Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
128
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / МИРОВОЗРЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ЭМПАТИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PERSONALITY / SELF-IMPROVEMENT / WORLDVIEW / DEVELOPMENT / EMPATHY / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Данилина М.О., Луцкович Е.В., Макарова У.С., Романова Н.В.

Данная статья посвящена проблеме комплексности качеств психолога-практика. Наполненность ума и души , под руководством гуманистического и аналитического составляющего, имеет огромное значение в течении всего процесса деятельности психолога. Профессиональная компетентность психолога зависит от его личности, интеллектуальных способностей , наличия определенных черт. Очень важно уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PERSONALITIES OF A PRACTICAL PSYCHOLOGIST

This article is devoted to the problem of the complexity of the qualities of a practicing psychologist. The fullness of the mind and soul, under the leadership of the humanistic and analytical component, is of great importance throughout the entire process of the psychologist. The professional competence of a psychologist depends on his personality, intellectual abilities, and the presence of certain traits. It is very important to be able to work with people, understand characters, have not only psychological knowledge, but also psychological intuition.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА»

УДК 740

Данилина М.О. студент 2 курса Гуманитарного факультета

МИ ВлГУ Россия, г. Муром Луцкович Е.В. студент 2 курса Гуманитарного факультета

МИ ВлГУ Россия, г. Муром Макарова У.С. студент 2 курса Гуманитарного факультета МИ ВлГУ

Россия, г. Муром Научный руководитель: Романова Н.В. канд. культурологии доцент каф.

МИ (ф) ВлГУ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

Данная статья посвящена проблеме комплексности качеств психолога-практика. Наполненность ума и души , под руководством гуманистического и аналитического составляющего, имеет огромное значение в течении всего процесса деятельности психолога. Профессиональная компетентность психолога зависит от его личности, интеллектуальных способностей , наличия определенных черт. Очень важно уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Личность, самосовершенствование, мировозрение, развитие, эмпатия, компетентность.

Danilina M. O. 2nd year student Faculty of Humanities MI VLGU Russia, Murom Lutskovich E. V. 2nd year student Faculty of Humanities MI VLGU Russia, Murom Makarova, U.S. 2nd year student Faculty of Humanities MI VLGU

Russia, Murom Supervisor: Romanova N. V. Cand. cultural science associate professor

MI f) VLGU

PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PERSONALITIES OF A PRACTICAL PSYCHOLOGIST.

This article is devoted to the problem of the complexity of the qualities of a practicing psychologist. The fullness of the mind and soul, under the leadership of the humanistic and analytical component, is of great importance throughout the entire process of the psychologist. The professional competence of a psychologist depends on his personality, intellectual abilities, and the presence of certain traits. It is very important to be able to work with people, understand characters, have not only psychological knowledge, but also psychological intuition. Personality, self-improvement, worldview, development, empathy, competence. Актуальность проблемы повышения эффективности труда психолога , связана не только с вузовской подготовкой, но и с отбором по личностным качествам для подготовки к практической деятельности психолога. Существуют различные способы решения данной проблемы, одним их них является составление подробных списков профессионально важных качеств личности.

На современном этапе основной круг профессионально значимых качеств специалиста исходит из трудов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова.

Умение легко устанавливать контакты с людьми, способность слушать, поддерживать разговор, эмоциональная регуляция и выносливость -отличает в своих трудах Е.М.Иванова, кроме того, важнейшими качествами личности она считает жизненный смысл; мировоззрение позиции; обуславливающий выбор этой профессии человеком.

Т.С. Абрамова отмечает, что психолог должен быть свободным от любых оценочных действий. Чтобы удержать от необдуманного совета, осуждения, психолог должен обладать большой внутренней дисциплиной. При этом Т.С.Абрамова считает, что позиция психолога предполагает реалистичный оптимизм; жизненный успех.

Г.Ю. Любимова выделяет важнейшими качествами личности психолога : сдержанность, надежность, энергичность, открытость, эмоциональный контроль. Необходимым элементом в характеристики личности психолога-практика должно быть самой положительной « Я- концепции». Е.А. Климов рассматривает проблему коммуникативной компетентности психолога в процессе подготовки и дальнейшей деятельности. Важнейшим профессионально значимым качеством специалиста является его умение общаться с людьми.

Согласно данным исследования, проведенным В.Н. Карандашевым желательными для психолога определяются следующие черты и качества :

эмпатия, эмоциональная устойчивость, альтруизм, способность прогнозировать межличностные отношения.

О.В. Варфоломеева проанализировав психограмы успешных психологов -практиков , пришла к выводу, что наиболее значимыми являются коммуникативные и эмпатийные качества специалиста- психолога. Сложная многоуровневая задача высшей школы - это формирование личности психолога - практика. Большинство профессионально важных качеств личности на этапе обучения и так же могут быть сформированы с помощью дополнительных программ. Но есть ряд требований к личности абитуриента, которые должны быть выражены до начала обучения. Если они не присуще личности абитуриента эффективности профессиональной деятельности самого специалиста является низкой и сопровождается большим количеством ошибок.

Говоря о вышесказанных результатах психологов- практиков , а так же их научных исследований нами были сделаны следующие выводы. К профессиональным качествам психолога - исследователя относятся:

- в сфере формирования интересов: альтруизм, личностный смысл, развитие эмпатии, и безоценочное отношение к клиенту, стрессоустойчивость, терпимость, реактивность, социальная чувствительность.

- в интеллектуальной сфере : умственные способности, высокий уровень интеллекта, умение выделять главное и обобщать, наблюдать, лексический запас, здравый смысл, динамичность мышления, самостоятельность.

- по отношению к себе: адекватность в самооценки, самосовершенствование , самокритичность, сила «Я», вера в свои возможности, чувство собственного достоинства.

- о личности психолога-практика : оптимизм , эмоциональная выносливость, энтузиазм, психическая стабильность, усердие, ответственность в работе, исполнительность, честность, способность мыслить свободно.

Таким образом, требования к психологам очень высокие , поэтому таких профессионалов встретить трудно. Так же аспекты подготовки специалистов не сводятся к уровню их академической подготовки. Уровень профессиональной компетентности зависит от личности психолога, особенностей интеллекта , наличия и проявления отдельных черт личности . Во время проведения психологического анализа в профессиограмме «Психолог» указываются требования , касающиеся профессиональных качеств ( коммуникативные способности, чувство ответственности, аналитический ум, наблюдательность, развитая словесно-логическая память, внимательность).

В итоге можно сказать, что личностное и профессиональное развитие личности продолжается всю сознательную жизнь человека, возможны достижения высшей ступени профессионализма.

Использованные источники:

1. О.А.Трофимова. Теоретико-методологические основы исследования феномена лидерства // Психология. Социология. Педагогика, № 3, - 2011 г., 66 с.

2. Жанна Сунтеева. Методика: Как управлять своим эмоциональным состоянием? // Школьный психолог, № 1, - 2014 г., 46 с.

3. Студенческая библиотека онлайн[электронный ресурс] Общая характеристика проф. деятельности личностных качеств психолога (URL:https://mobile.studbooks.net/1321885/psihologiya/osobennosti_harakteristi ka_professionalno_vazhnyh_chert_psihologa)

УДК: 159.9

Данилова М.А., кандидат психологических наук старший преподаватель кафедры психологии Крымского инженерно-педагогического университета Россия, Республика Крым, г. Симферополь

Тарасенко Е.А. студент 5 курса, Факультет психологии Крымского инженерно-педагогического университета

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РАБОЧИХ СТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ

"ПРОФЕССИОНАЛСТРОЙ"

Аннотация. Проведено практическое исследование организационных особенностей психологического благополучия рабочих строительной компании "Профессионалстрой". Был сделан выод от том, что организационный фокус психологического благополучия работников Строительной компании "ПРОФЕССИОНАЛСТРОЙ" состоит из организационной культуры, отношений (между работниками, между работниками и руководством), успешности и удовлетворенности отношениями с коллегами и руководством, содержанием работы, условиями труда и достижениями. Проведенный анализ показал средний уровень удовлетворенности работой и высокий уровень удовлетворенности трудом рабочих Строительной компании "ПРОФЕССИОНАЛСТРОЙ".

Ключевые слова. психологическое благополучие работников, организационная культура, удовлетворенность работой,

удовлетворенность трудом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.