Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ГИПОТЕТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ ЧЕРЕЗ ОВЛАДЕНИЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ АНАЛИЗА СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КЛИЕНТА'

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ГИПОТЕТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ ЧЕРЕЗ ОВЛАДЕНИЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ АНАЛИЗА СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КЛИЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гипотетичность / знания / намерение психолога / смысложизненные ориентации / индивидуальный стиль деятельности / опыт проживания / субъективное благополучие / hypothetical / knowledge / psychologist’s intention / with thought-life orientations / individual style of activity / experience of living / subjective well-being

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.Ю. Литвинова

Гипотетичность как свойство психолога проявляется через совокупность предположений о потенциальных вариантах развития событий в жизнедеятельности клиента. «Оптимальный» вариант обнаруживается при помощи следующих инструментов: намерение психолога и его владение авторской психотерапевтической технологией. В статье рассматривается опыт формирования гипотетичности психолога через обучение практике работы со смысложизненными ориентациями клиента в трех аспектах: приобретение знаний о феноменологии жизнедеятельности (преимущественно субъектно-деятельностный подход), умение использовать состояние намерения психолога сопроводить клиента к «искомому ответу на вопрос», владение индивидуальным стилем деятельности в процессе сопровождения клиента, т.е. авторской психотерапевтической технологией. Получены данные о том, что формирование компетенции гипотетичности психолога непосредственно зависит от профессиональной мотивации студента и осознания опыта проживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING HYPOTHETIC COMPETENCE IN PSYCHOLOGY STUDENTS THROUGH MASTERING THE PSYCHOTHERAPEUTIC TECHNOLOGY OF ANALYSIS OF SENSE ORIENTATIONS OF THE CLIENT

The article deals with the formation of the competence of hypothetical students of psychologists through mastering the psychotherapeutic technology of analyzing the client’s life-meaning orientations. The hypothetical nature of a psychologist is a set of assumptions about potential scenarios for the development of events in the client’s life. The “optimal” scenario for the client is revealed with the help of tools: the psychologist’s intention and his mastery of the author’s psychotherapeutic technology. The author considers the experience of forming a hypothetical psychologist through teaching the practice of working with the client’s life-meaning orientations in three aspects: acquiring knowledge about the phenomenology of life (mainly the subject-activity approach); the process of accompanying the client, i.e. the author’s psychotherapeutic technology. The work shows that formation of the competence of the hypothetical psychologist is directly dependent on the student’s professional motivation and awareness of his life experience.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ГИПОТЕТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ ЧЕРЕЗ ОВЛАДЕНИЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ АНАЛИЗА СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КЛИЕНТА»

7. Бредихин А.В. О системе духовно-нравственного и патриотического воспитания казачьих кадетских корпусов. Казачество. 2016; № 4 (17): 12 - 19.

8. Тоноян Х.А., Лахтин А.Ю. Повышение эффективности проведения физкультурных и спортивных мероприятий в первом казачьем университете. Власть. 2018; Т. 26, № 4: 48 - 54.

References

1. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016 - 2020 gody». Available at: http://government.ru/

2. Kolesnik Yu.A. Ispol'zovanie sredstv fizicheskoj kul'tury s cel'yu uluchsheniya psiho'emocional'nogo sostoyaniya, povysheniya rabotosposobnosti. PPMBPFVS. 2009; № 5: 124 - 128.

3. Rvacheva O.V. Sistema kazach'ego vospitaniya i obrazovaniya v konce XIX - nachale XXI veka. Tendencii na Yuge Rossii. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2015; № 8 (103): 188 - 196.

4. Kaplenko O.M. Social'nye funkcii fizicheskoj kul'tury. Inter'ekspo Geo-Sibir'. 2010; № 6: 249 - 254.

5. Ozerov A.A. Problemy i perspektivy voenno-patrioticheskogo vospitaniya v kazach'ih kadetskih korpusah Rossii. IVD. 2014; №4-2: 5.

6. Dan'shov S.N. Duhovno-nravstvennoe vospitanie uchaschihsya na osnove priobscheniya k tradiciyam kazachestva Yuzhnogo Urala: Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2006.

7. Bredihin A.V. O sisteme duhovno-nravstvennogo i patrioticheskogo vospitaniya kazach'ih kadetskih korpusov. Kazachestvo. 2016; № 4 (17): 12 - 19.

8. Tonoyan H.A., Lahtin A.Yu. Povyshenie 'effektivnosti provedeniya fizkul'turnyh i sportivnyh meropriyatij v pervom kazach'em universitete. Vlast'. 2018; T. 26, № 4: 48 - 54.

Статья поступила в редакцию 12.02.21

УДК 316.47

Litvinova N.Yu., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Vladimir State University n.a. A.G. and N.G. Stoletovs (Vladimir, (Russia),

E-mail: Ln7766@mail.ru

FORMING HYPOTHETIC COMPETENCE IN PSYCHOLOGY STUDENTS THROUGH MASTERING THE PSYCHOTHERAPEUTIC TECHNOLOGY OF ANALYSIS OF SENSE ORIENTATIONS OF THE CLIENT. The article deals with the formation of the competence of hypothetical students of psychologists through mastering the psychotherapeutic technology of analyzing the client's life-meaning orientations. The hypothetical nature of a psychologist is a set of assumptions about potential scenarios for the development of events in the client's life. The "optimal" scenario for the client is revealed with the help of tools: the psychologist's intention and his mastery of the author's psychotherapeutic technology. The author considers the experience of forming a hypothetical psychologist through teaching the practice of working with the client's life-meaning orientations in three aspects: acquiring knowledge about the phenomenology of life (mainly the subject-activity approach); the process of accompanying the client, i.e. the author's psychotherapeutic technology. The work shows that formation of the competence of the hypothetical psychologist is directly dependent on the student's professional motivation and awareness of his life experience.

Key words: hypothetical, knowledge, psychologist's intention, with thought-life orientations, individual style of activity, experience of living, subjective well-being.

Н.Ю. Литвинова, канд. психол. наук, доц., Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир,

E-mail: Ln7766@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ГИПОТЕТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ ЧЕРЕЗ ОВЛАДЕНИЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ АНАЛИЗА СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КЛИЕНТА

Гипотетичность как свойство психолога проявляется через совокупность предположений о потенциальных вариантах развития событий в жизнедеятельности клиента. «Оптимальный» вариант обнаруживается при помощи следующих инструментов: намерение психолога и его владение авторской психотерапевтической технологией. В статье рассматривается опыт формирования гипотетичности психолога через обучение практике работы со смысложизненными ориентациями клиента в трех аспектах: приобретение знаний о феноменологии жизнедеятельности (преимущественно субъектно-деятельностный подход), умение использовать состояние намерения психолога сопроводить клиента к «искомому ответу на вопрос», владение индивидуальным стилем деятельности в процессе сопровождения клиента, т.е. авторской психотерапевтической технологией. Получены данные о том, что формирование компетенции гипотетичности психолога непосредственно зависит от профессиональной мотивации студента и осознания опыта проживания.

Ключевые слова: гипотетичность, знания, намерение психолога, смысложизненные ориентации, индивидуальный стиль деятельности, опыт проживания, субъективное благополучие.

Гипотетичность - профессионально важное свойство личности психолога, проявляемое в намерении контролировать значимость достижения позитивного результата в рефлексивном процессе над заявленной проблемой клиента [1]. Это свойство формируется на основе знаний о феноменологии жизнедеятельности (в зависимости от предпочитаемых теоретических концепций), накопленных психологом. Инструментом практической реализации этих знаний, переноса их на практику оказания психологической помощи, сопровождения клиента в контексте трудной ситуации жизнедеятельности выступает владение психологом авторской психотерапевтической технологией как результатом проявления индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Отметим, что авторской психотерапевтической технологией становится эклектический подход, который вырабатывает каждый психолог познавая безграничное поле психотерапевтической практики.

Мы рассматриваем опыт формирования гипотетичности психолога через обучение практике работы со смысложизненными ориентациями клиента в трех аспектах: приобретение знаний о феноменологии жизнедеятельности (преимущественно субъектно-деятельностный подход), умение использовать состояние намерения психолога сопроводить клиента к «искомому ответу на вопрос», владение индивидуальным стилем деятельности в процессе сопровождения клиента, т.е. авторской психотерапевтической технологией.

Первый аспект формирования гипотетичности психолога.

Не умаляя практической ценности множества психотерапевтических подходов и технологий к процессу сопровождения клиента, мы принимаем идеи

психоанализа, бихевиоризма, гуманизма [2] и уделяем особое внимание идеям экзистенциональной психологии В. Франкла и отечественной субъектно-деятель-ностной парадигме [3; 4; 5].

В соответствии с выбранной методологией понимания субъективного благополучия личности в жизнедеятельности (главный критерий качества жизни и мишень психотерапии) мы принимаем следующие допущения как основу для формирования знаний о феноменологии жизнедеятельности [6].

С точки зрения философии феноменология жизни представляет собой дескрипцию явления, с позиции психологии - проявления индивида в жизнедеятельности. Речь идет о проявлении уникальности, индивидуальности, предназначения, общественно полезной значимости - это главная эволюционная, экзистенциальная задача каждого человека. Именно обретение индивидуальной личностной ниши, предназначения, самореализации в общественной значимости и полезности гарантируют человеку субъективное благополучие, личностную и социальную успешность.

В этой связи манифестирует себя проблема ответственности человека перед самим собой за собственное благополучие в жизнедеятельности. Выраженность ответственности как свойства личности проявляется в особенностях локуса контроля и определяет выбор способов раскрытия уникальности и неповторимости индивида (они же способы достижения экзистенциальной цели жизнедеятельности). Выбор способов реализуется ежедневно через решение текущих ситуативных задач: жесткий контроль, зависимость от значимости достижений или балансирование между контролем и наблюдением открывающихся

вариантов развития событий (при этом ангажируются смысложизненные ориентации разного уровня и содержания). Степень реализации в жизнедеятельности уникальности и неповторимости в момент здесь и теперь маркирует выраженность субъективного благополучия, удовлетворенность личности жизнедеятельностью и предпочитаемые смысложизненные ориентации [3].

Степень осознанности клиентом меры собственной ответственности за текущие результаты жизнедеятельности инициируются истощением предела толерантности по отношению к повторяющимся травмирующим событиям жизнедеятельности. Тогда и начинается рефлексивный поиск личностного смысла, лежащего в основе субъективного неблагополучия.

Предметом рефлексивной ревизии становятся: духовность; осознание/осмысление целей, выборов, решений; позитивные отношения в жизнедеятельности; удовлетворенность процессом жизнедеятельности, прожитой частью жизни, уверенность в собственных силах; степень самореализации в деятельности,

Рефлексивный процесс ставит человека перед необходимостью разрешения внутриличностных конфликтов: не подавлять негативные эмоции, а преобразовывать их энергию в личностно-регуляторные свойства (целеполагания, моделирования, программирования, самостоятельности, гибкости, креативности) и направлять в русло совладающего поведения [5].

Психологическими факторами, содействующими в этом смысле разрешению внутриличностных конфликтов и, следовательно, субъективному благополучию, являются позитивные смысложизненные ориентации, которые, в свою очередь, активизируют оптимальность самооценки, социальную самореализацию, самоактуализацию, качество функционирования психических процессов и степень их адекватного совпадения с объективной реальностью, осознанность системы потребностей личности [6].

Смысложизненные ориентации функционируют на процессуальных уровнях смыслопроизводства, смыслоосознания, смыслостроительства и определяют способы построения модели жизнедеятельности, субьективно воспринимаемой в качестве благополучной или неблагополучной. Отметим динамические содержательные характеристики процессуальных уровней. На уровне смысло-производства осуществляется отделение смыслов от главного стержня эмоци-онально-потребностной сферы (Д.А. Леонтьев). На уровне смыслоосознания происходит рефлексия значимых личностных смыслов, проявляющихся в жизнедеятельности. Третий уровень смыслостроительства представляет этап реконструкции личностных смыслов на поведенческо-креативном уровне.

Д.А. Леонтьев выделяет в анализе структурной организации каждого процессуального уровня (смысловой сферы личности) шесть видов структурных компонентов - смысложизненных ориентаций (СЖО), отличающиеся друг от друга степенью осознанности и креативного потенциала: личностного смысла, смыслового конструкта, смысловой установки, смысловой диспозиции, мотива и личностной ценности. При всём различии характера и функциональных проявлений выше названных структур они теснейшим образом связаны между собой «содержанием» знаний о базовых смыслах (счастье/горе; справедливость/обида; управление агрессией, эмоционально-когнитивное познание мира и развитие коммуникативной компетентности).

Д.А. Леонтьев исследовал влияние личностных смыслов (содержания структурных смысловых компонентов) на трансформацию психического образа -его временных, пространственных и причинно-следственных отношений [6]. Он полагал, что отражение жизненного смысла («местоположение личности») в его личностном воплощении может меняться (в том числе произвольно) в процессе деятельности, следовательно, может трансформироваться уровень выраженности благополучия. «Местоположение личности» на смысловом континууме жизнедеятельности в момент «здесь и теперь» представляет собой конкретную модель жизнедеятельности (благополучную или неблагополучную).

Очевидно, что феномен относительного субъективного благополучия личности имеет отношение к знанию/осознанию собственных смыслов и значений, запускаемых доминантами эмоционально-потребностной сферы и реализующихся в конкретных ситуациях жизнедеятельности через предметные связи со значимыми внешними объектами [7].

Отправляясь от теоретических и практических идей В. Франкла, Д.А. Леонтьева, мы рассматриваем психотерапевтический процесс осознания смысло-жизненных ориентаций через рефлексию содержания эмоционально-смысловых уровней (идеал и факт): «Самооценочный», «Целеполагание». «Процесс» - проживание опыта жизни, «Событийность», «Результат». Каждый кластер характеризуется эталонной моделью и представляет собой «материал» для проекции на реальные отношения (семья, здоровье, образование, профессия) с дальнейшей процедурой «работы над ошибками» в способах мышления. Цель процесса -соотнести индивидуальное и идеальное и максимально сделать их конгруэнтными.

Работа психолога в рассматриваемой технологии может быть реализована через вербальные техники, что способствует осознанию клиентом его собственных ментальных ловушек. Более выраженный психотерапевтический эффект в этой технологии возможен при использовании выбора клиентом (с последующей рефлексией) метафор образов человека (ЛК-Я, самооценка), животного (целевые установки), пейзажей природы (мотивы, действия, результаты переживаний актуальных отношений, текущие и возможные события жизнедеятельности), афоризмов (анализ реальных событий и отношений) [8; 9].

Второй аспект формирования гипотетичности психолога состоит в тренировке намерения контролировать значимость достижения позитивного результата в рефлексивном процессе над заявленной проблемой клиента (гипотетичность) и отправляется от следующих допущений.

1. Личность - активный субъект жизнедеятельности, ответственный за реализацию собственной уникальности и индивидуальности на основе темперамента, характера и креативного потенциала [4].

2. Причина неблагополучия: непринятие ответственности за собственные смыслы, лежащие в основе ситуаций и событий жизнедеятельности, и следующее за этим ограничение креативности.

3. Движение в сторону улучшения субъективного благополучия личности возможно через осознание смыслов и значений, лежащих в основе предметных связей со значимыми внешними объектами.

Осознание осложняется компромиссными отношениями между текущими личностно значимыми задачами, возникающими в жизнедеятельности и способами их осуществления, осложнение проявляется «во вторичной выгоде» в самом процессе деятельности. «Вторичная выгода» представляет собой ментальные конструкции клиента, обеспечивающие компромиссные предметные связи со значимыми внешними объектами (такое восприятие, понимание и интерпретация события, при которых проявляются навыки контроля и снятия симптомов проблемы, исходящей из личностно значимой неудовлетворенной потребности, но не ее «корневой» первопричины).

4. Осознание пространства оптимальных вариантов развития событий для клиента начинается с инициации влияния его личностных смыслов на трансформацию психического образа - его временных, пространственных и причинно-следственных отношений.

5. Для реализации вышесказанного необходимо поставить перед клиентом цель - получить знания (осознание) о процессе распространения личностных смыслов от стержня (корня) эмоционально-потребностной сферы (ведущего смысла) к мотивам, ценностям, действиям. А именно - осознать собственную природу в понимании базовых практических категорий: счастье/горе; справедливость/обида; управление агрессией, эмоционально-когнитивное познание мира и развитие коммуникативной компетентности.

Третий аспект формирования гипотетичности психолога - овладение авторской психотерапевтической технологией (индивидуальный стиль психологического сопровождения).

Владение технологией оценивалось по достижениям в усвоении ступеней технологии анализа смысложизненных ориентаций клиента.

30 студентов очной и очно-заочной форм обучения прослушали курс «Семейное консультирование», включающий, в том числе, задачу формирования компетенции гипотетичности психолога. В теоретической части курса студентам были представлены отправные «знания» и содержание «намерения» психолога, необходимые для практического овладения психотерапевтической технологий анализа смысложизненных ориентаций клиента:

- 1 ступень - подготовительная. Усвоение знаний и содержания намерения на уровне контрольного теста;

- 2 ступень - начальная. Использование вербальных технологий для верификации истинности и конкретики проблемы клиента, для освобождения клиента от собственных «смысловых ловушек»;

- 3 ступень - усиление осознания «смысловых ловушек» через дифференцированную метафору предпочитаемого образа уровней: Я-концепции, цели, эмоционального процесса проживания жизнедеятельности, событийности и результата. Дифференцированная метафора реализуется на четырех уровнях исследования истинности проблемы клиента через анализ эмоционально-смысловых уровней (Я-концепции, цели, эмоционального процесса проживания жизнедеятельности,. событийности и результата).

На уровне Я-концепции клиенту предлагается рассказать (и/или психолог предлагает и обсуждает с клиентом свою версию интерпретации сложившейся истории) о выбранных им образах людей; цели - о животных; процесса - о пейзажах; событий - о пейзажах природы. На каждом эмоционально-смысловом уровне аналитическая работа разбивается на четыре этапа: 4 (7, 8 образы) пара (паттерны детско-родительских отношений; 1 (1, 2 образы) пара (символ переноса родительских паттернов во взрослую жизнь); 2 (3, 4 образы) пара (конструкты); 3 (5, 6 образы) пара (диспозиции).

Это дает психологу возможность интервенции на неосознанные уровни жизненного опыта клиента. На этом пути психолог и клиент проходят три этапа: диссоциированный (клиент, как он думает, выполняет задания отвлеченного типа, не имеющие отношения к проблеме); метафорический (постепенно клиент соотносит созданные им образы с собственной реальностью: ассоциирование с глубинной структурой значения): реальный (клиент узнает себя в созданной им истории: осознание глубинной структуры значения).

При этом обеспечивается психологическая безопасность клиента в силу диссоциации, производной от ресурса метафоры: это состояние, при котором человек ощущает себя находящимся вне события.

Развивая сюжет, клиент сохраняет ощущение нереальности происходящего, и это придает ему уверенности в безопасности, стимулирует к самораскрытию и самопознанию.

Психотерапевтический процесс представляет собой длительный, эмоционально затратный процесс для клиента, требующий рефлексии опыта проживания и выполнения домашних заданий по работе над ошибками мышления (на уровне смыслостроительства).

Более подробное описание хода реализации предлагаемой технологии представлено в наших предыдущих работах [8; 9].

Итоги оказались следующими.

25% студентов освоили 1 и 2 ступени. Студенты, проявившие искренний интерес в процессе изучения технологии, но ограниченную открытость и активность, оказались на 1 и 2 ступенях (20%). Были выявлены студенты по очной и очно-заочной формам обучения, достигшие только 1 ступени (теоретической). Эту группу составили студенты, имеющие затруднения в понимании причинности трудных ситуаций и событий в жизнедеятельности клиента, а также студенты, имеющие низкую профессиональную мотивацию (5%).

40% студентов очной формы обучения проявили высокую заинтересованность технологией и возможностью освоения ее на практике, но в силу дефицита «опыта проживания, по объективным причинам достигли 3 дифференцированной ступени по одному уровню (ЛК-Я). Как выяснилось из анализа деятельности студентов по психологическому сопровождению клиента, затруднения связаны с дефицитом «опыта проживания» и открытости практики осознания собственных смысложизненных ориентаций (очно-заочная форма обучения).

Третьего уровня по четырем уровням дифференцированных ступеней достигли 35% обучающихся. В эту группу вошли студенты, которые в процессе освоения технологии проявляли открытость, креативность, рефлексивность и переносили инструмент психотерапевтической технологии на собственный жизненный опыт. Они проговаривали в учебной группе инсайты, гипотезы, аргументы «за» и «против», т.е. предоставляли для учебного анализа свои личные переживания, мысли, выборы и т.п. Это послужило основой выбранных ими событий, причин личностно значимых неудовлетворенных потребностей в

Библиографический список

«корневой» первопричине, таким образом они освободились от компромиссов с собой.

Подобный опыт выступает необходимым условием формирования индивидуального стиля деятельности психолога при формировании гипотетичности в процессе психологического сопровождения клиента. Именно в проживании подобного (даже изначально учебного) опыта формируются индивидуально-типические или стилевые особенности саморегуляции (личностно-регуляторные свойства личности), порождающие и индивидуальный стиль деятельности психолога, необходимый при сопровождении клиента в трудной ситуации жизнедеятельности. В частности, это планирование (выдвижение целей), моделирование условий ситуаций и событий жизнедеятельности, программирование действий, оценивание и коррекция результатов; во-вторых, это стилевые особенности, которые характеризуют функционирование целостной системы всех звеньев саморегулирования и являются одновременно субъектно-личностными свойствами (например, самостоятельность, надежность, гибкость).

Такое понимание индивидуального стиля восходит к работам В.М. Теплова, Е.А. Климова и В.С. Мерлина. О.А. Конопкина, В.И. Моросановой [10].

Таким образом, студент в учебной ситуации проживает опыт формирования субъективного благополучия, что выражается в коэффициенте усилий, направленных на раскрытие собственной уникальности и неповторимости в жизнедеятельности; уровне выраженности позитивных смысложизненных ориентаций, которые инициируют удовлетворенность личности жизнедеятельностью, как в целом, так и в ее частных аспектах.

Таким образом, мы проанализировали опыт формирования студентами важного профессионального качества - гипотетичности через усвоение технологии анализа смысложизненных ориентаций в ситуации их психологического сопровождения. Мы пришли к выводу, что формирование этого важного качества и компетенции непосредственно зависимы от профессиональной мотивации студента и осознания опыта проживания (75%).

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.1 Психология (уровень бакалавриата)». Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2014 г. N 946. Available at: http://fgosvo.ru/news/7/477

2. Иновационная психотерапия. Под редакцией Д. Джоунса. Санкт-Петербург: Питер, 2001.

3. Франкл В. Психотерапия на практике. Санкт-Петербург: Речь, 2001.

4. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. Москва: Мысль, 1991.

5. Зобков А.В., Турчин А.С. Саморегуляция учебной деятельности. Владимир - Иваново, 2013.

6. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Москва: Смысл, 2003.

7. Литвинова Н.Ю. Психологические ресурсы совладающего поведения в жизнедеятельности человека. Владимир: ВлГУ, 2015.

8. Литвинова Н.Ю. Смысложизненные ориентации личности при тенденциях нарушений функционирования сердечно-сосудистой системы как предмет психологического сопровождения. Мир науки, культуры и образования. 2019; № 5: 272.

9. Литвинова Н.Ю. К проблеме исследования субъективного благополучия в супружеских отношениях. Мир науки, культуры и образования. 2019; № 5: 274.

10. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения», руководство. Москва: «Когито-Центр», 2004.

References

1. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 37.03.1 Psihologiya (uroven' bakalavriata)». Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 7 avgusta 2014 g. N 946. Available at: http://fgosvo.ru/news/7/477

2. Inovacionnaya psihoterapiya. Pod redakciej D. Dzhounsa. Sankt-Peterburg: Piter, 2001.

3. Frankl V. Psihoterapiya na praktike. Sankt-Peterburg: Rech', 2001.

4. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Strategiizhizni. Moskva: Mysl', 1991.

5. Zobkov A.V., Turchin A.S. Samoregulyaciya uchebnoj deyatel'nosti. Vladimir - Ivanovo, 2013.

6. Leont'ev D.A. Psihologiya smysla. Moskva: Smysl, 2003.

7. Litvinova N.Yu. Psihologicheskie resursy sovladayuschego povedeniya v zhiznedeyatel'nosti cheloveka. Vladimir: VlGU, 2015.

8. Litvinova N.Yu. Smyslozhiznennye orientacii lichnosti pri tendenciyah narushenij funkcionirovaniya serdechno-sosudistoj sistemy kak predmet psihologicheskogo soprovozhdeniya. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2019; № 5: 272.

9. Litvinova N.Yu. K probleme issledovaniya sub'ektivnogo blagopoluchiya v supruzheskih otnosheniyah. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2019; № 5: 274.

10. Morosanova V.I. Oprosnik«Stil'samoregulyaciipovedeniya», rukovodstvo. Moskva: «Kogito-Centr», 2004.

Статья поступила в редакцию 12.02.21

УДК 378.78

Alieva Z., Cand. of Saen^s (Pedagogy), senior lecturer, Department of Vocal Art and Conducting, Crimean Engineering and Pedagogical University n.a. Fevzi Yakubov (Simferopol, Russia), E-mail: alieva@mail.ua

Kucherenko M.Yu., teacher, Department of Vocal Art and Conducting, Crimean Engineering and Pedagogical University n.a. Fevzi Yakubov (Simferopol, Russia), E-mail: chtrnichka.10@mail.ru

FORMATION OF THE PERFORMANCE CULTURE OF STUDENTS - FUTURE MUSIC TEACHERS BY MEANS OF THE CRIMEAN TATAR CHORAL MUSIC.

In the article, the authors consider Crimean Tatar choral music, which contributes to the formation of the performing culture among students. The article sets the task to consider Crimean Tatar folk songs in choral processing and to offer methodical recommendations on their execution. The authors considered the performing techniques of Crimean Tatar choral treatments. As a result of the work, the authors offer recommendations on the students' understanding of the content of aesthetic value and pedagogical capabilities of the Crimean Tatar choral art to form a performing culture of the future music teacher. The article concludes that the choral music of the Crimean Tatars plays an important role in shaping the performing culture of future music teachers studying in the region. Crimean Tatar choral music is a very interesting phenomenon of artistic culture, affecting the position of the teacher's worldview, the development of his potential, professional qualities. Key words: musical culture, choral art, choral music, performing cultures, choral arrangements, folk song, music teacher, choirmaster.

3. Алиева, канд. пед. наук, доц., Крымский инженерно-педагогический университет имени ФевзиЯкубова, г. Симферополь, E-mail: alieva@mail.ua Ы.Ю. Кучеренко, преп., Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, г. Симферополь, E-mail: chtrnichka.10@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.