Научная статья на тему 'РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ КАЗАКОВ'

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ КАЗАКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовно-нравственное воспитание / физическая культура / казаки / физическое воспитание / spiritual and moral education / physical education / Cossacks / physical culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Ю. Лахтин, Г.С. Гершун, А.Н. Вакуленко, А.А. Селиверстов

В статье рассматривается роль физической культуры в формировании духовно-нравственного развития воспитанников учебных заведений казачьего кластера. Дается определение понятию «духовно-нравственное развитие», анализируется влияние различных предметов учебного плана на процесс воспитания и их роль в становлении духовно-нравственного воспитания обучающихся. Рассматривается физическое воспитание как учебный предмет, а также факультативные занятия физической культурой и их роль в формировании у обучающихся нравственно-волевых, духовных и моральных качеств. Отмечаются два направления, по которым проходит физическое воспитание в учебных заведениях казачьего кластера. Также описывается влияние физического воспитания на становление личности и выработку таких личностных качеств, как целеустремленность, воля, стремление к победе, работа над собой. Помимо этого обозначается роль наставничества в процессе физического и духовно-нравственного воспитания казаков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.Ю. Лахтин, Г.С. Гершун, А.Н. Вакуленко, А.А. Селиверстов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PHYSICAL CULTURE IN SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF COSSACKS

The article presents the role of physical culture in moral and spiritual development of students of the educational establishments in the Cossack community. The article provides definition of a concept of spiritual and moral development, the analysis of the influence of various subjects in the curriculum on the educational process and the role of these subjects in the moral education of students. The article considers physical education as a school subject, elective courses of physical culture and their role in forming spiritual and moral qualities of pupils. It also presents two areas of training in which physical education takes place at the educational institutions of the Cossack community. The report describes the influence of physical education on personal development and on the formation of such personality traits as ambition, mental determination, commitment to victory, self-improvement. In addition, the article indicates the role of mentoring during physical and moral education of Cossacks.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ КАЗАКОВ»

Библиографический список

1. Задачи журнала «Семья и школа». Семья и школа. 1946; № 1-2: 3 - 4.

2. Стровский Д.Л. Отечественная журналистика новейшего периода. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

3. Журнал и читатель. Семья и школа. 1966; № 5: 38.

4. Ражников В. Плюсы и минусы здравого смысла. Семья и школа. 1979; № 6:38 - 40.

5. Розинер Ф. Без рецептов. Семья и школа. 1972; № 11: 38 - 41.

6. Розинер Ф. Приглашаем за круглый стол. Семья и школа. 1973; № 8: 34 - 37.

7. Гармония души и разума. Интервью с Т.Е. Фрейнкиной. Семья и школа. 1988; № 7: 42 - 45.

8. Живой организм музыки. Беседа с А.Г Юсфиным. Семья и школа. 1991; № 8: 42 - 44.

9. Малютина Г. С любовью к музыке. Семья и школа. 1967; № 7: 40.

10. Гармония души и разума. Интервью с Т.Е. Фрейнкиной. Семья и школа. 1988; № 7: 42 - 45.

11. За талантливую музыку. Интервью с Я. Френкелем. Семья и школа. 1988; № 1: 51 - 52.

12. Шестакова Е. Ребенок учится музыке. Семья и школа. 1968; № 11: 20 - 21.

13. Консультации «Семьи и школы». Беседа с А.А. Бакуловым. Семья и школа. 1971; № 8: 22 - 23.

14. Бакулов А. Все равно пианисткой не буду. Семья и школа. 1972; № 5: 32 - 33.

15. Малахова И. Малыш и музыка. Семья и школа. 1979; № 3: 57 - 58.

16. Ражников В. Как помочь маленькому музыканту. Семья и школа. 1978; № 7: 30 - 32.

17. Малахова И. Первые шаги в мире звуков. Семья и школа. 1975; № 7: 49 - 52.

18. Малютина Г. С любовью к музыке. Семья и школа. 1967; № 7: 40.

19. Мадорский Л. Испытавшие радость творчества. Семья и школа. 1985; № 8: 54 - 55.

References

1. Zadachi zhurnala «Sem'ya i shkola». Sem'ya i shkola. 1946; № 1-2: 3 - 4.

2. Strovskij D.L. Otechestvennaya zhurnalistika novejshego perioda. Moskva: YuNITI-DANA, 2011.

3. Zhurnal i chitatel'. Sem'ya i shkola. 1966; № 5: 38.

4. Razhnikov V. Plyusy i minusy zdravogo smysla. Sem'ya i shkola. 1979; № 6:38 - 40.

5. Roziner F. Bez receptov. Sem'ya i shkola. 1972; № 11: 38 - 41.

6. Roziner F. Priglashaem za kruglyj stol. Sem'ya i shkola. 1973; № 8: 34 - 37.

7. Garmoniya dushi i razuma. Interv'yu s T.E. Frejnkinoj. Sem'ya i shkola. 1988; № 7: 42 - 45.

8. Zhivoj organizm muzyki. Beseda s A.G. Yusfinym. Sem'ya i shkola. 1991; № 8: 42 - 44.

9. Malyutina G. S lyubov'yu k muzyke. Sem'ya i shkola. 1967; № 7: 40.

10. Garmoniya dushi i razuma. Interv'yu s T.E. Frejnkinoj. Sem'ya i shkola. 1988; № 7: 42 - 45.

11. Za talantlivuyu muzyku. Interv'yu s Ya. Frenkelem. Sem'ya ishkola. 1988; № 1: 51 - 52.

12. Shestakova E. Rebenok uchitsya muzyke. Sem'ya i shkola. 1968; № 11: 20 - 21.

13. Konsul'tacii «Sem'i i shkoly». Beseda s A.A. Bakulovym. Sem'ya i shkola. 1971; № 8: 22 - 23.

14. Bakulov A. Vse ravno pianistkoj ne budu. Sem'ya i shkola. 1972; № 5: 32 - 33.

15. Malahova I. Malysh i muzyka. Sem'ya ishkola. 1979; № 3: 57 - 58.

16. Razhnikov V. Kak pomoch' malen'komu muzykantu. Sem'ya ishkola. 1978; № 7: 30 - 32.

17. Malahova I. Pervye shagi v mire zvukov. Sem'ya i shkola. 1975; № 7: 49 - 52.

18. Malyutina G. S lyubov'yu k muzyke. Sem'ya i shkola. 1967; № 7: 40.

19. Madorskij L. Ispytavshie radost' tvorchestva. Sem'ya i shkola. 1985; № 8: 54 - 55.

Статья поступила в редакцию 12.02.21

УДК 378

Lakhtin A.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow State University of Technology and Management n.a. K.G. Razumovsky (PKU) (Moscow, Russia), E-mail: skbpgu@mail.ru

Gershun G.S., senior teacher, Moscow State University of Technology and Management n.a. K.G. Razumovsky (PKU) (Moscow, Russia), E-mail: gerfok@bk.ru Vakulenko A.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow State University of Technology and Management n.a. K.G. Razumovsky (PKU) (Moscow, Russia), E-mail: antoninanv@mail.ru

Seliverstov A.A., senior lecturer, Department of Physical Education and Pre-Conscription Training, Moscow State University of Technology and Management n.a. K.G. Razumovsky (Moscow, Russia), E-mail: Seliverstov-a-a@mail.ru

THE ROLE OF PHYSICAL CULTURE IN SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF COSSACKS. The article presents the role of physical culture in moral and spiritual development of students of the educational establishments in the Cossack community. The article provides definition of a concept of spiritual and moral development, the analysis of the influence of various subjects in the curriculum on the educational process and the role of these subjects in the moral education of students. The article considers physical education as a school subject, elective courses of physical culture and their role in forming spiritual and moral qualities of pupils. It also presents two areas of training in which physical education takes place at the educational institutions of the Cossack community. The report describes the influence of physical education on personal development and on the formation of such personality traits as ambition, mental determination, commitment to victory, self-improvement. In addition, the article indicates the role of mentoring during physical and moral education of Cossacks. Key words: spiritual and moral education, physical education, Cossacks, physical culture.

А.Ю. Лахтин, канд. пед. наук, доц., Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ), г. Москва, E-mail: skbpgu@mail.ru

Г.С. Гершун, ст. преп., Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ), E-mail: gerfok@bk.ru А.Н. Вакуленко, канд. пед. наук, доц., Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ), г. Москва, E-mail: antoninanv@mail.ru

А.А. Селиверстов, ст. преп., Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ), г. Москва, E-mail: Seliverstov-a-a@mail.ru

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ КАЗАКОВ

В статье рассматривается роль физической культуры в формировании духовно-нравственного развития воспитанников учебных заведений казачьего кластера. Дается определение понятию «духовно-нравственное развитие», анализируется влияние различных предметов учебного плана на процесс воспитания и их роль в становлении духовно-нравственного воспитания обучающихся. Рассматривается физическое воспитание как учебный предмет, а также факультативные занятия физической культурой и их роль в формировании у обучающихся нравственно-волевых, духовных и моральных качеств. Отмеча-

ются два направления, по которым проходит физическое воспитание в учебных заведениях казачьего кластера. Также описывается влияние физического воспитания на становление личности и выработку таких личностных качеств, как целеустремленность, воля, стремление к победе, работа над собой. Помимо этого обозначается роль наставничества в процессе физического и духовно-нравственного воспитания казаков. Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, физическая культура, казаки, физическое воспитание.

Современный мир диктует свои требования не только в сфере науки. Зачастую эволюция моральных норм и этических стандартов не поспевает за стремительным развитием технологий.

В этой связи представляется особенно важным обратиться к вопросам духовно-нравственного развития, особенно в областях, которые несут в себе стержень национального самосознания.

Казачьи учебные заведения включают, как самостоятельные учреждения общего (полного) образования, так и отдельные кадетские классы на базе школ и других образовательных учреждений.

Программы подобных учебных заведений выстраиваются с учетом углубленного изучения традиций, культуры и истории казачества и разрабатываются при непосредственном участии не только историков, краеведов и педагогов, но и представителей казачьего войска и соответствующих региональных ведомств. Учебные заведения казачьего кластера распространены в регионах, где традиционно сильно казачье движение - южные регионы России - Кубань и Ставрополье, но все большую популярность они набирают и в средней полосе России, и в Сибири, а также в Центральном регионе.

Актуальность выбранной темы связана с существующей педагогической проблемой определения баланса в учебном плане казачьих учебных заведений, важностью выбора соотношения предметов, направленных на духовное, нравственное, эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие.

К сожалению, данной теме уделяется мало внимания в научной литературе. Учебные заведения казачьего кластера, несмотря на следование традициям и попытки возродить существовавшие ранее традиции казачьего воспитания, -относительно новое явление в образовательной системе современной России.

Научная новизна исследования заключается в обосновании связи духовно-нравственного и физического воспитания, определения роли физического воспитания в становлении морально-этических и нравственных установок воспитанников учебных заведений казачьего корпуса, что позволяет выбрать оптимальное соотношение предметов, направленных на духовное и физическое развитие в учебном плане казачьих учебных заведений.

Роль физической культуры в формировании духовно-нравственного воспитания казаков

Духовно-нравственное развитие подразумевает сложный процесс формирования личности, которой присущи высокоморальные качества, соответствие идеалам и традиционным ценностям гражданского общества.

Под духовно-нравственным воспитанием подразумевается процесс целенаправленного формирования личности, наделенной определенными моральными убеждениями. Данный процесс предполагает как воспитание нравственных чувств, так и формирование определенной модели поведения в обществе через выработку привычек и навыков, из которых складывается поведенческий паттерн.

В современном обществе зачастую наблюдается утрата нравственных ориентиров и замещение их ценностями материального характера как основы жизненного благополучия. В то же время обеспокоенность такой ситуацией вызывает закономерный ответ государства в виде влияния на педагогический процесс с целью изменить сложившееся положение. За последние годы в Российской Федерации на государственном уровне все большее значение придается формированию гармоничной и целостной личности, воспитанной в духе патриотизма, нравственности, уважения к традиционным ценностям. Это находит отражение в ряде программных документов, в частности, Постановлении «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»», от 30 декабря 2015 года №1493 [1].

Значительное внимание в данной программе уделяется спортивно-оздоровительной составляющей, так как грамотное физическое воспитание и присущие ему дисциплина, ответственность, нацеленность на результат неразрывно связаны с гармонизацией всех сфер нравственной жизни.

Наряду с укреплением здоровья физическая культура влияет на способность полноценно реализовывать личностные качества, такие как инициативность, аналитические способности, самостоятельность, трудолюбие. В определенном смысле занятия физической культурой формируют мировоззрение и среду общения, ограждая от негативного влияния деструктивных субкультур.

Этические, культурно-патриотические и духовно-нравственные традиции в воспитании казачества неразрывно связаны с воспитанием физическим и военно-патриотическим, так как в их основе лежит воспитание воина, способного не только глубоко переживать, тонко чувствовать и сострадать, но и готового в любой момент стать защитником отечества.

Столь пристальное внимание отдается неразрывной связи физического воспитания с духовно-нравственным не только и не столько в силу связанности на психоэмоциональном уровне этих процессов. В большей степени их взаимовлияние важно потому, что лишь нравственный человек, обладающий определенным уровнем физического развития, способен применять свои способности во благо, например, для защиты слабых и угнетенных. Нравственный человек,

который силен физически, но не агрессивен, способен применять силу лишь для обороны, а не для нападения. Лишь такой человек умеет преодолеть страх и пожертвовать жизнью во имя высоких идеалов - ради своей страны, выполнения воинского долга, защиты государственных интересов.

Физическое развитие здесь служит лишь основой для гармоничного формирования личности.

Исследователи отмечают, что занятия физической культурой влияют не только на формирование соответствующих физических умений, но и на психоэмоциональное состояние обучающихся [2].

Среди традиций казачества, веками передающихся из поколения в поколение, физическое воспитание - воинская подготовка, воспитание силы, выносливости - ловкости играло ведущую роль. В то же время духовно-нравственному воспитанию отводилось значительное место. В первую очередь воспитание духовных ценностей и моральных качеств казачества базировалось на религиозном чувстве - воспитание велось в рамках православных духовных традиций.

Задаваясь вопросом о связи физического воспитания и духовно-нравственного становления, можно вспомнить о традициях, ведущих свою историю от античных времен, когда гармоничная личность не мыслилась вне процесса физической подготовки. В современном мире, опираясь на вековые традиции подготовки казаков, очень важным является следование государственному запросу патриотического воспитания молодежи и сохранение духовно-нравственного наследия.

Казачьи кадетские корпуса, являясь популярной формой обучения и воспитания, предполагают развитие личности обучающихся не только в спортивном, но и в научно-техническом, художественно-эстетическом планах [3]. Художественно-эстетическое направление предполагает обучение музыке и танцам, в частности военно-строевой песне, в то время как спортивному направлению и физической подготовке уделяется значительное внимание: это и джигитовка, и обучение основам самообороны и рукопашного боя, и конная подготовка, и основы спортивного ориентирования, и плавание.

Роль физической культуры в формировании духовно-нравственного воспитания казаков неоспорима. Духовно-нравственное и физическое воспитание в учебных заведениях казачьего кластера идет по нескольким направлениям:

- воспитание военно-патриотическое: физическая культура как основа начальной военной подготовки, подразумевающей воспитание не только сильного физически, выносливого и подготовленного человека, но и формирование в нем духовно-нравственных ценностей, неразрывно связанных с такими понятиями, как защита отечества, любовь к родине, помощь слабым, самоотверженность, бесстрашие, мужество. Это происходит через знакомство с художественной литературой, культурно-историческими реалиями и, разумеется, на личном примере наставника, роль которого в духовно-нравственном воспитании казачества исторически очень важны;

- воспитание непосредственно спортивное. В рамках физической подготовки казаки могут выбрать секции футбола, плавания, игровых видов спорта, которые несут не столько прикладную, сколько общеразвивающую нагрузку. В этом случае духовно-нравственное воспитание идет в том же ключе, что и на обычных уроках физического воспитания. Любые занятия спортом развивают ответственность, силу, командный дух, взаимопомощь, целеустремленность, стремление к честной борьбе и здоровое соперничество. Здесь также важна роль тренера, который личным примером и грамотной постановкой педагогических задач способен добиться результатов от воспитанников;

- воспитание духовно-эстетическое. Достигается через освоение предметов гуманитарного и эстетического цикла - музыки, мировой художественной культуры, истории, литературы, изобразительного искусства, что позволяет воспитать человека тонко чувствующего, неравнодушного, ценящего прекрасное.

Комплексная подготовка в учебных заведениях казачьего кластера подразумевает воспитание по всем перечисленным направлениям и каждое из них ведет к формированию целостной личности, обладающей как хорошей физической формой, так и сформированными духовно-нравственными установками.

Духовно-нравственное воспитание подразумевает решение следующих педагогических задач:

1. Формирование нравственных суждений, оценок и понятий, т.е. всего того, что составляет нравственное сознание зрелой личности, моральные принципы, в том числе недопустимость нарушения нравственно-этических принципов.

2. Воспитание гуманизма, патриотизма, дружбы и чувства товарищества, т.е. нравственных чувств и убеждений.

3. Воспитание определенных нравственных качеств и черт, которые составляют постоянные свойства личности: трудолюбие, скромность, волевые качества, стремление к победе, самообладание, мужество, решительность, ответственность.

Все эти задачи решаются в процессе физического воспитания на занятиях физической культурой, которая является одной из сторон культуры как таковой. Данные свойства и качества воспитываются как непосредственно в ходе занятий (например, воля к победе, решительность, уважение, мужество, терпение и

целеустремленность), так и за пределами учебно-воспитательного процесса: необходимость соблюдать спортивный режим, режим тренировок, режим питания. Дисциплина, строгость к себе, самоограничения и самоконтроль - все эти качества формируются не только на занятиях физической культурой, но и в обыденной жизни воспитанников казачьих учебных заведений. В духовно-нравственном воспитании важнейшую роль играет наставник, тренер, который может не только личным примером демонстрировать морально-этические установки, но и в процессе учебно-методической работы на протяжении всего учебно-тренировочного процесса заниматься воспитательной работой, в том числе побуждая воспитанников анализировать свои поступки, победы и поражения, взаимоотношения в коллективе.

Среди методов работы тренера-наставника не только те, что направлены непосредственно на формирование спортивных качеств и улучшение физической подготовки, но и те, которые приводят к формированию нравственной личности. Наставник разбирает поведение воспитанников, разъясняет допустимость или недопустимость тех или иных действий, наказывает за нарушения дисциплины и побуждает к осмыслению поступков. В задачи наставника входит и побуждение обучающихся к анализу своего поведения и поведения других, в том числе нравственная оценка тех или иных действий, обучение соблюдению правил. Наставник может инициировать беседы и диспуты на этические темы, и в определенном возрасте его личность и степень авторитета определяет и степень доверия к его словам и поступкам со стороны воспитанников. Во многом они определяют в будущем модель их поведения с окружающими. Как отмечает О.М. Капленко, физическая культура влияет на социальную активность, формирует такие качества, как трудолюбие, патриотизм, преданность своему делу [4].

Можно предположить, что духовно-нравственное развитие в этом случае ограничивается ролью наставника, педагога, который решает свои частные педагогические задачи, а само физическое воспитание служит лишь инструментом для достижения поставленных целей. Доля истины в этом есть, так как без личности педагога невозможно представить педагогический процесс, и даже несмотря на современное развитие технологий, в том числе большое число разнообразных механизмов удаленного обучения или самостоятельной подготовки при помощи различных технических устройств, фигура тренера остается ключевой. Однако само по себе физическое воспитание организует и направляет развитие личности в нужное русло. Занятия спортом требуют не только выносливости, но и самодисциплины, не только физических данных, но и моральных качеств, которые присущи всем серьезным спортсменам.

Об этом свидетельствуют данные, зафиксированные в научных исследованиях социальной составляющей результативности учебно-воспитательного процесса в специализированных казачьих классах, открытых на базе учреждений основного (общего) образования и учебных заведениях казачьего кластера. На сегодняшний день учебные заведения подобного типа, реализующие общеобразовательную программу, демонстрируют высокую результативность учебно-воспитательного процесса. Они воспитывают в обучающихся духовно-нравственные качества на основе возрождения культурно-исторических ценностей и традиций, а также способствуют профилактике безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних [5].

Таким образом, это может свидетельствовать о том, что сочетание физической культуры с эстетическим и интеллектуальным развитием, проводимым в русле традиционной национальной культуры, приводят к становлению нравственных идеалов, и физическая сила и активность направляются не на асоциальные поступки, но на спортивные достижения. В этом значительную роль играют физические нагрузки, позволяющие снять напряжение, дать позитивный выход агрессии и продуктивно снимать стресс. Помимо того, физическое воспитание в учебных заведениях казачьего кластера направлено на компенсацию нагрузок, вызываемых обучением, что приводит, в свою очередь, к повышению результатов обучения, что видно по итоговым результатам тестирования успешности образовательного процесса. Это происходит, в том числе, благодаря тому, что ценностное отношение к традициям сопряжено с духовно-нравственным воспитанием, регуляцией поведения подростков, в том числе посредством организации физического воспитания [6].

Помимо собственно физического и интеллектуального развития очень важным для воспитания является принадлежность к субкультуре. Кадеты, курсанты и воспитанники казачьих учебных заведений одеты в форму установленного образца, имеют знаки отличия и соблюдают определенные ритуалы, свойственные казачьей службе. Это позволяет воспитанникам чувствовать себя частью единого

Библиографический список

сообщества, ощущать свою принадлежность к определенной группе, воспринимать ее ценности и разделять взгляды, что способствует как развитию духовно-нравственного и интеллектуального потенциала, так и улучшению физических кондиций, поскольку принадлежность к данной субкультуре предполагает военную выправку, умение держаться в седле, строевую подготовку. Учитывая, что даже элементы традиционных танцев требуют значительных физических усилий, роль физического воспитания в данном вопросе несомненна. Таким образом, нравственно-эстетическое и духовное воспитание обучающихся в учебных заведениях казачьего корпуса неразрывно связано с развитием физической формы, то есть с формированием физической культуры обучающихся.

Учебные заведения казачьего типа направлены на то, чтобы помочь воспитанникам сориентироваться в выборе дальнейшего образовательного маршрута, определиться благодаря выбору одного или нескольких профильных предметов с дальнейшей специализацией в обучении. Помимо специализированных вузов, например, Московского государственного университета технологий и управления им. К.П Разумовского (первого казачьего университета), существует множество вариантов для выбора профессии. Но так как среди воспитанников изначально сильны традиции патриотического, военно-патриотического и физического воспитания, то есть они обладают всеми необходимыми качествами для службы в Вооруженных Силах РФ и силовых структурах, многие выпускники выбирают и этот путь. И здесь духовно-нравственная ориентация физического воспитания играет немалую роль в будущем облике российского офицера. Воспитание в духе традиций позволяет равняться на фигуру защитника как на некий нравственный ориентир, своеобразный идеал мужества, силы и благородства, в котором духовность и моральные качества гармонично сочетаются с качествами физическими [7].

Таким образом, можно сделать вывод о всестороннем влиянии физической культуры на формирование духовно-нравственного воспитания в учебных заведениях казачьего кластера, благотворном влиянии ее на все уровни формирования нравственного сознания и воспитание целостной личности, обладающей волевым характером, целеустремленностью и самообладанием.

Помимо развития физических кондиций - выносливости, техники, силы, быстроты - физическое воспитание влияет на становление личности, вырабатывая в обучающемся волю, дисциплину, целеустремленность. Это неразрывно связано как с морально-волевыми качествами, так и с нравственными характеристиками личности. Таким образом, физическое воспитание в духе казачьих традиций приводит к формированию нравственного поведения, моральных установок, следованию определенным нравственным идеалам и стандартам.

Учебные планы в заведениях казачьего кластера должны строиться с учетом того, чтобы развитие воспитанников было гармоничным и охватывало все сферы личности: интеллектуальную, духовную, физическую. Физическая культура способна обеспечить гармоничное развитие личности и формирование духовно-нравственных установок, позволяющих судить о выпускниках данных заведений как о людях со сформированной системой ценностей, согласующихся с национальными идеалами воина, патриота и гражданина [8].

При этом важным инструментом физического воспитания как средства формирования духовно-нравственного воспитания является грамотное построение учебно-тренировочного процесса и фигура наставника, который ведет воспитанников к поставленной цели.

Физическая культура как дисциплина и физическое воспитание как учебный предмет в учебных заведениях казачьего типа должны строиться с учетом образовательных и культурных традиций для формирования духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Проанализировав данные, касающиеся как пропорций внедрения в учебные планы казачьих учебных заведений физического воспитания, так и сами программы физического развития, спорта и формирования физической культуры у обучающихся, сопоставив их с целями и задачами, решаемыми педагогами на уроках физического воспитания, и результатами занятий, была выявлена роль физической культуры в процессе формирования духовно-нравственных установок у воспитанников учебных заведений казачьего кластера.

Таким образом, нами подведен некий итог педагогическим размышлениям на тему роли физической культуры в духовно-нравственном воспитании учащихся и дано определение самому понятию «духовно-нравственное воспитание».

Сделаны выводы о роли физической культуры в духовно-нравственном воспитании, что позволяет использовать результаты настоящей статьи для обоснования пропорций предметного обучения в образовательных учреждениях казачьего кластера.

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». Available at: http://government.ru/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Колесник Ю.А. Использование средств физической культуры с целью улучшения психоэмоционального состояния, повышения работоспособности. ППМБПФВС. 2009; № 5: 124 - 128.

3. Рвачева О.В. Система казачьего воспитания и образования в конце XIX - начале XXI века. Тенденции на Юге России. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015; № 8 (103): 188 - 196.

4. Капленко О.М. Социальные функции физической культуры. Интерэкспо Гео-Сибирь. 2010; № 6: 249 - 254.

5. Озеров А.А. Проблемы и перспективы военно-патриотического воспитания в казачьих кадетских корпусах России. ИВД. 2014; №4-2: 5.

6. Даньшов С.Н. Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе приобщения к традициям казачества Южного Урала: Диссертация ... кандидата педагогических наук. Оренбург, 2006.

7. Бредихин А.В. О системе духовно-нравственного и патриотического воспитания казачьих кадетских корпусов. Казачество. 2016; № 4 (17): 12 - 19.

8. Тоноян Х.А., Лахтин А.Ю. Повышение эффективности проведения физкультурных и спортивных мероприятий в первом казачьем университете. Власть. 2018; Т. 26, № 4: 48 - 54.

References

1. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016 - 2020 gody». Available at: http://government.ru/

2. Kolesnik Yu.A. Ispol'zovanie sredstv fizicheskoj kul'tury s cel'yu uluchsheniya psiho'emocional'nogo sostoyaniya, povysheniya rabotosposobnosti. PPMBPFVS. 2009; № 5: 124 - 128.

3. Rvacheva O.V. Sistema kazach'ego vospitaniya i obrazovaniya v konce XIX - nachale XXI veka. Tendencii na Yuge Rossii. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2015; № 8 (103): 188 - 196.

4. Kaplenko O.M. Social'nye funkcii fizicheskoj kul'tury. Inter'ekspo Geo-Sibir'. 2010; № 6: 249 - 254.

5. Ozerov A.A. Problemy i perspektivy voenno-patrioticheskogo vospitaniya v kazach'ih kadetskih korpusah Rossii. IVD. 2014; №4-2: 5.

6. Dan'shov S.N. Duhovno-nravstvennoe vospitanie uchaschihsya na osnove priobscheniya k tradiciyam kazachestva Yuzhnogo Urala: Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2006.

7. Bredihin A.V. O sisteme duhovno-nravstvennogo i patrioticheskogo vospitaniya kazach'ih kadetskih korpusov. Kazachestvo. 2016; № 4 (17): 12 - 19.

8. Tonoyan H.A., Lahtin A.Yu. Povyshenie 'effektivnosti provedeniya fizkul'turnyh i sportivnyh meropriyatij v pervom kazach'em universitete. Vlast'. 2018; T. 26, № 4: 48 - 54.

Статья поступила в редакцию 12.02.21

УДК 316.47

Litvinova N.Yu., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Vladimir State University n.a. A.G. and N.G. Stoletovs (Vladimir, (Russia),

E-mail: Ln7766@mail.ru

FORMING HYPOTHETIC COMPETENCE IN PSYCHOLOGY STUDENTS THROUGH MASTERING THE PSYCHOTHERAPEUTIC TECHNOLOGY OF ANALYSIS OF SENSE ORIENTATIONS OF THE CLIENT. The article deals with the formation of the competence of hypothetical students of psychologists through mastering the psychotherapeutic technology of analyzing the client's life-meaning orientations. The hypothetical nature of a psychologist is a set of assumptions about potential scenarios for the development of events in the client's life. The "optimal" scenario for the client is revealed with the help of tools: the psychologist's intention and his mastery of the author's psychotherapeutic technology. The author considers the experience of forming a hypothetical psychologist through teaching the practice of working with the client's life-meaning orientations in three aspects: acquiring knowledge about the phenomenology of life (mainly the subject-activity approach); the process of accompanying the client, i.e. the author's psychotherapeutic technology. The work shows that formation of the competence of the hypothetical psychologist is directly dependent on the student's professional motivation and awareness of his life experience.

Key words: hypothetical, knowledge, psychologist's intention, with thought-life orientations, individual style of activity, experience of living, subjective well-being.

Н.Ю. Литвинова, канд. психол. наук, доц., Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир,

E-mail: Ln7766@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ГИПОТЕТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ ЧЕРЕЗ ОВЛАДЕНИЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ АНАЛИЗА СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КЛИЕНТА

Гипотетичность как свойство психолога проявляется через совокупность предположений о потенциальных вариантах развития событий в жизнедеятельности клиента. «Оптимальный» вариант обнаруживается при помощи следующих инструментов: намерение психолога и его владение авторской психотерапевтической технологией. В статье рассматривается опыт формирования гипотетичности психолога через обучение практике работы со смысложизненными ориентациями клиента в трех аспектах: приобретение знаний о феноменологии жизнедеятельности (преимущественно субъектно-деятельностный подход), умение использовать состояние намерения психолога сопроводить клиента к «искомому ответу на вопрос», владение индивидуальным стилем деятельности в процессе сопровождения клиента, т.е. авторской психотерапевтической технологией. Получены данные о том, что формирование компетенции гипотетичности психолога непосредственно зависит от профессиональной мотивации студента и осознания опыта проживания.

Ключевые слова: гипотетичность, знания, намерение психолога, смысложизненные ориентации, индивидуальный стиль деятельности, опыт проживания, субъективное благополучие.

Гипотетичность - профессионально важное свойство личности психолога, проявляемое в намерении контролировать значимость достижения позитивного результата в рефлексивном процессе над заявленной проблемой клиента [1]. Это свойство формируется на основе знаний о феноменологии жизнедеятельности (в зависимости от предпочитаемых теоретических концепций), накопленных психологом. Инструментом практической реализации этих знаний, переноса их на практику оказания психологической помощи, сопровождения клиента в контексте трудной ситуации жизнедеятельности выступает владение психологом авторской психотерапевтической технологией как результатом проявления индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Отметим, что авторской психотерапевтической технологией становится эклектический подход, который вырабатывает каждый психолог познавая безграничное поле психотерапевтической практики.

Мы рассматриваем опыт формирования гипотетичности психолога через обучение практике работы со смысложизненными ориентациями клиента в трех аспектах: приобретение знаний о феноменологии жизнедеятельности (преимущественно субъектно-деятельностный подход), умение использовать состояние намерения психолога сопроводить клиента к «искомому ответу на вопрос», владение индивидуальным стилем деятельности в процессе сопровождения клиента, т.е. авторской психотерапевтической технологией.

Первый аспект формирования гипотетичности психолога.

Не умаляя практической ценности множества психотерапевтических подходов и технологий к процессу сопровождения клиента, мы принимаем идеи

психоанализа, бихевиоризма, гуманизма [2] и уделяем особое внимание идеям экзистенциональной психологии В. Франкла и отечественной субъектно-деятель-ностной парадигме [3; 4; 5].

В соответствии с выбранной методологией понимания субъективного благополучия личности в жизнедеятельности (главный критерий качества жизни и мишень психотерапии) мы принимаем следующие допущения как основу для формирования знаний о феноменологии жизнедеятельности [6].

С точки зрения философии феноменология жизни представляет собой дескрипцию явления, с позиции психологии - проявления индивида в жизнедеятельности. Речь идет о проявлении уникальности, индивидуальности, предназначения, общественно полезной значимости - это главная эволюционная, экзистенциальная задача каждого человека. Именно обретение индивидуальной личностной ниши, предназначения, самореализации в общественной значимости и полезности гарантируют человеку субъективное благополучие, личностную и социальную успешность.

В этой связи манифестирует себя проблема ответственности человека перед самим собой за собственное благополучие в жизнедеятельности. Выраженность ответственности как свойства личности проявляется в особенностях локуса контроля и определяет выбор способов раскрытия уникальности и неповторимости индивида (они же способы достижения экзистенциальной цели жизнедеятельности). Выбор способов реализуется ежедневно через решение текущих ситуативных задач: жесткий контроль, зависимость от значимости достижений или балансирование между контролем и наблюдением открывающихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.