД как образец для подражания, а также соответствие его профессионально значимых качеств требованиям к управленцу.

Ключевые слова и словосочетания: руководитель, личностный образец, модель специалиста, профессионально значимые качества, работа с персоналом.

Annotation. The article considers the personal example of a modern head of IAB as a role model, as well as the compliance of his professionally significant qualities required from the manager.

Key words and phrases: head, personal sample model of a specialist, professional and meaningful quality, HR.

Самое трудное искусство - это искусство управлять.

К. Вебер

^ Управление служебным коллек-

> тивом и социально-психологическими «ь процессами, протекающими в нем, ява ляется важнейшей задачей руководите-^ ля органа внутренних дел. В связи с о«, этим для личности руководителя особое ДВ значение имеют не только познаватель-^ ные способности и психологические ха-| рактеристики, но и индивидуальные Ц личностные качества. Ф. К. Свободный Ц отмечает, что в самосознании сотруднике ка ОВД существует структурное образование - профессиональный «Я-образ», § представляющий собой результат осоз-| нания и оценивания сотрудником самого себя как субъекта профессиональной Ц деятельности, которое включает пред-<5, ставления о себе как о субъекте профес-§ сиональной деятельности, профессио-^ нальную самооценку [1, с. 6-7]. •Л Рассмотрим, какими видят на-

^ чальников подразделений органов внут-Ц ренних дел как субъектов профессио-§ нальной деятельности. Каков личност-05 ный образец современного руководите-

ля? Под понятием «личностный образец» мы вслед за М. Оссовской будем подразумевать «реальное или вымышленное лицо, которое побуждает или должно побуждать к подражанию» [2, с. 29].

Анализ источников показал, что требования к личностному образцу руководителя связаны с их управленческими умениями, навыками и способностями. В свое время еще Вэй Юань, известный политический деятель Китая эпохи Цин, писал: чтобы самому управлять другими, необходимо знать, чему нужно следовать, а чему нет...» [3, с. 67].

Исследователи А. Н. Величко и В. Г. Подмарков [4, c. 178] указывают на три группы качеств: личностные, деловые и профессиональные:

- личностные (чуткость и умение найти индивидуальный подход; умение создать позитивный климат в коллективе и поддержать сознательную дисциплину в нем; способность зара-

жать энергией, мобилизованность, активность и др.);

- деловые (стремление советоваться с подчиненными при решении важных вопросов, способность оперативно принимать важные решения, умение распределять задания в соответствии с возможностями исполнителей, умение предоставить свободу творчества и др.);

- профессиональные (профессиональные знания, желание повышать свою квалификацию, расширять кругозор и др.).

В. Е. Петров, диагностируя профессионально важные качества руководителей органов внутренних дел на основе компьютерных технологий, выделяет следующие группы профессионально важных качеств:

- нравственно-ценностная ориентация личности и ее мотивация;

- эмоционально-волевые качества;

- коммуникативные качества;

- организаторские качества.

Отметим удачно построенную

В. Е. Петровым психодиагностическую модель личности успешного руководителя ОВД среднего звена, которая, по его мнению, может быть представлена следующими профессионально важными качествами, отражающими наиболее существенные характеристики его психологического потенциала: стремлением к лидерству; управленческим мышлением; способностью оказывать позитивное влияние на социально-психологический климат в коллективе; профессиональной общительностью; эмоциональной устойчивостью [5, с. 23].

Наряду с понятием «модель специалиста» в науке функционирует термин «профессиограмма», которая является описанием особенностей определенной профессии, раскрывающей содержание профессионального труда, требований, которые она предъявляет к человеку; описание трудовых действий и основных личностных качеств, тре-

буемых для профессии [6, с. 285-286]. Она включает в себя психофизиологические требования профессии к работнику, к которым относятся: а) требования к особенностям восприятия, мышления, внимания, памяти; б) требования к эмоционально-волевым качествам человека; в) требования к деловым качествам человека, а также перечень необходимых знаний, умений и навыков, которыми он должен обладать для того, чтобы успешно справиться с работой по данной специальности. Несмотря на наличие во многих профессиограммах мировоззренческих качеств личности (к примеру, нравственных), основное внимание в них уделяется знаниям, умениям и навыкам, необходимым для успешной деятельности в той или иной профессиональной сфере.

М. Н. Кулапов в своей работе «Руководитель в системе управления» отмечает, что центральная фигура в области руководства должен быть человеком:

- с высоким интеллектом;

- со способностью достижения поставленных целей;

- с готовностью принимать на себя ответственность;

- способным выступать в роли опытного наставника и консультанта;

- чувствующим себя уверенно в условиях полной неопределенности организационных взаимоотношений и событий.

Автор отмечает, что исследования специалистов в области управления человеческими ресурсами качеств персонала различных организаций дополнительно подчеркивают необходимость:

- безусловной выдержки и целеустремленности;

- логического и рационального мышления в сочетании с умением быстро схватывать суть проблемы и решать ее быстрее, чем это может человек средних способностей;

- обращаться с людьми доброжелательно, но решительно;

>

<ч а а

и и

ч

и «

а

о «

и

¥ а -с

а £

о

^

0 «

и

1

£

а «

доступно излагать свои мысли (устно и письменно);

- понимать предприятие как органичное целое, как систему взаимосвязанных и взаимозависимых подразделений;

- контролировать каждый важный аспект деятельности;

- объединять эти аспекты в полную взаимосвязанную систему [7, с. 5-7].

Раскрывая базовые качества руководителя, М. Н. Кулапов подчеркивает, что лучшим из управленцев свойственны ценные личные (выделено нами -авт.) качества и широта мышления [7, с. 16]. Мы солидаризируемся с данным мнением исследователя М. Н. Кулапова, поскольку многие авторы указывают на приоритет личных качеств в структуре профессионально значимых качеств личности специалиста: 80 % - личностные и 20 % - профессиональные [8, с. 67]. По нашему мнению, изучение человека как субъекта труда не может ограничиваться только характеристиками про-^ фессиональных качеств: подготовлен-^ ности, опытности, мастерства, производительности и качества выполняемой в ^ данный момент работы. При выявлении профессионально значимых качеств не-^ обходимо учитывать не просто сумму ^ качеств, а их иерархию и проявление в ^ конкретной профессиональной деятель-е ности.

Педагогическое воздействие ру-

1 ководителя подразделения органа внут-| ренних дел является одной из главных я его обязанностей, ее реализация невоз-^ можна без хорошо развитой коммуни-| кативной деятельности: сформирована ности культуры общения, такта, коммуна никабельности, умения находить инди-

2 видуальный подход к конкретной лич-| ности, владеть устной речью, убеждением и др.

I В соответствии с Федеральным

§ законом «О полиции» современный ру-а ководитель органа внутренних дел обя-| зан принимать активное участие в меж-^ дународной правовой деятельности по

защите прав интернационального сообщества [9, ст. 6967]. Совершенно очевидно, что формирование личностного интереса руководителя к получению умений иноязычной коммуникативной деятельности способствует совершенствованию его интеллектуальных и профессиональных качеств, расширяет предметное поле профессиональных знаний и уровень коммуникативной компетентности, положительно влияет на общую культуру личности.

И. В. Хайрутдинова, рассматривая процесс формирования иноязычной коммуникативной деятельности руководителей органов внутренних дел, выделяет три группы коммуникативных умений:

1) умения, направленные на коммуникативное воздействие на собеседника;

2) умения, направленные на коммуникативное содействие собеседнику;

3) умения, направленные на коммуникативное взаимодействие с собеседником.

Автор указывает, что коммуникативная компетентность руководителя ОВД образует систему внутренних потенциалов регуляции коммуникативных действий, необходимых для эффективного процесса общения, в их числе:

1) личностные качества руководителя;

2) знание успешных коммуникативных стратегий построения профессионального общения;

3) рефлексия как способность человека оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами партнера и пр. [10, с. 12-14].

Нельзя не отметить, что в современных условиях реформирования системы управления правоохранительными структурами актуализируется роль инновационных качеств личности руководителя ОВД.

В. М. Пашин и А. А. Кобозев отмечают, что в современных условиях

представляется необходимым выработка и внедрение в практику управления инновационных технологий работы с персоналом на всех стадиях отбора, приема на службу, продвижения, перемещения по службе [11, с. 51-58], что предъявляет новые требования к инновационным качествам личности руководителя ОВД. В связи с этим они предлагают создать эффективную систему кадрового аудита в ОВД, позволяющую не только осуществлять качественный кадровый отбор на службу, но и расширенное воспроизводство сотрудников с необходимым набором профессиональных качеств; разработать систему тестирования сотрудников, ориентированную на идентификацию их инновационного потенциала. В связи с этим интересна идея профессора В. Долговой, которая разработала планшет для изучения инновационной диспозиции личности руководителя [12]. Изучив различные классификации уровней направленности личности на инновационную деятельность, она пришла к выводу, что формирование готовности руководителя к инновационной деятельности - процесс сложный, обусловленный, с одной стороны, многогранностью структуры данного психического и педагогического образования, с другой, разнообразием факторов, влияющих на процесс ее формирования и проявления. Рассматривая теоретические предпосылки формирования готовности руководителей к инновационной деятельности, В. Долгова отмечает, что главным интегратив-

ным компонентом готовности к инновационной деятельности является положительное к ней отношение, и требует совокупности знаний и умений:

- по внедрению достижений науки и передового опыта в практику;

- по теории и практике системного подхода;

- по теории и практике прогнозирования [13].

Подводя итоги, отметим, что личностный образец руководителя подразделения органа внутренних дел базируется на его личных качествах; руководитель должен обладать широким логическим и рациональным мышлением в сочетании с умением быстро схватывать суть проблемы и решать ее быстрее, чем это может человек средних способностей; руководитель должен уделять внимание психологическим проблемам управления коллективом; руководитель должен быть нацелен на приобретение новых научных, профессиональных, управленческих и психолого-педагогических знаний; формирование личностного интереса руководителя к получению умений иноязычной коммуникативной деятельности способствует совершенствованию его интеллектуальных и профессиональных качеств; современный руководитель должен обладать готовностью к инновационной деятельности, значимость которой проявляется, в первую очередь, в процессе решения управленческих задач.

ЛИТЕРАТУРА

1. Свободный Ф. К. Профессиональный «Я-образ» сотрудника ОВД и оптимизация его формирования в высшем образовательном учреждении МВД России: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.06. М., 2003. 18 с.

2. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали. М., 1987. 528 с.

3. Государственное управление: основы теории и организации: учебник. В 2 т. Т. 1 / под ред. В. А. Козбаненко. Изд. 2-е, с изм. и доп. М.: Статут, 2002. 468 с.

4. См. подробнее: Величко А. Н., Подмарков В. Г. Социолог на предприятии. 2-е. изд. М.: Московский рабочий, 1976. 240 с.

>

<ч а а

и

и Д

В

и «

а

о «

и

¥ а -с

а £

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

^

0 «

и

1

£

а «

А А А

5. См.: Петров В. Е. Психологическая диагностика профессионально важных качеств руководителей органов внутренних дел на основе компьютерных технологий: автореф. дис. ... канд. психол. наук. 19.00.06. М., 2001. 23 с.

6. Управление персоналом: энциклопедический словарь / под ред. А. Я. Кибанова. М., 1998. 453 с.

7. Кулапов М. Н. Руководитель в системе управления: учебное пособие. М.: Палеотип, 2012. 209 с.

8. См.: Юнина Е. А. Педагогическая психология: социально-личностное образование. Пермь, 2004. 92 с.

9. О полиции: федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (ред. 03.12.2012 № 244-ФЗ) // СЗ РФ. 2012. № 50 (ч. 5).

10. Хайрутдинова И. В. Формирование иноязычной коммуникативной деятельности руководителей органов внутренних дел: автореф. дис. ... канд. педаг. наук. 13.00.01. М., 2013. 26 с.

11. Пашин В. М., Кобозев А. А. Проблемы кадровой доктрины в системе МВД России // Административное и муниципальное право. 2013. № 1.

12. Долгова В. Планшет для изучения инновационной диспозиции личности руководителя // http://gisap.eu/ru/node/26506 (дата обращения: 25 января 2014 г.).

13. Долгова В. Теоретические предпосылки формирования готовности руководителей к инновационной деятельности // http://gisap.eu/ru/node/18919 (дата обращения: 25 января 2014 г.).

© Сафронова Л. В.

>

<ч а а

и и

ч

и «

а

о «

и

¥ а -с

а £

о

^

0 «

и

1

£

а «

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.