Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА -ПСИХОЛОГА'

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА -ПСИХОЛОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ПСИХОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / КОМПЕТЕНЦИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TEACHER / PSYCHOLOGY / PROFESSIONAL QUALITIES / COMPETENCE / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бумагина Д.А., Доронина А.А.

Изменение социально-экономических условий жизни современного общества. Обновление системы образования требуют качественно нового уровня профессионализма специалистов и, в частности, специалистов - психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROFESSIONALISM OF THE TEACHER -PSYCHOLOGIST

Changes in the socio - economic conditions of modern society, the renewal of the education system require a qualitatively new level of professionalism of specialists and, in particular, specialists-psychologists.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА -ПСИХОЛОГА»

УДК 740

Бумагина Д.А. студент 2 курса Доронина А.А. студент 2 курса Гуманитарный факультет научный руководитель: Романова Н.В., кандидат культурологии доцент

МиВлГУ Россия, г. Муром ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА -ПСИХОЛОГА

Аннотация. Изменение социально-экономических условий жизни современного общества. Обновление системы образования требуют качественно нового уровня профессионализма специалистов и, в частности, специалистов - психологов.

Ключевые слова: педагог, психология, профессиональные качества, компетенции, деятельность.

Bumagina D.A.

2nd year student Faculty of Humanities MiVlSU Russia, Murom Doroninа A.A.

2nd year student Faculty of Humanities MiVlSU Russia, Murom

Scientific adviser, Ph.D. in cultural studies, associate professor of the

MiVlSU State University Romanova N.V.

THE PROFESSIONALISM OF THE TEACHER -PSYCHOLOGIST

Abstract. Changes in the socio - economic conditions of modern society, the renewal of the education system require a qualitatively new level ofprofessionalism of specialists and, in particular, specialists-psychologists.

Key words. Teacher, psychology, professional qualities, competence, activity.

Педагогическое мастерство и профессионализм педагога характеризует такой важный компонент как профессиональная компетентность. Под ней понимается практическая и теоретическая готовность педагога к выполнению педагогической деятельности. В общем, и профессиональном образовании это понятие широко используется.

Педагогическая профессия обладает своеобразием, что подразумевает владение широким кругом компетентностей. Профессионализма педагога включает в себя комплекс всех видов профессиональной компетентности.

Обобщённая характеристика всех требований к теоретической и

практической подготовке педагога представлена в квалификационных характеристиках, а также в описании Государственного стандарта высшего профессионального образования.

Практическая психология рассматривается как особый институт. Тенденции образования, которые проявляются в переходе образования РФ на новую содержательную и технологическую модель, диктуют необходимость в дальнейшем развитии системы сопровождения ребенка в образовательном процессе.

Специалистом в числе педагогических работников образовательного учреждения, который осуществляет профессиональную деятельность, направленную на психологическое обеспечение образовательного процесса, является педагог-психолог.

Профессиональная компетентность педагога-психолога - это система личностных и профессиональных характеристик, включающих в себя:

1. специальная готовность- результат подготовки в вузе, послевузовская доподготовка, профессиональной деятельности;

2. квалификация в деятельности -результат освоения технологий психолого-педагогической деятельности на практике;

3. организационно-деятельностная компетентность -результат развития деятельности в процессе непрерывного профессионального образования и практической деятельности.

Педагогу-психологу для успешной профессиональной деятельности требуются такие качества, как: устойчивая и адекватная самооценка, позитивный взгляд на мир, эмоциональная устойчивость, самоуважение и уверенность в себе, устойчивая мотивация, ответственность, самостоятельность, умение анализировать и др.

В основные критерии профессиональных качеств психолога входят: наличие жизненной позиции; наличие профессиональной позиции; умение самостоятельно формулировать цель работы; умение формулировать задачи работы; умение самостоятельно выбирать формы работы; понимание приоритетных направлений развития, с учетом специфики учреждения; участие в научно-практических конференциях; участие в психологических семинарах; умение прогнозировать результат; организовывать взаимодействие с участниками образовательного процесса и другими учреждениями; умение вести документацию; профессионально и грамотно составлять документы.

Компетенции позволяют осуществлять целенаправленное воздействие на деятельность учреждения и социально-личностное развитие учащихся, определять границы компетентности и проектировать путь профессионального роста, а так же осуществлять рефлексивную оценку психологической практики. Именно поэтому для квалифицированного выполнения профессиональных обязанностей педагогу-психологу необходимо владеть профессиональными компетенциями.

Общепедагогические компетенции включают в себя: знания о

современном состоянии системы образования; знание о принципах организации образовательной среды; знание о выполнении порядка алгоритма педагогических технологий и методик; знания об основных нормативных документах организации образовательного процесса; знание о различных подходах к образованию; знание об основных задачах и направлениях воспитательно-профилактической работы; знания об особенностях структуры, построения и ведения занятий.

К общепрофессиональным компетенциям относятся: владение современными информационными технологиями; использование специальных инструментов и техник; умение анализировать результаты; умение организовывать совместную деятельность разных субъектов образовательного процесса; умение способствовать разрешению проблемных ситуаций; владение навыками консультативной деятельности; эффективное использование и предъявление информации для различных аудиторий.

Подводя итог, делаем вывод: для эффективной реализации своей деятельности современный педагог- психолог должен в полной мере обладать всем набором профессиональных компетенций.

Использованные источники:

1. Безрукова, В.С. Психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. - 384 с.

2. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Психология. - М.: Юрайт, 2018. - 197 с.

3. Козлова, Т.А. Дошкольная Психология. - М.: Академия, 2016. - 416 с.

4. Крысько, В.Г. Психология и педагогика. - М.: Юрайт, 2017. - 480 с.

5. Курочкин, П.Р. Психология и педагогика. - М.: Юрайт, 2014. - 736 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.